12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Журавлева Елена Александровна102
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
6

ПРОГРАММА* «Оригами и изобразительная деятельность» для средней возрастной группы воспитанников «В гостях у сказки»

Оглавление


Введение ………………………………………………………..……..............2


1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка….………………………………….…… …….......3

1.2. Планируемые результаты……..…………………………………………..4


2.Содержательный раздел.

2.1. Описание форм, способов, методов и средств…………………………..5


3. Организационный раздел

3.1. Основные направления и содержание деятельности

Непосредственная образовательная деятельность.……………..…………………….…..7

3.2. Перспективный план работы кружка ………………….………………….9


Методические рекомендации…………………………………...……………11


Список литературы…………………………………………...………………..13

Диагностические методики.….……………………………………................13
























Введение


источники способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев.

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

В.А. Сухомлинский


Быстро летит время. Незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление и радость. Кажется, совсем недавно малыш сделал первый шаг, произнес первое слово, удивил своим «я сам» и, вот, он уже весело скачет по дорожке, делится своими впечатлениями, с удовольствием выполняет поручение. Нас поражает быстрота его успехов: вчера еще не мог, сегодня уже справляется. Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности — все это факты, характеризующие развитие ребенка.

Вступая в незнакомую, но такую притягательную школьную жизнь, ребенок многое должен знать и уметь. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет ОРИГАМИ — искусство, близкое ему и доступное.

Оригами прекрасно само себя популяризирует: оригами – загадки и головоломки, занимательная и полезная развивающая игра. Оригами – способ индивидуального самовыражения, а «мир оригами» – среда радости, коллективного общения и творчества.

До сих пор ручной труд, пальчиковая сенсорика и моторика продолжают выполнять ответственные функции в формировании интеллекта человека. Оригами – это вид деятельности, в котором изначально задействованы одновременно обе руки. В нём очень выигрышно развиваются оба полушария. Таким образом, оригами развивает физиологические (анатомические), и психические (интеллектуальные) способности человека, активизирует взаимодействие полушарий и полнее раскрывает ресурсы организма. Занятие оригами уравновешивает работу полушарий головного мозга, повышается уровень внимательности, восприятия, воображения, сообразительности и логичности, растёт скорость, гибкость и оригинальность творческого мышления, стабилизируется на высоком уровне психическое и эмоциональное состояние, снижается тревожность и психическая травмируемость, улучшаются глазомер и двигательные способности рук. 

С младшего возраста у детей ярко выражен интерес к познанию окружающего мира путём исследования: хочется всё потрогать, помять, порвать. Последнее особенно имеет отношение к такому материалу как бумага. Как же реагируют взрослые на это естественное желание малыша? В основном запретами: нельзя рвать бумагу, нельзя портить книги. Практика и теория вступают в противоречие. Всем хочется, чтобы ребёнок развивался, но желательно «без жертв и разрушений». Это стремление порвать или в лучшем случае смять бумагу наблюдается у детей достаточно длительное время.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.


Рабочая программа «В гостях у сказки» в средней группе общеразвивающей направленности разработана с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.


Программа предусматривает организацию занятий кружка с воспитанниками одной возрастной группы. Занятия  проводятся не более 1 в неделю. Продолжительность занятий 15-20 минут.


Программа включает в себя: тематическое планирование, методические рекомендации.


Программа рассчитана на 1 год непосредственно совместной деятельности для воспитанников средней группы детского сада.




1.Целевой раздел


1.1. Пояснительная записка


Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, координацию мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того, для детей младшего и среднего возраста тренировка пальцев важна с точки зрения выработки основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложкой, ножницами.


Цель программы 

Знакомство дошкольников средней возрастной группы с техникой оригами, различными приемами и способами действия с бумагой. 


Задачи программы


развитие творческих способностей, воображения, художественного вкуса в результате изготовления поделок в технике оригами;

развитие уверенности в своих силах и способностях;

развитие творческого воображения за счет использования дополнительных деталей;

развитие мелкой моторики;

обучить навыкам самостоятельного складывания наиболее распространенных и простых в изготовлении моделей оригами;

знакомство с основными геометрическими понятиями;

развитие памяти, внимания, активизация мыслительных процессов;

формировать умения следовать устным инструкциям.




Планируемые результаты освоения программы

«В гостях у сказки»:


Ожидаемый результат:

 научатся различным приемам работы с бумагой;

познакомятся с искусством оригами.

узнают основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

научатся следовать устным инструкциям;

 будут создавать изделия оригами;

разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, глазомер, мелкую моторику рук, художественный вкус;

 овладеют навыками культуры труда;

приобретут навыки работы в коллективе.


Результативность данной программы

1.Дети будут знать:

Несколько способов и приёмов бумажной пластики и оригами: складывание по диагонали, складывание по прямой; аппликация и конструирование из бумаги.

2.Назначение бумаги и использование бумажных изделий в повседневной жизни.

Дети будут уметь:

1.Выполнять различные манипуляции с бумагой: складывать, рвать на мелкие кусочки, мять. Создавать аппликации. Располагать элементы аппликации, используя всю площадь листа. Пользоваться клеем.

2. Ценить свой труд и труд другого человека. Сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы.

3. Овладеют практическими навыками в использовании бумажных изделий в повседневной жизни.

При реализации программы оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогической диагностики /мониторинга/.


Способы диагностики:

а) овладение техникой оригами;

б) анализ продуктов детской деятельности;

в) проявление творчества.

Сроки реализации: в течение года


Особенности проведения педагогического мониторинга

Педагогический мониторинг осуществляется с целью определения динамики актуального индивидуального профиля развития ребёнка и используется при решении следующих задач:

 индивидуализации образования / в т.ч. поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития/;

 оптимизации работы с группой детей;

Педагогический мониторинг опирается на принципы поддержки специфики и разнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. В связи с этим педагогический мониторинг:

 не содержит каких-либо оценок развития ребёнка, связанных с фиксацией образовательных достижений;

 позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития дошкольника и оценивать его динамику;

 учитывает зону ближайшего развития ребёнка по каждому из направлений;

 позволяет рассматривать весь период развития ребёнка от рождения до школы как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника.





2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы «В гостях у сказки»


Форма проведения занятий:

- интегрированная форма,

- совместная деятельность,

- индивидуальная работа.

Методы, используемые при проведении кружковой работы:

- беседа, рассказ, сказка;

- рассматривание иллюстраций;

- показ образца выполнения последовательности работы.

Формы подведения итогов реализации программы:

 - составление альбома лучших работ;
- проведение выставок детских работ;

-  инсценировка детских художественных произведений


Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами.

Владение ножницами.

Обработка квадрата.

Создание основ (базовых форм) оригами

Аппликативное оформление оригами.

Составление творческих композиций


Формы подведения итогов реализации программы

Создание коллективных композиций;

Проведение выставок детских работ;

Составление альбомов детских работ;

Участие в конкурсах.


Решение образовательных задач Рабочей программы осуществляется в игровой деятельности детей. Игра является одновременно ведущей деятельностью детей и основной формой образовательной работы с дошкольниками.

Одной из основных образовательных задач Рабочей программы является индивидуализация образовательного процесса. В целях ее обеспечения особое внимание в Рабочей программе уделяется:

 поддержке интересов ребёнка со стороны взрослых, поощрению вопросов, инициативы и самостоятельности детей в различных культурных практиках;

 ознакомлению родителей с задачами индивидуального развития детей, методами, средствами и формами их реализации; согласование с ними маршрутов индивидуального развития ребёнка; учет конструктивных пожеланий родителей «во благо» ребёнка.




Особенности взаимодействия с семьями воспитанников


Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников в соответствии с Рабочей программой является создание содружества «родители-дети-педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.


Формы информационного взаимодействия с родителями (законными представителями) по основным линиям развития ребенка.

1. Использование стендов, стеллажей для демонстрации работ по рисованию и лепке, оригами с последующим индивидуальным комментированием результатов детской деятельности.

2. Демонстрация фотоматериалов с изображением результатов конструирования из бумаги и различных материалов с последующим индивидуальным комментированием результатов детской деятельности.

3. Организация поквартальных выставок детских работ по свободной (самостоятельной) деятельности.

Программа предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т. д.



Перспективный план взаимодействия с родителями


Дата проведения

Мероприятие

Сентябрь

Информирование родителей: беседы с родителями, изготовление памяток «Японское искусство-оригами»

Октябрь

Консультация «Роль оригами в развитии мелкой моторики у ребенка»

Февраль

Открытое занятие «Открытка для папы»

Март

Мастер-класс «Создаем оригами всей семьей»

Апрель

Анкетирование родителей на тему: «Оригами, результаты работы с детьми»

Май

Презентация «Наши творческие работы»



3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Основные направления и содержание деятельности.

Непосредственная образовательная деятельность.

Оригами это и обучение, и игра.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Сложив из бумаги поделки, дети могут рассказать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов, животных и т. д.

Свою поделку дети могут наклеить на готовый фон, который педагоги оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации, декупажа и просто рисунка. Так, в зависимости от темы композиции, создаётся нужная окружающая обстановка, среда обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п. Дети здесь учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом). Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению знаний, полученных, на занятиях по формированию элементарных математических знаний и рисованию.


 Режим занятий:

Программа «В гостях у сказки» рассчитана на 1 год (средняя группа). Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка должна составлять 10 - 12 человек (по подгруппам). Занятия проводятся  один раз в неделю, с сентября по  май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 15-20 минут.



Год
обучения

Количество занятий

Кол-во
детей
в группе

В месяц

В год


1  средняя группа


4


34


10-12


Работа по формированию навыков по оригами проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.



Организационный этап: общая организация детей, подготовка необходимых принадлежностей.

Вводная часть:

Беседа,

Создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности детей,

Совторение названия базовой формы;

Повторение действий прошлого занятия;

Повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники  безопасности.

Физкультурная пауза

Основная часть:

Определение последовательности выполнения работ, методы и приемы обучения (планирование деятельности);

Загадки, стихи, раскрывающие тему занятия;

Показ образца;

Рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);

Показ. Объяснение. Беседа по композиции и технике исполнения;

Повторение правил складывания;

Показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);

самостоятельное изготовление детьми изделия.


Заключительная часть:

Оформление поделки в творческую работу. Подведение итогов занятия



3.2. Перспективный план работы кружка «В гостях у сказки»

месяц

Тема

Цели и задачи

Приемы работы

Примечание.

Литература

сентябрь

Занятие 1. Знакомство с оригами

«Путешествие в бумажную страну»

Познакомить с историей оригами, условными знаками и основными приемами складывания бумаги.

Показ сказки, беседа, обсуждение

С.Кирсанова «Оригами», Стр.34

Занятие 2. Знакомство с оригами

Познакомить с историей, условными знаками и основными приемами складывания бумаги.

Беседа и обсуждение

Т. И. Тарабарина

«Оригами для начинающих»,

стр. 16


октябрь

Занятие 3. Знакомство с бумагой. Опыт № 1, №2

Познакомить детей со свойствами бумаги

Беседа, обсуждение


Занятие 4. Знакомство с бумагой. Опыт №3


Познакомить детей со свойствами бумаги

Беседа, обсуждение


ноябрь

Занятие 5. Знакомство с квадратом.

«Сказка о квадрате»

Познакомить детей с основной геометрической формой «квадратом» для техники оригами.

Показ сказки, обсуждение, тактильное исследование квадрата.

Т. И. Тарабарина

«Оригами для начинающих»,  стр. 29


Занятие 6. Знакомство базовой формой «книжка» - «Дом» (Построим дом для героя сказки). Часть I

Учить складывать квадрат пополам (базовая форма «книжка»), совмещая стороны квадрата

Показ, выполнение, обсуждение, оформление выставки детских работ

Т. И. Тарабарина

«Оригами для начинающих»,  стр. 22


декабрь

Занятие 7. Знакомство с базовой формой «книжка» - «Дом» (Построим дом для героя сказки). Часть II

Учить складывать квадрат пополам (базовая форма «книжка»), совмещая стороны квадрата

Показ, выполнение, обсуждение, оформление выставки детских работ

Т. И. Тарабарина

«Оригами для начинающих»,  стр. 22


Занятие 8. Знакомство с базовой формой «треугольник» - «Крыша» (Достроим крышу у домика героя)

Учить складывать квадрат пополам (базовая форма «книжка»), совмещая стороны квадрата

Показ, выполнение, обсуждение, оформление выставки детских работ


Е. Черенкова, 

«Оригами для малышей»,  стр. 23

январь

Занятие 9. . Знакомство с базовой формой «треугольник» - «Елка»

Учить складывать квадрат (базовая форма «треугольник»), совмещая один угол

Показ, выполнение, оформление

Т. И. Тарабарина

«Оригами для начинающих»,  стр. 33


Занятие 10 Знакомство с базовой формой «книжка» и «треугольник» - «Грибок»

Учить складывать квадрат (базовая форма «треугольник»), совмещая один угол

Показ, выполнение, оформление детских работ.

Т. И. Тарабарина

«Оригами для начинающих»,  стр. 33


февраль

Занятие 11. Знакомство с базовой формой «книжка» - «Флажок на крыше домика»

Учить складывать квадрат пополам (базовая форма «книжка»), совмещая стороны квадрата

Показ, выполнение, оформление детских работ.

С. В. Соколова, Оригами для дошкольников, стр16

Занятие 12. Знакомство с базовой формой «треугольник» - «Лиса»


Учить складывать квадрат (базовая форма «треугольник»), совмещая один угол

Показ, выполнение, оформление детских работ

С.Соколова «Школа оригами» стр. 34

март

Занятие 13. Знакомство с базовой формой «книжка» -

«Поезд – путешествие к лисе»

Учить складывать квадрат пополам (базовая форма «книжка»), совмещая стороны квадрата

Показ, выполнение, обсуждение, оформление выставки детских работ


Занятие 14. Знакомство с базовой формой «треугольник» - «Собачка в поезде»

Учить складывать квадрат (базовая форма «треугольник»), совмещая один угол

Показ, выполнение, обсуждение, оформление выставки детских работ

Т. И. Тарабарина

«Оригами для начинающих»,  стр. 40


апрель

Занятие15. Знакомство с базовой формой «треугольник» - «Кошечка в поезде»

Учить складывать квадрат (базовая форма «треугольник»), совмещая один угол

Показ, выполнение, обсуждение, оформление выставки детских работ


Занятие 16.Знакомство с базовой фигурой «книжка» - «Подарки для лисы»

Учить складывать квадрат пополам (базовая форма «книжка»), совмещая стороны квадрата

Показ, выполнение, обсуждение, оформление выставки детских работ


май

Занятие 17. Знакомство с базовой фигурой «треугольник» - «Птички в небе»

Учить складывать квадрат (базовая форма «треугольник»), совмещая один угол

Показ, выполнение, обсуждение, оформление выставки детских работ


С. Афонькин «Игры с бумагой для самых маленьких»

Занятие 18.Показ презентации «Наши творческие успехи»

(с родителями)




Показ компьютерной презентации, обсуждение.





Методические рекомендации


Включайте в занятия вступительные беседы (с играми и загадками), с целью активизации внимания детей. А так же беседы на воспитательные темы, посвященные, например, вопросам формирования нравственных понятий и моральных убеждений, привития полезных привычек и навыков поведения. Занятие должно быть не только обучающим, но и воспитывающим. Если тема «Собака» или «Кошка» разговор можно повести о домашних животных, их повадках и уходе за ними. Если тема «Грибы», целесообразно поговорить о съедобных и несъедобных грибах, о мере предосторожности. В ходе изготовления автомобиля повторите правила дорожного движения. Если тема «Слон», «Жираф», «Морской котик» и т.д. поговорите о природе их обитания. В ходе обсуждения темы или после, отведите время на физминутки, гимнастику и массаж пальцев рук.


За уголки салфетки взяли!

Будем все на них мы дуть: ветер, ветер, налетай и ребятам помогай!

Один, два, три, четыре, пять!

А теперь мы их возьмем и в комочек сожмем

На ладонь комки положим, будем дружно их катать,

Будем дружно их катать, наши ручки разминать.

А теперь комочки взяли, на подносы их убрали.


Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)


Вы достать хотите крышу
Потянитесь вверх повыше —
Вы достать хотите крышу. (Потягивания — руки вверх.)
Раз, два, три,
Корпус влево поверни.
И руками помогай,
Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)
Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны.)
И на место снова сядем. (Дети садятся.)


Организационные моменты лучше проводить в стихотворной форме совместив ее с физминуткой.

Работая с детьми первого года обучения, демонстрируйте только сам процесс складывания изделия из бумаги. Только немногие в этом возрасте способны работать по словесной инструкции и со схемами.

Прежде чем приступить к конструированию игрушек, отработайте самые простые приемы складывания квадрата. В первую очередь научите детей аккуратно сгибать квадрат, четко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Здесь же знакомьтесь с условными знаками оригами.

Научившись конструировать игрушку, ребенок может легко показать, как ее складывать. А вот описать словами, как он это делает, ребенку трудно. Поэтому очень важно научить его проговаривать свои действия, используя при этом специальную терминологию. Укрепление взаимосвязи между наглядными, практическими и словесными источниками действия значительно активизирует мыслительные процессы.

Демонстрируйте складывание с помощью большого квадрата, который должен быть с одной стороны цветной, с другой - белый. Он должен быть хорошо виден. Для активизации воображения, после каждого складывания бумаги желательно задавать вопросы: «На что похожа полученная фигура? А ещё на что?»

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.

Основной этап - практическая работа (выполнение фигуры). Следующий этап - творческая работа (оформление изделия в альбом).

Заканчивается занятие подведением итога, который по усмотрению воспитателя может включать либо ответы на вопросы, либо демонстрацию результатов творчества детей, либо оценку своих работ самих детей. При этом учить замечать недостатки в работе, анализировать ход выполнения работы, сравнивать с образцом. Формируйте навыки потребности в труде, в общественной оценке и самооценке, потребности занимать достойное место среди других людей


Список литературы

1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-синтез, 2011

2. Афонькин С. Ю. Игры с бумагой для самых маленьких. - Издательство: "Питер" , 2013

3. Дегтева В.Н. Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.1.

4. Смородкина О.Г. Оригами. - М.: Астрель, СПб.: Сова, 2011.

5. Соколова С.В. Оригами для самых маленьких. - Издательство: Детство-Пресс, 2016 г

6. Тарабарина Т.И. Оригами для начинающих. - Издательство: "Академия развития" , 2007.

7. Черенкова Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей.  –  Рипол Классик, 2006.


Диагностические задания по результатам освоения программы кружка оригами «В гостях у сказки»


Умение изготовить несложную поделку, следя за показом педагога.

3 - Высокий уровень – выполняет работу самостоятельно

-Средний уровень – выполняет работу с небольшой помощью педагога

1 - Низкий уровень – выполняет работу только с помощью педагога

Умение украсить свою поделку, добавляя недостающие детали

3 -Высокий уровень - делает самостоятельно,

2 - Средний уровень - делает с незначительной помощью педагога

1 -Низкий уровень – может сделать только с помощью педагога

Умение ориентироваться на листе бумаги

3 - Высокий уровень - делает самостоятельно,

-Средний уровень - делает с помощью педагога.

1 - Низкий уровень – делает только с помощью педагога

13


Опубликовано


Комментарии (3)

Володченкова Ольга Алексеевна, 06.03.20 в 18:33 1Ответить Пожаловаться
Елена Александровна, программа интересная. Единственное не понятно. Вы пишите "4 занятия в месяц", а в плане 2. Остальные 2 - повтор занятий? И в год получается 36? (а не 34)
Журавлева Елена Александровна, 06.03.20 в 18:53 2Ответить Пожаловаться
Здравствуйте. Спасибо за отзыв.
Да, два занятия идут на повтор и оформление поделки. К сожалению, опечаталась.
Володченкова Ольга Алексеевна, 06.03.20 в 19:37 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за материал. Возьму в копилку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.