Программа кружка по лепке из теста «Волшебный комочек»
Содержание
1. |
Комплекс основных характеристик программы |
|
1.1. |
Пояснительная записка |
|
1.2. |
Цель и задачи программы |
|
1.3. |
Принципы программы |
|
1.4. |
Содержание программы |
|
1.4.1. |
Этапы реализации программы |
|
1.4.2. |
Календарно-тематическое планирование |
|
1.5. |
Планируемые результаты |
|
2. |
Комплекс организационно-педагогических условий |
|
2.1. |
Условия реализации программы |
|
2.2. |
Формы отчетности, образовательных результатов |
|
2.3. |
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов |
|
2.4. |
Оценочные материалы |
|
Список литературы |
|
|
Раздел №1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»
1.1 Пояснительная записка
Лепка из солёного теста, экологически чистого материала, очень нравится детям и подходит для работы с дошкольниками. Этот старинный материал имеет широкий спектр применения и позволяет делать сувениры, настенные украшения, панно, разные интересные фигурки. Работа с тестом увлекательна и полезна, так как развивает у ребёнка моторику, усидчивость, терпение и фантазию.
Лепка из теста способствует развитию художественного творчества у детей, развивает умение лепить с натуры и по представлению персонажей литературных произведений, животных, человека. Развивается мелкая моторика, так как дети моделируют форму кончиками пальцев, сглаживают места соединения, украшают созданные изображения с помощью рельефных налепов. В ходе работы с тестом развивается воображение детей, так как дети стремятся к созданию оригинального изображения, придумывают разные варианты одной и той же темы, следуют определённому замыслу, внося некоторые коррективы.
Актуальность образования. Создание программы дополнительного образования «Волшебный комочек» связано с актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста, а также запросом родителей дополнить занятия с детьми по изобразительной деятельности лепкой из солёного теста. Так как лепка из теста так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Отличительные особенности программы. Отличительной особенностью программы является:
1.Комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы. Данная комплексность основывается на следующих принципах:
-Формирование у детей устойчивого интереса к использованию в своей деятельности техники работы с тестом и продуктов, полученных в результате этой деятельности.
- Учить детей находить оригинальные способы для создания художественного образа.
- Учить детей свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами.
-Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.
- Развивать мелкую моторику, координацию рук.
-Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.
2.Доступность материалов и оборудования для реализации программы.
3. Постепенное усложнение программного материала.
4.Групповой характер освоения программного материала.
Адресат программы. Данная программа адресована детям от 4 до 5 лет. (средний дошкольный возраст) Дети этого возраста отличаются тем, что:
Развивается моторика дошкольников. Ребенок способен активно и осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы, что позволяет ему расширять и обогащать репертуар уже освоенных основных движений более сложными.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Мышление детей 4–5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием.
Возраст от 3 до 5 лет - время наиболее бурного развития ребенка. Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Развивать творческие способности ребёнка лучше начинать с дошкольного детства, именно этот возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов личности. Весь путь формирования личности пролегает между задатками и способностями.
Особенности организации образовательного процесса. Данная программа предусматривает построение процесса обучения по спирали с усовершенствованием на каждом этапе до качественного нового уровня знаний. Программа предусмотрена для 4-5 лет, является первым этапов в освоении лепки из теста.
Объём и сроки освоения программы. Программа рассчитана на один учебный год. Продолжительность программы определяется:
-постепенным освоением сенсорных эталонов формы, цвета, величины, постепенным усложнением образовательной программы;
-процессами психического развития ребёнка;
-объёмом материалов;
-групповым характером освоения программного материала и предъявления образовательного результата.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Занятия проводятся один раз в неделю, в четверг, в 16.00-16.20, 20 минут. В год 37 занятий, 12 часов 20 минут.
1.2 Цель и задачи программы
Цель: Создать условия для эстетического развития детей, самовыражения и самореализации дошкольников через декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
Образовательные:
- Овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей создание образов;
- Обогащать знания детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из теста;
- Формировать способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
- Овладевать умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
Развивающие:
- Развивать художественный вкус, учить видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни по средствам декоративно-прикладного искусства;
-Развивать воображение и творческие возможности детей через включение дошкольников в практическую деятельность, связанную с созданием предметов декоративно-прикладного искусства.
Воспитательные:
- Воспитывать устойчивый интерес к народной культуре;
- Воспитывать уважение к истории русского народного творчества, традициям, обычаям русского народа.
1.3 Принципы программы:
-Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
-Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
-Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
-«От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребёнок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);
-Учёт возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Пути реализации программы
В работе с детьми:
Внедрение новых форм и методов в организацию занятий
Организация индивидуальной работы с детьми вне занятий
Создание условий для самостоятельной художественной деятельности вне занятий
В работе со взрослыми:
Осуществление совместной работы с администрацией и родителями по внедрению программы
Создание предметно – развивающей и пространственной среды
Проведение бесед – консультаций с родителями
Привлечение родителей к организации выставок в группе и детском саду
В работе педагогов:
Расширение профессиональных знаний путём посещения семинаров, выставок, конкурсов
Обзор новой методической литературы
Накопление материалов – образцов для использования на занятиях.
Для эффективного развития изобразительной деятельности с привлечением сюжетной лепки, созданы все необходимые условия для занятий с детьми:
- для занятий в группе создаётся обстановка «мастерской»
-занятия проводятся в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми
- подобраны все необходимые материалы и пособия
- систематизирован литературный материал: стихи, загадки, пословицы, поговорки
- изготовлена картотека пальчиковых игр для подготовки руки к работе, развитие мелких мышц руки.
1.4 Содержание программы
Содержание занятий кружка «Волшебный комочек» составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения от простого к сложному. Обучение проводится на коллективных занятиях и по подгруппам 10-12 человек.
1.4.1 Этапы реализации программы
Целостный процесс обучения лепке из теста можно условно разделить на три этапа:
1.Подготовительный
-Знакомить со свойствами теста, способом его приготовления.
-Освоить приёмы раскатывания теста круговыми движениями, прямыми движениями ладоней;
-Освоить приёмы вдавливания;
-Освоить приёмы раскатывания и выдавливания теста;
-Освоить приёмы прищипывания, ощипывания маленького кусочка теста.
-Научиться работать на ограниченном пространстве.
2.Основной
- Научить основным приёмам работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов.
-Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные материалы (природный и бросовый)
-Научиться пользоваться стекой, печаткой, формами для выдавливания, скалкой.
-Научиться соединять части теста с помощью воды и кисти.
-Научиться раскрашивать работу гуашью.
-Научиться доводить дело до конца, аккуратно выполнять свои работы.
-Научиться участвовать в выполнении коллективной работы.
-Научиться действовать по образцу воспитателя, по словесному указанию.
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.
3.Итоговый
-Самостоятельно решать творческие задачи.
-Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
1.4.2 Календарно-тематическое планирование
Сентябрь
Занятие №1 неделя1
Тема: «Замесили тесто мы»
Задачи: Ознакомление детей с солёным тестом, как художественным материалом, его рецептом, свойствами. Учить сравнивать пластилин и солёное тесто между собой, делать простые выводы. Развитие мелкой моторики рук. Обогащение пассивного словаря прилагательными (мягкий, пластичный, солёный) и глаголами (замесили, раскатали). Воспитывать познавательный интерес
Материалы и оборудование: мука, соль, вода, стаканчики – 3 шт., тара для замешивания теста, клеёнка
Занятие №2 неделя 2
Тема: «Фрукты»
Задачи: Закреплять умение лепить из целого куска, учитывать в работе свойства теста: не держать долго в руках, тесто становится мягким и из него трудно лепить, использовать в работе стек. Развивать чувство формы. Воспитывать интерес к лепке из нового материала.
Структура занятия:
1.Д/игра «Загадки – отгадки». Задание: найти отгадку (макет), обследовать и слепить.
2.Планирование этапов работы. Сначала необходимо создать круглую форму, а из неё лепить фрукт, применяя знакомые приёмы.
3.Выставка работ. Анализ: сравнить с макетом.
4.Разрисовать гуашью в совместной деятельности.
5.Использовать в сюжетных играх в самостоятельной деятельности.
Материалы и оборудование: макеты фруктов, не цветное тесто, клеёнки, стеки, гуашь, кисть.
Занятие№3 неделя 3
Тема: «Овощи»
Задачи: продолжать знакомить с новым материалом – тестом, его свойствами. Учить лепить овощи из теста, наносить узор «тычками», стеками, разрисовывать гуашью.
Структура занятия:
1.Краткая вступительная беседа, загадки. Проблемная ситуация: закончились овощи в магазине. Рассматривание макетов овощей.
2. Объяснение этапов работы. Самостоятельная деятельность.
3. Рассмотреть поделки. В каких из них дети добились наибольшего сходства, выразительности.
Разрисовать поделки после просушки во время совместной деятельности.
Использовать в сюжетных играх в самостоятельной деятельности.
Материалы и оборудование: макеты овощей, мука, вода, соль, посуда, клеёнки, стеки, гуашь, кисть.
Занятие№4 неделя 4
Тема: «Разноцветное тесто»
Задачи: Продолжать знакомить детей с солёным тестом. Познакомить детей с способами окрашивания теста. Развивать мелкую моторику рук, мышление, внимания, память, речь детей.
Материалы и оборудование: мука, соль, вода, стаканчики – 3 шт., тара для замешивания теста, клеёнка, краски (гуашь, пищевой краситель, кисточки)
Октябрь
Занятие №5 неделя 1
Тема: «Сердечко»
Задачи: Вызвать желание сделать красивую поделку для друзей. Закрепить приёмы лепки округлых форм, оттягивания, сплющивания. Развивать воображение: украшать сувенир по своему желанию разными семенами, зёрнами… Воспитывать желание создавать красоту своими руками.
Структура занятия:
1.Вступительная беседа об истории сувениров, рассмотреть образец.
2.Планирование работы.
3.Выставка работ. Поощрять за индивидуальность, неповторимость в украшении работ.
4..Использовать, как украшение для кукол в игровом уголке или подарить другу.
Материалы и оборудование: цветное тесто, клеёнки, стеки, природный материал для украшения, баночка с водой, кисточка.
Занятие №6 неделя 2
Тема: «Калачи из печи»
Задачи: Сравнить традиционные хлебобулочные изделия – калачи, баранки, бублики, сушки. Познакомить детей с технологией изготовления калача. Продолжать учить работать с тестом. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к истории и традициям национальной культуры.
Структура занятия:
1.Предложить испечь угощение для куклы. Рассмотреть макеты, иллюстрации. Использовать фольклор.
2. Показать, как соединять тесто водой. Планирование работы. Самостоятельная работа
3.Рассмотреть готовые работы. Просушить.
4.В совместной деятельности: разрисовать гуашью
5.В самостоятельной деятельности использовать в играх с куклами.
Материалы и оборудование: не цветное тесто, клеёнки, стеки, баночки с водой, кисти, гуашь.
Занятие №7 неделя 3
Тема: Улитка
Задачи: Продолжать знакомить детей с солёным тестом. Учить детей создавать из него простейшие формы – шар, колбаску, создавая при этом выразительный образ – улитка. Развивать мелкую моторику рук, мышление, внимания, память, речь детей. Воспитывать желание создавать знакомые образы.
Структура занятия:
1.Стихотворение «Улитка». Рассматривать фотографии улитки, её строение.
2.Словесное объяснение приёмов работы. Выполнение.
3.Установить работу на общий зелёный листочек. Рассмотреть все работы.
Материалы и оборудование: разноцветное, солёное тесто, клеёнка, стеки, ёмкость для воды
Занятие №8 неделя 4
Тема: «Цветочек»
Задачи: Продолжать знакомить детей с солёным тестом. Учить детей создавать из него простейшую форму – шар, а так же видоизменять форму, преобразовывая в иные формы (сплющивание), создавая при этом выразительный образ - цветка. Развивать мелкую моторику рук, мышление, внимания, память, речь детей. Воспитывать интерес к своей деятельности.
Структура занятия:
1.Игра «Загадки-отгадки». Рассматривание иллюстраций.
2. Объяснение этапов и приёмов работы. Показать правильное размещение готовых форм для создания композиции. Выполнение работы.
3. Анализ работ.
Материалы и оборудование: разноцветное солёное тесто, клеёнка, вода, кисточки, стеки
Ноябрь
Занятие №9 неделя 1
Тема: «Гриб»
Задачи: Продолжать знакомить детей с солёным тестом. Учить детей создавать из него простейшие формы – шар, колбаску, а так же видоизменять форму - шара, преобразовывая в иные формы (сплющивание, создавая при этом выразительный образ– гриба. Развивать мелкую моторику рук, мышление, внимания, память, речь детей. Воспитывать интерес к живой природе.
Структура занятия:
1.Рассматривание корзинки с макетами грибов, строение и форму гриба.
2.Повторить необходимые приёмы лепки для создания образа. Показать способ соединения деталей. Самостоятельная работа.
3. Анализ работ.
Материалы и оборудование: разноцветное, солёное тесто, клеёнка, стеки, ёмкость для воды
Занятие №10 неделя 2
Тема: «Тульский пряник»
Задачи: Закреплять умение работать с тестом. Развивать интерес к истории и традициям народной культуры. Воспитывать желание сохранять русские традиции.
Структура занятия:
1.Дать представление о народных традициях.
2.Рассмотреть образец. Объяснение этапов работы. Учить украшать пряники традиционно.
3.Запечь и высушить.
Материалы и оборудование: цветное тёмное тесто, клеёнки, стеки.
Занятие №11 неделя 3
Тема: «Бабушкины пряники»
Задачи: Познакомить со старинными способами изготовления лепных пряников в разнообразии видов (козули, тетерки, витушки). Продолжать учить работать с тестом. Развивать мелкую моторику. Воспитывать любовь к своей семье и желание сохранять семейные традиции.
Структура занятия:
1.Беседа о семейных традициях
2.Рассматривание образцов, способов выполнения.
3.Выполнение работы
Материалы и оборудование: жёлтое тесто, клеёнки, стеки.
Занятие №12 неделя 4
Тема: «Жаворонки»
Задачи: упражнять в умении лепить из целого куска теста, использовать приёмы вытягивания. Формировать умение завязывать полоску узлом. Развивать мелкую моторику.
Структура занятия:
1.Стихотворение «Жаворонок». В день весеннего равноденствия раньше на Руси хозяйки пекли печенье «жаворонки» в форме птиц.
2.Этапы работы: Раскатать тесто в толстую колбаску, завязать узлом кончиками пальцев
придать головке форму, сделать глазки, хвостик примять и сделать надрезы (пёрышки)
3.Запечь как печенье. Тесто можно сделать сдобным.
Материалы и оборудование: тесто, клеёнки, стеки, душистый горошек для глаз.
Занятие №13 неделя 5
Тема: «Печенье»
Задачи: Продолжать закреплять приём лепки – раскатывание колбасок и замыкание в кольцо, закручивание в спираль. Развитие мелкой моторики рук. Учить детей обыгрывать лепные изделия. Обогащение пассивного и активного словаря. Воспитывать желание создавать атрибуты для дальнейшей игры.
Структура занятия:
1.Мотивационная беседа. Рассматривание образцов.
2.Повторить приёмы лепки, способы выполнения. Придумать способы украшения печенья.
3.Сравнить разнообразие работ.
Материалы и оборудование: мука, соль, вода, стаканчики – 3 шт., тара для замешивания теста, клеёнка.
Декабрь
Занятие №14 неделя 1
Тема: «Цыплята»
Задачи: продолжать знакомить с русским народным фольклором и народным прикладным искусством. Формировать умение применять знакомые приёмы лепки в лепки фигурок цыплят. Развивать память. Воспитывать любовь к живой природе.
Структура занятия:
1.Рассмотреть фигурку, отметить, что головка круглая, туловище круглое, вытянутый клювик и хвостик.
2.Этапы работы: Из отдельных кусочков теста сделать головку, туловище, вытянуть клювик и хвостик.
3.Установить работу на полянку вокруг курочки.
Материалы и оборудование: жёлтое тесто, клеёнки, стеки, игрушка курочки, цыплят, образец, схема выполнения работы.
Занятие№15 неделя 2
Тема: «Ёлочные украшения»
Задачи: Учить создавать поделку из теста с использованием бросового материала. Учить искать способы украшения игрушки с помощью бросового материала. Способствовать эмоциональным проявлениям в ходе и по завершению выполнения работы. Развивать воображение. Воспитывать интерес к новогодним традициям.
Структура занятия:
Письмо от лесных жителей с просьбой украсить ёлочку в лесу.
Рассматривание ёлочных игрушек, способов их лепки.
Придумывание украшения для игрушки.
Материалы и оборудование: мука, соль, вода, стаканчики – 3 шт., тара для замешивания теста, клеёнка, природный и бросовый материал.
Занятие№16 неделя 3
Тема: «Снежинка»
Задачи: Продолжать знакомить со свойствами теста, соединять детали водой. Упражнять в умении раскатывать длинные, тонкие, ровные полоски. Украшать поделку с помощью печатей, стеки или бисера. Вызвать желание придумать свой узор.
Структура занятия:
Загадка. Имитация под музыку. Рассматривание узоров на стёклах, салфетках.
Объяснение работы и выполнение.
Рассматривание результатов.
Занятие №17 неделя 4
Тема: «Снеговик» (на плоскости)
Задачи: учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита.
Развивать художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.
Структура занятия:
1Загадка. Рассматривание иллюстраций. Игра с снежками.
2. Объяснение этапов и приёмов работы. Самостоятельная работа.
3. Сравнивание и анализ результатов.
Январь
Занятие№18 неделя 2
Тема: «Цифры на магнитах»
Задачи: Учить лепить цифры из длинных и коротких полосок, закрепить умение делить тесто на части, раскатывать полоски одинаковой толщины, разной длины. Развивать глазомер. Знакомить со свойствами магнитов. Воспитывать желание сделать сувенир своими руками.
Структура занятия:
1.Предложить слепить цифры на магнитах.
2.Планирование работы. Лепить цифры, используя схемы. Вдавить в каждую цифру магнитик.
3.Рассмотреть готовые работы. Просушить.
4.В совместной деятельности: разрисовать фломастерами
Материалы и оборудование: цифры, не цветное тесто, клеёнки, стеки, фломастеры.
Занятие№19 неделя 3
Тема: «Рыбка»
Задачи: Продолжать учить применять для творческих работ различный природный материал. Развивать конструктивные навыки. Способствовать эмоциональным проявлениям, желанию выразить своё отношение через мимику и жесты.
Структура занятия:
Стихотворение «Где спит рыбка»
Образный этюд «Рыбка»
Рассматривание образца и способов действия.
Самостоятельная работа.
Дополнение работы природными материалами.
Материалы и оборудование: не цветное тесто, клеёнки, стеки, природный материал для украшения, баночка с водой, кисточка.
Занятие №20 неделя 4
Тема: «Петушок на палочке»
Задачи: Учить выдавливать фигурку петушка с помощью формочки, раскатывать плоское тесто. Показать, как делать насечки стеком. Воспитывать самостоятельность.
Структура занятия:
1.Использовать фольклор для понятия детьми яркого образа петушка. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. Вспомнить строение птички.
2.Раскатать тесто, вырезать фигурку, сделать перья, глаз.
3.Раскрасить поделку, вставить палочку.
Материалы и оборудование: не цветное тесто, клеёнки, стеки, палочки, гуашь, кисть, формочка.
Февраль
Занятие №21 неделя 1
Тема: «Сувениры колобаны»
Задачи: закрепить приёмы лепки кончиками пальцев, сплющивание, оттягивание, приклеивать детали, использовать стеки и тычки.
Структура занятия:
1.Колобаны – красивые поделки, великолепные украшения, похожие на церковные купола, в них сохранились формы русской архитектуры.
2.Этапы работы: слепить большой колобок, заострить, как купол. Подставку – постамент сделать в форме лепёшки. Украсить колобан с помощью природного материала.
3. Сушить в духовке.
Материалы и оборудование: не цветное тесто, клеёнки, стеки, природный материал.
Занятие №22 неделя 2
Тема: «Колокольчик»
Задачи: Продолжать учить работать с тестом. Предложить для оформления поделки декоративные элементы. Развивать интерес к лепке из соленого теста. Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Развить мелкую моторику рук при работе с кисточкой. Воспитывать усидчивость, аккуратность.
Структура занятия:
1.Рассказ воспитателя об истории колокольчика.
2.Показ и объяснение лепки фигурки.
3Самостоятельная деятельность
4Разрисовать после высыхания.
Материалы и оборудование: не цветное тесто, клеёнки, стеки, гуашь, кисть.
Занятие №23 неделя 3
Тема: «Курочка – ряба»
Задачи: закрепить умение лепить птичку из целого куска приёмом оттягивания см. зан. №14. Развивать воображение. Воспитывать любовь к природе.
Структура занятия:
1.Вспомнить сказку, рассмотреть книжные иллюстрации.
2.Этапы работы: сделать гнездо из лепёшки, постелить на дно соломку, смазать водой и приклеить в центр гнезда курочку.
3.После запекания разрисовать.
Материалы и оборудование: не цветное тесто, клеёнки, стеки, гуашь, кисть, сезаль.
Занятие №24 неделя 4
Тема: «Ёжик»
Задачи: Продолжать знакомить детей с солёным тестом. Учить детей создавать из него простейшую форму – шар, а так же видоизменять форму, преобразовывая в иные формы. Развивать мелкую моторику рук, мышление, внимания, память, речь детей. Воспитывать интерес к диким животным.
Структура занятия:
1.Рассказ воспитателя о жизни ежей в неволе.
2.Показ и объяснение лепки фигурки.
3Самостоятельная деятельность
4.Рассматривание и анализ работ.
Материалы и оборудование: мука, соль, вода, стаканчики – 3 шт., тара для замешивания теста, клеёнка, печатки, природный материал
Март
Занятие №25 неделя 1
Тема: Рамка для фотографий
Задачи: закрепить умение раскатывать тесто в лепёшку одинаковой толщины, вырезать по шаблону, удаляя лишнее тесто. Упражнять в умении делать надрезы, наклеивать детали. Воспитывать желание создавать подарок своими руками.
Структура занятия:
1.Рассказ воспитателя о назначении такой поделки. Вызвать желание сделать подарок для своих близких.
2.Этапы работы: раскатать лепёшку толщиной 1см.наложить шаблон рамки и вырезать края. Раскрасить рамку гуашью.
3.Рассмотреть готовые работы
Занятие №26 неделя 3
Тема: «Бусы» (Коллективная работа)
Задачи: Закрепить умение делить тесто на равные части, отрабатывать приём лепки круглых форм, приём сплющивания, украшать узором из разных материалов. Развивать глазомер. Воспитывать желание сделать общую работу.
Структура занятия:
1.Рассказ об истории бус. Бусы – это украшение, состоят из звеньев. Предложить сделать звенья и собрать из них длинные бусы.
2.Изготовление звеньев длинных и плоских, сделать отверстия, украсить.
3.После высыхания собрать бусы на шнурок. Разрисовать гуашью.
Материалы и оборудование: не цветное тесто, клеёнки, стеки, гуашь, кисть, бусы.
Занятие №27 неделя 4
Тема: «Виноград»
Задачи: Закрепить умение делить тесто на равные части, развивать глазомер. Учить соединять детали. Воспитывать аккуратность в работе.
Структура занятия:
1.Загадка о винограде. Рассмотреть сувенир. Его назначение.
2.Этапы работы: рассмотреть схему. Разделить колбаску на равные части, скатать из них маленькие шарики. Соединить мокрой кистью в форме грозди. Из двух лепёшек сделать листья. Используя стек нанести рисунок.
3.Раскрасить.
Материалы и оборудование: не цветное тесто, клеёнки, стеки, гуашь, кисть
Занятие №28 неделя 5
Тема: «Земляника»
Задачи: отрабатывать приёмы лепки, учить наносить узор стеком, украшать зёрнами, крупой. Вызвать воспоминания о лете.
Структура занятия:
1.Загадка. Рассмотреть образец, форму, цвет.
2.Рассмотреть схему лепки: раскатать колобок, один конец слегка вытянуть кончиками пальцев. Для придания выразительности использовать мелкую крупу, зёрна льна. Наклеить сверху листочек. запечь.
3.Раскрасить и покрыть лаком.
Материалы и оборудование: не цветное тесто, клеёнки, стеки, гуашь, кисть, зёрна кунжута или укропа.
Апрель
Занятие №29 неделя 1
Тема: «Гусеница»
Задачи: закрепить умение раскатывать круглые формы одного размера, делать лепёшки. Развивать глазомер, чувство формы. Воспитывать интерес к миру природы.
Структура занятия:
1.Загадка. Вспомнить особенности строения гусеницы.
2.Рассмотреть схему поделки: раскатать длинную колбаску, поделить её на равные части, раскатать колобки сплющить. Приклеить водой на подложку. Голова у гусеницы круглая с рожками.
3.Раскрасить гуашью.
Материалы и оборудование: не цветное тесто, клеёнки, стеки, гуашь, кисть
Занятие №30 неделя 2
Тема: «Пуговичная гусеница» (работа в подгруппах)
Задачи: закрепить умение делить тесто на равные части, раскатывать длинную, ровную колбаску, делать аккуратные, ровные отверстия. Развивать глазомер и мелкую моторику. Воспитывать желание сделать красивую работу.
Структура занятия:
1.Рассмотреть игрушку, её детали.
2.Рассмотреть схему: тельце состоит из плоских лепёшек, проткнутых в двух местах, как пуговица. Голова плоская, чтобы гусеница выглядела забавно, слепите для неё шляпку.
3.Раскрасить детали, покрыть лаком и собрать на нитку.
Материалы и оборудование: не цветное тесто, клеёнки, стеки, гуашь, кисть
Занятие №31 неделя 3
Тема: «Чудо – дерево» (коллективная работа)
Задачи: Воспитывать интерес к коллективной композиции по мотивам литературного произведения. Продолжать освоение пластических способов создания образов на основе шара. Развивать чувство формы. Формировать навыки сотрудничества при создании коллективной композиции.
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Формировать аккуратность при раскрашивании готовых фигур.
Структура занятия:
1.Прослушивание стихотворения. Рассмотреть иллюстрацию.
2.Беседа, чем украсить чудо-дерево.
3.Закрепить умения лепить знакомые изделия: калачи, пряники, булочки.
4.Украшаем дерево.
Материалы и оборудование: тесто, клеёнки, стеки, макет дерева из картона, книга с иллюстрациями.
Занятие №32 неделя 4
Тема: «Подковка на счастье».
Цель: Учить раскатывать ровную полоску, сгибать, придавая форму подковы.
Закрепить умение украшать и раскрашивать готовые изделия.
Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании изделия. Воспитывать усидчивость, желание сделать работу до конца.
Структура занятия:
1 рассказ о традиции русского народа. Рассматривание образца.
2.объяснение этапов и приёмов работы
3.самостоятельная деятельность.
4.выставка готовых работ
Материалы и оборудование: солёное тесто, стека, бусинки, канцелярская скрепка (петелька), кисточка.
Май
Занятие №33 неделя 1
Тема: «Божья коровка» (на листике)
Задачи: Учить лепить божью коровку из частей: голова, туловище, дополнительный материал для оформления. Развивать чувство формы. Воспитывать интерес к миру насекомых.
Структура занятия:
1.загадка. рассмотреть макет, части насекомого.
2.беседа, какие приёмы лепки можно использовать
3.самостоятельная деятельность.
4. приклеить к зелёному листочку с помощью воды. Раскрасить гуашью.
Материалы и оборудование: солёное тесто, формочка «листик», семена яблок, веточки, игрушка.
Занятие №34 неделя 2
Тема: Бабочка
Задачи: Продолжать знакомить детей с солёным тестом. Учить детей создавать из него простейшие формы – шар, колбаску, создавая при этом выразительный образ. Развивать мелкую моторику рук, мышление, внимания, память, речь детей.
Структура занятия:
Образный этюд «бабочка»
Рассматривание образца и способов действия.
Самостоятельная работа.
Дополнение работы природными материалами.
Материалы и оборудование: разноцветное, солёное тесто, клеёнка, стеки, ёмкость для воды
Занятие №35 неделя 3
Тема: «Корзинка с фруктами»
Задачи: отрабатывать разные приёмы лепки, умение делить тесто на равные части, умение пользоваться стеком. Развивать воображение-выбирать способ украшения работы. Воспитывать желание участвовать в коллективной работе.
Структура занятия:
1.Рассмотреть поделку, её содержимое. Уточнить какие фрукты лежат в корзинке.
2.Этапы работы: лепить корзинку из одинаковых колбасок, склеивая их водой. Сплести косичку для ручки. Украсить корзинку фруктами. Нанести узор стеком или украсить, используя дополнительные материалы.
3.Раскрасить краской после высыхания.
Материалы и оборудование: тесто, клеёнки, стеки, макеты фруктов, книга с иллюстрациями, дополнительные материалы, вода, кисть.
Занятие №36 неделя 4
Тема: «Кружева из теста»
Задачи: закрепить умение раскатывать тонкие, ровные колбаски, соединять части узора мокрой кистью.
Структура занятия:
1.Рассказ о традициях русских народов плести кружева из теста – печенье «тетёрки» с тонким кружевным узором. Рассмотреть образцы. Отметить их сходство с кружевом.
2.Объяснение этапов работы. Кружева выполняются из тонких полосок теста. Предварительно придумать узор или рассмотреть предложенный. Тонкие колбаски укладывают по контуру рисунка. На стыках плотно соединяются.
3.Высушить кружевные изделия и покрыть лаком.
Материалы и оборудование: тесто, клеёнки, стеки, макеты фруктов, книга с иллюстрациями, дополнительные материалы, вода, кисть.
Занятие №37 неделя 5
Тема: «Цветик-семицветик»
Задачи: научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки. Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Структура занятия:
1Беседа о знакомых цветах, что за цветок такой особенный –семицветик. Рассмотреть части цветка.
2.Обсудить приёмы лепки, необходимые для осуществления замысла.
3.Самостоятельная деятельность.
4 Раскрашивание гуашью. Анализ работ.
Материалы и оборудование: тесто, клеёнки, стеки, вода, стаканчик, кисть, гуашь.
1.5 Планируемые результаты
Дошкольники к концу учебного года должны знать:
1. Историю возникновения лепки из солёного теста;
2. Способы приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного, свойства солёного теста;
3. Приёмы работы с соленым тестом;
4. Способы сушки готовых изделий;
5. Название и правила пользования ручными инструментами для обработки соленого теста;
6. Правила техники безопасности;
7. Художественные произведения, стихи, потешки, пальчиковые игры.
8. Историю возникновения многих вещей, разные народные промыслы, их историю, традиции и обычаи русского народа.
А так же у детей:
9. Развиваются сенсорные способности (чувство цвета, формы, величины), композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика.
10. Развиваются тактильные чувства пальцев. Через тактильные ощущения дети знакомятся с разными материалами, их свойствами.
11. В интересной игровой форме обогащается словарь детей. В процессе выполнения практических действий с тестом ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формировании и активизации словаря, пониманию ребёнком речи окружающих.
РАЗДЕЛ №2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Условия реализации программы
Занятия по программе кружка «Волшебный комочек» проводятся в группе, во второй половине дня.
Материально- техническое оборудование:
Мука пшеничная, ржаная, соль;
Пищевые красители;
Дополнительные материалы для оформления работ и украшения: крупы, макаронные изделия, чёрный горошек, зёрна…
Бросовый материал;
Природный материал;
Материалы для рукоделия: пуговицы, бусинки, бисер,…
Клеёнки, досточки для лепки;
Картон для подложки и фона разного цвета и текстуры;
Стеки разной формы, тычки;
Формы для выдавливания;
Салфетки для рук;
Стаканчики для воды;
Цветная гуашь;
Кисточки разной толщины;
Муляжи, игрушки, иллюстрации и дидактический материал, соответствующий тематике занятия.
2.2 Формы отчётности образовательных результатов
При посещении кружка «Волшебный комочек» каждый ребёнок отмечается в табеле посещаемости, отчётность представлена в материалах диагностики. Кроме этого в конце учебного года на итоговом педсовете предоставляется аналитическая справка о проделанной работе по кружку.
2.3 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
Организация выставок продуктов совместного творчества, интерьера в группе и помещениях ДОУ.
Фотоматериалы.
Открытое занятие для родителей в конце учебного года.
2.4 Оценочные материалы
Мониторинг результатов освоения детьми программы по лепке из теста
Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей в конце учебного года.
Процедура оценки предполагает трёхуровневый подход
Высокий уровень:
-Ребёнок уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;
-Умеет самостоятельно достигать цель;
-Проявляет начало творческих способностей.
Средний уровень:
-Ребёнок не уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;
-Недостаточная самостоятельность;
-Замысел реализуется частично.
Низкий уровень:
-Ребёнок не овладевает приёмами работы лепки из теста;
-Отсутствует самостоятельность, интерес;
-Замысел не реализован, работа не доведена до конца.
Список литературы
1. Чаянова Г.Н. «Соленое тесто» - М., 2005г.
2.Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». –М., 1995г.
3. Хоменко В.А. «Соленое тесто: шаг за шагом» - Харьков, 2007г.
4.Хананова И.Н. «Соленое тесто» - М., 2006г.
5. Зимина Н. В «Шедевры из соленого теста» ООО ТД «Издательство Мир книги» 2010г.
6. И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Вкусная лепка для детей» Издательский дом «Цветной мир» Москва 2014г.
7. «Фигурки из соленого теста» Москва «АСТ ПРЕСС книга» 2010г. серия мастер – класс на дому.
8. М. О. Синеглазова «Удивительное соленое тесто» Москва Издательский дом МСП -2007г.