12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Трушина Светлана Юрьевна6511 Учитель музыки высшей квалификационной категории, педстаж работы 37 лет. 20 лет- музыкальный руководитель в ДОУ Россия, Забайкальский край, Село Знаменка, Нерчинский район Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность» |
Рабочая программа для кружка «Фольклорное пение»
Рабочая программа для кружка
«Фольклорное пение»
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана для обеспечения развития творческих способностей школьников, способствующая формированию интереса и познавательной активности, мотивации творческой деятельности школьников через культурологическое освещение тем.
Знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формирует нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх
1. Актуальность программы
Фольклор школьников является не только достоянием и неотъемлемой частью фольклорной традиции в целом, но и выступает в качестве значимого компонента детской субкультуры. Он сопутствует ребёнку на разных возрастных этапах его развития и охватывает различные планы стихийной творческой деятельности детей - словесный, игровой, изобразительный.
Познание произведений народного фольклора - это наиболее естественный способ включения младшего школьника в систему национальных ценностей.
Фольклорно-музыкальные занятия — это область педагогики дополнительного образования. Дети посещают кружок добровольно, в свободное от учёбы время. Музыка определяет все происходящее на занятиях: характер общения учителя с учащимися, методы, приемы донесения музыкального материала, логику организации занятия.
Народное музыкальное творчество (фольклор) – важнейшая область культуры. Песня является неотъемлемой частью самой жизни и сопровождает все её события. В наше время обращение к фольклорному искусству, в частности, к народной музыкальной культуре, актуально – не зная культуры своей страны, её культурных особенностей, мы воспитываем не только безразличие к своей Родине, но и к ближнему, чёрствых, равнодушных людей. В реальной жизни у ребёнка нет возможности соприкоснуться с музыкальными традициями своего народа, с культурой. Эти факты, безусловно, привлекают детей в кружок. Яркость костюмов и эмоциональная палитра народных песен делают фольклорно-музыкальные занятия актуальными, необычными, востребованными.
Программа не ставит своей задачей развития у детей фольклорных навыков пения и профессионального исполнения музыкально-хореографических произведений, а носит развивающий, досуговый, социокультурный характер с элементами психокоррекции
Программа для учащихся 5-8 классов средней школы, рассчитана на 15 учебных недель, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40-45 минут. Содержание отвечает требованию к организации внеурочной деятельности
Цель фольклорно-музыкальной деятельности данной программы - сформировать у детей духовные ценности, воспитать чувство личностной значимости в данном коллективе, в общей деятельности, способствовать развитию музыкального мышления и музыкально – исполнительского умения и навыка.
Задачи программы:
1. Воспитание интереса к фольклорному творчеству;
2. Формировать знания о традициях, культуре нашей страны;
4. Добиться при обучении простоты и естественности (удобства) исполнения фольклорных произведений;
5. Развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся;
Учебно – тематический план
№ п/п | Дата провед. | Тема занятия | Содержание занятия |
1 | Что такое фольклор? | Дать представления об особенностях фольклорного жанра. | |
2 | Малые жанры фольклора | Знакомство с фольклорными жанрами Развивать речь, произношение | |
3 | Колыбельные народные песни | Духовное развитие и эстетическое воспитание. | |
4 | Русские народные песни | Основы ладового строения русских народных песен | |
5 | Русские народные песни | Диатоника, звукоряды, закономерности многоголосия | |
6 | Русские народные песни | Фонетические особенности русских народных песен | |
7 | Частушки. | Укреплять понимания подлинных, реальных вещей и явлений. Лексические средства | |
8 | Исполнение песен, частушек | Развивать умения петь соло и в ансамбле,a capella | |
9 | Показ-разучивание песни «Ой, при лужку» , «Деревня» | Отработка вокально-хоровых навыков | |
10 | Работа над художественным образом в музыкальных произведениях | Отработка двухголосного исполнения, ритма, | |
11 | Исполнение музыкальных произведений с шумовыми инструментами | Отработка вокально-хоровых навыков. Пение в ансамбле | |
12 | Исполнение песен в хороводе, с народными плясовыми движениями | Отработка вокально-хоровых навыков. Пение в ансамбле | |
13 | Концертное исполнение выученных песен. (репетиция) | Работа над ритмическим рисунком, | |
14 | Заключительное занятие. Повторение знаний по теме –русский музыкальный фольклор | ||
15 | Проектная работа. «Русский фольклор в искусстве» | Презентации работ |
Обучающиеся должны знать:
Что такое фольклор?
Фольклорные произведения: скороговорки, считалки, небылицы, пословицы, загадки, частушки, заклички.
Уметь анализировать произведения.
Выделять главных героев.
Четко и правильно произносить все звуки.
Уметь слушать, вступать в разговор, работать в парах.
Литература:
Сборник русских сказок.
Мельников М. Н. «Русский детский фольклор.»
Интернет- ресурсы –