Программа кружковой работы «Умелые ножницы» в средней группе

1
0
Материал опубликован 28 January в группе
















Программа кружковой работы

«Умелые ножницы»

в средней группе «Пчелка»

МБОУ «Уемская СШ» СП «Детский сад п.Уемский»













Руководители:

Жибарева А.В., воспитатель

Пичугина С.А., воспитатель



























2024г.



Пояснительная записка

Рабочая программа кружка по формированию умения у детей работы с ножницами в средней группе разработана в соответствии с основными принципами ФОП ДО.

Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения.

Программа кружка усложняется от занятия к занятию. В связи с этим определены критерии, по которым оценивается работа на различных сроках обучения:

- аккуратность;

- четкость выполнения изделия;

- самостоятельность выполнения.

Работа кружка «Умелые ножницы» осуществляется под руководством педагога. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут во второй половине дня.

Проблема и актуальность.

В начале учебного года была проведена диагностика, которая показала, что большая половина группы воспитанников не умеют держать ножницы и пользоваться ими. Во многом это объясняется тем, что дома родители боятся доверить своим малышам такой опасный предмет. Следовательно, их необходимо обучить этому навыку, объяснить правила работы с ножницами, развивать гибкость кисти.

Резка дает маленьким детям независимые движения каждого пальца. Резка ножницами работает над разделением двух сторон руки и укрепляет мышцы руки. Двусторонняя координация также учитывается, когда им приходится держать ножницы в одной руке, а бумагу в другой. Ножницы - отличный  тренажер, который  развивает  мелкую моторику, внимательность, мышление. Благодаря работе с ножницами, ребенок привыкает соблюдать правила безопасности,  длительное время сидеть за столом и выполнять разные задания,  не отвлекаясь на посторонние вещи. Для вырезания силуэтов из бумаги ребенку надо достаточно владеть своей рукой. На начальном этапе работы вырезанный силуэт будет очень далек от  образца. Но со временем рука ребенка «научится слушаться» и будет делать разрез там, где надо. Из этого следует, что работа будет получаться намного лучше и аккуратнее. А в дальнейшем самые обычные ножницы, которые  есть в каждом доме, могут оказать очень большую помощь в  подготовке ребенка к школе, где все эти умения и навыки очень нужны.

Цель кружковой работы:

- Целью программы кружка является формирование умений детей работы с ножницами в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Основные задачи кружка:

- Развитие  мелкой  моторики  рук, умения пользоваться ножницами, развитие технических навыков;

- Воспитание у детей интереса к художественному ручному труду, усидчивости и развитие сосредоточенности;

- Развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки.

Ожидаемые результаты работы.

Решение задач данной программы поможет детям развить умелость рук, мелкую моторику и овладеть основными приемами работы с ножницами:

умение действовать ножницами, правильно держать их, сжимать и разжимать кольца;

умение отрезать широкие и узкие полоски бумаги по прямой и по диагонали, с разлиновкой и без разлиновки, а также тренировка детей в криволинейном вырезании;

умение детей резать по прямой в разных направлениях, поворачивать лист бумаги в процессе резки, резать до определенной границы на листе;

умение вырезать безотрывно по контуру;

умение вырезать из бумаги различные формы.



Методика работы с детьми строится на следующих принципах:

- Отбор содержания доступного детям 4-5 лет;

-Постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью,

- Индивидуального подхода к детям.

Этапы работы:

1й этап - подготовительный (начало учебного года) – диагностика, поиск, подбор, изучение методической литературы, составление планирования, подготовка демонстрационного и раздаточного материала.

2й этап - практический - организация работы по перспективному плану.

3й этап - итоговый (конец учебного года): оценка результатов, выводы.

Методы и приемы обучения.

1. Наглядные (показ образца педагога, пример, помощь).

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок, беседа, рассказ, сказка).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).



План кружковой работы для детей средней группы

«Умелые ножницы».

Октябрь.

Дата

Тема

Программное содержание

Материал

1 неделя

«Знакомство с ножницами. Правила обращения с ножницами»

Познакомить детей с ножницами и их назначением. Объяснить правила безопасности при работе с ножницами. Формировать умение работать ножницами, правильно держать их, сжимать и разжимать кольца;

Ножницы.

Схема «Безопасное обращение с ножницами»

2 неделя

«Работа с ножницами»

Учить детей действовать ножницами, правильно держать их, сжимать и разжимать кольца.

Ножницы.

Цветная бумага.

3 неделя

«Отрежь полоску»

Учить детей отрезать полоски от большого листа бумаги, правильно держать и действовать ножницами. Отрезать короткие полоски.

Ножницы.

Цветная бумага.

4 неделя

«Режем полоску по прямой»

Закрепление умения держать ножницы. Формирование умения резать по прямой.

Ножницы.

Распечатки «Разрезаем полоску по прямой»

5 неделя

«Режем полоску по диагонали»

Закрепление умения держать ножницы. Формирование умения резать по диагонали. Развивать мелкую моторику.

Ножницы.

Распечатки «Разрезаем полоску по диагонали»



Ноябрь.

Дата

Тема

Программное содержание

Материал

1 неделя

«Дорожка для собачки»

Продолжать формировать умение детей резать по прямой. Осуществлять при резке 2-3 движения средней частью ножниц.

Ножницы.

Развивающая книга - игра «Учимся вырезать. Простые линии» 3+

2 неделя

«Дорожка для котика»

Учить детей отрезать широкие полоски от большого листа бумаги, правильно держать и действовать ножницами. Развивать мелкую моторику рук

Ножницы.

Развивающая книга- игра «Учимся вырезать. Простые линии» 3+

3 неделя

«Собери морковки для зайчат»

Продолжать формировать умение детей резать по прямой. Учить детей действовать ножницами, правильно держать их, сжимать и разжимать кольца.

Ножницы.

Развивающая книга -игра«Учимся вырезать. Простые линии» 3+

4 неделя

Игра - пазл «Дорожка для паровоза»

Совершенствовать умение детей резать по прямой, отрезая широкие полоски. Соединять полоски между собой. Создать у детей радостное игровое настроение.

Ножницы.

Развивающая книга -игра«Учимся вырезать. Простые линии» 3+

Клей, кисти, салфетки.





Декабрь.

Дата

Тема

Программное содержание

Материал

1 неделя

«Дождь»

Продолжать формировать умение детей резать по прямой. Учить детей действовать ножницами, правильно держать их, сжимать и разжимать кольца.

Ножницы.

Распечатки «Дождик»

2 неделя

«Борода у пирата»

Продолжать формировать умение детей резать по прямой. Продолжать учить правильно держать ножницы.

Ножницы.

Развивающая книга-игра «Учимся вырезать. Легко и весело!» 4+

3 неделя

«Борода у Деда Мороза»

Продолжать формировать умение детей резать по прямой. Учить детей резать до определенной границы на листе.

Ножницы.

Распечатки «Дед Мороз»

4 неделя

«Флажки для новогодней гирлянды»

Учить детей отрезать широкие полоски от большого листа бумаги, правильно держать и действовать ножницами. Вызвать желание оформить группу детского сада к празднику.

Ножницы.

Распечатки «Флажки».

Клей, кисти, салфетки.

Веревочка для гирлянды.



Январь.

Дата

Тема

Программное содержание

Материал

1 неделя

Мини – пазл «Зайчата»

Развивать мышление, умение создавать целостное изображение из частей. Создать у детей радостное игровое настроение.

Ножницы.

Развивающая книга - игра «Учимся вырезать. Простые линии» 3+

2 неделя

Мини – пазл «Собачка»

Развивать мышление, умение создавать целостное изображение из частей. Развивать мелкую моторику рук.

Ножницы.

Развивающая книга - игра «Учимся вырезать. Простые линии» 3+

3 неделя

Мини – пазл «Кошка»

Развивать мышление, умение создавать целостное изображение из частей. Создать у детей радостное игровое настроение.

Ножницы.

Развивающая книга – игра «Учимся вырезать. Простые линии» 3+

4 неделя

Игра – пазл «Звери в лесу»

Развивать мышление, умение создавать целостное изображение из частей. Развивать мелкую моторику рук.

Ножницы.

Развивающая книга-игра «Учимся вырезать. Легко и весело!» 4+



Февраль.

Дата

Тема

Программное содержание

Материал

1 неделя

«Дорожка для черепахи»

Упражнять детей в криволинейном вырезании. Закрепить приемы работы ножницами.

Ножницы.

Развивающая книга - игра «Учимся вырезать. Простые линии» 3+

2 неделя

«Едем на велосипеде»

Упражнять детей в криволинейном вырезании. Закрепить приемы работы ножницами.

Ножницы.

Развивающая книга-игра «Учимся вырезать. Простые линии» 3+

3 неделя

«Осьминог»

Упражнять детей в криволинейном вырезании. Учить детей резать до определенной границы на листе.

Ножницы.

Развивающая книга – игра «Учимся вырезать. Интересные картинки» 5+


4 неделя

«Спагетти »

Упражнять детей в криволинейном вырезании. Активизировать мыслительную деятельность в процессе занятия.

Ножницы.

Развивающая книга-игра «Учимся вырезать. Легко и весело!» 4+



Март.

Дата

Тема

Программное содержание

Материал

1 неделя

«Расческа»

Продолжать осваивать работу с ножницами, закреплять умения работы ими. Продолжать формировать умение детей резать по прямой до определенной границы.

Ножницы.

Распечатка «Расчески»

2 неделя

«Травка»

Формировать умение резать по прямой без разлиновки. Развивать мелкую моторику рук.

Ножницы.

Цветная бумага.

3 неделя

«Грядка с овощами»

Продолжать формировать умение детей резать по прямой до определенной границы. Активизировать мыслительную деятельность на занятии.

Ножницы.

Распечатка «Овощная грядка»

4 неделя

«Солнышко»

Формировать умение детей резать по прямой в разных направлениях. Учить поворачивать лист бумаги в процессе резки. Учить детей резать до определенной границы на листе.

Ножницы.

Распечатки на желтой цветной бумаге «Солнышко»

Апрель.

Дата

Тема

Программное содержание

Материал

1 неделя

«Ракета»

Формировать умение детей резать по прямой в разных направлениях. Учить детей резать до определенной границы на листе. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ножницы

Распечатка «Ракета»

2 неделя

«Колючий еж»

Формировать умение детей резать по прямой в разных направлениях. Учить поворачивать лист бумаги в процессе резки. Учить детей резать до определенной границы на листе.

Ножницы

Распечатка «Еж»

3 неделя

«Грива льва»

Формировать умение детей резать по прямой в разных направлениях. Учить поворачивать лист бумаги в процессе резки. Учить детей резать до определенной границы на листе

Ножницы

Распечатка «Лев»

4 неделя

«Магазин игрушек» (свободное вырезание)

Учить вырезать из бумаги различные формы. Учить располагать объекты на площади листа.

Ножницы.

Распечатки «Игрушки» в большом количестве.

Основа для наклеивания «Полки в магазине».

Клей, кисти, салфетки.



Май.

Дата

Тема

Программное содержание

Материал

1 неделя

«Ступеньки»

Учить детей работать ножницами, разрезая квадрат по диагонали на равные части. Учить правильно держать ножницы. Развивать мелкую моторику рук.

Ножницы.

Квадраты из цветной бумаги в достаточном количестве.

Листы А4 для наклеивания.

Клей, кисти, салфетки.

2 неделя

«В мире животных» (вырезание по кругу)

Учить детей вырезать из бумаги предметы круглой формы, ориентируясь на контур. Учить располагать объекты на площади листа.

Ножницы.

Распечатки «Животные».


3 неделя

«Дорожка для гусеницы»

Формировать умение вырезать безотрывно по контуру. Развивать мелкую моторику рук.

Ножницы.

Развивающая книга-игра «Учимся вырезать. Простые линии» 3+

4 неделя

«Чему мы научились за год?» (итоговое)

Уточнить и систематизировать знания детей, полученные в течение года на занятиях кружка.

Ножницы.

Цветная бумага.

Образцы вырезанных поделок (образцы педагога за учебный год)


Используемая литература:

1. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 48с.

2.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.

3. Малышева А.Н, Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду.- Ярославль: Академия развития: Академия холдинг,2002. – 144с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.