Рабочая программа для кружка «Фольклорное пение» для учащихся 5–8 классов
                                Рабочая программа для кружка
«Фольклорное пение»
                              
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана для обеспечения развития творческих способностей школьников, способствующая формированию интереса и познавательной активности, мотивации творческой деятельности школьников через культурологическое освещение тем.
Знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формирует нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх
1. Актуальность программы
Фольклор школьников является не только достоянием и неотъемлемой частью фольклорной традиции в целом, но и выступает в качестве значимого компонента детской субкультуры. Он сопутствует ребёнку на разных возрастных этапах его развития и охватывает различные планы стихийной творческой деятельности детей - словесный, игровой, изобразительный.
Познание произведений народного фольклора - это наиболее естественный способ включения младшего школьника в систему национальных ценностей.
Фольклорно-музыкальные занятия — это область педагогики дополнительного образования. Дети посещают кружок добровольно, в свободное от учёбы время. Музыка определяет все происходящее на занятиях: характер общения учителя с учащимися, методы, приемы донесения музыкального материала, логику организации занятия.
Народное музыкальное творчество (фольклор) – важнейшая область культуры. Песня является неотъемлемой частью самой жизни и сопровождает все её события. В наше время обращение к фольклорному искусству, в частности, к народной музыкальной культуре, актуально – не зная культуры своей страны, её культурных особенностей, мы воспитываем не только безразличие к своей Родине, но и к ближнему, чёрствых, равнодушных людей. В реальной жизни у ребёнка нет возможности соприкоснуться с музыкальными традициями своего народа, с культурой. Эти факты, безусловно, привлекают детей в кружок. Яркость костюмов и эмоциональная палитра народных песен делают фольклорно-музыкальные занятия актуальными, необычными, востребованными.
Программа не ставит своей задачей развития у детей фольклорных навыков пения и профессионального исполнения музыкально-хореографических произведений, а носит развивающий, досуговый, социокультурный характер с элементами психокоррекции
Программа для учащихся 5-8 классов средней школы, рассчитана на 15 учебных недель, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40-45 минут. Содержание отвечает требованию к организации внеурочной деятельности
Цель фольклорно-музыкальной деятельности данной программы - сформировать у детей духовные ценности, воспитать чувство личностной значимости в данном коллективе, в общей деятельности, способствовать развитию музыкального мышления и музыкально – исполнительского умения и навыка.
Задачи программы:
1. Воспитание интереса к фольклорному творчеству;
2. Формировать знания о традициях, культуре нашей страны;
4. Добиться при обучении простоты и естественности (удобства) исполнения фольклорных произведений;
5. Развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся;
Учебно – тематический план
| 
			 № п/п  | 
			
			 Дата провед.  | 
			
			 Тема занятия  | 
			
			 Содержание занятия  | 
		
| 
			 1  | 
			
			 Что такое фольклор?  | 
			
			 Дать представления об особенностях фольклорного жанра.  | 
		|
| 
			 2  | 
			
			 Малые жанры фольклора  | 
			
			 Знакомство с фольклорными жанрами Развивать речь, произношение  | 
		|
| 
			 3  | 
			
			 Колыбельные народные песни  | 
			
			 Духовное развитие и эстетическое воспитание.  | 
		|
| 
			 4  | 
			
			 Русские народные песни  | 
			
			 Основы ладового строения русских народных песен  | 
		|
| 
			 5  | 
			
			 Русские народные песни  | 
			
			 Диатоника, звукоряды, закономерности многоголосия  | 
		|
| 
			 6  | 
			
			 Русские народные песни  | 
			
			 Фонетические особенности русских народных песен  | 
		|
| 
			 7  | 
			
			 Частушки.  | 
			
			 Укреплять понимания подлинных, реальных вещей и явлений. Лексические средства  | 
		|
| 
			 8  | 
			
			 Исполнение песен, частушек  | 
			
			 Развивать умения петь соло и в ансамбле,a capella  | 
		|
| 
			 9  | 
			
			 Показ-разучивание песни «Ой, при лужку» , «Деревня»  | 
			
			 Отработка вокально-хоровых навыков  | 
		|
| 
			 10  | 
			
			 Работа над художественным образом в музыкальных произведениях  | 
			
			 Отработка двухголосного исполнения, ритма,  | 
		|
| 
			 11  | 
			
			 Исполнение музыкальных произведений с шумовыми инструментами  | 
			
			 Отработка вокально-хоровых навыков. Пение в ансамбле  | 
		|
| 
			 12  | 
			
			 Исполнение песен в хороводе, с народными плясовыми движениями  | 
			
			 Отработка вокально-хоровых навыков. Пение в ансамбле  | 
		|
| 
			 13  | 
			
			 Концертное исполнение выученных песен. (репетиция)  | 
			
			 Работа над ритмическим рисунком,  | 
		|
| 
			 14  | 
			
			 Заключительное занятие. Повторение знаний по теме –русский музыкальный фольклор  | 
			||
| 
			 15  | 
			
			 Проектная работа. «Русский фольклор в искусстве»  | 
			
			 Презентации работ  | 
		
Обучающиеся должны знать:
Что такое фольклор?
Фольклорные произведения: скороговорки, считалки, небылицы, пословицы, загадки, частушки, заклички.
Уметь анализировать произведения.
Выделять главных героев.
Четко и правильно произносить все звуки.
Уметь слушать, вступать в разговор, работать в парах.
Литература:
Сборник русских сказок.
Мельников М. Н. «Русский детский фольклор.»
Интернет- ресурсы –
http://rusfolklor.ru/
http://www.max-club.ru/cgi/Discuss.exe?Get=DiscussOld&Num=2333
http://wikibit.me/v фольклорное пение