Программа курса внеурочной деятельности по спортивным играм.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассмотрено на заседании педсовете ___________________________ | Утверждена Распоряжением № _____ от ________ |
Адаптированная рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности Спортивные игры
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) начальное общее, 3 класс
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов:3 кл. – 34 ч. Уровень базовый
(базовый, профильный)
Инструктор по физической культуре
Сивоченко Евгения Андреевна
г. Приозерск
2025 г.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Спортивный игры» включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению обучающимися; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в каждом классе на начальном уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного курса «дефектология» с учётом возрастных особенностей обучающихся. В первом и втором классах предлагается пропедевтический уровень формирования универсальных учебных действий, так как их становление на уровне начального общего образования только начинается. С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определённые волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в разделе «Совместная деятельность».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за год обучения.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Спортивный клуб» для учащихся 3 класса с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями разработана в соответствии с требованиями:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Документ с изменениями, внесенными: приказом Минпросвещения России от 8 ноября 2022 года № 955)
Приказ Министерства образования и науки Российской от 19 декабря 2014 г. N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35850).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2022 г., регистрационный N 71930).
Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования».
Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1023 «Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Приказ Минпросвещения России от 05.11.2024 №769 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установлении
предельного срока использования исключенных учебников и разработанных в
комплекте с ними учебных пособий» (с изм., внесенными Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 01.04.2025 № 258).
Приказ Минпросвещения России от 9 октября 2024 г. №704 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.07.2025 № 551 "Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов."
Приказ Минпросвещения России от 17.07.2024 №495 «О внесении изменений
в некоторые приказы Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных
адаптированных образовательных программ».
Устав образовательной организации.
Цель программы «Спортивные игры»: овладение детьми действиями с мячом на более высоком уровне, умением играть в спортивные игры с мячом (за основу берем игру «Пионербол», футбол, гандбол), развитие у дошкольников «чувства мяча».
Задачи.
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие,
- способствовать совершенствованию деятельности основных систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей.
- развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость;
- увеличивать функциональные возможности организма.
- формировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями;
- прививать учащимся интерес и любовь к занятиям различным видам спортивной и игровой деятельности;
- воспитывать культуру общения со сверстниками и формировать навыки сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;
- способствовать воспитанию нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Воспитательный потенциал заключается в формировании у школьников нравственных качеств, таких как дисциплинированность, воля, целеустремленность, а также чувства товарищества и взаимопомощи, через специфику предмета, организацию учебного процесса и действия учителя.
Воспитательный потенциал предмета реализуется через:
Организация урока: Создание особой «воспитательной среды» на уроке, где каждый ученик может реализовать свой потенциал и потребности, под руководством учителя.
Действия учителя: Личный пример учителя, его профессиональная культура и целенаправленное поведение служат образцом для учеников, укрепляя их позитивный образ.
Социальное взаимодействие: Воспитание чувства дружбы, товарищества и коллективизма через командные игры и упражнения, где важна взаимопомощь и поддержка.
Спортивные мероприятия: Участие в школьных соревнованиях, спартакиадах и других спортивных мероприятиях, которые укрепляют дух соперничества, но при этом воспитывают уважение к соперникам.
Волонтерство: Привлечение более мотивированных и эрудированных школьников для шефства над менее успешными одноклассниками.
Содержание курса внеурочной деятельности
В процессе учебно-тренировочных занятий учащиеся овладевают техникой и тактикой игры, на методических занятиях учащиеся приобретают навыки судейства. С этой целью в учебно-тренировочных группах, на занятиях назначать помощников тренера и давать им задания по проведению упражнений по общей физической подготовке, по обучению и совершенствованию техники и тактики игр. Занятия должны носить учебно-тренировочную направленность. Задачами учебной практики являются: овладение строевыми командами, подбором упражнений по общей физической подготовке (разминки), методики проведения упражнений и отдельных частей занятия. Судейство учебно-тренировочных игр должно осуществляться самими занимающимися, после того как будет изучен раздел «Правила игры» и методика судейства.
Важнейшим принципом обучения на занятиях является принцип дифференцированного По содержанию все спортивные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Раздел 1. Знакомство с мячом (9 часов): Изучение различного вида мячей, использование их в игре. Формирование навыка самостоятельного выполнения комплекса ОРУ. Приемы и техника работы с мячом. Форма проведения занятий: фронтальный и групповой метод, поточный метод, индивидуальный, игровые занятия, сюжетно-игровые занятия.
Раздел 2. Игра «Шаробол» (6 часов): Знакомство с новым видом игры, правила, судейство, соревнование. Форма проведения занятий: фронтальный и групповой метод, игровые занятия.
Раздел 3. «Футбол в обручах» (7 часов): Знакомство с новым видом игры, правила, судейство, соревнование. Форма проведения занятий: фронтальный и групповой метод, игровые занятия.
Раздел 4. «Пионербол» (8 часов): Знакомство с новым видом игры, правила, судейство, соревнование. Форма проведения занятий: поточный метод, индивидуальный, игровые занятия, сюжетно-игровые занятия, игровые занятия, соревнования.
Раздел 5. «Ручной футбол» (3 часа): Знакомство с новым видом игры, правила, судейство, соревнование. Форма проведения занятий: фронтальный и групповой метод, поточный метод, индивидуальный, игровые занятия, сюжетно-игровые занятия, занятия с использованием спортивного инвентаря.
Структура занятия
Для обучения детей действиям с мячом организуются специальные занятия, которые имеют традиционную структуру и состоят из двух частей:
I Часть (вводная) включает в себя различные виды ходьбы и бега или комплекс ритмической гимнастики.
II Часть (основная) состоит из комплекса ОРУ с разными видами мячей, упражнения для кистей рук с мелкими предметами, двух видов ОВД с мячами, подвижных игр и дыхательных упражнений.
Планируемые результаты обучения
Предметные:
- познакомить детей с историей, правилами и элементами спортивных игр: баскетбол, пионербол, волейбол, футбол,
- учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила, выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом.
-узнать правила судейства.
-правильно использовать спортивный инвентарь.
Метапредметные:
- развивать координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве, глазомер,
- формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, бросок через сетку, забрасывание в корзину, подача мяча, блокирование, ведение мяча ногами, удар по воротам и умение применять их в игровой ситуации,
- развивать способность действовать мячом на достаточно высоком уровне.
Личностные:
- формировать общую культуру личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни
- воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели,
- воспитывать умение действовать в коллективе, соотносить свои действия с правилами, действиями товарищей.
Совместная деятельность:
-соблюдать правила общения в совместной деятельности:
-договариваться, справедливо распределять работу,
-определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты.
Программа рекомендуется для детей младшего школьного возраста. К занятиям отбираются дети с повышенной двигательной активностью, так же имеющие нарушения координации движений, ловкость, быстрота, выносливость, ориентация в пространстве.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Учебно-тематическое планирование
№ | Раздел | Кол-во часов | ЭОР | ||
1 | Знакомство с мячом | 9 ч. | Физкульт.Ура https://www.fizkult-ura.ru/mobile_game | ||
2 | Игры «Шаробол» | 6 ч. | Физкульт.Ура https://www.fizkult-ura.ru/mobile_game | ||
3 | Футбол в обручах | 7 ч. | Физкульт.Ура https://www.fizkult-ura.ru/mobile_game | ||
4 | Пионербол | 8 ч. | Физкульт.Ура https://www.fizkult-ura.ru/mobile_game | ||
5 | «Ручной футбол» | 4 ч. | Физкульт.Ура https://www.fizkult-ura.ru/mobile_game | ||
Итого | 34 ч. | |
Календарно - тематическое планирование для 3 класса
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема | Примечание/Дополнение |
Знакомство с мячом | ||||
1 | 1.09 | | Правила техники безопасности, инструктаж. Комплекс ОРУ. Игра «Вышибалы». | |
2 | 8.09 | | Виды игр и мячей. Комплекс ОРУ. Игра «Горячая картошка» | |
3 | 15.09 | | Комплекс ОРУ. Использование мяча и воздушных шаров. Игра «Квадрат» | |
4 | 22.09 | | Комплекс ОРУ. Приемы работы с мячом. Игра «Собачка» | |
5 | 29.09 | | Комплекс ОРУ. Приемы работы с мячом. Игра «Кто дальше бросит» | |
6 | 6.10 | | Комплекс ОРУ. Бросок, ловля теннисного мяча. Игра «Самый точный». | |
7 | 13.10 | | Комплекс ОРУ. Броски, ловля, техника перебрасывания мяча. Игра «Быстрее к цели» | |
8 | 20.10 | | Комплекс ОРУ. Игра «Собачка», игра «Разрывные цепи» | |
9 | 27.10 | | Комплекс ОРУ. Закрепление навыков бросков. Игра «Светофор» | |
Игра «Шаробол» | ||||
10 | 10.11 | | Комплекс ОРУ. Приемы работы с надувными шарами. Игра «Горячая картошка» (воздушными шарами) | |
11 | 17.11 | | Комплекс ОРУ. Техника передачи надувного шарика. Игра «Салки» (воздушными шарами) | |
12 | 24.11 | | Комплекс ОРУ. Повторение правил игры «Шаробол», игра. | |
13 | 1.12 | | Комплекс ОРУ. Игра «Шаробол», работа с воздушными шарами. | |
14 | 8.12 | | Комплекс ОРУ. Игра «Шаробол». Индивидуальное первенство. | |
15 | 15.12 | | Комплекс ОРУ. Игра «Шаробол». командная игра. | |
Футбол в обручах | ||||
16 | 22.12 | | Комплекс ОРУ. Формирование навыков точного выполнения правил. Игра «Тише едешь-дальше будешь» | |
17 | 29.12 | | Комплекс ОРУ. Разбор правил, судейство. Игра «Зайцы в городе». | |
18 | 12.01 | | Комплекс ОРУ. Ориентирование на площадке. Игра «Лисы и куры» | |
19 | 19.01 | | Комплекс ОРУ. Игра «Футбол в обручах». Игра «Слон» | |
20 | 26.01 | | Комплекс ОРУ. Игра «Футбол в обручах». Игра «Вышибалы» | |
21 | 2.02 | | Комплекс ОРУ. Игра «Футбол в обручах». | |
22 | 9.02 | | Комплекс ОРУ. Игра «Футбол в обручах». | |
Пионербол | ||||
23 | 16.02 | | Комплекс ОРУ. Формирование навыков точного выполнения правил. Игра «Соревнования тачек» | |
24 | 2.03 | | Комплекс ОРУ. Техника передачи мяча сверху и снизу в пионерболе, игра «Вызов». | |
25 | 16.03 | | Комплекс ОРУ. Обучение технике верхней и нижней подачи. Игра «Мышеловка» | |
26 | 30.03 | | Комплекс ОРУ. Обучение ловли мяча. Комбинирование ловле - передачи. Игра «Иголка, нитка, узел» | |
27 | 6.04 | | Комплекс ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Игра «Пионербол» | |
28 | 13.04 | | Комплекс ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Игра «Пионербол» | |
29 | 20.04 | | Комплекс ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Игра «Пионербол» | |
30 | 27.04 | | Комплекс ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Игра «Пионербол» | |
Народные игры | ||||
31 | 4.05 | | Комплекс ОРУ. Формирование навыков точного выполнения правил. Разбор правил судейства. Игра «На болоте» | |
32 | 18.05 | | Комплекс ОРУ. Приемы работы с мячом, тренировка атаки и защиты. Игра «Ручной футбол» | |
33 | 19.05 | | Комплекс ОРУ. Учебно-тренировочная игра «Ручной футбол» | |
34 | 25.05 | | Комплекс ОРУ. Учебно-тренировочная игра «Ручной футбол» | |
Материально-техническое обеспечение.
Учебно-практическое оборудование:
1. Воздушные шары
Мячи резиновые
Палки гимнастические
Скакалки детские
Обручи
Скамейка гимнастическая жесткая
Маты гимнастические
Стенка гимнастическая
Сетка волейбольная
Щит баскетбольный тренировочный
Рулетка измерительная
Мишень для метания
Учебно-методические материалы
«Справочник учителя физической культуры», П.А.Киселев, С.Б.Киселева; - Волгоград: «Учитель»,2008.
«Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы», Н.И.Дереклеева; Москва: «ВАКО»,2007.
«Подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2007.
«Зимние подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2009.
«Дружить со спортом и игрой», Г.П.Попова; Волгоград: «Учитель»,2008.
«Физкультура в начальной школе», Г.П.Болонов; Москва: «ТЦ Сфера»,2005.
Жуков М.Н. «Подвижные игры»: Учеб.для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
- Подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2007.
Оценочные материалы
Теоретические материалы
Фронтальный опрос и проверка знаний правил игры.
Практические материалы:
Тестирование навыков: оценка техники выполнения двигательных навыков
Зачеты: оценка практических знаний
Соревнования
Сдача нормативов физкультурно-спортивного комплекса Г