Общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Юные инспектора движения» (ЮИД)

1
0
Материал опубликован 3 November 2020 в группе

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»



«Согласовано»

Методическим советом

Протокол


«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ №3»

_________

Приказ №




Общеразвивающая программа

дополнительного образования детей

«Юные инспектора движения» (ЮИД)

«Светофор»



Направление: социальное


t1604395559aa.jpg

t1604395559ab.gif





Педагог - Константинова И.А.

Возраст детей -10-11 лет

Срок реализации – 1 год






Город Коряжма

2020 г


Программа кружка

«Юные инспектора движения» (ЮИД)

«Светофор»


Пояснительная записка


Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.

Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений.

Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача учителя и кружка ЮИД.

Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества все усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные ситуации.

Конкурсы шоу – программ по агитации дорожно-транспортной безопасности дают возможность детям проявить свои творческие способности. Умение донести до других информацию, которую ты знаешь в творческой форме, не такое уж легкое дело, а главное интересное.

Соревнования по фигурному вождению велосипеда с соблюдением правил дорожного движения дают возможность проявить себя на практике.

В том случае, когда учащийся чувствует себя водителем, отвечающим за положение на проезжей части дороги, помогает сознательней оценивать поведение пешехода и быть более требовательным к себе. Причем, знание основ медицинских знаний и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает учащимся уверенней чувствовать себя в жизни.

В конце курса дать возможность детям проверить свои знания и умения на школьных соревнованиях «Безопасное колесо» является лучшей проверкой работы данного кружка.


Главные принципы:

1. Деятельность кружка не должна нарушать учебного процесса школы.

2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности.

3. Предполагает постепенное усложнение материала.

4. Добровольность участия в данном виде деятельности.

5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий.

6. Доброжелательная и непринужденная обстановка работы кружка.




Цель:

Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий используя различные формы деятельности.


Задачи:

1. Закрепление полученных знаний по ПДД учащимися на классных часах и углубление их.

2. Выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрестках через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения.

3. Обучение грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге.

4. Практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения велосипеда на специально отведенной площадке.

5. Воспитание ответственного образцового участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения.

6. Сотрудничество с работниками ГИБДД в практической деятельности.


Основные методы, используемые для реализации программы кружка:

В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.

В воспитании – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.


Программа кружка «ЮИД» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.


Работа кружка «ЮИД» основывается на различных видах деятельности:

- Создание уголка безопасности дорожного движения;

- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;

- Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;

- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;

- Проведение практических занятий по вождению велосипеда;

- Участие в различных конкурсах и акциях по профилактике дорожно-транспортной безопасности;

- Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.


Основные формы деятельности кружка по данной программе: обучение, применение знаний на практике через практические занятия, соревнования,

игры, практическая работа по проведению пропаганды безопасности дорожного движения через конкурсы, викторины, шоу-программы.


В работе кружка участвуют учащиеся 4 классов. Создается актив детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.


Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.


Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:


Самостоятельности в принятии правильного решения;

Убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;

Внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;

Здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенствования.

Основная часть работы кружка полагается на подготовку детей к соревнованиям «Слёт ЮИД»


Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета


Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- самостоятельность в принятии правильного решения;

- убежденность и активность в пропаганде добросовестного выполнения ПДД;

- внимательность и вежливость во взаимоотношениях участников дорожного движения;

- здоровый образ жизни и навык самостоятельного самосовершенствования.


Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных  учебных действий.

Регулятивные УУД:

определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;

учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

учиться планировать практическую деятельность;

с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания  материалы и инструменты;

учиться предлагать свои приёмы и способы решения важных жизненных ситуаций;




Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;

добывать новые знания: находить необходимую информацию;

перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.


Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной деятельности.

договариваться сообща;

учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.


Предметными результатами является формирование следующих умений:

-знать основные части улицы и дороги, общие правила ориентации, правила перехода  улиц и дорог.

-знать названия, назначения и возможные места установки изучаемых дорожных знаков.

- определять наиболее опасные участки улиц и дорог, где не следует переходить улицу.

- знать название, назначение дорожных знаков, изучаемых за два года обучения и места их установки.

-знать значение сигналов светофора, регулировщиков.

-знать правила безопасного поведения на городских и загородных дорогах.

-самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог, входить и выходить из общественного транспорта.

- знать группы знаков и их назначение, место установки, назначение дорожной разметки и виды.

-знать где разрешено школьникам кататься на велосипедах.

-знать правила безопасного поведения школьников при движении группой и колонной по улице.

- безопасно переходить улицу, дорогу самостоятельно и с группой

школьников.

Учащиеся должны:

знать:

правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;

серии дорожных знаков и их представителей;

способы оказания первой медицинской помощи;

техническое устройство велосипеда.


уметь:

работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;

работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;

читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;

оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;

управлять велосипедом.


иметь навыки:

дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;

взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;

участия в конкурсах, соревнованиях.

активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.


Содержание программы


34 часов – 1 час в неделю

Тема 1

Введение в образовательную программу кружка

Теория

Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход».

Практика.

Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход».


Тема 2

История правил дорожного движения

Теория

История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…

Практика

Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.


Тема 3

Изучение правил дорожного движения

Теория

Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.


ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.


ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.


ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги.


Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.

Дорожные знаки и их группы: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса, приоритета, дополнительной информации. Значение отдельных дорожных знаков.


Практика

Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».

Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.

Разработка викторины по ПДД в уголок.

Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят».

Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь Дом-школа-дом».

Участие в конкурсах по правилам ДД.


Тема 4

Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи


Теория

Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.

Раны, их виды, оказание первой помощи.

Вывихи и оказание первой медицинской помощи.

Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.

Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.

Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.

Виды повязок и способы их наложения.

Обморок, оказание помощи.

Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.

Оказание первой медицинской помощи при сотрясении мозга.

Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.

Обморожение. Оказание первой помощи.

Сердечный приступ, первая помощь.


Практика

Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.

Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.

Транспортировка пострадавшего.

Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.


Тема 5

Фигурное вождение велосипеда

Теория

Изучение схемы расположения препятствий в автогородке. Изучение каждого препятствия отдельно.

Препятствия:

- змейка;

- восьмерка;

- качели;

- перестановка предмета

- слалом;

- рельсы «Желоб»;

- ворота с подвижными стойками;

- скачок;

- коридор из коротких досок.


Практика

Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.

Фигурное вождение велосипеда в автогородке в целом.


Тема 6


Вопросы страхования

Теория

Понятие «страхование», «страхователь», «страховой случай», «страховщик».

Виды, формы, отрасли страхования. Крупные страховые компании. Страховой полис. Договор по страхованию. Страхование от несчастных случаев. Страхование автогражданской ответственности.


Тема 7


Традиционно-массовые мероприятия

Практика

Подготовка и проведение игры «Зеленый огонек» в начальных классах.

Подготовка и проведение «Недели безопасности» (по особому плану).

Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.

Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо» в школе.

Выступление в классах по пропаганде ПДД.

Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД.

Подготовка и участие в районном конкурсе «Безопасное колесо».

Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет, сочинений…)



Методическое обеспечение программы Кружка «ЮИД»


Деятельность кружка «ЮИД» строится по методике коллективной творческой деятельности (КТД).

Конкретные методы, используемые при реализации программы:

в обучении - практический (практическая работа в библиотеках, практическая работа при оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда); наглядный (изучение правил ДД, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки…); словесный (как ведущий-инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); видеометод (просмотр, обучение).

в воспитании – методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).


В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности:

1. Викторина «Олимпиада автоэрудитов (по истории ПДД).

2. Создание ситуации выбора ( разбор дорожно-транспортных происшествий).

3. Уроки творчества (составление викторин, сочинение писем водителю, стихов по ПДД, рисование рисунков, плакатов, выступление с агитбригадами)

4. Соревнования, состязания (по вождению велосипеда, по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему в ДТП).

5. Час вопросов и ответов (встречи с инспектором ГИБДД, медсестрой, работа в группах).

6. Викторины, конкурсы, кроссворды.

7. Игра «Да – нет» (при проверке знаний по правилам ДД).

8. Проведение «минуток» по профилактике несчастных случаев на дороге в группе, в своих классах.

9. Составление схемы «Безопасный маршрут Дом – школа – дом» в начальных классах.

10. Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов, викторин по ПДД.


Занятия проводятся в кабинете.

Техническое оснащение:

- компьютер с экраном и проектором;

- магнитофон;

- плакаты по ПДД;

- препятствия из автогородка.


Методическое:

- билеты по ПДД, страхованию, медицине.

- рисунки ребят с конкурсов по ПДД.

- разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных представлений

- программа по изучению правил дорожного движения в школе 1-9 кл.

- методические рекомендации по организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

- методические пособия для изучения ПДД по программе в классах.

- видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД в начальных классах

- видео игра «Не игра» по ПДД.


Предполагаемые результаты реализации программы

          Сформируется умение, навыки, качества личности, устойчивых привычек правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, так как  неправильные действия опасны для жизни и здоровья всех окружающих.

Подведение итогов осуществляется путем конкурсных встреч, проводимых по специальному плану на основе положения о Российском смотре «Безопасное колесо».

Критериями выполнения программы служат: активность участия детей в пропаганде, в конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление творчества, самостоятельности.


Формы контроля

Итоги освоения программы подводятся  в форме отчетного театрализованного представления по мотивам правил безопасного поведения на дорогах и улицах.

Викторины, конкурс детских рисунков по дорожной тематике, проведение утренников, смотров, викторин, конкурса эрудитов, соревнования.


Календарно - тематическое планирование


п/п


Наименование занятия


Теория


Практика

Дата

Календ.

Факт.

1

Вводное занятие. Цели, задачи.

0,5

0,5

01.09-05.09


2

Оформление уголка.

0,5

0,5

08.09-12.09


3

Правила дорожного движения. Основные термины и понятия.

0,5

0,5

15.09-19.09


4

Права, обязанности и ответственность участников ДД.

0,5

0,5

22.09-26.09


5

Решение карточек с билетами по ПДД


1

29.09-03.10


6

ПДД. Дорожные знаки. Элементы улиц и дорог. Перекресток..

0,5

0,5

06.10-10.10


7

Велосипед. Правила движения велосипедиста и мопедиста.

0,5

0,5

13.10-17.10


8

Дорожная разметка. Решение карточек

1

2

20.10-24.10

27.10-31.10

10.11-14.11


9

Подготовка к проведению игра «Зеленый огонек» в начальных классах.

0,5

0,5

17.11-21.11


10

Проведение игры «Зеленый огонек»


1

24.11-28.11


11

Подведение итогов.

1


01.12-05.12


12

Первая медицинская помощь. Виды кровотечений. Способы наложения повязок.

1


08.12-12.12


13

Первая медицинская помощь. Виды кровотечений. Способы наложения повязок.


1

15.12-19.12


14

Подготовка к проведению «Недели безопасности движения» в школе.

1


22.12-26.12


15

Проведение «Недели безопасности движения» (по особому плану).


1

12.01-16.01


16

История Правил дорожного движения.

1


19.01-23.01


17

Правила дорожного движения. Решение карточек. Встреча с инспектором ГИБДД.


2

26.01-30.01


18

ПДД. Регулировка движения на перекрестке.

0,5

0,5

02.02-06.02


19

Страхование. Подготовка к соревнованиям «Безопасное колесо».

0,5

0,5

09.02-13.02


20

Дидактические игры при изучении ПДД.


2

16.02-20.02

23.02-27.02


21

Проведение пропаганды изучения ПДД в нач. классах.


2

02.03-06.03 09.03-13.03


22

Решение карточек по ПДД.


2

16.03-20.03


23

Медицина. Раны, вывихи, переломы, ожоги, отравления.


1

01.04-03.04


24

Первая помощь.


1

06.04-10.04


25

Подготовка и проведение школьных соревнований «Безопасное колесо»

1

1

13.04-17.04

20.04-24.04


26

Фигурное вождение на велосипеда



27.04-30.04


27

Выступление в классах по пропаганде ПДД.


1

04.05-08.05


28

Фигурное вождение на велосипеде.


1

11.05-15.05


29

Подготовка к соревнованию «Безопасное колесо»


1

18.05-22.05



Итого:

34 часа.




Список литературы


1. Авдеева Н.Н , Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах, 1997г.

2. Атлас медицинских знаний

3.Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издательство АСТ-ЛТД, 1997г.

4. Бабина Р.П. Безопасность на улицах и дорогах. Мет. пособие 1-4 кл. М: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.

5. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для учащихся начальной школы, 1997.

6. Бабина Р.П. Советы Дяди Степы, 4 кл.,1997.

7. Бабина Р.П. Уроки Светофорика, 2 кл.,1997.

8. Газета «Добрая дорога детства» 2005,2006,2008г.

9. Извекова Н.А. Правила дорожного движения. Учебное пособие для 3 кл., М: Просвещение, 1975г.

10. Инструкции лицам, работающим с детьми и обеспечивающим безопасность на дороге.2004г.

11 Косой Ю.М. Про дороги и про улицы, 1986г.

12. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.

13. Методические рекомендации по организации работы по безопасности дорожного движения в школе, 2004.

14.Программа по изучению ПДД «Правила дорожного движения 1-9 классы»

15.Правила дорожного движения Российской Федерации, М: Эксмо, 2007.

16. Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе. Пособие для учителей М.: Просвещение, 1981.

17. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения в 1кл., 1997.

18. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения во 2кл., 1997.

19. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения в 3 кл., 1997.

20. Терехова Е.А. Образовательная программа «Дети - дорога – дети», Ставрополь, 1995г.

21.Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 7-8 кл., 1997г.

22. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 9-11 кл., 1997г.

23. Школа светофорных наук, г.Киров, 2000.

24. Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах, 1-3 кл., 1997.





Приложение


Участие в различных конкурсах по профилактике

дорожно-транспортной безопасности

(«Дорожный калейдоскоп»)



t1604395559ac.jpg t1604395559ad.jpg




t1604395559ae.jpg t1604395559af.jpg






Встречи и беседы с инспектором ГИБДД


t1604395559ag.jpg



t1604395559ah.jpg



t1604395559ai.jpg



Участие в Акции по дорожному движению

(«День дорожной безопасности»)

t1604395559aj.jpg

t1604395559ak.jpg

15


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.