12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Юсупова Рамиза Фарисонва294
Россия, Новосибирская обл., Малый Тебис



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАЛОТЕБИССКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА ЧАНОВСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ




















Рабочая программа

по курсу «Учись учиться»


Срок реализации 3 года














Составитель: Юсупова Р.Ф.






2020



1)Планируемые результаты освоения курса «Учись учиться»

Личностные результаты:

-формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки общественной практики;

-развитие осознанного и ответственного отношения к самостоятельной познавательной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

-умение ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;

-владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;

-соотносить свои действия с планируемыми результатами;

-осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией ;

-оценивать правильность выполнения учебной задачи.


Коммуникативные:

-владение устной и письменной речью;

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

-умение работать в группе.

Познавательные:

-умение определять понятия,создавать обобщения,устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания для классификации;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать вывод;

-анализировать, сравнивать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, выявлять закономерности.

-представлять информацию в сжатой словесной форме( в виде планов или тезисов) и в наглядно-символической форме 9 в виде таблиц,графических схем и диаграмм)

Предметные:

-давать определение понятиям, обобщать понятия, составлять логические цепочки: общее-менее общее-частное (в прямом и в обратном направлении), обобщать и ограничивать понятия, выделять существенные признаки;

-уметь определять отношения между понятиями;

-научится сравнивать понятия, выделять сходство и различия, проводить аналогию;

-уметь классифицировать понятия;

- умение выделять главное;

-знать сущность понятий анализ и синтез, уметь выполнять задания;

- знать сущность понятий обобщение, конкретизация;

-доказательство и опровержение, знать сущность понятий аргумент,факт,научиться находить и выдвигать аргументы;

-уметь определять причину и следствие

-уметь обобщать и ситематизировать.

2) Содержание учебного курса «Учись учиться»

Введение

Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества, мыследеятельности. Дар, талант и труд. Значение развития интеллекта. Алгоритм мыследеятельности. Логические приемы.


Понятие. Отношения между понятиями: род вид. Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логической цепочки: общее — менее общее — частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы по­нятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.

Выделение существенных признаков понятий. Обоб­щение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающее слово (ро­довое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.

Функциональные отношения между понятиями. Часть — целое, последовательности, рядоположности, причины и след­ствия. Установление причинно-следственных связей. Прак­тические задания.

Сравнение понятий. Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омо­нимы. Выявление сходства и различий по существенным при­знакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узна­вание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Прак­тические задания.
Классификация понятий. Правила классификации. Уме­ние классифицировать понятия по двум и трём признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным по­нятиям. Прак­тические задания.
Анализ и синтез Сущность понятий. Синтез – процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор. Анализ – процесс расчленения или разъединения целого на элементы. Уровни анализа: эмпирический, элементарно-теоретический, структурно-генетический. Виды анализа: поэлементный, целостный, проблемный. Прак­тические задания.

Выделение главного.Что значит выделять главное. Действия по выделению главного. Выделение предмета мысли. Сортировка и группировка материала. Нахождение ключевых слов. Знаковое оформление выделения главного. Критерии выделения главного. Правила выделения главного.Последовательность действий при выделении главного. Дидактические приемы выделения главного (подбор эпиграфов, тезисов, опорных схем и моделей).

Рассуждение. Умозаключение. Обобщающий и оценоч­ный, дедуктивный и индуктивный выводы. Алгоритмы де­ятельности при формировании умений делать выводы.

Доказательство и опровержение . Аргументы. Виды аргументов. Аргументирующая речь .Способы аргументации. Структура аргументации. Полиаргументация. Факты и мнения. Сильные и слабые аргументы. Логические и психологические аргументы. Теоретические и эмпирические аргументы. Спор. Цель спора. Конфликтный и конструктивный виды спора. Приемы ведения спора. Прак­тические задания.


Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Пред­ставление закономерностей в различных видах (аналитиче­ском, вербальном, графическом и др.). Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следствен­ные связи, находить закономерности, завершать схемы. Раз­вивающие игры.

Обобщение и систематизация. Обобщение и систематизация как логические операции. Структурные компоненты приема (анализ, оценка). Объект и цель обобщения.Типы, способы и виды обобщения.Уровни обобщения. Виды обобщений: эмпирическое и теоретическое обобщение. Правила обобщения. Систематизация. Приемы и техники систематизации и обобщения.

Гипотеза, Концепция, Теория. Сущность понятий

Итоговое занятие .Диагностика и рефлексия уровня владения логическими приемами.
















3.Тематическое планирование с определением количества часов на изучение каждой темы


ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

п/п


Наименование раздела, тема занятия

Всего

часов

1

Человек и его интеллект

1

2

Диагностическое тестирование

1

3

Обобщение и ограничение понятий

1

4

Выделение существенных признаков

1

5

Обобщение понятий при построении определений

1

6

Функциональные отношения между понятиями: рядоположности, часть - целое

1

7

Сравнение понятий. Установление сходства и различий

1

8

Сравнение понятий. Отношения противоположности

1

9

Аналогия

1

10

Признак и основание классификации

1

11

Выделение главного.

1

12

Анализ и синтез

1

13

Доказательство. Аргумент. Факт

1

14

Поиск закономерностей

1

15

Обобщение и систематизация

1

16

Итоговое тестирование

1


Итого

16





ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

п/п


Наименование раздела, тема занятия

Всего

часов

1

Диагностическое тестирование

1

2

Обобщение и ограничение понятий

1

3

Выделение существенных признаков

1

4

Определение понятия

1

5

Отношения между понятиями

1

6

Сравнение понятий

1

7

Аналогия

1

8

Объяснение понятий в зависимости от контекста

1

9

Классификация

1

10

Выделение главного.

1

11

Анализ и синтез

1

12

Рассуждение. Умозаключение

1

13

Доказательство и опровержение

1

14

Определи причину и следствие

1

15

Обобщение и систематизация

1

16

Итоговое тестирование

1


Итого

16




ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ



п/п


Наименование раздела, тема занятия

Всего

часов

1

Диагностическое тестирование

1

2

Определение понятия. Отношения между понятиями

1

3

Сравнение понятий. Аналогии

1

4

Классификация

1

5

Выделение главного

1

6

Мыслительная операция:Сравнение

1

7

Рассуждение.Умозаключение

1

8

Доказательство и опровержение

1

9

Аргумент.Факт.Спор. Дискуссия


10

Анализ и синтез

1

11

Обобщение и конкретизация

1

12

Обобщение и систематизация

1

13

Понятия «Случайность», «тенденция», «закономерность»

1

14

Причинно-следственные связи

1

15

Понятия «Гипотеза», «Концепция», «Теория»

1

16

Итоговое тестирование

1


Итого

16

Литература:

Криволапова Н.А. «Внеурочная деятельность.Программа развития познавательных способностей учащихся,5-8 класса/ Н.А.Криволапова.-м,4 просвещение,2012



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.