Рабочая программа по внеурочной деятельности «Новое поколение» (6 класс)
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
- Конституция Рос сийской Федерации (ст. 43).
- Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (Федеральный Закон принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года и подписан Президентом РФ 29 декабря 2012 года).
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. № 2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Курск
- Смоленская основная общеобразовательная школа».
- Концепция духовно-нравст венного развития личности гражданина России.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Курск-Смоленская основная общеобразовательная школа» имеет лицензию (серия А № 0002724, регистрационный номер: 12948 от 15.08.2012 года) на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам в области начального общего, основного общего образования бессрочно.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Подготовить ребёнка к жизни – это конечная цель системы. Принципиально важно – что и как формировать у него для её достижения.
Любой ребёнок, в каком бы возрасте он ни был, требует к себе самого пристального внимания. Он не просто член коллектива, он прежде всего личность. Обращение к личности ребёнка, к его жизненным силам и потенциальным возможностям, к его самовоспитанию является одним из средств решения вопросов воспитания.
Цель: развитие эмоционально-ценностного отношения к жизни, необходимого для становления здорового человека с активной гражданской позицией.
Для осуществления поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:
- развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни, общечеловеческие и национальные духовные ценности;
- формировать активную жизненную позицию личности, приобретение опыта гражданских действий, демократического поведения и общения;
- развивать умения и навыки конструктивно-критического мышления, инициативы, самостоятельности, навыков коллективной деятельности;
- воспитывать уважение к народным традициям и культуре, уважительного и толерантного отношения культуре и традициям других народов;
- научить детей действовать в соответствии со своими правами, не ущемляя при этом права других людей;
- сформировать у учащихся понимание принципов и ценностей демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе, научить правовым способам влияния граждан на жизнь и политику своей школы, города и государства в целом.
Программа рассчитана для реализации в 5 – 9 классах и включает в себя следующие направления:
- Гражданско-патриотическое воспитание
- Нравственное и духовное воспитание
- Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
- Интеллектуальное воспитание
- Здоровьесберегающее воспитание
- Социокультурное и медиакультурное воспитание
- Правовое воспитание и культура безопасности
- Формирование коммуникативной культуры
- Экологическое воспитание
- Культуротворческое и эстетическое воспитание
Программа внеурочной деятельности «Новое поколение» выстраивается в соответствии со школьной программой развития и поэтому и ставит своей целью, прежде всего, личностный рост ученика. Личностный рост ученика возможен при условии становления системы личностных образовательных смыслов каждым воспитанником. Это позволяет выйти на компетентностный подход в обучении и воспитании.
2. Ожидаемые результаты.
Личностные и метапредметные результаты к концу 5 класса
Целью данной программы является направленность на достижение воспитательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:
Личностные результаты:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование познавательной и информационной культуры;
формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки своей деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы.
- умение извлекать информацию из различных источников.
- умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать
- своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Воспитание – длительный процесс, состоящий их огромного количества составляющих, поэтому явный результат можно получить только по окончании обучения. Явным результатом является формирование полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.
Конечную цель своей работы я вижу в становлении личности, обладающей следующими качествами:
- умею взаимодействовать с другими людьми
- способен к обучению
- умею управлять своими эмоциями
- веду здоровый образ жизни
- обладаю гражданской позицией.
- чувствую сопричастность в судьбе страны.
- испытываю гордость за свою страну
- умею самостоятельно строить свою жизнь
3. Содержание внеурочной деятельности.
Гражданско-патриотическое воспитание (3 ч.)
Устный журнал, коллективно-творческие дела, праздники, урок мужества, военно-историческая викторина.
Нравственное и духовное воспитание (4 ч.)
Викторины, дискуссии, социальный проект, тренинг, коллективные творческие дела.
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству (2 ч.)
Творческие выставки, трудовые десанты.
Интеллектуальное воспитание (2 ч.)
Интеллектуальный марафон, экскурсии, интеллектуальная игра.
Здоровье сберегающее воспитание (3 ч.)
Беседы, устный журнал, викторины.
Правовое воспитание и культура безопасности (6 ч.)
Беседы.
Формирование коммуникативной культуры (5 ч.)
Дискуссии, тренинги.
Экологическое воспитание (3 ч.)
Экскурсии, устный журнал, интеллектуальный марафон.
Культуротворческое и эстетическое воспитание (6 ч.)
Коллективные творческие дела, праздники, конкурс поделок.
4. Тематический план.
№ п/п |
Направление работы |
Количество часов |
1 |
Гражданско-патриотическое воспитание |
3 ч. |
2 |
Нравственное и духовное воспитание |
4 ч. |
3 |
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству |
2 ч. |
4 |
Интеллектуальное воспитание |
2 ч. |
5 |
Здоровье сберегающее воспитание |
3 ч. |
7 |
Правовое воспитание и культура безопасности |
6 ч. |
8 |
Формирование коммуникативной культуры |
5 ч. |
9 |
Экологическое воспитание |
3 ч. |
10 |
Культуро творческое и эстетическое воспитание |
6 ч. |
“О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 -
2015 годы”. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р
Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и
нравственности. Ростов н/Д, 1995.
Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного
воспитания /Педагогика. 1995. № 4
Блинов В.И., Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и
во внеурочной деятельности / Школьное образование. М.2007.
Вагина Л.А., Дорошенко Е.Ю. Педагогические советы / В помощь администрации
школы. Волгоград. Издательство «Учитель». 2006. № 2
Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2009
Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! М., 2000.
Компьютер
Интерактивная доска
Интернет-ресурсы:
http://festival.1september.ru
http://ped-kopilka.ru
5. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п |
Дата |
Направление воспитательной работы |
Мероприятие |
УУД |
|
План. |
Факт. |
||||
1 |
03.09 |
Гражданско-патриотическое воспитание |
Герб, флаг и гимн Кемеровской области. |
Личностные результаты: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование познавательной и информационной культуры; формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
|
2 |
10.09 |
Формирование коммуникативной культуры |
Я и коллектив класса, школы. |
||
3 |
17.09 |
Экологическое воспитание |
Что нам осень золотая приготовила. |
||
4 |
24.09 |
Правовое воспитание и культура безопасности |
Правила дорожного движения. |
||
5 |
01.10 |
Нравственное и духовное воспитание |
К Дню пожилого человека. |
||
6 |
08.10 |
Нравственное и духовное воспитание |
Поговорим о вежливости. |
||
7 |
15.10 |
Нравственное и духовное воспитание |
Диспут "Разумное и нравственное всегда совпадают". |
||
8 |
22.10 |
Экологическое воспитание |
Загрязнение вод мирового океана. |
||
9 |
29.10 |
Правовое воспитание и культура безопасности |
Золотая зебра (ПДД). |
||
10 |
12.11 |
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству. |
"Осень своими руками"- поделки из природного материала |
Метапредметные результаты: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления; умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; формирование осознанной адекватной и критической оценки своей деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности; умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы. умение извлекать информацию из различных источников. умение работать в группе |
|
11 |
19.11 |
Здоровье сберегающее воспитание |
Игра - путешествие "Город здоровья" |
||
12 |
26.11 |
Нравственное и духовное воспитание |
К дню матери. "Самая милая, родная, любимая" |
||
13 |
03.12 |
Интеллектуальное воспитание Экологическое воспитание |
Игра "Счастливый случай" |
||
14 |
10.12 |
Правовое воспитание и культура безопасности |
Знай, помни, выполняй (ПДД) |
||
15 |
17.12 |
Культуро творческое и эстетическое воспитание |
Мастерская Деда Мороза |
||
16 |
24.12 |
Культуро творческое и эстетическое воспитание |
Новый год в разных странах. |
||
17 |
14.01 |
Здоровье сберегающее воспитание |
О вредных привычках. "Береги здоровье смолоду" |
||
18 |
21.01 |
Правовое воспитание и культура безопасности |
Как уберечься от беды? |
||
19 |
28.01 |
Гражданско-патриотическое воспитание |
"Иной здесь видится Россия". Знакомство с произведениями искусства о родном крае. |
||
20 |
04.02 |
Интеллектуальное воспитание |
"Тайна имени" - беседа. |
||
21 |
11.02 |
Экологическое воспитание |
КВН "Лес" |
||
22 |
18.02 |
Гражданско-патриотическое воспитание Формирование коммуникативной культуры |
День Защитника Отечества. |
||
23 |
25.02 |
Здоровьесберегающее воспитание |
Протест против курения. |
||
24 |
03.03 |
Формирование коммуникативной культуры |
У друзей нет выходных. |
||
25 |
10.03 |
Правовое воспитание и культура безопасности |
Подросток и закон. |
||
26 |
17.03 |
Здоровьесберегающее воспитание |
Как уберечься от гриппа? |
||
27 |
07.04 |
Культуротворческое и эстетическое воспитание |
Фотовыставка «Зимние узоры» |
||
28 |
14.04 |
Культуро творческое и эстетическое воспитание |
«В мире прекрасного» |
||
29 |
21.04 |
Формирование коммуникативной культуры |
«Юмор – лучшее лекарство от стресса» |
||
30 |
28.04 |
Культуротворческое и эстетическое воспитание |
Поэтическая гостиная “Красота спасёт мир” |
||
31 |
05.05 |
Формирование коммуникативной культуры |
«Протянем руку помощи» |
||
32 |
12.05 |
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству |
«Сто дорог-одна твоя» |
||
33 |
19.05 |
Правовое воспитание и культура безопасности |
Беседа о правилах безопасного поведения во время весеннего половодья |
||
34 |
26.05 |
Формирование коммуникативной культуры |
Конкурс чтецов «Дорогой подвига», посвящённый Дню Победы |