Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 3 класса «Радуга творчества»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Радуга творчества»
для 3 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Радуга творчества» для 3 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года), с Основной общеобразовательной программой начального общего образования МКОУ Лицея №9 города Слободского Кировской области и на основе авторской программы курса О. Г. Селивановой «Мой разноцветный мир» (Селиванова О.Г. Авторская программа внеурочной деятельности младших школьников «Мой разноцветный мир»: Матер. для учителей нач. школы и рук. образовательных учреждений / О.Г. Селиванова, Е.В. Арасланова; Кировский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Киров, 2010).
В соответствии с планом внеурочной деятельности МКОУ Лицея №9 на _____________ учебный год указанная рабочая программа реализуется по духовно - нравственному направлению.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
на конец обучения в 3 классе
Личностные результаты
Обучающиеся научатся (получат возможность научиться):
отделять оценку поступка от оценки человека, оценивать поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях;
отмечать поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие (в т.ч. свои);
объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей в однозначных и неоднозначных ситуациях;
осознавать и называть свои личные качества и черты характера, мотивы, эмоции, цели;
строить отношения с людьми, не похожими на тебя, уважать иную культуру, не допускать оскорбления;
пользоваться правилами поведения, общими для всех людей, в т.ч. для выхода из конфликтов;
выбирать поступок в однозначно оцениваемых и неоднозначных ситуациях;
признавать свои плохие поступки и отвечать за них (принимать наказание, определять для себя наказание).
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся (получат возможность научиться):
определять цель, обнаруживать и формулировать проблему (занятия, проекта) с помощью учителя и самостоятельно;
выдвигать версии, выбирать средства достижения цели с помощью учителя и в группе;
планировать деятельность с помощью учителя и самостоятельно;
работать по плану, сверяясь с целью; находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно;
оценивать степень успешности достижения цели по критериям, причины успеха или неуспеха.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся (получат возможность научиться):
находить информацию (в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ);
анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать (делать выводы) на основе фактов и абстрактных понятий;
классифицировать (группировать) по заданным основаниям факты, явления и абстрактные понятия;
сравнивать по заданным основаниям факты, явления, абстрактные понятия;
устанавливать причины явлений и их следствия;
устанавливать аналогии (в т.ч. создавать модели объектов) с помощью учителя и самостоятельно;
представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде (рисунок, текст, таблица, схема, план), в т.ч. используя ИКТ.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся (получат возможность научиться):
излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;
быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием контраргументов, критичной самооценки;
участвовать в диалоге: слушать и слышать другого;
понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста);
создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью учителя и самостоятельно;
использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;
работать в паре, группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика и т.п.), участвовать в принятии решения;
предотвращать и преодолевать конфликты – идти на взаимные уступки, уметь договариваться.
Содержание курса внеурочной деятельности
1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Ценности: почитание родителей; забота о старших и младших; любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; нравственный выбор; смысл жизни; справедливость, милосердие; честность; достоинство; любовь; жизнь; родная земля.
Тема 1. С чего начинается Родина?
Понятия «Родина», «страна», «государство». Возникновение у людей имен, отчеств, фамилий. Понятие «семья» и история возникновения. Роль семьи в жизни современного человека. Понятия «родственники», «предки», «потомки». Генеалогическое древо рода. Родословная семьи.
Вопросы для обсуждения с учащимися: Что такое Родина? Что означают наши имена, отчества, фамилии? Что такое семья? Почему люди живут семьями? Кто такие родственники, предки, потомки? Что такое генеалогическое древо и родословная семьи?
Практические занятия: изучение значения имен, отчеств и фамилий членов своей семьи; игры «Круг знакомств» и «Азбука имен»; составление генеалогического древа своей семьи; исследование ее родословной; подготовка сообщений о своих предках; экскурсия в ЗАГС или встреча с его сотрудниками, классные и школьные праздники, посвященные Дню матери, Международному женскому дню 8 марта, Дню защитника Отечества.
Тема 2. Кто придумывает праздники и почему их так любят люди?
Понятие «праздник». Государственные, семейные, религиозные, профессиональные. Традиции проведения семейных праздников. Подарки.
Вопросы для обсуждения с учащимися: Как возникли праздники? Какие праздники бывают? Какие праздники являются семейными (Новый год, дни рождения, памятные даты)? Как сделать семейный праздник радостным? Как получать и дарить подарки? Какие праздники отмечаются в твоей семье? Какие традиции празднования праздников сложились в твоей семье? Как поздравить с праздником друга?
Практические занятия: изготовление подарков своими руками – рисунки, оригами, разучивание стихов, песен; классные и школьные праздники с участием родителей учащихся; поздравление в классе именинников.
Тема 3. Что такое права и обязанности человека, его свобода и ответственность?
Основы этики семейных отношений. Понятия «родные люди», «близкие люди». Роль матери в семье. Роль отца в семье. Обязанности родителей по воспитанию собственных детей. Обязанности детей заботиться о своих родителях. Прав членов семьи. Правила разрешения семейных конфликтов.
Вопросы для обсуждения с учащимися: Для чего придуман этикет? Почему люди приветствуют друг друга? Надо ли здороваться с незнакомыми людьми? Как вести себя дома? Что ты должен делать и на что имеешь право? Почему возникают конфликты? Как договариваться о правах и обязанностях в семье? Каковы мои законные права и обязанности в семье?
Практические занятия: педагогический практикум по разрешению жизненных ситуаций; этические игры.
2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Ценности: смысл жизни; справедливость, милосердие; честность; достоинство; любовь.
Тема 4. Что такое этика и этикет?
Знания об этических нормах и правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе. Умение вести себя в библиотеке, театре, музее, концертном зале, кафе, магазине, на выставке.
Знание о возможном негативном влиянии на человека некоторых компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы. Отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Вопросы для обсуждения с учащимися: Что такое этика и когда она возникла? Что такое этикет и для чего он нужен? Как принято вести себя в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе? Почему нужно соблюдать правила поведения в библиотеке, театре, музее, концертном зале, кафе, магазине, на выставке? Почему некоторые люди ведут себя неэтично? Что делать в этом случае? В каких случаях компьютерные игры, кино, телевизионные передачи, реклама помогают человеку стать культурным, а в каких – мешают? Как к ним правильно относиться?
Практические занятия: сюжетно-ролевые игры по развитию навыков культурного поведения в общественных местах; посещение образовательных и культурных учреждений; этические игры.
Тема 5. Как научиться понимать себя и других людей?
Умение приветствовать взрослых и сверстников, благодарить их, приносить свои извинения, высказывать просьбу, проявлять внимание и уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к ровесникам и младшим. Умение вести себя как девочка. Умение вести себя как мальчик. Умение анализировать и различать хорошие и плохие поступки, свои и других людей. Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке. Умение радоваться успеху другого.
Вопросы для обсуждения с учащимися: Как научиться приветствовать взрослых и сверстников, благодарить их, приносить свои извинения, высказывать просьбу, проявлять внимание и уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к ровесникам и младшим? Что значит вести себя как девочка? Что значит вести себя как мальчик? Как быть, если совершил хороший поступок? Как быть если совершил поступок? Как простить человека? Как установить в классе дружеских взаимоотношения? Что значит радоваться успеху другого? Почему люди иногда не понимают друг друга?
Практические занятия: разбор нравственно-этических ситуаций; этические игры; знакомство с нормами этического поведения в разных ситуациях; рисуночные методики.
Вопросы для обсуждения с учащимися: Что такое духовность и нравственность? «Что такое хорошо и что такое плохо?» Что такое любовь, доброта, милосердие, честность, достоинство? Почему эти качества так ценят люди? Кто устанавливает нормы морали? Как жить, не нарушая их? Что происходит, когда нормы морали нарушаются?
Практические занятия: этические игры; сюжетно-ролевые игры, игры-пантомимы, педагогический практикум по разрешению сложных жизненных ситуаций; просмотр и обсуждение детских мультипликационных и кинофильмов нравственно-этической направленности; посещение и обсуждение спектаклей.
Тема 6. Почему необходимо уметь сотрудничать с другими?
Учебное сотрудничество. Потребность работать в паре, группе. Открытость к общению. Взаимодействие ученика с учителем. Взаимодействие ученика с товарищами. Умение распределять роли в процессе совместной деятельности. Освоение позиции Лидера, Оппонента, Критика в групповой работе. Умение отстаивать свое мнение или отказываться от него в случаях более сильной аргументации одноклассников. Понимание и принятие позиции взрослых: родителей, других родственников, незнакомых людей. Умение поддерживать и продолжать мысль собеседника. Умение ориентироваться в ситуации общения и принимать правильные решения, участвовать в учебном диалоге.
Вопросы для обсуждения с учащимися: Что такое дружба? Кто такой настоящий друг? Почему «если с другом вышел в путь, веселей дорога»? Можно ли дружить со всеми? Что такое сотрудничество? Как научиться договариваться с людьми?
Практические занятия: ролевые и сюжетные игры; тренинг по отработке коммуникативных навыков; выполнение коллективных проектов и исследований, организация коллективной творческой деятельности учащихся.
Планируемые результаты освоения программы |
||
Приобретение школьником социальных знаний |
Формирование ценностного отношения к социальной реальности |
Получение опыта самостоятельного социального действия |
Социальные знания о семье как общественном явлении. Социальные знания о нормах этического поведения в семье |
Ценностное отношение к хорошим поступкам и отрицательное – к плохим. Сформированность ценностного отношения к семье. |
Опыт самостоятельного анализа сложных семейных ситуаций и выбор поступка. Опыт взаимодействия в семье: уважительное отношение к старшим, забота о младших |
Формы проведения занятий:
этические беседы,
семейный праздник,
работа с портфолио,
экскурсия,
проект,
день именинников.
Тематическое планирование
34 часа
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Виды деятельности |
||
С чего начинается Родина? (7 часов) |
|||||
1 |
Мини-проект «Бабушка рядышком с дедушкой» |
5 |
Участие в мастер-классах бабушек и дедушек |
||
2 |
Заполнение портфолио. Моя семья. Генеалогическое древо моей семьи |
1 |
Поиск информации. Оформление полученной информации. Обсуждение |
||
3 |
Заполнение портфолио. Моя школа |
1 |
|||
Кто придумывает праздники и почему их так любят люди? (6 часов) |
|||||
4 |
Это моя мама! |
1 |
Изготовление подарков к Дню матери. Поздравление мам |
||
5 |
С Днем рождения! |
2 + 2 |
Составление поздравлений одноклассникам с днем рождения. Участие в игровой программе |
||
6 |
Здравствуй, здравствуй, Новый год! |
1 |
Участие в общешкольном новогоднем празднике |
||
Что такое права и обязанности человека, его свобода и ответственность? (7 часов) |
|||||
7 |
Семейный праздник «Наша дружная семья» |
3 |
Участие в игровой программе для детей, родителей, бабушек и дедушек |
||
8 |
Посещение детского космического центра* / Виртуальная экскурсия http://panorobot.ru/muzej-kosmonavtiki-virtualnyj-tur/ |
3 |
Знакомство с экспозицией. Обсуждение увиденного |
||
9 |
9 мая – День Победы |
1 |
Чтение и обсуждение фильмов о ВОВ |
||
Что такое этика и этикет? (5 часов) |
|||||
10 |
Посещение Музея природы*/ Виртуальная экскурсия http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html |
3 |
Знакомство с экспозицией. Обсуждение увиденного |
||
11 |
Посещение палеонтологического музея* / Виртуальная экскурсия http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html |
2 |
Знакомство с экспозицией. Обсуждение увиденного |
||
Как научиться понимать себя и других людей? (8 часов) |
|||||
12 |
Посещение театра* / Детские спектакли онлайн http://www.smotri-spektakli.ru/category/detskie-spektakli |
3 + 3 |
Просмотр театральной постановки. Обсуждение увиденного |
||
13 |
Диагностика уровня воспитанности |
1 |
Выполнение диагностических заданий |
||
14 |
Как я провел это лето |
1 |
Презентация летнего отдыха. Обмен впечатлениями |
||
Почему необходимо уметь сотрудничать с другими? (1 час) |
|||||
15 |
Экологический субботник |
1 |
Приборка территории вокруг школы |
||
ИТОГО |
34 |
*Данные мероприятия являются платными. В случае если ребенок не может принять в них участия, ему предлагается замена на темы, указанные через черту.