Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ “Лицей”
____________ Решетова Н.В.
«____» _____________2021г.
ПРОГРАММА
организации и проведения отдыха детей в летнем оздоровительном лагере
дневного пребывания
«Элладиум»
(7-15 лет)
Автор программы: Максимова Светлана Александровна,
старший воспитатель
Г. Лесной, 2021
Содержание
Актуальность 3
Цель и задачи 4
Ожидаемые результаты 4
Концепция 5
Основное содержание 6
Управление 10
Условия реализации 11
Оценка качества 12
Факторы риска 12
Достигнутые результаты 13
Список литературы 14
Приложение 15
Актуальность
Данная программа (далее Программа) разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов: Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, Закона РФ от 07.02.1992г. "О защите прав потребителей", ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФЗ 24.07.1998 №124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка РФ”, Федеральный закон от 30.03.1999г. №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ, Письма Минобрнауки РФ от 17.05.2018 г. № Пз-765/09 «Рекомендации по обеспечению организации отдыха и оздоровления детей», а также Приказа Министерства образования РФ о 13.07.2001 № 2688 «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха», Закона Свердловской области от 15.06.2011 №38-ОЗ "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области".
Благодаря Программе летний отдых детей и подростков становится содержательным и оздоровительным. Формирование культуры отдыха, здорового образа жизни, наполненности каждого мгновения «деятельностным» смыслом (познавательным, творческим, коммуникативным и т.д.) – вот то, что обеспечивается участием в Программе. Именно каждодневное включение в осмысленную деятельность в ходе сюжетно-ролевой игры дает возможность участникам Программы развивать личностные, предметные (литература, история, МХК) и метапредметные навыки, совершенствовать soft skills – именно то, что сейчас является остроактуальным запросом в образовании и воспитании.
Программа является тематической, именно это позволяет детям и подросткам получить целостное представление о мире в целом, о представлениях и культуре древних греков в частности. Мифы Древней Греции воспринимаются детьми и подростками хорошо, отдельные из них изучаются в школе. Самые младшие воспринимают их, скорее, как сказочный материал, более взрослые как фэнтези, фантастику, некий выдуманный мир.
С помощью мифологии Древней Греции можно культивировать у участников Программы нравственный, интеллектуальный, эмоциональный опыт. Множество поучительных историй (о Нарциссе, о Сизифе, например), о которых узнают участники Программы в форме игры, позволяют в ненавязчивой форме развивать морально-нравственные качества.
Программа является авторской. Предыдущая программа летнего отдыха в лагере дневного пребывания была посвящена Году кино, смена была реализована в 2016 году. Все самые эффективные наработки были использованы и в этой программе (сюжетно-ролевая игра, некоторые игровые программы), но в большинстве своем данная Программа представляет собой совершенно новую концепцию. Была продумана система событий смены в контексте мифологии Древней Греции, сюжет игры и роли участников и т.п.
Направленность Программы художественная, физкультурно-оздоровительная, социально-педагогическая.
Адресатами Программы являются дети и подростки от 6,5 до 15 лет. Основная часть участников Программы – учащиеся МАОУ «Лицей». Примерно пятая часть участников Программы имеет социальные показания для получения путевки, остальные участники получают путевки в порядке записи.
Цель и задачи программы
Цель - создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья детей, их полноценного отдыха, позволяющего реально способствовать развитию творческих, интеллектуальных и других способностей детей.
Задачи:
Погрузить участников Программы в разнообразную развивающую деятельность через включение в сюжетно-ролевую игру;
Содействовать укреплению здоровья участников Программы через включение в спортивно-оздоровительную деятельность;
Создать условия для формирования у участников Программы активной жизненной позиции через участие в событиях смены.
Ожидаемые результаты
Дети и подростки, участвуя в сюжетно-ролевой игре, получат знания о древнегреческой мифологии: о титанах, богах, чудовищах, героях, простых людях, об основах мировоззрения древних людей. Они сумеют проявить умение работать в группе, лидерские качества и креативность при выполнении творческих заданий, в спортивных состязаниях. Участники Программы создадут различные творческие продукты: макет, хоровое выступление, сценическое выступление, танец (сиртаки), тематические фотографии, стихотворения, игры и др.
Дети и подростки укрепят своё здоровье, участвуя в спортивных мероприятиях смены.
Участники Программы будут стремиться к достижению цели, предлагать способы преодоления возможных проблем, искать конструктивные решения. Дети и подростки смогут мобилизовать все свои ресурсы на достижение успеха в отрядной и лагерной жизни.
Концепция оздоровительно-образовательной программы
Данная Программа основывается на следующих педагогических принципах:
- принцип гуманистической ориентированности: определяет ценность, уникальность и внутренний потенциал человека;
- принцип педагогической целесообразности: понимание педагогическим коллективом целей и задач смены;
- принцип комплексности: используются разнообразные формы, методы, средства воспитательной работы;
- принцип учета индивидуальных особенностей: учет возрастных, психофизиологических особенностей детей;
- принцип уважения и доверия: добровольное включение ребёнка в ту или иную деятельность; доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели и т.п.
В структуре досуга выделяется несколько уровней, отдых в детском лагере, безусловно, должен быть в большинстве своем активным. Чтобы отдых летом стал созидательным, следует совмещать развлечения и познавательную деятельность. «В познавательной деятельности набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования», что и отражено в Пирамиде потребностей А. Маслоу. «Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг». Таким образом, данная Программа, совмещая развлекательные и познавательные формы досуга, помогает участнику Программы найти ответы на вопросы, связанные со становлением личности, развивает креативность. В данной Программе реализуется утверждение: каникулы – время для развития.
Благодаря методу игры, который используется на протяжении всей Программы, ее участники имеют возможность достичь ожидаемых результатов в комфортной для себя форме. Использованные методы организации деятельности позволили выстроить цельную и логически выверенную сюжетно-деятельностную линию тематической смены. Также при создании «мира» игры использовались методы театрализации, состязательности, импровизации (по Шмакову С.А.).
Программа предусматривает разнообразные формы деятельности детей: и познавательные, и ценностно-ориентированные, и художественно-эстетические, и спортивно-оздоровительные, и трудовые. Это и мероприятия, которые подготовлены взрослыми, и дела, где дети и взрослые взаимодействую на равных, и игры (по Титовой Е.В.). Основной формой, пожалуй, является познавательная игра, что связано с особенностями Программы.
Основное содержание программы
Длительность смены – 18 дней, лагерь работает 5 дней в неделю, суббота, воскресенье - выходные. 1-4 день – начальный этап: знакомство с лагерем, темой смены, с участниками Программы. 5-14 день – основной этап: игровые и конкурсные программы познавательного характера. 15-18 день – заключительный этап: игровые и конкурсные программы, требующие отрядного сплочения.
Сюжет смены заключается в имитации жизни древнегреческого города. Один отряд - один район большого города (у нас будут Афины). Все ребята, вожатые, воспитатели являются простыми жителями. В течение смены они выполняют задания, обнаруживая различные артефакты, которые являются символами определенной темы, связанной с определенным персонажем древнегреческой мифологии. Есть артефакты дня (их 16) и универсальный артефакт.
Универсальные артефакты можно получить за выполнение какого-то задания, поручения, за активную отрядную жизнь и т.п.
Конкурсная борьба начинается уже со второго дня и продолжается почти до окончания смены. 16 дней смены (без первого и последнего дней) разделены на 4 тематических отрезка: Титаны, Боги, Чудовища, Герои.
Каждой теме отдается 4 дня, во время которых участники Программы участвуют в различных событиях: это и конкурсные мероприятия, и общелагерные игры, и отрядные.
Каждый день, начиная со 2-го, все отряды будут получать письма от оракула, в которых будет информация по теме смены и задания, которые нужно будет выполнить отрядам. Во время ежедневных массовых событий участники Программы будут вспоминать информацию из писем (развитие кругозора).
Среди заданий, которые нужно будет выполнить каждому отряду – району города, будут индивидуальные, групповые и коллективные.
День Прометея (день 2). Тематические старты (тропа «препятствий») «В поисках огня». Цель: введение в тему смены, создание ситуации знакомства в деятельности. Старты проводятся между 2 отрядами, наиболее подходящими по возрасту. Можно разделить один отряд на 2 группы.
Вводная: Прометей похитил с Олимпа огонь и научил людей им пользоваться, также люди, благодаря титану, смогли обрабатывать землю, создавать инструменты, строить корабли и т.д. Но пока мы древние люди до встречи с Прометеем, и каждому из вас предстоит пройти путь до получения огня.
Задания: собрать плоды (по дорожке разбросаны мягкие шарики), добыть еду и одежду (попасть мячом в обруч), найти в темноте свою пещеру (с завязанными глазами пролезть в обруч), попасть камнем в цель (сбить кеглю палкой), подготовиться к добыванию огня (сложить пирамидку из веточек для костра), впервые разжечь огонь (сложить паззл с рисунком костра). Каждого проходящего тропу сопровождают вожатые.
Результат: закрепление тематического материала, деятельностное знакомство с ребятами из отрядов, возрастающее доверие к вожатым.
День Медузы Горгоны (день 9). Игровая программа «FotoZone» (коллективное творческое дело). Цель: закрепление познавательного интереса, расширение кругозора, развитие креативности, сплочение отряда.
Вводная: Один прямой взгляд на Медузу Горгону убивал, обращая всё живое в камень. Персей смог победить её, глядя на нее в отражение на щите. Давайте и мы попробуем, используя защитное средство от прямого взгляда, создать нечто удивительное и интересное. У всех отрядов будут одинаковые задания, но как вы их выполните, мы узнаем только завтра! Защитное средство – фотоаппарат, все вы – создатели и участники Фотозоны.
Задания: 1. Повторить изображенное на картине (сцены из жизни древних греков); 2. Создать фото, где будет расшифровано понятие «панический страх», «объятия Морфея», «пуп земли»; 3. Изобразить на фото древнегреческих чудовищ: гарпию, гекатонхейра, кентавра.
Результат: закрепление тематического материала, расширение кругозора, проявление креативности, лидерских качеств, умения работать в группе, создание продукта – серии фотографий по мотивам древнегреческой мифологии.
День Минотавра (день 13). Игровая программа «Лабиринт». Цель: закрепление познавательного интереса, работа в малых группах. Лабиринт нарисован на асфальте мелом.
Вводная: Вы находитесь у лабиринта, который создал великий мастер Дедал и в котором был заключен Минотавр. Весь отряд должен зайти в лабиринт и выйти из него, чтобы найти артефакт дня. Но зайти в лабиринт не так просто – нужно заплатить. Плата – разгаданная данетка. Все данетки связаны с древнегреческой мифологией (Мужчина согласился убрать самое грязное место, что привело к изменению ландшафта – Геракл и Авгиевы конюшни). Данетки разгадываются малыми группами (4-5 человек). Для младших отрядов данное испытание проводится в упрощенной форме: рассказывается мифологическая история, и показываются несколько картинок – нужно определить, на какой из них изображены данные события.
Результат: закрепление тематического материала, расширение кругозора, создание ситуации успеха.
День Геракла (день 14). Конкурсная программа «Тринадцатый подвиг Геракла». Цель: развитие креативности, закрепление познавательного интереса.
Задание дается заранее, за 2-3 дня до конкурса: всем известны 12 подвигов, которые совершил Геракл. Но наверняка мы знаем не обо всех его подвигах. Подумайте, с каким чудовищем мог бы сразиться Геракл, кого спасти, как он это мог бы сделать. Продумайте свое выступление, музыкальное оформление, актерскую игру и т.д.
Результат: закрепление тематического материала, расширение кругозора (подводки к номерам включают дополнительные сведения о Геракле, который ребята узнают в игровой форме), проявление креативности, лидерских качеств участников Программы, создание продукта – сценического выступления.
План-сетка смены | 1 день, 29.06, вт Начало смены Вожатский концерт “Элладиум” | |||
Титаны | ||||
2 день, 30.06, ср День Прометея Игровая программа “В поисках огня” | 3 день, 1.07, чт День Атланта Представление отрядов “Небо на плечах” | 4 день, 2.07, пт День Кроноса Игровая программа на стадионе “Время титанов” | 5 день, 5.07, пн День Мнемозины Конкурс “Служенье муз не терпит суеты...” | |
Боги | ||||
6 день, 6.07, вт День Афродиты Игровая программа “Семейные ценности семейки с Олимпа” | 7 день, 7.07, ср День Зевса Конкурс “Создание мира” | 8 день, 8.07, чт День Посейдона Игровая программа “Морской бой” (по 2 отряда) | 9 день, 9.07, пт День Аида Игровая программа “В подземном царстве” | |
Чудовища | ||||
10 день, 12.07, пн День Медузы Горгоны Игровая программа “FotoZone” | 11 день, 13.07, вт День Сирен Конкурс “Битва хоров” | 12 день, 14.07, ср День Сфинкса Игровая программа “Воображариум” | 13 день, 15.07, чт День Минотавра Игровая программа “Лабиринт” | |
Герои | ||||
14 день, 16.07, пт День Геракла Конкурс “Тринадцатый подвиг Геракла” | 15 день, 19.07, пн День Одиссея Игровая программа “Интуиция” | 16 день, 20.07, вт День Орфея Игровая программа “Сила любви” | 17 день, 21.07, ср День Ясона Игровая программа “Золотое руно” | |
18 день, 22.07, чт Закрытие смены Вожатско-воспитательский концерт “Прощаясь с Элладой” | |
В течение смены будут проводиться и другие мероприятия.
Спортивно-оздоровительное направление: ежедневные зарядки; отрядные и межотрядные игры в футбол и пионербол; эстафеты; «весёлые старты», для каждого отряда индивидуальное расписание. Участники Программы получат возможность принять участие в сдаче ГТО.
Также в течение смены участники Программы посетят мероприятия Детской библиотеки им. А. Гайдара, кинотеатр, музей.
Профилактическая работа: традиционно проводятся инструктажи разных ведомств.
Также участники Программы примут участие в необычной познавательной викторине-эстафете “Асклепий и Ко”, посвященной году медработника в Свердловской области.
Управление оздоровительно-образовательной Программой
Данной Программой предусмотрена индивидуальная и коллективная система мотивации и стимулирования ее участников. Бонусы – артефакты дня, универсальные артефакты. При заполнении паспорта гражданина Афин в отрядах также используются различные поощрения внутри отряда (лавровая ветвь, цветная мозаика и др.). Так, в одном из отрядов формой мотивации было ношение лаврового венка в течение дня (венок был сделан своими руками). Выход на награждение также может считаться формой стимулирования.
Артефакт дня вручается каждому отряду за выполненное задание. Его успешность, оригинальность может оцениваться с помощью универсального артефакта, который отряд может получить за помощь, поручение, активную отрядную жизнь. Так, в течение смены в одном из отрядов участник Программы инициировал проведение квестов и викторин по древнегреческой мифологии, придумывал задания, проводил и в своем отряде, и в других. Данная инициативность и активность была вознаграждена универсальным артефактом. Другой отряд в течение смены после зарядки разучивал с другими отрядами танец сиртаки, что также было достойно универсального артефакта.
Предполагается поэтапное отслеживание эффективности педагогических воздействий. Прежде всего, в рамках ежедневных планерок и педсоветов (раз в неделю). Обязательная рефлексия мероприятий; мониторинг «Паспортов гражданина Афин», входное и итоговое анкетирования (см. в Приложениях).
На первом этапе (организационный период) – это анкета, которую проводят в отрядах вожатые: ожидания, готовность личного участия и т.д.
На втором этапе (основной период) – получение информации о состоянии участника Программы, степени его удовлетворенности из Паспорта гражданина Афин.
На третьем этапе (заключительный период) – это анкета, которую проводят в отрядах вожатые: оправдались ли ожидания участника Программы, личные приращения.
Также запланировано онлайн-анкетирование родителей с размещением ссылок на анкету на сайте Лицея, в группе Лицея социальной сети «ВКонтакте», в объявлениях ресурса «Сетевой город».
Также в группе Лицея социальной сети «ВКонтакте» в течение смены ведется дневник смены: публикуются посты о ключевых событиях дня, раскрывается тематика смены, публикуются фото. Все фотографии смены размещаются там же, в фотоальбоме группы Лицея ВК.
Условия реализации Программы
В реализации Программы принимают участие 10 воспитателей (по 2 воспитателя на отряд), руководитель музыкальных занятий, руководитель физических занятий, 5 вожатых-волонтеров, звукорежиссер-волонтер, фельдшер, старший воспитатель, начальник лагеря - всего 21 человек.
Весь педагогический состав летнего лагеря – учителя МАОУ «Лицей». Волонтеры – учащиеся МАОУ «Лицей» 16-17 лет.
Информационно-методическое обеспечение Программы представляет собой Программу смены, методические разработки мероприятий, дидактические материалы смены (созданные специально для смены игры «Древнегреческая Мафия» и «Древнегреческая Мемори», Паспорта жителей Афин). Данные материалы были доступны всем педагогическим работникам по ссылке. Вожатые также имели доступ к данным материалам и к сборникам игр в электронном виде.
Программа предполагает использование самых традиционных канцелярских товаров (бумага, писчая и цветная, пишущие средства (ручки, карандаши), клей, скотч и т.д.), спортивный инвентарь, бросовый материал (пластиковые бутылки и баночки, использованные коробки, втулки от скотча и бумажных полотенец, газеты и т.д.). Также необходима печатная продукция (Паспорт для каждого участника Программы, маршрутные листы, наградная продукция, артефакты распечатываются на цветном принтере). Желательно использовать ламинатор для оформления артефактов.
Оценка качества реализации программы
Критериями оценки качества реализации Программы являются следующие:
уровень достижения заявленных в Программе результатов (см. ниже по отдельным критериям);
уровень удовлетворенности детей и подростков от участия в Программе - анкетирование;
уровень удовлетворенности педагогического состава от участия в Программе – анализ отзывов пед.состава;
качество организуемой деятельности – анкетирование и письменные отзывы родителей, наблюдение за взаимодействием участников Программы и его анализ.
Получение участниками Программы знаний о древнегреческой мифологии – участники Программы владеют информацией по теме смены – беседа, викторина, выполнение заданий, анализ участия в мероприятиях смены.
Умение работать в группе – участники Программы работают в группах, решая поставленные задачи, - наблюдение, продукт, полученный в ходе работы, анализ участия в мероприятиях отряда, лагеря.
Проявление лидерских качеств – участники Программы (не все и не во всем) берут на себя ответственность, являются инициаторами и активистами – самостоятельный поиск информации, решений, ресурсов, наблюдение, анализ участия в мероприятиях смены, анкетирование.
Создание в течение смены креативных продуктов – вклад в создание продуктов – наблюдение, анализ продуктов деятельности.
Укрепление здоровья – участие в оздоровительных мероприятиях – анализ травматизма и заболеваемости, анкетирование.
Факторы риска
Низкая активность участников Программы – выявление индивидуальных интересов, способностей детей/подростков для приобщения к другой деятельности.
Неблагоприятные погодные условия – организация мероприятий согласно тематике смены в двух вариантах (на улице – в здании).
Заболеваемость новой коронавирусной инфекцией и ее рост – профилактические мероприятия: ежедневное отслеживание температуры, систематическая обработка рук, увеличение доли мероприятий на свежем воздухе.
Достигнутые результаты (после реализации программы)
Данная Программа была успешно реализована в период с 29 июня по 22 июля 2021 года на базе МАОУ «Лицей». Благодаря хорошо организованному подготовительному периоду удалось создать сбалансированную Программу. В ходе смены педагогическому коллективу удалось воплотить в жизнь все задуманные события. Все отряды участвовали в лагерных мероприятиях, делах и играх. По данным итоговой анкеты для участников Программы большинство ребят смогли подружиться с ребятами из отряда, им удалось преодолеть сложности в общении, в том числе благодаря воспитателям и вожатым. В силу возраста (некоторым участникам Программы всего 6 лет) ребятам было сложно отвечать на вопросы без вариантов ответов, поэтому итоговое анкетирование по младшим отрядам оказалось не слишком информативным. Тем не менее большинство участников Программы называли те лагерные и отрядные мероприятия, которые им больше всего запомнились. В этом списке оказались и тематические мероприятия, и спортивные, и музыкальные занятия, и занятия в музее и библиотеке, и экскурсия в музей Пожарной части, то есть можно сказать, что отклик нашла вся система событий смены. Также большая часть респондентов отметила, что их ожидания в ходе смены оправдались (отвечая на вопрос об ожиданиях в начале смены, ребята формулировали так: отдых, веселье, друзья, будет интересно и т.д.).
Более информативным стало анкетирование родителей. 78,9 % родителей обозначили впечатление от смены 5 баллами (по 5-балльной шкале), 18,4% – 4 баллами, 2,6 % (1 человек) - 3 баллами. Наиболее высоко были оценены родителями сюжетная игра по древнегреческой мифологии и общение со взрослыми работниками лагеря (84,2 % отметили эти позиции). 31,6% родителей отметили, что питание в лагере – слабое место (это субъективное мнение, на наш взгляд, потому что кормили вкусно и разнообразно). Многие родители отмечали, что никаких замечаний по организации смены нет. Также многие отмечали, что у детей вызвало яркое впечатление то, что смена тематическая, все мероприятия информационно насыщенные и разнообразные, деятельность продуктивная. И в родительских анкетах (со слов детей) вновь упоминаются совершенно различные события смены – это говорит о том, что каждый нашел в смене что-то свое. На вопрос «В чем удалось реализоваться вашему ребенку?» не было ни одного ответа о невозможности/нежелании реализации. 97,4% считают, что смена была познавательной, 65,8% - спортивно-оздоровительной, 60,5% - информативной, также отмечают, что смена была профилактической и профориентационной. Среди пожеланий родителей «большее количество смен».
Что не удалось? Скорее всего, получилось все, и конкурсные продукты были выполнены на очень высоком уровне. Единственный конкурс, к которому отрядам не удалось подготовиться более качественно, стал «Тринадцатый подвиг Геракла». Высокая занятость отрядов не позволила сконцентрироваться на подготовке, просто не хватило времени. При этом стоит отметить, что каждый отряд все-таки представил свою версию события, смог раскрыть тему.
Высокая загруженность формируется в случае, когда к событиям смены добавляются различные внешние мероприятия. Замечательно, когда есть много предложений детского отдыха, но необходимо создание какой-то базы этих мероприятий заранее, чтобы при разработке смены учитывались все возможности.
Список используемой литературы
Кругликова Г.Г., Линкер Г.Р. Теория и методика организации летнего отдыха детей и подростков: Учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. — 236 с.
Леванова Е.А., Сахарова Т.Н. Организация массовых мероприятий в детском оздоровительном лагере. Методические рекомендации / Батаева М. Д., Галой Н. Ю., Голышев Г. С. и др. ; Под общей редакцией Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой. – Москва: МПГУ, 2017. – 212 с.
Методические рекомендации по организации тематической смены, тематического дня и тематического мероприятия по добровольчеству (волонтерству) в детском оздоровительном лагере при реализации программ отдыха и оздоровления детей и подростков. – Москва, 2020. – 126 с.
Приложение
Темы писем от оракула/артефакты дня
Примеры писем оракула
Артефакты (дня+универсальный)
Сценарии мероприятий
Мониторинг
Публикации
Темы писем от оракула/артефакты дня
№ п/п | Событие | Тема письма (примерная) | Артефакт |
2 | День Прометея. Игровая программа “В поисках огня” | Кто такие титаны? Как Титан помог людям? | огонь |
3 | День Атланта. Представление отрядов “Небо на плечах” | История Атланта. Как связаны яблоки с небесным сводом? | яблоко |
4 | День Кроноса. Игровая программа на стадионе “Время титанов” | Кронос и его дети | серп |
5 | День Мнемосины. Конкурс “Служенье муз не терпит суеты...” | Как связаны Мнемосина и музы? | открытая книга |
6 | День Афродиты. Игровая программа “Семейные ценности семейки с Олимпа” | Кто такие боги? | роза |
7 | День Зевса. Конкурс “Создание мира” | Почему именно Зевс стал главным? | молния |
8 | День Посейдона. Игровая программа “Морской бой” | Почему Посейдон был так мстителен? | дельфин |
9 | День Аида. Игровая программа “В подземном царстве” | Каков подземный мир? | волшебный шлем |
10 | День Медузы Горгоны. Игровая программа “FotoZone” | В чем сила Медузы Горгоны? | змея |
11 | День Сирен. Конкурс “Битва хоров” | Чем опасно божественное пение? | перо |
12 | День Сфинкса. Игровая программа “Воображариум” | Какова главная загадка Сфинкса? | монетка с изображением Сфинкса |
13 | День Минотавра. Игровая программа “Лабиринт” | Куда ведет лабиринт? | клубок |
14 | День Геракла. Конкурс “Тринадцатый подвиг Геракла” | Почему Геракл совершал подвиги? | немейский лев |
15 | День Одиссея. Игровая программа “Интуиция” | Как долог может быть путь к любимой? | деревянный конь |
16 | День Орфея. Игровая программа “Сила любви” | В чем сила искусства? | кифара |
17 | День Ясона. Игровая программа “Золотое руно” | Кому и зачем понадобилась шкура барана? | золотое руно |
Примеры писем оракула (все письма написаны на окрашенных кофе листах, на них ставится печать, символизирующая подпись оракула)
Письмо 1.
Доброе утро, афиняне!
Пишу вам с тем, чтобы убедиться в вашем благодушном расположении. О чем это я? Верно, мои друзья, буду изъясняться проще!
Вчера вам довелось узнать о прекрасной стране. Элладиум навсегда в наших сердцах, не правда ли?! Все жители нашей страны знают, что, кроме вас, её населяют существа необыкновенного происхождения.
Среди них Титаны – дети Урана (неба) и Геи (земли). Их было шесть братьев и шесть сестер. Они породили других титанов. В том числе и Прометея – защитника людей от произвола богов. Его имя обозначает «мыслящий прежде, предвидящий, провидец».
Как же мог Прометей людям? По древнейшему поверью, он похитил огонь у Гефеста (бога-кузнеца), унес с Олимпа и передал его людям. Кроме того, считается, что Прометей многому научил людей, об этом вы сегодня и узнаете во время игровой программы «В поисках огня».
Лучшие районы Афин смогут найти первый артефакт – огонь.
Желаю вам удачи, мои юные друзья, быть дружными и терпеливыми.
Ваш Афинский Оракул*
*Оракул – в Древней Греции жрец, который понимал язык божества, мог с ним разговаривать, говорить с людьми от его имени.
Письмо 6.
Доброе утро, афиняне!
Снова с вами я, Афинский оракул. Это мое письмо, пожалуй, самое важное из всех. Прочтите его очень внимательно и как следует всё запомните!
Нам предстоит знакомство с самым великим богом. Зевс – бог неба, грома и молнии, ведающий всем миром. Он главный из богов-олимпийцев.
Живет Зевс на Олимпе, и ему повинуются другие боги. Он распределяет добро и зло на земле, именно он вложил в людей стыд и совесть. Он может предвидеть будущее.
Олимп, на котором живет Зевс, гора богов, в Древней Греции это было священное место. Отсюда наблюдали боги-олимпийцы (их было всего 12) за тем, как живут люди. Здесь же боги собирались на пиры, устраивали игры и турниры.
Высочайший пик горы – 2917 м, это самая высокая гора в стране.
Вход на Олимп преграждали богини времени – Оры.
Там всегда царит теплое лето. Именно с Олимпа возвещал Зевс, дорогие афиняне, о своих решениях посредством грома и молний.
Зевс – тот, кого нельзя злить!
Желаю вам, дорогие афиняне, удачи. Будьте сосредоточенными и скромными!
Ваш Афинский Оракул
Письмо 10.
Доброе утро, афиняне!
Снова с вами я, Афинский оракул. Наверное, вы заметили, что у нас остается меньше времени. Уже через 8 дней мне придется с вами расстаться…
Ну, что ж! Нам надо многое успеть! И нас уже ждут Сирены – демонические существа. Верхняя часть их тела женская, а нижняя – птичья. Их изображают как дев чудной красоты.
Сирены имеют божественный голос, которым зазывают к себе мореплавателей. Звуками своих песен они также усыпляют путников, а потом расправляются с ними. Считается, что сирен были либо 2, либо 3. Одна играла на кифаре, другая на флейте, третья пела. Помимо музыки, сирены завораживали моряков своих взглядом. Единственный, кто смог услышать сирен и не погибнуть, был Одиссей.
Сегодня вам предстоит удивить своими божественными голосами всех, кто рядом. Но будьте внимательны, не перепутайте очаровательные голоса сирен с голосами своих друзей!
Желаю вам, дорогие афиняне, удачи. Будьте искренними и открытыми!
Ваш Афинский Оракул
Письмо 15.
Доброе утро, афиняне!
По традиции с вами я, Афинский оракул. Как известно, под конец начинается всё самое интересное. И на этот раз вам предстоит знакомство с Орфеем.
Орфей – знаменитый певец и музыкант. Иначе быть и не могло, ведь его матерью считается Муза. Жил он в одном из селений у горы Олимп. Бог Аполлон подарил своему любимцу золотую лиру.
Орфей был настолько талантлив, что, слыша его музыку, перемещались скалы и деревья, а дикие звери забывали о своем свирепом нраве.
После трагической смерти Орфея Зевс превратил его золотую лиру в созвездие Лиры.
Вы, конечно, уже слышали историю о любви Орфея?! Сегодня вы и сами сможете пройти дорогой любви.
Не упустите в этот день возможность креативно поведать о своих чувствах тем, кто рядом (например, в форме валентинки).
Желаю вам, дорогие афиняне, удачи. Будьте искренними и верными!
Ваш Афинский Оракул
Артефакты (дня + универсальный) – даны в уменьшенном размере
Артефакт не просто изображение – он связан с персонажем дня (это либо его символ, либо связанный с ним предмет). Эта связь обговаривается в письмах и на мероприятиях.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Универсальный артефакт → |
|
Сценарии мероприятий
Далее предлагаются рабочие сценарии некоторых мероприятий, прошедших в лагере.
Сценарий игровой программы «Воображариум»
Всем привет, афиняне! День Сфинкса вам принес множество вопросов, надеюсь, вы смогли найти на них ответ. И сейчас у вас есть возможность проявить всем отрядом свою сообразительность, ведь на вопросы, которые сегодня буду вам задавать, не знаю ответов даже я! Но сначала разминка – загадка от Сфинкса! Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время. (человек) –за правильный ответ универсальный артефакт.
Для успешной работы нам понадобятся специальные доски и маркеры – прошу подойти за ними по 1 человеку от района. Также нам понадобится смелый юноша или девушка. Здесь нам помогут вожатые, которые выберут, кто будет представлять отряд. Каждый раз я буду приглашать человека из другого района. Начнем же мы с самого старшего отряда.
Отлично, итак, коротко о том, как будет идти наша игра! Чтобы все всё поняли, покажем на ваших вожатых. Итак, кто из вожатых готов? Чтобы человек не слышал задание, надеваем наушники) Как вы думаете, сколько самолетиков сможет вожатая сложить за минуту? Напишите свой ответ на доске для ответов! (команды записывают)
А теперь давайте проверим, какая команда была ближе к правильному ответу! Итак, засекаем минуту, а вожатая складывает самолетики!
Время вышло. Считаем самолетики! Кто же из ответивших был ближе всего? Именно эта команда получила бы балл в нашей игре! Правила понятны?
У нас будет 3 тура по три задания.
1 тур)
Сколько шариков надует игрок за минуту?
Сколько раз игрок за 30 секунд сможет присесть?
Сколько разных фруктов назовет игрок за минуту?
Игра (время подсчета промежуточных результатов)
2 тур)
Сколько человек из зала успеет обнять игрок за 30 секунд?
Имена скольких работников лагеря назовет игрок за 1 минуту?
За сколько секунд игрок перечислит все месяцы года?
Игра (время подсчета промежуточных результатов)
3 тур)
Сколько назовет игрок книжек, где в названии есть число?
За сколько секунд игрок выдавит все ячейки pop it?
Сколько шариков (мягкие мешочки) запросит игрок в ведро?
Итак, подведем итоги! Самым удачливым районом стал….Они набрали …. Баллов за игру!
Сфинкс точно не смог бы вас провести, в честь этого ваш район получает универсальный артефакт. Все остальные районы награждаются специальной монетой с изображением чудовища – артефактом дня.
Викторина-эстафета «Асклепий и Ко», посвященная году медицинского работника, объявленного в Свердловской области
Все ребята делятся на 2 команды. Каждая команда имеет два таблички: верно/неверно. Услышав факт на медицинскую тему, игрок поднимает табличку, которую выбирает, и бежит в сторону ведущего. Баллы начисляются тому, кто правильно ответил, и тому, кто быстрее прибежал. Если команда ответила неверно, но прибежала первой, баллы не начисляются.
1.Самыми первыми сделали операцию древние греки (неверно - египтяне).
2. Чтобы доказать, что определенные бактерии могут вызвать язву желудка, Барри Дж. Маршалл выпил раствор с данными бактериями, развил у себя язву и успешно лечил ее антибиотиками. (верно, за это он даже получил Нобелевскую премию в 2005 году).
3. Недавно робот выполнил первую в мире автономную операцию мягких тканей без какой-либо помощи врача (верно).
4. Доктора не носили халаты до 1900 года (неверно, до 1800, в 19 веке они уже были атрибутом врача).
5. Грепфрутовый сок не рекомендуется пить вместе с приемом лекарств, так как он способствует многократному увеличению концентрации активных веществ медикаментов в крови (верно, сок приводит к передозировке лекарственным средством).
6. Артур Конан Дойль, А.П. Чехов, Даль, Коперник и Галилей, Берлиоз и Че Гевара – врачи (верно).
7. Средневековый персидский ученый Авиценна в 17 вылечил эмира Бухары и попросил за это дворец, в котором открыл больницу (неверно, ему нужен был пропуск в библиотеку при дворце).
8. Самым универсальным и сильным лечебным препаратом для китайских медиков был женьшень (верно).
9. Символ медицины – змея, обвивающая посох или кубок. Это символ Асклепия – бога врачевания в Древнем Риме (неверно, в Древней Греции).
10. Первый антибиотик был открыт благодаря тому, что в лаборатории Александра Флеминга был беспорядок (верно, он открыл пенициллин совершенно случайно).
11. В Древнем Китае и Древней Греции заплесневелый хлеб прижимали к ранам, чтобы предотвратить заражение (верно).
12. В Древней Греции лечили в специальных храмах. Больные оставляли на алтаре подношения и ложились спать в крытых галереях храма. Главными средствами врачевания в храмах были водолечение, массаж, гимнастика и иглолечение (неверно, без иглолечения).
13. В древности бывало, что больных выносили на людные места, где прохожие давали рекомендации по их лечению (верно).
14. Сейчас мы вынуждены носить маски, но и раньше использовали этот метод. В Древнем Китае жители носили на шее мешочки со смесью лечебных трав. Их ароматы защищали организм (верно).
15. В викторианской Англии была популярна гидротерапия. Самым популярным лечебным средством была ванна – качалка. Человек, находящийся в ней, раскачивался и тренировал свои мышцы (неверно, человек получал эффект воздействия морских волн).
Выигрывает команда, получившая больше баллов. Награждается универсальным артефактом.
Сценарий игровой программы (кругосветки) «Сила любви» (по 3 минуты на этап)
Всем привет, афиняне! Сегодня мы собрались здесь, чтобы вспомнить, какой путь прошел ради своей любимой музыкант и певец Орфей. Итак, как это было? Сейчас мы пройдем по станциям, которые вам надо будет посетить, и увидим все своими глазами.
Эвридика стала женой Орфея, это была любовь с первого взгляда. Они были бесконечно счастливы. Но счастье их длилось недолго. Однажды, когда Эвридика гуляла на лугу, ее укусила змея. – Ответственный за станцию в кругу крутит скакалку или канат, стоящие в кругу дети стараются быть не задетыми скакалкой/канатом. Скакалка – это змея.
Идем далее. Безутешный Орфей, не желая мириться со смертью Эвридики, спускается в подземное царство, чтобы вернуть ее в мир живых. Сначала ему приходится уговаривать Харона, перевозчика, чтобы он переправил его на другой берег Стикса. Мрачный старец не соглашался, тогда Орфей коснулся струн кифары. Он играл так, что Харон растрогался и перевез Орфея в царство мертвых. – Изобразить без слов как можно больше слов (типа Крокодил)
Дойдя до Аида и Персефоны, принялся Орфей уговаривать верховного бога отпустить Эвридику. Но был непреклонен Аид. Никому не суждено вернуться из подземного царства. Тогда Орфей запел о своем горе, о муках разбитой любви, о тоске по погибшей Эвридике. – Собрать как можно больше половинок в целые сердца.
Все, кто был рядом, прониклись его вселенской грустью. Аид согласился отпустить Эвридику. Лишь одно условие было у него: во время пути по подземному царству не должен оглядываться Орфей. На все был согласен Орфей. – Нужно спеть как можно больше песен на тему: 1,2 отряд – про лето; 3,4,5 отряд – про любовь.
Привел Гермес тень Эвридики, и они отправились в путь. Впереди идет Гермес, за ним Орфей, а за ними тень Эвридики. Быстро они миновали царство Аида, переправились через Стикс. Вот и тропинка, которая ведет на поверхность земли. Она крута и загромождена камнями. Кругом сумерки. – Нужно провести по одному человеку с завязанными глазами без слов по тропе (ее делаем с помощью малярного скотча).
Дорогая трудна. Почти ничего не видно. Шагов Эвридики не слышно, ведь она бесплотная тень. Все сильнее тревожится за нее Орфей. Становится светлее, и Орфей в надежде увидеть тень жены и успокоиться, что идет она за ним, оборачивается. – Один игрок отворачивается ото всех. За ним встает произвольный человек. Отвернувшийся может задать любой вопрос, на который можно ответить да или нет. По голосу отвернувшийся должен определить того, кто за ним стоит. Потом отворачивается тот, кого определяли.
Протянул Орфей к ней руки. Но все дальше от него тень, вот и совсем потонула она в темноте. Долго стоял Орфей, охваченный отчаянием. Больше никогда не увидит он своей Эвридики. Дорогие афиняне, Орфей сделал всё, чтобы вернуть свою возлюбленную, он так ее любил, что в конце пути не смог сдержать волнения и оглянулся. Сегодня вам предстоит показать свою силу любви и выполнить все задания по максимуму. За каждое задание вы получите баллы. Победит тот район, чья сила любви окажется самой большой!
Для измерения силы любви понадобятся маршрутные листы:
| Название станции | Баллы |
1 | Змея | |
2 | Харон | |
3 | У Аида | |
4 | Условие | |
5 | Тропинка | |
6 | Тень | |
Мониторинг
Входная анкета
Дорогой друг!
Ну, что ж, вот ты и попал в летний лагерь при лицее. Чтобы смена оказалась для тебя интересной и полезной, постарайся ответить честно на предложенные вопросы.
Напиши свои имя и фамилию _____________________________________________
Как тебе хочется, чтобы тебя называли в отряде? ____________________________
Чем ты увлекаешься? ____________________________________________________
Легко ли ты входишь в новый коллектив? ______________________________
Чего ты ждешь от этой смены? _________________________________
Чем бы ты хотел заниматься в отряде? _____________________________________
Чему ты можешь научить ребят из своего отряда? ___________________________
Есть ли в отряде знакомые тебе ребята? ___________________________________
Готов ли ты помогать другим ребятам из отряда? ___________________________
Знаешь ли ты героев древнегреческой мифологии? Назови их имена __________________
Спасибо за ответы! Интересного и деятельного отдыха!
Итоговая анкета
Дорогой друг!
Хоть это грустно, но наша смена подходит к концу. Нам очень хочется узнать, как тебе отдыхалось в лагере на смене «Элладиум»!
Напиши свои имя и фамилию ______________________________________________
Удалось ли тебе подружиться с ребятами из отряда? _____________________________
Было ли тебе сложно или страшно общаться с ребятами? ________________________
Были ли люди (взрослые или дети), которые помогали тебе преодолевать сложности в общении? ________________________________________________________
Какое событие из жизни лагеря тебе запомнилось больше всего? ___________________________________________
Какое мероприятие из жизни отряда тебе запомнилось больше всего? ________________________________________________
Чему ты научился за эту смену? _____________________________________
Кому бы ты хотел сказать «спасибо» за эту смену? _________________________
Что, по твоему мнению, нужно убрать из лагерной жизни? _______________________
Оправдались ли твои ожидания в ходе этой смены? _______________________
Спасибо за ответы!
Анкета для родителей
Вариант Паспорта для каждодневного мониторинга можно посмотреть по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/Yzwt/qp84mjfZC