12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Владимировна40
Молодой учитель
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск

Пояснительная записка

Класс : 8 класс

Уровень : основное общее образование

Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, нормативными документами, на основе пособий:

авторская программа И.П. Большаковой, Чернышевой Г.В. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа» (сост. Е. С. Савинов — М.: Просвещение, 2011)

Цель: дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области публицистики; выборе стиля оформления газеты.

Задачи:

1. Выявить и поддержать одаренных детей, а также детей с особыми образовательными

потребностями.

2. Создать редакционный актив кружка, ответственный за выпуск периодического

издания - газеты «Школьный вестник».

3. Формировать знания, умения, навыки, компетенции и компетентности в области

филологии, определяемые личностными потребностями и возможностями

обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его

развития.

Срок реализации программы: 2 года

Объем программы: рассчитана на 34  часа в год  (1  час в неделю). Занятия проводятся по расписанию.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

-знакомство с особенностями профессии журналиста на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов;

-формирование личности журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, нравственных и гражданских качеств;

-освоение основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;

-формирование активной жизненной позиции.

Метапредметные результаты:

-овладение культурой общения с медиа,

-овладение навыками работы с различными источниками информации;

-развитие творческих и коммуникативных способностей;

-развитие критического мышления, умения интерпретировать, анализировать и оценивать медиатексты,

-овладение различными формами самовыражения при помощи медиатехники.

Предметные результаты:

- умение выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;

-знание специфики и структуры основных газетных жанров (уметь различать информацию, заметку, интервью, статью), умение грамотно излагать информацию в этих жанрах;

-овладение навыками работы с медиатекстом.


 

Вовлечение учащихся в журналистскую деятельность способствует решению одной из главных задач образования и воспитания – развития одаренных детей

Содержание ее базируется на следующих важных принципах работы:

принцип развивающего и воспитывающего обучения;

принцип научности и интегративности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип учета возрастных возможностей.

На каждом занятии ведется работа по трем направлениям учебной деятельности:

Занятия, связанные с теорией журналистики

Практической часть занятий, на которой дети имеют возможность закрепить свои навыки: они готовят публикации для школьного издания «Школьный звонок»

Реализации указанной программы нацеливает учителя на овладение современными педагогическими технологиями, такими как:

-развивающее обучение

-разноуровневое обучение;

-коллективная система обучения

-исследовательские методы в обучении;

-технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

-информационно-коммуникационные технологии.

А также различными формами:

различные тренировочные упражнения,

ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики,

свободная творческая дискуссия;

практикумы,

экспресс- презентации,

сюжетно-ролевые деловые игры,

конкурсы;

встречи с журналистами, с писателями и поэтами; с интересными людьми города,

экскурсии


 


 

Содержание курса

Раздел 1. Введение. (1 час)

Цели и задачи, стоящие в этом учебном году. Знакомство с тематикой занятий. Распределение поручений в газете. Инструктаж по технике безопасности.

Формы организации и содержание занятий:беседа


 

Раздел 2. Повторение изученного. (6 часов)

Теория. Функции журналистики, язык журналистики, стилистические фигуры речи, основные типы построения текста. Слово и понятие. Многозначность слова. повествование, рассуждение, описание.

Практика. Встреча с местными журналистами. Интервью.

Контроль: Написание заметок для школьной газеты. № 1,2.

Формы организации и содержание занятий: беседа, практикумы, встречи с интересными людьми, проекты


 

Раздел 3. Малые жанры журналистики. Заметка (5 часов)

Теория. Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность.

Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические,политематические, хроникальные подборки. Заметка информационного характера.

Практика. Написание и взаимное обсуждение заметок.

Контроль: Рецензирование заметок из периодической печати.

Формы организации и содержание занятий:беседы, интервью, работа с ПК, дизайн-проекты


 

Раздел 4. Интервью. Особенности жанра. (6 часов)

Теория.. Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Коллективное интервью, анкета Логика интервью. Моделирование

Практика. Составление вопросов для интервью.

Контроль: Интервью у одноклассников, родителей, учителей.

Формы организации и содержание занятий:интервью, встречи с интересными людьми, фоторепортаж, проект


 

Раздел 5. Роль статьи в журналистике. (6 часов)

Теория. Отличительные черты статьи: целеустремлённость и доходчивость, логичность, точность, яркость языка. Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей.

Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, Обзор печати – особый жанр.

Практика. Создание статьи на основе сформулированной проблемы.

Контроль: анализ статей


 

Раздел 6. Виды репортажа. (5 часов)

Теория. Репортаж – наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный

Практика. Репортаж «Моя малая Родина – Ульяновск»

Формы организации и содержание занятий:беседы, проекты, интервью, практикумы,


 

Раздел 7. Очерк. (5 часов)

Теория. Близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого лица. Очерки портретные, событийные, путевые. Документальность, образность, типизация, насыщенность литературно-художественными средствами, языковые и стилистические особенности. Эмоциональная выразительность.

Практика. Создание очерка.

Формы организации и содержание занятий:проекты, практикумы


 

Раздел 8. Итоговое занятие. (2 часа)

Подведение итогов, тестирование. Защита проектов – самостоятельный выпуск номера школьной газеты, презентации. Выставка портфолио.

Формы организации и содержание занятий:защита проектов


 

Календарно-тематическое планирование

Тема

Группа №1

Группа №2

   

Дата по плану

Дата по факту

Дата по плану

Дата по факту

Введение (1)

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

       

Повторение изученного (5)

2

Функции журналистики

       

3

Практическое занятие – работа над выпуском № 1,2

       

4

Язык журналистики

       

5

Практическое занятие – экскурсия.

       

6

Основные виды построения текста

       

Малые жанры журналистики (5)

7

Что такое заметка. Разновидности заметок.

       

8

Заметка информационного характера.

       

9

Практическое занятие – написание заметок «Из школьной жизни»

       

10

Практическое занятие – работа над № 3

       

11

Контроль: заметки разных видов.

       

Интервью. Особенности жанра (6)

12

Что такое интервью. Интервью – монолог, интервью-диалог

       

13

Практическое занятие.

       

14

Практическое занятие выпуск № 4-5 газеты.

       

15

Анкета как разновидность интервью.

       

16

Практическое занятие – интервью у одноклассников или учителей

       

17

Контроль

       

Роль статьи в журналистике (6)

18

Роль статьи в газетах и журналах

       

19

Проблемная статья и её отличительные черты. Обзор печати как особый жанр.

       

20

Практическое занятие – создание статей на основе к-либо проблемы

       

21

Практическое занятие. Выпуск № 6,7

       

22

Практическое занятие - обзор печати

       

23

Контроль

       

Виды репортажа (5)

24

Что такое репортаж Жанровое своеобразие репортажа

       

25

Виды репортажа.

       

26-27

Практическое занятие. Выпуск №7-8.

       

28

Контроль: Репортаж «Моя малая родина - Ульяновск»

       

Очерк (5)

29

Виды очерков. Портретный очерк

       

30

Практическое занятие. Создание очерка

       

31

Очерки событийные и путевые.

       

32

Практическое занятие Выпуск №9.

       

33

Контроль

       

 Подведение итогов(1)

34

Проекты и презентации

       
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.