Программа внеурочной деятельности по курсу «Юный журналист» (8 класс)
Пояснительная записка
Класс : 8 класс
Уровень : основное общее образование
Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, нормативными документами, на основе пособий:
авторская программа И.П. Большаковой, Чернышевой Г.В. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа» (сост. Е. С. Савинов — М.: Просвещение, 2011)
Цель: дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области публицистики; выборе стиля оформления газеты.
Задачи:
1. Выявить и поддержать одаренных детей, а также детей с особыми образовательными
потребностями.
2. Создать редакционный актив кружка, ответственный за выпуск периодического
издания - газеты «Школьный вестник».
3. Формировать знания, умения, навыки, компетенции и компетентности в области
филологии, определяемые личностными потребностями и возможностями
обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его
развития.
Срок реализации программы: 2 года
Объем программы: рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Занятия проводятся по расписанию.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
-знакомство с особенностями профессии журналиста на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов;
-формирование личности журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, нравственных и гражданских качеств;
-освоение основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;
-формирование активной жизненной позиции.
Метапредметные результаты:
-овладение культурой общения с медиа,
-овладение навыками работы с различными источниками информации;
-развитие творческих и коммуникативных способностей;
-развитие критического мышления, умения интерпретировать, анализировать и оценивать медиатексты,
-овладение различными формами самовыражения при помощи медиатехники.
Предметные результаты:
- умение выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;
-знание специфики и структуры основных газетных жанров (уметь различать информацию, заметку, интервью, статью), умение грамотно излагать информацию в этих жанрах;
-овладение навыками работы с медиатекстом.
Вовлечение учащихся в журналистскую деятельность способствует решению одной из главных задач образования и воспитания – развития одаренных детей
Содержание ее базируется на следующих важных принципах работы:
принцип развивающего и воспитывающего обучения;
принцип научности и интегративности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип учета возрастных возможностей.
На каждом занятии ведется работа по трем направлениям учебной деятельности:
Занятия, связанные с теорией журналистики
Практической часть занятий, на которой дети имеют возможность закрепить свои навыки: они готовят публикации для школьного издания «Школьный звонок»
Реализации указанной программы нацеливает учителя на овладение современными педагогическими технологиями, такими как:
-развивающее обучение
-разноуровневое обучение;
-коллективная система обучения
-исследовательские методы в обучении;
-технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
-информационно-коммуникационные технологии.
А также различными формами:
различные тренировочные упражнения,
ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики,
свободная творческая дискуссия;
практикумы,
экспресс- презентации,
сюжетно-ролевые деловые игры,
конкурсы;
встречи с журналистами, с писателями и поэтами; с интересными людьми города,
экскурсии
Содержание курса
Раздел 1. Введение. (1 час)
Цели и задачи, стоящие в этом учебном году. Знакомство с тематикой занятий. Распределение поручений в газете. Инструктаж по технике безопасности.
Формы организации и содержание занятий:беседа
Раздел 2. Повторение изученного. (6 часов)
Теория. Функции журналистики, язык журналистики, стилистические фигуры речи, основные типы построения текста. Слово и понятие. Многозначность слова. повествование, рассуждение, описание.
Практика. Встреча с местными журналистами. Интервью.
Контроль: Написание заметок для школьной газеты. № 1,2.
Формы организации и содержание занятий: беседа, практикумы, встречи с интересными людьми, проекты
Раздел 3. Малые жанры журналистики. Заметка (5 часов)
Теория. Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность.
Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические,политематические, хроникальные подборки. Заметка информационного характера.
Практика. Написание и взаимное обсуждение заметок.
Контроль: Рецензирование заметок из периодической печати.
Формы организации и содержание занятий:беседы, интервью, работа с ПК, дизайн-проекты
Раздел 4. Интервью. Особенности жанра. (6 часов)
Теория.. Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Коллективное интервью, анкета Логика интервью. Моделирование
Практика. Составление вопросов для интервью.
Контроль: Интервью у одноклассников, родителей, учителей.
Формы организации и содержание занятий:интервью, встречи с интересными людьми, фоторепортаж, проект
Раздел 5. Роль статьи в журналистике. (6 часов)
Теория. Отличительные черты статьи: целеустремлённость и доходчивость, логичность, точность, яркость языка. Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей.
Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, Обзор печати – особый жанр.
Практика. Создание статьи на основе сформулированной проблемы.
Контроль: анализ статей
Раздел 6. Виды репортажа. (5 часов)
Теория. Репортаж – наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный
Практика. Репортаж «Моя малая Родина – Ульяновск»
Формы организации и содержание занятий:беседы, проекты, интервью, практикумы,
Раздел 7. Очерк. (5 часов)
Теория. Близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого лица. Очерки портретные, событийные, путевые. Документальность, образность, типизация, насыщенность литературно-художественными средствами, языковые и стилистические особенности. Эмоциональная выразительность.
Практика. Создание очерка.
Формы организации и содержание занятий:проекты, практикумы
Раздел 8. Итоговое занятие. (2 часа)
Подведение итогов, тестирование. Защита проектов – самостоятельный выпуск номера школьной газеты, презентации. Выставка портфолио.
Формы организации и содержание занятий:защита проектов
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Группа №1 |
Группа №2 |
||
Дата по плану |
Дата по факту |
Дата по плану |
Дата по факту |
||
Введение (1) |
|||||
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ |
||||
Повторение изученного (5) |
|||||
2 |
Функции журналистики |
||||
3 |
Практическое занятие – работа над выпуском № 1,2 |
||||
4 |
Язык журналистики |
||||
5 |
Практическое занятие – экскурсия. |
||||
6 |
Основные виды построения текста |
||||
Малые жанры журналистики (5) |
|||||
7 |
Что такое заметка. Разновидности заметок. |
||||
8 |
Заметка информационного характера. |
||||
9 |
Практическое занятие – написание заметок «Из школьной жизни» |
||||
10 |
Практическое занятие – работа над № 3 |
||||
11 |
Контроль: заметки разных видов. |
||||
Интервью. Особенности жанра (6) |
|||||
12 |
Что такое интервью. Интервью – монолог, интервью-диалог |
||||
13 |
Практическое занятие. |
||||
14 |
Практическое занятие выпуск № 4-5 газеты. |
||||
15 |
Анкета как разновидность интервью. |
||||
16 |
Практическое занятие – интервью у одноклассников или учителей |
||||
17 |
Контроль |
||||
Роль статьи в журналистике (6) |
|||||
18 |
Роль статьи в газетах и журналах |
||||
19 |
Проблемная статья и её отличительные черты. Обзор печати как особый жанр. |
||||
20 |
Практическое занятие – создание статей на основе к-либо проблемы |
||||
21 |
Практическое занятие. Выпуск № 6,7 |
||||
22 |
Практическое занятие - обзор печати |
||||
23 |
Контроль |
||||
Виды репортажа (5) |
|||||
24 |
Что такое репортаж Жанровое своеобразие репортажа |
||||
25 |
Виды репортажа. |
||||
26-27 |
Практическое занятие. Выпуск №7-8. |
||||
28 |
Контроль: Репортаж «Моя малая родина - Ульяновск» |
||||
Очерк (5) |
|||||
29 |
Виды очерков. Портретный очерк |
||||
30 |
Практическое занятие. Создание очерка |
||||
31 |
Очерки событийные и путевые. |
||||
32 |
Практическое занятие Выпуск №9. |
||||
33 |
Контроль |
||||
Подведение итогов(1) |
|||||
34 |
Проекты и презентации |