Программа кружка «Рукоделочка» (1-4 классы)
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Мастерская добрых дел»
(адаптированная)
для 1-4 класса на 2016-2017 учебный год
Разработчик программы:
Учитель начальных классов
Мазилова Евгения Леонидовна.
Педагогический стаж 22 года,
соответствие занимаемой
должности.
Д. Новое.
2016
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа для творческого объединения в рамках внеурочной деятельности в основной школе для учащихся 1-4 классов составлена на основе примерных программ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования и написана на основании следующих нормативных документов:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения)
2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
3. Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).
4. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
Основная идея данной программы заключается в создании в детском коллективе комфортной атмосферы, пробуждающей интерес учащихся к самореализации, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования.
Актуальность программы: в наш век новых технологий развиваются и прикладные технологии по декоративно- прикладному искусству. Большое количество прикладных техник, мастер – классов, видеоуроков в интернете дают возможность осваивать современные технологии и доступно обучать детей прекрасному и востребованному.
Новизна программы: включены новейшие технологии, которые не входят в программный материал учащихся, при реализации программы формируются ИКТ-компетенции, так как приоритетным направлением являются мастер-классы в интернете, расширение межнационального опыта в области прикладного творчества.
Цель программы: воспитание интереса к ручному творчеству, вовлечение детей в активную творческую деятельность, формирование навыков и умений работы с материалами различного происхождения.
Задачи:
-научить детей основным техникам изготовления поделок;
-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
-привить интерес к народному искусству;
-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Отличительные особенности курса
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно - деятельностного подхода, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), ИЗО, литература - раздел народное творчество, география (изучение видов рукоделия мировых культур).
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ, участие в конкурсах.
Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.
У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.
Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа на занятии.
На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной учителем. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать аналогичные заданным материалы.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов. Продолжительность одного занятия – не более 45 минут.
Разделы:
Платилинография
Бумагопластика
Изделия из фетра
Мягкая игрушка
Вышивка
Формы и методы обучения
В процессе занятий использую различные формы : традиционные, комбинированные и практические занятия.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) учителем, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)
• репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)
• частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с учителем)
исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся)
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах;
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Планируемые результаты
Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Рукоделочка» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные рузультаты
Регулятивные
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
Познавательные
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
Коммуникативные
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки :
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогом изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Содержание программы
№ п.п. |
Раздел программы |
Количество часов |
1 |
Платилинография |
6 |
2 |
Бумагопластика |
10 |
3 |
Изделия из фетра. |
5 |
4 |
Мягкая игрушка |
5 |
5 |
Вышивка |
8 |
Раздел 1. Пластилинография.
Вводное занятие. Материалы и инструменты. Презентация «Чему мы будем учиться. Какие я знаю материалы»
Объемные и плоскостные изделия из пластилина. Знакомство со средствами выразительности. Знакомство с симметрией. Композиция.
Раздел 2. Бумагопластика.
Открытка. Виды открыток. Изготовление открыток в технике скрапбукинг. Украшение открытки. Материалы для изготовления. Использование «необычных» материалов при изготовлении открыток. Открытки на различные праздники.
Папье-маше. Теория и приёмы работы. Материалы для работы. Правила сушки изделий из папье-маше. Техника безопасности.
Топиарий - дерево счастья. История топиария. Материалы, используемые при изготовлении топиария: бумага (бумажные салфетки, вырезанные цветочки, гофрированная бумага, бумага для квиллинга или сложенное оригами - кусудаму), цветы из холодного фарфора или полимерной глины, атласные и капроновые ленты, фетр или хлопок, пуговицы и бусины, кофе, ракушки, высушенные листья и другие природные материалы, а также многое, многое другое). Формы топиария (шар, сердце, цветок, имя и т.д.). Способы крепления топиария на основе. Подставка для деревца или букета - обычный цветочный горшочек, железное ведерко (окрашенное красками) красивый плоский камень или ракушка. Техника безопасности.
Раздел 3. Изделия из фетра.
Фетр. Виды фетра. Приемы работы с фетром. Изготовление плоских и объемных изделий из фетра. Подвески. Игрушки.
Раздел 4. Мягкая игрушка.
Текстиль. Виды тканей. Правила раскроя ткани. Отмеривание нити, обработка конца нити, завязывание узелка. Закрепление нити на ткани. Пуговицы и её заменители. Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол. Типы и виды кукол. Культовые и обрядовые куклы. Изготовление различных кукол.
Раздел 4. Вышивка.
Виды вышивки. Приемы и техники, применяемые в вышивке. Материалы для вышивки. Вышивка крестом. Вышивка бисером.
Тематический план программы
№ |
Наименование разделов, блоков, тем |
Всего, час |
Количество часов |
Характеристика деятельности обучающихся |
|
теория |
практика |
||||
1 |
Введение в учебный курс. Инструктаж. |
1 |
1 |
Соблюдать правила техники безопасности при работе с различными инструментами и материалами.. |
|
Пластилинография. |
|||||
2 |
Объемное изделие из пластилина. Ежик. |
1 |
1 |
Отличать плоскостное и объемное изделие. |
|
3 |
Жанр изобразительного искусства - натюрморт. «Осенний натюрморт» |
1 |
1 |
Знакомство с понятием «натюрморт», закрепление знаний о колорите осени. |
|
4 |
Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун» |
1 |
1 |
Знакомство с понятием «портрет», создание выразительного образа посредством объема и цвета |
|
5 |
Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса» |
1 |
1 |
Знакомство с понятием «пейзаж», контраст. |
|
6 |
Объемно – пространственная композиция «Сказочный город» |
1 |
1 |
Особенности построения композиции, создание сказочного сюжета. |
|
Бумагопластика |
|||||
7 |
Открытка. Виды открыток. Открытка «Розочки» |
1 |
1 |
Изучение истории открытки, создание элементов для открытки, сборка изделия по технологической карте. |
|
8 |
Открытка «День рождения» |
1 |
1 |
Техника «скрапбукинг», знакомство с материалами для скрасбукинга. |
|
9 |
Открытка с секретом. |
1 |
1 |
Работа по чертежу, заготовка элементов изделия. Сборка изделия по шаблону. |
|
10 |
Открытка ко дню матери. |
1 |
1 |
Подбор тематических декоративных элементов. |
|
11 |
Новогодняя открытка. |
2 |
2 |
Конструирование изделия на заданную тему |
|
12 |
Открытка-шоколадница. |
1 |
1 |
Сочетание изученных приемов работы при создании изделия. |
|
13 |
Папье-маше. Копилка. |
1 |
1 |
Техника «Папье-маше». Материалы для изделия. |
|
14 |
Папье-маше. Копилка. |
1 |
1 |
Сборка изделия. Декоративное оформление изделия. |
|
15 |
Топиарий. |
1 |
1 |
Знакомство с историей «топиария», виды изделий. |
|
16 |
Топиарий. |
1 |
1 |
Декоративное оформление готового изделия. |
|
Изделия из фетра |
|||||
17 |
Фетр. Виды фетра. Плоская игрушка. Петущок. |
1 |
1 |
Свойства фетра. Изготовление деталей и сборка изделия по технологической карте. |
|
18 |
Аппликация из фетра |
1 |
1 |
Новый вид аппликации. Техника безопасности при работе с клеем и ножницами. |
|
19 |
Игольница из фетра. |
1 |
1 |
Способы сборки изделий. Способ «сшивания» деталей. |
|
20 |
Чехол для телефона. |
1 |
1 |
Декоративное оформление изделий из фетра. Способы крепления деталей. |
|
21 |
Объемная игрушка из фетра. |
1 |
1 |
Особенности объемного изделия. |
|
Мягкая игрушка. |
|||||
22 |
Кукла. Виды кукол. |
1 |
1 |
История создания кукол. Виды текстильных игрушек. |
|
23 |
Улитка. Выкройка. |
1 |
1 |
Выкройка. Сшивание деталей изделия. Набивка. |
|
24 |
Улитка. Сбор изделия. |
1 |
1 |
Сборка готового изделия. Декоративное оформление изделия. |
|
25 |
Выкройка. Кукла-большеножка. |
1 |
1 |
Выкройка деталей. Особенности выкройки для придания объемности готовому изделию. |
|
26 |
Кукла-большеножка. Сборка изделия. |
1 |
1 |
Сборка изделия. Декоративное оформление изделия. |
|
Вышивка |
|||||
27 |
Вышивка. Виды вышивки. |
1 |
1 |
История вышивки. Виды вышивки. Материалы и инструменты. Техника безопасности. |
|
28 |
Вышивка крестом. |
1 |
1 |
Особенности вышивки крестиком. Приемы вышивки крестом. |
|
29 |
Вышивка крестом. |
1 |
1 |
Вышивка по канве с нанесенным рисунком. |
|
30 |
Вышивка крестом. |
1 |
1 |
Особенности вышивки счетным крестом. |
|
31 |
Вышивка бисером. |
1 |
1 |
Приемы и особенности вышивки бисером. |
|
32 |
Вышивка бисером. |
1 |
1 |
Вышивка по ткани с нанесенным рисунком. |
|
33 |
Вышивка бисером. |
1 |
1 |
Создание схемы для вышивки бисером. Изготовление изделия по своей схеме. |
|
34 |
Выставка работ учащихся. |
1 |
1 |
Представление изделий, изготовленных в процессе обучения. |
Литература и интернет-источники.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
Архив учебных программ - http://www.rusedu.ru/member3995.html
Белова Н. Р. Мягкая игрушка. – М., 2003.
.Женские журналы по рукоделию: «Ручная работа», «Валентина», «Диана», «Лиза» и др.
Интернет-журнал «Крестик»: вышивка крестом и другие виды рукоделия
Источник: http://nacrestike.ru/publ/interesnoe/brosh_svoimi_rukami/10-1-0-1087
© nacrestike.ru
Источник: http://masterclassy.ru/ Папье- маше