Программа краткосрочного курса внеурочной деятельности «Город фантазий» (1–2 классы)
Конструктивная деятельность играет важную роль в развитии личности ребенка, способствует активному познанию им окружающего мира, воспитанию умения творчески отражать свои впечатления. Один из важнейших показателей
конструктивной деятельности - умение творчески варьировать свои постройки. У детей формируются обобщенные представления на основе полученных знаний (какие бывают мосты, дома, транспорт) - дети находят общие признаки,
сопоставляют, сравнивают, делают зрительный анализ. Развиваются
пространственные представления, умение выделять основные части предмета и определить, как они пространственно расположены относительно друг друга. Дети учатся планировать работу, делать схемы, чертежи, планы, самостоятельно
исправлять ошибки. Узнают о геометрических фигурах, телах, о числах, цифрах, номерах домов, последовательности счёта (четные и нечетные числа).
Принимая это во внимание, нами была создана программа краткосрочного образовательного курса по выбору по направлению: развитие творческих
способностей детей через конструктивную деятельность посредством ИКТ. КСК рассчитан на детей 6-8 лет с разным уровнем подготовки.
При создании программы нами был найден новый подход, суть которого заключается в совмещении традиционных методов и приемов обучения и
использование компьютерных технологий. Это связано с тем, что учащиеся
испытывают огромный интерес к компьютеру, именно поэтому компьютер может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии младшего школьника.
Использование компьютера и Smart-доски расширяет дидактические возможности (наглядное представление информации, обеспечении обратной связи между учебной программой и ребенком, широкие возможности поощрения
правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) и позволяет наиболее полно раскрыть творческий потенциал ребенка.
Большая часть знаний, умений и навыков, полученных при помощи традиционных методов и приемов, часто не используется школьниками вне школы, и их практическая ценность утрачивается, а прочность – существенно снижается.
Использование же умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации, а желание играть – к мотивации их приобретения.
К психологическим особенностям детей 6-8 лет относится их высокая
степень эмоциональности. Игровые упражнения на компьютере и работа в детском графическом редакторе позволяют частично разрядить высокую эмоциональную
напряженность и создать более благоприятный климат при обучении, создать атмосферу успеха.
Приведенные факты показывают, что использование компьютерных технологий в образовательном процессе отвечает функциональным особенностям и психофизиологическому развитию детей младшего школьного возраста и может
использоваться для развития творческих способностей детей.
Краткосрочная образовательная практика Развитие творческих способностей детей 6-8 лет через конструктивную деятельность посредством ИКТ.Тема: «Город Фантазий»
Цель: развитие воображения и творческих способностей детей через
конструктивную деятельность детей посредством графического редактора tuxpaint- 0.9.22
Задачи:
Задачи ознакомительно-адаптационного цикла.
Познакомить детей с компьютером и Smart-доской, как современными инструментами информационной деятельности.
познакомить с назначением персонального компьютера
познакомить с назначением Smart-доски.
познакомить с основными устройствами управления персональным компьютером и Smart-доской .
Познакомить детей с правилами поведения в компьютерном классе и правилами безопасной работы на компьютере и со Smart-доской.
Преодолевать при необходимости психологический барьер между ребенком и компьютером.
Сформировать начальные навыки работы на компьютере:
познакомить с манипулятором "Мышь".
Обучить работе в графическом редакторе tuxpaint-0.9.22
познакомить с основными инструментами tuxpaint-0.9.22 и способами их использования;
учить читать и составлять алгоритмы для создания заданного графического объекта.
Группа задач образовательно-воспитательного и творческого цикла.
развить интерес к конструированию на плоскости;
учить анализировать постройки, рисунки, элементарные чертежи, выделяя основные части, функциональное назначение;
научить преобразовывать постройки из геометрических форм по разным параметрам, сооружать их по словесной инструкции;
развить умение комбинировать детали, сочетая их по форме, величине, цвету;
совершенствовать элементарные навыки пространственной ориентации
(над, под, спереди, сзади, , внутри, слева, справа);
научить строить, моделировать по элементарным чертежам и схемам;
научить создавать графическую модель по индивидуальному и совместному замыслу;
развить творчество, изобретательность, эстетический вкус в гармоничном сочетании деталей, в красоте и целесообразности оформления
дополнительными деталями.
воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;
приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству
Программа построена на следующих основных принципах:
-
Принцип развивающего обучения.
Принцип воспитывающего обучения.
Принцип систематичности и последовательности обучения.
Принцип доступности.
Принцип индивидуализации.
Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.
Принцип связи с жизнью.
Занятия проводятся два раза в неделю по 20 – 28 минут в течение месяца.
Каждое занятие состоит из 5 частей:
Дидактические игры с использованием Smart-доски или персонального компьютера (погружение в тему занятия) 5-7 мин
Подвижные игры, пальчиковая гимнастика, коммуникативные игры - 2
минуты
Работа в графическом редакторе tuxpaint-0.9.22 – 10-15 минут
Зрительная гимнастика 1-2 мин
Заключительная часть 2 мин.
Используется несколько способов "погружения" ребенка в компьютерную программу:
1 способ. Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.
2 способ. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами, их назначением.
3 способ. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.
4 способ. Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, в дальнейшем самостоятельно "читают" схемы.
Возраст детей: 6-8 лет
Наполняемость группы: 10 человек
Количество занятий: 8
Дата проведения: с 23 апреля по 19 мая
План КОП
Этап |
Содержание |
I этап Занятие 1 (см. приложение) |
Знакомство со Smart-доской персональным компьютером (основные части, их функции), с правилами безопасного использования ИКТ. Знакомство с графическим редактором tuxpaint-0.9.22: рисование кистью заливка готовой формы цветом функция «отмена действия» |
II этап Занятие 2 |
Закрепление правил поведения в компьютерном классе и правил безопасной работы на компьютере и со Smart-доской. (Д/игра «Что можно? Что нельзя?») Знакомство с манипулятором "Мышь" (положение кисти на мышке, нажатие левой кнопки мыши указательным пальцем, ведение мышки- курсора). Знакомство с графическим редактором tuxpaint-0.9.22: Конструирование объекта (дом) из геометрических фигур – квадрат, треугольник, прямоугольник путем использования функции графического редактора «геометрические фигуры».Знакомство с символами программы. |
Занятие 3 |
Закрепление правил поведения в компьютерном классе и правил безопасной работы на компьютере и со Smart-доской. Д/игра «Найди ошибку художника» Знакомство с манипулятором "Мышь" (положение кисти на мышке, нажатие левой кнопки мыши указательным пальцем, ведение мышки- курсора). Знакомство с графическим редактором tuxpaint-0.9.22: Конструирование объекта (ракета) из геометрических фигур – квадрат, треугольник, прямоугольник путем использования функции графического редактора «прямые линии». Знакомство с символами |
программы. |
|
Занятие 4 |
Закрепление навыков работы на Smart-доске (Д/игра «Подбери картинку») Закрепление основных приемов работы с манипулятором «мышь». Работа в графическом редакторе tuxpaint-0.9.22: Конструирование объекта (рыбка) из геометрических фигур – круг, овал, треугольник путем использования функции графического редактора «геометрические фигуры». Учить преобразовывать объектыиз геометрических форм по разным параметрам, составлять их по словесной инструкции. Закрепление знаний условных обозначений функционального меню программы tuxpaint-0.9.22. |
III этап Занятие 5 |
Закрепление навыков работы на Smart-доске. Составление алгоритма построения геометрических фигур в графическом редакторе tuxpaint-0.9.22с помощью функции «геометрические фигуры»(Д/игра «Собери последовательность»). Работа в графическом редакторе tuxpaint-0.9.22: конструирование по образцу путем использования функции «геометрические фигуры» по заданной теме (лес) |
Занятие 6 |
Закрепление навыков работы на Smart-доске. Составление алгоритма построения геометрических фигур в графическом редакторе tuxpaint-0.9.22 с помощью функции «прямые линии»(Д/игра «Собери последовательность»). Работа в графическом редакторе tuxpaint-0.9.22: Самостоятельное конструирование путем использования функции «прямые линии»и «геометрические фигуры» по заданной теме («Мой двор»). |
Занятие 7 |
Закрепление навыков работы на Smart-доске. Чтение алгоритмов работы в графическом редакторе tuxpaint-0.9.22 (Д/игра «Подбери картинку»). Работа в графическом редакторе tuxpaint-0.9.22: Самостоятельное конструирование путем использования функций «прямые линии» и «геометрические фигуры» и свободным добавлением других элементов («штамп», «кисть» и др.)по заданной теме («Транспорт»). Обучение работы с нестандартными цветами палитры. Создание коллективной работы «Город Фантазий» (работа со Smart- доской) |
IV этап Занятие 8 |
Закрепление пройденного материала в форме открытого итогового занятия (примерный конспект занятия прилагается) |
Занятие 2.
Занятие 3
Занятие 4
Занятие 5
Занятие 6
Занятие 7
Цель: развитие воображения и творческих способностей детей через
конструктивную деятельность посредством графического редактора tuxpaint-0.9.22
Задачи:закрепить навыки работы с интерактивной доской и персональным компьютером;
закрепить знания детей о правилах поведения в компьютерном классе и правилах безопасной работы на компьютере и с интерактивной доской;
закрепить навык чтения и составления алгоритмов построения геометрических фигур в графическом редакторе tuxpaint-0.9.22 с помощью функции «прямые линии» и «геометрические фигуры»
отработать навык самостоятельного конструирования путем
использования функции «прямые линии», «геометрические фигуры» и свободным добавлением других элементов («штамп», «кисть» и др.) по заданной теме («Улица», «Железнодорожный транспорт»)
способствовать развитию творческого воображения и фантазии у мальчиков и девочек
развить творчество, изобретательность, эстетический вкус в гармоничном сочетании деталей, в красоте и целесообразности оформления дополнительными деталями.
воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.
Оборудование: Smart-система (интерактивная доска, проектор),
персональные компьютеры на каждого ребенка, рабочее место для каждого ребенка (рабочий стол), гарнитура (наушники с микрофоном) на каждого ребенка.
Материалы: Smart-урок «Город Фантазий»: коллективная работа «Город Фантазий» , д/игры «Подбери картинку», «Последовательность»,
аудиозапись «Утро начинается» (мультфильм «Чучело-мяучело»), Е.
Железнова «Я хочу построить дом», аудиозапись «Страна чудес» (автор не известен), Н. Овчарук «Волшебная страна», коллективной работы «Город Фантазий».
Алгоритмы построения геометрических фигур в графическом редакторе tuxpaint-0.9.22 с помощью функции «прямые линии» и «геометрические фигуры» на каждого ребенка, элементарные чертежи и схемы различных объектов (дом, дерево, куст, цветок, паровоз, поезд, машина и др.).
Ход занятия:Вводная часть.
Дети заходят в компьютерный класс
Педагог: Здравствуйте ребята и уважаемые гости (Дети здороваются).
Сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие . Вы готовы? тогда отправляемся!
Smart-урок «Город Фантазий».Педагог под музыку (отрывок из песни «Утро начинается») открывает ширму слайд №1 – коллективная работа-коллаж
«Город Фантазий».
Педагог: Ребята скажите, куда мы с вами попали. А почему вы решили, что это город? (здесь много домов, дорог, парк, цветов, людей ). Почему город называется «город Фантазий» (ответы детей)?
Основная частьСегодня к нам в гости приехало много гостей из города Екатеринбурга, как вы думаете на каком транспорте они до нас добрались?(если верного ответа нет, то загадываем загадку, слайд 2 ).
По стальным дорожкам Мчит Сороконожка.
Тук-тук-перестук. Круглый щёлкает каблук. С развесёлой песенкой По железной лесенке.
А у нас в городке железной дороги нет, что же нам делать? (ответы детей). Конечно ее необходимо проложить в город и построить поезда и паровозы.
Хоть наш городок и не маленький, но вот все дома заселены, а гостей
приехало много, давайте поправим положение, что можно для этого сделать? (нарисовать еще дома, улицы).
Ребята вы такие молодцы, предложили столько вариантов. Я предлагаю девочкам поработать архитекторами и дизайнерами и построить в нашем городе новые улицы, с уютными и красивыми домами. А мальчикам
поработать настоящими конструкторами и сконструировать настоящие поезда или паровозы!
Но для начала, давайте настроимся и немного разомнемся П/игра «Я хочу построить дом», вспомним, из чего и как мы строим в нашем городе
Фантазий? (из геометрических фигур). Слайд 3. Д/игра «Подбери картинку»,
«Последовательность». Работа с интерактивной доской.
Я вижу, что архитекторы и конструкторы готовы к работе, предлагаю занять ваши рабочие места и приступить к работе. У каждого из вас есть схемы- подсказки, которыми вы можете воспользоваться.
Самостоятельная работа на персональном компьютере в программе tuxpaint-0.9.22. Во время работы звучит музыка: «Страна чудес» (автор не известен), Н. Овчарук «Волшебная страна»
Педагог: Работу закончили? Пусть наши глазки немного отдохнут. (Ты давай вставай дружок, собери скорей кружок). Немного пофантазируем и
представим:
Зарядка для глаз «Наш дом»
Заключительная частьПедагог: Давайте посмотрим, что же у нас получилось? Саша расскажи нам о своем поезде (паровозе)? Маша расскажи нам о возведенной тобой улице, доме? (рассказы детей)
Дети встают полукругом лицом к зрителям: Катя: В городок наш приглашаем,
Приезжайте к нам друзья!
Саша: И поверьте нам, мы знаем, Без Фантазий жить нельзя!
Desteni