Программа курса по выбору «Программирование графики» (Для учеников 9 класса)

0
0
Материал опубликован 31 October 2018

Муниципальное образовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

Программа курса по выбору

Программирование графики

9 КЛАСС

Составитель:

учитель информатики

Кудряшева Е.С.

Рыбинск

Пояснительная записка к программе

Курс предназначен для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ, желающих познакомиться с профессией программиста. Поскольку назначение курса – привлечь учащихся к программированию как виду профессиональной деятельности и дать пропедевтику предмета программирования, вводная часть содержит общекультурные сведения из истории развития вычислительной техники и программирования.

В качестве алгоритмического языка выбран Паскаль - наиболее массовый по применению язык, используемый как в учебных целях, так и для решения профессиональных задач, знание которого позволяет без труда перейти на любую другую систему программирования процедурного типа.

В отличие от работы с пакетами компьютерной графики, где при построении объектов действия пользователя сводятся к выбору нужного инструмента, цвета объекта, определения его местоположения и подтверждения выполняемого действия, реализация подобных операций средствами языков программирования высокого уровня менее автоматизирована, так как предварительно следует на бумаге определить положение графических объектов относительно координатных осей и друг друга, рассчитать координаты объектов, после чего приступить к формированию объектов и композиций из них на компьютере. С одной стороны, в этом имеются минусы (на построения затрачивается больше времени, получаемое изображение трудно вывести на печать, наличие больших объемов программного кода может привести к путанице при редактировании программы и т. д.), но, с другой, есть и плюсы — ученики выполняют действия не формально (выбрал — подал команду — получил результат), а подходят к работе творчески, развивая логическое и алгоритмическое мышление, пространственное воображение, навыки вычислений, учатся понимать процесс как бы изнутри, не только работая с изображением, но и приобретая знания о специфике выполняемых действий.

Занятия планируется строить в виде бесед (лекционная форма) с обязательным использованием иллюстративных материалов, а также в виде практических занятий, на которых учащиеся, знакомясь с уже созданными программами - образцами, выполняют несложные задания по программированию, работают по инструкциям самостоятельно, выполняют задания, ранжированнные по уровням сложности.

Цели и задачи курса:

формирование и отработка навыков построения графических изображений средствами языка программирования Pascal 7.0;

знакомство с возможностями языка программирования Pascal 7.0 по обработке графической информации;

расширение представлений о возможностях компьютера;

демонстрация межпредметных связей информатики с другими дисциплинами;

углубление навыков решения задач на компьютере

Формирование навыков самостоятельной деятельности по изучению возможностей графического модуля языка программирования TURBO PASCAL;

Повышение интереса учащихся к предмету «Информатика»;

Поддержание высокого уровня творческой активности учащихся.

Виды деятельности:

Выполнение практических работ по созданию графических изображений

Выполнение творческих заданий

Подтверждение успешности прохождения курса

В ходе изучения курса оцениваются текущие графические работы по точности выполнения требований к заданию, а также уровень самостоятельности, проявленный при выполнении задания и изучении программы.

Формы контроля – создание собственных программ как индивидуально, так и по группам. Таким образом, на оценку «отлично» рекомендуется выполнить не менее 80% практических работ, на оценку «хорошо» - не менее 60%, на оценку «удовлетворительно» - 40% практических работ. Критерием оценки выполненного проекта является работоспособность программы.

Программа курса предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 10 часов(1 и 2 триместр), 14 часов (4 часа проектная деятельность) (3 триместр).

После завершения курса ученик должен выполнить индивидуальный или групповой проект, который он может разработать самостоятельно или взять у учителя.

Такая форма работы позволяет учителю увидеть и использовать индивидуальные способности каждого ученика, привить детям вкус к творчеству и исследовательской деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов (блоков)

Всего часов

В том числе

Формы

контроля

Лекции

Практические занятия

 

Язык программирования Pascal.

Работа с графикой Редактирование в среде ТР

1

1

   

 

Координаты.

1

1

   

3

Изображение простейших геометрических фигур

2

0,5

1,5

Составление собственных программ по готовым эскизам (минипроек)

4

Раскрашивание рисунков

2

0,5

1,5

Составление собственных программ по готовым эскизам (минипроек)

5

Создание рисунка в конкретных координатах

2

 

1

Составление собственных программ по готовым эскизам (минипроект

6

Оператор присваивания

1

1

   

7

Вывод объекта в относительных координатах

1

 

1

Мини-проект

 

ИТОГО

10

5

5

 

8*

Проект (для 3 триместра)

Выбор темы проекта

Разработка сценария проекта

Работа над проектом

Защита проекта

4

 

4

Групповые проекты

 

Итого:

14

5

9

 

По окончании изучения элективного курса учащиеся должны иметь представление:

О структуре построения графических программ на языке программирования TURBO PASCAL;

О разновидностях графических процедур и их назначении.

Учащиеся должны уметь:

Запускать и завершать работу с графическими программами;

Выполнять дисковые операции с файлами своих программ;

Создавать и редактировать графические изображения.

Программное обеспечение курса

Turbo Pascal 7.0

Литература для ученика

Аргов Д.И, Власова Н.М. «Основы информатики. 9 класс». Рыбинск – 2004 г.

Литература для учителя

Анеликова Л.А. «Раздаточные материалы по информатике. 7-9 кл.». М.:Дрофа – 2004 г

Зуев Е. А. TurboPascal Практическое программирование. М.: СТРИКС. – 1997 г. – 336 с.

Карасев П.Н. «Информатика (программирование) 10 класс. Поурочные планы». Волгоград : УЧИТЕЛЬ-АСТ – 2002 г.

Технические средства обучения

Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

Проектор.

Лазерный принтер черно-белый.

Программные средства

Операционная система Windows ХР.

Система программирования TurboPascal.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.