Программа курса по выбору «Программирование графики» (Для учеников 9 класса)
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
Программа курса по выбору
Программирование графики
9 КЛАСС
Составитель:
учитель информатики
Кудряшева Е.С.
Рыбинск
Пояснительная записка к программеКурс предназначен для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ, желающих познакомиться с профессией программиста. Поскольку назначение курса – привлечь учащихся к программированию как виду профессиональной деятельности и дать пропедевтику предмета программирования, вводная часть содержит общекультурные сведения из истории развития вычислительной техники и программирования.
В качестве алгоритмического языка выбран Паскаль - наиболее массовый по применению язык, используемый как в учебных целях, так и для решения профессиональных задач, знание которого позволяет без труда перейти на любую другую систему программирования процедурного типа.
В отличие от работы с пакетами компьютерной графики, где при построении объектов действия пользователя сводятся к выбору нужного инструмента, цвета объекта, определения его местоположения и подтверждения выполняемого действия, реализация подобных операций средствами языков программирования высокого уровня менее автоматизирована, так как предварительно следует на бумаге определить положение графических объектов относительно координатных осей и друг друга, рассчитать координаты объектов, после чего приступить к формированию объектов и композиций из них на компьютере. С одной стороны, в этом имеются минусы (на построения затрачивается больше времени, получаемое изображение трудно вывести на печать, наличие больших объемов программного кода может привести к путанице при редактировании программы и т. д.), но, с другой, есть и плюсы — ученики выполняют действия не формально (выбрал — подал команду — получил результат), а подходят к работе творчески, развивая логическое и алгоритмическое мышление, пространственное воображение, навыки вычислений, учатся понимать процесс как бы изнутри, не только работая с изображением, но и приобретая знания о специфике выполняемых действий.
Занятия планируется строить в виде бесед (лекционная форма) с обязательным использованием иллюстративных материалов, а также в виде практических занятий, на которых учащиеся, знакомясь с уже созданными программами - образцами, выполняют несложные задания по программированию, работают по инструкциям самостоятельно, выполняют задания, ранжированнные по уровням сложности.
Цели и задачи курса:
формирование и отработка навыков построения графических изображений средствами языка программирования Pascal 7.0;
знакомство с возможностями языка программирования Pascal 7.0 по обработке графической информации;
расширение представлений о возможностях компьютера;
демонстрация межпредметных связей информатики с другими дисциплинами;
углубление навыков решения задач на компьютере
Формирование навыков самостоятельной деятельности по изучению возможностей графического модуля языка программирования TURBO PASCAL;
Повышение интереса учащихся к предмету «Информатика»;
Поддержание высокого уровня творческой активности учащихся.
Виды деятельности:
Выполнение практических работ по созданию графических изображений
Выполнение творческих заданий
В ходе изучения курса оцениваются текущие графические работы по точности выполнения требований к заданию, а также уровень самостоятельности, проявленный при выполнении задания и изучении программы.
Формы контроля – создание собственных программ как индивидуально, так и по группам. Таким образом, на оценку «отлично» рекомендуется выполнить не менее 80% практических работ, на оценку «хорошо» - не менее 60%, на оценку «удовлетворительно» - 40% практических работ. Критерием оценки выполненного проекта является работоспособность программы.
Программа курса предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 10 часов(1 и 2 триместр), 14 часов (4 часа проектная деятельность) (3 триместр).
После завершения курса ученик должен выполнить индивидуальный или групповой проект, который он может разработать самостоятельно или взять у учителя.
Такая форма работы позволяет учителю увидеть и использовать индивидуальные способности каждого ученика, привить детям вкус к творчеству и исследовательской деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименование разделов (блоков) |
Всего часов |
В том числе |
Формы контроля |
|
Лекции |
Практические занятия |
||||
|
Язык программирования Pascal. Работа с графикой Редактирование в среде ТР |
1 |
1 |
||
|
Координаты. |
1 |
1 |
||
3 |
Изображение простейших геометрических фигур |
2 |
0,5 |
1,5 |
Составление собственных программ по готовым эскизам (минипроек) |
4 |
Раскрашивание рисунков |
2 |
0,5 |
1,5 |
Составление собственных программ по готовым эскизам (минипроек) |
5 |
Создание рисунка в конкретных координатах |
2 |
1 |
Составление собственных программ по готовым эскизам (минипроект |
|
6 |
Оператор присваивания |
1 |
1 |
||
7 |
Вывод объекта в относительных координатах |
1 |
1 |
Мини-проект |
|
ИТОГО |
10 |
5 |
5 |
||
8* |
Проект (для 3 триместра) Выбор темы проекта Разработка сценария проекта Работа над проектом Защита проекта |
4 |
4 |
Групповые проекты |
|
Итого: |
14 |
5 |
9 |
По окончании изучения элективного курса учащиеся должны иметь представление:
О структуре построения графических программ на языке программирования TURBO PASCAL;
О разновидностях графических процедур и их назначении.
Учащиеся должны уметь:
Запускать и завершать работу с графическими программами;
Выполнять дисковые операции с файлами своих программ;
Создавать и редактировать графические изображения.
Turbo Pascal 7.0
Литература для ученикаАргов Д.И, Власова Н.М. «Основы информатики. 9 класс». Рыбинск – 2004 г.
Литература для учителяАнеликова Л.А. «Раздаточные материалы по информатике. 7-9 кл.». М.:Дрофа – 2004 г
Зуев Е. А. TurboPascal Практическое программирование. М.: СТРИКС. – 1997 г. – 336 с.
Карасев П.Н. «Информатика (программирование) 10 класс. Поурочные планы». Волгоград : УЧИТЕЛЬ-АСТ – 2002 г.
Технические средства обучения
Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Проектор.
Лазерный принтер черно-белый.
Программные средства
Операционная система Windows ХР.
Система программирования TurboPascal.