Программа дополнительного образования «Спортивные игры (футбол)»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана
«Средняя общеобразовательная школа № 53 имени А.А.Шараборина»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Спортивные игры(футбол)»
Возраст учащихся: 14-17 лет
Уровень освоения программы: базовый
Срок реализации программы: 1 год
г.Курган, 2018 г.
Объем часов по годам обучения 36,72, 144, 144, 216 час. Уровень освоения программы Общекультурный (ознакомительный, базовый, углубленный) Цель программы создание условий для личностного развития, укрепления здоровья, удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся на занятиях спортивным ориентированием и туризмом. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Ф.И.О. автора/авторов , составителя |
Виноградова Светлана Анатольевна |
Учреждение
|
МБОУ «СОШ №53» |
Наименование программы
|
«Спортивные игры(футбол)» |
Объединение
|
|
Тип программы |
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа |
Направленность
|
физкультурно-спортивное |
Образовательная область
|
спорт |
Вид программы
|
Авторская |
Возраст участников
|
14-17 лет |
Срок обучения
|
1 год |
Объём часов
|
35 часов |
Уровень освоения программы
|
базовый |
Цель |
Укрепление здоровья, физического развития и подготовленности, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта. |
С какого года реализуется программа |
2018г. |
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Занятия по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено физкультурно – спортивное и оздоровительное направление.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Футбол» предназначена для физкультурно – спортивной и оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.
Футбол— один из игровых видов спорта в программах физического воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе — это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в футбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия футболом улучшают работу сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в футбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению футбола содействует несложное оборудование: площадка, ворота, мяч.
В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в футбол, развитию физических способностей.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся являются:
Ø Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Ø Федеральный компонента государственного стандарта среднего(полного)общего образования по физической культуре, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ;
Ø Примерная программа по физической культуре, рекомендованной Департаментом государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ;
Программа внеурочной деятельности по направлению «Футбол» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Программа внеурочной деятельности по направлению «Футбол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.
Цель конкретизирована следующими задачами:
• пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся;
• популяризация футбола как вида спорта и активного отдыха;
• формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям спортом ;
• обучение технике и тактике игры в футбол;
• развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
• формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;
• воспитание моральных и волевых качеств.
Целью реализации программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником общеобразовательного учреждения целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа внеурочной деятельности по направлению «Футбол» предназначена для обучающихся 8-9 классов. Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует 45 минут.
Реализация программы внеурочной деятельности по физкультурно –спортивному и оздоровительному направлению «Футбол» соответствует возрастным особенностям обучающихся.
Объем программы –35 часов в год.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате освоения программы на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
· влияние занятий футбола на укрепление здоровья, развития физических качеств и функциональных возможностей организма;
· правила безопасного поведения во время занятийсфутболом;
· типичные ошибки при выполнении технических приёмов;
· способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
· правила и способы планирования системы индивидуальных занятий по футболу;
· основное содержание правил соревнований по футболу;
уметь
· выполнять технические приёмы по футболу;
· владеть тактикой игры в волейбол;
· осуществлять взаимодействие и сотрудничество в коллективных формах занятий по футболу;
· демонстрировать жесты судьи и проводить судейство по футболу
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;
· подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
· организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
· активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.
Учебно – тематический план
№ |
Учебный материал |
Кол –во часов |
1. |
Основы знаний |
2 |
1.1. |
Техника безопасности на занятиях по футболу |
1 |
1.2. |
Основные правила игры. |
1 |
2. |
Технические приёмы |
20 |
2.1. |
Передвижения и остановки |
2 |
|
Передвижения боком, спиной вперёд, остановки, повороты |
|
Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, рывки) |
|
|
2.2. |
Удары по мячу |
7 |
|
Удар по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороны стопы и средней частью подъема |
|
Удар по катящемуся мячу внутренней частью подъема стопы |
|
|
Удар по катящемуся мячу внешней частью подъема стопы |
|
|
Удар по катящемуся мячу внешней частью подъема, носком |
|
|
Удар по летящему мячу внутренней стороны стопы |
|
|
|
Удар по летящему мячу средней частью подъема стопы |
|
|
Удары по воротам на точность попадания |
|
|
|
|
2.3. |
Остановка мяча |
2 |
|
Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы |
|
Остановка катящегося мяча внешней стороной стопы |
|
|
2.4. |
Ведение мяча и обводка |
4 |
|
Ведение мяча в различных направлениях и с различной скоростью |
|
|
Ведение с пассивным сопротивлением защитника |
|
|
Ведение с активным сопротивлением защитника |
|
|
Обводка с помощью обманных движений(финтов) |
|
2.5. |
Отбор мяча |
3 |
|
Выбивание мяча ударом ногой |
|
|
Отбор мяча перехватом |
|
|
Отбор мяча толчком плеча в плечо |
|
2.6. |
Игра вратаря |
2 |
|
Ловля катящегося, летящего мяча |
|
|
Отбивание мяча |
|
|
|
|
3. |
Тактические действия |
10 |
3.1 |
Индивидуальные тактические действия в нападении, защите |
1 |
3.2 |
Групповые тактические действия в нападении, защите |
1 |
3.3. |
Командные тактические действия в нападении, защите |
4 |
3.4. |
Двухсторонняя учебная игра |
4 |
4. |
Подвижные игры и эстафеты |
в процессе занятий |
|
Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий |
|
Игры развивающие физические способности |
|
|
5. |
Физическая подготовка |
в процессе занятий |
|
Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости |
|
6. |
Судейская практика |
3 |
|
Судейство учебной игры в качестве помощника судьи |
|
|
ВСЕГО: |
35 |
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт. Полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 1
часу в неделю.
Теория проходит в процессе учебно-тренировочных занятий, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям по футболу (мини-футбол) и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- методы упражнений;
- игровой;
- соревновательный;
- круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговое тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения выполняются с учётом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Система формы контроля уровня достижений учащихся
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в школьном этапе соревнований. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке 2 раза в год (сентябрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.
Нормативы
по физической и технической подготовке
Упражнения |
12 |
13 лет |
14 лет |
15 лет |
16 лет |
17 лет |
Бег 30м (сек) |
5,3 |
5,1 |
4,9 |
4,7 |
46 |
4,4 |
Бег 400м (сек) |
|
|
|
67,0 |
65,0 |
64,0 |
6-минутный бег (м) |
|
|
1400 |
1500 |
|
|
Прыжок в длину с/м (см) |
160 |
170 |
180 |
200 |
220 |
225 |
Бег 30м с ведением мяча (сек) |
6,4 |
6,2 |
6,0 |
5,8 |
5,4 |
5,2 |
Бег 5х30м с ведением мяча (сек) |
|
|
|
30,0 |
28,0 |
27,0 |
Удар по мячу на дальность – сумма ударов правой и левой ногой (м) |
|
|
45 |
55 |
65 |
75 |
Удар по мячу ногой на точность (число попаданий) |
6 |
7 |
8 |
6 |
7 |
8 |
Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам (сек) |
|
|
|
10,0 |
9,5 |
9,0 |
Жонглирование мячом (кол-во раз) |
8 |
10 |
12 |
20 |
25 |
|
Удары по мячу ногой с рук на дальность и точность (м) |
|
|
|
30 |
34 |
38 |
Доставание подвешенного мяча кулаком в прыжке (см) |
|
|
|
45 |
50 |
55 |
Бросок мяча на дальность (м) |
|
|
|
20 |
24 |
26 |
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Г.А.Колодницкий. Внеурочная деятельность учащихся.Футбол. - М.: Просвещение, 2011-77с.
2. Опыт разработки рабочей программы по спортивной дисциплине «Лёгкая атлетика»/ Сост. Т.А.Худякова; Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области.- Курган, 2007. – 40с.
3. Справочник учителя физической культуры/авт- сост. П.А. Киселёв. – Волгоград: Учитель, 2010.- 239с.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Футбольные ворота . Сетка для переноса и хранения мячей. Номера нагрудные для командных игр. Мячи футбольные. Табло перекидное. Фишки