Программа кружка «Занимательные финансы»

5
0
Материал опубликован 5 October 2020 в группе

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Светлячок» Чистоозерного района Новосибирской области






Рассмотрена и одобрена

на заседании педагогического совета

МКДОУ д/с № 4 «Светлячок»

Протокол №­­___ от __________2020г.


«Утверждаю»

Заведующая МКДОУ

детским садом № 4 «Светлячок»

______________/С.А. Битюцкая/

Приказ №_____ от __________2020г.











ПРОГРАММА КРУЖКА

«Занимательные финансы»

Срок реализации: 1 год













Разработчик: Довыденко Ю.А., старший воспитатель








Чистоозерное, 2020


Оглавление


Раздел 1. Комплекс основных характеристик


Пояснительная записка:

Направленность программы

Нормативные документы

Актуальность

Отличительные особенности (новизна)

Адресат

Объем и срок освоения программы

Формы обучения

Особенности организации образовательного процесса

Режим занятий

Цели и задачи программы

Содержание программы: учебный план и содержание

Планируемые результаты


Раздел 2 Комплекс организационно – педагогических условий

Тематический план

Условия реализации программы

Оценочные материалы

Методические материалы

Список литературы



Раздел 1

Комплекс основных характеристик


Пояснительная записка


Программа кружка «Занимательные финансы» Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада №4 «Светлячок» разработана на основе программы «Занимательные финансы» Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю.Рыжаковская.


Программа кружка «Занимательные финансы» разработана в соответствии с законодательными нормативными документами:


-Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. 273ФЗ;


-Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;


-Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384);


-Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;


-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 (регистрация от 27.08.2015 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».


-Устав МКДОУ детский сад №4 «Светлячок».


Программа кружка «Занимательные финансы» реализуется как часть, формируемой участниками образовательных отношений ООП ДО с детьми старших и подготовительных групп, 1 раз в неделю во второй половине дня и включает в себя 32 занимательных мероприятия.


Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.



Новизна Программы заключается в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям. Программу отличает взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.

Адресат программы:


Дети достаточно четко выделяют типичные ролевые отношения лиц, роли которых они выполняют и, в соответствии с ними, строят свое поведение; ролевые действия разнообразны. Ребенок может создавать цепочку действий, объединенных одним сюжетом, способен подчиняться правилу, установленному в игре, ролевая речь детей достаточно четка.


Расширяется и обогащается опыт ребенка, его отношение к действительности становится дифференцированным и разноплановым. Продуктивная деятельность ребенка начинает подчиняться замыслу, намерению. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже ставит перед собой цель, старается изобразить или построить то, что он задумал. То есть замысел не следует за исполнением, а ведет создание продукта за собой.


Дети 6 -7 лет помимо вербальных средств общения овладевают также невербальными (жесты, мимика), способны регулировать темп речи и силу голоса, использовать разнообразные интонации. При развитии познавательных способностей основное внимание переносится с содержания обучения на его средства. Что касается развития других общих способностей и личности ребенка, то тут по-прежнему основными задачами являются становление его активной позиции (через предоставление инициативы), развитие произвольности и осознанности поведения, ответственности, умения сотрудничать с другими детьми, проявление индивидуальности каждого ребенка. И деятельность детей друг с другом, и взаимодействие педагога с детьми носит характер диалога и активного сотрудничества.

Объем и срок освоения программы:


Программа реализуется с октября по май, состоит из 32 занятий.


Формы обучения программы: очная


Программа предусматривает следующие формы реализации:

игровые (игры, игровые упражнения, театральные мини-постановки и др.);

словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);

наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);

практические (исследование, экспериментирование и др.).


Особенности организации образовательного процесса

Принципы организации образовательного процесса Программы:

учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

психологический и эмоциональный комфорт как условие самореализации воспитанника;

- доверие и поддержка активности, инициативности и устремлений к самоутверждению.

Режим занятий:

Периодичность занятий: 1 занятие в неделю, продолжительность занятий 30 минут.


Цель программы:

формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей подготовительной группы.


Задачи программы:


- познакомить воспитанников с денежной сферой жизни;

- раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;

- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;

- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, полезным тратам;

- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями: трудиться, работать и зарабатывать; деньги, доходы, покупать, тратить, расходовать, транжирить, откладывать, возвращать, планировать, экономить.

- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово - экономических отношений между людьми в обществе;

- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.


Содержание программы:


В программе используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками образовательного процесса (игры, обучающие сказки, интерактивные театральные мини-постановки, притчи, творческие проекты, загадки, ситуативные задачи и т.д.) Особое внимание уделяется играм, сказкам, притчам и театральным мини – постановкам, которые позволяют не заметно формировать ценностную ориентацию и такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность, милосердие, взаимопомощь.

Учебный план программы:


Программа

Срок

Возраст

В

В

За курс


реализации

детей

неделю

месяц/

/мин




/ мин

мин



«Занимательные финансы»

1 год

6 -7 лет

1/25

4/32

32/800

































Планируемые результаты программы:


Специфика дошкольного возраста не позволяет требовать от ребёнка достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования предназначены для педагогов и родителей. Их необходимо воспринимать как возрастные характеристики возможных достижений ребёнка и направление воспитательной деятельности взрослых.

Личностные результаты:


В итоге освоения Программы дошкольник сможет:

-разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных Программой;

-чётко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо -сидеть без дела;

-знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

-понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;

-осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).


Практические результаты:


-освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость

грамотно и бережливо относиться к ним;

-научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;

-освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки, канцтовары и пр.), денежные средства;

-заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.











Раздел 2.

Комплекс организационно – педагогических условий

Тематический план (Приложение 1)


Условия реализации программы

Условия реализации Программы способствуют созданию развивающей среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их образовательных потребностей и интересов.


Учитывая тот факт, что наличие обратной связи повышает эффективность реализации Программы, предусмотрено использование как традиционных средств (книги, модели, макеты, иллюстративный материал, игрушки, инвентарь для всех видов труда, оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования, конструирования, дидактический материал и др.), так и интерактивных средств (аудио- и видеоматериалы, электронные ресурсы), основанных на достижениях технологического прогресса.


Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие условия:


активная поддержка родителей (законных представителей), вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;

использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным особенностям;

поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.


Оценочные материалы программы


Определение уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.


Цель: определить уровень финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста; проверка эффективности проекта по повышению уровня финансовой грамотности старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни.


Для определения у детей старшего дошкольного возраста уровней финансовой грамотности была разработана диагностика на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».


Каждое из четырех заданий состоят из 3 более мелких заданий: первое - загадки по экономике, разделенные по областям, второе - вопросы определенной области экономических знаний, третье - проблемная ситуация.

С каждым ребенком работа проводилась индивидуально и по мере успешности ответов на задания, я определяла уровень экономической воспитанности.


Задание 1. Цель: Определить уровень знаний о потребностях человека, животных, растений.


Задание 2. Цель: Определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товаров и услуг.


Задание 3. Цель: Определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене.


Задание 4. Цель: Определить уровень знаний о рекламе.




Опираясь на теоретические исследования, были выделены следующие показатели сформированность финансовой грамотности, динамику можно отследить в ходе реализации программы (см. табл. 2).






Таблица 2.


Критерии и показатели финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста


Критерии




Показатели

Когнитивный


компонент

-знание ребенком потребностей семьи;



и

-представления о труде родителей;





-представления об экономических понятиях;


- проявление интереса к окружающим





явлениям современного общества.

Поведенческо-



-отражение имеющихся знаний в игровой,

деятельностный

компонент

трудовой, продуктивной деятельности и



умение опираться на эти знания;





-общение с взрослыми и сверстниками,





способность к выбору, взаимопомощь,





умение находить свое место в общем деле,





стремление к сотрудничеству, достижение





поставленной цели.

Эмоционально-



-проявление бережливости, ответственности,

ценностный


компонент

деловитости и предприимчивости;


-оценка проявления этих качеств у



сверстников.



По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.


Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению с взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.

Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.


Низкий уровень: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.


Уровень экономических знаний определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 - высокий, 2- средний,1-низкий.

Методические материалы программы

Программа реализуется с методическим сопровождением:


методические рекомендации для воспитателя (с темами и рекомендациями по организации и проведению занятий);


пособие для родителей «Советы родителям: о чём и как говорить с ребёнком»;


сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников (обучающих сказок для знакомства с основами финансовой грамотности и формирования финансовой культуры детей в возрасте 5 - 8 лет);


сборник ситуационных задач по финансовой грамотности для дошкольников;


сборник игр для детей дошкольного возраста «Азы финансовой культуры»;


раздаточные и дидактические материалы по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников;


художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях.

Список литературы

Мини-спектакли / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

Рассуждаем и решаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

Играем вместе / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. -

М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

Читаем и обсуждаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

Говорим с детьми о финансах / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю.

Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019

Методические рекомендации для воспитателя / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.