12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Кучеренко Маргарита Васильевна84

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Отдел образования администрации Калининского района г.Донецка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ

ШКОЛА №35 Г.ДОНЕЦКА»

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

МОУ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА №35 Г.ДОНЕЦКА»

Протокол №13 от 25.01. 2017г.

УТВЕРДЖЕНО:

Директор МОУ

«СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА №35 Г.ДОНЕЦКА»

_______________Л.М.Маттенкова Приказ от 21.02. 2017г. №41

 

Тематическая программа площадки досуга детей

с дневным пребыванием детей «ЮИиК»

(«Юные исследователи и конструкторы»)

Возраст детей: 11-12 лет

Срок реализации: июнь 2017 год

                                                                                                                   Автор

                                                                                 Кучеренко Маргарита Васильевна

                                                              заместитель директора по УВР, учитель физики

 

Донецк 2017

 

 

Пояснительная записка

       Летние каникулы – долгожданное время детворы. Окончены уроки, сданы экзамены, можно и отдохнуть. Но и это время можно провести интересно и с пользой.

       Летняя досуговая площадка –– это особая педагогическая система, поиск новых форм взаимодействия ребёнка и взрослого, личности и коллектива, где предпочтение отдаётся деятельностному подходу.

    Актуальность программы обусловлена её методологической значимостью. Знания и умения, формируемые при реализации программы в проектной и исследовательской деятельности, в дальнейшем станут основой для самообразования, изучения естественных наук и для участия в научно- исследовательской деятельности школьного научного общества.

     Программа способствует непрерывности и преемственности формирования естественного мировоззрения учащихся основной школы, т.к. ознакомление с некоторыми физическими понятиями и процессами происходит в начальной школе, а некоторые повторяются в пятом классе. Психологами установлено, что максимум сензитивного периода для развития интеллекта путем познания окружающего мира как раз приходится на возрасти, соответствующий 5-6 классу. Но согласно Государственному стандарту основного общего образования в 6 классе природоведение не изучается. Затем учащиеся с 7-го класса начинают изучать новый предмет – физику, который без предварительной подготовки быть весьма затруднительным. Поэтому, летняя досуговая площадка здесь может быть кстати. Учащиеся овладеют разнообразными научными методами исследований, укрепят здоровье, освоят различные трудовые навыки. Наблюдать за опытом проводимым учителем, интересно. Проводить его самому интереснее вдвойне. А проводить опыт с прибором, сделанным и сконструированным своими руками, вызывает очень большой интерес.

  Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников единой научной картины мира, интереса к естественным наукам и умения учиться — самостоятельно добывать и систематизировать новые знания, конструировать приборы для учебных занятий собственными руками.

     Мероприятия, представленные в программе, посильны и интересны детям. Совместный труд и развлечения оказывают хорошее воспитательное действие. А новые знания об исследованиях, полученные во время экскурсий и походов, разовьют стойкий интерес к своей Родине.

      Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей.

     Содержание программы реализуется через внутреннюю интеграцию образовательной и воспитательной деятельности, которая направлена на создание единого информационно – познавательного поля для раскрытия личности и творческой самореализации ребёнка.

                                                              Цель программы:

    Создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию детского отдыха, обеспечивающего интеллектуальное и творческое развитие обучающихся. 

                                                             Задачи программы:

1. Создание условий для организованного отдыха детей.

2. Укрепление здоровья, содействие полноценному физическому и психическому развитию.

3. Формирование исследовательского поведения, развитие творческого мышления, аналитических и творческих способностей; приобретение опыта работы изготовления самодельных приборов во внеурочной деятельности, что способствует развитию познавательного интереса к физике через ориентацию на активную самостоятельную познавательную и практическую деятельность.

4. Пропедевтика естественнонаучных знаний.

5. Умение работать в команде над решением поставленной задачи.

6. Формирование у детей осознанного отношения к родному краю через познание истории Родины.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение одной лагерной смены.

Деятельность детей во время смены осуществляется в отряде численностью до 15 человек.

В основе реализации программы заложены разнообразные формы: КТД, экскурсии, праздники, беседы, конкурсы. Методы обучения и воспитания: групповые, индивидуальные, парные, коллективные.

Ожидаемые результаты

- Организация полноценного отдыха детей.

- Расширение кругозора детей, развитие их творческих способностей. Приобретение обучающимися навыков исследовательской и конструкторской деятельности.

- Личностный рост участников программы.

- Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей через познавательно – игровую деятельность.

- Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми, детьми и взрослыми.

    Подведение итогов работы досуговой площадки будет осуществляться через проведение выставки творческих работ детей, ведение книги наблюдений и исследований, встреча с научными деятелями Донецка.

Механизм реализации программы

п/п

Наименование

Сроки

Содержание деятельности

I этап

организационно-методический

Апрель-май

-проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;

-издание приказа по школе о проведении летней кампании;

-подготовка методического материала;

-отбор кадров для работы;

-презентация программы (ознакомление с возможностями площадки, основными событиями смены);

-проведение анкетирования детей для формирования группы;

II этап

реализация программы

Июнь

-реализация основной программы;

-вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел;

проведение познавательных, развлекательных, спортивно-массовых мероприятий;

III этап

заключительный

Июнь

-подведение итогов смены;

-итоговое анкетирование;

- анализ предложений детей, родителей, педагогов о проведенной смене.

Условия реализации программы

Организационное обеспечение.

       Наличие программы деятельности, необходимой документации, плана работы на смену, проведение инструктажа, методических совещаний до начала и во время смены.

Мотивационное обеспечение.

     Добровольность участия в жизни площадки. Стимулирование и применение системы поощрений.

Кадровое обеспечение.

    Педагогический отряд формируется из числа учителей школы (учителя физики, трудового обучения), а также коучи - студенты ГПОУ «Донецкий педагогический колледж», проходящие практику на базе МОУ «Специализированная школа №35 г.Донецка» и обучающиеся 8-10 классов, увлекающиеся физикой и творчеством.

Учитель:

- руководит работой площадки;

- несет ответственность за жизнь и безопасность детей;

- следит за соблюдением техники безопасности во время проведения занятий (Приложение 2);

- организует и контролирует деятельность коучей;

- взаимодействует с родителями детей по вопросам работы площадки.

Коуч:

- помогает учителю готовить оборудование и раздаточный материал,

- вместе с обучающимися проводит опыты и эксперименты, изготавливать модели приборов;

- проводит подвижные игры с обучающимися, осуществляет судейство при проведении интеллектуальных конкурсов;

- ведет фото-, видеосъемку работы площадки.

Педагогическое обеспечение.

      Сочетание индивидуальной и коллективной форм работы детей. Создание условий развития личности детей и их способностей. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей.

 Система стимулирования.

        Программа предусматривает моральные формы поощрения:

- грамоты, дипломы;

- благодарственные письма в адрес родителей.

  Показатели успешности программы:

- Количество детей, принявших активное участие в программе.

- Количество предложений, поступивших от детей по содержанию программы площадки в следующем году.

- Положительные отзывы участников программы и их родителей.

- Коллективные творческие дела.

Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, анкетирования, отзывы детей и родителей (Приложение 1) .

План работы площадки досуга «ЮИиК»

День

Мероприятия

1 день

31 мая

среда

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались

Инструктаж по технике безопасности.

Слет юных исследователей и конструкторов «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!»

2 день

1 июня

четверг

Международный день защиты детей

Удивительный мир камня.

Экскурсия в музей минералогии ДонНТУ

3 день

2 июня

пятница

Делу время – потехе час

Измерение физических величин.

Экскурсия к городским часам (солнечным, песочным)

4 день

6 июня

вторник

День русского языка. День рождения электрического утюга

Электричество вокруг нас.

Экскурсия в краеведческий музей

5 день

7 июня

среда

Праздник Иванов день – Медвяные росы.

Волшебные свойства воды.

Викторина и игры на спортплощадке.

6 день

8 июня четверг

Всемирный день океанов

И вновь – эта удивительная вода.

Экскурсия к городским фонтанам.

7 день

9 июня

пятница

Международный день друзей

Творческая мастерская «Мир похож на цветной луг, если рядом с тобой друг»

8 день

12 июня

понедельник

Вся сила – в знаниях!

Силы вокруг нас.

9 день

13 июня вторник

День рождения булавки

Давление

10 день

14 июня

среда

День экологии

Вторая жизнь пластиковых бутылок.

Трудовой десант

11 день

15 июня

четверг

Всемирный день ветра

Ветер, ветер, ты могуч…

Подвижные конкурсы

12 день

16 июня

пятница

Солнце печет, липа цветет. Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Греет ли шуба?

13 день

19 июня

понедельник

День наблюдения за облаками

У природы нет плохой погоды.

Экскурсия в ботанический сад (оранжереи)

14 день

20 июня

вторник

Закрытие смены

Фестиваль «Формула успеха», закрытие смены. Экскурсия на физико-технический факультет ДонНУ.

             Методическое сопровождение смены содержит подробный конспект с указанием целей, этапов проведения занятия; видеоматериалы; подробное описание практической составляющей занятия; список использованной литературы и интернет-ресурсов. С методическим сопровождением каждого дня смены можно ознакомиться по ссылкам в таблице.

Режим дня

площадки досуга детей с дневным пребыванием «ЮИиК»

08.00 - 08.15- встреча детей «Мы вам рады»

08.15 – 09.15 – образовательный час «Хочу все знать!»

09.15 - 09.45 – динамическая пауза

09.45-10.00 – легкий завтрак

10.00 - 11.00 – час мастерства «Дело мастера боится»

11.00   -  12.30 - «Время узнавать новое»,

экскурсии, подвижные игры, викторины и конкурсы

12.30 - 13.00 -рефлексия пройденного дня, уход детей домой

13.00 - 13.30 - анализ дня, педагогическая планерка

Список использованной литературы

Ванклив Д. Занимательные опыты по физике /Д.Ванклив. – М.: Аст, 2008

Горев Л.А. Занимательные опыты по физике /Л.А.Горев.- М.: Просвещение, 1985.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В.Грирорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение,2010.

Долина Н. Коучи в образовании: [Электронный ресурс] /Н.Долина. – Режим доступа: http://www.eurocoach.ru/training/coaching_in_education/.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников /А.И.Савенков. – Самара: Изд.дом «Федоров», 2010.

Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике, ВЛАДОС, 2007.

Опыты в домашней лаборатории. М. Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1981 (серия: “Библиотечка “ Квант” Вып. 4

Шахмаев Н.Н. Шилов В.Ф. Физический эксперимент в школе. М. 1989.

Приложение 1

Анкета (после 2-3 занятий)

           Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь во время смены более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:

Твои первые впечатления от занятий?

Что ты ждешь от смены?

Есть ли у тебя идеи, как сделать наши занятия интереснее для всех?

В каких делах ты хочешь участвовать?

Что тебе нравиться делать?

Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?

Кто твои друзья в нашей группе?

– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):

Я пришел на эти занятия потому,что…

Я не хочу, чтобы…

Я хочу, чтобы…

Я боюсь, что…

Пожалуйста, напиши также: Имя…………………….Фамилия………………

Анкета (после прохождения «экватора» - середина смены)

         Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен

3 – согласен

2 – трудно сказать

1 – не согласен

0 – совершенно не согласен

1. Я жду наступление нового дня с радостью.

2. На занятиях у меня обычно хорошее настроение.

3. У нас хорошие друзья – педагоги.

4. Ко всем взрослым мы можем обратиться за советом и помощью в любое время.

5. У меня есть любимый взрослый.

6. Я всегда могу свободно высказывать своё мнение на занятии.

7. Когда смена закончится, я буду скучать по своим новым друзьям.

Обработка полученных данных.

Показателем удовлетворённости детей (Уд) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов на общее количество ответов.

Уд = общая сумма баллов / общее количество ответов

Если Уд больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же Уд больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости детей занятостью на плащадке.

Антета (в конце смены)

Что ты ожидал (а) от смены?

Что тебе понравилось?

Что тебе не понравилось?

С кем из ребят ты подружился?

Какие из мероприятий или занятий понравились тебе больше всего? Почему?

Было ли скучно на занятиях?

Было ли тебе страшно?

Что из того, что ты получи (а) на занятиях, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?

Самое важное событие за смену? Было или оно?

Можно ли сказать, что ты чему-то научился на занятиях?

Закончи предложения:

Я рад, что …

Мне жаль, что…

Я надеюсь, что….

Твое имя, фамилия и автограф на память_______________________________

Приложение 2

Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период

Тематика инструктажей для детей:

- «Правила пожарной безопасности»;

- «Правила поведения при проведении опытов, экспериментов и работе с инструментами»

- «Правила поведения детей при прогулках и походах»;

- «Правила при поездках в автотранспорте»;

- «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий».


 

Правила техники безопасности

До начала работы

При выполнении каждой работы, ознакомьтесь с ее описанием и этапами работы.

Уберите все лишние предметы и материалы со стола.

Располагайте предметы, приборы и оборудование так, чтобы избежать их падения или опрокидывания.

Во время выполнения работы

Начинайте выполнять задание после разрешения учителя.

Выполняйте только те задания, которые предусмотрены заданием или поручены учителем.

Будьте внимательны и дисциплинированны, точно исполняйте указания учителя.

При пользовании стеклянной посудой не допускайте резких изменений температуры и механических ударов.

Будьте осмотрительными, вставляя пробки или трубки в стеклянную посуду, особенно, вынимая их.

Опускайте твердые тела в стеклянные сосуды на крепкой нити. Чтобы не разбить стекло.

Пользуясь острыми предметами (иглой, шилом), избегайте повреждения рук или других частей тела.

Не закрывайте посуду с горячей водой пробкой, пока вода не остынет.

Не наклоняйтесь над пламенем и посудой с горячей водой.

Пользуйтесь приборами по их назначению.

После окончания работы.

Сообщите учителю об окончании работы.

Положите все приборы так, как они были расположены к началу работы.

При необходимости притрите стол.

Приложение 3

Примеры рефлексии в конце занятия

«Продолжи незаконченное предложение». Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

«Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» - записывается все, что понравилось на занятии, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, или могут быть полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» - записывается все, что не понравилось, показалось скучным, осталось непонятным, трудоёмкой. В графу «И» - «интересно» - учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Плюс

Минус

Интересно

     

"Благодарю…" В конце занятия учитель предлагает каждому учащемуся выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Чемодан, мясорубка, корзина

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

учащимся предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на занятии.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.