12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Чехранова Зоя Васильевна604 Учитель начальных классов первой квалификационной категории. Работаю в школе 39 лет. Россия, Кемеровская обл., д. Курск - Смоленка |
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Новое поколение», 5 класс
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
- Конституция Российской Федерации (с т. 43).
- Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (Федеральный Закон принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года и подписан Президентом РФ 29 декабря 2012 года).
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. № 2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Курск
- Смоленская основная общеобразовательная школа».
- Концепция духовно-нравственного развития личности гражданина России.
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Курск-Смоленская основная общеобразовательная школа» имеет лицензию (серия А № 0002724, регистрационный номер: 12948 от 15.08.2012 года) на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам в области начального общего, основного общего образован ия бессрочно.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Подготовить ребёнка к жизни – это конечная цель системы. Принципиально важно – что и как формировать у него для её достижения.
Любой ребёнок, в каком бы возрасте он ни был, требует к себе самого пристального внимания. Он не просто член коллектива, он прежде всего личность. Обращение к личности ребёнка, к его жизненным силам и потенциальным возможностям, к его самовоспитанию является одним из средств решения вопросов воспитания.
Цель: развитие эмоционально-ценностного отношения к жизни, необходимого для становления здорового человека с активной гражданской позицией.
Для осуществления поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:
- развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни, общечеловеческие и национальные духовные ценности;
- формировать активную жизненную позицию личности, приобретение опыта гражданских действий, демократического поведения и общения;
- развивать умения и навыки конструктивно-критического мышления, инициативы, самостоятельности, навыков коллективной деятельности;
- воспитывать уважение к народным традициям и культуре, уважительного и толерантного отношения культуре и традициям других народов;
- научить детей действовать в соответствии со своими правами, не ущемляя при этом права других людей;
- сформировать у учащихся понимание принципов и ценностей демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе, научить правовым способам влияния граждан на жизнь и политику своей школы, города и государства в целом.
Программа рассчитана для реализации в 5 – 9 классах и включает в себя следующие направления:
- Гражданско-патриотическое воспитание
- Нравственное и духовное воспитание
- Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
- Интеллектуальное воспитание
- Здоровьесберегающее воспитание
- Социокультурное и медиакультурное воспитание
- Правовое воспитание и культура безопасности
- Формирование коммуникативной культуры
- Экологическое воспитание
- Культуротворческое и эстетическое воспитание
Программа внеурочной деятельности «Новое поколение» выстраивается в соответствии со школьной программой развития и поэтому и ставит своей целью, прежде всего, личностный рост ученика. Личностный рост ученика возможен при условии становления системы личностных образовательных смыслов каждым воспитанником. Это позволяет выйти на компетентностный подход в обучении и воспитании.
2. Ожидаемые результаты.
Личностные и метапредметные результаты к концу 5 класса
Целью данной программы является направленность на достижение воспитательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:
Личностные результаты:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование познавательной и информационной культуры;
формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
формирование осознанной адекватной и критической оценки своей деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы.
умение извлекать информацию из различных источников.
умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать
своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Воспитание – длительный процесс, состоящий их огромного количества составляющих, поэтому явный результат можно получить только по окончании обучения. Явным результатом является формирование полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.
Конечную цель своей работы я вижу в становлении личности, обладающей следующими качествами:
- умею взаимодействовать с другими людьми
- способен к обучению
- умею управлять своими эмоциями
- веду здоровый образ жизни
- обладаю гражданской позицией.
- чувствую сопричастность в судьбе страны.
- испытываю гордость за свою страну
- умею самостоятельно строить свою жизнь
3. Содержание внеурочной деятельности.
Гражданско-патриотическое воспитание (3 ч.)
Устный журнал, коллективно-творческие дела, праздники, урок мужества, военно-историческая викторина.
Нравственное и духовное воспитание (4 ч.)
Викторины, дискуссии, социальный проект, тренинг, коллективные творческие дела.
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству (2 ч.)
Творческие выставки, трудовые десанты.
Интеллектуальное воспитание (2 ч.)
Интеллектуальный марафон, экскурсии, интеллектуальная игра.
Здоровье сберегающее воспитание (3 ч.)
Беседы, устный журнал, викторины.
Правовое воспитание и культура безопасности (6 ч.)
Беседы.
Формирование коммуникативной культуры (5 ч.)
Дискуссии, тренинги.
Экологическое воспитание (3 ч.)
Экскурсии, устный журнал, интеллектуальный марафон.
Культуротворческое и эстетическое воспитание (6 ч.)
Коллективные творческие дела, праздники, конкурс поделок.
4. Тематический план.
№ п/п | Направление работы | Количество часов |
1 | Гражданско-патриотическое воспитание | 3 ч. |
2 | Нравственное и духовное воспитание | 4 ч. |
3 | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | 2 ч. |
4 | Интеллектуальное воспитание | 2 ч. |
5 | Здоровье сберегающее воспитание | 3 ч. |
7 | Правовое воспитание и культура безопасности | 6 ч. |
8 | Формирование коммуникативной культуры | 5 ч. |
9 | Экологическое воспитание | 3 ч. |
10 | Культуро творческое и эстетическое воспитание | 6 ч. |
5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
“О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 -
2015 годы”. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р
Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и
нравственности. Ростов н/Д, 1995.
Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного
воспитания /Педагогика. 1995. № 4
Блинов В.И., Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и
во внеурочной деятельности / Школьное образование. М.2007.
Вагина Л.А., Дорошенко Е.Ю. Педагогические советы / В помощь администрации
школы. Волгоград. Издательство «Учитель». 2006. № 2
Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2009
Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! М., 2000.
Компьютер
Интерактивная доска
Интернет-ресурсы:
http://ped-kopilka.ru
6. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Направление воспитательной работы | Мероприятие | УУД | |
План. | Факт. | ||||
1 | 03.09 | Гражданско-патриотическое воспитание | Символы государства | Личностные результаты: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование познавательной и информационной культуры; формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | |
2 | 10.09 | Формирование коммуникативной культуры | Я – частица класса | ||
3 | 17.09 | Экологическое воспитание | Загадки осени | ||
4 | 24.09 | Правовое воспитание и культура безопасности | Улицы и движение в нашем городе | ||
5 | 01.10 | Нравственное и духовное воспитание | Ежели вы вежливы… | ||
6 | 08.10 | Нравственное и духовное воспитание | О красоте души и сердца | ||
7 | 15.10 | Нравственное и духовное воспитание | Люди пожилые, сердцем молодые | ||
8 | 22.10 | Экологическое воспитание | В защиту Матери-Земли | ||
9 | 29.10 | Правовое воспитание и культура безопасности | Дорожные знаки и дополнительные средства информации | ||
10 | 12.11 | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству. | Мои первые успехи в 5 классе | Метапредметные результаты: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления; умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; формирование осознанной адекватной и критической оценки своей деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности; умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы. умение извлекать информацию из различных источников. умение работать в группе | |
11 | 19.11 | Здоровье сберегающее воспитание | Мои первые успехи в спорте в 5 классе | ||
12 | 26.11 | Интеллектуальное воспитание Экологическое воспитание | Форт Байярд | ||
13 | 03.12 | Нравственное и духовное воспитание | О матери можно говорить бесконечно | ||
14 | 10.12 | Правовое воспитание и культура безопасности | Правила пользования транспортом | ||
15 | 17.12 | Культуро творческое и эстетическое воспитание | Мастерская Деда Мороза | ||
16 | 24.12 | Культуро творческое и эстетическое воспитание | Новый год ворот! | ||
15 | 14.01 | Здоровье сберегающее воспитание | Здоровье – бесценное богатство | ||
16 | 21.01 | Правовое воспитание и культура безопасности | Основные понятия и термины ПДД | ||
17 | 28.01 | Гражданско-патриотическое воспитание | Конституция – основной закон гражданина | ||
20 | 04.02 | Интеллектуальное воспитание | Знай и люби свой край | ||
21 | 11.02 | Культуротворческое и эстетическое воспитание | День Святого Валентина | ||
22 | 18.02 | Гражданско-патриотическое воспитание Формирование коммуникативной культуры | Аты-баты! Стань солдатом! | ||
23 | 25.02 | Экологическое воспитание | Лекарственные растения нашего края | ||
24 | 03.03 | Культуро творческое и эстетическое воспитание | Мисс Весна | ||
25 | 10.03 | Формирование коммуникативной культуры | |||
26 | 17.03 | Здоровьесберегающее воспитание | Влияние компьютера на наше здоровье | ||
27 | 07.04 | Формирование коммуникативной культуры | Дружба начинается с улыбки | ||
28 | 14.04 | Правовое воспитание и культура безопасности | Элементы улиц и дорог | ||
29 | 21.04 | Здоровьесберегающее воспитание | Как уберечься от гриппа? | ||
30 | 28.04 | Культуротворческое и эстетическое воспитание | Русские традиции | ||
31 | 05.05 | Формирование коммуникативной культуры | |||
32 | 12.05 | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Операция «Уют» | ||
33 | 19.05 | Правовое воспитание и культура безопасности | «На железной дороге» | ||
34 | 26.05 | Формирование коммуникативной культуры | Мир вокруг нас |