Программа курса внеурочной деятельности «Физика. Человек. Здоровье» (10–11 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ИМЕНИ С.Н. КРАВЦОВА
СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН
|
УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета МБОУ СОШ № 12 МО_________________ от ____________20___года протокол №___ Председатель_______ _________________ Подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
|
Программа внеурочной деятельности
курса «Физика. Человек. Здоровье.»
Направление программы - познавательная деятельность
Вид программы - познавательная
Уровень образования, класс - среднее общее образование, 10-11 класс
Количество часов всего – 68, в неделю - 1
Автор – Урбан Владислав Владимирович, учитель физики и астрономии
Авторская программа, разработанная на основе учебно-методических материалов и пособий: Программы факультативных курсов по физике- Москва, «Просвещение»; «Физика организма человека», И. Герман, издательство Интеллект, 2014 г.; Перельман Я. И. «Занимательная физика», издательство СЗКЭО. Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»(с изменениями)
Пояснительная записка
Курс «Физика. Человек. Здоровье» является межпредметным курсом внеурочной деятельности. Он не повторяет содержание курса физики 10-11 класса, а имеет своё особое значение в образовательном процессе.
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС СОО, направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к здоровому образу жизни, расширение области знаний учащихся.
Курс основан на принципах здоровьесберегающих образовательных технологий, которые активно развиваются в нашей стране в последнее время,
формирует целостное видение общего объекта изучения наук естественного цикла «человек – природа», направлен на углубление знаний учащихся по физике и биологии, развитие их разносторонних интересов и способностей, подготовку школьников к практической жизни. Программа курса тесно связана с физикой, биологией, физической культурой, включает такие разделы как: «Основы здорового образа жизни», «Вопросы биофизики и организм человека», «Физика и медицина» и др.
Направленность программы- познавательная деятельность
Новизной данной программы является её направленность на расширение метапредметных знаний у старшеклассников, расширение представлений о научной картине мира; указывает на связь между предметами естественнонаучного цикла, такими как физика, биология, информатика и физкультура, показывает значимость данных предметов в жизни человека, а так же формирует у учащихся стремление к здоровому образу жизни.
Актуальность программы внеурочной деятельности по физике «Физика. Человек. Здоровье.» заключается в том, что у учащихся создается представление о научной картине мира, формируется интерес к технике, развиваются творческие способности. Являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает гуманистическую сущность научных познаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности, что является основной целью обучения и может быть достигнуто только при условии, если в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе освоения метода научного познания предоставляет ученикам инициативу, независимость и свободу в процессе обучения и творчества при освоении реального мира вещей и явлений. В условиях реализации образовательной программы широко используются методы учебного, исследовательского, проблемного эксперимента. Ребенок в процессе познания, приобретая чувственный (феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и впечатления. Эти переживания пробуждают и побуждают процесс мышления.
Цель- изучение биофизических процессов в организме человека.
Цель достигается путем решения следующих задач:
-систематизация и синтез знаний учащихся по предметам естественнонаучного цикла
-показать учащимся роль предмета Физики в развитии техники и медицины
-способствовать формированию у школьников интереса к науке и технике
-показать связь физических явлений и процессов с процессами, происходящими в человеческом организме
Отличительная особенность курса «Физика. Человек. Здоровье» состоит в том, что он основан на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У учащихся формируются не только базовые знания в научной сфере, но и различные навыки, компетенции, умения, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.
Программа рассчитана на учащихся 10-11 классов и составлена с учётом психологических особенностей детей. Рассчитана на 2 года, 68 часов, 1 час в неделю. Срок освоения обоснован целью, задачами, возрастными и личностными особенностями детей и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов
Срок реализации программы: 2 года
Формы организации деятельности обучающихся: практические занятия по работе с различными измерительными приборами и инструментами, работа с источниками информации; интерактивные технологии, лекция, консультация, беседа, диалог, дискуссия.
Формы проведения занятий: групповая.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
10 класс
Личностные:
- мотивация образовательной деятельности учащегося на основе личностно- ориентированного подхода;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
1. Гражданского воспитания и нравственного воспитания детей на
основе российских традиционных ценностей
-представления социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
2.Патриотического воспитания
-ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения физики как науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной физики, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
4. Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание)
5. Популяризации научных знаний среди детей (Ценности научного познания)
-Мировоззренческих представлений уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей;
-познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; - познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий;
-интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
6. Физического воспитания и формирования культуры здоровья
-осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью,
установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и pеальной жизни;
7. Трудового воспитания и профессионального самоопределения
-коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;
8.Экологического воспитания
-экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни
на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей
-способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для
решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета
-экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Метапредметные:
- владеть компетенциями, необходимыми для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующими ролевыми отношениями с педагогами;
- уметь взаимодействовать с ориентацией на партнёра, планировать общую цель и пути её достижения;
- договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию;
- конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата;
- самостоятельно определять цель и задачи деятельности на занятии, выбирать средства для реализации целей и применять их на практике;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- планировать, регулировать свои действия сообразно ситуации, вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации;
- контролировать способы решения и оценивать свои действия;
- проявлять волевую саморегуляцию.
- уметь пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;
- обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул;
- обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
- оценивать границы погрешностей результатов измерений.
Предметными результатами обучения являются:
• понимание, а также умение объяснять следующие физические явления: явление инерции, явление взаимодействия тел, атмосферное давление, плавание тел, большая сжимаемость газов и малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел, испарение жидкости, плавление и кристаллизация вещества, охлаждение жидкости при испарении, диффузия, электризация тел, нагревание проводника электрическим током, образование тени, отражение и преломление света, дисперсия света;
• умение измерять и находить: расстояния, промежутки времени, скорость, массу, плотность вещества, силу, температуру, силу электрического тока, напряжение, фокусное расстояние линзы;
• умения применять полученные знания на практике для решения физических задач и задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни и жизни окружающих людей, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
• убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
11 класс
Личностные:
- мотивация образовательной деятельности учащегося на основе личностно- ориентированного подхода;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
1. Гражданского воспитания и нравственного воспитания детей на
основе российских традиционных ценностей
-представления социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
2.Патриотического воспитания
-ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения физики как науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной физики, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
4. Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание)
5. Популяризации научных знаний среди детей (Ценности научного познания)
-Мировоззренческих представлений уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей;
-познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; - познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий;
-интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
6. Физического воспитания и формирования культуры здоровья
-осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью,
установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и pеальной жизни;
7. Трудового воспитания и профессионального самоопределения
-коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;
8.Экологического воспитания
-экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни
на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей
-способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для
решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета
-экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Метапредметные:
- владеть компетенциями, необходимыми для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующими ролевыми отношениями с педагогами;
- уметь взаимодействовать с ориентацией на партнёра, планировать общую цель и пути её достижения;
- договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию;
- конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата;
- самостоятельно определять цель и задачи деятельности на занятии, выбирать средства для реализации целей и применять их на практике;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- планировать, регулировать свои действия сообразно ситуации, вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации;
- контролировать способы решения и оценивать свои действия;
- проявлять волевую саморегуляцию.
- уметь пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;
- обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул;
- обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
- оценивать границы погрешностей результатов измерений.
Предметными результатами обучения являются:
• понимание, а также умение объяснять следующие физические явления: явление инерции, явление взаимодействия тел, атмосферное давление, плавание тел, большая сжимаемость газов и малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел, испарение жидкости, плавление и кристаллизация вещества, охлаждение жидкости при испарении, диффузия, электризация тел, нагревание проводника электрическим током, образование тени, отражение и преломление света, дисперсия света;
• умение измерять и находить: расстояния, промежутки времени, скорость, массу, плотность вещества, силу, температуру, силу электрического тока, напряжение, фокусное расстояние линзы;
• умения применять полученные знания на практике для решения физических задач и задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни и жизни окружающих людей, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
• убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
Содержание курса внеурочной деятельности
10 класс ( 34 ч)
Введение (1 ч)
Измерение физических величин. История метрической системы (4 ч)
Вершок, локоть и другие единицы. Откуда пошло выражение «Мерить на свой аршин». Рычажные весы. Десятичная метрическая система мер. Вычисление в различных системах мер. СИ-система интернациональная.
Первоначальные сведения о строении вещества (2 ч)
Представления древних ученых о природе вещества. М.В.Ломоносов. История открытия броуновского движения. Изучение и объяснение броуновского движения.
Движение и силы (4 ч)
Как быстро мы движемся. Гроза старинных крепостей (катапульта). Трение в природе и технике. Сколько весит тело, когда оно падает? Невесомость. Выход в открытый космос
Давление жидкостей и газов (3)
Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление Земли. Воздух работает. Исследования морских глубин. Архимедова сила и киты. Архимед о плавании тел.
Работа и мощность. Энергия. (3 ч)
Простые механизмы. Сильнее самого себя. Как устраивались чудеса? Механика цветка. Вечный двигатель. ГЭС.
Основы здорового образа жизни (3 ч)
Здоровье и его компоненты. Основы здорового образа жизни.
Вопросы биофизики и организм человека (7 ч)
Двигательная активность – жизненная необходимость. Гиподинамия. Движение крови по сосудам. Закон Бернулли. Механизм вдоха и выдоха. Газообмен в легких и тканях. Физиология зрения и оптика. Теплорегуляция. Закон сохранения полной механической энергии и его проявление в работе мышечной системы человека.
Физика и медицина (6 ч)
Биополя и биоизлучения. Физика в медицинской технике. Кабинет ЭКГ, ультразвуковой терапии. Физиотерапевтический кабинет. Стоматологический кабинет.
Подведение итогов (1 ч)
11 класс ( 34 ч)
Введение (1 часа)
Значение для человека знаний по биологии, биофизике, медицинской и биологической физике. Исторические межнаучные связи: физики и медицины, физики и биологии (деятельность ученых: Ньютон, Юнг, Гельмгольц и др.). Место человека в биосфере. Управление в системе «Человек» как в физической системе.
Двигательная активность жизненно необходима. (10 ч)
Геометрическое и физическое подобие. Анализ подобия в биологических системах. Опорно-двигательная система, скелет человека и млекопитающих животных. Виды деформации и опорно-двигательная система.. Строение скелета и конструкция зданий /Эйфелева башня/. Работоспособность человека при статической и динамической работе мышц.Механическое напряжение, предел прочности, запас прочности. Основы биостатики. Биостатика растений. Биостатика животных. Биомеханика движений человека. Кинематика, динамика и энергетика движения человека. Кинематика, динамика и энергетика движения животных. Польза активного отдыха и значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.
Практические работы:
-Измерение быстроты реакции человека
-Определение прочности природных материалов
-Определение прочности кости
-Измерение мышечных усилий человека с помощью силомера
-Влияние физической активности на скелет человека
Творческие задания:
Разработать конструкцию модели мышцы человека.
Разработать комплекс упражнений на тренировку равновесия /с физическим обоснованием каждого упражнения.
Основы гидродинамики. Движение крови по сосудам. (5 ч)
Система органов кровообращения. Взаимосвязь движения крови и движение жидкости по трубам. Закон Бернулли. Первая помощь при кровотечениях.
Практические работы:
-Измерение пульса и артериального давления.
-Приемы остановки кровотечения.
-Влияние физической нагрузки на кровяное давление и пульс.
Механизм вдоха и выдоха. Дыхание. (5 ч)
Состав воздуха и роль его компонентов для организма. Механизм дыхания и его объяснение с физической точки зрения. Значение атмосферного давления и роль диффузии в жизни человека. Гидростатическое давление проблемы дыхания в воде. Кислородное голодание и отравление. Кессонная болезнь.
Влажность воздуха и ее значение для дыхания человека.
Практическая работы:
-Определение жизненной емкости легких.
-Измерение частоты дыхания
Физиология зрения и оптика. (2 ч)
Строение глаза и его оптическую часть. Построение изображений, даваемые глазной мышцей. Недостатки зрения и их причины. Загадочный мир света.
Орган слуха. Акустические явления. (2 ч)
Работа слухового анализатора. Определение чувствительности слуха. Порог слышимости. Звук и его характеристики. Ультразвук и инфразвук, и их применение.
Практическая работа:
-Исследование шумового загрязнение в районе школы.
Теплорегуляция. (4 ч)
Теплопередача и ее виды. Процесс парообразования и факторы, влияющие на этот процесс. Влажность воздуха и ее значение для человека и других живых организмов. Оптимальный воздушно-тепловой режим для жизнедеятельности человеческого организма. Способы искусственного изменения абсолютной и относительной влажности. Использование низкотемпературного метода (криогенная медицина) разрушения ткани при замораживании и размораживании.
Человек и физические поля окружающего мира (2 ч)
Естественные источники электромагнитного излучения. Взаимодействие электромагнитных излучений с веществом. Действие излучений различной частоты на человека. Использование электромагнитных и радиоактивных излучений в медицине (физические основы современных диагностик).
Биополя и биоизлучение человека. (2 ч)
Виды физических полей тела человека , источники и характеристики полей.
Низкочастотные электрические и магнитные поля. Инфракрасное излучение. Электромагнитные излучения СВЧ-диапазона. Акустические поля человека . Практическое использование теплового излучения. Магнитные и электрические поля вокруг живых организмов. Биоэлектрические потенциалы в клетках и тканях человека. Физические основы электрокардиографии. Методы исследования электрической активности мозга. Электростимуляторы. Достижения электробиологии.
Подведение итогов (1 ч)
Тематическое планирование с указанием форм организации и видов деятельности
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Вид организации |
Форма деятельности
|
Основные направления воспитательной деятельности |
|||||
Всего |
Теория |
Практика |
|
|
||||||
10 класс
|
||||||||||
1 |
Введение |
1 |
1 |
|
познавательная |
беседа |
|
|||
2 |
Измерение физических величин. История метрической системы мер |
4 |
2 |
2 |
Познавательная |
Лекция, презентация |
1,2,5 |
|||
2.1 |
Вершок, локоть и другие единицы. Откуда пошло выражение «Мерить на свой аршин». Рычажные весы |
2 |
1 |
1 |
Познавательная |
Лекция, презентация |
|
|||
2.2 |
Десятичная метрическая система мер. Вычисление в различных системах мер. СИ-система интернациональная. |
2 |
1 |
1 |
Познавательная |
Лекция, презентация |
|
|||
3 |
Первоначальные сведения о строении вещества |
2 |
2 |
|
|
|
1,5,8 |
|||
3.1 |
Представления древних ученых о природе вещества. М.В. Ломоносов |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Лекция, презентация |
|
|||
3.2 |
История открытия броуновского движения. Изучение и объяснение броуновского движения. |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Лекция, презентация |
|
|||
4 |
Движение и силы |
4 |
3 |
1 |
|
|
5,6,7 |
|||
4.1 |
Как быстро мы движемся. Гроза старинных крепостей (катапульта) |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Лекция, презентация |
|
|||
4.2 |
Трение в природе и технике. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Познавательная |
Лекция, беседа |
|
|||
4.3 |
Сколько весит тело, когда оно падает? |
1 |
0,5 |
0,5 |
Познавательная |
Лекция, презентация |
|
|||
4.4 |
Невесомость. Выход в открытый космос |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Лекция, презентация |
|
|||
5 |
Давление жидкостей и газов |
3 |
2 |
1 |
|
|
1,3,4 |
|||
5.1 |
Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Познавательная |
Лекция, беседа |
|
|||
5.2 |
Атмосферное давление Земли. Воздух работает. Исследования морских глубин |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Лекция, презентация |
|
|||
5.3 |
Архимедова сила и киты. Архимед о плавании тел. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Познавательная |
Лекция, презентация |
|
|||
6 |
Работа и мощность. Энергия |
3 |
2,5 |
0,5 |
|
|
5,7 |
|||
6.1 |
Простые механизмы. Сильнее самого себя. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Познавательная |
Беседа, презентация |
|
|||
6.2 |
Как устраивались чудеса? Механика цветка. |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Лекция, презентация |
|
|||
6.3 |
Вечный двигатель. ГЭС. |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Лекция, презентация |
|
|||
7 |
Основы ЗОЖ |
3 |
2 |
1 |
|
|
6,7 |
|||
7.1 |
Здоровье и его компоненты. |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Беседа |
|
|||
7.2 |
Основы ЗОЖ. |
2 |
1 |
1 |
Познавательная |
Лекция, беседа |
|
|||
8 |
Вопросы биофизики и организм человека. |
7 |
6 |
1 |
|
|
1,2,5,7 |
|||
8.1 |
Двигательная активность – жизненная необходимость. Гиподинамия. |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Презентация, беседа |
|
|||
8.2 |
Движение крови по сосудам. Закон Бернулли. |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Лекция, презентация |
|
|||
8.3 |
Механизм вдоха и выдоха. Газообмен в легких и тканях. |
2 |
1 |
1 |
Познавательная |
Презентация, беседа |
|
|||
8.4 |
Физиология зрения и оптика. |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Лекция, презентация |
|
|||
8.5 |
Теплорегуляция. |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Лекция, презентация |
|
|||
8.6 |
Закон сохранения полной механической энергии и его проявление в работе мышечной системы человека. |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Лекция, презентация |
|
|||
9 |
Физика и медицина. |
6 |
5 |
1 |
|
|
1,2,7, |
|||
9.1 |
Биополя и биоизлучения |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Лекция, презентация |
|
|||
9.2 |
Физика в медицинской технике. |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Презентация, беседа |
|
|||
9.3 |
Кабинет ЭКГ, ультразвуковая терапия |
2 |
1 |
1 |
Познавательная |
Презентация, беседа |
|
|||
9.4 |
Физиотерапевтический кабинет |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Презентация, беседа |
|
|||
9.5 |
Стоматологический кабинет |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Презентация, беседа |
|
|||
10 |
Подведение итогов |
1 |
1 |
|
Познавательная |
беседа |
5,6 |
|||
|
Итого |
34 |
26,5 |
7,5 |
|
|
|
|||
11 класс
|
|
|
||||||||
1 |
Введение |
1 |
1 |
|
|
|
1,5 |
|||
2 |
Двигательная активность жизненно необходима |
10 |
7 |
3 |
|
|
5,6 |
|||
2.1 |
Геометрическое и физическое подобие. Анализ подобия в биологических системах |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Лекция, презентация |
|
|||
2.2 |
Биомеханика движений человека |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Лекция, презентация |
|
|||
2.3 |
Практическая работа. «Измерение быстроты реакции человека» |
1 |
|
1 |
Практическая |
Практикум |
|
|||
2.4 |
Практическая работа. «Измерение мышечных усилий человека с помощью силомера» |
1 |
|
1 |
Практическая |
Практикум |
|
|||
2.5 |
Опорно-двигательная система человека и виды деформаций. |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Лекция, презентация |
|
|||
2.6 |
Определение прочности природных материалов |
1 |
1 |
|
Познавательная |
практикум |
|
|||
2.7 |
Определение прочности кости |
1 |
1 |
|
Познавательная |
практикум |
|
|||
2.8 |
Влияние физической активности на скелет человека |
1 |
1 |
|
Познавательная |
практикум |
|
|||
2.9 |
Значение активного отдыха для правильного формирования скелета. |
1 |
1 |
|
Познавательная |
беседа |
|
|||
2.10 |
Разработка комплекса упражнений для тренировки равновесия и для поддержания мышечного тонуса |
1 |
|
1 |
Практическая |
практикум |
|
|||
3 |
Основы гидродинамики |
5 |
2,5 |
2,5 |
|
|
1,2,4,5 |
|||
3.1 |
Система органов кровообращения и движение жидкости по трубам |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Лекция, презентация |
|
|||
3.2 |
Скорость движения крови. Практическая работа «Освоения процедур измерения пульса» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Практическая |
Практикум |
|
|||
3.3 |
Практическая работа «Освоение процедур измерения давления» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Практическая |
Практикум |
|
|||
3.4 |
Первая помощь при кровотечениях. Практическая работа «Ознакомление с приемами остановки кровотечения» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Практическая |
Практикум |
|
|||
3.5 |
Практическая работа «Влияние физической нагрузки на кровяное давление и пульс». |
1 |
|
1 |
Практическая |
Практикум |
|
|||
4 |
Механизм дыхания |
5 |
3 |
2 |
|
|
5,6,7 |
|||
4.1 |
Состав воздуха и роль его компонентов для организма. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Познавательная |
Презентация, беседа |
|
|||
4.2 |
Значение атмосферного давления и роль диффузии в жизни человека. |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Презентация, беседа |
|
|||
4.3 |
Механизм дыхания и его объяснение с физической точки зрения. Практическая работа «Измерить частоту дыхания.» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Практическая |
Практикум |
|
|||
4.4 |
Гидростатическое давление. Проблемы дыхания в воде. |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Лекция, презентация |
|
|||
4.5 |
Практическая работа «Определить жизненную емкость легких». |
1 |
|
1 |
Практическая |
Практикум |
|
|||
5 |
Физиология зрения и оптика |
2 |
2 |
|
|
|
5,6,7 |
|||
5.1 |
Рассмотреть строение глаза и его оптическую часть. Недостатки зрения и их причины. |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Лекция, презентация |
|
|||
5.2 |
Загадочный мир света. |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Лекция, презентация |
|
|||
6 |
Орган слуха. Акустические явления. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
1,2,5 |
|||
6.1 |
Слуховая система. Биомеханика слуха. Звук и его характеристики. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Познавательная |
Лекция, презентация |
|
|||
6.2 |
Практическая работа «Определить шумовое загрязнение в районе школы» |
1 |
|
1 |
Практическая |
Практикум |
|
|||
7 |
Теплорегуляция |
4 |
3 |
1 |
|
|
5,6,8 |
|||
7.1 |
Температура человека. Распределение температуры по телу человека. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Познавательная |
Презентация, беседа |
|
|||
7.2 |
Влажность воздуха и ее значение для человека и других живых организмов. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Познавательная |
Лекция, презентация |
|
|||
7.3 |
Оптимальный воздушно-тепловой режим для жизнедеятельности человеческого организма |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Лекция, презентация |
|
|||
7.4 |
Использование низкотемпературного метода. |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Лекция, презентация |
|
|||
8 |
Человек и физические поля окружающего мира. |
2 |
2 |
|
|
|
5,8 |
|||
8.1 |
Естественные источники электромагнитного излучения. |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Лекция, презентация |
|
|||
8.2 |
Использование электромагнитных и радиоактивных излучений в медицине |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Лекция, презентация |
|
|||
9 |
Биополя и биоизлучение человека |
2 |
2 |
|
|
|
5,7,8 |
|||
9.1 |
Виды физических полей тела человека. Их источники и характеристики. |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Лекция, презентация |
|
|||
9.2 |
Биоэлектрические потенциалы в клетках и тканях человека. Физические основы электрокардиографии. |
1 |
1 |
|
Познавательная |
Лекция, презентация |
|
|||
10 |
Подведение итогов |
1 |
1 |
|
Познавательная |
беседа |
5 |
|||
|
Итого |
34 |
24 |
10 |
|
|
|
Методическое обеспечение программы
Для проведения занятий имеется кабинет физики, оборудованный современной компьютерной техникой и выходом в Интернет. Имеется измерительный компьютерный блок и измерительные датчики, подключаемые к нему (датчик освещенности, датчик уровня шума, пульсометр, датчик влажности и др.). Методические материалы по данному курсу.
Список литературы
Блудов М.И «Беседы по физике»
Богданов К. Ю. Физик в гостях у биолога. – М.: Наука, ФМЛ, 1986
Енохович А.С. « Справочник по физике и технике»
Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983
Ильченко В. Р. Перекрестки физики , химии, биологии. – М.: Просвещение, 1986
Кириллова И. Г. «Книга для чтения по физике»;
Ланина И.Я. «100 игр по физике».
Максимова В. Н. , Груздева Н. В. Межпредметные связи в обучении биологии. – М.: Просвещение, 1987
Манойлов В. Е. Электричество и человек. – Л. Энергоиздат, 1988
Маркосян П. Г. Физиология. – М.: - Мир, 1985
Маркушевич А. И. Детская энциклопедия «Человек». – М.: Педагогика, 1975
Перельман Я. И. Занимательная физика. – М.: Наука, 1986
Покровский А.А. «Демонстрационные опыты по физике»;
Программы факультативных курсов по физике (2ч), Москва, «Просвещение»;
Физиология человека./ / Пер. с англ. Под ред. Костюка П. Г. – М.: Мир, 1986. Т. 1.
Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье школьников. – М.: Просвещение, 1988
Экология: Учебник для 7 – 9 классов общеобразовательных школ./ Зверев А. Т., Зверева Е. Г. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»
Эльшанский И.И. «Хочу стать Кулибиным»
СОГЛАСОВАНО Протоколом заседания методического объединения учителей предметов естественнонаучного цикла МБОУ СОШ № 12 МО_____________ от________________20___года №__ _________________ ___________ подпись руководителя МО Ф.И.О.
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР
________________ ______________ подпись Ф.И.О.
_________________20____года |