Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «УСИНСК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» с. МУТНЫЙ МАТЕРИК
ПРОГРАММА
летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
«Радуга»
(возраст детей 6,5-11 лет)
Срок реализации программы: 23.06.2021г - 18.07.2021г
Автор программы:
Волкова С.И., учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ» с. Мутный Материк
с. Мутный Материк, 2021
Информационная карта программы
Полное название программы | Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга». |
Автор программы | Волкова С.И., воспитатель оздоровительного лагеря (учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ» с. Мутный Материк) |
Территория, представившая программу | МБОУ «СОШ» с. Мутный Материк |
Название проводящей организации | МБОУ «СОШ» с. Мутный Материк |
Адрес организации | г. Усинск, с. Мутный Материк, ул. Школьная, дом 23 |
Телефон | 34-1-55, 34-2-09 |
Форма проведения | Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей |
Цель программы | Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период. Создание условий, интересных, разнообразных по форме и содержанию для обеспечения полноценного отдыха, оздоровления детей и творческого развития |
Специализация программы | Разностороннее развитие детей, приобретение навыков коллективно-творческой деятельности и жизненного опыта. |
Сроки проведения | 23.06.2021г – 13.07.2021г |
Место проведения | МБОУ «СОШ» с. Мутный Материк (пришкольный интернат) |
Официальный язык программы | Русский |
Общее количество участников (в том числе детей) | 20 учащихся, 1 руководитель, 1 воспитатель |
Условия размещения участников | Класс, столовая, спортивная площадка, спортивный зал, библиотека школы, сельская библиотека |
Краткое содержание программы | Программа реализуется через четыре этапа: подготовительный, организационный, основной, аналитический. |
Профиль лагеря | Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей |
Пояснительная записка.
Приближается лето – пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности.
Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации.
Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе средней школы. В нем отдыхают учащиеся 7 – 10 лет. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день – праздник», – гласит восточная мудрость.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха.
Составление программы пришкольного летнего лагеря позволяет максимально эффективно использовать ресурсы и возможности пришкольного лагеря, учитывать интересы детей и запросы их родителей. Педагогический коллектив лагеря, составляя планирование работы, продумал все возможности для раскрытия потенциала каждого ребенка.
Программа, по которой мы работаем, по своей направленности является комплексной, то есть, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
В реализации программы летнего экологического лагеря с дневным пребыванием детей принимают участие педагогический коллектив школы, библиотекарь филиала №7
с. Мутный Материк, представители Государственного Казённого Учреждения РК «Управление противопожарной службы ГО», представители ГУ «Усинское лесничество» Мутно - Материкское участковое лесничество».
Самосоставление плана дает возможность детям вносить предложения, отстаивать их, выбирать, а затем воплощать в жизнь.
Цель программы | Цель: выявление способностей ребенка и его развитие в спорте, искусстве, техническом творчестве и других видов игровой деятельности. |
Основные задачи программы | Организация разнообразной досуговой деятельности, и прежде всего – активного общения с природой. Привлечение к активным формам деятельности учащихся группы риска. Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива. Преодоление разрыва между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной и трудовой деятельностью. Формирование у школьников навыков общения и толерантности. Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления. Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др. |
Перечень основных мероприятий программы | Создание оптимальных условий для организации отдыха и оздоровления учащихся школы Обновление содержания и форм работы по организации летнего лагеря с дневным пребыванием при школе Совершенствование уровня кадрового обеспечения и деятельности летнего лагеря при школе Научно-методическое обеспечение Оздоровление детей и профилактика заболеваний |
Организационно-методическое и материально-техническое обеспечение. | Фотоаппарат; Магнитофон; Компакт-диски и аудиокассеты; Спортивно-игровой инвентарь; Канцелярские товары; Призовой фонд, сувенирная продукция, грамоты; Методическая литература с играми, конкурсами, сценариями, викторинами, праздниками. |
Ожидаемые результаты реализации программы | Укрепление здоровья детей; Улучшение социально-психологического климата в лагере; Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей; Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов ; Формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях; развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка; привитие навыков самообслуживания; Повышение чувства патриотизма; Уважение к родной природе. Совершенствование материально-технической базы организации летнего отдыха и оздоровления детей |
Система организации контроля над исполнением программы | Контроль над исполнением программы осуществляется начальником лагеря, заместителями директора по воспитательной работе и заместителем директора по безопасности. |
Концептуальные основы
Актуальность программы
Не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из города к родственникам. Большой процент детей остается дома. Предоставленные сами себе, дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. На основе социального заказа муниципального образования и создан оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей. В нем отдыхают дети из малообеспеченных, многодетных семей, дети группы риска, состоящих на внутришкольном контроле, одаренные дети. Длительность смены 18 дней. В пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами, укрепляет здоровье.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
- устойчивым спросом родителей на организованный отдых учащихся;
- работой по укреплению здоровья детей и формированию у них потребности здорового образа жизни;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала педагогов в реализации цели и задач программы.
Наш лагерь имеет достаточный потенциал, опыт организации летнего отдыха.
Принципы программы
Программа летнего оздоровительного лагеря «Радуга» опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ЛОЛ «Радуга» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Направления деятельности пришкольного оздоровительного лагеря
Экологическое направление
Художественно – эстетическое направление
Трудовая деятельность
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Патриотическое направление
Нормативно-правовое обеспечение программы
Конвенция ООН о правах ребенка
Конституция РФ
Закон Российской Федерации, Республика Коми «Об образовании»
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Концепция развития дошкольного, общего и дополнительного образования Республики Коми на 2011-2015 годы
Концепция Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул».
Порядок проведения профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха
Устав школы
Положение о лагере дневного пребывания
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности
Приказы УО
Должностные инструкции работников
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра
Акт приемки лагеря
Содержание программы.
Лагерная смена проводится в рамках игры.
В течение смены ведётся работа по выявлению различных способностей и интересов ребят, изучаются их личностные особенности. Когда отмечаются достижения отдельных детей, они получают капитошек – маленькие весёлые капли дождя разных цветов, кроме этого в сюжете игры злой волшебник отнимает у радуги цвета, и в начале смены вводится игра – «Подари краски Радуге». Мотивацией для детского творчества, активности, деятельности выступает желание победить злого волшебника, накопить как можно больше капитошек, собрать все цвета Радуги. В конце смены Радуга засияет всеми своими красками, а разноцветные человечки – дети – будут веселиться. (На стенде вначале будет оформлена Радуга без цвета, на которую ребята будут приклеивать капельки, выбирая цвет в зависимости от участия в делах и мероприятиях)
По своей направленности данная программа является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей, по продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение лагерной смены.
Воспитатели учитывают в своей работе итоги деятельности детей (это выражается в цветовой гамме).
Символ дня
Коллективный Красный цвет - коллективные мероприятия лагеря, в которых каждый ребенок принимает участие.
Особый Оранжевый цвет - такие мероприятия, которые не похожи на все другие дни смены.
Житейский Желтый цвет - такие мероприятия, в результате которых приобретается новый багаж знаний и умений
Задорный Зеленый цвет - смешные конкурсы, веселые мероприятия
Главный Голубой цвет - мероприятия патриотического направления
Спортивный Синий цвет - спортивные соревнования
Фантазийный Фиолетовый цвет - мероприятия, развивающие фантазию детей
В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение в уголке радужат.
Красный цвет – классный день!
Зеленый – день как день.
Оранжевый – очень хороший день!
Синий – скучный день
Этапы реализации программы:
I этап Подготовительный (апрель-май)
Этот этап характеризуется тем, что до открытия летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
Проведение совещаний при директоре и по подготовке школы к летнему сезону;
Издание приказа по школе о проведении летней кампании;
Разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Подготовка методического материала для работников лагеря;
Отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.).
II этап. Организационный
Данный этап по продолжительности короткий (2-3 дня). Включает в себя:
встреча детей, знакомство;
торжественное открытие лагеря;
проведение диагностики детей;
запуск программы «Радуга»;
знакомство с правилами жизнедеятельности в лагере, режимом дня, правилами поведения и пожарной безопасности (инструктаж);
формирование в группах органов самоуправления;
другие мероприятия.
III этап. Основной этап
Данный этап реализуется на протяжении всей смены (21 день)
реализация основных положений программы;
вовлечение детей в различные виды деятельности
IV этап. Аналитический этап
анкетирование детей, родителей;
подведение итогов смены, реализации программы;
анализ предложений (детей, родителей, педагогов) по деятельности оздоровительного лагеря в будущем
Механизм реализации программы
Механизм реализации программы предполагает обеспечение следующих условий:
материально-технических (технические и материальные возможности лагеря);
научно-методических (подбор творческих методических кадров, владеющих инновационными педагогическими технологиями; использование развивающих программ, подбор средств, методов и форм работы с детьми; определение потенциальных возможностей коллектива – личных, деловых, творческих);
организационных (управленческая, контролирующая, творческо-исследовательская функция управленческого звена).
Кадровое обеспечение.
Программу реализует педагогический коллектив МБОУ «СОШ» с. Мутный Материк.
Она осуществляет демократическое, стимулирующее руководство участниками лагеря.
Педагогическими принципами деятельности коллектива являются:
Принцип педагогического профессионализма.
Принцип уважения личности ребенка.
Принцип сотрудничества, сотворчества, содружества.
Принцип поддержки детских инициатив, творчества.
Принцип включенности детей в социально значимые отношения (самоуправление детского коллектива).
Принцип индивидуального подхода и коллективного творчества.
Принцип личностной активности.
Принцип исследовательской позиции.
Данные принципы являются системой основополагающих требований в педагогической деятельности.
Структура педагогического коллектива:
Начальник лагеря – обеспечивает организацию жизнедеятельности лагеря.
Воспитатели лагеря – обеспечивают организацию жизнедеятельности и работы отряда,
обеспечивают продвижение к реализации цели.
Организация взаимодействия летнего оздоровительного
лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга»
с социумом
8.10 – 8.30– прием детей
8.30 – 9.00 – построение, сдача рапорта начальнику лагеря
9.00 – 9.30 – завтрак
9.30 – 10.00 – воспитательные мероприятия
10.00 – 11.15 – спортивные мероприятия
11.15 – 12.00 – занятия по интересам
12.00 – 12.30 – обед
12.30 – 13.00 – воспитательные мероприятия
13.00 – 14.00 – спортивные мероприятия
14.00 – 14.30 – занятия по интересам
14.30 – уход детей домой
ДНИ | МЕРОПРИЯТИЯ | ОТВЕТСТВЕН-НЫЕ |
День первый среда «День открытия» | 1. Торжественное открытие лагеря «Радуга собирает друзей". | Начальник лагеря, воспитатель |
2. Беседа по технике безопасности и правилах жизни лагерной смены, инструктаж по ПДД, правилам противопожарной безопасности. | ||
3. Игры, конкурсы «Ярмарка идей». | ||
4. Тренинг «Давайте познакомимся». | ||
День второй четверг «День знакомства» | 1. Построение, сдача рапортов, утренняя зарядка (игра-танец). | Начальник лагеря, воспитатель |
2. Самоуправление. Выбор актива: название отряда, девиз, речёвка, эмблема. Выбор капитана отряда. | ||
3. Подвижные игры на свежем воздухе «Веселая эстафета». | ||
4. Самоуправление: оформление отрядного уголка. | ||
5. Игры, тренинги | ||
День третий пятница «День моряка» | 1. Построение, сдача рапортов. Утренняя зарядка | Начальник лагеря, воспитатель . |
2. Игра «Морской бой» | ||
3. Минутка здоровья «Правила поведения на водоёмах в летний период» | ||
4. Интеллектуально-развлекательное мероприятие «Морское путешествие» | ||
5. Мастер-класс « Делаем лодочку» | ||
День четвертый суббота «Сказочный день» | 1. Построение, сдача рапортов. Утренняя зарядка. | Начальник лагеря, воспитатель, библиотекарь |
2. Экскурсия в сельскую библиотеку. | ||
3. Викторина по сказкам А.С.Пушкина «Что за прелесть эти сказки…» | ||
4. Конкурс рисунков «Волшебные краски». | ||
5. Видеосалон «Ох уж эти сказки». | ||
День пятый понедельник «День талантов» | 1.Построение, сдача рапортов. Утренняя зарядка. | Начальник лагеря, воспитатель, работники Дома культуры |
2. Фестиваль «Радуга талантов» | ||
3. Экскурсия в Дом культуры | ||
4. Игровая программа «Угадай мелодию» | ||
5. Подвижные игры на свежем воздухе. | ||
День шестой вторник «День воды» | 1. Построение, сдача рапортов. Утренняя зарядка. | Начальник лагеря, воспитатель. |
2. Интеллектуальная игра «Водопад вопросов» | ||
3. «История Капитошки». Сочинение волшебных сказок. | ||
4. Экскурсия к реке Печора. Акция «Чистые берега» | ||
День седьмой среда «День леса» | 1. Построение, сдача рапортов. Утренняя зарядка. | Начальник лагеря, воспитатель, начальник лесничества. |
2.Беседа с сотрудниками лесничества «Причина лесных пожаров» (просмотр презентации) | ||
3. Экскурсия в лес. Сбор материала для гербария и поделок. | ||
4. Мастер – класс. Изготовление поделок из лесного материала. | ||
5. Выставка рисунков «Берегите лес от пожаров» | ||
День восьмой четверг «День здоровья» | 1. Построение, сдача рапортов. Утренняя зарядка. | Начальник лагеря, воспитатель, медицинский работник. |
2. Беседа с медицинским работником о важности здоровья. | ||
3 Спортивная игра «Мой веселый звонкий мяч». | ||
4. Интеллектуальная игра «Здоров будешь - все добудешь». | ||
5. Акция «Мы за здоровый образ жизни». | ||
День девятый пятница «День сюрпризов» | 1. Минутка здоровья «Витамины на грядке» | Начальник лагеря, воспитатель. |
2. Подвижная игра «Поиск клада» | ||
3. Акция «Просто так» | ||
4.Мастер-класс «Игрушки своими руками» | ||
День десятый суббота «День велосипедиста» | 1. Построение, сдача рапортов. Утренняя зарядка. | Начальник лагеря, воспитатель. |
2. Познавательная игра, посвященная Дню ГИБДД; | ||
3. «Мой друг велосипед» - конкурсная программа на территории школьной спортивной площадки. | ||
4.Беседа « Правила для юного велосипедиста» | ||
5. Видеосалон «Урок безопасности» | ||
День одиннадцатый понедельник «День пожарной безопасности» | 1.Построение, сдача рапортов. Утренняя зарядка. | Начальник лагеря, воспитатель, начальник противопожарной службы. |
2. Беседа «Правила поведения при пожаре» | ||
3.Викторина «Знатоки правил пожарной безопасности». | ||
4.Конкурс плакатов «Дети против огня в лесу» | ||
5. Просмотр видеоролика «Причины пожара». Экскурсия в Государственное Казённое Учреждение РК «Управление противопожарной службы ГО» с. Мутный материк. | ||
День двенадцатый вторник «День фантазии и цирка» | 1. Построение, сдача рапортов. Утренняя зарядка. | Начальник лагеря, воспитатель. |
2. Акция «Поделись улыбкою своей». | ||
3. «Фабрика звезд». Конкурс детских песен. | ||
4.Конкур фокусов. Цирковое представление. | ||
5. Веселые игры на свежем воздухе | ||
День тринадцатый среда «День Ивана Купала» | 1. Построение, сдача рапортов, Утренняя зарядка. | Начальник лагеря, воспитатель. |
2. Познавательный час «Как отмечают День Ивана Купала » | ||
3. Мастер-класс «Изготовление венков из березовых веток» | ||
4. Досуговая программа «Синее царство – морское государство» | ||
5. Хороводы на свежем воздухе. | ||
День четырнадцатый четверг «День любви и верности". | 1. Построение, сдача рапортов. Утренняя зарядка. | Начальник лагеря, воспитатель. |
2. «Подарок для самых родных». Изготовление поздравительных открыток | ||
3. Концертная программа, посвященная Дню семьи, любви и верности. | ||
4.Подвижные игры на свежем воздухе. | ||
5. Минутка здоровья «Закаливание – путь к здоровью» | ||
День пятнадцатый суббота «День патриотизма» | 1. Построение, сдача рапортов, Утренняя зарядка. | Начальник лагеря, воспитатель. |
2. Заочное путешествие по стране «Россия - родина моя» | ||
3. Викторина «Великие люди нашего Отечества» | ||
4. Написание сочинения «Моя малая Родина» | ||
5. Военно-спортивная игра «Зарничка». | ||
День шестнадцатый 10.07 суббота «День художника» | 1. Построение, сдача рапортов, Утренняя зарядка. | Начальник лагеря, воспитатель. |
2. Минутка здоровья «Осанка – основа красивой походки». | ||
3. Просмотр и обсуждение презентации «Творчество русских художников». | ||
4. Конкурс рисунков, посвященный Дню Российской почты и Дню рыбака. | ||
5. Акция «Пишите письма, друзья». | ||
семнадцатый 12.07 понедельник «День спорта» | 1. Построение, сдача рапортов. Утренняя зарядка. | Начальник лагеря, воспитатель. |
2. Минутка здоровья «В здоровом теле - здоровый дух!». | ||
3. Первенство лагеря по различным видам спорта (бег, веселые старты, шашки, шахматы и др.) | ||
4. Флешмоб «Танцы, спорт, движение» | ||
День восемнадцатый вторник «День расставания» | 1. Построение, сдача рапортов. Утренняя зарядка. | Начальник лагеря, воспитатель. |
2. Праздничный обед. | ||
3. Торжественное закрытие лагерной смены | ||
4. Праздничный концерт «Радужное настроение», дискотека | ||
5. Минутка здоровья «Пейте, дети, молоко – будете здоровы»/data/files/q1649037678.pptx (Отчёт о проведённой работе) |
Список литературы
Архарова Л. И. Герои космоса. Cценарии праздников, классных часов, игр, развлечений для начальной школы. - М. 2005.
Афанасьев С.П. Коморин С.В. Что делать с детьми в загородном лагере. - М. 2009.
Никульников А.Н. «Школьная площадка». -Новосибирск. 2006.
Роткина Т.С., Курзова О.А., Нестеренко А.В. Уроки добра и милосердия.- О.: «Детство». 2007.
Соколова Н.В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство». 2009.
Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей.-М. 1999.
Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства. - М. 2003.
Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…Воспитание! -М. 1996.
Лутошкин А. Н. Как вести за собой. -М. 1978.
Мануйлов Ю.С. Воспитание средой. -Нижний Новгород. 2003.
Микляева А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой. -Спб. 2003.
Рожков М.И. Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. -М. 2004.
Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка. /Под ред. Дубровиной И.В. -Нижний Новгород. 1995.
Степанов Е.Н. Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М. 2003.
Тимонин А.И., Тимонина Л.И. «Школа лидера». - Нижний Новгород. 2008.
Таран Ю.Н. Каникулы: социально-педагогические ориентиры. –Нижний Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии». 2006.
Фопелъ К. Как научить детей сотрудничать. -М. 1999.
Десятникова Т. Звездное небо (сценарий для младших классов) // Воспитательная работа в школе. 2003. №3.- С.137-138.