Программа кружка «Политический круиз»
Пояснительная записка
В современной российской школе во главу угла ставится гражданское образование, готовящее человека к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в политической жизни государства и был способен многое сделать для своей страны. Это подразумевает многогранное осмысление учащимися социально-политических дисциплин и формирование высокой политической грамотности. Курс позволит педагогу активно вовлечь детей в процесс познания, создать политологическую лабораторию, в которой учащиеся получили бы новые знания, приобрели бы навыки и умения, формировали бы свою точку зрения по важнейшим вопросам.
Цель курса является повышение политической грамотности учащихся, способствующее становлению их активной гражданской позиции.
Задачи курса:
-расширить знания учащихся по обществознанию и политологии;
-развить способности учащимся осмысливать явления действительности на основе политического анализа, теоретически или практически применять свои политические знания;
-создать условия для формирования личности школьника как гражданина, уважающего права человека и демократические ценности.
Позиция педагога при реализации данного курса основывается на следующих методических принципах:
Уважение к личности учащихся в процессе общения;
Учет индивидуальных особенностей каждого ученика и его склонностей;
Уважительный обмен информацией;
Доброжелательный тон в изложении материала;
Простота в общении;
Четкое и доступное определение понятий и терминов;
Привлекательность содержания занятий;
Иллюстрирование информации видео- и аудиосредствами;
Методы проведения занятий: лекция, беседа, дискуссия, проективное моделирование, ролевая игра, работа с документами, мини-исследование.
Результат освоения курса внеурочной деятельности
Работа над курсом предполагает развитие основных навыков и умений учащихся:
Находить, систематизировать и анализировать политическую информацию;
Рассматривать политические события с точки зрения их политологической природы; находить, систематизировать и анализировать политическую информацию;
рассматривать политические события с точки зрения их политологической природы;
ориентироваться в современной политической действительности;
определять и представлять собственное отношение к политическим процессам в современном мире. описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; - сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных носителей (СМИ, учебный текст и т. д.); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно распределять время на выполнение заданий; самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.);
анализировать документы;
анализировать публикации в периодических изданиях;
работать с диаграммами и таблицами;
формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным проблемам;
представлять результаты исследований в виде таблиц, схем, выступлений, эссе;
делать выводы, работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без возможности обратиться за консультацией к учителю) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
3.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Мир политического как предмет изучения
Наука политология Мир политического. Предмет политологии. Основные понятия политологии. Методы исследования политологии. Связи политологии с другими науками. Форма работы: лекции. Политология и политика(1 ч) Политология и политика. Политика как «искусство возможного» в ее моральном измерении. Политика как искусство. Форма работы: беседа. Политические инструменты(1 ч) |
Политическая деятельность
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п | Наименование темы, ее содержание | Количество часов | |||
Мир политического как предмет изучения | 6 | ||||
Политическая деятельность | 12 | ||||
Политическая культура | 8 | ||||
Современное гражданское общество | 9 |
5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Для изучения курса должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Введение в политологию / под ред. Гаджиева. М., 1994.
Выборы в демократическом обществе. М., 1996.
Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1995.
Гражданское образование. Содержание и активные методы обучения / под ред. Н. Воскресенской, С. Шехтера. М., 2005.
Зеркин Д.П. Основы политологии: курс лекций. Ростов н/Д. 1999.
Карагезов К. Лидеры 21 века. М., 1996,
Карагезов К. Символы и ритуалы. М., 1982.
Козулин АК. Политика и право для каждого из нас: пособие для учителя. Екатеринбург, 1995.
Кравченко А.И. Задачник по обществознанию 10-11 класс. М., 2002.
Мудрик АВ. Социализация и «смутное время». М., 1991.
Политология/ под ред. МА. Василика. М., 1999.
Политология/ под ред. М. Марченко. М., 1999.
Похлёбкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. М., 1995.
Пугачев Б.М. Политическое развитие современной России. М.,1994.
Словарь-справочник «Человек и общество» / сост. И.Д. Коротец /др./. Ростов н/Д, 1996.
Человек и общество. 10-11 класс: дидактические материалы по курсу. М., 2001.
Шилобород М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф. Политика и право 1О-11 класс. М., 1995.
Интернет-ресурсы
Сайт О.Ф. Шаброва (доктор политических наук, заместитель заведующего кафедрой политологии и политического управления Российской академии государственной службы при Президенте РФ) содержит ряд интересных публикаций по проблемам политического моделирования, политической кибернетики, учебно-методические материалы, форум.
Сайт Н.А. Баранова - содержит работы и учебные курсы по политологии. Авторские статьи о политике и армии.
Практикум по политологии, Василик М.А. nashol.com/2012062865856/praktikum-po-politologii-vasilik-m-a-1999.html
Информационные войны, Новый инструмент политики, Почепцов Г., 2015. nashol.com/2015070485525/informacionnie-voini-novii-instrument-politiki-pochepcov-g-2015.html
Геополитика, Костров А.В., 2015. nashol.com/2015103187113/geopolitika-kostrov-a-v-2015.html
Политика для начинающих, Сборник, Макиавелли Н., 2015. nashol.com/2015090986470/politika-dlya-nachinauschih-sbornik-makiavelli-n-2015.html
Россия, США и Китай в современном мире, Киреев А.А., 2015. nashol.com/2015070185488/rossiya-ssha-i-kitai-v-sovremennom-mire-kireev-a-a-2015.html</</font>
Календарно-тематическое планирование
Названия разделов | Всего часов | ||||
Мир политического как предмет изучения (6 ч) | |||||
Наука политология | 1 | ||||
Методы исследования политологии. Связи политологии с другими науками. | 1 | ||||
Политология и политика | 1 | ||||
Политика как «искусство возможного» в ее моральном измерении. Политика как искусство | 1 | ||||
Политические инструменты | 1 | ||||
1 | |||||
Политическая деятельность (12 ч) | |||||
Политическое лидерство | 1 | ||||
Роль политического лидерства. Типология политического лидерства. | 1 | ||||
Избирательная компания | 1 | ||||
Ролевая игра «Выборы губернатора» | 1 | ||||
Политическое поведение | 1 | ||||
Регулирование политического поведения. Мини- исследование. | 1 | ||||
Политические конфликты | 1 | ||||
Урегулирование конфликта. Проект | 1 | ||||
Политическая пропаганда | 1 | ||||
Дискуссия «Нужна ли политическая пропаганда» | 1 | ||||
Анализ политических выступлений и политической речи | 1 | ||||
Практикум «Анализ политических выступлений» | 1 | ||||
Политическая культура (8 ч) | |||||
Политическая культура и ее модели | 1 | ||||
Особенности российской политической культуры. Элементы политической культуры. | 1 | ||||
Политическая символика | 1 | ||||
Патриотические символы. Общественные символы. | 1 | ||||
Политические коммуникации | 1 | ||||
Политический имидж. | 1 | ||||
Социальная политическая переписка | 1 | ||||
Проект «Политическая культура личности» | 1 | ||||
Современное гражданское общество(8 ч) | |||||
Политическая элита | 1 | ||||
Элитаризм. | 1 | ||||
Политика мира и России | 1 | ||||
Мини- исследование «Политика мира» | 1 | ||||
Глобализация | 1 | ||||
Дискуссия «Проблемы безопасности» | 1 | ||||
Первый шаг в политическую жизнь . Дебаты | 1 | ||||
Проект «Политическая биография политических лидеров прошлого и современности» | 1 | ||||
Защита проекта | 1 |