Предпрофильная программа «Профессия гувернёр» (9–11 классы)
Программа предпрофильной подготовки «Профессия – гувернёр»
Автор: Егорушкина Татьяна Петровна
Аннотация
Жизненный план – понятие широкое. Он охватывает всю сферу личного самоопределения – моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний.
Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Подросток хорошо понимает, что содержание будущей жизни прежде всего зависит от того, сумеет ли он правильно выбрать профессию. Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения.
Курс по выбору предпрофильной подготовки «Профессия – гувернёр» направлен на изучение основ профессиональной деятельности с целью получения знаний, необходимых для выбора профессии – гувернёра. Курс позволит формированию основ трудовой, этической, эстетической, культурологической, предпринимательской культуры, необходимых для профессионала в профессии. Гувернёр – профессия будущего
Пояснительная записка
Гувернантка в старом толковании этого слова -
это «воспитательница детей, приглашенная в семью, часто иностранка»
(словарь В.И.Даля).
Российское образование на современном этапе своего развития вошло в период основательной качественной трансформации, причем одной из приоритетных в этой области явилась задача подготовки педагогических кадров, способных эффективно, творчески работать в совершенно новых, динамичных условиях современной российской педагогической действительности.
Повышение требований к профессиональному образованию, в том числе к педагогическому, требует качественного обновления подходов к подготовке педагога, способного на высоком профессиональном уровне самостоятельно, творчески и ответственно решать проблемы воспитания, обучения и развития подрастающих поколений. Данная программа является составной частью предпрофильной подготовки в 9-х классах в процессе самоопределения относительно избираемых ими профессии педагогического направления.
Сегодня гувернантку не обязательно выписывать из-за границы (хотя для гувернантки, обучающейся иностранному языку, это весьма оправданно, таких гувернанток или репетиторов называют «носителями языка»). Тем не менее, в современном понимании слова «гувернантка» более верно толкование, которое находим в словаре Ефремовой: «Гувернантка - это наемная воспитательница детей, занимающаяся также их обучением».
Гувернер сегодня – это особый уклад, образ жизни и стилю жизни, режиму и устоям другой семьи.
В последнее время спрос на гувернеров резко возрос. Работа в семье становиться обычной, интересной, высокооплачиваемой. Итак, кто такой гувернер? Кому и зачем он нужен? Как стать хорошим гувернером? Образовательная программа «Профессия - гувернёр» направлена на профессиональную ориентацию учащихся 9 классов в области педагогики и рассчитана на 12 часов обучения.
Спецификой предлагаемой программы является её ориентированность не только на формирование у учащихся базовых понятий, но и на организацию активного включения в разнообразные виды самостоятельной познавательной деятельности.
Цель образовательной программы - знакомство обучающихся с профессиональной деятельностью гувернера, развитие устойчивого интереса к данной сфере как к будущей профессиональной деятельности.
Задачи образовательной программы:
введение в мир профессий педагога и гувернера;
содействие освоению теоретических знаний основ педагогике и психологии;
формирование основ трудовой, этической, эстетической, культурологической, предпринимательской культуры ;
активизация познавательной деятельности.
В содержание курса включены следующие виды деятельности:
занятие – лекция;
занятие-беседа;
конкурсные занятия;
практические занятия в мастерских;
игровые тренинги;
защита творческих проектов.
Ожидаемые результаты образовательной программы:
Обучающиеся должны знать:
Историю деятельности гувернеров;
Содержание характер деятельности современного гувернера;
Общие вопросы детской психологии и педагогики;
Современные технологии в образовании и воспитании детей;
Основные правила и нормы трудовых отношений.
Обучающие должны уметь:
систематизировать и обобщать собранный материал по данной программе;
самостоятельно организовать и провести игры с аудиторией;
показать свои навыки социального общения;
продемонстрировать понимание выводов по данному курсу;
изготовить маленький сувенир.
Формы контроля образовательного процесса:
Данная программа предполагает следующие формы контроля:
выступления обучающихся;
выполнение самостоятельной работы;
тестирование;
участие в игровых программах.
Процесс изучения программы заканчивается выполнением комплексного задания – защитой творческого проекта «Гувернером стать хочу – пусть меня научат!»
При оценивании деятельности обучающихся по программе учитываются следующие критерии:
Внимание, активность, проявление интереса к программе (наличие этих качеств позволяют отследить диагностические карты, зачетные листы);
Систематичность в работе на занятиях (наблюдение педагога);
Проявление познавательного интереса (тестирование, наблюдение, стремление обучающегося участвовать в различных мероприятиях);
Владение учебным материалом, умение анализировать (выступления, анкетирование, ведение журнала);
Творческий подход (подготовка и защита творческого проекта).
Учебно-тематический план
Тема, разделы |
Всего часов |
в том числе |
Форма контроля преподавателя |
|
теоретич. занятия |
практич. занятия |
|||
1.Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы её развития. Введение в профессию «Гувернёром стать хочу – пусть меня научат!» |
1,5 |
0,5 |
1 |
Деловая игра |
2.Личность педагога: требования к личности гувернёра; профессионально значимые качества личности гувернёра. |
2 |
1 |
1 |
тест |
3.Профессиональная деятельность гувернёра: понятие о стиле деятельности гувернёра, Образовательная деятельность гувернера в современных условиях. |
6,5 |
1 |
1 |
Участие в конкурсе |
Традиционные и инновационные технологии в воспитании детей |
1 |
2 |
Защита практических творческих работ |
|
Основы семейного воспитания. Современный этикет. |
0,5 |
1 |
||
4.Заключительное занятие. Защита творческих проектов. |
2 |
0,5 |
1,5 |
Анкетирование. Защита проекта |
Всего: |
12 |
4,5 |
7,5 |
Содержание программы
Педагогическая профессия (1,5 часа)
Теоретическая часть(0,5 часов): Общая характеристика и перспективы её развития. «Погружение» в педагогическую деятельность.
Практическая часть(1час) Введение в профессию. Кто такие гувернеры: историческая справка. Возрождение традиций. Гувернер: роскошь или необходимость? В мире множество разных профессий, и сделать выбор бывает сложно. Как понять, что Вы прирожденный адвокат или бизнесмен? А, может быть, Вы настолько творческая натура, что захотели посвятить себя воспитанию и обучению детей. Деловая игра.
Личность педагога(2 часа)
Теоретическая часть(1 час): требования к личности гувернёра. Выдающиеся педагоги о требованиях к гувернёру. Противопоказания к выбору педагогической профессии.
Практическая часть(1 час): профессионально значимые качества личности гувернёра. Тестирование.
Профессиональная деятельность гувернёра(6,5 часов)
Теоретичная часть (2,5 часа): Характеристика стилей. Взаимосвязь стиля и характера педагогической деятельности. Информатизация обучения. Развивающее обучение. Формирование самостоятельности в процессе обучения. Технология обучения.
Практическая часть (4 часа): Практическая работа: «Учение – с увлечением». Выбор форм воспитания и их классификация. Игровой тренинг. Изготовление сувенира. Организация и проведение конкурса «Я – Гувернёр». Основы семейного воспитания. Современный этикет. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности. Тенденции современного семейного воспитания. Организация праздников.
Заключительное занятие (2 часа) : Защита творческих проектов.
Теоретическая часть (0, 5 часа): Рекомендации образовательных учреждений, требования поступления в них. Анкетирование.
Практическая часть (1,5 часа): Защита творческих проектов. Подведение итогов защиты проектов «Мой выбор – моя профессия».
Перечень учебных заведений, обучающих в сфере обслуживания и педагогики:
Техникум сервисных технологий и предпренимательства. ГОУ СПО.
Тольяттинский индустриально-педагогический колледж. ГОУ СПО.
Тольяттинский медицинский колледж. ГОУ СПО.
Тольяттинский социально-педагогический колледж. ГОУ СПО.
Информационное обеспечение
Список литературы для обучающихся.
1.Педагогика.Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей. Под редакцией П.И.Пидкасистого.1997г.
2.Общая психология. Под редакцией В.В Богословского. 1998г.
3.АндреевВ.И. Педагогика творческого саморазвития. Издательство Казанского университета. Инновационный курс. 2001г.
4.Чепурных Е.Е. От культуры полезности к культуре достоинства. М.: Сентябрь, 2000г.
5.Иванов В.И. Энциклопедия коллективных творческих дел. М. 2006г.
6.Шмаков С.А.»Об игре – всерьез», «Досуг – твой друг». М,.2007г.
Список литературы для педагога.
1.Беспалько В.П. Слагаемое педагогической технологии. – М.:Педагогика,1999.
2.Борисова Е.М., Логинова Т.П. Индивидуальность и профессия.- М.: Знания, 2007.
3.Народное искусство в воспитании детей. Под ред. Т.С.Комаровой.2009г.
4.Наша новая школа. Документы и проекты.2010г.
5.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект.2010г.
Методика «Мотивы выбора профессии»
Сценарии конкурсов
Материалы для проведения практических работ
Аудио и видео материал