12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Конкина Алена Михайловна27

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №145»















ПРОГРАММА

социального партнерства

с родителями (законными представителями) воспитанников

группы компенсирующей направленности с ТНР(Заикание)

2018-2019 год









Составители:



















г. Дзержинск

Содержание программы:

Паспорт программы

Пояснительная записка

Принципы взаимодействия с родителями

Цели, задачи программы

Этапы реализации программы

Ожидаемые результаты

Механизмы реализации программы

План мероприятий

Литературы

Название программы

Программа взаимодействия с семьями воспитанников подготовительной к школе группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (заиканием)


Направленность программы


Коррекционно-развивающая,

социально-адаптационная

Авторы программы




Участники реализации программы

Педагоги,

родители,

воспитанники 6 лет



Сроки реализации программы


1 год



Место реализации





Цель программы



Развитие и укрепление сотрудничества с семьями воспитанников для обеспечения благоприятных условий коррекции тяжелых нарушений речи у детей, формирования полноценной, гармоничной личности.



Задачи программы


Изучить семейный опыт воспитания и обучения детей.

Оказывать практическую помощь семьям в воспитании и коррекции тяжелых нарушений речи у детей.

Планомерно и активно распространять педагогические знания среди родителей, активизировать их самообразование.

Вовлекать родителей в педагогическую деятельность МБДОУ.



Ожидаемые результаты


1. Расширение представлений родителей

об этиологии, методах, формах и

коррекции речевых нарушений у детей.

2. Положительная динамика в общем и

речевом развитии детей.

3. Проявление и развитие индивидуальных

творческих возможностей у детей в

речевой и других видах деятельности.


Пояснительная записка

Программа для детей в возрасте от 6 до 7 лет с ТНР (заиканием) подготовительной к школе группы, разработана на основе Адаптированной общеобразовательной программы дошкольного образования для групп компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад № 145».

Заикание у большинства детей сопровождается нарушением звукопроизношения, бедным словарём, ошибками в грамматическом оформлении высказываний, не сформированностью связной речи, нарушением общей и тонкой моторики, координации движений.

Заикание начинается в раннем возрасте с речевых судорог, которые впоследствии объединяются с чувством беспокойства при акте речи. В дальнейшем дети осознают факт заикания, у них появляется желание скрыть свой дефект. Эмоционально травмирующая сторона речи фиксируется мозгом, появляются навязчивые мысли. Внутренняя закрепощенность ломает интонацию. Меняется поза, взгляд, возникает ощущение физического напряжения во время речи. Речь разрушается на уровне слога. Итогом может стать личность со значительными патологическими наслоениями, ведущими к социальной и трудовой декомпенсации.

Коррекционно - развивающая и воспитательная работа с такими детьми – это длительный процесс и положительного результата можно добиться при активном взаимодействии, единстве требований, главным образом, учителя – логопеда, воспитателей и семьи.

По результатам обследования детей в сентябре 2018 - 2019 учебного года

речь без заикания у 15 % детей;

заикание легкой степени выраженности у 6 % детей;

заикание средней – тяжелой степени у 29%;

заикание тяжелой степени у 50 % воспитанников.

Изучение контингента семей по социальному и образовательному признаку показало следующие результаты:

По социальному признаку: рабочие – 40%, служащие – 45%, техническая интеллигенция - 10%, предприниматель – 5%.

По образовательному признаку: среднее – 15%, средне –педагогическое – 10%, средне – техническое – 40% , высшее - 35%.



Ведущими мотивами повышения педагогической грамотности родителей выступают:

Повышение уровня психолого – педагогических знаний,

Пополнение средств и методов обучения детей,

Решение проблем коррекционно – развивающего обучения и воспитания.

Таким образом, задача ДОУ – коррекция тяжелых нарушений речи у дошкольников, предоставление образовательные услуг в соответствии с потребностями родителей. Актуальность укрепления сотрудничества с семьями определяет направление, содержание и формы дальнейшей работы.



Принципы взаимодействия с родителями

Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями;

индивидуальный подход- учет социального положения, традиций, интеллектуального и культурного опыта родителей;

Сотрудничество. Эффективно будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь;

Динамичность . Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей;

Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон;

Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ – признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого, доброе и внимательное отношение всех участников взаимодействия;

Открытость по отношению к семье воспитанника.

Цели, задачи программы

Цель: Развитие и укрепление сотрудничества с семьями воспитанников для обеспечения благоприятных условий коррекции тяжелых нарушений речи у детей, формирования полноценной, гармоничной личности.

Задачи:

Изучить семейный опыт воспитания и обучения детей.

Оказывать практическую помощь семьям в воспитании и коррекции тяжелых нарушений речи у детей.

Планомерно и активно распространять педагогические знания среди родителей, активизировать их самообразование.

Вовлекать родителей в педагогическую деятельность МБДОУ.




Этапы реализации программы



Организация и проведение мероприятий по программе осуществляется в три этапа:

Этап I «Организационный»

Цель: создание условий и подбор средств, ресурсов для эффективной реализации программы.

На данном этапе:

· подбор и изучение методической литературы по теме;

· планируется и подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями на основе анкетирования;

· разрабатываются конспекты мероприятий, индивидуальных консультаций на актуальную тематику;

· подбираются видеоматериалы, презентации, фотоматериалы;

· определяются места проведения мероприятий;

· продумывается техническое оснащение мероприятий;

· изготавливаются наглядный и раздаточный материалы информационно - просветительской направленности (памятки, буклеты).

Этап II «Основной»

Цель: реализация программных мероприятий.

Этап III «Аналитический»

Цель: анализ деятельности специалистов, осуществляющих реализацию программных мероприятий; определение эффективности реализации программы посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников.

Ожидаемые результаты

1. Расширение представлений родителей об этиологии, методах, формах и

коррекции речевых нарушений у детей.

2. Положительная динамика в общем и речевом развитии детей.

3. Проявление и развитие индивидуальных творческих возможностей у детей в речевой и других видах деятельности.



Механизмы реализации программы

В основу программы положена модель взаимодействия воспитателя с

семьей. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагогов с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогические знания.

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания – это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей в условиях детского сада и семьи.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например посещение семьи. Особенность беседы – активное участие и воспитателя и родителей.

Наглядно – информационные методы знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют

преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ и игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают поскольку видят его в другой обстановке, сближаются с педагогами.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Можно выделить четыре направления по вовлечению родителей в совместную педагогическую деятельность по воспитанию детей.

п/п

Направления

Задачи

Формы


1.


Разработка научно-методической основы реализации проекта.



Создать систему работы с родителями.

Обобщить опыт педагогов.


Разработка и реализация плана работы с родителями, конспектов занятий,

сценариев праздников, развлечений. Подбор, разработка, оформление дидактического материала. Разработка анкет, создание видеотеки.



2.


Педагогическое просвещение родителей.



Повышать педагогическую грамотность родителей.



Консультации, семинары-практикумы, открытые занятия, конференции, родительские собрания, консультации.



3.


Включение родителей в воспитательно-образовательную деятельность МБДОУ.


Создавать условия для включения родителей в планирование, организацию деятельности дошкольного учреждения.



Праздники и развлечения, семинары-практикумы, выставки творческих работ, фотоэкспозиции.



4.


Информационная деятельность.


Актуализировать потребности родителей в образовании и воспитании детей.


Индивидуальные консультации, беседы, оформление информационного стенда, папок-передвижек, газет, фоторепортажей.

Дистанционные формы взаимодействия с семьями воспитанников(сайт детского сада, личный сайт педагога, мессенджер Вайбер)



5.

Повышение профессиональной компетенции педагогов, развитие.


Совершенствовать профессиональный и личностный рост педагогов группы.

Консультации, сообщения, беседы, семинары-практикумы. Прохождение курсов повышения квалификации.

- Анкетирование, опрос

Цель: изучение статуса семьи, выяснение условий воспитания и воспитательно-педагогических потребностей родителей.

- Беседа

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам, создавать доверительные отношения с родителями.

В ходе беседы и опроса исключается прямая или косвенная критика действий родителей, сомнения в их педагогической компетентности.

Содержание беседы должно быть лаконичное, значимое для родителей, преподноситься таким образом, чтобы побудить собеседников к высказываниям.

Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия, начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить к непосредственно главным тема

Родительское собрание

Цель: информирование родителей о результатах работы с ребенком на занятиях, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях как в детском саду, так и дома. (видеосюжеты); организация взаимной поддержки родителей, наблюдение за динамикой развития не только своего ребенка, но и других детей.

На родительских собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами, методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи. На обсуждение выносятся 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей.

Собрания проводятся 1 раз в квартал. Тема определяется через анкетирование или опрос родителей.

-Консультирование.

Цель: формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга педагогических представлений и знаний; привлечение родителей к конкретным мероприятиям с их ребенком в качестве активного участника воспитательно-образовательного процесса.

-Семинары-практикумы (имеет две части: теоритическую и практическую).

Цель: повышение уровня родительской компетенции, обучение приемам воспитательно-педагогической работы с ребенком.

-Конференции, круглые столы

Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

На конференции, заседания «круглого стола» приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.

Досуговое направление в работе с родителями самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации. Любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные

подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.


План мероприятий по реализации программы на 2019 - 2020 учебный год.

п/п

Мероприятия

Тема, цель работы

Сроки проведения

Ответсвенные


1.














2














3.

















4.








5.








6.


Анкетирование

родителей












Тренинг по обучению родителей медленной речи












Заседание круглого стола

«Организация коррекционной работы в режиме молчания»














Опрос родителей

(законных представителей)






Выставка, совместных с родителями, творческих работ





Оформление информационного стенда.



Тема:

«Анализ социокультурной ситуации развития детей».

Цель:

1.Определить уровень требований родителей и уровень

предполагаемых возможностей детей.







Тема:

«Роль родителей в организации коррекционной помощи детям».

Цель:

1. Знакомство родителей с механизмами проявления заикания.

2. Обзор методики и этапов коррекционной работы.

3. Практические упражнения по обучению родителей медленной речи.





Тема:

«Учёт особенностей детей с ТНР (заиканием) в процессе воспитания плавности речи, коррекции речевых и психических нарушений».

Цель:

Обучение родителей специальным упражнениям и гимнастикам, играм без речи, на видеоматериалах учителя-логопеда.

Совместное с родителями планирование деятельности семейного клуба на текущий учебный год.



Тема

«Коммуникативные навыки ребенка»

Цель: выявление уровня развития коммуникативных навыков детей





Тема:

«Осенние поделки»

Цель: Поддерживать стремление родителей развивать творческую деятельность детей в детском саду и дома



Тема

«Отвечаем на ваши вопросы»

«Условия успешной коррекции заикания. Основные режимы речи»




Сентябрь













Сентябрь












Сентябрь
















Сентябрь








Сентябрь








Октябрь


Учитель-логопед

Воспитатели












Учитель-логопед

Воспитатели










Учитель-логопед

Воспитатели














Учитель-логопед

Воспитатель






Воспитатель







Учитель-

логопед

Воспитатель




7.











8.





Пять обучающих семинаров – практикумов










1.Родительское собрание




Тема:

«Основной курс вхождения в речь».

Цель:

1. Практическое обучение родителей воспитанников на показе открытого занятия медленной, плавной речи.





Тема

"Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с заиканием при помощи театрализованных игр"

Цель: Познакомить родителей с театрализованной деятельностью, как средством развития коммуникативных способностей детей.





Октябрь









Октябрь



Учитель-

логопед










Воспитатель







9.












10.







11.




12.








13.









14.












15.








16.













17.







18.










19.













Обучающие семинары – практикумы для родителей










Оформление информационного стенда.





Осеннее развлечение




Буклет для родителей







Праздник «День матери»









Беседа












Памятка для родителей








Новогоднее представление «Сказочное путешествие»









Оформление

информационного

стенда






Консультация









Индивидуальные консультации для родителей







Тема:

«Основной курс вхождения в речь».

Цель:

Способствовать активному участию родителей на семинаре.

Упражнять в развитии у детей свободной речи без заикания.

Способствовать коррекции личностных качеств детей.


Тема

«Оценка речи детей».

Цель: повышение педагогической культуры родителей.




Тема:

«Осень в гости к нам пришла»

Цель: создать праздничную атмосферу.


Тема

« Игры на развитие коммуникативных способностей ребенка»

Цель: предложить родителям игры на развитие коммуникативных навыков детей.


Тема:

«Мамочка любимая моя».

Цель:

1. Познакомить родителей с условиями жизни МБДОУ (экскурсия).

2. Привлечь родителей активно принимать участие в жизни детского сада.



Тема:

«Правила поведения дошкольника. Культурно- гигиенические правила»

Цель: выработка единых требований по формированию культурно- гигиенических навыков у воспитанников.






Тема

«Виды театра, в которые можно поиграть дома»

Цель: предложить родителям информацию о том, в какие театры можно поиграть дома.




Тема:

«Сказочное путешествие»

Цель:

1. Показать умения и навыки детей в овладении медлен-

ной речью.

2. Привлечь родителей к работе по подготовке и показу

представления.




Тема:

"Чем заняться на улице зимой"

Цель: повышение педагогической культуры родителей




Тема:

«Режим будущего школьника»

Цель: выявление волнующих вопросов у родителей по теме «Режим будущего школьника»





Тема:

"Развитие звукопроизношения", " Коррекция заикания"

Цель:

1. Наглядно показать способы закрепления в речи

поставленных звуков.

2. Объяснить приёмы оказания помощи в овладении

детьми новыми речевыми навыками.




Ноябрь









Ноябрь





.



Ноябрь




Ноябрь






Ноябрь










Ноябрь









Декабрь











Декабрь









Декабрь










Январь









Январь


Учитель-логопед









Воспитатели

Учитель-логопед





Воспитатели



Воспитатели






Воспитатель






Учитель-логопед









Воспитатель









Воспитатели

Учитель-логопед







Воспитатели









Учитель-

логопед







Учитель-

логопед



20.








21.





22.








23.






Мастер-класс совместный для родителей и детей






Стенгазета





Викторина для детей и родителей






Домашние поделки из слоеного теста

Тема

Как изготовить театральную куклу?»

Цель: укрепление взаимосвязи родителей с детьми посредством совместного творчества в ДОУ.




Тема:

«Вот какой мой папа»

Цель: привлечь родителей к активному участию в создании стенгазеты.


Тема:

«В мире сказок»

Цель: привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе.




Тема:

« Масленица»

Цель: приобщать родителей к совместной творческой деятельности



Январь







Февраль






Февраль








Февраль





Воспитатель






Воспитатель






Воспитатель






Воспитатель

Учитель-логопед




24.



















25.







26.







27.










Открытое занятие для родителей



















Консультация







Выставка работ детей к 8 марта






Мамин праздник






Занятие №1

Тема:

«Развитие элементарных навыков чтения и письма у детей»

Занятие №2

Тема:

«Развитие лексико-грамматических представлений».

Цель:

Показать занятия, способствовать активному участию

родителей.

2. Упражнять в развитии у детей свободной речи без

заикания.

3. Познакомить родителей с речевыми играми по

развитию лексики, грамматики.



Тема

«Театр в жизни ребёнка»

Цель: приобщать родителей к театральному искусству, к театрализованной деятельности



Тема:

«Мамочке моей»

Цель: продолжать привлекать родителей к совместной деятельности , активизация творчества родителей и детей.


Тема:

«Прекрасной маме»

Цель:

1. Показать умения и навыки детей в овладении медлен-

ной речью.

2. Привлечь родителей к работе по подготовке и показу

представления.



Март




















Март





Март








Март


Учитель-

логопед




















Воспитатель





Воспитатель





Воспитатель

Учитель-

логопед


28.








29.














30.









31.


Обучающее занятие для родителей






Индивидуальные консультации с участием родителей.













Оформление информационного стенда









Показ родителям настольного театра


Тема:

«Творческое рассказывание»

Способствовать развитию у детей высших психических функций.

Развивать речевую активность детей.

и родителей.


Тема:

"Развитие звукопроизношения", " Коррекция заикания"

Цель:

1. Наглядно показать способы закрепления в речи

поставленных звуков.

2. Объяснить приёмы оказания помощи в овладении

детьми новыми речевыми навыками.





Тема:

«Как развивать память у ребенка».

«Эмоциональная выразительность речи»






«Муха- цокотуха»

Цель: формировать интерес к настольному театру у детей и родителей



Апрель







Апрель
















Апрель









Апрель


Учитель-

логопед







Учитель-

логопед













Воспитатели

Учитель-

Логопед








Воспитатель


32.








33.







34.










35.


Обучающее открытое занятие для родителей







Мультимедийная презентация и фотоотчет






Заседание семейного клуба

«Круглый стол»








Выпускной утренник


Тема:

«Творческое рассказывание»

Показать занятие, способствовать активному участию родителей.

Способствовать развитию у детей высших психических функций.



«Юные актеры»

Цель: замотивировать родителей к активному участию в театрализованной деятельности.



Тема:

«Профилактика рецидивов заикания при переходе ребёнка к школьному обучению».

Цель:

Дать представления о самостоятельных речевых занятиях с детьми.

Подведение итогов коррекционной работы.

Тема:

«Выпускник, ты лучше всех! В школе ждет тебя успех!»

Цель:

1. Речевая тренировка воспитанников.

2. Привлечь родителей к работе по подготовке и показу

представления.



Май







Май






Май








Май


Учитель-

логопед







Учитель-

логопед

Воспитатель





Учитель-

логопед

Воспитатель







Учитель-

логопед

Воспитатель

















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.