Программа географического клуба школы
Рабочая программа
ШКОЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КЛУБА «TERRA SCIENTIA»
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Школа №12 города Благовещенска»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка составлена на основе:
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Место проведения занятий клуба определяются куратором клуба в зависимости от формы и темы занятия. Занятия могут проводится в кабинете № 36 МБОУ «Школа №12 города Благовещенска», в музеях и библиотеках города, а также в других учреждениях по согласованию с руководством этих учреждений.
Программа рассчитана на 3 года обучения, по 35 часов за год. Заседания клуба проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия определяется выбранной формой мероприятия.
Возраст воспитанников 12-16 лет (6-9 класс). Состав группы детей постоянный, набор производится по желанию детей и их законных представителей. Занятия проводятся в групповой форме.
Сроки реализации программы 2017-2020 учебный год.
Цель клуба – формирование группы учащихся, интересующихся предметом география, а также смежными с ней дисциплинами, и создание для них условий освоения теоретических и практических знаний географической культуры.
Задачи:
Углубленное комплексное изучение физической и экономической географии стран мира, комплексное изучение хозяйства и населения Амурской области и города Благовещенска.
Формирование и развитие экологического воспитания учащихся.
Приобретение практических навыков работы со статистическими, графическими и другими материалами, практических навыков по работе на местности, создание социально-значимых исследовательских проектов.
Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителями, сверстниками и младшими школьниками при подготовке и проведении научно-познавательных занятий, проектов, акций.
Раскрытие творческого потенциала учащихся, посредством различных видов деятельности клуба, а также развитие творческих способностей.
Развитие общего кругозора обучающихся.
Ценностными ориентирами, осваиваемыми в процессе организации географического клуба «Terra Scientia», являются:
труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Преимущественными формами достижения воспитательных результатов являются: познавательные занятия и игры, акции, викторины, КТД, детские исследовательские проекты (в т.ч. социальной направленности).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об основных общечеловеческих ценностях и нормах поведения, об экологических проблемах человечества, ответственном отношении к судьбе своей малой родины, страны и планеты, о правилах конструктивной групповой работы, об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, логике и правилах проведения научного исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения к Земле, природе, биологическому разнообразию жизни, знаниям, науке и исследовательской деятельности, миру, сотрудничеству, человеку.
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): учащиеся смогут приобрести опыт исследовательской деятельности, публичного выступления по проблемным вопросам, природосберегающей и природоохранной деятельности, участия в гражданских акциях, опыт организации совместной деятельности с другими детьми.
Ожидаемые личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
3) умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности ее решения;
4) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
5) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
8) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
9) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
10) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
7) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
Дата проведения |
Форма занятия |
1 |
Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами клуба. Инструктаж по технике безопасности. |
1 |
лекция |
|
2 |
География – наука о Земле. - Науки о Земле - Географические науки - Методы географического исследования |
3 |
лекция игра-викторина практикум |
|
3 |
Цели и задачи географического исследования. Социальное проектирование. - Определение темы и методологической базы собственного географического исследования. - Отличие исследовательской работы от проекта - Работа над исследовательской работой и\ или проектом - Презентация своего исследовательского труда - Презентация своего социального проекта |
5 |
лекция лекция создание иссл.работы презентация иссл.работ презентация проектов |
|
4 |
Географические открытия. - Эпоха Великих географических открытий. - Изучение Европы и Азии. - Географические открытия на рубеже XX-XXI веков. - Важнейшие географические открытия в жизни России. |
4 |
лекция лекция практикум игра-викторина |
|
5 |
Географические приборы, измерение с помощью них. Ориентирование. - Измерение расстояний на территории. - Метеорологические измерения. - Ориентирование на местности. |
4 |
практикум практикум практикум |
|
6 |
Страны мира. Обзор по континентам. - Страны Европы и Азии. - Страны Америки, Африки, Австралия. - Традиции и обычаи разных стран мира. - Праздники разных стран мира. |
4 |
лекция лекция игра-викторина игра-викторина |
|
7 |
Моя страна Россия. - Россия на карте мира. - Памятники культуры и памятники природы России. - Народы России. - Традиции и обычаи народов России. |
4 |
лекция практикум лекция игра-викторина |
|
8. |
Моя малая Родина. - Амурская область на карте России. - История освоения Амурской области. - Мой город. - Город в фото. |
4 |
лекция лекция игра-викторина фотовыставка |
|
9 |
Экологическая практика. - Участие в городских акциях. - Подготовка земли для выращивания рассады, выращивание цветов. Посадка растений на территории школьного участка. |
6 |
практикум |
ПОЛОЖЕНИЕ
О ШКОЛЬНОМ ГЕОГРАФИЧЕСКОМ КЛУБЕ
Исходя из требований современного общества к образованию, важно активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся, мотивировать интерес к приобретению знаний и их применения на практике, изучая и исследуя природные комплексы малой Родины.
1. Общее положение.
1.1. Настоящее Положение определяет нормативно-правовые и содержательно-деятельностные основы школьного географического клуба “Terra Scientia” как особой формы организации внеурочной деятельности учащихся 6-9-х классов МБОУ «Школы №12 города Благовещенска» по созданию условий для формирования у воспитанников клуба географической и экологической культуры, навыков научно-исследовательской, проектной и туристической деятельности.
1.2. В своей деятельности школьный географический клуб “Terra Scientia” руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», законодательными и нормативными актами Правительства Амурской области, нормативными документами и рекомендациями федеральных органов управления образованием, муниципального органа управления образованием, настоящим Положением.
2. Основные цели и задачи
2.1. Основной целью деятельности школьного географического клуба “Terra Scientia” является всестороннее развитие потенциальных возможностей каждого воспитанника на основе внеурочной организации самостоятельной творческой, экспериментальной и исследовательской работы.
2.2. На школьный географический клуб “Terra Scientia” возлагаются следующие задачи:
создание условий для внеурочной самостоятельной образовательной деятельности воспитанников клуба на базе кабинета географии №36 школы и на школьном дворе;
формирование географической, картографической и экологической грамотности, культуры общения;
обеспечение методического и материально-технических условий для развития навыков самостоятельной творческой, экспериментально-исследовательской работы воспитанников клуба;
совершенствование умения учащихся в организации научно-исследовательской работы;
представление опыта и результатов работы воспитанников клуба на конкурсах, конференциях муниципального, регионального, федерального и международного уровней соответственно профилю выполненной работы.
3. Организация деятельности
3.1. Возглавляет работу школьного географического клуба “Terra Scientia” куратор клуба (учитель географии), командир, заместитель клуба и руководители секторов клуба, выбранные на общем собрании клуба.
3.2. Состав школьного географического клуба “Terra Scientia” комплектуется из учащихся школы, выразивших желание войти в географический клуб. Возможен отбор участников клуба на конкурсной основе по качеству образовательных результатов предмета «География» и смежных дисциплин.
3.3. Организационная, методическая работа с воспитанниками географического клуба осуществляется в соответствии с планом школьного географического клуба “Terra Scientia”.
3.4. План работы клуба обсуждается и утверждается куратором, командиром и его заместителем, а также руководителями секторов. В течение года в план могут вноситься изменения и дополнения.
3.5. Работа школьного географического клуба “Terra Scientia” осуществляется во внеурочное время, определяемое куратором клуба, и согласно утвержденному администрацией школы расписанию работы.
3.6. Основными формами школьного географического клуба “Terra Scientia” являются:
практикумы
экскурсии и выезды учащихся
участие и организация научно-практических конференций, лекций с участием – ученых, путешественников, журналистов и т.д.;
организация и проведение очных и заочных географических викторины, проектов и конкурсов и пр.
3.7. Темы и профиль творческих и исследовательских работ определяются куратором клуба индивидуально.
3.8. На заседания могут быть приглашены учителя школ, родители и представители общественности.
4. Финансирование работы школьного географического клуба.
4.1. Членство в школьном географическом клубе “Terra Scientia”, материально-техническая база кабинета географии, необходимая для выполнения самостоятельных творческих и исследовательских работ воспитанниками клуба, предоставляется на безвозмездной основе.
4.2. Все материальные расходы, связанные с выполнением самостоятельных творческих и исследовательских работ, финансируются самими авторами работ.
4.3. Материальные расходы, связанные с представлением опыта и результатов своей работы на конкурсах и конференциях, материальное вознаграждение или иные формы поощрения, регламентируются Положениями данных конкурсов и конференций.
ЭМБЛЕМА ШКОЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КЛУБА
Школьный географический клуб