Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Земля мастеровая»

2
0
Материал опубликован 16 March 2023 в группе

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Адаптивная школа-интернат «Ступени»» г. Перми















Программа

лагеря

досуга и отдыха

«Земля мастеровая»























































Пермь, 2022 год

Пояснительная записка.

Летний лагерь досуга и отдыха с дневным пребыванием детей на базе МАОУ «Адаптивная школа-интернат «Ступени»» г. Перми на протяжении многих лет успешно выполняет свои функции: оздоравливает детей, продолжает формирование трудовых навыков у школьников, развивает у ребят чувство гордости за свою Малую Родину, творческие способности. Он является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности коммуникативной и физической деятельности. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, социального творчества.

Каникулы составляют значимую часть объёма свободного времени детей, поэтому для них – это разрядка накопившейся за время обучения в школе напряжённости, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, удовлетворение индивидуальных интересов в различных сферах деятельности, развлечениях, играх. Дети ждут от каникул многого. И важно не обмануть их надежды.

2022 год объявлен Годом Культурного наследия Народов России, в Пермском крае проживают представители 115 национальностей, а по результатам анкетирования у нас в школе обучаются представители 12 национальностей. Мы решили через погружение в культурные и трудовые традиции русских, татар, коми-пермяков и таджиков сплотить детский коллектив.

Актуальность программы. Кризис в нашей стране показал, что самой уязвимой сферой человеческих взаимоотношений является сфера отношений между различными этническими группами. В детской и подростковой среде встречаются негативные стереотипы и предубеждения к другой культуре или религии. Например, в нашем образовательном учреждении обучаются дети более 12 национальностей.

Особенностью и новизной программы является создание комплексной системы мероприятий по изучению культурных и трудовых традиций разных национальностей, обучению подростков навыкам коммуникативного общения, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию. Этническая культура любого народа содержит в себе огромный нравственный потенциал и выступает гарантом сохранения стабильности и прогрессивного развития общества.





Программа рассчитана на детей 8 - 16 лет. Построена с учётом специфики летнего лагеря на базе школы-интерната.

В 2021 году планируется охватить 83 обучающихся.

Среди них:

-дети СОП – 9,

- дети группы риска – 27,

-дети «предриска» - 30 человека.


Цели и задачи программы.

 

Цель:  погружение обучающихся в социокультурные и трудовые традиции разных национальностей Пермского края с целью формирования доброжелательных взаимоотношений, сохраняющих индивидуальность и способствующих успешности каждого ребенка.

Задачи: 


Организовать работу с детьми по стимулированию познавательной деятельности к изучению национального языка, традиций, обычаев, обрядов(4 национальности);

Сформировать первичные практические умения, которые в будущем могут оказать большое влияние на предпрофильную подготовку и профессиональное самоопределение обучающихся(8 профпрактик).

Привлечь родителей к совместному с детьми изучению родного языка и культуры.

Увлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность через национальные виды спорта(4 нац.вида спорта) .

Укрепить дружбу и сотрудничество между учащимися разных возрастов и национальностей, и улучшить социально-психологический климат в коллективе ЛДО;

Расширить социальный и коммуникативный опыт школьников (волонтерство, соц. партнеры);



Принципы реализации программы.


Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Земля мастеровая» опирается на следующие принципы:

Принцип гуманизации отношений

Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности

Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

Принцип дифференциации воспитания

Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

активное участие детей во всех видах деятельности.

Принцип творческой индивидуальности

Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.

Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:

необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;

оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

Принцип уважения и доверия.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;

доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов


Этапы реализации программы


I этап. Подготовительный (март – май)

Этот этап характеризуется тем, что за 3 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

- издание приказа по школе о проведении летней кампании;

- разработка программы деятельности   лагеря досуга и отдыха «Земля мастеровая»;

- подготовка методического материала для работников лагеря;

- отбор кадров для работы в ЛДО;

- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

- заполнение АИС о внесении информации о детях;

- тематическое оформление лагеря.

II этап. Организационный (май-июнь, начало смены)

     Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

- проведение встреч с родителями с целью знакомства с программой ЛДО,

- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

- запуск программы;

- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

III этап. Практический –(01-21июня)

Основной деятельностью этого этапа является:

- реализация основной идеи смены;

- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно - творческих дел;

- привлечение родителей к активному участию в реализации программы ЛДО

IV этап. Аналитический – (июнь, по окончании смены)

Основной идеей этого этапа является:

- подведение итогов смены;

- выработка перспектив деятельности организации;

- анализ предложений, внесенных детьми, родителями, педагогами, по деятельности лагеря досуга и отдыха в будущем.


Механизмы реализации программы.

    В основе развития лагерной смены лежит идея сюжетно-ролевой игры «Земля мастеровая». С первых дней пребывания в лагере ребёнок вводится в игру, модель которой поддерживается педагогическим коллективом на протяжении всей смены.

    Попадая в лагерь, дети попадают в страну, где каждый день представлен в виде одной из множеств АРТ-технологий.

  Каждый отряд – это мастерская, которая имеет своё тематическое название, девиз и подчиняется законам лагеря. Во главе мастерских стоят воспитатели. Они организуют детей, отвечают за их безопасность во время проведения мероприятий, помогают подготовиться к конкурсам, играм, соревнованиям. Им помогают вожатые (воспитанники старших отрядов). Игрой руководит педагог - организатор. Он же разрабатывает общелагерные мероприятия. Во главе стоит начальник лагеря. Он осуществляет непосредственное управление, несёт ответственность за организацию жизнедеятельности лагеря, создает благоприятные условия для реализации программы.

       На каждом мероприятии самые активные участники получают знаки отличия – лоскуток, размещая их на общей карте работы лагеря (лоскутное покрывало).

    В конце каждой недели семейки по очереди оформляют «Карту путешествий», отбирая цветные стихи, сказки, рассказы, отражая результаты недели.

   С законами и легендами лагеря дети знакомятся в течение организационного периода, а также получают ряд заданий: придумать законы, гимн лагеря, нарисовать эскиз герба и флага. Итоги этих конкурсов подводятся в середине сезона.

Исходя из этого, приоритетными механизмами реализации программы являются следующие такие технологии, как: 

t1678988560aa.png                                                        

Формы реализации.

Этнокультурное направление программы – это приоритетная работа смены, и является основным направлением программы.

1. Этнокультурное направление - воспитывать в детях любовь к своей малой родине, прививать интерес к истории, культуре, традициям и обычаям родного края.

Расширять кругозора учащихся, развивать их познавательных интересы. Воспитывать человека уважающего традиции и обычаи людей разных национальностей – патриота Малой Родины.

Мероприятия этого блока: беседы, походы, встречи с интересными людьми, конкурсы, подготовка презентации.

2. Блок безопасности  включает мероприятия по ПДД, пожарной безопасности, безопасности на воде. Проведение инструкций по охране труда.

3.Спортивно-оздоровительное направление  включает в себя спортивные игры, состязания, беседы о ЗОЖ, спортивные праздники, туристические походы.

4. Патриотическое направление включает в себя проведение в течение лагерных смен акций и др. мероприятий патриотической направленности.


Работа по программе предусматривает использование различных технологий, с помощью которых дети будут включены в творческую, исследовательскую деятельность по изучению истории и достопримечательностей Закамска в легкой игровой форме:

-Арт – погружение (мероприятия: Закамск в годы Великой Отечественной войны, экскурсии на Пароховой завод, в музей ДК Кирова, к мемориалам и памятникам, посвященные подвигу закамцев в Великой Отечественной войне, виртуальное путешествие по улицам, названных в честь героев Великой Отечественной войны», мастер-классы «Подарок ветерану»

-Канистерапия ( встреча с представителями Закамского питомника для собак, приютом для собак, Занятие «Собака-полводырь»,Акция «Дай лапу друг», знакомство с профессией кинолог, мероприятие «Собаки-герои Великой Отечественной войны»

-Сказкотворчество (встреча с закамским детским писателем А.Зелениным, знакомство с произведением А.Иванова, Мероприятие «Сказочный капустник», тренинг «Сказкотерапия») и т.д.

-Песочная терапия

-Техно-арт

-Арт-нить

-Изо-терапия

-Фроттаж

-Музыкатерапия

Итоговым делом в лагере досуга и отдыха будет изготовление лэпбука «Моя малая Родина», который в дальнейшем можно использовать в течение учебного года при проведении учебно-воспитательной работы.

Для более успешной реализации нашей программы мы используем различные формы работы с детьми. Ведь скука самый главный враг жизни в лагере. Далее приводится перечень используемых форм.

    Викторина - один из вариантов интеллектуального турнира. Суть её известна: участникам предлагаются вопросы, на которые необходимо найти правильные ответы. Викторина имеет золотое правило: «Каков вопрос – таков ответ!», поэтому нужно помнить о корректности вопроса и его формулировки.

  Конкурс – это состязание в каком-либо виде деятельности, имеющее целью выделить наилучших участников, лучшие работы и т.д.

   КТД (коллективно - творческое дело) – это спланированное, исполненное и проанализированное коллективом дело. Оно может быть различным. Это и постановка представления, и оформление газеты, отрядного уголка, и т.д.

  Линейка – одна из организационных форм работы в лагере, предполагающая построение участников смены и сообщение им важной информации. Линейка – это ритуальное представление. Линейки бывают торжественными и рабочими. Продолжительность не должна превышать 15 минут.

  Спортчас - форма организации физкультурно-оздоровительной работы. На   спортивном часе можно разучивать и проводить спортивные командные игры, различные подвижные игры и состязания.

  Экскурсия – групповое посещение достопримечательного места с образовательной целью. Экскурсия может быть серьёзной и шутливой.

  Эстафета – форма организации соревнования в различных видах деятельности. Суть эстафеты в поочерёдном преодолении участниками одной группы определённых этапов. По ходу эстафеты участники передают друг другу право прохождения маршрута.

Так как эта программа рассчитана на детей, обучающихся в 5-7классах, в течение смены для них будут организованы и проведены не менее 5 профпрактик.

Кадровое обеспечение.

  Для реализации программы необходим слаженный сплоченный коллектив единомышленников. В нашем лагере отдыхают дети разных возрастов. Поэтому воспитатели – это учителя школы.

Поскольку, около 40% воспитанников лагеря – это дети с различными нарушениями структуры дефекта, то к ним требуется особый подход. С этой категорией ребят работают педагоги-дефектологи, которые

своих воспитанников, работали с ними в течение всего года.

    Руководит работой воспитателей педагог-организатор.

  Хороший отдых не возможен без хорошего питания. Обеспечивают его детям школьные повара.

  Кроме отдыха детей, пребывание их в нашем лагере несёт оздоровительный характер. Следит за здоровьем и помогает в непредвиденных ситуациях врач-педиатр.

  Помогает поддерживать чистоту в лагере малый технический персонал.

Кроме этого в лагере работают вожатые (ребята из волонтерского отряда). Они помогают воспитателям организовывать ребят.

  Руководит всей жизнью лагеря, обеспечивает благоприятные условия для реализации программы начальник лагеря.

 Итог:

  Педагогический состав: 9 чел.

  Обслуживающий персонал: 5 чел.

  Вожатые: 9 чел.

Утверждение кадрового обеспечения лагеря проводится на педагогическом совете в мае.



Материально-техническое обеспечение


Применение

Источник финансирования и материальная база

Ответственные

Кабинеты

Отрядные игровые комнаты

Материальная база школы.

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Спортивный

зал

Занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды)

Материальная база

школы

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Спортивная площадка

Линейка, проведение обще лагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания

Материальная база

школы

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Школьный двор

Отрядные дела, игры-путешествия

Материальная база

школы

Воспитатели, администрация лагеря

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря

Материальная база

школы

Библиотекарь

Школьная столовая

Завтрак, обед, полдник

Областной бюджет

Зав. производством

Комнаты гигиены

Туалеты, санитарный уголок

Материальная база школы

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал



Критерии оценки эффективности программы.

Внутренние критерии

(изучение динамик личностных характеристик детей)

1.Критерий развития творческих способностей.

  Показатели: умение оценивать проблему, принять правильное решение, найти несколько способов решения.

  Методики: решение творческих ситуаций, тестирование, выполнение творческих отчётов, участие в обще лагерных мероприятиях.

2. Критерии нравственного развития.

  Показатели: отношение к другим людям, отношение к себе.

  Методики: наблюдения, беседы, анкетирование, самооценка, взаимооценка.

3. Критерии здоровья.

  Показатели: удовлетворение в полноценном отдыхе, самооценка физического и психологического состояния.

  Методики: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа.

Внешние критерии

(изучение условий, обеспечивающих достижение целей программы)

1.Критерии удовлетворённостью программой.

Методики: опросы, анкетирование, беседа.

2.Критерии эффективности реализации подпрограммы.

Методики: анализ продуктов деятельности, беседа.


Ожидаемые результаты.

100 % полная инклюзия отрядов

95 % вовлечены дети приоритетных категорий

75 % знают историю своей малой Родины

80 % познакомятся с профессиями: корреспондент, гончар, кинолог, модельер, писатель, вязальщица

85 % накоплен ценный методический материал, который будет иметь применение на уроках литературы, окружающего мира, истории и во внеклассной работе (КСК, кружки)

на 65 % улучшится стабилизация эмоционального состояния и снижение тревожности

100 % выпуск лэпбука «Моя малая Родина», для практического использования в учебно-воспитательной работе.

50-70 % родители включены в работу

90 % удовлетворены ЛДО

                                                                                        Приложение № 1


Режим дня

в лагере досуга и отдыха


9.00 – утренняя зарядка

9.15 – завтрак

9.30-9.45 – линейка

10.00-10.30 – занятия в кружках

10.30- 11.30 – мероприятия лагеря

11.30-12.30 – мероприятия в отрядах

13.00-14.00 – прогулка

14.15 – полдник

14.30 – уход домой










Календарь лагеря:

пру


1 июня (среда)

День Детства



2 июня (четверг)

Праздник одуванчика

3 июня (пятница)

Луза дорса гаж - праздник народного коми – пермяцкого творчества


6 июня (понедельник)


Фестиваль сказок «Ореховая веточка» (сказочница Евдокия Никитична Трясцина)


7 июня (вторник)

Чавконбози – таджикские национальные игры (борьба на силу и ловкость, гуштингири – снять с противника пояс, пухтбехта – хоккей на траве)


8 июня (среда)

Экофестиваль «Лада»

9 июня (четверг)

«Сайри Лола» -таджикский праздник тюльпанов

(плов, самса с зеленью)



10 июня (пятница)

Праздник марийской народной куклы

пу пашкар (осиновые полешки наряженные в яркие платья)

14 июня (вторник)

Праздник русской печи


15 июня (среда)

Сабантуй – татарский праздник (красить яйца, чак-чак, прыгали через костер, воронья каша)




16 июня (четверг)

Жыен - татарский праздник родни


17 июня (пятница)

Праздник национального костюма


20 июня (понедельник)

Пыжа гаж - коми-пермяцкий праздник лодочников – рыболовов

(конкурс рыбного пирога)





21 июня (вторник)

День Ивана Купала





12


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации