Программа кружка краеведения «Дом, в котором мы живем»
Программа кружка краеведения
«Дом, в котором мы живем».
Руководитель: учитель истории ГБОУ коррекционной
школы-интернат г.Моздок
Гоова Светлана Владимировна
«Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя»
Луций Анней Сенека (младший)
1. Пояснительная записка
Рабочая программа кружка краеведения «Дом, в котором мы живем»( Лаборатория проектов) разработана в соответствии с законом «Об Образовании в РФ», программой внеурочной деятельности, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования, с учебным планом ГБОУ коррекционная школа-интернат г.Моздок на 2022 – 2023 учебный год.
Создание данной программы вытекает из необходимости включить работу школьного кружка в систему воспитательной работы школы. В последнее время у обучающихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории.
Изучение родного края, национальных, этнокультурных традиций и обычаев - основные направления историко - краеведческой деятельности.
Кружковая работа позволяет решить целый ряд познавательных задач, развивает школьников, заинтересовывает их и при правильной организации дает им импульс к самостоятельной деятельности.
Кружковая работа по краеведению способствует развитию у обучающихся любви к отечеству, к своей земле, родному дому, семье.
Благодаря краеведению появляется возможность глубже уяснить положение: история- история людей; корни человека - в истории и традициях своей семьи, своего народа; в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость. Чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважение к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина; труд- основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества.
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем поселке, городе, районе, области, участвовать в их развитии , социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально - педагогических задач нашего времени.
Актуальность программы предполагает учет государственного социального заказа, определяется запросам со стороны подрастающего поколения и их родителей. Современный социальный заказ на образование обусловлен задачами патриотического образования детей, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования. В ней подчеркивается важность патриотического образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов нравственной направленности, формирующих у обучающихся способности, чувство патриотизма, нравственность.
Актуальность данной программы заключается в получении обучающимися возможности раскрыть свои способности как творческой личности каждого ребенка в разных видах деятельности.
Данная образовательная программа разработана с учетом современных педагогических теорий и технологий, возрастных и психофизиологических особенностей учащихся.
Особенность и новизна программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она рассчитана на один год изучения программы. Принципиальным отличием программы является воспитательная, патриотическая направленность содержания. Она выражается, прежде всего, в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл традиций нашего народа в различных его проявлениях.
Так же новизна заключается в том, что в основе программы лежит идея использования в обучении собственной активности учащихся, их способности к продуктивному воображению и мышлению, что дает возможность эффективно решать задачу общего развития ребенка, расширяя и углубляя знания, полученные школьниками на уроках в основной школе.
Отличительной особенностью программы является то, что при организации образовательного процесса все педагогические технологии, приёмы, методы работы учитывают тот подход, который облегчает, содействует, способствует, продвигает путь ребёнка к саморазвитию, самоактуализации. Педагогу отводится роль человека создающего благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения ребят, активизирующего и стимулирующего любознательность и познавательные мотивы.
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности реализации права каждого ребёнка на овладение компетенциями, знаниями и умениями в индивидуальном темпе, объёме и сложности, что предоставляет всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития.
Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что позволяет выстроить индивидуальный план развития каждого учащегося вне зависимости от первоначального уровня их способностей. Такой подход к обучению предусматривает универсальную доступность дополнительной общеобразовательной программы кружка краеведения «Дом, в котором мы живем» (Лаборатория проектов) для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Данная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка краеведения «Дом, в котором мы живем» (Лаборатория проектов) может быть использована в любом учреждении дополнительного образования и адаптирована под кадровые и материальные ресурсы учреждения. Объектом реализации программы может являться как учащиеся муниципального центра, так и удаленного сельского поселения. Программа реагирует также на образовательные запросы общества. В случае необходимости, когда ребенок по каким-либо уважительным причинам не имеет возможности посещать занятия, появилась возможность проводить занятия в дистанционных формах обучения через ресурсы Интернет (электронная почта, социальные сети «ВКонтакте», мессенджер WatsApp, Скайп, ZOOM, др.), которые позволяют обучающимся успешно осваивать программу, не выходя из дома.
Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 10 – 15 лет. По программе кружка краеведения «Дом, в котором мы живем» (Лаборатория проектов) могут заниматься все учащиеся указанного возраста, не имеющие медицинских противопоказаний, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды. Запись в кружок проводится по желанию ребенка.
По данной образовательной программе можно заниматься из года в год, преемственно и последовательно расширяя и углубляя свои знания и умения.
Объем и срок освоения программы.
В соответствии с учебным планом дополнительного образования на преподавание кружка отведен 1 час в неделю - 34 часа в год. Оптимальная наполняемость учебной группы – от 7 до 10 человек.
Формы организации образовательного процесса.
Содержание учебного материала, формы и методы работы отобраны с учетом разноуровневости, потребностей и возрастных особенностей учащихся, не создают учебных перегрузок, так же учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности, возраст и физиологическое развитие обучаемых). Форма проведения занятий планируется как для всей группы – для освещения общих теоретических и других вопросов, передача фронтальных знаний, так и индивидуально – групповые по 2-3 человека для индивидуального усвоения полученных знаний и приобретения практических навыков. Это позволяет дифференцировать форму обучения, объединить такие противоположности, как массовость обучение и его индивидуализацию.
Формы организации деятельности учащихся на занятии: групповая, по подгруппам, индивидуальная.
Виды занятий по программе: – беседы; – лекции; – практические занятия; – коммуникативные игры; – мастер-классы, – интерактивные занятия; – участие в культурно-массовых программах; – оформление альбомов, экспозиций; – участие в выставках. Занятия по программе состоят из теоретической и практической частей. Большая часть времени занимает творческая самостоятельная работа учащихся (80%).
Для организации учебного процесса используются такие методы как: методы обучения по характеру деятельности учащихся: – информационно-рецептивные, – объяснительно-иллюстративные,– частично-поисковые;
Методы обучения по способу подачи материала, в основе которых лежит способ организации занятий: − словесные (устное изложение материала, проблемное изложение материала, рассказ, беседа, объяснение и т.д.); − наглядные (показ видео- и аудиоматериалов, иллюстраций, фотографий, а также наблюдение и т.д.); − практические (экскурсия, изготовление газет, сочинений, проектная деятельность и др.).
В процессе занятий также используются методы самостоятельной работы. Самостоятельная работа не только закрепляет практические умения и навыки, но и развивает творческую активность.
Цель программы:
Формирование интереса обучающихся к культурному наследию, историческому прошлому и настоящему города Моздока, Моздокского района, нашей республики на основе познавательной, практической и исследовательской деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
- ознакомить обучающихся с историей возникновения города Моздока;
- познакомить обучающихся с памятниками, архитектурными зданиями города Моздока;
- ознакомить обучающихся с именами и деятельностью знаменитых моздокчан;
- обучить основам работы по ориентированию, по топонимике, с картой местности;
- формировать у обучающихся практические навыки проектно-исследовательской деятельности;
- формировать практические навыки подготовки к публичному представлению результатов краеведческого исследования;
- формировать умение работать с архивными, литературными и другими источниками информации;
- ознакомить со способами сбора, обработки, систематизации материалов и информации;
- формировать мотивацию обучающихся к самообразованию.
Развивающие:
- развивать аналитическое мышление;
- развивать устойчивость внимания, наблюдательность;
- развивать зрительную, слуховую и моторную память;
- развивать познавательную активность;
- развивать творческий потенциал обучающихся;
- развивать способность видения и постановки проблемы в области краеведения.
Воспитательные:
- формировать у обучающихся социально-нравственные ориентиры;
- воспитывать нравственно-патриотические убеждения обучающихся;
- воспитывать ответственность и дисциплинированность обучающихся;
- формирование у обучающихся творческого подхода к учебно-практической деятельности;
- формировать социальные умения и навыки;
- воспитывать культуру общения и поведения, обучающихся в общественных местах;
- воспитывать активную гражданскую позицию обучающихся.
Важными условиями для успешной реализации программы служат следующие принципы:
- принцип развивающего и воспитывающего обучения;
- принцип от опыта к обобщениям;
- принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения;
- принцип смены видов деятельности;
- принцип социокультурного соответствия;
- принцип наглядности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип сознательности и активности и учета возрастных особенностей;
- принцип добровольности;
- принцип психологической комфортности в коллективе.
Содержание программы позволяет решать задачи и создает условия для развития ряда универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)
Занятия способствуют развитию инициативы, гражданской активности, повышают познавательный интерес учащихся.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни родного города, района, области, актуальность, воспитательная ценность.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
- Основные этапы истории города: возраст города Моздока, происхождение его названия, географическое положение, историю символики;
- историю своей семьи;
- название улиц названых в честь моздокчан;
- правила поведения в общественных местах;
- архитектурные, скульптурные памятники города;
- имена и достижения знаменитых земляков;
- героев моздокчан в годы Великой Отечественной войны;
- крупные промышленные предприятия города;
- особенности труда людей наиболее распространенных профессий;
- средние специальные учебные заведения своего города.
Учащиеся должны уметь:
- находить и использовать дополнительную информацию о родном крае;
-работать в семейных архивах;
- работать с историческими документами;
- самостоятельно или в группе собирать краеведческий материал для творческой работы;
- оформлять материалы, создавать экспозиции;
-проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка;
-посещать музеи и другие культурные учреждения города.
Будут сформированы обще учебные умения и личностные качества:
- развитая зрительная, слуховая и моторная память;
- устойчивость внимания, наблюдательность;
- любознательность;
- умение работать в группе;
- умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
- умение слушать и слышать друг друга;
- дружелюбие.
Для оценки результативности учебных занятий применяются следующие виды и формы контроля.
Вид контроля |
Форма контроля |
Вводный контроль |
Собеседование, наблюдение |
Текущий контроль (по итогам занятий) |
Опросы, собеседование, наблюдение |
Тематический контроль (по итогам завершения каждой темы) |
Викторины, тестирование, опросы, тематические кроссворды, филворды, краеведческие конкурсы |
В конце каждого полугодия проводится промежуточная аттестация, выявляющая результативность обучения (викторины, тестирование, опросы, конкурсы).
Отслеживание личностного развития обучающихся осуществляется методом наблюдения и собеседования.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Минимальный уровень |
Базовый уровень |
Повышенный уровень |
Обучающимися в основном усвоены: - возраст города Моздока, происхождение его названия, историю символики; - название улиц; - правила поведения в общественных местах; - архитектурные, скульптурные памятники города; - правила техники безопасности на занятиях по краеведению Обучающиеся неуверенно или с помощью педагога: - самостоятельно или в группе собирают краеведческий материал для творческой работы; - помогают оформлять материалы, экспозиции; У обучающихся недостаточно развиты: -развитая зрительная, слуховая и моторная память; -устойчивость внимания, наблюдательность; - любознательность; - умение работать в группе; - умение радоваться своим успехам и успехам товарищей; - умение слушать и слышать друг друга; - дружелюбие. |
Обучающиеся в достаточной мере знают: - возраст города Моздока, происхождение его названия, историю символики; - название улиц и их расположение; - правила поведения в общественных местах; - архитектурные, скульптурные памятники города; - герои моздокчане в годы Великой Отечественной войны; - средние учебные заведения города. - правила техники безопасности на занятиях по краеведению Обучающиеся уверенно: - находят и используют дополнительную информацию о родном крае; - самостоятельно или в группе собирают краеведческий материал для проектной и творческой работы; - оформляют материалы, создают экспозиции; - ориентируются на местности. У обучающихся в достаточной мере развиты: - зрительная, слуховая и моторная память; - устойчивость внимания, - наблюдательность; - любознательность; - умение работать в группе; - умение радоваться своим успехам и успехам товарищей; - дружелюбие. |
Обучающиеся полностью представляют: - возраст города Моздока, происхождение его названия, историю символики; - название улиц и их расположение; - правила поведения в общественных местах; - архитектурные, скульптурные памятники города; - имена и достижения знаменитых земляков; - герои моздокчане в годы Великой Отечественной войны; - средние учебные заведения города. - правила техники безопасности на занятиях по краеведению Обучающиеся свободно: - находят и используют дополнительную информацию о родном крае; - работают с историческими документами; - самостоятельно или в группе собирают краеведческий материал для проектной и творческой работы; - оформляют проекты, создают экспозиции; - ориентируются на местности. У обучающихся уверенно развиты: - зрительная, слуховая и моторная память; - устойчивость внимания, - наблюдательность; - любознательность; - умение работать в группе; - умение радоваться своим успехам и успехам товарищей; - дружелюбие. |
Учебно-тематический план.
Условные обозначения: Т – теоретическое занятие; П – практическое занятие
№ п/п |
Наименование раздела |
Всего часов |
Тема |
Форма и содержание занятия |
Кол-во часов |
|
Теорет. |
Практ. |
|||||
1 |
Введение в краеведение |
2 |
1.Вводное занятие. 2.Что такое краеведение? |
Занятие-игра. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Техника безопасности при работе с различными инструментами и историческими материалами, техническими средствами. Экскурсия в краеведческий музей г.Моздока |
1 |
1 |
2 |
Мой край на карте Родины |
4 |
1.Карта России, карта РСО-Алании. 2.Административное деление 3.Символика РФ, республики. 4.Происхождение географических названий. |
Виртуальное путешествие. Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов. Творческая мастерская «Легенда о нашем крае» Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. |
2 |
2 |
3 |
Я и моя семья |
4 |
1. Родословная. 2.История имени. Отчество и фамилия 3.Исследовательский проект. Что это такое?
|
Путешествие. Лекция «Кто такие предки? Что такое родословная» (с использованием мультимедийного оборудования) Творческая мастерская. Моя родословная - нарисовать родословное дерево. Исследовательская работа «Почему мне дали это имя…» Учимся создавать проекты.
|
2 |
2 |
4 |
Дом, в котором я живу или хотел бы жить |
2 |
1. Рассказ-описание своего дома. 2. Творческая-мастерская. |
Виртуальная экскурсия. По архитектурным памятникам города Моздока. Мастер-класс. Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала |
1 |
1 |
5 |
Наш город |
2 |
1.Карта Моздокского района. История основания города. 2.Символы города. |
Виртуальная экскурсия с использованием презентации. Творческая работа по созданию символа (герба) своего города в любой из техник декоративно-прикладного творчества (пластилинография, квиллинг, торцевание, оригами мозаика и др.).. |
1 |
1 |
6 |
Моя улица |
2 |
1.Виртуальная экскурсия по улицам города Моздока с именами наших земляков. |
Виртуальная экскурсия. Учащиеся знакомятся с названием улицы названных в честь наших земляков. Акция «Познакомь жителей города с историей земляков-моздокчан, именами которых названы улицы » (Приурочена к 12 декабря –дню Героев Отечества), выступления детей. Форма контроля: Филворд “Их именами названы улицы города”. |
1 |
1 |
7. |
Наш много-национальный край. |
4 |
1.Национальности нашего города(района). 2. Их быт, обычаи, традиции и т.д. |
Рассказ-описание. Презентация о быте, обычаях, традициях, культуре народностей нашего края Экскурсия в «Дом дружбы» Подготовка учащимися сообщений в виде творческого проекта о своей национальности. Форма контроля: Филворд «Национальности нашего города» |
2 |
2 |
8. |
Наша школа |
1 |
1. История нашей школы. |
Знакомство с традициями, историей школы-интерната (экскурсия по школе, школьный музей).
|
1 |
- |
9. |
Моя малая Родина |
6 |
Мой город. |
Экскурсия по городу. Знакомство с памятниками города. - памятник братьям Дубининым - памятник С.М.Кирову - памятник Любе Кондратенко - памятник Е.Пугачеву - памятник «Дуб-ровесник города» Экскурсия в Парк Победы Форма контроля: «Памятники города» в ребусах. Создаем индивидуальные проекты «Памятники нашего города»
|
1 |
5 |
10. |
Наш край в годы Великой Отечественной войны |
5 |
1. Герои-земляки 2. Труженики тыла. 3.Дети войны
|
Знакомство с людьми, героями-войны, жившими на территории края. Форма занятия: видеоурок, беседа. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края. Встречи с тружениками трудового фронта, детьми войны. Экскурсия в музей при Совете ветеранов Проектно-исследовательская работа “Расскажи о своем герое”.
|
2 |
3 |
11. |
Из настоящего в будущее… |
1 |
Специальные темы по просьбам, предложениям детей, и заказам конкурсной программы. Подведение итогов |
Игровой тренинг Повторение пройденного. Творческое задание «Реклама для путешественников» |
1 |
1 |
Итого: |
15 |
19 |