Программа краткосрочного восьмичасового курса внеурочной деятельности на тему «Говори свободно!» (9 класс)

4
0
Материал опубликован 23 December 2020

 

Программа краткосрочного восьмичасового курса внеурочной деятельности для учащихся 9-х классов

Речевой тренинг «Говори свободно!»

 

Составила

Никитина Т.С.,

учитель русского языка и литературы

 

Пояснительная записка

Наряду с различными другими видами деятельности речевая деятельность имеет очень важное значение. Она лежит в основе коммуникативных навыков и общения. Без общения невозможна полноценная жизнь. При помощи общения формируется личность человека, происходит его воспитание, образование, развитие интеллектуальных способностей. Невозможно представить успешного профессионала в любой области без сформированных речевых навыков.

Итоговое собеседование в IX классе является допуском к основному государственному экзамену. Цель собеседования – выявление и оценивание уровня сформированности речевых компетенций, необходимых для продолжения образования:

извлекать информацию при чтении;

пересказывать текст;

адекватно понимать и интерпретировать текст в соответствии с темой, стилем, функционально-смысловым типом речи;

соблюдать в речи основные языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические);

составлять монологическое высказывание по заданной теме;

отвечать на вопросы собеседника.

Выполнение заданий итогового собеседования требует от учащегося не только знаний теории языка и норм его употребления, но и способности эти знания уместно использовать. В структуру коммуникативной компетентности входят способность понимания текста, вербальное оформление этого понимания, владение способами построения текстов и нормами использования языка, а также рефлексивные способности.

Данный курс является краткосрочным, рассчитан на 8 часов.

Актуальность включения данного курса в образовательный процесс объясняется тем, что на каждом занятии курса целенаправленно развиваются важнейшие коммуникативно-рече­вые умения в основных видах речевой деятельности: аудировании (слушании), пересказе, говорении на разнообразные темы, составлении монологического высказывания, диалогав. Каждое из перечисленных умений формируется с помощью ряда методик, приёмов, упражнений, носящих, в основном, деятельностный характер.

Данный курс способствует формированию у учащихся информационно-коммуника­тивных навыков, обеспечивающих целенаправленную работу по извлечению ин­формации в источниках различного типа; развитие умения составлять текст, подбирать речевой материал в зависимости от ситуации, обосновывать свою позицию; приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст.

Цель данного курса – интенсивно подготовить учащихся IX класса к итоговому собеседованию.

В задачи курса входит обучение:

способам понимания текста; 

способам выражения понимания чужого; 

способам выражения собственной позиции; 

умению отвечать на вопросы и строить речь исходя из ситуации;

умению рассуждать с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче.

Умения и навыки, которые отработают учащиеся:

Грамотно читать

Пересказывать текст

Создавать устное развёрнутое монологическое высказывание

Формулировать вопросы

Создавать устное развёрнутое монологическое высказывание

Вести диалог

Интерпретировать и пересказывать видеотекст

Работа в рамках курса построена в виде мастерских, где учащиеся на практике отрабатывают различные коммуникативные навыки.

Формы работы: коллективная и групповая при работе над пониманием, индивидуальная устная работа. На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, слов, трудных к произношению) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности, приобрести устойчивые навыки).

Все задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типами речи: рассуждение, описание, повествование. При этом немалое значение имеет умение аргументировать. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной  деятельности.

Виды деятельности: чтение, пересказ, говорение: монологическое высказывание и участие в диалоге, составление вопросом различных видов.

 


Знать

 

Уметь


Владеть

Выразительное чтение текста

Правила пунктуационного оформления текста;

Орфоэпические нормы русского языка

Выразительно читать текст в соответствии с правилами пунктуационного оформления текста и орфоэпическими нормами

Орфоэпическими нормами русского языка, интонацией как инструментом идентификации синтаксических конструкций

Нормы чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей

Выразительно читать текст в темпе,  соответствующем коммуникативной задаче.

Техникой чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей

Пересказ текста с включением приведённого высказывания

Способы введения в пересказ цитаты с учетом коммуникативной задачи и логического строения текста

Определять основные микротемы текста; выделять ключевые слова; выбирать оптимальный способ цитирования при пересказе текста

Основными способами запоминания текста; владеть различными способами цитирования (прямая речь, косвенная речь, вводное слово)

Монологическое высказывание

Типы речи, композицию текстов, соответствующих различным типам речи

Строить текст в соответствии с коммуникативной задачей и выбранным типом речи

Техникой речи в соответствии с коммуникативной задачей: орфоэпическими, лексическими, синтаксическими нормами, нормами построения текста.

Диалог

Условия речевой ситуации, нормы современного русского литературного языка; этикетные формулы

Отвечать на вопросы в соответствии с речевой ситуацией и коммуникативной задачей

Владеть культурой общения


 

Формируемые компетенции

Программа нацелена на проверку сформированности коммуникативной компетенции обучающихся - умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.

О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических,  лексических, грамматических,  стилистических).

Выполнение обучающимися совокупности представленных в программе заданий позволяет оценить соответствие уровня их подготовки, достигнутого к концу обучения в основной школе, государственным требованиям к уровню подготовки по русскому языку (устная речь).

Весь курс является практико-ориентированным с элементами анализа и самоанализа учебной деятельности учащихся. Курс даёт возможность обучающимся познакомиться с закономерностями общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

На занятиях учащимся не ставятся привычные для них оценки. Педагоги контролируют уровень сформированности тех или иных коммуникативных навыков, а учащиеся заполняют листы рефлексии, где проводят самоанализ владения навыками по 10-балльнеой шкале в начале тренинга и после прохождения мастерской.

Планируемые результаты

Главным результатом является готовность к сдаче итогового собеседования. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам экзамена.

 

Личностные:

понимание значимости владения русским языком для успешности в профессиональной деятельности и межличностном общении;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, гражданской позиции;

формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;

стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

формирование коммуникативных и речевых компетенций.

 

Метапредметные:

умение планировать свое речевое и неречевое поведение;

умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;

умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно

выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

умение владеть исследовательскими учебными действиями, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

умение смыслового чтения, включая умение определять тему;

умение выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой задачей для выражения коммуникативного намерения, своих чувств, мыслей и потребностей;

умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.


         Предметные результаты включают освоенные учащимися в ходе изучения учебного предмета специфические для данной предметной области умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях.

Содержание учебного курса

Мастерская

Задание

Навык

Читаю свободно

Прочитать текст (интонация, темп, склонение числительных, ударение)

Чтение с листа

 

Прочитать текст (интонация, темп, склонение числительных, ударение). Пересказать, включив цитату

Чтение текста с листа и пересказ

Понимаю видеотекст

Посмотреть видеоролик и пересказать

Интерпретация текста, пересказ

Вижу и рассказываю

Составить монологическое высказывание по фото

Устное монологическое развёрнутое высказывание по фото

Заговори, чтоб я тебя увидел

Составить монологическое высказывание по опорным словам

Устное монологическое развёрнутое высказывание

 

TED -выступление

Создание устного развёрнутого монологического высказывания

Поговорим? Поговорим!

Разыграть диалог в паре на заданную тему

Вести диалог

 

Ромашка Блума

Умение формулировать вопросы


 

Литература

Львова С.И. Уроки словесности в 7-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. – М.,1996.

Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 1983.

Гойхман ОЛ., Надеина Т.М. Основы речевой коммуника­ции. - М., 1997.

Казарцева ОМКультура речевого общения: теория и прак­тика обучения. — М., 1998.

Ладыженская ТА. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. — М., 1986.


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение

Темы для диалога

 

Может ли общение в Интернете заменить реальную дружбу?

Можно ли узнать истинный характер человека, с которым Вы общаетесь в Интернете?

Если ли у Вас друзья, с которыми Вы познакомились в Интернете?

Почему в последнее время люди так часто знакомятся в Интернете? Какие плюсы и минусы такого общения?

 

Почему нужно знать иностранные языки?

Какой язык Вы бы хотели изучить? Почему?

Что в изучении иностранных языков самое интересное, а что самое трудное? Почему?

Лучше учить несколько иностранных языков или выбрать только один и постоянно совершенствовать свои знания? Почему?

 

Можно ли простить предательство?

Что значит «предать себя»?

Можно ли иметь дело с человеком, которому нельзя доверять?

Что толкает человека на предательство?

 

Способны ли книги влиять на человека?

Может ли просмотр фильма заменить чтение книги?

Как Вы выбираете книги для чтения? (советы друзей/ родителей/ рекомендации в Интернете)

Считаете ли Вы, что люди стали меньше читать? Почему?

 

Можно ли простить предательство?

Что значит «предать себя»?

Можно ли иметь дело с человеком, которому нельзя доверять?

Что толкает человека на предательство?

 

Темы для ТED выступлений

Убивают ли соцсети и мессенджеры творчество?

Какой должна быть школа XXI века?

Экологические вызовы перед планетой - миф или нет?

Есть ли будущее у бумажных книг?

Человек нашего времени


 

Вопросы «Ромашка Блума»

Уточняющий вопрос

«То есть ты говоришь, что…?» «Если я правильно понял, то…?» «Я могу ошибаться, но, по-моему,

Вы сказали о…?»

 

Творческий вопрос

«Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»

 

Простой вопрос

Вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию

 

Практический вопрос

Направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой «Как бы вы поступили на

месте героя рассказа?»

 

Интерпретационный

(объясняющий) вопрос

Обычно начинается со слова «Почему»

 

Оценочный вопрос

Направлен на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов «Почему что-то хорошо, а что-то плохо»

 

Описание фотографии

1. Передо мной интересная фотография.

2. Я думаю, что на ней изображен(а)…………..

3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.

4. Передо мной (школьный двор, зал музея, комната и т.д.). Если это улица, описать погоду – На снимке запечатлен (какой, какое) день, утро….+ подробности (светит яркое солнце, на небе облака и т.д.)

5. На переднем плане я вижу….

6. Они (люди:описать внешний вид, одежду, чем заняты; предметы:размер,цвет,признаки и тп.).

7. Их лица (его лицо, ее лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что …

8. На заднем плане я вижу (назвать, кто, что на дальнем плане)

9. Я думаю (мне кажется), что…. (сделать вывод о том, что на заднем плане или о снимке в целом).

10. Мне понравилась эта фотография, потому что она четко передает чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней(или создает …настроение).

 

t1608715017aa.jpg

 

 


 


 

Рассказ на заданную тему

Поездка с родителями на море или в другой город

1. Я хочу рассказать об одном интересном событии - ….

2. Туда я отправился вместе с (классом, семьей, друзьями).

3. Наша (поездка, экскурсия, наш поход) состоялся (указать точную или примерную дату).

4. К этому мероприятию мы готовились заранее: … (рассказ о том, как готовились: если музей, экскурсия, то читали об этом, изучали материалы, если поход – собирали вещи, продумывали маршрут).

5. И вот наступил долгожданный день.

6. Во время экскурсии мы побывали … Во время похода мы побывали …..

7. Кроме того, мы увидели ….

8. Самым интересным оказалось (стал, был)…., так как….

9. Мне понравилась эта ….. (понравился этот…), потому что ……

10. Я хочу еще раз принять участие в подобном мероприятии.


 

Рассуждение на заданную тему

Всегда ли нужно говорить правду?"

Когда нужно говорить правду?

Есть ли ситуации, когда правду лучше скрыть?

Может ли правда обидеть человека?

Всегда ли легко принимать правду?

1. Мне предложили порассуждать на интересную тему.

2. (Произнести заданную для монолога тему - о чем).

3. Попробую изложить свою точку зрения.

4. Итак, (далее прочитать первый предложенный вопрос).

5. Думаю, что …(ответ на первый предложенный вопрос).

6. (Ответ на второй предложенный вопрос), потому что…

7. Я считаю, что (ответ на третий предложенный вопрос), потому что…

8. Кроме того, (далее изложить информацию из последнего вопроса).

9. (Ответ на последний вопрос)

10. Таким образом, (сделать общий вывод). Такова моя позиция.

В пунктах 5, 6, 7, 9 применять прием реконструирования вопросительного предложения в утвердительное.


 


 


 


 

Чтение текста (о Никулине)


Выразительно прочитайте вслух текст об известном актере, артисте цирка Ю́рии Влади́мировиче Нику́лине (1921-1997)

t1608715017ab.jpg

 

Ю́рий Нику́лин родился 18 декабря 1921 года в Деми́дове, бывшем Поре́чье, Смоленской губернии, куда его родителей занесла Гражданская война. Ещё в детстве первый поход в цирк оставил в душе Никулина неизгладимые впечатления: он даже попросил как-то нарядить его в клоуна, когда его пригласили на день рождения.

18 ноября 1939 года Юрия Никулина призвали в Красную Армию и определили в зенитный дивизион. Когда началась жестокая блокада, Юрию Никулину в полной мере пришлось хлебнуть лиха, выпавшего на долю солдат, защищавших северную столицу.

После войны по совету отца, считавшего, что цирковой артист имеет больше возможностей для самостоятельного творчества, Юрий Никулин решил стать клоуном. Вскоре Никулин попал в поле зрения Карандаша, самого популярного в 1940 - 1950-е годы клоуна в стране. Так началась цирковая карьера Никулина.

На 1960-е годы приходится пора творческого расцвета Юрия Никулина. В 1966 и 1968 годах Леони́д Гайда́й снял две свои знаменитые комедии — «Кавказскую пленницу» и «Бриллиантовую руку» с участием Никулина. Именно в это время его популярность как комедийного актера и — увы, лишь во вторую очередь — как клоуна приобрела в СССР поистине космический размах.

Юрий Никулин выступал на манеже до 60 лет. С годами выполнять трюки и репризы становилось все труднее: врачи нашли у него целый букет разнообразных болезней, но лечиться артист не любил и обращался к докторам лишь в самых крайний случаях.

 

 

Перескажите прочитанный Вами текст о Юрии Владимировиче Никулине, включив в пересказ слова артиста цирка И́́горя Эми́льевича Ки́о:

«Никулин привык достигать со всеми наиболее лёгкого взаимопонимания через шутку, анекдот, хохму»

Подумайте, где лучше использовать слова Игоря Эмильевича в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
 

 

 

Чтение текста (о Терешковой)


Выразительно прочитайте вслух текст о первой в мире женщине-космонавте Валенти́не Влади́мировне Терешко́вой (1937).

 

t1608715017ac.jpg

 

Первая в мире женщина-космонавт родилась в 1937 году в деревне Большое Ма́сленниково Яросла́вской области. Её отец был трактористом. Она окончила текстильный техникум и начала работать на ткацкой фабрике. При этом девушка занималась в местном аэроклубе, блестяще освоила прыжки с парашютом и была рекомендована для зачисления в отряд космонавтов. Пройдя ускоренный курс подготовки, Терешкова 16 июня 1963 года совершила космический полет на корабле «Восто́к-6». В то время ей было 26 лет.

Терешкова обогнула Земной шар 48 раз, проведя на орбите 71 час, но к концу вторых суток полета стала испытывать симптомы «космического недомогания» - укачивания. Она прекратила связь с Вале́рием Быко́вским, управлявшим запущенным ранее кораблём «Восток-5», и обратилась к Королёву с просьбой прервать полет. После этого полёты женщин в космос надолго запретили, и рекорды Терешковой на протяжении многих лет остались непобитыми.

В ноябре того же 1963 года Терешкова вышла замуж за летчика-космонавта Андрияна Николаева. Позже они расстались, а их дочь Елена стала известным врачом.

Не имея шанса вновь полететь в космос, Терешкова работала инструктором в Центре подготовки космонавтов, возглавляла Комитет советских женщин и была председателем Президиума Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами.

 

 

Перескажите прочитанный Вами текст о Валенти́не Влади́мировне Терешко́вой, включив в пересказ слова Ю́рия Алексе́евича Гага́рина:


 

«Я много наблюдал за ней на занятиях в классе. Ей трудно было постичь ракетную технику, изучить схемы и оборудование корабля. Но она упорно трудилась, занималась по вечерам. Не стеснялась обо всем спрашивать у уже летавших космонавтов. Внимательная и упорная»

 

Подумайте, где лучше использовать слова Ю́рия Алексе́евича Гага́рина в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

 

 

Чтение текста (о Титове)


Выразительно прочитайте вслух текст о космонавте Ге́рмане Степа́новиче Тито́ве (1935-2000).

 

t1608715017ad.jpg

Ге́рман Тито́в, второй советский космонавт, побывавший в космосе, был дублёром Гага́рина и, одетый в скафандр, шёл позади Юрия к стартовой площадке. Титов вместе с ним поднялся до корабля и оставался рядом с ним до тех пор, пока Гагарин не занял своё место в кабине.

Космонавт №2 родился в 1935 году на Алта́е в учительской семье. Окончив в 1957 году Сталингра́дское лётное училище, он попал в число 20 кандидатов на первый космический полет. Во время тренировок в Звёздном городке Герман был лучшим по всем показателям, но право первым полететь в космос получил Гагарин. Титов был очень серьёзным, доброжелательным и общительным человеком. Королёв и Кама́нин долго не могли сделать выбор между Гагариным и Титовым, но в конце Королёв сказал, что, по его мнению, для первого полета больше подходит Гагарин. Дело было не в формальных показателях: просто Сергею Павловичу очень нравились гагаринская улыбка и его чувство юмора. 

4 августа 1961 года Титов полетел в космос на корабле «Восто́к-2». За 25 часов он совершит 17 витков вокруг Земли и стал первым человеком, питавшимся и спавшим в условиях невесомости. Титов, совершив свой полёт в возрасте 25 лет и 11 месяцев, до сих пор остается самым молодым из когда-либо летавших космонавтов.

В 1992 году он вышел в отставку и позже, начиная с 1995 года, трижды избирался депутатом Государственной ду́мы.

 

 

 

Перескажите прочитанный Вами текст о Ге́рмане Степа́новиче Тито́ве, включив в пересказ слова космонавта Ю́рия Алексе́евича Гага́рина:

"Может быть, его не послали в первый полёт, приберегая для второго, более сложного…"

Подумайте, где лучше использовать слова Ю́рия Алексе́евича Гага́рина в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
 

 

 

 

Чтение текста (о Семёнове-Тян-Ша́нском)

Выразительно прочитайте вслух текст о знаменитом географе Петре́ Петро́виче Семёнове-Тян-Ша́нском (1827 – 1914)

 

t1608715017ae.jpg

 

Русский географ, общественный деятель Пётр Петро́вич Семёнов‑Тян‑Ша́нский (до 1906 года — Семёнов) родился 1827 года в Ряза́нской губернии в семье дворян. В 1845 году окончил школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге, а в 1848 году окончил естественное отделение Петербургского университета.

Пётр Петрович Семёнов был пионером научного исследования Азии. В 1856-57 годах он исследовал Тянь-Ша́нь, фактически открыв для европейцев целую горную страну. Полвека спустя за это достижение император Николай II повелел именовать учёного и его потомков Семёновыми - Тян-Шанскими. Вся географическая деятельность Семёнова тесно связана с историей Русского Географического общества. Возвратившись из экспедиции, учёный сначала был помощником председателя отделения физической географии, а с 1860 по 1873 год — председателем этого отделения.

Семёнов-Тян-Шанский прожил долгую и славную жизнь, причём прославился не только как учёный, но и как государственный деятель. Он участвовал в подготовке крестьянской реформы, организовывал первую всероссийскую перепись населения. И его заслуги получили достойное признание: учёный был членом Государственного совета, обладателем едва ли не всех высших наград Российской империи, многочисленных почётных званий. В честь Семёнова названы многочисленные географические объекты и разновидности животных и растений. Именно к Семёнову с его величайшим научным авторитетом обратился Пржева́льский с проектом своей первой экспедиции. Очень велика роль Семёнова в организации последующих центральноазиа́тских экспедиций Пота́нина, Певцо́ва, Роборо́вского, Козло́ва.

Исследователь Тянь-Шаня, руководитель Географического общества, один из крупнейших географов мира считал смыслом жизни любого учёного работу на благо Отечества и на склоне лет сказал, рассуждая о подвигах русских исследователей: «Наша слава есть слава русской земли».

Перескажите прочитанный Вами текст о Петре́ Петро́виче Семёнове, включив в пересказ слова географа Ю́лия Миха́йловича Шока́льского:
"Для нас, старых работников в Обществе, имя Петра Петровича и "Географическое общество" нераздельны"
Подумайте, где лучше использовать слова Ю́лия Миха́йловича Шока́льского в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования
 

 

 

Чтение текста (о Ермаке)

Выразительно прочитайте вслух текст о знаменитом землепроходце Але́нине Ермаке́ Тимофе́евиче.

 

t1608715017af.jpg

 

В истории известны многие талантливые военача́льники, прославившие своё имя великими победами. Гораздо меньше тех, кто одновременно с воинскими подвигами преуспел на ниве дипломатии и мудрого управления присоединёнными территориями. Таким был народный самородок - казачий атаман Ерма́к Тимофе́евич.

В 1579 году дружина казако́в под командованием атамана Ермака Тимофеевича была приглашена уральскими купцами Стро́гановыми для защиты от постоянных нападений со стороны сибирского хана Кучу́ма. Казаки двинулись вверх по Ка́ме и прибыли на реку Чусову́ю, в поселения братьев Стро́гановых. В сентябре 1581 года они выступили в поход за Уральские горы. Под началом атамана было менее 1000 человек. Противостояли им многотысячные орды хана Кучума, впереди лежала территория, населённая воинственными племенами. В двух первых битвах казаки разбили сибирских татар, и Кучум выслал против Ермака лучшего своего «генерала» Маметку́ла. Однако и его войско потерпело поражение на берегу р. Тобо́л. После взятия кучумовой столицы Ермак отправил гонцов к Строгановым и посла к царю. Русский самодержец ласково принял последнего, отправив с ним к Ермаку князя Семёна Волхо́вского и Ивана Глу́хова с 300 ратниками.

На завоёванных территориях Ермак старался показать местному населению, что казаки пришли не грабить и убивать. Ему удалось завоевать симпатии местных племен, уставших от тирании Кучума.

В народной памяти Ермак остался атаманом-богатырём, покорителем Сибири, сильным и непобедимым воином. Ермак был воспет во многих народных песнях, ему были посвящены литературные произведения. Решающая битва на реке Иртыш изображена на картине В. И. Су́рикова "Покорение Ермаком Сибири". Спустя много лет после гибели Ермака была найдена кольчуга, которая хранится в Оружейной палате в Москве.

 

Перескажите прочитанный Вами текст о Ермаке́ Тимофе́евиче Але́нине, включив в пересказ слова историка Скры́нникова Русла́на Григо́рьевича:

"Ермак является одной из самых примечательных фигур в русской истории"
Подумайте, где лучше использовать слова Скры́нникова Русла́на Григо́рьевича в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования
 

Чтение текста (о Багратионе)

Выразительно прочитайте вслух текст о знаменитом генерале Петре́ Ива́новиче Багратио́не (1765 – 1812)

 

t1608715017ag.jpg

 

Пётр Ива́нович Багратио́н происходил из древнего рода грузинских царей. Родился он в 1765 году. Военную службу начал 21 февраля 1782 года рядовым в Астраха́нском пехотном полку. Боевое крещение получил в 1783 году в военной экспедиции на территорию Чечни. Участвовал в русско-турецкой войне 1787-1791 гг., особо отличившись при штурме Оча́кова. В 1797 году Багратион — уже командир 6 е́герского полка. А в феврале 1799 года он получил чин генерал-майора.

В Итальянском и Швейца́рском походах Багратион командовал авангардом армии союзников. В сражениях на реках А́дда и Тре́ббия, при Но́ви и Сен-Гота́рде сам Суво́ров отметил выдающуюся храбрость князя и его умение руководить войсками. В ходе этих кампаний молодой генерал был трижды ранен.

В 1805 году, во время отступления русской армии, Багратион со своим отрядом прикрывал отход. В упорных боях он сдержал противника, позволив русским войскам выбраться из западни. Всегда и везде Багратион личным примером вдохновлял солдат на подвиг. Именно за свою храбрость он заслужил прозвище «Лев русской армии». 4 ноября у Шенгра́бена солдаты Багратиона выдерживали яростный натиск двух французских корпусов в течение восьми часов. Лишь дождавшись известия, что основные силы находятся вне опасности, Багратион во главе 6-го егерского полка штыками проложил себе путь через кольцо французов.

В начале Отечественной войны 2-я Западная армия под командованием Багратиона с арьергардными боями отступила к Бобру́йску и Могилёву. После боя под Салта́новкой Багратион перешел Днепр и под Смоленском соединился с 1-й Западной армией Баркла́я-де-То́лли. Во время Бородинской битвы армия Багратиона, составляя левое крыло боевого порядка российских войск, отразила все атаки французов. Осколок ядра раздробил генералу ногу. 24 сентября 1812 года Петр Иванович Багратион умер от гангрены.

 

Перескажите прочитанный Вами текст о Петре́ Ива́новиче Багратио́не, включив в пересказ слова полководца Алекса́ндра Васи́льевича Суво́рова:

"Князь Багратион - наиотличнейший генерал, достойный высших степеней"
Подумайте, где лучше использовать слова Алекса́ндра Васи́льевича Суво́рова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования
 

 

Чтение текста (об Обручеве)


Выразительно прочитайте вслух текст о геологе Владимире Афанасьевиче Обручеве (1863-1956)

 

t1608715017ah.jpg

 

Влади́мир Афана́сьевич О́бручев отличался разносторонними интересами. Широкой публике он больше известен как писатель, автор знаменитых научно-фантастических романов «Плуто́ния» и «Земля Са́нникова», где Обручев выступил в качестве популяризатора науки, этакого Жю́ля Ве́рна XX века. Но его вклад в геологию оказался все-таки значительно более весомым, чем в приключенческую литературу.

Обручев в качестве геолога участвовал в первой китайской экспедиции Пота́нина, шедшей буквально по следам Пржева́льского. Тогда он исправил ошибку Пржевальского, неточно указавшего расположение хребтов Нань-Ша́ня. Во время экспедиции Обручев выполнил ряд самостоятельных маршрутов отдельно от Потанина. Чтобы меньше привлекать к себе внимание, он шел в китайской одежде.

По возвращении из экспедиции Обручеву были вручены премия имени Пржевальского и Константи́новская золотая медаль. Он опубликовал фундаментальный труд о Центральной Азии, а впоследствии, по примеру своего предшественника, рассказал о путешествии в научно-популярной книге «От Кя́хты до Кульджи́». По мотивам центральноазиатских экспедиций им написаны также приключенческие повести «В дебрях Центральной Азии» и «Золотоискатели в пустыне». Герои этих произведений, занимающиеся поисками кладов, оказываются и на озере Лоб-Но́р, и в открытом Обручевым «Эо́ловом городе», а их путешествия можно проследить по приложенным географическим картам.

Найденный Владимиром Афанасьевичем минерал был назван учеными "Обручеви́том", также в честь него назван древний вулкан в Забайка́лье, пик в горах Алта́я, ледник в Монго́льском Алтае, а степь между реками Мурга́бом и Амударьёй, впервые им описанная, называется степью Обручева.


 

Перескажите прочитанный Вами текст о Владимире Афанасьевиче Обручеве, включив в пересказ слова писателя А.В. Шуми́лова:

«Он был геологом, академиком. Он написал замечательные книги о своих путешествиях, замечательные научно-фантастические романы «Плутония», «Земля Санникова»... Но, главное, он был удивительным, необыкновенным человеком — одним из тех, с кого хочется «делать жизнь»

Подумайте, где лучше использовать слова А.В. Шумилова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

 

Чтение текста (о Менделееве)

 

Выразительно прочитайте вслух текст о знаменитом ученом Дмитрии Ивановиче Менделееве (1834-1907)

 

t1608715017ai.jpg

Гениальный русский химик был семнадцатым ребенком в семье директора Тобо́льской гимназии и училищ Тобо́льского округа Ива́на Па́вловича Менделе́ева. Родители Дми́трия Ива́новича, рано заметившие выдающиеся способности своего сына, вопреки стесненному материальному положению, сделали все возможное для их развития. После окончания Тобольской гимназии Менделеев поступил в Главный педагогический институт в Петербурге, где нашел выдающихся и заинтересованных учителей. В 1856 году Д. И. Менделеев защитил маги́стерскую диссертацию «Об удельных объёмах» и уже в 23 года стал доце́нтом университета.

В 1864 году Дмитрия Ивановича избрали профессором Петербургского технологического института, а через год он защитил докторскую диссертацию «О соединениях спирта с водой». В 1867 году Менделеев получил в университете кафедру неорганической химии, которую занимал в течение 23 лет. Именно в этот период произошёл расцвет его научного творчества и педагогической деятельности, связанный с открытием Периоди́ческого закона в 1869 году и выходом в свет фундаментального труда «Основы химии».

Весной 1890 года Менделеев покинул университет в знак протеста против позиции правительства по отношению к студенческим волнениям. Впоследствии его интересы и деятельность были связаны, в основном, с решением практических задач. Менделеев многие годы посвятил экономическому развитию страны, а также занимался проблемами в сфере охраны природы.

Появление творческого гения Менделеева было востребовано временем, было своего рода ответом на потребности развивающейся России.

 

Перескажите прочитанный Вами текст о Дмитрии Ивановиче Менделееве, включив в пересказ слова химика Льва Алекса́ндровича Чуга́ева:
"Он умел быть философом в химии, в физике и в других отраслях естествознания, которых ему приходилось касаться, и естествоиспытателем в проблемах философии, политической экономии и социологии. Он умел внести свет науки в задачи чисто практического характера и приблизить к жизни теорию, находя для нее возможность использования и различных приложений"

Подумайте, где лучше использовать слова Льва Александровича Чугаева в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования
 

Чтение текста (о Лермонтове)


Выразительно прочитайте вслух текст о русском поэте и писателе Михаиле Юрьевиче Лермонтове (1814-1841).

 


t1608715017aj.jpg

 

Род поэта восходит к полумифическому шотландскому ба́рду То́масу Ле́рмонту, пленившему сердце эльфийской королевы, от которой Ле́рмонт, прожи́вший среди эльфов много лет, будто бы получил дар предвидения.

Воспитывала маленького Мише́ля Лермонтова его бабушка Елизавета Алексеевна Арсе́ньева, не ча́явшая души во внуке. Мать поэта, по семейному преданию, была сведена в могилу отцом, которого бабушка уже не подпустила к Михаилу.

Из рук гувернеров — француза и грека, почти ничего ему не давших, Лермонтов попал в университетский благородный пансион, где проучился недолго. Сочинять он начал очень рано: первый, бегло оче́рченный, «Демон» был написан в пятнадцатилетнем возрасте. В 16 лет юноша страстно увлекся Ба́йроном.

Зачисленный в 1830 году в Московский университет, Лермонтов после двух лет учёбы оставляет его и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Накануне поступления в Школу он пишет «Парус». Выйдя из Школы корне́том лейб-гвардии Гусарского полка, поэт ведет удалую гусарскую жизнь. Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта: эстафета гениальности как бы была передана погибшим Пушкиным — Лермонтову. И вместе с гениальностью — бацилла трагической судьбы. За стихотворение «Смерть поэта» Лермонтова отправили служить на Кавказ, где полным ходом шла война. Темой Кавказа наполнены лучшие вещи Лермонтова, в том числе поэма «Демон».

15 июля 1941 года, спустя 4,5 года после гибели Пушкина, Лермонтов тоже был убит на дуэли.

Перескажите прочитанный Вами текст о Михаиле Юрьевиче Лермонтове, включив в пересказ слова критика Виссарио́на Григорьевича Бели́нского:

"…Страшно сказать, а мне кажется, что в этом юноше готовится третий русский поэт, и что Пушкин умер не без наследника"

Подумайте, где лучше использовать слова Виссариона Григорьевича Белинского в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

Чтение текста (о Чигорине)


Выразительно прочитайте вслух текст о шахматисте Михаиле Ивановиче Чигорине (1850-1908).

 

t1608715017ak.jpg

Как русская литература «вышла из го́голевской шинели», так и русские шахматы - из чиго́ринских партий. Конечно, в России играли в шахматы и до Чиго́рина, были и достаточно известные мастера: «северный Филидо́р» Александр Петро́в, Карл Я́ниш и другие. Но именно Михаил Иванович сумел поднять русские шахматы на новый уровень, а его вклад в популяриза́цию и развитие любимой игры в России просто неоценим. Чигорин издавал журналы «Шахматный листок» и «Шахматный вестник», писал статьи в газеты, проводил сеансы, организовывал турниры... Ради любимого дела он рано бросил службу и с головой погрузился в шахматы.

Жизнь Чигорина была нелегкой. По окончании сиро́тского института он работал в качестве мелкого чиновника и лишь в возрасте 23 лет начал с увлечением изучать шахматы. Через восемь лет он уже с блеском защищал честь русских шахмат на международном турнире, а в конце XIX века Чигорин считался одним из главных претендентов на шахматную корону. Он сыграл два матча с чемпионом мира Вильге́льмом Сте́йницем, но оба раза потерпел поражение, причём во втором матче шансов на победу его лишил грубый просмотр в решающей партии, вызванный нервным напряжением.

Чигорин обладал исключительным комбинационным талантом, он был величайшим мастером атаки и активной обороны. Осталось его имя и в дебютной теории. Ежедневно миллионы людей разыгрывают Защиту Чигорина и варианты его имени во французской и славянской защите и в испанской партии.

В действиях Михаила Ивановича всегда ощущалась уверенность. Он любил соревнования не только с сильными соперниками, но с удовольствием вступал в битву с новичками, позволял им учиться, проявлять себя. Навсегда его имя вписано в историю красивой игры под названием шахматы.

 

Перескажите прочитанный Вами текст о Михаиле Ивановиче Чигорине, включив в пересказ слова шахматиста Фёдора Ивановича Дуз-Хотимирского:

«Могучий талант Чигорина, его самоотверженная общественная деятельность и литературные труды подняли авторитет русского шахматного искусства на небывалую ранее высоту»

Подумайте, где лучше использовать слова Фёдора Ивановича Дуз-Хотимирского в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования

 

t1608715017al.jpg

 

t1608715017am.jpg

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.