Программа краткосрочного курса внеурочной деятельности «Город фантазий» (1–2 классы)

3
1
Материал опубликован 12 March 2019

Пояснительная записка

Конструктивная деятельность играет важную роль в развитии личности ребенка, способствует активному познанию им окружающего мира, воспитанию умения творчески отражать свои впечатления. Один из важнейших показателей

конструктивной деятельности - умение творчески варьировать свои постройки. У детей формируются обобщенные представления на основе полученных знаний (какие бывают мосты, дома, транспорт) - дети находят общие признаки,

сопоставляют, сравнивают, делают зрительный анализ. Развиваются

пространственные представления, умение выделять основные части предмета и определить, как они пространственно расположены относительно друг друга. Дети учатся планировать работу, делать схемы, чертежи, планы, самостоятельно

исправлять ошибки. Узнают о геометрических фигурах, телах, о числах, цифрах, номерах домов, последовательности счёта (четные и нечетные числа).

Принимая это во внимание, нами была создана программа краткосрочного образовательного курса по выбору по направлению: развитие творческих

способностей детей через конструктивную деятельность посредством ИКТ. КСК рассчитан на детей 6-8 лет с разным уровнем подготовки.

При создании программы нами был найден новый подход, суть которого заключается в совмещении традиционных методов и приемов обучения и

использование компьютерных технологий. Это связано с тем, что учащиеся

испытывают огромный интерес к компьютеру, именно поэтому компьютер может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии младшего школьника.

Использование компьютера и Smart-доски расширяет дидактические возможности (наглядное представление информации, обеспечении обратной связи между учебной программой и ребенком, широкие возможности поощрения

правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) и позволяет наиболее полно раскрыть творческий потенциал ребенка.

Большая часть знаний, умений и навыков, полученных при помощи традиционных методов и приемов, часто не используется школьниками вне школы, и их практическая ценность утрачивается, а прочность – существенно снижается.

Использование же умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации, а желание играть – к мотивации их приобретения.

К психологическим особенностям детей 6-8 лет относится их высокая

степень эмоциональности. Игровые упражнения на компьютере и работа в детском графическом редакторе позволяют частично разрядить высокую эмоциональную

напряженность и создать более благоприятный климат при обучении, создать атмосферу успеха.

Приведенные факты показывают, что использование компьютерных технологий в образовательном процессе отвечает функциональным особенностям и психофизиологическому развитию детей младшего школьного возраста и может

использоваться для развития творческих способностей детей.

Краткосрочная образовательная практика Развитие творческих способностей детей 6-8 лет через конструктивную деятельность посредством ИКТ.

Тема: «Город Фантазий»

Цель: развитие воображения и творческих способностей детей через

конструктивную деятельность детей посредством графического редактора tuxpaint- 0.9.22

Задачи:

Задачи ознакомительно-адаптационного цикла.

Познакомить детей с компьютером и Smart-доской, как современными инструментами информационной деятельности.

познакомить с назначением персонального компьютера

познакомить с назначением Smart-доски.

познакомить с основными устройствами управления персональным компьютером и Smart-доской .

Познакомить детей с правилами поведения в компьютерном классе и правилами безопасной работы на компьютере и со Smart-доской.

Преодолевать при необходимости психологический барьер между ребенком и компьютером.

Сформировать начальные навыки работы на компьютере:

познакомить с манипулятором "Мышь".

Обучить работе в графическом редакторе tuxpaint-0.9.22

познакомить с основными инструментами tuxpaint-0.9.22 и способами их использования;

учить читать и составлять алгоритмы для создания заданного графического объекта.

Группа задач образовательно-воспитательного и творческого цикла.

развить интерес к конструированию на плоскости;

учить анализировать постройки, рисунки, элементарные чертежи, выделяя основные части, функциональное назначение;

научить преобразовывать постройки из геометрических форм по разным параметрам, сооружать их по словесной инструкции;

развить умение комбинировать детали, сочетая их по форме, величине, цвету;

совершенствовать элементарные навыки пространственной ориентации

(над, под, спереди, сзади, , внутри, слева, справа);

научить строить, моделировать по элементарным чертежам и схемам;

научить создавать графическую модель по индивидуальному и совместному замыслу;

развить творчество, изобретательность, эстетический вкус в гармоничном сочетании деталей, в красоте и целесообразности оформления

дополнительными деталями.

воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;

приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству

Программа построена на следующих основных принципах:

  1. Принцип развивающего обучения.

    Принцип воспитывающего обучения.

    Принцип систематичности и последовательности обучения.

    Принцип доступности.

    Принцип индивидуализации.

    Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.

    Принцип связи с жизнью.

Занятия проводятся два раза в неделю по 20 – 28 минут в течение месяца.

Каждое занятие состоит из 5 частей:

Дидактические игры с использованием Smart-доски или персонального компьютера (погружение в тему занятия) 5-7 мин

Подвижные игры, пальчиковая гимнастика, коммуникативные игры - 2

минуты

Работа в графическом редакторе tuxpaint-0.9.22 – 10-15 минут

Зрительная гимнастика 1-2 мин

Заключительная часть 2 мин.

Используется несколько способов "погружения" ребенка в компьютерную программу:

1 способ. Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.

2 способ. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами, их назначением.

3 способ. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.

4 способ. Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, в дальнейшем самостоятельно "читают" схемы.

Возраст детей: 6-8 лет

Наполняемость группы: 10 человек

Количество занятий: 8

Дата проведения: с 23 апреля по 19 мая

План КОП

Этап

Содержание

I этап

Занятие 1

(см. приложение)

Знакомство со Smart-доской персональным компьютером (основные части, их функции), с правилами безопасного использования ИКТ. Знакомство с графическим редактором tuxpaint-0.9.22:

рисование кистью

заливка готовой формы цветом

функция «отмена действия»

II этап

Занятие 2

Закрепление правил поведения в компьютерном классе и правил безопасной работы на компьютере и со Smart-доской. (Д/игра «Что можно? Что нельзя?»)

Знакомство с манипулятором "Мышь" (положение кисти на мышке, нажатие левой кнопки мыши указательным пальцем, ведение

мышки- курсора).

Знакомство с графическим редактором tuxpaint-0.9.22:

Конструирование объекта (дом) из геометрических фигур – квадрат, треугольник, прямоугольник путем использования функции

графического редактора «геометрические фигуры».Знакомство с символами программы.

Занятие 3

Закрепление правил поведения в компьютерном классе и правил безопасной работы на компьютере и со Smart-доской.

Д/игра «Найди ошибку художника»

Знакомство с манипулятором "Мышь" (положение кисти на мышке, нажатие левой кнопки мыши указательным пальцем, ведение

мышки- курсора).

Знакомство с графическим редактором tuxpaint-0.9.22:

Конструирование объекта (ракета) из геометрических фигур –

квадрат, треугольник, прямоугольник путем использования функции графического редактора «прямые линии». Знакомство с символами

 

программы.

Занятие 4

Закрепление навыков работы на Smart-доске (Д/игра «Подбери картинку»)

Закрепление основных приемов работы с манипулятором «мышь». Работа в графическом редакторе tuxpaint-0.9.22: Конструирование объекта (рыбка) из геометрических фигур – круг, овал, треугольник путем использования функции графического редактора

«геометрические фигуры». Учить преобразовывать объектыиз геометрических форм по разным параметрам, составлять их по

словесной инструкции. Закрепление знаний условных обозначений функционального меню программы tuxpaint-0.9.22.

III этап

Занятие 5

Закрепление навыков работы на Smart-доске. Составление

алгоритма построения геометрических фигур в графическом редакторе tuxpaint-0.9.22с помощью функции «геометрические фигуры»(Д/игра «Собери последовательность»).

Работа в графическом редакторе tuxpaint-0.9.22: конструирование по образцу путем использования функции «геометрические фигуры» по заданной теме (лес)

Занятие 6

Закрепление навыков работы на Smart-доске. Составление

алгоритма построения геометрических фигур в графическом редакторе tuxpaint-0.9.22 с помощью функции «прямые линии»(Д/игра «Собери последовательность»).

Работа в графическом редакторе tuxpaint-0.9.22: Самостоятельное конструирование путем использования функции «прямые линии»и

«геометрические фигуры» по заданной теме («Мой двор»).

Занятие 7

Закрепление навыков работы на Smart-доске. Чтение алгоритмов работы в графическом редакторе tuxpaint-0.9.22 (Д/игра «Подбери картинку»).

Работа в графическом редакторе tuxpaint-0.9.22: Самостоятельное конструирование путем использования функций «прямые линии» и

«геометрические фигуры» и свободным добавлением других

элементов («штамп», «кисть» и др.)по заданной теме («Транспорт»). Обучение работы с нестандартными цветами палитры.

Создание коллективной работы «Город Фантазий» (работа со Smart-

доской)

IV этап

Занятие 8

Закрепление пройденного материала в форме открытого итогового

занятия (примерный конспект занятия прилагается)

Занятие 1.


 


 

Занятие 2.


 


 


 

Занятие 3


 


 

Занятие 4


 


 

Занятие 5


 


 


 

Занятие 6


 


 


 

Занятие 7


 


 

Тема: «Город Фантазий»

Цель: развитие воображения и творческих способностей детей через

конструктивную деятельность посредством графического редактора tuxpaint-0.9.22

Задачи:

закрепить навыки работы с интерактивной доской и персональным компьютером;

закрепить знания детей о правилах поведения в компьютерном классе и правилах безопасной работы на компьютере и с интерактивной доской;

закрепить навык чтения и составления алгоритмов построения геометрических фигур в графическом редакторе tuxpaint-0.9.22 с помощью функции «прямые линии» и «геометрические фигуры»

отработать навык самостоятельного конструирования путем

использования функции «прямые линии», «геометрические фигуры» и свободным добавлением других элементов («штамп», «кисть» и др.) по заданной теме («Улица», «Железнодорожный транспорт»)

способствовать развитию творческого воображения и фантазии у мальчиков и девочек

развить творчество, изобретательность, эстетический вкус в гармоничном сочетании деталей, в красоте и целесообразности оформления дополнительными деталями.

воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

Оборудование: Smart-система (интерактивная доска, проектор),

персональные компьютеры на каждого ребенка, рабочее место для каждого ребенка (рабочий стол), гарнитура (наушники с микрофоном) на каждого ребенка.

Материалы: Smart-урок «Город Фантазий»: коллективная работа «Город Фантазий» , д/игры «Подбери картинку», «Последовательность»,

аудиозапись «Утро начинается» (мультфильм «Чучело-мяучело»), Е.

Железнова «Я хочу построить дом», аудиозапись «Страна чудес» (автор не известен), Н. Овчарук «Волшебная страна», коллективной работы «Город Фантазий».

Алгоритмы построения геометрических фигур в графическом редакторе tuxpaint-0.9.22 с помощью функции «прямые линии» и «геометрические фигуры» на каждого ребенка, элементарные чертежи и схемы различных объектов (дом, дерево, куст, цветок, паровоз, поезд, машина и др.).

Ход занятия:

Вводная часть.

Дети заходят в компьютерный класс

Педагог: Здравствуйте ребята и уважаемые гости (Дети здороваются).

Сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие . Вы готовы? тогда отправляемся!

Smart-урок «Город Фантазий».Педагог под музыку (отрывок из песни «Утро начинается») открывает ширму слайд №1 – коллективная работа-коллаж

«Город Фантазий».

Педагог: Ребята скажите, куда мы с вами попали. А почему вы решили, что это город? (здесь много домов, дорог, парк, цветов, людей ). Почему город называется «город Фантазий» (ответы детей)?

Основная часть

Сегодня к нам в гости приехало много гостей из города Екатеринбурга, как вы думаете на каком транспорте они до нас добрались?(если верного ответа нет, то загадываем загадку, слайд 2 ).

По стальным дорожкам Мчит Сороконожка.

Тук-тук-перестук. Круглый щёлкает каблук. С развесёлой песенкой По железной лесенке.

А у нас в городке железной дороги нет, что же нам делать? (ответы детей). Конечно ее необходимо проложить в город и построить поезда и паровозы.

Хоть наш городок и не маленький, но вот все дома заселены, а гостей

приехало много, давайте поправим положение, что можно для этого сделать? (нарисовать еще дома, улицы).

Ребята вы такие молодцы, предложили столько вариантов. Я предлагаю девочкам поработать архитекторами и дизайнерами и построить в нашем городе новые улицы, с уютными и красивыми домами. А мальчикам

поработать настоящими конструкторами и сконструировать настоящие поезда или паровозы!

Но для начала, давайте настроимся и немного разомнемся П/игра «Я хочу построить дом», вспомним, из чего и как мы строим в нашем городе

Фантазий? (из геометрических фигур). Слайд 3. Д/игра «Подбери картинку»,

«Последовательность». Работа с интерактивной доской.

Я вижу, что архитекторы и конструкторы готовы к работе, предлагаю занять ваши рабочие места и приступить к работе. У каждого из вас есть схемы- подсказки, которыми вы можете воспользоваться.

Самостоятельная работа на персональном компьютере в программе tuxpaint-0.9.22. Во время работы звучит музыка: «Страна чудес» (автор не известен), Н. Овчарук «Волшебная страна»

Педагог: Работу закончили? Пусть наши глазки немного отдохнут. (Ты давай вставай дружок, собери скорей кружок). Немного пофантазируем и

представим:

Зарядка для глаз «Наш дом»

Заключительная часть

Педагог: Давайте посмотрим, что же у нас получилось? Саша расскажи нам о своем поезде (паровозе)? Маша расскажи нам о возведенной тобой улице, доме? (рассказы детей)

Дети встают полукругом лицом к зрителям: Катя: В городок наш приглашаем,

Приезжайте к нам друзья!

Саша: И поверьте нам, мы знаем, Без Фантазий жить нельзя!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересный КОП. Хорошо когда есть технические возможности

13 March 2019