Программа курса внеурочной деятельности «Удивительная геометрия» (5–8 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета протокол № ........... от «.........»....................20.....г. | УТВЕРЖДАЮ директор МОУ «СОШ № 10» ……............… Л.Н.Пенкина «.........»...............................20.....г. |
Программа курса внеурочной деятельности
«Удивительная геометрия»
направление: общеинтеллектуальное
возрастная категория детей: 7 класс
срок реализации: 1 год
Составлена на основе
учебно-методического пособия под рук. Григорьева Д.В., П.В.Степанова «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор»
(наименование программы) (автор программы)
_______________________________________________________________
кем (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
Канева Ольга Васильевна, учитель математики МОУ «СОШ № 10»
г. Ухта
Пояснительная записка
Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Удивительная геометрия» предназначена для обучающихся 7 классов. Направлена на формирование методологических качеств учащихся – умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – вдохновенность, гибкость ума, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию. В ходе решения системы геометрических задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
– рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
– целеполагать (ставить и удерживать цели);
– моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
– проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
– вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).
Программа внеурочной деятельности рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Актуальность данной программы обусловлена ее методологической значимостью, младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности и пространственное воображение. Материал создает основу математической грамотности, необходимой как тем, кто будет решать принципиальные задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет основной профессиональной деятельностью. Знания и умения, необходимые для развития интеллекта и пространственного мышления, могут стать основой для организации научно-исследовательской деятельности.
В соответствии с требованиями образовательного стандарта к внеурочной деятельности данная Программа относится к научно-познавательной деятельности. Служит для раскрытия и реализации познавательных способностей обучающихся, воспитания успешного поколения граждан страны, работающих на развитие собственных творческих возможностей.
Программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими жизненными вопросами математики на данном этапе обучения, расширить представление о геометрии как науке. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, усилит интерес учащихся к познавательной деятельности, будет способствовать общему интеллектуальному развитию.
Необходимым условием реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, ИКТ-компетенций, а также совершенствовать навыки отстаивания собственной позиции по определенному вопросу.
Цели изучения учебного предмета, курса
расширение и углубление знаний обучающихся по геометрии,
развитие интереса обучающихся к математике,
развитие пространственного мышления,
развитие математического кругозора, логического мышления, исследовательских умений обучающихся,
воспитание настойчивости, инициативы,
развитие наблюдательности, умения нестандартно мыслить.
Задачи изучения учебного предмета, курса
формирование навыков использования соответствующего математического аппарата при решении задач,
расширение представлений обучающихся об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности,
расширение понимания значимости математики для общественного прогресса.
Результаты освоения курса
личностные
уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
уметь распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта, вырабатывать критичность мышления;
представлять математическую науку как сферу человеческой деятельности, представлять этапы её развития и значимость для развития цивилизации;
вырабатывать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач;
уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
вырабатывать способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости геометрии в развитии цивилизации и современного общества;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
метапредметные
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД:
формировать представление о геометрии как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Методы организации и осуществления занятий
1. Перцептивный акцент:
а) словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы);
б) наглядные методы (демонстрации мультимедийных презентаций, фотографии);
в) практические методы (упражнения, задачи).
2. Гностический аспект:
а) иллюстративно - объяснительные методы;
б) репродуктивные методы;
в) проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания;
г) эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора вариантов;
д) исследовательские – дети сами открывают и исследуют знания.
3. Логический аспект:
а) индуктивные методы, дедуктивные методы;
б) конкретные и абстрактные методы, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т.е. методы как мыслительные операции.
Методы стимулирования и мотивации деятельности
Методы стимулирования мотива интереса к занятиям:
познавательные задачи, учебные дискуссии, опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д.
Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение.
Материально-техническое оснащение курса:
набор геометрических фигур;
компьютер, мультимедиапроектор, магнитофон;
таблицы по геометрии для 7 класса;
подборка дидактического раздаточного материала;
подборка ЦОР;
плакаты с игровыми ситуациями.
Содержание курса
Геометрия в фактах.
Геометрия как систематическая наука. Предмет геометрии. История геометрии и геометрических открытий. Геометрия на современном этапе развития.
Классификация разделов геометрии.
«Эрлангенская программа» Феликса Клейна. Разделы геометрии и их сущность. Классическая геометрия. Евклидова геометрия. Планиметрия и стереометрия как основные разделы геометрии. Проективная геометрия. Аффинная геометрия. Неевклидовы геометрии: геометрия Лобачевского и сферическая геометрия. Топология.
Геометрические построения.
Измерительные инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места. Построения с помощью циркуля и линейки. Общая схема решения задач на построение. Задачи на построение треугольников. Построения с помощью двусторонней линейки. Сведения из истории: классические задачи. Сведения из истории: задачи, неразрешимые с помощью циркуля и линейки. Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел. Построения на местности.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.
Аксиоматика.
Аксиома как основа геометрии. Аксиомы и их классификация. Система аксиом. «Энциклопедия элементарной математики». Аксиомы принадлежности. Аксиомы порядка.
Геометрия в жизни человека.
Геометрия как необходимый элемент в жизни современного человека. Геометрия в философии и искусстве. Геометрия в архитектуре. Геометрия в строительстве. Геометрические преобразования. Геометрия на современном этапе развития.
№ | Содержание курса внеурочной деятельности | Виды деятельности | Формы организации |
1 | Факты из истории геометрии. | Художественное творчество | Презентация курса (вводное занятие) |
2 | Развитие геометрии. | Проблемно-ценностное общение | Математический театр |
3 | Евклидова геометрия. | Художественное творчество | Работа в группах |
4 | Планиметрия. | Досуговое общение | Игра – соревнование |
5 | Стереометрия. | Проблемно-ценностное общение | Работа в группах |
6 | Проективная геометрия. | Игровая деятельность | Игра – соревнование |
7 | Аффинная геометрия. | Досуговое общение | Математический театр |
8 | Единицы измерения. | Игровая деятельность | Игра – соревнование |
9 | Измерительные инструменты. | Игровая деятельность | Игра – соревнование |
10 | Провешивание прямой на местности. | Художественное творчество | Практическое занятие |
11 | Сравнение отрезков и углов. | Проблемно-ценностное общение | Практическое занятие |
12 | Градусная мера угла. | Проблемно-ценностное общение | Практическое занятие |
13 | Измерение углов на местности. | Проблемно-ценностное общение | Работа в группах |
14 | Построение прямых углов на местности. | Проблемно-ценностное общение | Практическое занятие |
15 | Построения циркулем и линейкой. | Проблемно-ценностное общение | Практическое занятие |
16 | Построение угла, равного данному. | Проблемно-ценностное общение | Практическое занятие |
17 | Построение биссектрисы угла. | Проблемно-ценностное общение | Практическое занятие |
18 | Построение перпендикулярных прямых. | Проблемно-ценностное общение | Практическое занятие |
19 | Построение середины отрезка. | Проблемно-ценностное общение | Работа в группах |
20 | Практические способы построения параллельных прямых. | Проблемно-ценностное общение | Практическое занятие |
21 | Уголковый отражатель. | Фронтальная и индивидуальная работа | «Мозговой штурм» |
22 | Построение треугольника по трем элементам. | Проблемно-ценностное общение | Практическое занятие |
23 | Осевая симметрия. | Проблемно-ценностное общение | Работа в парах |
24 | Центральная симметрия. | Игровая деятельность | Игра – соревнование |
25 | Определение высоты предмета. | Проблемно-ценностное общение | Математическая олимпиада |
26 | Определение расстояния до недоступной точки. | Досуговое общение | Круглый стол |
27 | Измерительные работы на местности. | Проблемно-ценностное общение | Практическое занятие |
28 | Постулаты Евклида. | Игровая деятельность | Игра «Что? Где? Когда?» |
29 | Аксиомы евклидовой геометрии. | Художественное творчество | Урок - конкурс |
30 | Аксиомы принадлежности. | Досуговое общение | Проекты |
31 | Аксиомы порядка. | Проблемно-ценностное общение | Круглый стол |
32 | Геометрия в философии и искусстве. | Художественное творчество | Урок-конкурс |
33 | Геометрические преобразования. | Игровая деятельность | Деловая игра |
34 | Применение геометрии в современной жизни. | Игровая деятельность | Урок-игра |
Тематический план
№ | Название раздела | Количество часов | |||||
Всего | Теория | Практика | |||||
1 | Геометрия в фактах | 2 | 2 | ||||
2 | Классификация разделов геометрии | 5 | 2 | 3 | |||
3 | Геометрические построения | 20 | 7 | 13 | |||
4 | Аксиоматика | 4 | 2 | 2 | |||
5 | Геометрия в жизни человека | 3 | 1 | 2 | |||
Всего | 34 |
Литература
Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б. и др. Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 384с. : ил.;
Смирнова И. Геометрические задачи с практическим содержанием /И. Смирнова, В. Смирнов. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32с.: ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып.34);
Кукарцева Г. И. Сборник задач по геометрии в рисунках и тестах. 7 - 9 классы/ Учебное пособие. – К.: ГИППВ, 1998, 128с.;
Виленкин Н. Я. О вычислении объёма усечённой пирамиды в Древнем Египте. Историко-математические исследования, вып. 28, 1985;
Бобынин В.В. Математика древних египтян (по папирусу Ринда). М., 1882;
Занимательная алгебра. Занимательная геометрия. / Я.И. Перельман. - Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2005;
И. Г. Башмакова, Э.Ию Березкина и др. История математики. Том 1, С древнейших времен до начала нового времени. – М,: Наука, 1970;
Интернет-ресурсы
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – Режим доступа : http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
Григорьев, Д. В. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – Режим доступа : http://www.tiuu.ru/content/pages/228.htm
Математика : учеб.-метод. газ. – М. : ИД «Первое сентября», 1999, 2003, 2004. – Режим доступа: http://mat.1september.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : www.school-collection.edu.ru
Сеть творческих учителей математики. – Режим доступа : www.it-n.ru
Программа МОУ Гимназия города Юрги. Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Первые шаги» / авт.-сост. В. И. Кабышева, Н. И. Кузьминых. – Режим доступа : http://imc-belovo.ucoz.ru/index/bank_programm_vneurochnoj_dejatelnosti/0-92
Физкультпаузы на уроках и дома. – Режим доступа : http://www.trud-prk.narod.ru/p59aa1.html