Рабочая программа по курсу «Учись учиться» (5–7 класс)

6
0
Материал опубликован 18 February 2021



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАЛОТЕБИССКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА ЧАНОВСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ




















Рабочая программа

по курсу «Учись учиться»


Срок реализации 3 года














Составитель: Юсупова Р.Ф.






2020



1)Планируемые результаты освоения курса «Учись учиться»

Личностные результаты:

-формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки общественной практики;

-развитие осознанного и ответственного отношения к самостоятельной познавательной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

-умение ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;

-владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;

-соотносить свои действия с планируемыми результатами;

-осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией ;

-оценивать правильность выполнения учебной задачи.


Коммуникативные:

-владение устной и письменной речью;

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

-умение работать в группе.

Познавательные:

-умение определять понятия,создавать обобщения,устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания для классификации;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать вывод;

-анализировать, сравнивать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, выявлять закономерности.

-представлять информацию в сжатой словесной форме( в виде планов или тезисов) и в наглядно-символической форме 9 в виде таблиц,графических схем и диаграмм)

Предметные:

-давать определение понятиям, обобщать понятия, составлять логические цепочки: общее-менее общее-частное (в прямом и в обратном направлении), обобщать и ограничивать понятия, выделять существенные признаки;

-уметь определять отношения между понятиями;

-научится сравнивать понятия, выделять сходство и различия, проводить аналогию;

-уметь классифицировать понятия;

- умение выделять главное;

-знать сущность понятий анализ и синтез, уметь выполнять задания;

- знать сущность понятий обобщение, конкретизация;

-доказательство и опровержение, знать сущность понятий аргумент,факт,научиться находить и выдвигать аргументы;

-уметь определять причину и следствие

-уметь обобщать и ситематизировать.

2) Содержание учебного курса «Учись учиться»

Введение

Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества, мыследеятельности. Дар, талант и труд. Значение развития интеллекта. Алгоритм мыследеятельности. Логические приемы.


Понятие. Отношения между понятиями: род вид. Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логической цепочки: общее — менее общее — частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы по­нятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.

Выделение существенных признаков понятий. Обоб­щение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающее слово (ро­довое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.

Функциональные отношения между понятиями. Часть — целое, последовательности, рядоположности, причины и след­ствия. Установление причинно-следственных связей. Прак­тические задания.

Сравнение понятий. Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омо­нимы. Выявление сходства и различий по существенным при­знакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узна­вание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Прак­тические задания.
Классификация понятий. Правила классификации. Уме­ние классифицировать понятия по двум и трём признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным по­нятиям. Прак­тические задания.
Анализ и синтез Сущность понятий. Синтез – процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор. Анализ – процесс расчленения или разъединения целого на элементы. Уровни анализа: эмпирический, элементарно-теоретический, структурно-генетический. Виды анализа: поэлементный, целостный, проблемный. Прак­тические задания.

Выделение главного.Что значит выделять главное. Действия по выделению главного. Выделение предмета мысли. Сортировка и группировка материала. Нахождение ключевых слов. Знаковое оформление выделения главного. Критерии выделения главного. Правила выделения главного.Последовательность действий при выделении главного. Дидактические приемы выделения главного (подбор эпиграфов, тезисов, опорных схем и моделей).

Рассуждение. Умозаключение. Обобщающий и оценоч­ный, дедуктивный и индуктивный выводы. Алгоритмы де­ятельности при формировании умений делать выводы.

Доказательство и опровержение . Аргументы. Виды аргументов. Аргументирующая речь .Способы аргументации. Структура аргументации. Полиаргументация. Факты и мнения. Сильные и слабые аргументы. Логические и психологические аргументы. Теоретические и эмпирические аргументы. Спор. Цель спора. Конфликтный и конструктивный виды спора. Приемы ведения спора. Прак­тические задания.


Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Пред­ставление закономерностей в различных видах (аналитиче­ском, вербальном, графическом и др.). Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следствен­ные связи, находить закономерности, завершать схемы. Раз­вивающие игры.

Обобщение и систематизация. Обобщение и систематизация как логические операции. Структурные компоненты приема (анализ, оценка). Объект и цель обобщения.Типы, способы и виды обобщения.Уровни обобщения. Виды обобщений: эмпирическое и теоретическое обобщение. Правила обобщения. Систематизация. Приемы и техники систематизации и обобщения.

Гипотеза, Концепция, Теория. Сущность понятий

Итоговое занятие .Диагностика и рефлексия уровня владения логическими приемами.
















3.Тематическое планирование с определением количества часов на изучение каждой темы


ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

п/п


Наименование раздела, тема занятия

Всего

часов

1

Человек и его интеллект

1

2

Диагностическое тестирование

1

3

Обобщение и ограничение понятий

1

4

Выделение существенных признаков

1

5

Обобщение понятий при построении определений

1

6

Функциональные отношения между понятиями: рядоположности, часть - целое

1

7

Сравнение понятий. Установление сходства и различий

1

8

Сравнение понятий. Отношения противоположности

1

9

Аналогия

1

10

Признак и основание классификации

1

11

Выделение главного.

1

12

Анализ и синтез

1

13

Доказательство. Аргумент. Факт

1

14

Поиск закономерностей

1

15

Обобщение и систематизация

1

16

Итоговое тестирование

1


Итого

16





ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

п/п


Наименование раздела, тема занятия

Всего

часов

1

Диагностическое тестирование

1

2

Обобщение и ограничение понятий

1

3

Выделение существенных признаков

1

4

Определение понятия

1

5

Отношения между понятиями

1

6

Сравнение понятий

1

7

Аналогия

1

8

Объяснение понятий в зависимости от контекста

1

9

Классификация

1

10

Выделение главного.

1

11

Анализ и синтез

1

12

Рассуждение. Умозаключение

1

13

Доказательство и опровержение

1

14

Определи причину и следствие

1

15

Обобщение и систематизация

1

16

Итоговое тестирование

1


Итого

16




ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ



п/п


Наименование раздела, тема занятия

Всего

часов

1

Диагностическое тестирование

1

2

Определение понятия. Отношения между понятиями

1

3

Сравнение понятий. Аналогии

1

4

Классификация

1

5

Выделение главного

1

6

Мыслительная операция:Сравнение

1

7

Рассуждение.Умозаключение

1

8

Доказательство и опровержение

1

9

Аргумент.Факт.Спор. Дискуссия


10

Анализ и синтез

1

11

Обобщение и конкретизация

1

12

Обобщение и систематизация

1

13

Понятия «Случайность», «тенденция», «закономерность»

1

14

Причинно-следственные связи

1

15

Понятия «Гипотеза», «Концепция», «Теория»

1

16

Итоговое тестирование

1


Итого

16

Литература:

Криволапова Н.А. «Внеурочная деятельность.Программа развития познавательных способностей учащихся,5-8 класса/ Н.А.Криволапова.-м,4 просвещение,2012



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.