Программа кружка «Учимся говорить правильно»

2
0
Материал опубликован 14 November 2020 в группе


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29 городского округа г.Нефтекамск РБ




Принято

Педагогическим советом

МАДОУ детский сад № 29

Протокол от «03» сентября 2020г. №1




Утверждено

Приказом заведующего

МАДОУ детский сад № 29

от «03» сентября 2020г. № 132




Программа

дополнительного образования

«Учимся говорить правильно»

на 2020 -2021 учебный год

(возрастная категория детей 4-5 лет, срок реализации 1 год)









Разработала: Муртазина А. Р.,

учитель-логопед первой категории







Нефтекамск, 2020 г.


Содержание


1. Пояснительная записка…………………………………………………….. 3

2. Список детей………………………………………………………………. 8

3. Учебный план ………………………………………………………………9


4. Календарно-тематическое планирование………………………………...10

5. Перспективно-тематическое планирование ……………………………...12


6. Методическая и специальная литература………………………………...29
































Пояснительная записка


Актуальность. Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребёнка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.

Красивая, правильная речь – залог успешного обучения. Детям, у которых отсутствует чёткая дикция, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми.

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребёнка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной речи. 

В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. У многих детей наблюдается низкий уровень развития речи. Речь у таких детей малопонятна для окружающих: некоторые звуки полностью отсутствуют, т.е. не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Наблюдается неумение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке.

Очень часто речевые нарушения, являются первичным дефектом, что влечёт за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной коррекционной помощи. И, как уже доказано, чем раньше начинается коррекционная работа, тем она эффективнее.

В связи с тем, что на логопункт, в первую очередь зачисляются воспитанники старших групп, возникает необходимость оказывать помощь детям средней группы. Поэтому основной причиной создания логопедического кружка стала просьба законных представителей (родителей).

Программа логопедического кружка «Учимся говорить правильно» позволяет оказывать специализированную логопедическую помощь детям 4-5 лет, которые, в силу их возраста, не могут быть зачислены на индивидуальные логопедические занятия.

Направленность. Предлагаемая программа по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – индивидуально-подгрупповой.


Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Метод воспитания звукопроизношения путём артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.). Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:

Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

Формирование правильного речевого дыхания.

Развитие фонематического слуха.

Развитие фонематического восприятия.

Формирование словарного запаса.

Развитие грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.


При планировании коррекционной работы кружка учитывались особенности детей:

индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.

положительная мотивация выполнения заданий.

чередование различных видов деятельности.


В основу планирования занятий кружка положены следующие дидактические принципы:

принцип комплексности, воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений.

принцип поэтапного формирования умственных действий, при котором работа над каждым типом задания проводиться в определённой последовательности.

принцип учёта зоны ближайшего развития, при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда.

принцип усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу.

принцип учёта объёма и степени разнообразия материала. Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения.

принцип учёта возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребёнка возрастной норме. Учёт уровня речевого развития каждого ребёнка.

принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.).

принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, осознанное отношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи.


Цель работы кружка: совершенствование и коррекция звуковой стороны речи детей 4-5 лет, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, посредством игровых технологий.


Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Формирование слухового внимания, восприятия и фонематического слуха.

Формирование умения регулировать силу голоса.

Формирование правильного звукопроизношения.

Формирования понятия о грамматических категориях языка.

Развивающие:

Развивать дыхание, голос и мимические мышцы.

Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику.

Развивать слуховое и зрительное внимание.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать связную речь.

Воспитательные:

Воспитывать умение внимательно слушать речь логопеда.

Воспитывать умение слушать друг друга.

Воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения.

Воспитывать самоконтроль за речью.

Здоровьесберегающие:

Планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости ребёнка.

Соблюдать правильную посадку ребёнка.

Способствовать созданию  благоприятного психологического климата.

Соблюдать режим охраны зрения.


Программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется на базе МАДОУ детский сад № 29.

Периодичность занятий: 2 раза в неделю (с октябрь по май), всего 64 занятия.

Продолжительность занятия: 20 минут.

Форма проведения занятия и методы:

фронтальная;

составление описательных рассказов, сказочные путешествия;

дидактические подвижные игры на звукоподражание;

заучивание считалок, загадок и стихов;

использование ИКТ и т.д.


Занятия строятся в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка Звуковичок, у которого много друзей и он знает всё о звуках. Эти персонажи оживляют эмоциональное общение логопеда с детьми. Вовлечение детей в сюжет становиться для детей эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой барьер, воспитывать чувство взаимопомощи.

Частая смена сюжета, персонажей, и соответственно новизна заданий увеличивает степень концентрации внимания, снижает утомляемость детей на занятиях.


В содержание занятий включены следующие виды работы:

артикуляционная гимнастика;

упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти;

дыхательные упражнения;

упражнения на развитие темпа, ритма и коррекции речи и движений с музыкальным сопровождением;

игры для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук;

лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи;

упражнения на расслабления (релаксация).


Предполагаемые результаты:

правильно артикулировать звуки речи в различных фонематических позициях;

повышение речевой активности, понимания обращённой речи;

укрепление произвольного и слухового внимания;

расширение рамок общения с помощью мимики, жестов;

коррекция лексико-грамматической стороны речи;

формирование связной речи.

















СПИСОК

воспитанников группы № 4 МАДОУ детский сад № 29,

посещающих кружок «Учимся говорить правильно»



Анисимов Матвей

Ахметьянова Амина

Вильданов Али

Давлетов Аскар

Давлетова Полина

Заботина Варвара

Зайруллин Расул

Квашнин Артур

Нурисламов Давид

Степанова Софья

Таймасов Владислав

Хаматнурова Альмира

Хуснуллин Марат









Учебный план



Возраст

Продолжительность занятий

Количество занятий

в неделю

Количество занятий

в месяц

Количество

занятий в год

Средняя группа

20 минут

2

8

64






Среда – 15:10-15:30


Пятница – 15:10-15:30













Календарно-тематическое планирование


Месяц

Неделя

Название упражнения

Кол-во занятий


Октябрь



1

«Бегемотик», «Хомячок», «Улыбка»,

«Хоботок»

2

2

«Заборчик», «Хоботок», «Заборчик» - «Хоботок» (чередование), «Накажем непослушный язычок»

2

3

«Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Иголочка»

2

4


«Лопаточка», «Иголочка», «Лопаточка» - «Иголочка» (чередование)

2



Ноябрь

1

«Лопаточка», «Иголочка», «Лопаточка» - «Иголочка» (чередование), «Расчёска»

2

2

«Щётка», «Вкусное варенье»

2

3

«Часики», «Качели»

2

4

«Лошадка», «Грибок»

2

Декабрь

1

«Грибок», «Чашечка»

2

2

«Грибок», «Чашечка»

2

3

«Чашечка», «Гармошка»

2

4

«Чашечка», «Гармошка»

2


Январь

1

«Дятел»

2

2

«Маляр», «Дятел»

2

3

«Футбол», «Парус»

2

4

«Индюк», «Пароход гудит»

2


Февраль

1

«Трубочка», «Горка»

2

2

«Трубочка», «Горка»

2

3

«Горка», «Киска лакает молочко»

2

4

«Киска лакает молочко», «Вкусный мёд»

2


Март

1

«Дятел»

1

2

«Лошадка», «Приклей конфетку»

2

3

«Чашечка», «Гармошка»

2

4

«Парус», «Пароход гудит»

2


Апрель

1

«Трубочка», «Чашечка»

2

2

«Трубочка», «Чашечка»

2

3

«Дятел», «Болтушка»

2

4

«Дятел», «Болтушка»

2


Май


1

«Ступеньки»

1

2

«Катушка», «Мостик»

2

3

«Барабанщик», «Болтушка»

2

4

«Змейка», «Пароход гудит»

2





















Перспективно-тематический план

логопедического кружка

«Учимся говорить правильно» (группа 4)


Месяц, № недели

занятия

Тема занятия

Цель

Литература

Октябрь

1 неделя


1









Знакомство с органами артикуляционного аппарата (Сказка о Весёлом язычке).

Артикуляционные упражнения «Бегемотик», «Улыбка».

Пальчиковая гимнастика «Зайка».

Игра «Один-много», «Назови ласково».

Чистоговорка.

Познакомить с органами артикуляционного аппарата, учить образовывать слова во множественном числе, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.




О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр.16-17







Октябрь

2 неделя

1









2

Звук «А».

Развитие длительного плавного выдоха.

Преодоление твёрдой атаки гласных.

Артикуляционная гимнастика «Заборчик», «Хоботок».

Пальчиковая гимнастика «Грибы».

Игра «Один-много», «Назови ласково», «Весёлый счёт», «Чего не стало?»

Чистоговорка.


Закрепление звука «А».

Артикуляционная гимнастика «Заборчик» - «Хоботок» (чередование), «Накажем непослушный язычок».

Пальчиковая гимнастика «За ягодами».

Игра «Поймай звук «А», «Сосчитай до 5», «Повтори и запомни».

Чистоговорка.


Познакомить со звуком А, развивать длительный плавный выдох.







Закрепить навыки произношения звука А, формировать фонематическое восприятие.

О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр.17-18



Т Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова «Конспекты логопедических занятий в детскому саду для детей 5-6 лет с ОНР»Стр. 55-57, 63-64

Октябрь

3 неделя

1









2

Звук «У».

Обучение правильной и чёткой артикуляции.

Развитие глубокого вдоха.

Артикуляционная гимнастика «Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Иголочка».

Пальчиковая гимнастика «Осень».

Игра «Один-много», «Большой - маленький».

Чистоговорка.


Закрепление звука «У».

Артикуляционная гимнастика «Лопаточка», «Иголочка».

Пальчиковая гимнастика «Осенние листочки».

Игра «Найди первый звук в слове», «Это мой, моя, моё, мои», «Сосчитай до 5».

Чистоговорка.


Научить детей выделять звук У, учить правильной и чёткой дикции, развивать глубокий вдох.






Закрепить у детей умение узнавать звук У в ряду гласных, познакомить с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои.

О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр.20-21



О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр.21-22


Октябрь

4 неделя

1










2

Звуки «А» - «У».

Пение гласных.

Развитие глубокого вдоха.

Артикуляционная гимнастика «Лопаточка», «Иголочка», «Лопаточка» - «Иголочка» (чередование).

Логоритмическое упражнение «Урожай».

Игра «Один-много», «Скажи ласково», «Весёлыё счёт», «Большой - маленький».

Чистоговорка.


Закрепление звуков «А» - «У».

Артикуляционная гимнастика «Лопаточка» - «Иголочка» (чередование).

Игра «Большой – маленький».

Логоритмическое упражнение «Урожай».

Чистоговорка.


Закреплять произнесение звуков А, У, закреплять понятие гласный звук.








Закрепить произнесение звуков А, У, звуковой анализ сочетаний АУ, УА.

Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова «Конспекты логопедических занятий в детскому саду для детей 5-6 лет с ОНР»

Стр. 71-73




Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова «Конспекты логопедических занятий в детскому саду для детей 5-6 лет с ОНР»

Стр. 71-73

Октябрь

5 неделя

1








2

Звук «О».

Развитие силы голоса и речевого дыхания.

Артикуляционная гимнастика «Расчёска», «Покусаем язычок».

Игра «Хлопни в ладоши», «Поймай звук».

Чистоговорка.




Закрепление звука «О».

Логоритмика под музыку Железновых.

Артикуляционная гимнастика «Расчёска», «Покусаем язычок».

Игра «Что лишнее?», «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «О».

Чистоговорка.


Уметь узнавать и правильно произносить звук О, развивать графические навыки у детей, силу голоса и речевого дыхания.




Закрепить навык различения звука О среди других гласных звуков, формировать фонематическое восприятие.

О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр.27-28


Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова «Конспекты логопедических занятий в детскому саду для детей 5-6 лет с ОНР»

Стр. 133-135, 140-142, 149-151

Ноябрь

1 неделя

1










2

Звук «И».

Обучение правильной и чёткой артикуляции.

Развитие речевого дыхания.

Преодоление твёрдой атаки гласных.

Артикуляционная гимнастика «Грибок», «Чашечка».

Пальчиковая гимнастика «Зимушка-зима».

Игра «Один-много», «Скажи ласково».

Чистоговорка.


Закрепление звука «И».

Артикуляционная гимнастика «Грибок», «Чашечка».

Пальчиковая гимнастика «Снежок».

Игра «Весёлый счёт», «Повтори и запомни».

Чистоговорка.


Уметь выделять гласный звук И, продолжать обучать правильной и чёткой артикуляции, развивать речевое дыхание.






Закреплять понятие «звук И», гласный звук.

О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр.22-24




Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова «Конспекты логопедических занятий в детскому саду для детей 5-6 лет с ОНР»

Стр. 82-84, 90-92

Ноябрь

2 неделя

1








2

Звуки «А»-«О»-«И».

Развитие длительного плавного выдоха.

Артикуляционная гимнастика «Лопаточка», «Иголочка».

Пальчиковая гимнастика «Подружим наши пальчики».

Игра «Один-много», «Четвёртый лишний».

Чистоговорка.



Закрепление звуков «А»-«О»-«И».

Артикуляционная гимнастика «Лопаточка» - «Иголочка» (чередование), «Расчёска».

Пальчиковая гимнастика «Подружим наши пальчики».

Игра «Сосчитай до 5», «Поймай звук».

Чистоговорка.



Закрепить артикуляцию звуков А, У, И, научить выделять лишнее среди других картинок.






Формировать звуко-буквенный анализ, фонематический слух.

О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр.24-25


Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова «Конспекты логопедических занятий в детскому саду для детей 5-6 лет с ОНР»

Стр. 100-101

Ноябрь

3 неделя

1








2

Звук «Ы».

Обучение правильной и чёткой артикуляции.

Развитие физиологического дыхания.

Артикуляционная гимнастика «Щётка», «Вкусное варенье».

Пальчиковая гимнастика «Дикие животные».

Игра «Один-много», «Скажи ласково», «Большой - маленький».

Чистоговорка.


Закрепление звука «Ы»-«И».

Самомассаж пальцев рук.

Распознавание звука «Ы» в словах.

Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ы», « Поймай звук», «Это мой, моя, моё, мои», «Доскажи словечко».

Чистоговорка.


Уметь выделять гласный звук Ы, продолжать обучать правильной и чёткой артикуляции, развивать речевое дыхание.




Учить дифференцировать звуки Ы-И.


Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова «Конспекты логопедических занятий в детскому саду для детей 5-6 лет с ОНР»

Стр. 182-184, 186-188


Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова «Конспекты логопедических занятий в детскому саду для детей 5-6 лет с ОНР»

Стр. 100-101

Ноябрь

4 неделя

1








2

Звуки «Э».

Развитие длительного, плавного выдоха.

Артикуляционная гимнастика «Часики», «Качели».

Пальчиковая гимнастика «Семья».

Игра «Доскажи словечко».

Выучить наизусть считалку.

Чистоговорка.


Звук «Э».

Обучение правильной и чёткой артикуляции.

Развитие физиологического дыхания.

Работа над темпом и ритмом речи.

Артикуляционная гимнастика «Часики», «Качели».

Координация речи с движением (картотека).

Игра «Один-много», «Скажи ласково».

Чистоговорка.


Учить выделять звук Э, дифференцировать этот звук с другими гласными.






Закрепить правильное произношение звука Э, развивать речевое дыхание, фонематическое восприятие.

О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр.25-27


Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова «Конспекты логопедических занятий в детскому саду для детей 5-6 лет с ОНР»

Стр.112-114, 118-120


Декабрь

1 неделя

1









2

Звуки «А»-«О»-«У»-«Ы»-«Э»-«И».

Развитие речевого дыхания.

Пропевание гласных с повышением и понижением тона.

Самомассаж рук (картотека).

Игра «Немое кино».

Артикуляционная гимнастика «Лошадка», «Грибок».

Игра «Один-много», «Скажи ласково».

Чистоговорка.


Закрепление звуков «А»-«О»-«У»-«Ы»-«Э»-«И».

Пропевание гласных с повышением и понижением тона.

Артикуляционная гимнастика «Лошадка», «Грибок».

Пальчиковая гимнастика «Как мы маме помогали».

Игра «Какой, какая, какое, какие?»

Чистоговорка.


Повторить все гласные звуки, учить узнавать гласный звук по беззвучной артикуляции, развивать фонематический слух.





Повторить все гласные звуки, развивать фонематическое восприятие

Конспект занятия









Конспект занятия

Декабрь

2 неделя

1









2

Звук «М».

Обучение правильной и чёткой артикуляции.

Развитие речевого дыхания.

Развитие силы голоса.

Артикуляционная гимнастика «Грибок», «Чашечка».

Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы».

Игра «Один-много», «Скажи ласково».

Чистоговорка.


Закрепление звука «М».

Артикуляционная гимнастика «Грибок», «Чашечка».

Пальчиковая гимнастика «Снежок».

Игра «Повтори и запомни», «Какой, какая, какое, какие?», «Кто как кричит?»

Чистоговорка.


Уметь выделять согласный звук М, формировать понятия «гласный звук», «согласный звук».






Закреплять умение выделять согласный звук М, формировать графические навыки

О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр.28-29



Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова «Конспекты логопедических занятий в детскому саду для детей 5-6 лет с ОНР»

Стр.164-166, 174-175,201-202


Декабрь

3 неделя
















Декабрь

4 неделя















Декабрь

5 неделя

1








2









1








2








1

Звук «М»-«Мь».

Развитие речевого дыхания.

Преодоление твёрдой атаки гласных.

Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Гармошка».

Пальчиковая гимнастика с шишкой.

Игра «Повтори и запомни», «Сосчитай до 5».

Чистоговорка.


Закрепление звуков «М»-«Мь».

Развитие речевого дыхания.

Преодоление твёрдой атаки гласных.

Речевая разминка «Лабиринт».

Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Гармошка».

Пальчиковая гимнастика «Новый год».

Игра «Хлопни в ладоши», «Поймай мяч».

Чистоговорка.


Звук «Н».

Развитие речевого дыхания.

Работа над темпом и ритмом речи.

Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Гармошка».

Пальчиковая гимнастика «На ёлочке».

Игра «Один-много», «Чего не стало?»

Чистоговорка.


Закрепление звука «Н»-«Нь».

Логоритмическое упражнение «Ёлочка».

Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Гармошка».

Игра «Повтори и запомни», « Выучи наизусть».

Чистоговорка.




Звук «Б»-«Бь»

Развитие речевого дыхания.

Работа над темпом и ритмом речи.

Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Гармошка».

Пальчиковая гимнастика «На ёлочке».

Игра «Один-много», «Чего не стало?»

Чистоговорка.


Уметь выделять согласный звук Мь, формировать понятия «гласный звук», «согласный звук».





Закреплять умение выделять согласный звук Мь, формировать графические навыки.






Уметь выделять согласный звук Н, формировать понятия «гласный звук», «согласный звук».





Учить различать твёрдые и мягкие согласные звуки, развивать сенсомоторные навыки.






Закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков Б и Бь.

О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр.29-31


О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр.29-31



О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр.34-35


О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр.29-31



О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр. 38-39


Январь

3 неделя

1








2

Звук «П».

Работа над темпом и ритмом речи.

Логоритмическое упражнение «Зимние забавы».

Артикуляционная гимнастика «Маляр», «Дятел».

Игра «Один-много», «Скажи ласково».

Чистоговорка.



Закрепление звука «П»-«Пь».

Артикуляционная гимнастика «Маляр», «Дятел».

Игра «Найди лишнее», «Зимние забавы».

Чистоговорка.


Познакомить со звуком П, учить определять позицию звука в слове.






Научить различать звуки П и Пь, проводить анализ прямых слогов ПА, ПИ.

О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр. 31-32


О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр. 32-35

Январь

4 неделя

1








2

Звуки «Б»-«П» (дифференциация).

Работа над чёткостью дикции.

Развитие речевого дыхания.

Артикуляционная гимнастика «Футбол», «Парус».

Развитие мелкой моторики (Су-Джок терапия).

Игра «Доскажи словечко», «Поймай звук».

Чистоговорка.


Закрепление звуков «Б»-«П».

Логоритмические упражнения (картотека).

Артикуляционная гимнастика «Футбол», «Парус».

Игра «Сосчитай до 7», «У кого кто?»

Выучить загадку.

Чистоговорка.


Научить дифференцировать звуки Б и П.







Формировать навык дифференциации звуков Б и П

О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр. 40-41


Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова «Конспекты логопедических занятий в детскому саду для детей 6-7 лет с ОНР»

Стр. 202-203


Январь

5 неделя

1









2

Звук «Д».

Обучение правильной и чёткой артикуляции.

Развитие речевого дыхания.

Развитие тембровой окраски и высоты тона.

Артикуляционная гимнастика «Индюк», «Пароход гудит».

Пальчиковая гимнастика с крупой.

Игра «Один-много», «Скажи ласково».

Чистоговорка.


Закрепление звука «Д».

Артикуляционная гимнастика «Индюк», «Пароход гудит».

Пальчиковая гимнастика «Транспорт».

Игра «Большой - маленький», «Кто как передвигается?», «Кто как кричит?», «Скажи, кого не стало?»

Чистоговорка.


Познакомить со звуком Д, учить выделять звук Д среди других согласных.







Учить различать звуки Д и Дь, учить звуковому анализу ДОМ

О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр. 45-46



О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр. 47-49




Февраль

1 неделя

1









2

Звук «Т».

Обучение правильной и чёткой артикуляции.

Работа над интонационной окрашенностью речи.

Развитие речевого дыхания.

Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Горка».

Пальчиковая гимнастика «Профессии».

Игра «Один-много», «Скажи ласково», «Весёлый счёт».

Чистоговорка.


Закрепление звука «Т».

Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Горка».

Пальчиковая гимнастика «Построим домик».

Игра «Мой, моя, моё, мои», «Какие бывают профессии?

Чистоговорка.


Познакомить со звуком Т, учить выделять звук Т среди других согласных.







Учить различать звуки Т и Ть, учить звуковому анализу ТОМ

О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр. 52-53



О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр. 53-54


Февраль

2 неделя

1








2

Звуки «Д»-«Т» (дифференциация).

Работа над чёткостью дикции.

Развитие речевого дыхания.

Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Горка».

Развитие мелкой моторики (Су-Джок терапия).

Игра «Доскажи словечко», «Хлопни в ладоши».

Чистоговорка.


Закрепление звуков «Д»-«Т».

Логоритмические упражнения (картотека).

Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Горка».

Игра «Весёлый счёт», «Чей хвост?»

Выучить загадку.

Чистоговорка.


Научить дифференцировать звуки Д и Т.







Формировать навык дифференциации звуков Д и Т.

«Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр. 56-57




Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова «Конспекты логопедических занятий в детскому саду для детей 6-7 лет с ОНР»

Стр. 221-224

Февраль

3 неделя

1









2

Звук «Г».

Работа над вопросительной и восклицательной интонацией.

Логоритмика (картотека).

Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Горка».

Пальчиковая гимнастика с прищепками.

Игра «Один-много», «Скажи ласково».

«Выучить наизусть стишок про звук «Г».

Чистоговорка.


Закрепление звука «Г».

Самомассаж пальцев рук (картотека).

Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Горка».

«Повторить наизусть стишок про звук «Г».

Чистоговорка.


Познакомить со звуком Г, находить место звука Г в словах.







Научить дифференцировать звуки Г и Гь.


О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр. 66-68




О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр. 68-69




Февраль

4 неделя

1









2

Звук «К».

Работа над речевым дыханием.

Работа над темпом и ритмом речи.

Артикуляционная гимнастика «Киска лакает молочко», «Вкусный мёд».

Пальчиковый театр.

Игра «Один-много», «Сосчитай до 10».

Чистоговорка.

Закрепление звука «К».

Артикуляционная гимнастика «Киска лакает молочко», «Вкусный мёд».

Игра «Скажи, чего нет?», «Скажи, какая?».

Чистоговорка.


Научить выделять звук К из потока согласных, провести звуковой анализ слова КОТ, проверить знания об использовании в речи местоимений.




Научить различать звуки К и Кь, провести звуковой анализ слова КИТ.

О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр. 63-64




О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр. 64-65



Март

1 неделя

1









2

Звуки «Г»-«К» (дифференциация).

Обучение правильной и чёткой артикуляции.

Развитие речевого дыхания.

Артикуляционная гимнастика «Грибок», «Чашечка».

Пальчиковая гимнастика «Зимушка-зима».

Игра «Один-много», «Скажи ласково».

Чистоговорка.



Закрепление звуков «Г»-«К».

Артикуляционная гимнастика «Грибок», «Чашечка».

Пальчиковая гимнастика «Снежок».

Игра «Весёлый счёт», «Повтори и запомни».

Чистоговорка.


Научить различать звуки Г и К.









Формировать навык дифференциации звуков Г и К.

О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр. 70-71




Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова «Конспекты логопедических занятий в детскому саду для детей 6-7 лет с ОНР»

Стр. 210-212


Март

2 неделя

1










2

Звук «В».

Работа над чёткостью дикции.

Воспитание ясной шёпотной речи.

Артикуляционная гимнастика «Лошадка», «Приклей конфетку».

Пальчиковая гимнастика «Мебельный магазин».

Игра «Скажи ласково», «Это мой, моя, моё, мои».

Чистоговорка.



Закрепление звука «В».

Воспитание ясной шёпотной речи.

Артикуляционная гимнастика «Лошадка», «Приклей конфетку».

Пальчиковая гимнастика «Платяной шкаф».

Игра «Повтори и запомни», «Четвёртый лишний».

Чистоговорка.


Научить выделять в речи звук В, определять позицию звука в словах, провести звуковой анализ слова ИВА.







Научить различать звуки В и Вь.

О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр. 41-42




О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр. 43-45


Март

3 неделя

1









2

Звук «Ф».

Воспитание правильного речевого дыхания.

Работа над интонационной выразительностью речи.

Логоритмическое упражнение «Филин» (наизусть).

Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Гармошка».

Пальчиковая гимнастика «Головные уборы».

Игра «Один-много», «Сосчитай до 5».

Чистоговорка.


Закрепление звука «Ф».

Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Гармошка».

Пальчиковая гимнастика «Обувь».

Игра «О чём говорили?»

Чистоговорка.


Познакомить со звуком Ф, научить делить слова на слоги, различать короткие и длинные слова.






Научить различать звуки Ф и Фь.



О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр. 57-58



О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр. 60-61



Март

4 неделя

















Март

5 неделя

1









2









1

Звуки «В»-«Ф» (дифференциация).

Работа над чёткостью дикции.

Развитие речевого дыхания.

Артикуляционная гимнастика «Парус», «Пароход гудит».

Пальчиковая гимнастика «Весна-красна».

Игра «Доскажи словечко», «Хлопни в ладоши».

Чистоговорка.



Закрепление звуков «В»-«Ф».

Логоритмические упражнения (картотека).

Артикуляционная гимнастика «Парус», «Пароход гудит».

Игра «Весёлый счёт», «Чего не стало?»

Выучить скороговорку.

Чистоговорка.




Пересказ (транспорт).

Научить различать звуки В и Ф.








Формировать навык дифференциации звуков В и Ф.








Формировать навыки словообразования и словоизменения, учить использовать в речи предложно-падежные конструкции

О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр. 61-62




О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе»

Стр. 131-132


Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова «Конспекты логопедических занятий в детскому саду для детей 5-6 лет с ОНР»

Стр. 257-259, 259-261, 261-263


Апрель

1 неделя







Апрель

2 неделя

1








1









2

Гласные и согласные звуки.








Звуки «З - Зь».

Работа над речевым дыханием.

Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Чашечка».

Пальчиковая гимнастика «В цирке».

Игра «Один – много», «Повтори и запомни», «Смешинка».

Чистоговорка.




Закрепление звуков «З - Зь».

Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Чашечка».

Игра «Найди первый звук», «Найди последний звук».

Чистоговорка.


Закрепить умение различать гласные и согласные звуки, развивать графические умения и навыки.






Познакомить со звуком З, закрепить навык определения позиции звука З в словах.






Научить различать звуки З и Зь, провести звукослоговой анализ слова ЗАМОК.



О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр. 49-50



О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр. 80-81


О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр. 82-83


Апрель

3 неделя

1








2

Звуки «С»-«Сь».

Работа над чёткостью дикции.

Работа над плавностью и напевностью речи.

Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Чашечка».

Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы».

Игра « Доскажи словечко», «Семейка слов».

Чистоговорка.


Закрепление звуков «С»-«Сь».

Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Чашечка».

Пальчиковая гимнастика «Скворечник».

Игра «Что лишнее», «Семейка слов».

Чистоговорка.


Научить определять наличие или отсутствие звука С в словах и находить место звука С в словах.






Учить различать звуки С и Сь, провести звукослоговой анализ слова ГУСИ.

О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр. 76-77



О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр. 78-80


Апрель

4 неделя

1








2

Звук «Ц».

Работа над чёткостью дикции.

Воспитание ясной шёпотной речи.

Артикуляционная гимнастика «Дятел», «Болтушка».

Пальчиковая гимнастика «Космический отряд».

Игра «Какие бывают иголки?», «Весёлый счёт».

Чистоговорка.


Закрепление звука «Ц».

Артикуляционная гимнастика «Дятел», «Болтушка».

Пальчиковая гимнастика «О космосе».

Игра «Весёлая рифма», «Почему и потому».

Чистоговорка.


Познакомить со звуком Ц, провести звукослоговой анализ слова ПТИЦА.






Закрепить навык правильного произношения звука Ц.

О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр. 86-87



О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе»

Стр. 139-140


Апрель

5 неделя

1








2

Звуки «С»-«Ц» (дифференциация).

Работа над чёткостью дикции.

Развитие речевого дыхания.

Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Горка».

Развитие мелкой моторики (Су-Джок терапия).

Игра «Доскажи словечко», «Хлопни в ладоши».

Чистоговорка.


Закрепление звуков «С»-«Ц».

Логоритмические упражнения (картотека).

Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Горка».

Игра «Весёлый счёт», «Чей хвост?»

Выучить загадку.

Чистоговорка.


Научить различать звуки С-Ц.








Формировать навык дифференциации звуков С и Ц.

О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр. 87-88


О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе»

Стр. 141-142


Май

1 неделя

1








2

Звук «Ш».

Артикуляционная гимнастика «Ступеньки».

Пальчиковая гимнастика «Весна пришла».

Игра «Прислушайся», «Подскажи словечко».

Чистоговорка.




Закрепление звука «Ш».

Самомассаж пальцев рук (картотека).

Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Горка».

Игра «Повторить наизусть стишок про звук «Ш». Чистоговорка.


Познакомить со звуком Ш, научить определять наличие или отсутствие звука Ш в словах.





Закрепить навык правильного произношения звука Ш.

О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр. 90-91


О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр. 91-93


Май

2 неделя

1









2

Звук «Ж».

Работа над чёткостью дикции.

Артикуляционная гимнастика «Катушка», «Мостик».

Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы».

Игра «Чего не стало?», «Кто кем был?»

Чистоговорка.




Закрепление звука «Ж».

Артикуляционная гимнастика «Катушка», «Мостик».

Пальчиковая гимнастика «Солдатики».

Игра «Поймай мяч», «Звук спрятался». Чистоговорка.


Познакомить со звуком Ж, научить определять наличие или отсутствие звука Ж в словах.






Закрепить навык правильного произношения звука Ж.

О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр. 97-98


О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр. 100-101


Май

3 неделя

1








2

Звуки «Ш»-«Ж» (дифференциация).

Речевая разминка «Дорожка».

Артикуляционная гимнастика «Барабанщик», «Болтушка».

Су-Джок терапия.

Игры с мячом.

Чистоговорка.



Закрепление звуков «Ш»-«Ж» (дифференциация).

Речевая разминка «Змейка-Жук».

Артикуляционная гимнастика «Барабанщик», «Болтушка».

Пальчиковая гимнастика с крупой.

Игры с мячом.

Чистоговорка.


Научить различать звуки Ш и Ж.







Формировать навык дифференциации звуков Ш и Ж.

О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр. 103-104


Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова «Конспекты логопедических занятий в детскому саду для детей 6-7 лет с ОНР»

Стр. 187-189


Май

4 неделя

1










2

Звук «Ч».

Работа над чёткостью дикции.

Артикуляционная гимнастика «Змейка», «Пароход гудит».

Пальчиковая гимнастика «Насекомые».

Игра «В гостях у звука Ч», «Хлопни в ладоши».

Чистоговорка.





Звук «Щ».

Артикуляционная гимнастика «Змейка», «Пароход гудит».

Пальчиковая гимнастика «Насекомые».

Игра «Поймай мяч», «Поймай звук».

Чистоговорка.


Научить выделять звук Ч, научить образовывать относительные прилагательные, научить различать и называть правильно звук Ч.





Познакомить со звуком Щ, научить определять наличие или отсутствие звука Щ в словах, закрепить навык правильного произношения звука Щ.

О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр. 106-108




О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»

Стр. 111-114



Методическая и специальная литература

Поваляева М. А. «Настольная книга логопеда».

Аманатова М. М. «Справочник школьного логопеда».

Гайдина Л. И., Обухова Л. А. «Логопедические упражнения».

Ушакова О. С., Струнина Е. М. «Развитие речи детей 6-7лет».

Ковалько В. И. «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер».

Сержантова Т. Б. «Оригами для всей семьи».

Е. Косинова «Уроки логопеда».

Е. И. Шаблыко «Коррекция нарушений произношения свистящих звуков».

Е. И. Шаблыко «Коррекция нарушений произношения шипящих звуков».

Е. И. Шаблыко «Коррекция нарушений произношения сонорных звуков».

Агеева И. Д. «500 стишков для зарядки язычков».

Серия «Ваш умный малыш». Развиваем память. Методическое пособие для занятий с детьми 3-5 лет.

Серия «Ваш умный малыш». Учимся читать. Методическое пособие для занятий с детьми 3-5 лет.

Иншакова О. Б. «Альбом для логопеда».

Невская В.П. «Речевые игры и упражнения».

Елена Бортникова «Чудо-обучайка» (составляем рассказ по серии картинок).

Валентина Буйко «Чудо-обучайка» (звуковые зарядки, чистоговорки, дикция).

Валентина Буйко «Чудо-обучайка» (речевая моторика, речевое дыхание, дикция).

Бурдина С. В. Логопедическая тетрадь на звуки С-Cь.

Бурдина С. В. Логопедическая тетрадь на звуки З-Зь-Ц.

Бурдина С. В. Логопедическая тетрадь на звуки Ш-Ж.

Бурдина С. В. Логопедическая тетрадь на звуки Ч-Щ.

Бурдина С. В. Логопедическая тетрадь на звуки Р-Рь.

Бурдина С. В. Логопедическая тетрадь на звуки Л-Ль.

Серия тетрадей «Говорим правильно» Читаем предложения.

Серия тетрадей «Говорим правильно» Играем в слова.

Серия тетрадей «Говорим правильно» Слова и звуки.

Серия тетрадей «Говорим правильно» Делим слова на слоги.

Серия тетрадей «Говорим правильно» Подбери нужный предлог.

Серия тетрадей «Говорим правильно» Развиваем связную речь.

Журналы «Логопед».

Гуськова А. А. «Речевое развитие детей средствами загадки».

Кучмезова Н. В., Лигостаева И. А. «По ступенькам к звуку».

Созонова Н., Куцина Е. «Рабочая тетрадь: развиваем технику чтения».

Юсупова Г. Х., Кузьмина Ф. М., Абуталипова Э. Н., Идельбакова Р. Р. «Коррекция эмоционально-личностного развития детей с речевыми нарушениями».

Лиманская О. Н. «Конспекты логопедических занятий в старшей группе».

Лиманская О. Н. «Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе

группе».

Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. «Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 5-6 лет с ОНР».

Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. «Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 6-7 лет с ОНР».

Коновалова Н. Г. «Зрительная гимнастика для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста».

Коновалова Н. Г., Корниенко Л. В. «Дыхательная гимнастика для детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Деева Н. А. «Игровые здоровьесберегающие технологии».

Лазаренко О. И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика».

Кондратенко И. Ю. «Произносим звуки правильно».

Баскакина И. В., Лынская М. И. «Свистелочка».

Баскакина И. В., Лынская М. И. «Звенелочка».

Баскакина И. В., Лынская М. И. «Цоколочка».

Баскакина И. В., Лынская М. И. «Жужжалочка и Шипелочка».

Баскакина И. В., Лынская М. И. «Чаепитие на даче у Ч».

Баскакина И. В., Лынская М. И. «Приключения Л».

Баскакина И. В., Лынская М. И. «День рождения Р».

Оглоблина И. Ю., Танцюра С. Ю. «Логопедический массаж: игры и упражнения».

Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А. «В мире слов, букв и звуков».

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Автоматизация свистящих звуков С, Сь, З, Зь, Ц у детей».

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Автоматизация шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ у детей».

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Автоматизация сонорных звуков Л, Ль у детей».

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Автоматизация сонорных звуков Р, Рь у детей».



8


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.