Программа кружка дополнительного образования «Основы информационной культуры» для 3 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
СОГЛАСОВАНО. УТВЕРЖДЕНО.
Зам.директора по ВР Директор МБОУ «СОШ №10»
____________________ ______________________ (Н.В.Власова) (И.Б. Тишкина)
«__»________2013г. «__»________2013г.
Рабочая программа
объединения дополнительного образования
«Основы информационной культуры. «Библионик»
Срок реализации программы – 35 часов
Возраст детей – 8 – 9 лет (3 класс)
Разработала программу
библиотекарь
Челышева Л.М.
г.Гусь-Хрустальный
2014 год.
Пояснительная записка
Проблема чтения и тесно связанной с ней информационной культурой подрастающего поколения - одна из актуальных задач государства и общества. Одной из целей Федеральной Государственной образовательной программы является гармоничное развитие личности и её творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни, которое невозможно в современном мире без знаний, умений и навыков работы с информацией. Эффективная реализация этой цели возможна путём использования потенциала школьной библиотеки, которая призвана содействовать непрерывному образованию и обучению умениям ориентироваться в нахождении, выборе, критическом оценивании и использовании информационных ресурсов.
Обществу нужны образованные, духовно-нравственные, творческие, креативные граждане. Дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию духовно-нравственной и информационной культуре. Книга - величайшее достижение человечества. Её роль – Знания, Познание, Приобщение к общечеловеческим ценностям, Воспитание Человека.
Информационная культура современного человека – это не только компьютерная грамотность, это синтез традиционной книжной культуры и новой компьютерной информационной культуры.
Информационная культура школьника – это умение ориентироваться в мире информации, находить информацию, критически её оценивать и правильно использовать.
Ключевой частью программы курса «Основы информационной культуры» является формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя, т.к. построение информации в сети во многом сходится с организацией библиотечных фондов. Умение нахождения, выбора, использования книжной информации необходимы при работе с информацией на электронных носителях. Немаловажное значение имеет и владение навыками культуры чтения, куда входят: сознательное и заинтересованное отношение к тексту, знание правил использования информационной продукции, соблюдение гигиены чтения, формирование любви к чтению; развитие у читателя творческой активности.
Основополагающими нормативно-правовыми документами для руководства деятельностью объединением дополнительного образования «Основы информационной культуры» являются:
Конституция и Законы Российской Федерации;
Закон «Об образовании»;
Конвенция ООН «О правах ребенка»;
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования
Положение о библиотеке МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»
Основными принципами деятельности объединения дополнительного образования «Основы информационной культуры» являются:
-
Принцип добровольности;
Принцип взаимодействия;
Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
Принцип равноправия и сотрудничества;
Принцип гласности;
Принцип самостоятельности;
Принцип ответственности;
Принцип коллективности;
Принцип ответственности за собственное развитие.
Цель данной программы: Обеспечить реализацию Федеральных государственных общеобразовательных стандартов в части внеурочной деятельности с целью развития личности ребенка в условиях духовно-нравственного направления. Создание условий, способствующих интеллектуальному и духовному развитию личности гражданина России, совершенствованию его информационно-культурных потребностей.
Задачи:
вызвать у школьника устойчивый интерес к познанию
научить ориентироваться в информационном пространстве
привить первоначальные навыки работы с информацией.
Повысить грамотность и общекультурный уровень учащихся
Формирование духовно-нравственных ориентиров
стимулирование образования детей как необходимого условия развития нации
поднятие престижа чтения
Возрастные особенности программы:
Программа курса составлена с учётом особенностей интеллектуального и физического развития учащихся вторых классов. Занятия проводятся раз в неделю. Время занятия составляет 40 минут. Курс рассчитан на 32 часа в год.
Возраст детей – 8-9 лет, учащиеся третьих классов
Вид детской группы – адаптированный;
Состав – постоянный;
Особенность набора детей – свободный;
Число обучающихся детей – 15 человек в группе
Основные формы занятий объединения:
литературная игра
путешествие
конкурсы
экскурсия
турнир любознательных
исследовательская и поисковая работа
книжная выставка
творческая работа
просмотр мультимедийных презентаций
беседа
рисование иллюстраций
Режим занятий:
• Общее число часов в год – 35 часов
• Число занятий в неделю – 1час
• Время занятий – 13 часов
Прогнозируемые результаты:
Появление мотивации к чтению
Появление мотивации к самостоятельному поиску информации
Появление навыков нахождения, выбора и использования информации
Появление навыков библиотечного пользователя
Увеличение техники чтения
Развитие социальных, когнитивных и творческих навыков
Учебно-тематический план программы объединения дополнительного образования « Основы информационной культуры»
«Библионик» для учащихся 3-х классов.
Содержание занятий объединения дополнительного образования «Основы информационной культуры»
Библиотека – её роль в жизни человека и человечества. Происхождение слова «библиотека». Профессия «библиотекарь». Книжная выставка «Кто много читает, много знает». Литературная игра по детским книгам.
Библиотека – дом, где хранится информация. Информация – сведения об окружающем нас мире и процессах, которые в нём происходят. Где может храниться информация, показ слайд-фильма, разных видов хранения информации.
Библиотека – океан информации. Компас – наглядность в библиотеке. Информационные стенды, книжные выставки, библиотечные плакаты, полочные разделители. Поиск книги на книжной выставке «Книга открывает мир»
Зачем нужны книги. Какие книги кому нужны. Зачем читать книги. Как бы жили мы без книг. Показ слайд-фильма.
Как выбрать книгу в библиотеке. Сама книга помогает выбрать её. Элементы книги: обложка, переплёт, форзац, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Конкурс: кто выберет книгу по своему вкусу.
Отличие книги библиотечной от домашней: отсутствие книжного шифра, штемпеля и номера, доступность библиотечной книги, отличия в хранении и использовании.
Правила обращения с книгами. Инсценировка стихотворения « Две книги». Чтение стихотворения Маршака «Книжка про Гришку»
Мелкий ремонт книг. Клей, бумажная лента, скотч, ножницы. Оформление выставки отремонтированных книг.
Зачем нужна закладка. Ленточка – ляссе. Изготовление закладки. Нитки, тесьма, открытки.
Гигиена чтения. Что нужно знать, чтобы быть умным и здоровым. Путешествие с Библиоником внутрь человека, чтобы послушать, что испытывают органы человека при несоблюдении правил гигиены при чтении печатного текста и текста со всевозможных гаджетов.
С чего начиналась книга. Наскальные надписи, узелковое письмо. Рисование своего письма с помощью рисунков. Просмотр слайд-фильма.
Древние письмена. Их отличие от рисунков. Папирус, пергамент, береста, бумага. Путешествие к истокам письменности: слайд-фильм.
Первые книги. Первопечатники Гутенберг, Фёдоров и Мстиславец. Монастырские библиотеки. Слайд-фильм.
Современные книги на разных носителях. Понятия: формат, объём, оформление.
Другая печатная и медийная продукция: журналы, постеры, раскраски, закладки-подсказки.
История создания книги в современных условиях: типографии, издательства, писательский труд. Показ слайд-фильма.
Элементы книги: обложка, переплёт, книжный блок, лист, страница, иллюстрации. Конкурс на внимание.
Описать незнакомую книгу по её элементам, оформить титульный лист.
Элементы книги: автор, название, художник, издательство. Конкурс на внимание.
Знакомство с художниками-иллюстраторами детских книг.
Рисование иллюстрации к любимой (прочитанной) книге.
Элементы книги: суперобложка, закладка ляссе. Изготовление суперобложки и ленточки ляссе. Альбом, фломастеры, карандаши.
Закрепление темы. Определение элементов книги в разных изданиях.
Кто рисует ваши книги. Знакомство с иллюстрациями к познавательной литературе.
Создание иллюстрации к прочитанной статье..
Литературно-творческая инсценированная игра к Неделе детской книги. Парад литературных героев, отгадывание загадок по детским книгам, Шарады, конкурсы по русским народным сказкам.
Правила написания отзыва на прочитанную книгу: автор, название, главные герои, главное событие, отношение к герою (понравился или нет и почему)
Читательские вкусы и пристрастия. Рассказ или презентация о своей любимой книжке. Соблюдения правил аннотации: автор, название, жанр, художник, содержание, отношение.
Обзор выставки серийной литературы «Продолжение следует…». Какие серии издаются для детей: Школьная библиотека, Книги-детям, Классики-детям, Библиотека школьника, Читаем сами, Я познаю мир, Узнай мир. Преимущества серийной литературы.
Сказка: народная и авторская. Викторина. Зачин, сюжет, герои. Отличия авторской сказки от народной.
Книги познавательного характера. Серии: Я познаю мир, Узнай мир. Детские произведения о животных: Сладков, Бианки, Акимушкин. Научные сведения в художественном изложении. Отличие от сказок.
Энциклопедии для младших школьников: Детская энциклопедия, Что такое? Кто такой? Структура, расположение материала, справочный аппарат. Поиск статьи в энциклопедии.
Как читать энциклопедию. Алфавитно-предметный указатель. Как делать закладки. Как выписывать сноски. Найти и выписать определение какого-либо термина из энциклопедии.
Словари, справочники для младших школьников. Роль справочной литературы в обучении школьника. Орфографический словарь, справочники по математике, окружающему миру, грамматике, истории.
Литературная игра по справочникам, словарям, энциклопедиям. Работа группами, парами, индивидуальные задания.
Методическое сопровождение программы
Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] //http:ru.wikipedia.org.
Краткий справочник школьного библиотекаря [текст] / О.Р. Старовойтова при участии Т.И. Поляковой, Ю.В. Лисовской; под общ. Ред. Г.И. Поздняковой, 2001
Библиотечно-библиографические знания – школьникам: практическое пособие /Гос. респ. б-ка РСФСР. – 5-е изд., перераб. и доп. – М., 2003
Чигарёва Л.А. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности / Чигарёва Л.А. //Школьная библиотека. – 2009. - №1. – с. 9-18
Наша школа [журнал] выпуск № 4-5: Инновационная деятельность библиотек образовательных учреждений Владимирской области. – Владимир: ВИПКРО, 2008. – (Педагогическая мастерская)
Вестник библиотекаря образовательного учреждения: выпуск № 1-4. – Владимир: ВИПКРО, 2010