Программа
онлайн - смены школьного лагеря
«Новое поколение великой страны»
(гражданско-патриотическое направление)
Возраст детей – 7-12 лет.
Автор: Фомичева Людмила Александровна,
заместитель директора по ВР
2020
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Ежегодно, начиная с 2006 г., указом президента РФ каждый год в России является тематическим. 2020 год объявлен в нашей стране Годом памяти и славы, ведь весь русский народ отмечает 75-летие со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Также период с 2018 по 2027 год проходит под названием Десятилетие детства. Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых. В 2020 году в связи со сложной эпидемиологической ситуацией в регионе и районе вопрос о полезном и безопасном отдыхе детей встал особо остро. Таким образом, онлайн-лагерь стал самой актуальной формой организации отдыха детей. С целью организации летнего отдыха учащихся на базе МБОО Старомайнская СШ №1 был организован школьный лагерь в дистанционной форме. Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению, как временного детского коллектива, так и создает основу для развития социального интеллекта детей и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности. Создаются большие возможности для организации неформального общения. Неформальность же обстановки позволяет организовать и развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам. Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана: повышением спроса родителей и детей на организованный и содержательный отдых детей ввиду отсутствия возможности посетить очные лагеря ; обеспечением преемственности в содержании работы лагеря предыдущих лет ( невозможно исключить из программы воспитания учащихся организованный отдых во время каникул) модернизацией старых форм воспитательной работы и введением новых; необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач программы Данная программа реализует культуру здорового и безопасного образа жизни, экологическое, художественно-эстетическое, нравственно-этическое, научно-познавательное, трудовое направления деятельности. Но приоритетным направлением является гражданско-патриотическое. По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение продолжительности одной смены (7 дней). В лагере объединены три отряда, которые будут работать на разных площадках платформы Zoom. Предполагается за одну смену охватить отдыхом 36 детей. При комплектовании особое внимание уделяется детям из многодетных, малообеспеченных, неполных семей, детям-инвалидам, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Актуальность программы состоит в создании педагогической воспитательной среды, способствующей углубленному знакомству с историей России. Изучение победоносных вех Великой Отечественной войны оказывает непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания. Опыт работы показал, что у современных школьников недостаточно развито восприятие исторического прошлого. Знакомство с историческими событиями страны лишь поверхностное, основанное на изучении учебников истории. При этом учащиеся начальной школы и вовсе не имеют знаний по данной теме. Россия - великая страна с богатым прошлым. В ритме современной жизни в нашем обществе постепенно утрачиваются такие понятия, как «патриотизм», «чувство долга». Новое поколение лишено понимания того, что такое счастливое детство без войны, у современных детей искажены нравственные человеческие ценности. Программа «Новое поколение великой страны» представляет собой модель организации тематической онлайн-смены, раскрывающей воспитательно-образовательную деятельность педагогического коллектива учреждения как систему, адекватную современной стратегии развития и воспитания детей. В основу программы легли идеи популяризации патриотизма среди молодого поколения. Проведенный мониторинг показал, что свободное время дети в основном проводят за компьютерами, телефонами и планшетами, играя в онайн-игры, и родители хотели бы разнообразить их досуг, сделать так, чтобы время, проведенное в гаджетах, было потрачено с пользой. Новизна программы заключается в том, что ранее на базе школы реализовались программы лишь очного лагеря, во время которого совмещались оздоровление детей и их нравственное и культурное развитие. Анализ работы оздоровительного летнего лагеря прошедших годов показал, что очень эффективной является работа, построенная в форме игры и творческой деятельности, поэтому при планировании мероприятий на достаточно серьёзную для детей тему уделялось особое внимание этим формам организации деятельности участников лагеря. В онлайн-смене ребятам предстоит стать участниками путешествия в прошлое нашей страны. Воспитанники узнают много интересного из истории, примут участие в различных квестах, викторинах, конкурсах рисунков и плакатов. А самое главное – разновозрастные ребята станут друзьями, смогут побороть свои комплексы, боязнь вступать перед аудиторией, будут творчески развиваться. По итогу лагерной смены пройдет фестиваль лучших рисунков «Мы против войны!», конкурс стихов о войне, о детстве. Ежедневно, помимо знакомства с историей нашей страны, в лагере будут работать творческие мастерские, спортивный сектор «Мы за ЗОЖ!», онлайн-кинозал для просмотра тематических фильмов и мультфильмов. Все мероприятия будут направлены на патриотическое воспитание школьников на примере событий из истории России, включая Великую Отечественную войну. Программа «Новое поколение великой страны» рассчитана на приобщение детей к истории и культуре своего народа, тесное сотрудничество с родителями и педагогами, знакомство с окружающим миром, с природой, трудом, желанием заглянуть в прошлое, думая о будущем нашей страны. Цель: создание условий для отдыха и развития лидерского и творческого потенциала детей и подростков через патриотическое воспитание, привитие бережного отношения к культурному наследию и погружение в тематику смены. Задачи: 1. Формирование и развитие чувства патриотизма в каждом участнике программы онлайн-смены. 2. Создание условий для развития в участниках программы лидерских навыков, аналитического мышления. 3. Выработка осознанного отношения к событиям Великой Отечественной Войны, к героям Победы, к необходимости сохранять мир, заработанный нелегким путем. 4. Раскрытие творческого потенциала и креативного мышления у участников программы через систему дополнительного образования. 6. Развитие у участников программы аналитического мышления, через определение жизненных перспектив, своей жизненной позиции. 7. Формирование у участников онлайн-смены активной гражданской позиции и приобретение навыков проектирования через создание социальных проектов. Участники программы Количество участников – 36 человек, в состав которых входят: дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; дети, оставшиеся без попечения родителей, а также, находящиеся под опекой граждан; дети различных учетных категорий; дети-инвалиды; дети из многодетных и малообеспеченных семей. Принципы реализации программы Принцип безопасности. Защита прав и личного достоинства участников смены, ответственность за ихжизнь и здоровье. Принцип самостоятельности. Принятие решения, выбор деятельности самими участниками. Принцип личностного развития. Самореализация ребенка в условия коллективной деятельности. Принцип взаимодействия. Постоянное сотрудничество и общение между воспитанниками и вожатыми. Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видео, аудио, мультимедийные презентации. Принцип взаимоуважения. Уважение чужого мнения и взглядов, умение слушать других. Содержание программы Содержание программы ориентировано на создание благоприятных условий для отдыха, оздоровления и развития личности ребенка. В содержание входит: -культурно - досуговая деятельность; -художественное творчество; -игровая деятельность; -спортивно-оздоровительная деятельность; -профилактическая работа; -познавательная деятельность. Основные этапы реализации программы Организационный Оптимистический настрой на день, физическая зарядка, минутка безопасности. Обучающе-развивающий Занятия по теме дня, просмотр образовательных материалов,выполнение заданий. Творческий Участие в конкурсах и КТД Итоговый Подведение итогов дня. Планы на следующий день. Обсуждение достижений и неудач. Система контроля и мотивации учащихся. Готовым продуктом, который участники лагеря получают по окончании смены, является летний дневник. Ежедневное оформление тематических страниц дневника – это проектная деятельность, направленная на формирование творческих способностей учащихся и всесторонее развитие их как личности. В конце каждого дня участники присылают фотоотчет или видеоотчет с выполненным творческим заданием. Работы ребят размещаются на официальном сайте ОО и в социальной группе ВКонтакте. Все отчеты о проведенной работе также публикуются в Интернет-сообществах. Условия реализации программы Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий: 1. Чёткое представление целей и постановка задач. 2. Конкретное планирование деятельности. 3. Кадровое обеспечение программы(необходимое количество вожатых, привлечение волонтеров) 4. Методическое обеспечение программы. 5. Материально-техническое обеспечение. 6. Необходимо предусмотреть время на отдых участников лагерной смены во время составления плана – сетки (Приложение 1) Методическое и материально-техническое обеспечение. Наличие необходимой документации: программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки на каждый день. Наличие компьютерного и мультимедийного оборудования с установленной программой электронной платформы Zoom(удобно то, что дети смогут подключиться к нужной площадке через мобильный телефон по ссылке, достаточно только скачать приложение Zoom) Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной онлайн-смены. Подбор методических разработок (сценарии, разработки КТД, акций, мероприятий и т.д.) в соответствии с планом работы. Проведение ежедневных планёрок. Подбор реквизита для проведения мероприятий; Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов. Кадровое обеспечение.
В реализации программы участвуют: Организатор онлайн-смены (начальник лагеря); Технический специалист; Вожатые (педагоги школы) Инструктор по физической культуре; Волонтёры Функциональные обязанности работников лагеря
Перед началом работы лагерной смены проводится установочный семинар для всех участников программы (кроме детей). На каждом площадке платформы Zoom работают 2 вожатых и 1 волонтёр. Перед началом лагерной смены каждый их участников получает ссылку для подключения к своей площадке. Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Достигнутые результаты В течение и по окончании лагерной смены были проведены различные мониторинги среди детей и родителей. Было выявлено, что 100 % участников смены остались довольны данной формой организации отдыха детей. Родителям показалось удобным то, что ребёнок, несмотря на младший школьный возраст, мог самостоятельно заниматься под «дистанционным» присмотром педагогов. В процессе проведения онлайн-смены были достигнуты следующие результаты: 1. Участники смены получили новые знания, связанные с тематикой лагеря. 2. Расширился кругозор учащихся, развились их познавательные интересы. 3. Дети научились правильно распределять свой день, составлять режим дня школьника. 4. Развились индивидуальные способности детей, произошло приобщение ихк творческой деятельности. 5. Многие учащиеся смогли самореализоваться как личность, побороть страх выступления на публике. 6.Произошло сплочение детей из разных классов, появились общие интересы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что дистанционная форма проведения лагерной смены в будущем может стать одним из вариантов организации отдыха детей при школьном лагере.
|