Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Светлячок» Чистоозерного района Новосибирской области
Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета МКДОУ д/с № 4 «Светлячок» Протокол №___ от __________2020г. | «Утверждаю» Заведующая МКДОУ детским садом № 4 «Светлячок» ______________/С.А. Битюцкая/ Приказ №_____ от __________2020г. |
ПРОГРАММА КРУЖКА
«Занимательные финансы»
Срок реализации: 1 год
Разработчик: Довыденко Ю.А., старший воспитатель
Чистоозерное, 2020
Оглавление
Раздел 1. Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка:
Направленность программы
Нормативные документы
Актуальность
Отличительные особенности (новизна)
Адресат
Объем и срок освоения программы
Формы обучения
Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий
Цели и задачи программы
Содержание программы: учебный план и содержание
Планируемые результаты
Раздел 2 Комплекс организационно – педагогических условий
Тематический план
Условия реализации программы
Оценочные материалы
Методические материалы
Список литературы
Раздел 1
Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Программа кружка «Занимательные финансы» Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада №4 «Светлячок» разработана на основе программы «Занимательные финансы» Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю.Рыжаковская.
Программа кружка «Занимательные финансы» разработана в соответствии с законодательными нормативными документами:
-Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. 273ФЗ;
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384);
-Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 (регистрация от 27.08.2015 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
-Устав МКДОУ детский сад №4 «Светлячок».
Программа кружка «Занимательные финансы» реализуется как часть, формируемой участниками образовательных отношений ООП ДО с детьми старших и подготовительных групп, 1 раз в неделю во второй половине дня и включает в себя 32 занимательных мероприятия.
Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.
Новизна Программы заключается в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям. Программу отличает взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.
Адресат программы:
Дети достаточно четко выделяют типичные ролевые отношения лиц, роли которых они выполняют и, в соответствии с ними, строят свое поведение; ролевые действия разнообразны. Ребенок может создавать цепочку действий, объединенных одним сюжетом, способен подчиняться правилу, установленному в игре, ролевая речь детей достаточно четка.
Расширяется и обогащается опыт ребенка, его отношение к действительности становится дифференцированным и разноплановым. Продуктивная деятельность ребенка начинает подчиняться замыслу, намерению. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже ставит перед собой цель, старается изобразить или построить то, что он задумал. То есть замысел не следует за исполнением, а ведет создание продукта за собой.
Дети 6 -7 лет помимо вербальных средств общения овладевают также невербальными (жесты, мимика), способны регулировать темп речи и силу голоса, использовать разнообразные интонации. При развитии познавательных способностей основное внимание переносится с содержания обучения на его средства. Что касается развития других общих способностей и личности ребенка, то тут по-прежнему основными задачами являются становление его активной позиции (через предоставление инициативы), развитие произвольности и осознанности поведения, ответственности, умения сотрудничать с другими детьми, проявление индивидуальности каждого ребенка. И деятельность детей друг с другом, и взаимодействие педагога с детьми носит характер диалога и активного сотрудничества.
Объем и срок освоения программы:
Программа реализуется с октября по май, состоит из 32 занятий.
Формы обучения программы: очная
Программа предусматривает следующие формы реализации:
игровые (игры, игровые упражнения, театральные мини-постановки и др.);
словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
практические (исследование, экспериментирование и др.).
Особенности организации образовательного процесса
Принципы организации образовательного процесса Программы:
учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
психологический и эмоциональный комфорт как условие самореализации воспитанника;
- доверие и поддержка активности, инициативности и устремлений к самоутверждению.
Режим занятий:
Периодичность занятий: 1 занятие в неделю, продолжительность занятий 30 минут.
Цель программы:
формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей подготовительной группы.
Задачи программы:
- познакомить воспитанников с денежной сферой жизни;
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, полезным тратам;
- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями: трудиться, работать и зарабатывать; деньги, доходы, покупать, тратить, расходовать, транжирить, откладывать, возвращать, планировать, экономить.
- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово - экономических отношений между людьми в обществе;
- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.
Содержание программы:
В программе используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками образовательного процесса (игры, обучающие сказки, интерактивные театральные мини-постановки, притчи, творческие проекты, загадки, ситуативные задачи и т.д.) Особое внимание уделяется играм, сказкам, притчам и театральным мини – постановкам, которые позволяют не заметно формировать ценностную ориентацию и такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность, милосердие, взаимопомощь.
Учебный план программы:
Программа | Срок | Возраст | В | В | За курс |
| реализации | детей | неделю | месяц/ | /мин |
| | | / мин | мин | |
| 1 год | 6 -7 лет | 1/25 | 4/32 | 32/800 |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Планируемые результаты программы:
Специфика дошкольного возраста не позволяет требовать от ребёнка достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования предназначены для педагогов и родителей. Их необходимо воспринимать как возрастные характеристики возможных достижений ребёнка и направление воспитательной деятельности взрослых.
Личностные результаты:
В итоге освоения Программы дошкольник сможет:
-разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных Программой;
-чётко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо -сидеть без дела;
-знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
-понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;
-осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).
Практические результаты:
-освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость
грамотно и бережливо относиться к ним;
-научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;
-освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки, канцтовары и пр.), денежные средства;
-заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.
Раздел 2.
Комплекс организационно – педагогических условий
Тематический план (Приложение 1)
Условия реализации программы
Условия реализации Программы способствуют созданию развивающей среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Учитывая тот факт, что наличие обратной связи повышает эффективность реализации Программы, предусмотрено использование как традиционных средств (книги, модели, макеты, иллюстративный материал, игрушки, инвентарь для всех видов труда, оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования, конструирования, дидактический материал и др.), так и интерактивных средств (аудио- и видеоматериалы, электронные ресурсы), основанных на достижениях технологического прогресса.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие условия:
активная поддержка родителей (законных представителей), вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным особенностям;
поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
Оценочные материалы программы
Определение уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Цель: определить уровень финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста; проверка эффективности проекта по повышению уровня финансовой грамотности старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни.
Для определения у детей старшего дошкольного возраста уровней финансовой грамотности была разработана диагностика на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».
Каждое из четырех заданий состоят из 3 более мелких заданий: первое - загадки по экономике, разделенные по областям, второе - вопросы определенной области экономических знаний, третье - проблемная ситуация.
С каждым ребенком работа проводилась индивидуально и по мере успешности ответов на задания, я определяла уровень экономической воспитанности.
Задание 1. Цель: Определить уровень знаний о потребностях человека, животных, растений.
Задание 2. Цель: Определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товаров и услуг.
Задание 3. Цель: Определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене.
Задание 4. Цель: Определить уровень знаний о рекламе.
Опираясь на теоретические исследования, были выделены следующие показатели сформированность финансовой грамотности, динамику можно отследить в ходе реализации программы (см. табл. 2).
Таблица 2.
Критерии и показатели финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Критерии | | | | Показатели | |||
Когнитивный | компонент | -знание ребенком потребностей семьи; | |||||
| | и | -представления о труде родителей; | ||||
| | | | -представления об экономических понятиях; | |||
| - проявление интереса к окружающим | ||||||
| | | | явлениям современного общества. | |||
Поведенческо- | | | -отражение имеющихся знаний в игровой, | ||||
деятельностный | компонент | трудовой, продуктивной деятельности и | |||||
| | умение опираться на эти знания; | |||||
| | | | -общение с взрослыми и сверстниками, | |||
| | | | способность к выбору, взаимопомощь, | |||
| | | | умение находить свое место в общем деле, | |||
| | | | стремление к сотрудничеству, достижение | |||
| | | | поставленной цели. | |||
Эмоционально- | | | -проявление бережливости, ответственности, | ||||
ценностный | | компонент | деловитости и предприимчивости; | ||||
| -оценка проявления этих качеств у | ||||||
| | сверстников. |
По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.
Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению с взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.
Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.
Низкий уровень: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.
Уровень экономических знаний определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 - высокий, 2- средний,1-низкий.
Методические материалы программы
Программа реализуется с методическим сопровождением:
методические рекомендации для воспитателя (с темами и рекомендациями по организации и проведению занятий);
пособие для родителей «Советы родителям: о чём и как говорить с ребёнком»;
сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников (обучающих сказок для знакомства с основами финансовой грамотности и формирования финансовой культуры детей в возрасте 5 - 8 лет);
сборник ситуационных задач по финансовой грамотности для дошкольников;
сборник игр для детей дошкольного возраста «Азы финансовой культуры»;
раздаточные и дидактические материалы по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников;
художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях.
Список литературы
Мини-спектакли / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
Рассуждаем и решаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
Играем вместе / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. -
М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
Читаем и обсуждаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
Говорим с детьми о финансах / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю.
Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019
Методические рекомендации для воспитателя / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.