Программа курса по выбору по биологии для учащихся 9 класса «В мире животных»
Программа курса по выбору по биологии
«В мире животных»
Программа рассчитана на учащихся 9 класса.
Пояснительная записка
В наше время остро стоит вопрос профориентации. К 9 классу учащиеся начинают определяться с выбором своей будущей профессии. Биология является теоретической базой медицины, биотехнологии и сельского хозяйства. Для сдачи Государственной итоговой аттестации и Единого государственного экзамена, поступления и обучения в ВУЗах медицинского, сельскохозяйственного и биологического профилей необходимы глубокие знания основ биологии. Ребята должны уметь показать знания основных законов, понятий и закономерностей этой науки, уметь выполнять различные задания и задачи.
Элективный курс поможет создать у учащихся, интересующихся биологией, более углубленную систему знаний, раскрыть закономерности, имеющие общебиологический характер, способствовать их профориентации. Занятия помогут ребятам подготовиться к экзаменам по биологии, они познакомятся с решением усложненных и нестандартных заданий, наиболее часто встречающихся в вопросах Государственной итоговой аттестации.
Факультатив рассчитан на 7 часов учебного времени для учащихся 9 класса и направлен на создание интереса к предмету. На занятиях рассматриваются теоретический и практический материал по некоторым, наиболее сложным темам зоологии.
Цель: Расширить и углубить знания учащихся по разделу «Зоология».
Задачи:
- Познавательные:
- Создать у учащихся более глубокую систему знаний по биологии;
- Рассмотреть основные вопросы зоологии;
- Раскрыть закономерности, имеющие общебиологический характер;
- Научить работать с определителем животных;
- Познакомить с решением заданий повышенного уровня сложности.
Развивающие:
- Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;
- Способствовать развитию логического мышления;
- Совершенствовать умение и навыки решения биологических заданий разной степени сложности.
Воспитательные:
- Способствовать профессиональной ориентации учащихся;
- Продолжить воспитание навыков экологической культуры, взаимодействия с природными объектами, ответственного отношения к природе и к людям;
- Совершенствовать навыки коллективной работы.
Содержание курса
Методы исследований. Органы и ткани животных. Морфология. Анатомия. Физиология. Одноклеточные и многоклеточные. Определители животных. Систематика. Классификация. Карл Линней. Кишечнополостные. Черви. Моллюски. Членистоногие. Хордовые. Бионика. Эволюция.
Календарно-тематическое планирование
№пп дата |
Содержание |
К–во часов |
Форма проведения |
Образовательный продукт |
1 12.11 |
Особенности животных. Открывающий тайны |
1 |
Беседа. Практикум «Одноклеточные под микроскопом» |
Конспект, оформление результатов П/Р |
2 19.11 |
Загадки кораллового рифа |
1 |
Беседа, просмотр и обсуждение видеофрагмента «Животные рифа» |
Сообщения учащихся |
3 26.11 |
Черви: враги или друзья? |
1 |
Круглый стол «Черви: враги или друзья?» |
Сообщения, презентации |
4 3.12 |
Мягкотелые. Кто они? |
1 |
Беседа. Практикум с раздаточным материалом. |
Сообщения учащихся. Результаты П/Р |
5 10.12 |
Планета шестиногих |
1 |
Конкурс «Знаете ли вы, что…» практическая работа с определителями насекомых |
Сообщения учащихся, результаты работы |
6 17.12 |
Многообразие хордовых |
1 |
Викторина «Братья наши меньшие». Практикум «Морфология животных». |
Результаты викторины. Результаты работы с определителями. |
7 24.12 |
Красная книга животных. Подведение итогов. Оформление фотовыставки «Эти забавные животные» |
1 |
Семинар «Они должны жить» Круглый стол |
Презентации, сообщения. Фотовыставка |
Методы и формы обучения
На занятиях используются индивидуальные и коллективные формы работы. Занятия проходят в виде лекций, бесед, практических работ, дискуссий, игр, презентаций творческих работ. Применяются элементы проблемного и дифференцированного обучения, наглядный и словесный методы.
Элективный курс построен с использованием технологии исследовательского (проблемного) обучения. Она позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.
Учащиеся должны знать:
Основные биологические понятия и термины;
Биологические и экологические особенности животных;
Методы проведения зоологических исследований;
Отличительные особенности животных от других организмов;
Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем; меры по сохранению природы и защите животных.
Учащиеся должны уметь:
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки биологических объектов и явлений;
Проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и явлениями; оценивать способы природопользования;
Проводить элементарные исследования в природе; анализировать результаты исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования;
Работать с определителями животных;
Составлять презентацию, представлять результаты своей работы.
Критерии эффективности реализации программы
Критерием эффективности реализации программы являются ЗУН учащихся по теме.
Низкий уровень – слабое овладение ЗУН, требующимися для определения животных с помощью определителя, совершение грубых ошибок при решение задач.
Средний уровень – достаточно хорошее овладение ЗУН, допускается совершение несущественных ошибок при работе с определителем и решении задач, участие в работе семинара.
Высокий уровень – отличное овладение ЗУН, правильное решение задач, отсутствие ошибок и неточностей при работе с определителями, активное участие в семинарах и дискуссиях, выполнение творческой работы.
Формы контроля
Входящий контроль - беседы в начале занятия по каждой теме.
Промежуточный контроль - анализ и самоанализ выполненных заданий практикума, сообщения, презентации
Итоговый контроль – участие в семинаре, оформление фотовыставки.
Список литературы
- «Биология для абитуриента» Р.Г. З аяц, И.В. Рачковская, Москва, ЧУП «Издательство Юнипресс», 2004.
- «Юным любителям природы», Н.Н.Плавильщиков, Москва, «Детская литература», 1975
- «Основы учение о биосфере» Г.В. Войткевич, «Просвещение», Москва, 1989
- «Охрана природы», А.В. Михеев, «Просвещение», Москва, 1990.
- «Практическая экология для школьников» Л.А. Коробейникова, Иваново, 1995.
- «В мире насекомых», Е. Никишина, Верхне-Волжское книжное издательство, Ярославль, 1981.
- «Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской части России», М.В. Чертопруд.
- Электронные определители гидр обионтов, моллюсков, птиц