Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Дети земли вощиковской»
Программа
летнего лагеря
с дневным пребыванием детей
«Дети земли вощиковской»
Сроки проведения: 01.06 .18–22.06.18
Возраст участников: 7-14 лет
Выполнила:
Ерохова Наталья Николаевна
Социальный педагог
2018 год
Пояснительная записка
Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших. Истоки современных проблем в экологии - в бездумном и жестоком отношении человека к природе.
Решить эти проблемы можно только с переходом общества на гуманистически ориентированный тип связи с природой.
А начинать работу по изменению общественного сознания необходимо с детства.
Один из основных принципов нашего лагеря - уважительное отношение к природе. Сегодня среда обитания живой природы постепенно исчезает. В наше время остро встали вопросы сохранения окружающей среды. И необходимо это не столько для природы, сколько для выживания человека.
Наша программа поможет ребятам оценить значение природы в жизни каждого и понять, что мы и каждый из нас в состоянии сделать, чтобы защитить и сохранить окружающий мир.
В аспекте экологического воспитания детей чрезвычайно плодотворно обращение к традиционной культуре. Обращение к фольклорным песням и играм дает простор для детской фантазии. Лепка птиц и животных из пластилина, создание аппликаций из природного материала, рисование под музыку помогает детям соединить с образами природы собственные эмоции и переживания, одухотворить, оживить их в своем сознании.
Природа, отраженная в сознании ребенка в живых поэтических образах, - это первый значимый шаг в воспитании гуманного отношения к ней в будущем.
Приобщение детей к вековым традициям своего народа - естественный путь их экологического воспитания.
Большое внимание в этой программе уделяется здоровью. Среди элементов, важных для здоровья, - правильное питание, физические упражнения и забота о теле.
Ребята узнают, как правильно питаться, как разработать комплекс собственных гимнастических упражнений и т.д. Постепенно ребята осознают свою обязанность помогать другим людям.
Составление программы пришкольного летнего лагеря позволяет максимально эффективно использовать ресурсы и возможности пришкольного лагеря, учитывать интересы детей и запросы их родителей. Педагогический коллектив лагеря, составляя планирование работы, продумал все возможности для раскрытия потенциала каждого ребенка.
Программа, по которой мы работаем, по своей направленности является комплексной, то есть, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
С целью организации летнего отдыха детей на базе Вощиковской школы организуется детская оздоровительная площадка с дневным пребыванием детей. Возраст детей от 6 до 14 лет. Продолжительность смены 18 дней.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель:
Создать условия для успешной организации экологического взаимодействия школьников с природой как основополагающего регулятора формирования экологической культуры личности каждого ребенка;
Создание условий для обеспечения активного, интеллектуального и эмоционально насыщенного летнего отдыха и всестороннего развития личности ребёнка на основе его включения в жизнедеятельность сельского лагеря.
Задачи:
1. Воспитывать у школьников понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой;
2. Формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду, как источнику радости и творчества людей;
3.Дать ребятам представление о Земле как об уникальном творении Вселенной, о природе планеты, о влиянии человека на природу, о способах общения человека с природой;
4.Воспитывать экологическую культуру учащихся: бережное отношение к зеленым насаждениям, птицам, животным, содействовать процветанию флоры и фауны в микросреде;
5.Укрепление здоровья;
6.Создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей,
При написании программы мы руководствовались следующими принципами, заложенными в воспитательной системе школы:
* Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;
* Принцип творческого отношения к делу;
* Принцип добровольности участия в делах;
* Принцип учета возрастных особенностей детей;
* Принцип доступности выбранных форм работы.
Сроки и условия пребывания
По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены, 18 дней, с 1 по 22 июня. Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 6 до 14 лет.
Механизм реализации программы
Программа реализуется в условиях пришкольного летнего оздоровительного лагеря при МБОУ Вощиковской ОШ имени А.И.Королёва.
Работа оздоровительного лагеря направлена на развитие бережного отношения к природе, на привитие любви к своей Родине, на развитие потребности в здоровом образе жизни на основе экологического воспитания, духовной, познавательной, игровой и художественной деятельности.
Предполагаемые результаты программы
- При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
- Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
- При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.
- Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине. Они должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить.
- Предполагается, что летняя занятость детей в условиях неполного контроля со стороны родителей способствует профилактики правонарушений несовершеннолетними.
- Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
1.Чёткое представление целей и постановка задач.
2.Конкретное планирование деятельности.
3.Кадровое обеспечение программы.
4.Методическое обеспечение программы.
5.Педагогические условия.
6.Материально-техническое обеспечение.
Педагогические условия
1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
2. Организация различных видов деятельности.
3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
4. Создание ситуации успеха.
5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
6. Организация различных видов стимулирования.
Методическое обеспечение
1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
2. Должностные инструкции всех участников процесса.
3. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
4. Проведение ежедневных планёрок.
5. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Материально-техническое обеспечение
1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
2. Материалы для оформления и творчества детей.
3. Наличие канцелярских принадлежностей.
4. Аудиоматериалы и видеотехника.
5. Призы и награды для стимулирования.
Направления деятельности летнего оздоровительного учреждения:
Экологическое направление.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Патриотическое направление.
Экологическое направление
Задачи экологической деятельности:
Воспитать бережное отношение к природе. Обеспечить развитие экологического мышления:
- стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
- раскрытие сущности происходящих экологических, геополитических, исторических процессов;
- приобщение детей к изучению природы, истории родного края, осознанию связей между человеком и природой;
- изучение эколого-санитарной обстановки на территории Вощиковского сельского округа;
Основные формы работы:
Экологический десант
Операция « Тропинка»
«Экологическое ассорти»
«Зеленый патруль»
Участие в экологических акциях
Физкультурно-оздоровительная работа.
Задача физкультурно-оздоровительной деятельности:
Сохранение и укрепление здоровья детей.
Поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- утренняя гимнастика;
- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере);
- организация пешеходных экскурсий;
- организация здорового питания детей;
- организация спортивно-массовых мероприятий:
- спортивные эстафеты;
- подвижные спортивные игры.
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
- коммуникативные игры на знакомство «Тутти-фрутти», «Снежный ком»,
«Назовись»;
- Игры на выявление лидеров «Верёвочка».
- Игры на сплочение коллектива «Зоопарк», «Заколдованный замок».
Патриотическое направление
Задачи патриотической деятельности:
Пробуждать в детях чувство любви к родине, семье;
формирование уважительного отношения к памятникам истории и развития интереса к изучению родного края;
формирование национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений;
возрождение нравственных, духовных ценностей семьи и поиск эффективных путей социального партнерства детей и взрослых.
Основные формы работы:
Марафон сказок.
День России. Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю тебя, Россия»
« Это ты, моя Россия!»
Спортивные соревнования «Снайпер»
Игра «Зарничка»
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
Инструктажи:
«Правила пожарной безопасности»
«Правила поведения детей при прогулках и походах»
«Правила при поездках в автотранспорте»
«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»
«По предупреждению кишечных заболеваний»
«Меры безопасности жизни детей при укусе клещом»
«Если ты один дома»
«Безопасность в доме»
«Правила поведения с незнакомыми людьми»
«Правила поведения и безопасности человека на воде»
Ожидаемый результат.
укрепление здоровья детей;
укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;
формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта поведения в экстремальных ситуациях;
создание благоприятных условий для оздоровления детей, их эстетического, патриотического и нравственного развития;
пополнение жизни детей интересными социо-культурными событиями;
укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;
развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка;
привитие навыков самообслуживания;
развитие чувства патриотизма;
воспитание уважения к родной природе.
Содержание программы
В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части планеты Земля. Каждый гражданин в ответе не только за себя, свою семью, свою Родину, но и за планету в целом.
Мир сегодня - это совокупность всех межгосударственных и межчеловеческих отношений. Общечеловеческое единение в решении глобальных проблем должно рассматриваться как выход их из кризисной ситуации во всем мире, связанной с экологическими и социальными проблемами.
В программе "Дети Земли Вощиковской" главное внимание уделено трем направлениям:
- закрепление знаний о природе и формирование навыков бережного отношения к ней;
- укрепление здоровья детей через активную физическую деятельность.
- пробуждение в детях чувства любви к родине, семье.
Каждый день смены будет иметь свое название, которое отразить направления работ ребят.
Каждый отряд создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, выпускает отрядный журнал, где отражает жизнь отряда каждый день. В конце лагерной смены будет проводиться конкурс отрядных журналов.
Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Стенд выполнил в виде дерева, так называемого символа лагеря в виде Березы. Совершая добрые дела для природы ребята получают лист березы и тем самым дают возможность символу лагеря оживать.
Рядом символом планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди лагеря, режим работы, план работы лагеря.
Педагогом-организатором разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый ребенок может ежедневно получать "листок березы" за активное участие в жизни отряда и в целом лагеря. Также особо отличившихся ребят награждают медалями. В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество листочков отряда. По итогам победители получают призы и награды.
План мероприятий лагеря
Дата | День | Мероприятия |
1 июня | 1 день | Встреча детей. Создание отрядов. Разучивание девизов, речёвок. Оформление первой страниц отрядного журнала. Инструктаж по правилам поведения в ЛОЛ. Игра «Расскажи мне о себе». Ярмарка идей. |
2 июня | 2 день | Минутка здоровья «Почему полезна утренняя зарядка?» Праздничное мероприятие «Здравствуй лето ,здравствуй лагерь» Спортивное мероприятие « В здоровом теле , здоровый дух» Подвижные игры на воздухе. |
4 июня | 3 день | Минутка безопасности « Мы и дорога» Час добрых дел «Уборка мусора на территории школы и полив цветов на клумбах» Спортивно-развлекательный праздник « Шар-Ах, Шоу» |
5 июня | 4 день | Минутка здоровья «Зелёная аптека» (первая помощь при укусах насекомых) Экскурсия в школьный музей « История семьи Королёвых» Экологический десант «А в нашем лагере…» конкурс плакатов Конкурс песен, пословиц, поговорок про лето и природу. |
6 июня | 5 день | Минутка безопасности « Если ты один дома» Игра по станциям « Экомарафон» Игра на выявление лидеров « Верёвочка» Народные игры на свежем воздухе. |
7 июня | 6 день | Минутка безопасности по ПДД « Опасность езды на велосипеде» Игра на сплочение коллектива «Зоопарк» Конкурс поделок из бросового материала. Соревнования на велосипедах « Безопасное колесо» между отрядами. |
8 июня | 7 день | Минутка безопасности «Правила поведения с незнакомыми людьми» « Там чудеса….» встреча с сотрудниками библиотеки. Конкурс талантов « Эколог-шоу» игры по интересам. |
9 июня | 8 день | Минутка здоровья « Путешествие в страну Витаминию». Час добрых дел (прополка цветов на клумбах). Игра « Путешествие в Лукоморье» по творчеству А.С.Пушкина |
11 июня | 9 день | Минутка здоровья « Путешествие Мойдодыра» Конкурс рисунков на асфальте « Я люблю тебя Россия». Заочная экскурсия « История города Пошехонье» Спортивные рекорды лагеря. |
13 июня | 10 день | Минутка здоровья инструктаж «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий». Спортивная игра «Зарничка» Юмористический конкурс «Эти забавные животные». Игры по интересам. |
14 июня | 11 день | Минутка здоровья «Бывают ли привычки не вредными». Беседа « Чистая вода- основа жизни на земле». «Праздник Нептуна» игровая программа. |
15 июня | 12 день | Минутка здоровья «Меры безопасности жизни детей при укусе клещом». Участие в экологической акции « Чистый дом». Веселые старты «Зоологические забеги». Занятия по интересам. |
16 июня | 13 день | Минутка здоровья « Смех лучшее лекарство». Инструктаж «Как вести себя во время поездки в автобусе» Поездка в краеведческий музей г. Пошехонье. |
18 июня | 14 день | Минутка безопасности инструктаж «Правила поведения детей на прогулках и в походах». Экскурсия на реку Ухра (сбор материала для гербария). Беседа « Красная книга Ярославской области» |
19 июня | 15 день | Минутка здоровья «Правила питания». Игра « десять полезных и десять вредных продуктов питания». Подвижные игры наших бабушек и дедушек. |
20 июня | 16 день | Минутка здоровья « Гигиена в доме». Викторина о животных «Правда ли это?» . Конкурс стенгазет « Мы защитники природы». Игра «Поиск клада». |
21 июня | 17 день | Минутка здоровья « Как правильно закаливаться». « Живи и помни» -мероприятие посвященное ВОВ. Конкурс рисунков « Нет-войне». Изготовление голубей из бумаги. |
22 июня | 18 день | Минутка здоровья « Мой вес, мой рост». Проведение конкурса на лучший отрядный журнал. Праздничный концерт. Трудовой десант по уборке территории. |