Программа курса внеурочной деятельности по спортивным играм.

0
0
Материал опубликован 6 October

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Рассмотрено

на заседании педсовете

___________________________


Утверждена

Распоряжением № _____

от ________




Адаптированная рабочая программа


по курсу внеурочной деятельности Спортивные игры

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) начальное общее, 3  класс

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов:3 кл. – 34 ч. Уровень базовый

(базовый, профильный)



Инструктор по физической культуре

Сивоченко Евгения Андреевна

















г. Приозерск

2025 г.




Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Спортивный игры» включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению обучающимися; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию.

Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в каждом классе на начальном уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного курса «дефектология» с учётом возрастных особенностей обучающихся. В первом и втором классах предлагается пропедевтический уровень формирования универсальных учебных действий, так как их становление на уровне начального общего образования только начинается. С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определённые волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в разделе «Совместная деятельность».

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за год обучения.


Пояснительная записка


Адаптированная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Спортивный клуб» для учащихся 3 класса с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями разработана в соответствии с требованиями:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации».

Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 

Приказ от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Документ с изменениями, внесенными: приказом Минпросвещения России от 8 ноября 2022 года № 955)

Приказ Министерства образования и науки Российской от 19 декабря 2014 г. N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35850).

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2022 г., регистрационный N 71930).

Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении

федеральной образовательной программы начального общего образования».

Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1023 «Об утверждении

федеральной адаптированной образовательной программы начального общего

образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Приказ Минпросвещения России от 05.11.2024 №769 «Об

утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при

реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ

начального общего, основного общего, среднего общего образования

организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установлении

предельного срока использования исключенных учебников и разработанных в

комплекте с ними учебных пособий» (с изм., внесенными Приказом Министерства

просвещения Российской Федерации от 01.04.2025 № 258).

Приказ Минпросвещения России от 9 октября 2024 г. №704 «О внесении

изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.07.2025 № 551 "Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов."

Приказ Минпросвещения России от 17.07.2024 №495 «О внесении изменений

в некоторые приказы Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных

адаптированных образовательных программ».

Устав образовательной организации.

 

Цель программы «Спортивные игры»: овладение детьми действиями с мячом на более высоком уровне, умением играть в спортивные игры с мячом (за основу берем игру «Пионербол», футбол, гандбол), развитие у дошкольников «чувства мяча».

Задачи.

- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие,

- способствовать совершенствованию деятельности основных систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей.

- развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость;

- увеличивать функциональные возможности организма.

- формировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями;

- прививать учащимся интерес и любовь к занятиям различным видам спортивной и игровой деятельности;

- воспитывать культуру общения со сверстниками и формировать навыки сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;

- способствовать воспитанию нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Воспитательный потенциал заключается в формировании у школьников нравственных качеств, таких как дисциплинированность, воля, целеустремленность, а также чувства товарищества и взаимопомощи, через специфику предмета, организацию учебного процесса и действия учителя

Воспитательный потенциал предмета реализуется через:

Организация урока: Создание особой «воспитательной среды» на уроке, где каждый ученик может реализовать свой потенциал и потребности, под руководством учителя.

Действия учителя: Личный пример учителя, его профессиональная культура и целенаправленное поведение служат образцом для учеников, укрепляя их позитивный образ.

Социальное взаимодействие: Воспитание чувства дружбы, товарищества и коллективизма через командные игры и упражнения, где важна взаимопомощь и поддержка. 

Спортивные мероприятия: Участие в школьных соревнованиях, спартакиадах и других спортивных мероприятиях, которые укрепляют дух соперничества, но при этом воспитывают уважение к соперникам.

Волонтерство: Привлечение более мотивированных и эрудированных школьников для шефства над менее успешными одноклассниками. 


Содержание курса внеурочной деятельности


В процессе учебно-тренировочных занятий учащиеся овладевают техникой и тактикой игры, на методических занятиях учащиеся приобретают навыки судейства. С этой целью в учебно-тренировочных группах, на занятиях назначать помощников тренера и давать им задания по проведению упражнений по общей физической подготовке, по обучению и совершенствованию техники и тактики игр. Занятия должны носить учебно-тренировочную направленность. Задачами учебной практики являются: овладение строевыми командами, подбором упражнений по общей физической подготовке (разминки), методики проведения упражнений и отдельных частей занятия. Судейство учебно-тренировочных игр должно осуществляться самими занимающимися, после того как будет изучен раздел «Правила игры» и методика судейства.

Важнейшим принципом обучения на занятиях является принцип дифференцированного По содержанию все спортивные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.


Раздел 1. Знакомство с мячом (9 часов): Изучение различного вида мячей, использование их в игре. Формирование навыка самостоятельного выполнения комплекса ОРУ. Приемы и техника работы с мячом. Форма проведения занятий: фронтальный и групповой метод, поточный метод, индивидуальный, игровые занятия, сюжетно-игровые занятия.

Раздел 2. Игра «Шаробол» (6 часов): Знакомство с новым видом игры, правила, судейство, соревнование. Форма проведения занятий: фронтальный и групповой метод, игровые занятия.

Раздел 3. «Футбол в обручах» (7 часов): Знакомство с новым видом игры, правила, судейство, соревнование. Форма проведения занятий: фронтальный и групповой метод, игровые занятия.

Раздел 4. «Пионербол» (8 часов): Знакомство с новым видом игры, правила, судейство, соревнование. Форма проведения занятий: поточный метод, индивидуальный, игровые занятия, сюжетно-игровые занятия, игровые занятия, соревнования.

Раздел 5. «Ручной футбол» (3 часа): Знакомство с новым видом игры, правила, судейство, соревнование. Форма проведения занятий: фронтальный и групповой метод, поточный метод, индивидуальный, игровые занятия, сюжетно-игровые занятия, занятия с использованием спортивного инвентаря.


Структура занятия

Для обучения детей действиям с мячом организуются специальные занятия, которые имеют традиционную структуру и состоят из двух частей:

I Часть (вводная) включает в себя различные виды ходьбы и бега или комплекс ритмической гимнастики.

II Часть (основная) состоит из комплекса ОРУ с разными видами мячей, упражнения для кистей рук с мелкими предметами, двух видов ОВД с мячами, подвижных игр и дыхательных упражнений.




Планируемые результаты обучения


Предметные:

- познакомить детей с историей, правилами и элементами спортивных игр: баскетбол, пионербол, волейбол, футбол,

- учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила, выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом.

-узнать правила судейства.

-правильно использовать спортивный инвентарь.

Метапредметные:

- развивать координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве, глазомер,

- формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, бросок через сетку, забрасывание в корзину, подача мяча, блокирование, ведение мяча ногами, удар по воротам и умение применять их в игровой ситуации,

- развивать способность действовать мячом на достаточно высоком уровне.

Личностные:

- формировать общую культуру личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни

- воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели,

- воспитывать умение действовать в коллективе, соотносить свои действия с правилами, действиями товарищей.

Совместная деятельность:

-соблюдать правила общения в совместной деятельности:

-договариваться, справедливо распределять работу,

-определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты.


Программа рекомендуется для детей младшего школьного возраста. К занятиям отбираются дети с повышенной двигательной активностью, так же имеющие нарушения координации движений, ловкость, быстрота, выносливость, ориентация в пространстве.


В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.


Учебно-тематическое планирование

Раздел

Кол-во часов

ЭОР

1

Знакомство с мячом

9 ч.

Физкульт.Ура

https://www.fizkult-ura.ru/mobile_game

https://nsportal.ru/

https://infourok.ru/


2

Игры «Шаробол»

6 ч.

Физкульт.Ура

https://www.fizkult-ura.ru/mobile_game

https://nsportal.ru/

https://infourok.ru/


3

Футбол в обручах

7 ч.

Физкульт.Ура

https://www.fizkult-ura.ru/mobile_game

https://nsportal.ru/

https://infourok.ru/


4

Пионербол

8 ч.

Физкульт.Ура

https://www.fizkult-ura.ru/mobile_game

https://nsportal.ru/

https://infourok.ru/


5

«Ручной футбол»

4 ч.

Физкульт.Ура

https://www.fizkult-ura.ru/mobile_game

https://nsportal.ru/

https://infourok.ru/


Итого

34 ч.






Календарно - тематическое планирование для 3 класса

Дата по плану

Дата по факту

Тема



Примечание/Дополнение

Знакомство с мячом

1

1.09


Правила техники безопасности, инструктаж. Комплекс ОРУ. Игра «Вышибалы».


2

8.09


Виды игр и мячей. Комплекс ОРУ. Игра «Горячая картошка»


3

15.09


Комплекс ОРУ. Использование мяча и воздушных шаров. Игра «Квадрат»


4

22.09


Комплекс ОРУ. Приемы работы с мячом. Игра «Собачка»


5

29.09


Комплекс ОРУ. Приемы работы с мячом. Игра «Кто дальше бросит»


6

6.10


Комплекс ОРУ. Бросок, ловля теннисного мяча. Игра «Самый точный».


7

13.10


Комплекс ОРУ. Броски, ловля, техника перебрасывания мяча. Игра «Быстрее к цели»


8

20.10


Комплекс ОРУ. Игра «Собачка», игра «Разрывные цепи»


9

27.10


Комплекс ОРУ. Закрепление навыков бросков. Игра «Светофор»


Игра «Шаробол»

10

10.11


Комплекс ОРУ. Приемы работы с надувными шарами. Игра «Горячая картошка» (воздушными шарами)


11

17.11


Комплекс ОРУ. Техника передачи надувного шарика. Игра «Салки» (воздушными шарами)


12

24.11


Комплекс ОРУ. Повторение правил игры «Шаробол», игра.


13

1.12


Комплекс ОРУ. Игра «Шаробол», работа с воздушными шарами.


14

8.12


Комплекс ОРУ. Игра «Шаробол». Индивидуальное первенство.


15

15.12


Комплекс ОРУ. Игра «Шаробол». командная игра.


Футбол в обручах

16

22.12


Комплекс ОРУ. Формирование навыков точного выполнения правил. Игра «Тише едешь-дальше будешь»


17

29.12


Комплекс ОРУ. Разбор правил, судейство. Игра «Зайцы в городе».


18

12.01


Комплекс ОРУ. Ориентирование на площадке. Игра «Лисы и куры»


19

19.01


Комплекс ОРУ. Игра «Футбол в обручах». Игра «Слон»


20

26.01


Комплекс ОРУ. Игра «Футбол в обручах». Игра «Вышибалы»


21

2.02


Комплекс ОРУ. Игра «Футбол в обручах».


22

9.02


Комплекс ОРУ. Игра «Футбол в обручах».


Пионербол

23

16.02


Комплекс ОРУ. Формирование навыков точного выполнения правил. Игра «Соревнования тачек»


24

2.03


Комплекс ОРУ. Техника передачи мяча сверху и снизу в пионерболе, игра «Вызов».


25

16.03


Комплекс ОРУ. Обучение технике верхней и нижней подачи. Игра «Мышеловка»


26

30.03


Комплекс ОРУ. Обучение ловли мяча. Комбинирование ловле - передачи. Игра «Иголка, нитка, узел»


27

6.04


Комплекс ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Игра «Пионербол»


28

13.04


Комплекс ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Игра «Пионербол»


29

20.04


Комплекс ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Игра «Пионербол»


30

27.04


Комплекс ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Игра «Пионербол»


Народные игры

31

4.05


Комплекс ОРУ. Формирование навыков точного выполнения правил. Разбор правил судейства. Игра «На болоте»


32

18.05


Комплекс ОРУ. Приемы работы с мячом, тренировка атаки и защиты. Игра «Ручной футбол»


33

19.05


Комплекс ОРУ. Учебно-тренировочная игра «Ручной футбол»


34

25.05


Комплекс ОРУ. Учебно-тренировочная игра «Ручной футбол»






Материально-техническое обеспечение.

Учебно-практическое оборудование:

1. Воздушные шары

Мячи резиновые

Палки гимнастические

Скакалки детские

Обручи

Скамейка гимнастическая жесткая

Маты гимнастические

Стенка гимнастическая

Сетка волейбольная

Щит баскетбольный тренировочный

Рулетка измерительная

Мишень для метания





Учебно-методические материалы

«Справочник учителя физической культуры», П.А.Киселев, С.Б.Киселева; - Волгоград: «Учитель»,2008.

«Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы», Н.И.Дереклеева; Москва: «ВАКО»,2007.

«Подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2007.

«Зимние подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2009.

«Дружить со спортом и игрой», Г.П.Попова; Волгоград: «Учитель»,2008.

«Физкультура в начальной школе», Г.П.Болонов; Москва: «ТЦ Сфера»,2005.

Жуков М.Н. «Подвижные игры»: Учеб.для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.

https://nsportal.ru/

https://infourok.ru/

- Подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2007.





Оценочные материалы

Теоретические материалы

Фронтальный опрос и проверка знаний правил игры.

Практические материалы:

Тестирование навыков: оценка техники выполнения двигательных навыков

Зачеты: оценка практических знаний

Соревнования

Сдача нормативов физкультурно-спортивного комплекса Г



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.