Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности краткосрочного курса кружка «Музыкальная мозаика»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Осы»
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности краткосрочного курса кружка
"Музыкальная мозаика"
2016-2017гг.
Составила:
Денисова Елена Владимировна,
учитель музыки
высшей категории
МБОУ «СОШ № 2 г. Осы».
Оса, 2016г.
Пояснительная записка
«Прекрасное пробуждает доброе»
Д.Б. Кабалевский
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы определяют содержание образовательной области «Искусство» по предмету «Музыка» на достижение целей:
• формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
• воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
• развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
• обогащение знаний о музыкальном искусстве;
• овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности
А так же задач:
• развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
• понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
• освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
• изучение особенностей музыкального языка;
• формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
1. Актуальность.
Необходимость введения музыкального искусства во внеурочной деятельности обусловлено тем, что оно является весьма действенным средством духовно-нравственного и эстетического воспитания. В современных условиях развития общества, модернизации воспитательно-образовательного процесса в России особую актуальность приобретает работа в начальных звеньях системы. Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного, младшего школьного возраста. Не все дети талантливые, но все способные.
Игра на детских музыкальных инструментах не только приобщает детей к занимательному и сложному музыкальному исполнительству, но и хорошо подготавливает и влияет на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение, рождает уверенность в свои возможности у детей, а значит, активизируется интерес к занятиям музыкой. Игра на музыкальном инструменте всегда связана у детей с чувством радости и удовольствия, а желание играть в оркестре настолько велико, что дети не замечают той большой учебной работы, которая проводится в процессе музицирования и от которой они не устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. В процессе изучения курса внеурочной деятельности музыкального искусства - школьники осваивают основы индивидуального исполнительства, развивается художественный вкус и расширяется музыкальный кругозор, формируются навыки музицирования и приобретают опыт сценического выступления. В процессе игры на музыкальных инструментах формируются элементарные навыки исполнительства, через которые учащийся мог бы выразить своё настроение, своё чувствование музыки. Приобретается опыт осознания своего «я» и значимости и поведения в социуме.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музыкальная мозаика» составлена на основе программы «Играем в оркестре на слух» М. А. Трубниковой, которая во многом перекликается с целями и задачами по предмету «Музыка». Целью программы является обучение детей подбору мелодий по слуху и игре на детских музыкальных инструментах (в ансамбле, оркестре)
Программа курса отличается принципиально новой методикой обучения детей игре на музыкальных инструментах, строящейся на подборе мелодий по слуху. Наряду с развитием музыкального слуха (тембрового, звукового, мелодического) и чувства музыкального ритма в программе комплексно решены вопросы общего развития ребенка как личности. Музыкальный репертуар программы составляют произведения классической, современной и народной музыки. Программа «Играем в оркестре по слуху» высокоэффективна как в отношении развития основных музыкальных способностей, так и расширении сферы музыкальной деятельности, способствующей развитию памяти, образного мышления, внимания, преодоления скованности, застенчивости.
Новизна: программа составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями. Предусматривает дифференцированный личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку. Значение инструментального музицирования в решении данной проблемы велико.
Специалисты справедливо подчеркивают, что музыкальные инструменты не имеют себе равных по быстроте и легкости обучения на них, в особенности в совместном исполнении, где лица с крайне ограниченными природными способностями могут принимать участие и постепенно развивать свой слух».
Во-первых, игра на музыкальных инструментах препятствует возникновению у детей барьера неполноценности. Во-вторых, позволяет успешно развивать у детей звуковысотный, тембровый и ладовый слух.
В третьих, совместное музицирование развивает воображение, память, волю, чувство эмпатии, ответственность за общее дело, коллективизм. М.А.Трубникова в своей программе «Играем в оркестре на слух» отмечает, что игра на детских музыкальных инструментах является одним из любимых и перспективных видов музыкальной деятельности детей.
Игра по слуху – эффективный метод развития не только музыкального слуха, но и системы музыкальности в целом и единственный продуктивный путь обучения игре в оркестре. Основными условиями становления деятельности подбора мелодии по слуху являются: предварительное накопление детьми необходимых музыкально-слуховых представлений; индивидуальные занятия с ними на одном чисто настроенном звуковысотном музыкальном инструменте, а затем – перенос приобретённых способов действий на другие инструменты.
Формирование деятельности подбора мелодии по слуху состоит из двух этапов: подготовительного и основного. На подготовительном этапе у детей происходит формирование музыкально-слуховых представлений. Второй - основной этап подбора мелодий по слуху на музыкальных инструментах имеет три ступени: ориентировочно-тембровую, ритмическую и мелодическую.
2. Цель и задачи курса.
Целью курса является воспитание художественного вкуса учащихся и развитие культуры, а также практическая работа над развитием музыкальных способностей детей. Сформировать интерес к общению с оркестровой музыкой, закрепить и обобщить знания учащихся об оркестре и о роли дирижера в нем.
Задачи: Образовательные: Знать: Определение состава оркестра, роль дирижера в оркестре, что такое партитура, названия произведений звучавших на занятии.
Уметь: Различать звучание отдельных музыкальных инструментов оркестра, Читать простейшие ритмические партитуры; Участвовать в коллективной исполнительской деятельности игры на музыкальных инструментах.
Воспитательные: эмоционально-ценностное отношение к музыке; музыкальный вкус обучающихся; слушательскую и исполнительскую культуру; потребности к самостоятельному общению с музыкой; интерес к музыкальной культуре.
Развивающие: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, творческого, воображения, ассоциативного мышления, творческой активности.
Главная же задача – обучить детей игре на детских музыкальных инструментах и, тем самым, заинтересовать их музыкой, вызвать желание музицировать самостоятельно, как на музыкальных занятиях, так и в быту. Большое значение имеет начальный этап обучения. Очень важно с первого занятия заинтересовать ребёнка, вызвать у него желание научится играть, используя его естественную любознательность. Поэтому, первое занятие нужно попытаться сделать в виде маленького праздника или какого – либо открытия. Ведь многие инструменты дети уже наверняка видели, но не все знали и слышали, что на них можно играть, исполняя настоящую музыку.
Заинтересованность детей в обучении игре на музыкальных инструментах нужно постоянно поддерживать. Успешность этого обучения зависит от согласованности всех форм музыкальных занятий детей. На занятиях они получают объём знаний и навыков, накапливают репертуар, который дети охотно, с большим удовольствием и гордостью демонстрируют на праздниках и развлечениях.
В ходе достижения этих целей, решаются музыкальные и воспитательные задачи:
- Коллективное музицирование
-Накопление музыкально слуховых впечатлений.
- Совершенствование музыкального слуха.
- Овладение оркестровыми и ритмическими навыками.
- Воспитание музыкально-эстетического вкуса.
- Воспитание организованности, умение работать в коллективе.
- Развитие слуха, внимания, памяти.
- Расширение музыкального кругозора.
- Развитие музыкально- творческих данных.
3. Структура курса.
Курс включает следующие разделы:
1. Музыкально-творческая установка.
2. Исследование музыкальных инструментов и приёмы игры на них.
3. Работа над ритмом.
4. Работа с элементарной оркестровой партитурой. Составление своих схем-партитур музыкального произведения.
5. Работа над ансамблем.
4. Особенности реализации программы.
Программа рассчитана на групповое, краткосрочное обучение игры в оркестре детей 8 лет, срок реализации 1 год. Общий курс занятий по музыкальному искусству во 2 классах, что составляет 34 часа в год и 1 час в неделю (8ч+8+10+8). Группы детей меняются каждую четверть, так ка это модуль. Группа учащихся составляет от 10-15 человек. Состав оркестра определяют сами учащиеся, которые записались, по желанию в разные кружки модуля и меняется по четвертям:
первая четверть-первая подгруппа учащихся из разных 2 классов
вторая четверть-вторая подгруппа учащихся 2 классов
третья четверть- третья подгруппа учащихся 2 классов
четвёртая четверть-четвёртая подгруппа.
Получается что в течении года, все учащиеся вторых классов школы попробуют поиграть в оркестре, чтобы самоопределиться что ему ближе, лучше, к душе.
Групповые занятия проводятся по школьному расписанию каждый вторник по 35 минут. Этот краткосрочный курс программы предусматривает основу исполнительской деятельности которого составляет музыкальные инструменты детского оркестра, партию фортепиано, которую исполняет учитель и фонограммы(плюсы и минусы) произведения, на аудио аппаратуре, а так же компьютере.
Автором даны примерные возрастные этапы обучения игры по слуху. Каждый педагог, в зависимости от степени способности и развития детей, может по-своему выстраивать эту систему. Я предлагаю свой алгоритм работы с произведением:
Алгоритм работы над произведением:
Слушаем музыкальное произведение.
Поём мелодию песни или муз. произведения или потешки на слух.
Играем свой вариант, с подбором муз. инструментов.
предлагаю мелодию, или звуки вместе подобрать по слуху (на звуковысотных инструментах).
Добавляем партии других инструментов.
Исполняем разные варианты, меняя партии и меняя инструменты.
Раздаю им партии, которые предлагаются в партитуре произведения, возможно и в упрощённом варианте, это зависит от подготовленности групп.
5. Планируемые результаты.
В результате изучения курса в кружке «Музыкальная мозаика», ученик должен овладеть следующими предметными результатами:
1. Овладеют приёмами игры на элементарных музыкальных инструментах.
2. Научатся играть, вместе ориентируясь на дирижёрский жест.
3. Узнают элементы музыкальной грамоты.
4. Овладеют и расширят свои навыки игры в оркестре.
5. Научатся исполнять свою сольную партию в произведении.
6. Сумеют выразительно исполнять музыкальное произведение.
7. Участие в исполнении музыкальных произведений на концерте.
8. Получат опыт индивидуальной и групповой творческой деятельности.
9. Расширят умения и навыки интонирования музыки и ее исполнения с помощью элементарного музицирования;
10.Научатся включаться в процесс импровизаций ритмических и инструментальных.
11. Подбирать инструменты, подходящие для исполнения в музыкальном произведении по слуху.
12. Смогут определять строение простых произведений.
13.Смогут узнавать по виду и звучанию музыкальные инструменты.
14. Смогут определять на слух двухдольность, трехдольность, четырёхдольность.
15. Освоят оркестровые партии музыкальных произведений.
16.Сформируются навыки правильной концертной постановки музыкального произведения.
Учёт УУД проводится в следующих формах:
1.Фотоотчёт, видеоотчёт.
2. Концерты, участие в школьных мероприятиях.
3. Исполнение оркестровых музыкальных произведений, как части урока.
6. Структура занятий
1. Познавательная часть (знакомство с музыкальными терминами и понятиями, связанными с курсом кружка: оркестр, дирижёр, партии, партитура, жест и т.п.)
2. Подготовительная часть (исследование музыкальных инструментов. Свободное музицирование. Приёмы игры на музыкальных инструментах. Сюжетно-ролевые игры»Весёлый оркестр», «Дирижёр» и т.п. Ритмические игры, упражнения, направленные для развития чувства темпа, ритма, тембровых представлений)
3. Индивидуальная работа (разучивание отдельных тем, партий с детьми, играющими на мелодических инструментах или игра небольшими группами по 1-2-3человека).
4. Накопление репертуара (Разучивание новых произведений. Работа над ансамблем и строем. Музыкально-творческая деятельность. Исполнение выученного музыкального материала и повторение старого материала). Исполнение и повторение партий всего репертуара. Выступление на уроках, как части урока, учащимися входящими в состав группы, на концертах. Включение выступлений учащихся в план работы школы.
5. Репертуар: Л.Книппер «Полюшко-поле», В.Моцарт «Менуэт», С.Рахманинов «Итальянская полька», Р.Шуман «Смелый наездник , Р.Н.П. «Во саду ли, в огороде», П.Чайковский «Камаринская». Репертуар может меняться, дополняться на усмотрение руководителя, из-за разного состава групп учащихся.
6.Итог- контроль предусматривает выступление учащихся на мероприятиях и концертах школы, класса, части урока музыки.
7. Календарно-тематический план.
№ |
Деятельности учащихся |
Всего часов |
Практика |
Теория |
сроки |
контроль |
1 ч |
Вводное занятие (исследование инструментов, приёмы игры, игра-исполнение песенок-попевок). |
1ч (35м.) |
25м |
10м |
06.09; 08.11; 17.01 14.03 |
1 состав 2 состав 3 состав 4 состав |
2ч |
Р.н.п. «Во саду ли , в огороде» (ложки, бубны, свистульки, трещотки, металлофон) |
1ч |
25м |
10м |
13.09; 15.11 24.01 21.03 |
1 состав 2 состав 3 состав 4 состав |
3ч |
П.Чайковский «Камаринская» (ложки, бубны, свистульки, трещотки, металлофон, треуголник) |
1ч |
25м |
10м |
20.09; 22.11 31.01 04.04 |
1 состав 2 состав 3 состав 4 состав |
4ч |
Л.Книппер «Полюшко-поле (Барабаны, треугольники, бубны) |
1ч |
25м |
10м |
27.09; 29.11 07.02 11.04 |
1 состав 2 состав 3 состав 4 состав |
5ч |
С.Рахманинов «Итальянская полька»(бубны, металлофон, маракасы, колокольчики) |
1ч |
25м |
10м |
04.10; 06.12 14.02 18.04 |
1 состав 2 состав 3 состав 4 состав |
6ч |
Р.Шуман «Смелый наездник» (кастаньеты, палочки, ложки, маракасы, бубен, металлофон) |
1ч |
1ч |
11.10; 13.12 21.02 25.04 |
1 состав 2 состав 3 состав 4 состав |
|
7ч |
В.Моцарт «Менуэт» |
1ч |
1ч |
18.10; 20.12 28.02 02.05 |
1 состав 2 состав 3 состав 4 состав |
|
8ч |
Повторение партий всего репертуара: 1)Л.Книппер «Полюшко-поле», 2)В.Моцарт «Менуэт», 3)С.Рахманинов «Полька» 4)Р.Н.П. «Во саду ли, в огороде» 5) Р.Шуман «Смелый наездник 6) П.И.Чайковский «Камаринская» |
1ч |
1ч |
25.10; 27.12 07.03 16.05. |
1 состав 2 состав 3 состав 4 состав |
|
9ч. |
Выступление на уроках, мероприятиях и концертах класса и школы. Показ опыта работы учащихся для родителей. |
1ч |
30 |
5м |
||
Примерный итог-контроль |
||||||
1 состав: Концерт для бабушек и дедушек, посвящённый Месячнику пожилого человека с р.н.п. «Во саду ли, в огороде». 2 состав: Новогодняя ёлка 3 состав: Нашим мамам. 4 состав: Весенние забавы |
27.10 декабрь март май |
Видеоотчёт, фотоотчёт |
8.Планируемые результаты по ФГОС:
Предметные: Знать/ понимать правила поведения на занятии, владеть первоначальными навыками, участвовать в коллективном музицировании.
Личностные: эмоционально-нравственная отзывчивость на музыкальное произведение.
Регулятивные УУД: Анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;
Познавательные УУД: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные УУД: Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
9. Литература:
1.Боровик Т. “Звуки, ритмы и слова” - Минск, 1991г.
2.Зимина А.Н. “Мы играем, сочиняем!” - Москва, ЮВЕНТА, 2002г.
3.Кононова Н.Г. “Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах” - Москва, Просвещение, 1990г.
4.Симукова В. “А вы ноктюрн сыграть смогли бы?” - “Музыкальный руководитель” №3, 2005г.
5.Трубникова М. “Играем в оркестре по слуху” - Москва, 2000г.
6.Тютюнникова Т. “Шумовой оркестр снаружи и изнутри” - “Музыкальная палитра” №6, 2006г. 7.Ветлугина Н.А. Воспитание музыкального слуха. – М., 1993
8.Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М., 1990г. 9.Лаптев И.Г. Оркестр в классе. – М., 1994г.
10.Крюкова В.В. Музыкальная педагогика.- Р-н-Д. 2002
11.Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера,2010. – 128 с.