Рабочая программа по курсу «Учись учиться» (5–7 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАЛОТЕБИССКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА ЧАНОВСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Рабочая программа
по курсу «Учись учиться»
Срок реализации 3 года
Составитель: Юсупова Р.Ф.
2020
1)Планируемые результаты освоения курса «Учись учиться»
Личностные результаты:
-формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки общественной практики;
-развитие осознанного и ответственного отношения к самостоятельной познавательной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:
-умение ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;
-владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
-соотносить свои действия с планируемыми результатами;
-осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией ;
-оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Коммуникативные:
-владение устной и письменной речью;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
-умение работать в группе.
Познавательные:
-умение определять понятия,создавать обобщения,устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания для классификации;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать вывод;
-анализировать, сравнивать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, выявлять закономерности.
-представлять информацию в сжатой словесной форме( в виде планов или тезисов) и в наглядно-символической форме 9 в виде таблиц,графических схем и диаграмм)
Предметные:
-давать определение понятиям, обобщать понятия, составлять логические цепочки: общее-менее общее-частное (в прямом и в обратном направлении), обобщать и ограничивать понятия, выделять существенные признаки;
-уметь определять отношения между понятиями;
-научится сравнивать понятия, выделять сходство и различия, проводить аналогию;
-уметь классифицировать понятия;
- умение выделять главное;
-знать сущность понятий анализ и синтез, уметь выполнять задания;
- знать сущность понятий обобщение, конкретизация;
-доказательство и опровержение, знать сущность понятий аргумент,факт,научиться находить и выдвигать аргументы;
-уметь определять причину и следствие
-уметь обобщать и ситематизировать.
2) Содержание учебного курса «Учись учиться»
Введение
Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества, мыследеятельности. Дар, талант и труд. Значение развития интеллекта. Алгоритм мыследеятельности. Логические приемы.
Понятие. Отношения между понятиями: род — вид. Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логической цепочки: общее — менее общее — частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.
Выделение существенных признаков понятий. Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающее слово (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.
Функциональные отношения между понятиями. Часть — целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания.
Сравнение понятий. Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Практические задания.
Классификация понятий. Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Практические задания.
Анализ и синтез Сущность понятий. Синтез – процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор. Анализ – процесс расчленения или разъединения целого на элементы. Уровни анализа: эмпирический, элементарно-теоретический, структурно-генетический. Виды анализа: поэлементный, целостный, проблемный. Практические задания.
Выделение главного.Что значит выделять главное. Действия по выделению главного. Выделение предмета мысли. Сортировка и группировка материала. Нахождение ключевых слов. Знаковое оформление выделения главного. Критерии выделения главного. Правила выделения главного.Последовательность действий при выделении главного. Дидактические приемы выделения главного (подбор эпиграфов, тезисов, опорных схем и моделей).
Рассуждение. Умозаключение. Обобщающий и оценочный, дедуктивный и индуктивный выводы. Алгоритмы деятельности при формировании умений делать выводы.
Доказательство и опровержение . Аргументы. Виды аргументов. Аргументирующая речь .Способы аргументации. Структура аргументации. Полиаргументация. Факты и мнения. Сильные и слабые аргументы. Логические и психологические аргументы. Теоретические и эмпирические аргументы. Спор. Цель спора. Конфликтный и конструктивный виды спора. Приемы ведения спора. Практические задания.
Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах (аналитическом, вербальном, графическом и др.). Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить закономерности, завершать схемы. Развивающие игры.
Обобщение и систематизация. Обобщение и систематизация как логические операции. Структурные компоненты приема (анализ, оценка). Объект и цель обобщения.Типы, способы и виды обобщения.Уровни обобщения. Виды обобщений: эмпирическое и теоретическое обобщение. Правила обобщения. Систематизация. Приемы и техники систематизации и обобщения.
Гипотеза, Концепция, Теория. Сущность понятий
Итоговое занятие .Диагностика и рефлексия уровня владения логическими приемами.
3.Тематическое планирование с определением количества часов на изучение каждой темы
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Наименование раздела, тема занятия | Всего часов |
1 | Человек и его интеллект | 1 |
2 | Диагностическое тестирование | 1 |
3 | Обобщение и ограничение понятий | 1 |
4 | Выделение существенных признаков | 1 |
5 | Обобщение понятий при построении определений | 1 |
6 | Функциональные отношения между понятиями: рядоположности, часть - целое | 1 |
7 | Сравнение понятий. Установление сходства и различий | 1 |
8 | Сравнение понятий. Отношения противоположности | 1 |
9 | Аналогия | 1 |
10 | Признак и основание классификации | 1 |
11 | Выделение главного. | 1 |
12 | Анализ и синтез | 1 |
13 | Доказательство. Аргумент. Факт | 1 |
14 | Поиск закономерностей | 1 |
15 | Обобщение и систематизация | 1 |
16 | Итоговое тестирование | 1 |
| Итого | 16 |
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Наименование раздела, тема занятия | Всего часов |
1 | Диагностическое тестирование | 1 |
2 | Обобщение и ограничение понятий | 1 |
3 | Выделение существенных признаков | 1 |
4 | Определение понятия | 1 |
5 | Отношения между понятиями | 1 |
6 | Сравнение понятий | 1 |
7 | Аналогия | 1 |
8 | Объяснение понятий в зависимости от контекста | 1 |
9 | Классификация | 1 |
10 | Выделение главного. | 1 |
11 | Анализ и синтез | 1 |
12 | Рассуждение. Умозаключение | 1 |
13 | Доказательство и опровержение | 1 |
14 | Определи причину и следствие | 1 |
15 | Обобщение и систематизация | 1 |
16 | Итоговое тестирование | 1 |
| Итого | 16 |
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Наименование раздела, тема занятия | Всего часов |
1 | Диагностическое тестирование | 1 |
2 | Определение понятия. Отношения между понятиями | 1 |
3 | Сравнение понятий. Аналогии | 1 |
4 | Классификация | 1 |
5 | Выделение главного | 1 |
6 | Мыслительная операция:Сравнение | 1 |
7 | Рассуждение.Умозаключение | 1 |
8 | Доказательство и опровержение | 1 |
9 | Аргумент.Факт.Спор. Дискуссия | |
10 | Анализ и синтез | 1 |
11 | Обобщение и конкретизация | 1 |
12 | Обобщение и систематизация | 1 |
13 | Понятия «Случайность», «тенденция», «закономерность» | 1 |
14 | Причинно-следственные связи | 1 |
15 | Понятия «Гипотеза», «Концепция», «Теория» | 1 |
16 | Итоговое тестирование | 1 |
| Итого | 16 |
Литература:
Криволапова Н.А. «Внеурочная деятельность.Программа развития познавательных способностей учащихся,5-8 класса/ Н.А.Криволапова.-м,4 просвещение,2012