Программа курса внеурочной деятельности «Комбинаторика» (2 класс)
Программа курса внеурочной деятельности
«Комбинаторика»
Общеинтеллектуальное направление
Программу составила:
Кравцова Ольга Ивановна
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы М.И.Башмакова, М.Г.Нефедовой «Математика» и учебных пособий Н. Я. Виленкина «Комбинаторика», Н. Я. Виленкина «Популярная комбинаторика» в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования.
Цели и задачи данного факультативного курса:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Материально-техническое обеспечение
№ |
Наименования учебного оборудования |
Отдельные замечания |
Книгопечатная продукция |
||
М.И.Башмаков.Математика. Учебник для 2 кл. М. Астрель. 2010г. Методические рекомендации. М.И. Башмаков. «Математика» 2кл. М.Астрель 2010г. Авторская программа М.И.Башмакова к курсу «Математика» М.Астрель. 2009г. М.И.Башмаков.Математика. Учебник для 2 кл. М. Астрель. 2010г. Березина Л. Ю. Графы и их применение: Пособие для учителей. — Варга Т. Математика 2. Плоскость и пространство. Комбинаторика Виленкин Н. Я. Популярная комбинаторика. — М.: Наука, 1975.Виленкина Н. Я. Комбинаторика. – М.: Наука, 1969. Виленкин Н. Я., Голубкова Н. К. Материалы для внеклассной работы по математике в 4 — 5 классах. (Множества и комбинаторика). — М.: Изд-во НИИ общ. и пед. психологии, 1981. |
В библиотечном фонде школы. Личная библиотека учителя. |
|
Печатные пособия |
||
1.Веселый счет . 2. Доли и дроби. 3.Таблица умножения. |
||
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства |
||
Электронный инновационный учебно-методический комплекс «Новая начальная школа». Сайт единой цифровой образовательной коллекции. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов, 1september.ru, Детские презентации. Электронное учебное издание «Уроки Кирилла и Мефодия»; Математика1-4 класс. |
||
Технические средства обучения (ТСО) |
||
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц Экспозиционный экран Телевизор Видеоплейер (видеомагнитофон) Аудио-проигрыватель Персональный компьютер Диапроектор (эпидиаскоп) Мультимедийный проектор |
||
Экранно-звуковые пособия |
||
Видеофильм «Математика начинается» 1-2 часть |
Содержание курса
№ |
Содержательная линия |
Планируемые результаты |
|
Базовый уровень |
Повышенный уровень |
||
Мир занимательных задач (20) Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств длямоделирования ситуаций, описанных в задачах. |
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами |
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. |
|
Геометрическая мозаика(14) Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓ указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту(алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры,имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. |
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. |
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. |
Формирование УУД
Личностные |
Познавательные |
Коммуникативные |
Регулятивные |
У ученика будут сформированы: |
Учащиеся научатся |
||
положительное отношение и интерес к изучению математики; ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала; умение признавать собственные ошибки; |
выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи; моделировать условия текстовых задач освоенными способами; |
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; |
удерживать цель учебной и внеучебной деятельности; учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала; |
Ученик получит возможность для формирования: |
Учащиеся получат возможность научиться |
||
умение оценивать трудность предлагаемого задания; адекватная самооценка; чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности); восприятие математики как части общечеловеческой культуры; устойчивая учебно-познавательная мотивация учения. |
моделировать условия текстовых задач, решать задачи разными способами; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приёмы вычислений, способы решения задач; проявлять познавательную инициативу при решении конкурсных задач; |
учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки. выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и конечную цель; задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, |
планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя); использовать универсальные способы контроля результата вычислений (прогнозирование результата, приёмы приближённых вычислений, оценка результата). |
Календарно-тематическое планирование курса
тема |
дата |
коррект |
Характеристика деятельности |
Методы оценки достижений учащихся |
|
1 |
Вводное занятие |
|
Моделирование изученных зависимостей. Поиск и обнаружение способа решения текстовой задачи. Выбор удобного способа решения задачи. |
Проблемная задача |
|
2 |
Диагностика определения комбинаторного стиля мышления |
|
Фронтальный опрос. |
||
3 |
Образование объектов решения задач |
|
Индивидуальный опрос |
||
4 |
Образование объектов решения задач |
|
Фронтальный опрос. |
||
5 |
Образование объектов из отдельных элементов |
|
Индивидуальный опрос |
||
6 |
Образование объектов из отдельных элементов |
|
Индивидуальный опрос |
||
7 |
Моделирование возможных комбинаций объектов |
|
Проблемная задача |
||
8 |
Моделирование возможных комбинаций объектов |
|
Текущий |
||
9 |
Конкурс смекалистых |
|
Тематический |
||
10 |
Моделирование возможных комбинаций объектов |
|
Планирование решения задачи. Действие по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи. Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера |
Проблемная задача |
|
11 |
Моделирование возможных комбинаций объектов |
|
Фронтальный опрос. |
||
12 |
Конкурс смекалистых |
|
Индивидуальный опрос |
||
13 |
Знакомство с понятием «граф», его элементами |
|
Фронтальный опрос. |
||
14 |
Знакомство с понятием «граф», его элементами |
|
Индивидуальный опрос |
||
15 |
Перенос с одних объектов на другой на примере графов |
|
Текущий |
||
16 |
Конкурс смекалистых |
|
Тематический |
||
17 |
Перенос с одних объектов на другой на примере графов |
|
Прогнозирование результата действия Сравнение разных способов действия. |
Проблемная задача |
|
18 |
Перенос с одних объектов на другой на примере графов |
|
Фронтальный опрос. |
||
19 |
Решение задач. |
|
Индивидуальный опрос |
||
20 |
Решение задач. |
|
|||
21 |
Конкурс смекалистых |
|
Проблемная задача |
||
22 |
Решение задач. |
|
Фронтальный опрос. |
||
23 |
Деловая игра «Математик-бизнесмен» |
|
Индивидуальный опрос |
||
24 |
Деловая игра «Математик-бизнесмен» |
|
|||
25 |
Диагностика определения комбинаторного стиля мышления |
|
Текущий |
||
26 |
Конкурс смекалистых |
|
Тематический |
||
27 |
Диагностика определения комбинаторного стиля мышления |
|
Прогнозирование результата действия Сравнение разных способов действия. |
Проблемная задача |
|
28 |
Диагностика определения комбинаторного стиля мышления |
|
Текущий |
||
29 |
Смелей, подумай! Найди ответ |
|
Тематический |
||
30 |
Смелей, подумай! Найди ответ |
|
Фронтальный опрос. |
||
31 |
Решение задач. |
|
Индивидуальный опрос |
||
32 |
Решение задач. |
|
Фронтальный опрос. |
||
33 |
Решение задач. |
|
Индивидуальный опрос |
||
34 |
Обобщающий урок. |
Текущий |