Программа кружка «Юные инспектора дорожного движения» (ЮИДД)
Программа
кружка «Юные инспектора дорожного движения» (ЮИДД)
Учитель Тербова Е.В.
2015-2016 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Юные инспектора дорожного движения» (ЮИДД) разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах» и реализует программу дополнительного образования социально-педагогической направленности.
Данная программа направлена на формирование у детей культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах страны, округа и района. Это создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворах домов. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают наши дети.
Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий правонарушений.
Донести правила и знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения в целях самосохранения - это основная задача учителя и кружка юных инспекторов движения.
Цели программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах; охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий используя различные формы деятельности.
Задачи программы:
Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанного к ним отношения через закрепление знаний ПДД и навыков безопасного поведения на дорогах;
Выработать навыки поведения на улице, дороге, перекрестках через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения
Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи, грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге;
Повысить интерес школьников к велоспорту, практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения велосипеда на специально отведенной площадке;
Воспитывать ответственного образцового участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения;
Повышение безопасности дорожного движения за счет совершенствования системы подготовки и воспитания, учащихся культуре поведения на улицах и дорогах;
Активная пропаганда правил дорожного движения в школе, предупреждение нарушений дорожного движения детьми;
Активное привлечение в работу ЮИД по вопросам профилактики детского травматизма родителей и членов общественного совета школы;
Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.
Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Возрастной состав обучающихся 8-10 лет. Реализация программы рассчитана на один год. Создаётся актив детей для оказания помощи изучения ПДД через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (78 часов в год).
По мере реализации программы используется самый широкий спектр форм и методов, обеспечивающих максимальное усвоение материала. Работа по программе «Юных инспекторов дорожного движения» предусматривает чередование лекционных и практических занятий, привлечение для проведения занятий самих учащихся, а также использование тестов или опросов для формирования общего мнения по конкретной проблеме.
В каждом конкретном случае средства и методы выбираются исходя из условий занятий. Так, занятия по теории проходят в классе ПДД в форме устного изложения материала, бесед, лекций, развивающих игр, конкурсов, соревновании, КВНов, экскурсий, практические занятия по фигурному вождению велосипеда проходят в школьном спортзале.
В процессе занятий могут быть использованы наглядные пособия, слайды, видеофильмы, обучающие стенды, модели дорожных знаков. Практические занятия, это отработка элементов техники фигурного вождения велосипеда.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объём и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Занятия по данной программе решают несколько проблем:
дети могут занять свободное время весьма полезным делом;
ребята активно вовлекаются в агитационно-массовую работу и могут проявить свои индивидуальные способности;
развиваются исследовательские и конструкторские навыки у детей;
занятия способствуют повышению самооценки и социального статуса детей;
различные формы работы воспитывают толерантность и гуманистическое отношение друг к другу.
Работа кружка «ЮИДД» основывается на различных видах деятельности:
Создание уголка безопасности дорожного движения;
Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;
Проведение практических занятий по вождению велосипеда;
Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;
Встречи с инспекторами ГИБДД.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
самостоятельности в принятии правильных решений;
убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения
правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей
жизни;
ответственности, исполнительности, доброты, взаимовыручки;
внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников
дорожного движения;
здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического
совершенства.
В процессе обучения дети учатся:
· работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
· ставить вопросы;
· формулировать свои затруднения, обращаться за помощью;
· предлагать помощь и сотрудничество, осуществлять взаимный контроль;
· слушать собеседника, договариваться и приходить к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Аттестация обучающихся проводится в виде тестирования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В тематический план включен следующий материал:
1. Правила дорожного движения:
• общие положения;
• обязанности пешеходов;
• сигналы светофора;
• правила для водителей;
• дорожные знаки;
• практические занятия.
2. Основы доврачебной медицинской помощи:
• общие принципы оказания доврачебной помощи;
• техника наложения повязок;
• первая помощь при общих ранениях;
• первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей;
• первая помощь при несчастных случаях;
• первая помощь при ожогах и отморожениях;
• транспортировка при различных видах травм.
3. Фигурное вождение велотранспортных средств.
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
Раздел 1 (3ч)
Введение в образовательную программу кружка.
Теория. Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход».
Практика. Оформление уголка по безопасности ДД.
Раздел 2 (3ч)
История правил дорожного движения.
Теория. История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…
Практика. Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.
Раздел 3(38ч)
Изучение правил дорожного движения.
Теория. Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий. Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты.
ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.
ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.
Дорожные знаки. Предупреждающие знаки. Дорожные знаки. Знаки приоритета. Дорожные знаки. Предписывающие знаки. Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.
Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.
Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды (1 часа).
Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки».
Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом.
Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки. Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием.
Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.
Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей.
Движение через железнодорожные пути. Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде.
ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.
Дорожные ловушки. Причины ДТП. Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.
Практика. Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».
Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.
Разработка викторины по ПДД в уголок.
Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят».
Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом».
Участие в конкурсах по правилам ДД.
Раздел 4 (8ч)
Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.
Теория. Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.
Раны, их виды, оказание первой помощи. Вывихи и оказание первой медицинской помощи. Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи. Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Виды повязок и способы их наложения.
Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах. Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь.
Практика. Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.
Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.
Транспортировка пострадавшего.
Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.
Раздел 5(10ч)
Фигурное вождение велосипеда.
Теория. Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков.
Изучение каждого препятствия отдельно. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода .Движение групп велосипедистов.
Препятствия (прохождение трассы):
- змейка;
- восьмерка;
- качели;
- перестановка предмета
- слалом;
- рельсы «Желоб»;
- ворота с подвижными стойками;
- скачок;
- коридор из коротких досок.
Практика. Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.
Фигурное вождение велосипеда.
Составление памятки: «Юному велосипедисту».
Раздел 6.Традиционно-массовые мероприятия (14ч)
Практика. Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.
Выступление в классах по пропаганде ПДД.
Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД.
Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет, сочинений…)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны:
знать:
правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
серии дорожных знаков и их представителей;
способы оказания первой медицинской помощи;
техническое устройство велосипеда.
уметь:
работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
читать информацию по дорожным знакам, оценивать дорожную ситуацию;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
пользоваться общественным транспортом;
управлять велосипедом.
иметь навыки:
дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
участия в конкурсах, соревнованиях.
активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 раза в неделю (78 занятий в год)
№ урока | Тема занятия | Теория | Практика | |
Раздел 1: Введение (3ч) | ||||
Введение. Цели и задачи кружка ЮИДД. Правила поведения на кружке. | 1 | - | ||
Правила движения – закон улиц и дорог. | 1 | - | ||
Оформление уголка по безопасности дорожного движения. | - | 1 | ||
Раздел 2: История правил дорожного движения (3ч) | ||||
Что такое улица и дорога. Жилая зона. Загородная дорога. Информация о дорожных знаках, автотранспорте | 1 | - | ||
История и развитие ПДД. История создания первого светофора | 1 | - | ||
Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов. | - | 1 | ||
Раздел 3: Изучение правил дорожного движения (38ч) | ||||
Обязанности пешеходов и пассажиров. Составление схемы «Безопасный путь домой». | - | 1 | ||
Дорога, её элементы и правила поведения на дороге. | 1 | - | ||
Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек. | - | 1 | ||
Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения. | 1 | - | ||
История дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы. | 1 | - | ||
Предупреждающие знаки. | 1 | - | ||
Знаки приоритета. Запрещающие знаки. | 1 | - | ||
Изготовление макетов дорожных знаков. | 1 | - | ||
Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний. | 1 | - | ||
Информационные знаки. Знаки сервиса. Таблички. | 1 | - | ||
Изготовление макетов дорожных знаков. | - | 1 | ||
Средства регулирования ДД. Транспортные светофоры. Опознавательные знаки транспортных средств. | 1 | - | ||
Места установки дорожных знаков. | - | 1 | ||
Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения. Виды разметки. | 1 | - | ||
Горизонтальная и вертикальная разметка и их назначение. | 1 | - | ||
Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов. | 1 | - | ||
Виды и сигналы светофоров. | 1 | - | ||
Решение тестов и дорожных задач | - | 1 | ||
Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров. | - | 1 | ||
Сигналы регулировщика. | 1 | - | ||
Подготовка тематического мероприятия для классов «Азбука дороги» | - | 1 | ||
Тренировка в подаче сигналов регулировщика. | - | 1 | ||
Проведение мероприятия «Азбука дороги» | - | 1 | ||
Сигналы автомобиля. | 1 | - | ||
Расположение транспортных средств на проезжей части. | 1 | - | ||
Перекрёстки и их виды. | 1 | - | ||
Проезд перекрёстков. | 1 | - | ||
Правила перехода перекрёстка. | - | 1 | ||
Порядок движения на перекрестке при регулировании движения регулировщиком и светофором. | 1 | - | ||
Места перехода проезжей части. Правила движения пешеходов вдоль дорог. | - | 1 | ||
Общие вопросы порядка движения. Остановка и стоянка транспортных средств. | 1 | - | ||
Пешеходные переходы. Движение через Ж/Д пути. | 1 | - | ||
Перевозка людей. | 1 | - | ||
Правила пользования транспортом. Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств. | 1 | - | ||
Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам. | - | 1 | ||
Дорожные ловушки. Решение задач по теме. Подготовка к открытому уроку для 2-х классов | - | 1 | ||
ДТП. Причины ДТП. Подготовка к открытому уроку для 2-х классов | - | 1 | ||
Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД. | 1 | - | ||
Раздел 4: Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи (8 ч) | ||||
Основные требования при оказании ПМП при ДТП. | 1 | - | ||
Аптечка автомобиля и её содержимое. | 1 | - | ||
Виды кровотечений. Способы наложения повязок. | - | 1 | ||
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. | - | 1 | ||
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. | - | 1 | ||
Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах. | - | 1 | ||
Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь. | - | 1 | ||
Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. | - | 1 | ||
Раздел 5: Фигурное вождение велосипеда (10 ч) | ||||
Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. | 1 | - | ||
Правила движения велосипедистов. | 1 | 1 | ||
Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. | 1 | - | ||
Дополнительные требования к движению велосипедистов. Правила проезда перекрестков. | 1 | - | ||
Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. Практическое занятие. | - | 1 | ||
Составление памятки: «Юному велосипедисту». | - | 1 | ||
Тренировочные занятия по фигурному катанию на велосипеде. | - | 1 | ||
1 | ||||
1 | ||||
Раздел 6: Традиционно-массовые мероприятия. (14 ч) | ||||
63-67. | Подготовка выступления агитбригады. | | 7 | |
68. | Зачет по ПДД. Тестирование. | | 1 | |
69-71. | Выступление агитбригады в начальной школе. | | 3 | |
72-74. | Выступление агитбригады в начальной школе. | 3 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- технические средства:
1. Компьютер
2. Проектор
3. Демонстрационный экран.
- список используемой литературы
Азбука города: для учащихся младших классов / В. А. Халилуллина // Досуг в школе. – 2009г.
Бурьян В.М. Классные часы по ПДД – М.:ТЦ Сфера, 2004.- 64 с.
Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 160 с.
«Добрая дорога детства» 2003-2005 гг
Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Методическое пособие/ Под общей ред. В. Н. Кирьянова. – М., Издательский Дом Третий Рим, 2006. -80с.
Извекова Н.А . Правила дорожного движения для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 6 с.
В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М: «ВАКО», 2006, - 192 с.
Н.В. Ковалева: Конкурсы, викторины, праздники по ПДД для школьников: Феникс,2008г.
Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. – М: «ВАКО», 2006. – 208 с.
Пешеход на дороге. Обучающий минимум по Правилам и безопасности дорожного движения. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В.- СПб., 2001г.
Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265. Введены в действие с 1.07.2003 года.
Комментарий к Правилам дорожного движения РФ за 2009, 2010 годы
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие/ Под общ. Ред. В.Н.Кирьянова.- М., Издательский Дом Третий Рим, 2007. -56с.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями /авт.-сост. В.В.Шумилова, Е. Ф. Таркова. - Волгоград: Учитель, 2007.
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001 года, № 196-ФЗ.
Экзаменационные билеты категории «А-В», утверждены Главным управлением ГИБДД МВД России. – М., 2001.
- экранные, музыкальные пособия
CD- диск «Правила дорожного движения для школьников». Теория и практика поведения на дороге. Тесты.
CD- диск «Школа Смешариков». Игра на диске по правилам дорожного движения
- учебно-практическое оборудование
Наглядные пособия:
макет светофора;
плакаты, сюжетные картинки;
переносные знаки ДД;
детский педальный транспорт (велосипед)
светофоры, игрушки транспортные;
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр:
Форма ЮИД;
игрушки транспортные;
флажки для перехода улиц;
планшеты с перекрестком;
Дорожные знаки нагрудные и переносные
- дополнительные материалы:
слайдовые презентации, видеофильмы;
раздаточный материал по теме;
детская художественная, методическая литература