Рабочая программа для кружка «Фольклорное пение» для учащихся 5–8 классов
Рабочая программа для кружка
«Фольклорное пение»
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана для обеспечения развития творческих способностей школьников, способствующая формированию интереса и познавательной активности, мотивации творческой деятельности школьников через культурологическое освещение тем.
Знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формирует нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх
1. Актуальность программы
Фольклор школьников является не только достоянием и неотъемлемой частью фольклорной традиции в целом, но и выступает в качестве значимого компонента детской субкультуры. Он сопутствует ребёнку на разных возрастных этапах его развития и охватывает различные планы стихийной творческой деятельности детей - словесный, игровой, изобразительный.
Познание произведений народного фольклора - это наиболее естественный способ включения младшего школьника в систему национальных ценностей.
Фольклорно-музыкальные занятия — это область педагогики дополнительного образования. Дети посещают кружок добровольно, в свободное от учёбы время. Музыка определяет все происходящее на занятиях: характер общения учителя с учащимися, методы, приемы донесения музыкального материала, логику организации занятия.
Народное музыкальное творчество (фольклор) – важнейшая область культуры. Песня является неотъемлемой частью самой жизни и сопровождает все её события. В наше время обращение к фольклорному искусству, в частности, к народной музыкальной культуре, актуально – не зная культуры своей страны, её культурных особенностей, мы воспитываем не только безразличие к своей Родине, но и к ближнему, чёрствых, равнодушных людей. В реальной жизни у ребёнка нет возможности соприкоснуться с музыкальными традициями своего народа, с культурой. Эти факты, безусловно, привлекают детей в кружок. Яркость костюмов и эмоциональная палитра народных песен делают фольклорно-музыкальные занятия актуальными, необычными, востребованными.
Программа не ставит своей задачей развития у детей фольклорных навыков пения и профессионального исполнения музыкально-хореографических произведений, а носит развивающий, досуговый, социокультурный характер с элементами психокоррекции
Программа для учащихся 5-8 классов средней школы, рассчитана на 15 учебных недель, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40-45 минут. Содержание отвечает требованию к организации внеурочной деятельности
Цель фольклорно-музыкальной деятельности данной программы - сформировать у детей духовные ценности, воспитать чувство личностной значимости в данном коллективе, в общей деятельности, способствовать развитию музыкального мышления и музыкально – исполнительского умения и навыка.
Задачи программы:
1. Воспитание интереса к фольклорному творчеству;
2. Формировать знания о традициях, культуре нашей страны;
4. Добиться при обучении простоты и естественности (удобства) исполнения фольклорных произведений;
5. Развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся;
Учебно – тематический план
№ п/п |
Дата провед. |
Тема занятия |
Содержание занятия |
1 |
Что такое фольклор? |
Дать представления об особенностях фольклорного жанра. |
|
2 |
Малые жанры фольклора |
Знакомство с фольклорными жанрами Развивать речь, произношение |
|
3 |
Колыбельные народные песни |
Духовное развитие и эстетическое воспитание. |
|
4 |
Русские народные песни |
Основы ладового строения русских народных песен |
|
5 |
Русские народные песни |
Диатоника, звукоряды, закономерности многоголосия |
|
6 |
Русские народные песни |
Фонетические особенности русских народных песен |
|
7 |
Частушки. |
Укреплять понимания подлинных, реальных вещей и явлений. Лексические средства |
|
8 |
Исполнение песен, частушек |
Развивать умения петь соло и в ансамбле,a capella |
|
9 |
Показ-разучивание песни «Ой, при лужку» , «Деревня» |
Отработка вокально-хоровых навыков |
|
10 |
Работа над художественным образом в музыкальных произведениях |
Отработка двухголосного исполнения, ритма, |
|
11 |
Исполнение музыкальных произведений с шумовыми инструментами |
Отработка вокально-хоровых навыков. Пение в ансамбле |
|
12 |
Исполнение песен в хороводе, с народными плясовыми движениями |
Отработка вокально-хоровых навыков. Пение в ансамбле |
|
13 |
Концертное исполнение выученных песен. (репетиция) |
Работа над ритмическим рисунком, |
|
14 |
Заключительное занятие. Повторение знаний по теме –русский музыкальный фольклор |
||
15 |
Проектная работа. «Русский фольклор в искусстве» |
Презентации работ |
Обучающиеся должны знать:
Что такое фольклор?
Фольклорные произведения: скороговорки, считалки, небылицы, пословицы, загадки, частушки, заклички.
Уметь анализировать произведения.
Выделять главных героев.
Четко и правильно произносить все звуки.
Уметь слушать, вступать в разговор, работать в парах.
Литература:
Сборник русских сказок.
Мельников М. Н. «Русский детский фольклор.»
Интернет- ресурсы –
http://rusfolklor.ru/
http://www.max-club.ru/cgi/Discuss.exe?Get=DiscussOld&Num=2333
http://wikibit.me/v фольклорное пение