Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Чудеса своими руками»
Фокина Лидия Петровна «Чудеса своими руками» Программа
ПРОГРАММА
дополнительного образования
художественно-эстетической направленности
«ЧУДЕСА СВОИМИ РУКАМИ»
Программа рассчитана на детей 7 лет
Срок реализации 1 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу «Чудеса своими руками» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа является познавательно – творческим курсом, она учитывает возрастные особенности детей и способствует формированию универсальных учебных действий.
Программа предполагает развитие эстетического воспитания в изготовлении всевозможных картин, панно из природного материла, включение ребёнка в творческую деятельность по изготовлению изделий из пластилина, то есть к овладению практической деятельностью по созданию полезных и красивых изделий, приобщение ребят к общению друг с другом, коллективным творческим делам. Знание последовательности этапов работы, умение следовать правилам необходимы не только для успешного выполнения учебных заданий, а также весьма полезны во внеурочной деятельности.
Данная программа содействует воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, уважения к людям и результатам их труда, традициям, многонациональной культуре; обеспечивает овладение элементарными умениями, навыками, способами художественно-трудовой деятельности с различными материалами; способствует формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных способностей на основе опыта народных художественных промыслов. Предусмотрена организация самостоятельной познавательной и творческой деятельности в форме поисковой работы, экспериментов с художественными материалами, а также с бумагой, пластилином, нитками.
Программа «Чудеса своими руками» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Актуальность программы
Актуальность данной программы определена тем, что новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» в начальных классах отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно - образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.
Особенность программы
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Практическая деятельность кружка «Чудеса своими руками» является средством общего развития ребенка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Основное предназначение внеурочной деятельности - удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей.
Цель программы – развитие и формирование творческих способностей детей; содействие воспитанию личности на основе гуманитарных ценностей средствами художественно-эстетической и трудовой деятельности.
Задачи:
- через практические занят ия помочь учащимся развивать координацию движений, глазомер, мелкую моторику рук;
- приучать к самостоятельности, к аккуратности, к внимательности;
- способствовать пробуждению интереса к творческому поиску;
- воспитывать эстетический и художественный вкус.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения обучающимися программы 1 года:
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
проявлять интерес к содержанию внеурочной деятельности;
принимать одногруппников, помогать им, отзываться на помощь от взрослого и детей;
чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных, друзей, для себя;
бережно относиться к результатам своего труда и труда одногруппников;
с помощью педагога планировать предстоящую практическую деятельность;
под контролем педагога выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец .
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
с помощью педагога определять и формулировать цель деятельности на занятии;
учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
с помощью преподавателя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место, с помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному педагогом плану с опорой на образцы, рисунки;
учиться совместно с преподавателем и другими ребятами давать эмоциональную оценку деятельности всех ребят на занятии.
Познавательные универсальные учебные действия:
наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир
ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;
сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
с помощью преподавателя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
находить ответы на предлагаемые вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках технологии; пользоваться памятками.
делать выводы о результате совместной работы всех ребят группы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
учиться слушать и слышать преподавателя и одногрупников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи)
Предметные результаты:
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать (на уровне представлений):
о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира
Уметь:
обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их;
соблюдать правила гигиены труда.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать:
общие названия изученных видов материалов (бумага, тонкий картон, клейстер, клей и др.) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);
последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
способы разметки на глаз, по шаблону;
формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
клеевой способ соединения;
способы отделки: раскрашивание;
названия и назначение ручных инструментов (ножницы) и приспособлений (шаблон), правила безопасной работы ими.
Уметь:
различать материалы и инструменты по их назначению;
качественно выполнять операции и приемы по изготовлению несложных изделий:
экономно размечать сгибанием, по шаблону;
точно резать ножницами;
собирать изделия с помощью клея;
эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием;
безопасно работать и хранить инструменты (ножницы);
с помощью педагога выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.
3. Конструирование и моделирование
Знать:
о детали как составной части изделия;
конструкциях — разборных и неразборных;
неподвижном клеевом соединении деталей.
Уметь:
различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
конструировать и моделировать изделия из бумаги по образцу, рисунку.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать систему универсальных учебных действий;
сформировать навыки работы с информацией
Принципы отбора содержания
Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ.
В основе формирования способности к изготовлению изделия лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью. Программа кружка «Чудеса своими руками» способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Занятия предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. Практические знания способствуют не только развитию у детей творческих способностей и умению воплощать свои фантазии, но и умению выражать свои мысли.
На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.
Формы занятий:
беседы;
практические занятия;
наблюдение и анализ образцов искусства;
самостоятельные творческие работы;
индивидуальные и групповые занятия
Формы подведения итогов:
выставка;
фотоальбом;
видеоотчёт
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА 1 ГОДА
Занятия кружка «Чудеса своими руками» проводятся для учащихся начальных классов во внеурочной деятельности по 2 часа в неделю, 66 часов в год
№ п/п |
Тема раздела |
Количество часов |
|
1 |
Работа с бумагой |
41 |
|
2 |
Пластилиновая фантазия |
8 |
|
3 |
Пёстрая смесь |
11 |
|
4 |
Изонить |
5 |
|
Итоговое занятие |
1 |
||
Итого |
66 |
СОДЕРЖАНИЕ
Ознакомление с работой кружка. Техника безопасности, правила поведения на занятиях. Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Контроль и корректировка хода работы. Система работы в группах и индивидуально. Освоение навыков самообслуживания.
Работа с бумагой
Расширить кругозор о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, коллаж, технология, экология, дизайн. Обучение приемам симметричного вырезания, складывания, скручивания, приклеивания, аппликации. Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ.
Пластилиновая фантазия
Мозаика – это орнаментальное или тематическое украшение поверхности с использованием разных материалов.
Пластилин — пластический материал, созданный человеком. От прикосновения пальцев человека может принять любую форму. Свойство — пластичность. Используют пластилин не только для лепки, но и создания «пластилиновых картин». Обучение приемам создания картин с помощью стек, развитие творческого воображения.
Пестрая смесь
Познакомить с технологией изготовления изделий используя различные крупы (греча, рис, манная крупа, горох, макароны) и семена арбуза, тыквы, подсолнечника и др., нитки. Эти панно можно сделать на картонных кругах, старых пластинках и наклеиваются с помощью клея ПВА или пластилина. Использовать знания природных свойств (форма, цвет) семян плодов в своих творческих работах. Предусмотрена самостоятельная творческая работа по созданию изделий. Ученики выбирают сюжет, делают эскиз, подбирают материал, фон, наклеивают элементы мозаики, создают композицию. Мозаика — рисунок или узор из скрепленных между собой разноцветных, камешков, кусочков стекла, пластмассы и др. Композиция — соотношение и взаимное расположение частей.
Изонить
Изонить или по-другому изображение нитью, нитяная графика - это создание изображения нитью на твердой основе, бумаге, картоне, cd-дисках.
Формирование умений работать в группе, умений выражать свои мысли через творческую деятельность.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(1 года обучения)
№ п/п |
Тема занятия |
Вид деятельности |
Дата |
Работа с бумагой (8 часов) |
|||
1 |
Инструктаж по ТБ. Аппликация из ладошек «Дерево дружбы» |
коллективная работа |
|
2 |
Аппликация «Дерево настроения» |
групповая работа |
|
3 |
Аппликация «Подсолнух» |
индивидуальная работа |
|
4 |
Аппликация «Разноцветный дождик» |
индивидуальная работа |
|
5 |
Аппликация из скрученных салфеток «На грибной полянке» |
работа в паре |
|
6 |
групповая работа |
||
7 |
Аппликация «Цыплята». |
индивидуальная работа |
|
8 |
Оригами «Гриб» |
индивидуальная работа |
|
Пёстрая смесь (3 часа) |
|||
9 |
Инструктаж по ТБ. Аппликация из ниток «Гриб» |
индивидуальная работа |
|
10 |
индивидуальная работа |
||
11 |
Аппликация из ниток «На грибной полянке» |
групповая работа |
|
Пластилиновая фантазия (3 часа) |
|||
12 |
Инструктаж по ТБ. Радуга из пластилина |
индивидуальная работа |
|
13 |
Простые поделки из пластилина. Цветочная поляна |
коллективная работа |
|
14 |
Простые поделки из пластилина (колобок, ёжик, мышка-норушка, кот, морж) |
индивидуальная работа |
|
Изонить (2 часа) |
|||
15 |
Инструктаж по ТБ. Изонить «Рыбка». |
Индивидуальная работа |
|
16 |
индивидуальная работа |
||
Работа с бумагой (16 часов) |
|||
17 |
Инструктаж по ТБ. Обрывная аппликация. Предметная. |
Индивидуальная работа |
|
18 |
Обрывная аппликация. Сюжетная. |
индивидуальная работа |
|
19 |
|||
20 |
Аппликация из скрученных салфеток «Зимний лес» |
парная работа |
|
21 |
Аппликация «Снеговик» |
индивидуальная работа |
|
22 |
Аппликация «Зайчик» |
индивидуальная работа |
|
23 |
Аппликация из салфетных шариков «Ёлка» |
индивидуальная работа |
|
24 |
Оригами «Снежинка» |
парная работа |
|
25 |
Моделирование «Ёлка» |
парная работа |
|
26 |
Оригами «Ёлка» |
индивидуальная работа |
|
27 |
Аппликация «Новогодняя ёлочка» |
индивидуальная работа |
|
28 |
Ёлочная игрушка «Рыбка» |
индивидуальная работа |
|
29 |
Техника айрис «Ёлочка» |
индивидуальная работа |
|
30 |
индивидуальная работа |
||
31 |
Снежинки |
коллективная работа |
|
32 |
коллективная работа |
||
Пёстрая смесь (2 часа) |
|||
33 |
Инструктаж по ТБ Аппликация из ниток «Конь» |
индивидуальная работа |
|
34 |
индивидуальная работа |
||
Работа с бумагой (17 часов) |
|||
35 |
Инструктаж по ТБ. Аппликация «Кораблик» |
индивидуальная работа |
|
36 |
Ажурное вырезание «Корабль» |
индивидуальная работа |
|
37 |
Контурное вырезание. Аппликация «Балет» |
индивидуальная работа |
|
38 |
Аппликация «Букет» |
индивидуальная работа |
|
39 |
Аппликация «Салфетка» |
индивидуальная работа |
|
40 |
Аппликация «Цветочная композиция» |
коллективная работа |
|
41 |
Гофротрубочки «Цветок» |
индивидуальная работа |
|
42 |
Ажурная ваза из бумаги |
индивидуальная работа |
|
43 |
Аппликация «Колобок» |
индивидуальная работа |
|
44 |
Аппликация «Лягушка-певунья» |
индивидуальная работа |
|
45 |
Аппликация «В космосе» |
индивидуальная работа |
|
46 |
Техника квиллинг «Овечка» |
индивидуальная работа |
|
47 |
Киригами. Открытка. |
индивидуальная работа |
|
48 |
Техника айрис «Яблоко» |
индивидуальная работа |
|
49 |
Торцевание |
индивидуальная работа |
|
50 |
индивидуальная работа |
||
51 |
индивидуальная работа |
||
Пёстрая смесь (6 часов) |
|||
52 |
Инструктаж по ТБ. Цыплёнок из пшённой крупы |
индивидуальная работа |
|
53 |
|||
54 |
Аппликация из манной крупы |
индивидуальная работа |
|
55 |
|||
56 |
Аппликация из чая. Кошка. |
индивидуальная работа |
|
57 |
индивидуальная работа |
||
Изонить (3 часа) |
|||
58 |
Инструктаж по ТБ. Изонить «Цыплёнок» |
индивидуальная работа |
|
59 |
индивидуальная работа |
||
60 |
индивидуальная работа |
||
Пластилиновая фантазия (5 часов) |
|||
61 |
Инструктаж по ТБ. Пластилиновые цветы |
индивидуальная работа |
|
62 |
Мозаика из пластилина |
индивидуальная работа |
|
63 |
|||
64 |
|||
65 |
|||
66 |
Чему мы научились? (видеоотчёт) |
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
Абизяева Т. П. Уроки детского творчества. Тетрадь по труду. Весна. Издательство «Любимый урок», 2013, 40 с.
Абизяева Т. П. Уроки детского творчества. Тетрадь по труду. Зима. Издательство «Любимый урок», 2012, 40 с.
Абизяева Т. П. Уроки детского творчества. Тетрадь по труду. Осень. Издательство «Любимый урок», 2012, 40 с.
Абизяева Т. П. Уроки детского творчества. Снежинки. Издательство «Любимый урок», 2011, 40 с.
Изонить http://razuznai.ru/izonit.html
Планируемые результаты начального общего образования www.standart.edu.ru
Pedsovet.su http://pedsovet.su/
«Фамик» детский развивающий портал http://famic.ru/13
Елена Викторовна
Фокина Лидия Петровна
Елена Викторовна
Фокина Лидия Петровна