Программа курса по выбору по биологии для учащихся 9 класса «В мире животных»

3
0
Материал опубликован 21 April 2016 в группе

Программа курса по выбору по биологии

«В мире животных»

Программа рассчитана на учащихся 9 класса.

 

Пояснительная записка

В наше время остро стоит вопрос профориентации. К 9 классу учащиеся начинают определяться с выбором своей будущей профессии. Биология является теоретической базой медицины, биотехнологии и сельского хозяйства. Для сдачи Государственной итоговой аттестации и Единого государственного экзамена, поступления и обучения в ВУЗах медицинского, сельскохозяйственного и биологического профилей необходимы глубокие знания основ биологии. Ребята должны уметь показать знания основных законов, понятий и закономерностей этой науки, уметь выполнять различные задания и задачи.

Элективный курс поможет создать у учащихся, интересующихся биологией, более углубленную систему знаний, раскрыть закономерности, имеющие общебиологический характер, способствовать их профориентации. Занятия помогут ребятам подготовиться к экзаменам по биологии, они познакомятся с решением усложненных и нестандартных заданий, наиболее часто встречающихся в вопросах Государственной итоговой аттестации.

Факультатив рассчитан на 7 часов учебного времени для учащихся 9 класса и направлен на создание интереса к предмету. На занятиях рассматриваются теоретический и практический материал по некоторым, наиболее сложным темам зоологии.

Цель: Расширить и углубить знания учащихся по разделу «Зоология».

Задачи:

  • Познавательные:
  • Создать у учащихся более глубокую систему знаний по биологии;
  • Рассмотреть основные вопросы зоологии;
  • Раскрыть закономерности, имеющие общебиологический характер;
  • Научить работать с определителем животных;
  • Познакомить с решением заданий повышенного уровня сложности.

Развивающие:

  • Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;
  • Способствовать развитию логического мышления;
  • Совершенствовать умение и навыки решения биологических заданий разной степени сложности.

Воспитательные:

  • Способствовать профессиональной ориентации учащихся;
  • Продолжить воспитание навыков экологической культуры, взаимодействия с природными объектами, ответственного отношения к природе и к людям;
  • Совершенствовать навыки коллективной работы.

 

Содержание курса

Методы исследований. Органы и ткани животных. Морфология. Анатомия. Физиология. Одноклеточные и многоклеточные. Определители животных. Систематика. Классификация. Карл Линней. Кишечнополостные. Черви. Моллюски. Членистоногие. Хордовые. Бионика. Эволюция.

 

Календарно-тематическое планирование

пп

дата

Содержание

К–во часов

Форма проведения

Образовательный продукт

1

12.11

Особенности животных.

Открывающий тайны

1

Беседа. Практикум «Одноклеточные под микроскопом»

Конспект, оформление результатов П/Р

2

19.11

Загадки кораллового рифа

1

Беседа, просмотр и обсуждение видеофрагмента «Животные рифа»

Сообщения учащихся

3

26.11

Черви: враги или друзья?

1

Круглый стол «Черви: враги или друзья?»

Сообщения, презентации

4

3.12

Мягкотелые. Кто они?

1

Беседа. Практикум с раздаточным материалом.

Сообщения учащихся.

Результаты П/Р

5

10.12

Планета шестиногих

1

Конкурс «Знаете ли вы, что…» практическая работа с определителями насекомых

Сообщения учащихся, результаты работы

6

17.12

Многообразие хордовых

1

Викторина «Братья наши меньшие». Практикум «Морфология животных».

Результаты викторины. Результаты работы с определителями.

7

24.12

Красная книга животных.

Подведение итогов. Оформление фотовыставки «Эти забавные животные»

1

Семинар «Они должны жить»

Круглый стол

Презентации, сообщения.

Фотовыставка

Методы и формы обучения

На занятиях используются индивидуальные и коллективные формы работы. Занятия проходят в виде лекций, бесед, практических работ, дискуссий, игр, презентаций творческих работ. Применяются элементы проблемного и дифференцированного обучения, наглядный и словесный методы.

Элективный курс построен с использованием технологии исследовательского (проблемного) обучения. Она позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.

 

Учащиеся должны знать:

Основные биологические понятия и термины;

Биологические и экологические особенности животных;

Методы проведения зоологических исследований;

Отличительные особенности животных от других организмов;

Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем; меры по сохранению природы и защите животных.

 

Учащиеся должны уметь:

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки биологических объектов и явлений;

Проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и явлениями; оценивать способы природопользования;

Проводить элементарные исследования в природе; анализировать результаты исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования;

Работать с определителями животных;

Составлять презентацию, представлять результаты своей работы.

 

Критерии эффективности реализации программы

Критерием эффективности реализации программы являются ЗУН учащихся по теме.

Низкий уровень – слабое овладение ЗУН, требующимися для определения животных с помощью определителя, совершение грубых ошибок при решение задач.

Средний уровень – достаточно хорошее овладение ЗУН, допускается совершение несущественных ошибок при работе с определителем и решении задач, участие в работе семинара.

Высокий уровень – отличное овладение ЗУН, правильное решение задач, отсутствие ошибок и неточностей при работе с определителями, активное участие в семинарах и дискуссиях, выполнение творческой работы.

 

Формы контроля

Входящий контроль - беседы в начале занятия по каждой теме.

Промежуточный контроль - анализ и самоанализ выполненных заданий практикума, сообщения, презентации

Итоговый контроль – участие в семинаре, оформление фотовыставки.

 

Список литературы

  1. «Биология для абитуриента» Р.Г. Заяц, И.В. Рачковская, Москва, ЧУП «Издательство Юнипресс», 2004.
  2. «Юным любителям природы», Н.Н.Плавильщиков, Москва, «Детская литература», 1975
  3. «Основы учение о биосфере» Г.В. Войткевич, «Просвещение», Москва, 1989
  4. «Охрана природы», А.В. Михеев, «Просвещение», Москва, 1990.
  5. «Практическая экология для школьников» Л.А. Коробейникова, Иваново, 1995.
  6. «В мире насекомых», Е. Никишина, Верхне-Волжское книжное издательство, Ярославль, 1981.
  7. «Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской части России», М.В. Чертопруд.
  8. Электронные определители гидробионтов, моллюсков, птиц
Комментарии
Комментариев пока нет.