Программа курса внеурочной деятельности «Физика. Человек. Здоровье» (10–11 класс)

0
0
Материал опубликован 12 October 2021

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ИМЕНИ С.Н. КРАВЦОВА

СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН

 

 

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

МБОУ СОШ № 12 МО_________________

от ____________20___года протокол №___

Председатель_______ _________________

Подпись руководителя ОУ Ф.И.О.

 

 

Программа внеурочной деятельности

курса «Физика. Человек. Здоровье.»

Направление программы - познавательная деятельность

Вид программы - познавательная

Уровень образования, класс - среднее общее образование, 10-11 класс

Количество часов всего – 68, в неделю - 1

Автор – Урбан Владислав Владимирович, учитель физики и астрономии

Авторская программа, разработанная на основе учебно-методических материалов и пособий: Программы факультативных курсов по физике- Москва, «Просвещение»; «Физика организма человека», И. Герман, издательство Интеллект, 2014 г.; Перельман Я. И. «Занимательная физика», издательство СЗКЭО. Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»(с изменениями)

 

Пояснительная записка

Курс «Физика. Человек. Здоровье» является межпредметным курсом внеурочной деятельности. Он не повторяет содержание курса физики 10-11 класса, а имеет своё особое значение в образовательном процессе.

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС СОО, направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к здоровому образу жизни, расширение области знаний учащихся.

Курс основан на принципах здоровьесберегающих образовательных технологий, которые активно развиваются в нашей стране в последнее время,

формирует целостное видение общего объекта изучения наук естественного цикла «человек – природа», направлен на углубление знаний учащихся по физике и биологии, развитие их разносторонних интересов и способностей, подготовку школьников к практической жизни. Программа курса тесно связана с физикой, биологией, физической культурой, включает такие разделы как: «Основы здорового образа жизни», «Вопросы биофизики и организм человека», «Физика и медицина» и др.

Направленность программы- познавательная деятельность

Новизной данной программы является её направленность на расширение метапредметных знаний у старшеклассников, расширение представлений о научной картине мира; указывает на связь между предметами естественнонаучного цикла, такими как физика, биология, информатика и физкультура, показывает значимость данных предметов в жизни человека, а так же формирует у учащихся стремление к здоровому образу жизни.

Актуальность программы внеурочной деятельности по физике «Физика. Человек. Здоровье.» заключается в том, что у учащихся создается представление о научной картине мира, формируется интерес к технике, развиваются творческие способности. Являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает гуманистическую сущность научных познаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности, что является основной целью обучения и может быть достигнуто только при условии, если в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе освоения метода научного познания предоставляет ученикам инициативу, независимость и свободу в процессе обучения и творчества при освоении реального мира вещей и явлений. В условиях реализации образовательной программы широко используются методы учебного, исследовательского, проблемного эксперимента. Ребенок в процессе познания, приобретая чувственный (феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и впечатления. Эти переживания пробуждают и побуждают процесс мышления.

Цель- изучение биофизических процессов в организме человека. 

 

Цель достигается путем решения следующих задач:

 

-систематизация и синтез знаний учащихся по предметам естественнонаучного цикла

-показать учащимся роль предмета Физики в развитии техники и медицины

-способствовать формированию у школьников интереса к науке и технике

-показать связь физических явлений и процессов с процессами, происходящими в человеческом организме

Отличительная особенность курса «Физика. Человек. Здоровье» состоит в том, что он основан на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У учащихся формируются не только базовые знания в научной сфере, но и различные навыки, компетенции, умения, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.

 

 

Программа рассчитана на учащихся 10-11 классов и составлена с учётом психологических особенностей детей. Рассчитана на 2 года, 68 часов, 1 час в неделю. Срок освоения обоснован целью, задачами, возрастными и личностными особенностями детей и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов

 

Срок реализации программы: 2 года

 

Формы организации деятельности обучающихся: практические занятия по работе с различными измерительными приборами и инструментами, работа с источниками информации; интерактивные технологии, лекция, консультация, беседа, диалог, дискуссия.

Формы проведения занятий: групповая.

 

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

10 класс

Личностные:

- мотивация образовательной деятельности учащегося на основе личностно- ориентированного подхода;

- убежденность в возможности познания природы, в не­обходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общест­ва, уважение к творцам науки и техники, отношение к фи­зике как элементу общечеловеческой культуры;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

1. Гражданского воспитания и нравственного воспитания детей на
основе российских традиционных ценностей
-представления социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
2.Патриотического воспитания
-ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения физики как науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной физики, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

4. Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание)
5. Популяризации научных знаний среди детей (Ценности научного познания)

-Мировоззренческих представлений уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей;
-познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; - познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий;

-интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
6. Физического воспитания и формирования культуры здоровья
-осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью,
установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и pеальной жизни;
7. Трудового воспитания и профессионального самоопределения
-коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;
8.Экологического воспитания
-экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни
на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей
-способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для
решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета

-экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

Метапредметные:

- владеть компетенциями, необходимыми для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующими ролевыми отношениями с педагогами;

- уметь взаимодействовать с ориентацией на партнёра, планировать общую цель и пути её достижения;

- договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию;

- конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата;

- самостоятельно определять цель и задачи деятельности на занятии, выбирать средства для реализации целей и применять их на практике;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- планировать, регулировать свои действия сообразно ситуации, вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации;

- контролировать способы решения и оценивать свои действия;

- проявлять волевую саморегуляцию.

- уметь пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;

- обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графи­ков и формул;

- обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выво­ды;

- оценивать границы погрешностей результатов измерений.

Предметными результатами обучения являются:

понимание, а также умение объяснять следующие физические явления: явление инерции, явление взаимодействия тел, атмосферное давление, плавание тел, большая сжимаемость газов и малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел, испарение жидкости, плавление и кристаллизация вещества, охлаждение жидкости при испарении, диффузия, электризация тел, нагревание проводника электрическим током, образование тени, отражение и преломление света, дисперсия света;

умение измерять и находить: расстояния, промежутки времени, скорость, массу, плотность вещества, силу, температуру, силу электрического тока, напряжение, фокусное расстояние линзы;

умения применять полученные знания на практике для решения физических задач и задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни и жизни окружающих людей, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

11 класс

Личностные:

- мотивация образовательной деятельности учащегося на основе личностно- ориентированного подхода;

- убежденность в возможности познания природы, в не­обходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общест­ва, уважение к творцам науки и техники, отношение к фи­зике как элементу общечеловеческой культуры;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

1. Гражданского воспитания и нравственного воспитания детей на
основе российских традиционных ценностей
-представления социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
2.Патриотического воспитания
-ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения физики как науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной физики, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

4. Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание)
5. Популяризации научных знаний среди детей (Ценности научного познания)

-Мировоззренческих представлений уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей;
-познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; - познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий;

-интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
6. Физического воспитания и формирования культуры здоровья
-осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью,
установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и pеальной жизни;
7. Трудового воспитания и профессионального самоопределения
-коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;
8.Экологического воспитания
-экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни
на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей
-способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для
решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета

-экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

Метапредметные:

- владеть компетенциями, необходимыми для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующими ролевыми отношениями с педагогами;

- уметь взаимодействовать с ориентацией на партнёра, планировать общую цель и пути её достижения;

- договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию;

- конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата;

- самостоятельно определять цель и задачи деятельности на занятии, выбирать средства для реализации целей и применять их на практике;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- планировать, регулировать свои действия сообразно ситуации, вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации;

- контролировать способы решения и оценивать свои действия;

- проявлять волевую саморегуляцию.

- уметь пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;

- обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графи­ков и формул;

- обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выво­ды;

- оценивать границы погрешностей результатов измерений.

Предметными результатами обучения являются:

понимание, а также умение объяснять следующие физические явления: явление инерции, явление взаимодействия тел, атмосферное давление, плавание тел, большая сжимаемость газов и малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел, испарение жидкости, плавление и кристаллизация вещества, охлаждение жидкости при испарении, диффузия, электризация тел, нагревание проводника электрическим током, образование тени, отражение и преломление света, дисперсия света;

умение измерять и находить: расстояния, промежутки времени, скорость, массу, плотность вещества, силу, температуру, силу электрического тока, напряжение, фокусное расстояние линзы;

умения применять полученные знания на практике для решения физических задач и задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни и жизни окружающих людей, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

 

 

Содержание курса внеурочной деятельности

 

10 класс ( 34 ч)

Введение (1 ч)

Измерение физических величин. История метрической системы (4 ч)

Вершок, локоть и другие единицы. Откуда пошло выражение «Мерить на свой аршин». Рычажные весы. Десятичная метрическая система мер. Вычисление в различных системах мер. СИ-система интернациональная.

Первоначальные сведения о строении вещества (2 ч)

Представления древних ученых о природе вещества. М.В.Ломоносов. История открытия броуновского движения. Изучение и объяснение броуновского движения.

Движение и силы (4 ч)

Как быстро мы движемся. Гроза старинных крепостей (катапульта). Трение в природе и технике. Сколько весит тело, когда оно падает? Невесомость. Выход в открытый космос

Давление жидкостей и газов (3)

Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление Земли. Воздух работает. Исследования морских глубин. Архимедова сила и киты. Архимед о плавании тел.

Работа и мощность. Энергия. (3 ч)

Простые механизмы. Сильнее самого себя. Как устраивались чудеса? Механика цветка. Вечный двигатель. ГЭС.

Основы здорового образа жизни (3 ч)

Здоровье и его компоненты. Основы здорового образа жизни.

Вопросы биофизики и организм человека (7 ч)

Двигательная активность – жизненная необходимость. Гиподинамия. Движение крови по сосудам. Закон Бернулли. Механизм вдоха и выдоха. Газообмен в легких и тканях. Физиология зрения и оптика. Теплорегуляция. Закон сохранения полной механической энергии и его проявление в работе мышечной системы человека.

Физика и медицина (6 ч)

Биополя и биоизлучения. Физика в медицинской технике. Кабинет ЭКГ, ультразвуковой терапии. Физиотерапевтический кабинет. Стоматологический кабинет.

Подведение итогов (1 ч)

11 класс ( 34 ч)

Введение (1 часа)

Значение для человека знаний по биологии, биофизике, медицинской и биологической физике. Исторические межнаучные связи: физики и медицины, физики и биологии (деятельность ученых: Ньютон, Юнг, Гельмгольц и др.). Место человека в биосфере. Управление в системе «Человек» как в физической системе.

Двигательная активность жизненно необходима. (10 ч)

Геометрическое и физическое подобие. Анализ подобия в биологических системах. Опорно-двигательная система, скелет человека и млекопитающих животных. Виды деформации и опорно-двигательная система.. Строение скелета и конструкция зданий /Эйфелева башня/. Работоспособность человека при статической и динамической работе мышц.Механическое напряжение, предел прочности, запас прочности. Основы биостатики. Биостатика растений. Биостатика животных. Биомеханика движений человека. Кинематика, динамика и энергетика движения человека. Кинематика, динамика и энергетика движения животных. Польза активного отдыха и значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.

Практические работы:

-Измерение быстроты реакции человека

-Определение прочности природных материалов

-Определение прочности кости

-Измерение мышечных усилий человека с помощью силомера

-Влияние физической активности на скелет человека

Творческие задания:

Разработать конструкцию модели мышцы человека.

Разработать комплекс упражнений на тренировку равновесия /с физическим обоснованием каждого упражнения.

Основы гидродинамики. Движение крови по сосудам. (5 ч)

Система органов кровообращения. Взаимосвязь движения крови и движение жидкости по трубам. Закон Бернулли. Первая помощь при кровотечениях.

Практические работы:

-Измерение пульса и артериального давления.

-Приемы остановки кровотечения.

-Влияние физической нагрузки на кровяное давление и пульс.

Механизм вдоха и выдоха. Дыхание. (5 ч)

Состав воздуха и роль его компонентов для организма. Механизм дыхания и его объяснение с физической точки зрения. Значение атмосферного давления и роль диффузии в жизни человека. Гидростатическое давление проблемы дыхания в воде. Кислородное голодание и отравление. Кессонная болезнь.

Влажность воздуха и ее значение для дыхания человека.

Практическая работы:

-Определение жизненной емкости легких.

-Измерение частоты дыхания

Физиология зрения и оптика. (2 ч)

Строение глаза и его оптическую часть. Построение изображений, даваемые глазной мышцей. Недостатки зрения и их причины. Загадочный мир света.

Орган слуха. Акустические явления. (2 ч)

Работа слухового анализатора. Определение чувствительности слуха. Порог слышимости. Звук и его характеристики. Ультразвук и инфразвук, и их применение.

Практическая работа:

-Исследование шумового загрязнение в районе школы.

Теплорегуляция. (4 ч)

Теплопередача и ее виды. Процесс парообразования и факторы, влияющие на этот процесс. Влажность воздуха и ее значение для человека и других живых организмов. Оптимальный воздушно-тепловой режим для жизнедеятельности человеческого организма. Способы искусственного изменения абсолютной и относительной влажности. Использование низкотемпературного метода (криогенная медицина) разрушения ткани при замораживании и размораживании.

Человек и физические поля окружающего мира (2 ч)

Естественные источники электромагнитного излучения. Взаимодействие электромагнитных излучений с веществом. Действие излучений различной частоты на человека. Использование электромагнитных и радиоактивных излучений в медицине (физические основы современных диагностик).

Биополя и биоизлучение человека. (2 ч)

Виды физических полей тела человека , источники и характеристики полей.

Низкочастотные электрические и магнитные поля. Инфракрасное излучение. Электромагнитные излучения СВЧ-диапазона. Акустические поля человека . Практическое использование теплового излучения. Магнитные и электрические поля вокруг живых организмов. Биоэлектрические потенциалы в клетках и тканях человека. Физические основы электрокардиографии. Методы исследования электрической активности мозга. Электростимуляторы. Достижения электробиологии.

Подведение итогов (1 ч)

 

Тематическое планирование с указанием форм организации и видов деятельности

 

п/п

Тема

Количество часов

Вид

организации

Форма

деятельности

 

Основные направления воспитательной деятельности

Всего

Теория

Практика

 

 

 

10 класс

 

1

Введение

1

1

 

познавательная

беседа

 

2

Измерение физических величин. История метрической системы мер

4

2

2

Познавательная

Лекция, презентация

1,2,5

2.1

Вершок, локоть и другие единицы. Откуда пошло выражение «Мерить на свой аршин». Рычажные весы

2

1

1

Познавательная

Лекция, презентация

 

2.2

Десятичная метрическая система мер. Вычисление в различных системах мер. СИ-система интернациональная.

2

1

1

Познавательная

Лекция, презентация

 

3

Первоначальные сведения о строении вещества

2

2

 

 

 

1,5,8

3.1

Представления древних ученых о природе вещества. М.В. Ломоносов

1

1

 

Познавательная

Лекция, презентация

 

3.2

История открытия броуновского движения. Изучение и объяснение броуновского движения.

1

1

 

Познавательная

Лекция, презентация

 

4

Движение и силы

4

3

1

 

 

5,6,7

4.1

Как быстро мы движемся. Гроза старинных крепостей (катапульта)

1

1

 

Познавательная

Лекция, презентация

 

4.2

Трение в природе и технике.

1

0,5

0,5

Познавательная

Лекция, беседа

 

4.3

Сколько весит тело, когда оно падает?

1

0,5

0,5

Познавательная

Лекция, презентация

 

4.4

Невесомость. Выход в открытый космос

1

1

 

Познавательная

Лекция, презентация

 

5

Давление жидкостей и газов

3

2

1

 

 

1,3,4

5.1

Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды.

1

0,5

0,5

Познавательная

Лекция, беседа

 

5.2

Атмосферное давление Земли. Воздух работает. Исследования морских глубин

1

1

 

Познавательная

Лекция, презентация

 

5.3

Архимедова сила и киты. Архимед о плавании тел.

1

0,5

0,5

Познавательная

Лекция, презентация

 

6

Работа и мощность. Энергия

3

2,5

0,5

 

 

5,7

6.1

Простые механизмы. Сильнее самого себя.

1

0,5

0,5

Познавательная

Беседа, презентация

 

6.2

Как устраивались чудеса? Механика цветка.

1

1

 

Познавательная

Лекция, презентация

 

6.3

Вечный двигатель. ГЭС.

1

1

 

Познавательная

Лекция, презентация

 

7

Основы ЗОЖ

3

2

1

 

 

6,7

7.1

Здоровье и его компоненты.

1

1

 

Познавательная

Беседа

 

7.2

Основы ЗОЖ.

2

1

1

Познавательная

Лекция, беседа

 

8

Вопросы биофизики и организм человека.

7

6

1

 

 

1,2,5,7

8.1

Двигательная активность – жизненная необходимость. Гиподинамия.

1

1

 

Познавательная

Презентация, беседа

 

8.2

Движение крови по сосудам. Закон Бернулли.

1

1

 

Познавательная

Лекция, презентация

 

8.3

Механизм вдоха и выдоха. Газообмен в легких и тканях.

2

1

1

Познавательная

Презентация, беседа

 

8.4

Физиология зрения и оптика.

1

1

 

Познавательная

Лекция, презентация

 

8.5

Теплорегуляция.

1

1

 

Познавательная

Лекция, презентация

 

8.6

Закон сохранения полной механической энергии и его проявление в работе мышечной системы человека.

1

1

 

Познавательная

Лекция, презентация

 

9

Физика и медицина.

6

5

1

 

 

1,2,7,

9.1

Биополя и биоизлучения

1

1

 

Познавательная

Лекция, презентация

 

9.2

Физика в медицинской технике.

1

1

 

Познавательная

Презентация, беседа

 

9.3

Кабинет ЭКГ, ультразвуковая терапия

2

1

1

Познавательная

Презентация, беседа

 

9.4

Физиотерапевтический кабинет

1

1

 

Познавательная

Презентация, беседа

 

9.5

Стоматологический кабинет

1

1

 

Познавательная

Презентация, беседа

 

10

Подведение итогов

1

1

 

Познавательная

беседа

5,6

 

Итого

34

26,5

7,5

 

 

 

 

11 класс

 

 

 

1

Введение

1

1

 

 

 

1,5

2

Двигательная активность жизненно необходима

10

7

3

 

 

5,6

2.1

Геометрическое и физическое подобие. Анализ подобия в биологических системах

1

1

 

Познавательная

Лекция, презентация

 

2.2

Биомеханика движений человека

1

1

 

Познавательная

Лекция, презентация

 

2.3

Практическая работа. «Измерение быстроты реакции человека»

1

 

1

Практическая

Практикум

 

2.4

Практическая работа. «Измерение мышечных усилий человека с помощью силомера»

1

 

1

Практическая

Практикум

 

2.5

Опорно-двигательная система человека и виды деформаций.

1

1

 

Познавательная

Лекция, презентация

 

2.6

Определение прочности природных материалов

1

1

 

Познавательная

практикум

 

2.7

Определение прочности кости

1

1

 

Познавательная

практикум

 

2.8

Влияние физической активности на скелет человека

1

1

 

Познавательная

практикум

 

2.9

Значение активного отдыха для правильного формирования скелета.

1

1

 

Познавательная

беседа

 

2.10

Разработка комплекса упражнений для тренировки равновесия и для поддержания мышечного тонуса

1

 

1

Практическая

практикум

 

3

Основы гидродинамики

5

2,5

2,5

 

 

1,2,4,5

3.1

Система органов кровообращения и движение жидкости по трубам

1

1

 

Познавательная

Лекция, презентация

 

3.2

Скорость движения крови. Практическая работа «Освоения процедур измерения пульса»

1

0,5

0,5

Практическая

Практикум

 

3.3

Практическая работа «Освоение процедур измерения давления»

1

0,5

0,5

Практическая

Практикум

 

3.4

Первая помощь при кровотечениях. Практическая работа «Ознакомление с приемами остановки кровотечения»

1

0,5

0,5

Практическая

Практикум

 

3.5

Практическая работа

«Влияние физической нагрузки на кровяное давление и пульс».

1

 

1

Практическая

Практикум

 

4

Механизм дыхания

5

3

2

 

 

5,6,7

4.1

Состав воздуха и роль его компонентов для организма.

1

0,5

0,5

Познавательная

Презентация, беседа

 

4.2

Значение атмосферного давления и роль диффузии в жизни человека.

1

1

 

Познавательная

Презентация, беседа

 

4.3

Механизм дыхания и его объяснение с физической точки зрения. Практическая работа «Измерить частоту дыхания.»

1

0,5

0,5

Практическая

Практикум

 

4.4

Гидростатическое давление. Проблемы дыхания в воде.

1

1

 

Познавательная

Лекция, презентация

 

4.5

Практическая работа «Определить жизненную емкость легких».

1

 

1

Практическая

Практикум

 

5

Физиология зрения и оптика

2

2

 

 

 

5,6,7

5.1

Рассмотреть строение глаза и его оптическую часть. Недостатки зрения и их причины.

1

1

 

Познавательная

Лекция, презентация

 

5.2

Загадочный мир света.

1

1

 

Познавательная

Лекция, презентация

 

6

Орган слуха. Акустические явления.

2

0,5

1,5

 

 

1,2,5

6.1

Слуховая система. Биомеханика слуха. Звук и его характеристики.

1

0,5

0,5

Познавательная

Лекция, презентация

 

6.2

Практическая работа «Определить шумовое загрязнение в районе школы»

1

 

1

Практическая

Практикум

 

7

Теплорегуляция

4

3

1

 

 

5,6,8

7.1

Температура человека. Распределение температуры по телу человека.

1

0,5

0,5

Познавательная

Презентация, беседа

 

7.2

Влажность воздуха и ее значение для человека и других живых организмов.

1

0,5

0,5

Познавательная

Лекция, презентация

 

7.3

Оптимальный воздушно-тепловой режим для жизнедеятельности человеческого организма

1

1

 

Познавательная

Лекция, презентация

 

7.4

Использование низкотемпературного метода.

1

1

 

Познавательная

Лекция, презентация

 

8

Человек и физические поля окружающего мира.

2

2

 

 

 

5,8

8.1

Естественные источники электромагнитного излучения.

1

1

 

Познавательная

Лекция, презентация

 

8.2

Использование электромагнитных и радиоактивных излучений в медицине

1

1

 

Познавательная

Лекция, презентация

 

9

Биополя и биоизлучение человека

2

2

 

 

 

5,7,8

9.1

Виды физических полей тела человека. Их источники и характеристики.

1

1

 

Познавательная

Лекция, презентация

 

9.2

Биоэлектрические потенциалы в клетках и тканях человека. Физические основы электрокардиографии.

1

1

 

Познавательная

Лекция, презентация

 

10

Подведение итогов

1

1

 

Познавательная

беседа

5

 

Итого

34

24

10

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы

Для проведения занятий имеется кабинет физики, оборудованный современной компьютерной техникой и выходом в Интернет. Имеется измерительный компьютерный блок и измерительные датчики, подключаемые к нему (датчик освещенности, датчик уровня шума, пульсометр, датчик влажности и др.). Методические материалы по данному курсу.

 

 

Список литературы

 

Блудов М.И «Беседы по физике»

Богданов К. Ю. Физик в гостях у биолога. – М.: Наука, ФМЛ, 1986

Енохович А.С. « Справочник по физике и технике»

Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983

Ильченко В. Р. Перекрестки физики , химии, биологии. – М.: Просвещение, 1986

Кириллова И. Г. «Книга для чтения по физике»;

Ланина И.Я. «100 игр по физике».

Максимова В. Н. , Груздева Н. В. Межпредметные связи в обучении биологии. – М.: Просвещение, 1987

Манойлов В. Е. Электричество и человек. – Л. Энергоиздат, 1988

Маркосян П. Г. Физиология. – М.: - Мир, 1985

Маркушевич А. И. Детская энциклопедия «Человек». – М.: Педагогика, 1975

Перельман Я. И. Занимательная физика. – М.: Наука, 1986

Покровский А.А. «Демонстрационные опыты по физике»;

Программы факультативных курсов по физике (2ч), Москва, «Просвещение»;

Физиология человека./ / Пер. с англ. Под ред. Костюка П. Г. – М.: Мир, 1986. Т. 1.

Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье школьников. – М.: Просвещение, 1988

Экология: Учебник для 7 – 9 классов общеобразовательных школ./ Зверев А. Т., Зверева Е. Г. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»

Эльшанский И.И. «Хочу стать Кулибиным»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Протоколом заседания

методического объединения

учителей предметов естественнонаучного цикла

МБОУ СОШ № 12 МО_____________

от________________20___года №__

_________________ ___________

подпись руководителя МО Ф.И.О.

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

 

________________ ______________

подпись Ф.И.О.

 

_________________20____года

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.