Программа курса внеурочной деятельности "Авиационный английский" для 10-11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Авиационный английский»
для обучающихся 10 – 11 классов
Пояснительная записка
В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Работа в авиации является тем видом деятельности, который требует высококлассных знаний, как в узкоспециализированной сфере, так и в знаниях профессионально ориентированного английского языка. Данный курс по авиационному английскому языку познакомит учащихся 10-11 классов с историей авиации, со стандартной фразеологией радиообмена, с требованиями, предъявляемые организацией ИКАО к знанию английского языка. В настоящее время по решению ИКАО весь авиационный персонал, который работает в сфере международных перевозок, должны знать английский язык на минимально допустимом уровне. В связи с этим, мы предлагаем программу курса внеурочной деятельности, профессионально ориентированному английскому языку, помогая учащимся 10-11 классов не только самоопределиться с выбором профессии, но и значительно улучшить свои знания по языку. Рабочая программа курса «Авиационный язык» составлена на основе нормативных документов, определяющих содержание гуманитарного образования в школе.
Курс рассчитан на 136 часов (2 часу в неделю при 34 учебных неделях в год в 10 и 11 классах).
Данная программа направлена на формирование навыков говорения и аудирования, на овладение основами авиационного английского языка, специфической фразеологией радиообмена, необходимой в стандартных и нестандартных ситуациях. Программа построена с учётом принципов доступности, преемственности, возрастных возможностей и знаний учащихся. Теоретические занятия чередуются с практическими умениями и навыками.
Курс опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания программы
- ведение диалога на основе использования фразеологии радиообмена;
- составление монологических высказываний на основе изученного лексико-грамматического материала;
- чтение и аудирование текста авиационной направленности с разной степенью проникновения;
- анализ и синтез имеющейся в тексте информации;
- пользование справочными материалами;
- использование языковой догадки;
Изучение курса направлено на достижение следующих целей
1.Обучающие: научить использованию нешаблонной речи в рабочей обстановке; охватить все шесть навыков владения, содержащихся в Шкале ИКАО и пяти общих признаках владеющего языком (holistic descriptors).
2. Развивающие: развивать коммуникативные речевые навыки, потребность использования полученных умений в реальной жизни.
3. Воспитывающие: воспитывать культуру общения, толерантность, отношение к языку как к явлению культуры.
Задачи:
формирование механизмов продуцирования речи;
развитие коммуникативной компетенции в сторону функционального использования английского языка как средства общения и познавательной деятельности;
· расширение лексического кругозора учащихся;
· совершенствование грамматических умений и фонетических навыков;
· совершенствование компенсаторной компетенции.
Результаты обучения приведены в разделе «Требования к уровню подготовки»
Требования к уровню обученности
1. Знать и понимать:
- фразеологию радиообмена
- лексику авиационной тематики
- грамматические структуры, необходимые для коммуникации
- произношение слов авиационного английского
2. Уметь:
- использовать нешаблонную речь в рабочей обстановке
- получить и сообщить нужную информацию, владея приемами ведения диалога
- использовать перефразировку
- уточнить информацию
3. Использовать приобретенные знания и умения:
- в реальной ситуации
- на уроках английского языка
Содержание обучения
1. Введение в авиационный английский
Тематика: из истории авиации, международная организация гражданской авиации ИКАО, оценка ситуации, фразеология радиообмена, введение нестандартной ситуации
Языковой материал: ИКАО – алфавит, просьба повторить информацию, вопросы и краткие ответы, беседа о воображаемой ситуации, ведение радиообмена.
2.. Аэропорт. Общая информация. Обеспечение аэропорта.
Тематика: знаки аэропорта и специфические транспортные средства; движение самолета по аэродрому
Языковой материал: разрешение; обязанности; запрет; выявление проблемы; решение проблемы
3. Самолет. Строение самолета.
Тематика: строение самолета; ситуации в полете; безопасность полета
Языковой материал: запрос альтернативы; предлоги места; относительные местоимения; предупреждения;
4. Погодные условия.
Тематика: погодные явления, оповещение, метеобюро, роль погоды в авиации
Языковой материал: запрос информации, лексика по теме погода, степени сравнения прилагательных,
5. Нестандартные ситуации в полете
Тематика: нестандартные случаи; медицинские проблемы; пожар на борту; инциденты при взлёте и посадке: столкновение с птицами, оледенение
Языковой материал: обстоятельства времени; придаточные условные предложения; обращения, степени сравнения прилагательных и наречий; вероятность/возможность, время, указание причины
6. Медицинская помощь.
Тематика: проблемы со здоровьем, опрос, принятие решения, описание ситуации
Языковой материал: все виды вопросов, предположение, лексика по теме «здоровье»
7. Выдающиеся личности в Авиации
Тематика: подвиг А.И. Покрышкина, И.Н. Кожедуб, музей ВВС в Монино
Языковой материал: понятие подвига, награды, виды самолетов, моя будущая профессия – лётчик.
Тематическое планирование
Тема занятий | Количество часов |
1.Введение в авиационный английский | 14 |
2. Английский язык – международный язык ИКАО. | 2 |
3.Из истории Авиации | 2 |
4.Аэропорт. Общая информация. | 2 |
5. Самолёт. Строение самолета. | 2 |
6. Алфавит ИКАО | 2 |
7.Передача знаков пунктуации, цифр. | 4 |
8. Стандартная фразеология | 18 |
9.Подготовка к полету | 12 |
10.Рулежка самолета | 17 |
11.Взлет, набор высоты, полет | 18 |
12. Безопасность. | 4 |
13. Погодные условия | 4 |
14. Нестандартные ситуации | 4 |
15.Контакты. Снижение самолета | 15 |
16.Посадка | 10 |
17. Медицинская помощь. | 4 |
18. Выдающиеся личности в Авиации | 2 |
19. Итоговое тестирование | 2 |
ИТОГО | 138 |
Литература
Для учащихся:
1. Sue Ellis, Terence Gerighty «English for Aviation for Pilots and Air Traffic Controllers», Oxford, University Press. 2008.
2. Словарь авиационных терминов
3. Henry Emery, Andy Roberts «Aviation English for ICAO compliance», MACMILLAN. 2008
4. C. Douglas Billet «Ready for Take-Off. Standart Aeronautical English» Media Training Corporation, Cannes, July 2000
5. Г.П. Мазокина «Пособие по английскому языку для III-IV курсов авиационных вузов»
Для учителя:
1. Sue Ellis, Terence Gerighty «English for Aviation for Pilots and Air Traffic Controllers», Oxford, University Press. 2008.
2. Документ ИКАО 9835
3. Henry Emery, Andy Roberts «Aviation English For ICAO compliance», MACMILLAN. 2008.
4. Приказ Минтранса России от 26.09.2012 N 362 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РАДИОСВЯЗИ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.04.2013 N 28047)
5. C. Douglas Billet «Ready for Take-Off. Standart Aeronautical English» Media Training Corporation, Cannes, July 2000.
6. Г.П. Мазокина «Пособие по английскому языку для III-IV курсов авиационных вузов», МОСКВА «Высшая школа».1977.
7. Шлямова А.А., Синабдеева Е.С., Громова Г.С. УМП «Авиационный английский язык. The process of Obtaining an Air Certificate and Liсence», НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и).2012 г.
8. Салманова, Ольга Борисовна Английский язык для студентов авиационного профиля:
учебное пособие / О.Б. Салманова. – Самара: Издательство Самарского университета, 2020 – 124 с.: ил.
6. Учебно-методическое обеспечение:
1. Грамматические таблицы
2. Аудиоматериалы
3. Интернет
4. Видеоматериал
5. Macmillan English Dictionary (Pronunciation CD-ROM)