Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный инспектор дорожного движения (ЮИД)»

1
0
Материал опубликован 13 January 2023

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Доволенская средняя общеобразовательная школа №2 имени С.И. Лазарева

Доволенского района

Новосибирской области



Согласовано

заместитель директора по УВР

_____________/ Добренькая Г. В. /

«___» ____________2019 г.



Рабочая программа кружка

«Юный инспектор дорожного движения. (ЮИД)»










Разработана

Яниной Т.И.

Социальный педагог









с. Довольное - 2020 г



Пояснительная записка


Программа кружка «Юный инспектор дорожного движения» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах». Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.

Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах и дорогах, ребенок с ран­него детства становится участником дорожного движения, поэтому остро встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимости сознательного выполнения им требований дорожного движения. В условиях все более интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, основными причинами которых является недисциплинированность учащихся, незнание ими правил дорожного движения или несоблюдение их. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы. Ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Реальная ситуация на дорогах всё требовательнее обязывает взрослых обратить внимание на обучение детей дорожной грамоте.
Проживая в районном центре, дети значительное время находятся в образователь­ном учреждении, поэтому именно на школу родители возлагают ответственность за формирование у ребят навыков культуры поведения на дорогах, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья. А ведь именно навыки, сфор­мированные в детстве, перерастают затем в стойкие привычки.

Важной составляющей здоровье сберегающей деятельности школы является создание безопасного пространства ребенка, которое подразумевает обучение детей и подростков безопасному поведению в повседневной жизни и рациональ­ным действиям в возможно опасных и чрезвычайных ситуациях. Школа первой должна поддержать идею го общественного движения «Юные инспекторы дорожного движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма.

Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Реализация программы рассчитана на 1 год. Программа предусматривает два занятия в неделю и рассчитана на 68 часов.

Работа проводится в форме тео­ретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. Каждая тема, включенная в программу, содержит тео­ретическую и практическую части. Теоретическая часть охватывает всю область знаний, необходимых для пешехода как участника дорожного движения, а так же знания, способствующие расширению представлений ребенка о транспорте, скорости, способах обеспече­ния своей безопасности и др. В практическую часть по закреплению ПДД на улицах и дорогах включены сюжетно-ролевые и ин­теллектуальные игры, творческие задания, работа с дидактическим материалом, экскурсии по пешеходным маршрутам города, улицам и перекресткам. Распределение теоретических и практических за­нятий строится педагогом исходя из индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся.

Считаю, что данная программа является педагогически целесообразной в виду нескольких причин: систематизируются и значительно расширяются теоретические и практические знания по безопасности дорожного движения (в школьном курсе темы разбросаны как по отдельным дисциплинам, так и разброс по годам), по медицине (формируются практически значимые для ребенка навыки оказания первой медицинской помощи) и основы административного права и страхование (учащимся этого возраста такие знания не преподаются в основной школе); косвенно ориентируем детей на будущую профессию.

Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения.

Задачи программы:

Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношения ;

Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;

Повысить интерес школьников к велоспорту;

Воспитать чувство ответственности, культуры поведения на дорогах;

Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.

Создать условия для участия в городских  смотрах и слетах ЮИД, акциях, конкурсах и соревнованиях.

Привлекать школьников к участию в пропаганде БД на улицах и дорогах сверстников;

Расширять технический кругозор детей, реализовывать их творческие способности;

Ожидаемый результат:

Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;

Формирование интереса к регулярным  занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства;

Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;

Формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;

Формирование у детей желание вести работу по профилактике ДДТТ и навыков пропагандисткой работы;

Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и подростков.

Обучающиеся должны знать:

правила дорожной безопасности;

историю детского объединения ЮИД, службы ГИБДД;

историю развития Правил дорожного движения;

группы дорожных знаков, необходимую разметку проезжей части дорог для пешеходов, пассажиров и водителей-велосипедов;

значение сигналов светофоров, регулировщиков;

техническое устройство велосипеда;

способы оказания первой медицинской помощи.

уметь:

работать с правилами дорожного движения, выделять нужную инфор­мацию;

читать информацию по дорожным знакам и разметке проезжей ча­сти; оценивать дорожную ситуацию;

управлять велосипедом;

пользоваться общественным транспортом;

оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.

иметь навыки:

дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;

взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности.



2. Учебно–тематический план


Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Введение

1

1

2

2

Безопасная дорога в школу

1

2

3

3

Армия знаков

4

6

10

4

Наш друг – светофор.

2

3

5

5

Велосипедные истории.

2

2

4

6

«Мертвые зоны» дороги.

2

2

4

7

Я — пассажир. Правила безопасности в транспорте.

2

2

4

8

Будь ярким на дороге

1

1

2

9

Зимние правила.

2

2

4

10

Дорожный постовой

3

3

6

11

Многоликая дорога

3

3

6

12

Дорожный этикет

2

3

5

13

Транспорт

3

3

6

14

Правила дорожного движения – правила жизни.

3

4

7

Итого



68





Содержание программы.


тема 1. Введение (2 часа)

Теория (1 ч.)

Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Инструктаж по технике безопасности.

Практика (1 ч.)

Беседа «Что я знаю о правилах дорожного движения». Подготовка к началу программы.

Обсуждение стихотворения А. Эйдельмана «Приятели».


тема 2. Безопасная дорога в школу (3 часа)

Теория (1 ч.)

Пропаганда дорожной безопасности.

История и развитие Правил дорожного движения. Улицы города. Как сделать дорогу в школу безопасной.

Практика (2 ч.)

Создание схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом». Рисуем агитационный плакат за соблюдение ПДД.


тема 3. Дорожные знаки (10 часов)

Теория (4 ч.)

Изучаем дорожную азбуку. Дорожная безопасность сквозь историю. История дорожных знаков. Знаки предупреждающие, знаки прио­ритета, запрещающие знаки, предписывающие знаки, знаки особых предписаний, информационные знаки, знаки сервиса, знаки дополни­тельной информации. Физика на дорогах дорожные знаки и тор­мозной путь.

Практика (6 ч.)

Практическое занятие: «Найди название каждого знака». Изготов­ление макетов дорожных знаков. Конкурс-презентация нового до­рожного знака». Подготовка и проведение праздника «В королевстве дорожных знаков». Игры: «Найди 10 отличий», кроссворд «Дорожные знаки».

тема 4. Наш друг — светофор (5 ч)

Теория (2 ч.)

Как появился светофор? Светофоры для регулирования движения че­рез железнодорожные переезды. Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров. Сигна­лы регулировщика и светофора.

Практика (3 ч.)

Имитационная игра «Интервью со светофором». Дорожное расследо­вание «Красный свет». Тренировка в подаче сигналов регулировщика. Обсуждение стихотворения М. Пляцковского «Светофор». Игра «Раз­ноцветные человечки». Конкурс плакатов «Три говорящих света». Игры: найди 10 отличий, ребусы, карандашное задание. Советы доктора Айболита.

тема 5 . Велосипедные истории (4 ЧАСА)

Теория (2 ч.)

Правила юного велосипедиста. велосипедная дорожка. Безопасность на велосипеде. Повороты на языке водителей. Правила проезда вело­сипедистами пешеходного перехода. Аптечка велосипедиста. Оказа­ние первой помощи пострадавшему велосипедисту.

Практика (2 ч.)

Прохождение отдельных препятствий на велосипеде. Конкурс марш­рутов безопасного движения на велосипеде «Велогородок во дворе». Чайнворд «Велосипед». Найди 10 отличий велосипедиста.


тема 6 «Мертвые зоны» дороги (4 часа)

Теория (2 ч.)

«Мертвые зоны», или Чем плохо быть невидимкой.

Зачем нужна ГИБДД, история и современность.

Практика (2 ч.)

Решение автозадачки. Экскурсия по микрорайону.


тема 7 Я - пассажир (4 часа)

Теория (2 ч.)

Кресла и ремни безопасности — история и современность. Правила безопасности в транспорте. Поведение в салоне транспорта, на оста­новке, в легковом автомобиле. Физика на дорогах — как не упасть на повороте. Безопасное место.

Практика (2 ч.)

Дорожное расследование. Сосчитай ошибки художника. Найди 10 отличий. Дорожный кроссворд. А. Гангов «Кто хра­брей?», С. Михалков «Одна рифма». Советы доктора Айболита.


тема 8 Будь ярким на дороге (2 часа)

Теория (1 ч.)

Одежда, которая обеспечивает безопасность. Факторы, способству­ющие снижению видимости на дорогах. Правила ношения светоо­тражающих элементов. Дорожные ловушки. Физика на дорогах принцип действия светоотражающих элементов. Луч света в темном царстве — отражение и распространение светового сигнала.

Практика (1 ч.)

Изучаем светоотражающие жилеты. Эксперименты со светоотражением (от луча фонарика в темной комнате). Крепление фликеров на одежду. Дорожное расследование. Разгадываем кроссворд. Найди 10 отличий. Проведение акции по ношению светоотражающих элементов в темное время суток.

Н. Бессонова «Мама, поехали!». Советы доктора Айболита «Смотри в оба».

тема 9. Зимние правила (4 часов).

Теория (2 ч.)

Зимняя дорога. Какие опасности подстерегают пешеходов на за­снеженной или обледенелой дороге. Чтобы зимняя одежда не стала причиной несчастья на дороге. Физика на дорогах — лед. Правила поведения на льду. Правила поведения на тротуаре, на остановке, в общественном транспорт

Практика (2ч.)

В. Дружинин «Кто кого догоняет, или рассказ о том, как чужая ско­рость увеличивает нашу», советы доктора Айболита «Как сделать зиму веселой и не испортить Новый год». Интеллектуальные игры «Урок на улице», кроссворд. Задания на внимание: какие ошибки до­пустил художник, пропавший памятник, карандашное задание. На­стольная игра «Дорога в школу».

тема 10 Дорожный постовой (6 ЧАСОВ)

Теория (3 ч.)

Как появилась дорожная грамота. История дорог. Кто охраняет порядок на дорогах. История ГАИ-ГИБДД. Инспектор на пьедестале. Заочная экскурсия в музей истории ГИБДД.

Практика (3 ч.)

Чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа-милиционер». Игры: раскрась знаки, найди 10 отличий, дорожные задачки, викторина на освоение материала; кроссворд «Дядя Степа».

тема 11 Многоликая дорога (6 часов)

Теория (3 ч.)

Тормозной путь. Информационная страничка ко Дню защитника Отечества: военная автоинспекция. «Дорога-это жизнь». История дорог, древние и современные дороги. Элементы дороги.

Практика (3ч.)

Б.Житков «Что я видел». Игра-аттракцион — «Многоликая дорога», игра на внимание «Найди 10 отличий», экскурсия «Наш микрорайон», кроссворд «Угадай-ка», дорожные задачки, «Дорожные ловушки». Игра «Путешествие на зеленый свет».

тема 12 Дорожный этикет (5 ЧАСОВ)

Теория (2 ч.)

Правила поведения на остановке и общественном транспорте. Как правильно переходить дорогу? Маленькие секреты пешеходам.

Практика (3 ч.)

Игры «Найди нарушителя», «Опасность на тротуаре», Обсуждение стихотворения С. Михалкова «Бараны», сказки Д. Родари «Движу­щийся тротуар». Игры: участники дорожного дви­жения, найди 10 отличий, весенние советы доктора Айболита, игра «Дорожный этикет».

ТЕМА 13. Транспорт (6 ЧАСОВ) Теория (3 ч.) Из истории транспорта. Виды транспорта: сухопутный, водный, воз­душный. Меры ответственности участников движения за нарушение ПДД. Состав автомобильной аптечки. Физика на дорогах - скорость. Город­ской транспорт.

Практика (3ч.)

Тренинг — «Как понять автомобиль». А. Усачев «Паповоз». Игра «Дорожное расследование». Загадки «О транспорте и тех, кто им управляет». Конкурс «Рыцари дорожной безопасности». Герои сказок за безопасность на дорогах: сценка «Маша и медведь». Карандашные задания. Кроссворд «Транспорт». Игра «Определи марки автомобилей».

тема 14 Правила дорожного движения — правила жизни (7 часов)

Теория (3 ч.)

Правила поведения пешехода. Физика на дорогах - трение. Переход проезжей части по «зебре» без светофора. Первая медицинская помощь при ушибах. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Ответственность за нарушение правил дорожного движения. Размеры штрафов за нарушение ПДД.

Практика (4 ч.)

Инсценировка на тему «Правила поведения в транспорте». Игра «Ав­топробег». Игра «Вежливый пешеход». Дорожные ловушки. Викторина «Каждый ребенок должен знать правила пассажиров только на 5». Карандашные задания. И.Шаферман «Марш юных инспекторов движения», «Свод правил юного пешехода», О. Емельянова «Светофор», «Зебра». Кроссворд «Дорога». упражнения: «Глазомер», «Внимательный ли ты?». Карандашные задания. Экскур­сия «Я-пешеход». Советы доктора Айболита.


Традиционно-массовые мероприятия.


Практика.

Подготовка и проведение игры «Зеленый огонек» в начальных классах.

Подготовка и проведение «Недели безопасности» (по особому плану).

Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.

Выступление в классах по пропаганде ПДД.

Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет, сочинений…)




Календарно-тематическое планирование



п/п

Тема раздела

Тема занятия

1

Введение (2 часа)

Цели, задачи кружка ЮИД.

2


Экскурсия в библиотеку. Как я знаю ПДД.

3

Безопасная дорога в школу

(3 часа)


Улицы города.

4


Как сделать дорогу в школу безопасной.

5


Создание схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом».

6

Дорожные знаки


История дорожных знаков.

7


Знаки предупреждающие, знаки прио­ритета, запрещающие знаки, предписывающие знаки.

8-9


Знаки особых предписаний, информационные знаки, знаки сервиса, знаки дополни­тельной информации.

10-13


Изготов­ление макетов дорожных знаков.

14-15


«Презентация нового до­рожного знака»

16-17

Наш друг — светофор

(5 часов)

История возникновения светофора.

18


Дорожное расследо­вание «Красный свет».

19-20


Конкурс плакатов «Три говорящих света».

21-22

Велосипедные истории (4 ЧАСА)

Правила юного велосипедиста.

23-24


Конкурс марш­рутов безопасного движения на велосипеде

25-26

«Мертвые зоны» дороги

(4 часа)


«Мертвые зоны», или Чем плохо быть невидимкой.


27-28


Экскурсия по с. Довольное

29

Я - пассажир (4 часа)

Правила безопасности в транспорте.

30


Поведение в салоне транспорта, на оста­новке, в легковом автомобиле.

31


Выступление перед уч-ся начальных классов

32


Советы доктора Айболита.


33

Будь ярким на дороге

(2 часа)


Одежда, которая обеспечивает безопасность.

Правила ношения светоо­тражающих элементов.

34


Эксперименты со светоотражением

Акция по ношению светоотражающих элементов в темное время суток.


35

Зимние правила

(4 часа).

Зимняя дорога.

Правила поведения на льду.

36


«Как сделать зиму веселой и не испортить Новый год»

37


Особенности поведения автомобиля на обледенелой дороге.

38


Зимняя экскурсия.

39

Дорожный постовой

(6 ЧАСОВ)

Как появилась дорожная грамота.

40


История ГАИ-ГИБДД.

41


Заочная экскурсия в музей истории ГИБДД.

42


С. Михалков «Дядя Стёпа-милиционер»

43


Дорожные задачки

44


Викторина на освоение материала

45

Многоликая дорога

(6 часов)

Военная автоинспекция.

46


Древние и современные дороги

47


Элементы дороги.

Дорожная разметка

48


Игра-аттракцион — «Многоликая дорога»

49


Экскурсия «Наш микрорайон»

«Дорожные ловушки»

50


Дорожные задачки

51

Дорожный этикет

(5 часов)

Правила поведения на остановке

52


Правила поведения в общественном транспорте.

53


Как правильно переходить дорогу?

54


Маленькие секреты пешеходам.

«Опасность на тротуаре»

Д. Родари «Движу­щийся тротуар».

55


Весенние советы доктора Айболита

Игра «Дорожный этикет».

56

Транспорт

(6 часов)

Из истории транспорта.

Виды транспорта: сухопутный, водный, воз­душный.

57


Состав автомобильной аптечки.

58


Город­ской транспорт.

59


Тренинг — «Как понять автомобиль».

60


Игра «Дорожное расследование».

61


Игра «Определи марки автомобилей».

62

Правила дорожного движения — правила жизни

(7 ч)

Правила поведения пешехода.

63


Первая медицинская помощь при ушибах.

64


Первая медицинская помощь при кровотечениях.

65


Ответственность за нарушение правил дорожного движения.

66


Размеры штрафов за нарушение ПДД.

67


Игра «Ав­топробег».

68


«Свод правил юного пешехода»

Экскур­сия «Я-пешеход»




Список литературы.


1. Программа по изучению правил дорожного движения // Сборник материалов для работы по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма . – 2004.

2. Всероссийская газета для детей, педагогов, родителей «Добрая дорога детства».

3. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001 года.

4. Правила дорожного движения по состоянию на 2018 год.

5. «Безопасность дорожного движения», 1—4 классы, под ред. П. В. Ижевского




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.