Рабочая программа учителя-логопеда средней группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

1
0
Материал опубликован 15 November 2017 в группе

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Проектирование образовательного процесса.

3. Структура образовательной программы

3.1 Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи

(общим недоразвитием речи)

3.2 Планируемые результаты освоения программы

3.3 Содержание непосредственно образовательной деятельности в средней логопедической группе по преодолению ОНР у детей 4-го и 5-го года жизни.

3.4 Тематическое планирование работы

3.7 Взаимосвязь в работе с воспитателем

3.8 Работа с родителями

4. Приложения

Пояснительная записка

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 4-5лет с ОНР 1 и 2 уровнями речевого развития принятых в дошкольное учреждение на три года.

Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Методической основой рабочей программы являются:

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования, под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой. 2014

"Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 3-7 лет)". под редакцией Нищевой Н.В.

"Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи". под редакцией Л.В. Лопатиной

Цель программы:

Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы дошкольников.

Основные задачи коррекционного обучения:

1. Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря импрессивной речи

2. Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи

3. Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи

4. Формирование синтаксической структуры предложения

5. Формирование связной речи и навыков речевого общения

6. Коррекция нарушений фонетической стороны речи

7. Коррекция нарушений движений артикуляционного аппарата, дыхательной и голосовой функций

8. Обучение элементам грамоты

9. Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций.

Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу группы для детей с ОНР, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.

Содержание программы коррекционной работы определяют принципы:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию логопеда, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ОНР, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов ДОУ , взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к её решению.

Проектирование образовательного процесса.

Распределение коррекционно-образовательных занятий по развитию речи, проводимых в течение недели, осуществляется в соответствии с ФГОС ДО к максимальной образовательной нагрузке на ребенка ДОО.

Все организованные формы непосредственно коррекционно-образовательной деятельности решают как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ОНР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно0образовательного компонента изменяются в зависимости от сроков пребывания детей в условиях компенсирующей группы и выраженности недостатков развития речи.

Количество занятий в неделю строится в соответствии с базовыми программами: проводится в неделю 14 подгрупповых или фронтальных занятий (при 11 в массовой группе) При этом два раза в неделю допустимо проведение одного занятия во второй половине дня.

Социально-коммуникативное развитие осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной игровой деятельности детей, на совместных с родителями мероприятиях, на интегрированных занятиях.

Длительность непосредственно коррекционно-образовательной деятельности на начальном этапе работы - 15 мин., к концу первого периода она может быть увеличена до 20 мин.

На первом году осуществляется коррекционно-образовательная и развивающая деятельность по подгруппам с учетом уровня речевого и общего развития по формированию:

лексико-грамматических средств языка - 2 занятия

связной речи - 1 занятие

произношения и развитию фонематического восприятия 1 занятие

Коррекционно-образовательная деятельность осуществляется по периодам:

1-й период (сентябрь, ноябрь, октябрь)

2-й период (декабрь, январь, февраль, март)

3-й период (апрель, май)

Индивидуальные формы работы направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуально-перспективным планом:

для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам

звуки, смешиваемые в речи детей, отрабатываются поэтапно

окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, развитию грамматически правильной и связной речи, умения правильно строить предложения.

Циклограмма работы учителя-логопеда

Дни недели

Время работы

Занятия учителя-логопеда с детьми

Всего часов в неделю

Индивидуальные

Фронтальные

Подгрупповые

Понедельник

с 8.00 до 12.00

3ч. 20мин.

4 мин.

4ч.

Вторник

с 8.00 до 12.00

3ч. 20мин.

40мин.

4 ч.

Среда

с 8.00 до 12.00

 

3ч. 20мин.

40 мин

4ч.

Четверг

с 8.00 до 12.00

3ч. 20мин.

40мин.

Пятница

с 8.00 до 12.00

3ч. 20мин.

40 мин.

4 ч.

Всего:

     

20 ч

Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи.

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи—это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л.С. Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.

Общая характеристика детей с первым уровнем речевого развития(по Р.Е. Левиной)

Активный словарь детей с тяжелыми нарушениями речи находится в зачаточном состоянии. Он включает звукоподражания, лепетные слова и небольшое количество общеупотребительных слов. Значения слов неустойчивы и недифференцированны. Звуковые комплексы непонятны окружающим (пол — ли, дедушка —де), часто сопровождаются жестами. Лепетная речь представляет собой набор речевых элементов, сходных со словами (петух — уту, киска —тита), а также совершенно непохожих на произносимое слово (воробей —ки).

В речи детей могут встречаться отдельные общеупотребительные слова, но они недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу, употребляются в неточных значениях. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует.

Дети с тяжелыми нарушениями речи объединяют предметы под одним названием, ориентируясь на сходство отдельных частных признаков.

Например, слово лапа обозначает лапы животных, ноги человека, колеса машины, то есть все, с помощью чего живые и неживые предметы могут передвигаться; слово лед обозначает зеркало, оконное стекло, полированную крышку стола, то есть все, что имеет гладкую блестящую поверхность.

Исходя из внешнего сходства, дети с ТНР один и тот же объект в разных ситуациях называют разными словами, например, паук — жук, таракан, пчела, оса и т.п.

Названия действий дети часто заменяют названиями предметов (открывать — дверь) или наоборот (кровать — спать).

Небольшой словарный запас отражает непосредственно воспринимаемые детьми предметы и явления. Слова, обозначающие отвлеченные понятия, дети с ТНР не используют. Они также не используют морфологические элементы для выражения грамматических значений. У детей отмечается преобладание корневых слов, лишенных флексий, или неизменяемых звуковых комплексов. Лишь у некоторых детей можно обнаружить попытки грамматического оформления с помощью флексий (акой —открой).

Пассивный словарь детей с первым уровнем речевого развития шире активного, однако понимание речи вне ситуации ограничено. На первый план выступает лексическое значение слов, в то время как грамматические формы детьми не учитываются. Для них характерно непонимание значений грамматических изменений слова: единственное и множественное число существительных, прошедшее время глагола, мужской и женский род прилагательного и т. д., например, дети одинаково реагируют на просьбу «Дай карандаш» и «Дай карандаши». У них отмечается смешение значений слов, имеющих сходное звучание (например, рамка — марка, деревья — деревня).

Фразовая речь у детей первого уровня речевого развития почти полностью отсутствует. Лишь иногда наблюдаются попытки оформления мысли в лепетное предложение: Папа туту — папа уехал. Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова у детей не сформирована. Бедность словарного запаса не позволяет точно определить состояние звукопроизношения у таких детей. При этом отмечается непостоянный характер звукового оформления одних и тех же слов: дверь — теф, вефь, веть. Произношение отдельных звуков лишено постоянной артикуляции. Способность воспроизводить слоговые элементы слова у детей с ТНР

ограничена. В их самостоятельной речи преобладают односложные и двусложные образования. В отраженной речи заметна тенденция к сокращению повторяемого слова до одного-двух слогов: кубики — ку. Лишь некоторые дети используют единичные трех- и четырехсложные слова с достаточно постоянным составом звуков (обычно это слова, часто употребляемые в речи).

Звуковой анализ слова детям с ТНР недоступен. Они не могут выделить отдельные звуки в слове.

Общая характеристика детей со вторым уровнем речевого развития

(по Р.Е. Левиной)

Активный словарь детей расширяется не только за счет существительных и глаголов, но и за счет использования некоторых прилагательных (преимущественно качественных) и наречий. В результате коррекционно-логопедической работы дети начинают употреблять личные местоимения, изредка предлоги и союзы в элементарных значениях.

Пояснение слова иногда сопровождается жестом (слово чулок — нога и жест надевания чулка, режет хлеб — хлеб, ножик и жест резания). Нередко нужное слово заменяется названием сходного предмета с добавлением частицы не (помидор — яблоко не).

В речи детей встречаются отдельные формы словоизменения, наблюдаются попытки изменять слова по родам, числам и падежам, глаголы —по временам, но часто эти попытки оказываются неудачными.

Существительные употребляются в основном в именительном падеже, глаголы — в инфинитиве или в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени. При этом глаголы могут не согласовываться с существительными в числе и роде.

Употребление существительных в косвенных падежах носит случайный характер. Фраза, как правило, бывает аграмматичной (играет с мячику). Также аграмматично изменение имен существительных по числам (две уши). Форму прошедшего времени глагола дети нередко заменяют формой настоящего времени и наоборот (например, Витя елку иду).

В речи детей встречаются взаимозамены единственного и множественного числа глаголов (кончилась чашки), смешение глаголов прошедшего времени мужского и женского рода (например, мама купил).

Средний род глаголов прошедшего времени в активной речи детей не употребляется. Прилагательные используются детьми значительно реже, чем существительные и глаголы, они могут не согласовываться в предложении с другими словами (вкусная грибы). Предлоги в речи детей встречаются редко, часто заменяются или опускаются (собака живет на будке, я был елка). Союзами и частицами дети пользуются крайне редко.

Обнаруживаются попытки найти нужную грамматическую форму слова, но эти попытки чаще всего бывают неуспешными (например, при составлении предложения по картинке: на…на…стала лето…лета…лето). Способами словообразования дети не владеют.

У детей начинает формироваться фразовая речь. Они начинают более или менее развернуто рассказывать о хорошо знакомых событиях, о семье, о себе, о товарищах. Однако в их речи еще очень отчетливо проявляются недостатки: незнание многих слов, неправильное произношение звуков, нарушение структуры слов, аграмматизмы.

Понимание речи детьми улучшается, расширяется их пассивный словарь. Они начинают различать некоторые грамматические формы, но это

различение неустойчиво. Дети способны дифференцировать формы единственного и множественного числа существительных и глаголов, мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, особенно с ударными окончаниями. Они начинают ориентироваться не только на лексическое значение, но и на смыслоразличительные морфологические элементы. В тоже время у них отсутствует понимание форм числа и рода прилагательных, значения предлогов они различают только в хорошо знакомых ситуациях.

Звукопроизношение у детей значительно нарушено. Обнаруживается их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом. В то же время отмечается более точная дифференциация звуковой стороны речи. Дети могут определять правильно и неправильно произносимые звуки. Количество неправильно произносимых звуков в детской речи достигает 16–20. Нарушенными чаще оказываются звуки [С], [С′], [З], [З′], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ][Р], [Р′], [Т], [Т′], [Д], [Д′], [Г], [Г′].Для детей характерны замены твердых согласных мягкими и наоборот. Гласные артикулируются неотчетливо. Между изолированным воспроизведением звуков и их употреблением в речи существуют резкие расхождения. Несформированность звукопроизношения у детей ярко проявляется при произнесении слов и предложений.

Детям доступно воспроизведение слоговой структуры слов, но звуковой состав этих слов является диффузным. Они правильно передают звуковой состав односложных слов без стечения согласных (мак), в то же время повторить двусложные слова, состоящие из прямых слогов, во многих случаях не могут (ваза — вая). Дети испытывают ярко выраженные затруднения при воспроизведении звукового состава двусложных слов, включающих обратный и прямой слог. Количество слогов в слове сохраняется, но звуковой состав слов, последовательность звуков и слогов воспроизводятся неверно: окно — кано. При повторении двусложных слов с закрытым и прямым слогом в речи детей часто обнаруживается выпадение звуков: банка — бака. Наибольшие затруднения вызывает у детей произнесение односложных и двусложных слов со стечением согласных. В их речи часто наблюдается пропуск нескольких звуков: звезда — вида.В трехсложных словах дети, наряду с искажением и пропуском звуков, допускают перестановки слогов или опускают их совсем: голова —ава, коволя. Искажения в трехсложных словах по сравнению с двусложными более выражены. Четырех-, пятисложные слова произносятся детьми искаженно, происходит упрощение многосложной структуры: велосипед —сипед, тапитет. Еще более часто нарушается произнесение слов во фразовой речи. Нередко слова, которые произносились правильно либо с небольшими искажениями, во фразе теряют всякое сходство с исходным словом: В клетке лев. — Клеки вефь.

Недостаточное усвоение звукового состава слов задерживает формирование словаря детей и овладение ими грамматическим строем, о чем свидетельствуют смешения значений слов (грива понимается как грибы, шерсть как шесть).

Планируемые результаты

Ребенок:

проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо(конкретной) цели;

понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств.

употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств и качеств;

использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;

различает словообразовательные модели и грамматические формы слов в импрессивной речи;

использует в речи простейшие виды сложносочиненных предложений с сочинительными союзами;

пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ;

составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;

различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношении звуки;

владеет простыми формами фонематического анализа;

использует различные виды интонационных конструкций

Лист оценки состояния индивидуального развития детей среднего дошкольного возраста учителем-логопедом.

п/п

Фамилия, имя

1

2

3

4

5

6

7

Уровень общего и

Речевого развития

                   
                   

Примечание

1 – уровень развития эмоциональной сферы, неречевых психических функций;

2 – уровень развития моторной сферы;

3 – уровень развития импрессивной речи, состояние фонематического восприятия;

4 – уровень развития экспрессивной речи, состояние активного словаря;

5 – уровень развития экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи;

6 – уровень развития экспрессивной речи, состояние связной речи;

7 – уровень развития связной речи, состояние фонетической стороны речи.

При заполнении листов оценки используем для обозначения каждого уровня определенные значки или проставляем оценку уровня развития в баллах: 3 балла– высокий уровень, 2 балла– средний уровень, 1 балл– низкий уровень

Высокий уровень

1. Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций

Ребенок сразу вступает в контакт. Эмоциональные реакции адекватны. В общении проявляется эмоциональная стабильность. При дифференциации контрастного звучания нескольких игрушек не допускает не допускает ошибок, не ошибается при определении направления звука и воспроизведении ритма. Ребенок не допускает ошибок при различении и соотнесении цветов, при показе заданных геометрических фигур и форм. Ребенок не допускает ошибок при ориентировке в пространстве и схеме собственного тела, с легкостью может сложить картинку из2 частей, фигуры из4–5 палочек.

2. Развитие моторной сферы

В процессе исследования состояния общей моторики не выявляются моторная неловкость и раскоординированность движений. Ручная моторика развита в полном объеме, темп выполнения движений нормальный. Ребенок умеет правильно держать карандаш, не испытывает затруднений в рисовании заданных линий, с легкостью застегивает и расстегивает пуговицы, перекладывает мелкие предметы из одной руки в другую. Тонус мимической мускулатуры в норме, движения выполняются в полном объеме. При выполнении артикуляционных упражнений способность к переключению не затруднена, все движения выполняются в полном объеме. Тонус артикуляционной мускулатуры в норме.

3. Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия.

Объем пассивного словаря соответствует норме. Ребенок понимает различные формы словоизменения и не допускает ошибок при выполнении тестовых заданий. Понимание обращенной речи в норме. Ребенок дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, и не допускает ошибок. Ребенок дифференцирует оппозиционные звуков, смешиваемые в произношении, и не допускает ошибок.

4. Развитие экспрессивной речи, состояние активного словаря

Активный словарь в норме.

5. Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи

Ребенок не допускает ошибок при выполнении тестовых заданий.

6. Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи

Ребенок может самостоятельно пересказать текст из3–4 предложений с

опорой на картинки.

7. Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи

Ребенок не нарушает звукослоговую структуру слов. Состояние звукопроизношения соответствует возрастной норме. У ребенка достаточный объем дыхания, нормальный темп, правильная расстановка пауз в речевом потоке. Ребенок умеет употреблять основные виды интонации. Ребенок не допускает ошибок при повторении слогов с оппозиционными звуками.

Средний уровень

1. Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций

Ребенок не сразу вступает в контакт или вступает в контакт не сразу. В общении проявляется эмоциональная лабильность. При дифференциации контрастного звучания нескольких игрушек допускает отдельные ошибки, 1-2 раза ошибается при определении направления звука и воспроизведении ритма. Ребенок допускает отдельные ошибки при различении и соотнесении цветов, при показе заданных геометрических фигур и форм. Ребенок допускает1-2 ошибки при ориентировке в пространстве и схеме собственного тела, не сразу может сложить картинку из2–4 частей, не сразу может сложить по образцу фигуры из 4–5 палочек.

2. Развитие моторной сферы

В процессе исследования состояния общей моторики выявляется некоторая моторная неловкость и раскоординированность движений. Ручная моторика развита не в полном объеме, темп выполнения движений незначительно снижен. Ребенок умеет правильно держать карандаш, но испытывает некоторые затруднения в рисовании заданных линий, с трудом застегивает и расстегивает пуговицы, перекладывает мелкие предметы из одной руки в другую. Тонус мимической мускулатуры повышен или понижен незначительно, некоторые движения выполняются не в полном объеме. При выполнении артикуляционных упражнений затруднена способность к переключению, не все движения выполняются в полном объеме, иногда отмечаются синкинезии. Тонус артикуляционной мускулатуры повышен или понижен незначительно.

3. Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия.

Объем пассивного словаря несколько ниже нормы. Ребенок понимает различные формы словоизменения, но может допу-стить1-2 ошибки. Понимание обращенной речи приближается к норме. Ребенок дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении или допускает 1-2 ошибки. Ребенок дифференцирует оппозиционные звуков, смешиваемые в произношении или допускает1-2 ошибки.

4. Развитие экспрессивной речи, состояние активного словаря

Активный словарь несколько ниже нормы.

5. Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи

Ребенок допускает по2-3 ошибки при выполнении тестовых заданий.

6. Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи

Ребенок может пересказать текст из3–4 предложений с опорой на картинки и небольшой помощью взрослого.

7. Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи

Ребенок нарушает звукослоговую структуру некоторых слов. У ребенка нарушено произношение6–8 звуков. У ребенка достаточный объем дыхания, нормальный темп, правильная расстановка пауз в речевом потоке. Ребенок умеет употреблять основные виды интонации. Ребенок допускает1-2 ошибки при повторении слогов с оппозиционными звуками.

Низкий уровень

1. Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций

Ребенок не сразу вступает в контакт или вступает в контакт избирательно, проявляет негативизм. Эмоциональные реакции не всегда адекватны. При дифференциации контрастного звучания нескольких игрушек допускает множественные ошибки, ошибается при определении направления звука и воспроизведении ритма. Ребенок допускает ошибки при различении и соотнесении цветов, делает ошибки при показе заданных геометрических фигур и форм. Ребенок допускает множественные ошибки при ориентировке в пространстве и схеме собственного тела, без помощи не может сложить картинку из 2–4 частей. Ребенок не может сложить по образцу фигуры из 4–5 палочек.

2. Развитие моторной сферы

В процессе исследования состояния общей моторики выявляется общая моторная неловкость, раскоординированность движений. Ребенок выполняет движения не в полном объеме. Ручная моторика развита недостаточно, темп выполнения движений снижен, движения выполняются не в полном объеме. Отмечается наличие амбидекстрии, леворукость. Ребенок не умеет правильно держать карандаш, испытывает затруднения в рисовании заданных линий, не умеет застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую. Тонус мимической мускулатуры повышен или понижен, движения отсутствуют или выполняются не в полном объеме, отмечаются синкинезии, сглаженность носогубных складок. При выполнении артикуляционных упражнений затруднена способность к переключению, движения выполняются не в полном объеме, отмечаются синкинезии, тремор, обильная саливация. Тонус артикуляционной мускулатуры повышен или понижен.

3. Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия.

Объем пассивного словаря значительно ниже нормы. Ребенок практически не понимает различных форм словоизменения, не понимает отдельных предложений, плохо понимает обращенную речь. Ребенок не дифференцирует оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении или допускает множественные ошибки. Ребенок не дифференцирует оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении или допускает множественные ошибки.

4. Развитие экспрессивной речи, состояние активного словаря

Активный словарь значительно ниже нормы.

5. Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи

Грамматический строй речи практически не сформирован, или ребенок допускает множественные ошибки при выполнении тестовых заданий.

6. Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи

Ребенок не может пересказать текст из3–4 предложений с опорой на картинки.

7. Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи

Ребенок грубо нарушает звукослоговую структуру слов. У ребенка нарушено произношение8–10 и более звуков. У ребенка недостаточный объем дыхания, ускоренный или замедленный темп речи, дисритмия, неправильная расстановка пауз в речевом потоке. Ребенок не умеет употреблять основные виды интонации. Ребенок допускает множественные ошибки при повторении слогов с оппозиционными звуками.

Содержание непосредственно образовательной деятельности в средней логопедической группе

Сентябрь, октябрь, ноябрь (1-й период)

1. Лексические темы:

«Наша группа», «Органы артикуляции», «Лес. Грибы и лесные ягоды.», «Игрушки», «Осень. Названия деревьев», «Сад. Фрукты», «Огород. Овощи.», «Обувь», «Одежда».

2. Коррекционные задачи:

а) формирование словаря и грамматического строя речи:

развивать понимание речи, умение вслушиваться в обращенную речь логопеда;

выделять названия предметов, действий, признаков (основные цвета, форма, величина); понимать обобщающее значение слов;

формировать практическое усвоение простых способов словообразования уменьшительно-ласкательной формы и множественного числа имен существительных;

формировать усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в винительном и творительном падежах единственного числа, согласование имен прилагательных и числительных с существительными, глаголов настоящего времени, окончаний глаголов мужского и женского рода прошедшего времени;

формировать понимание и практическое усвоение предлогов «НА», «С». ;

б) развитие связной речи:

учить владеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по картинно-графической схеме;

учить навыкам составления короткого описательного рассказа, пересказу, составления рассказа по картинке с использованием вопросов и картинно-графических планов;

формировать навыки диалогической речи.

в) формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:

формировать осознание собственного тела, познакомить с органами артикуляции;

развивать слуховое и зрительное внимание, память;

знакомить с понятием «ряд»;

познакомить со звуками «А», «У», «И»;

формировать просодическую сторону речи;

формировать усвоение ритмической структуры речи (заучивание стихов).

Декабрь, январь, февраль (2-й период)

1. Лексические темы: «Наше лицо», «Средства гигиены», «Одежда», «Новый год», «Зима», «Зимние забавы», «Цвет, форма, величина», «Обувь», «Дикие животные и их детеныши», «Домашние животные и их детеныши».

2. Коррекционные задачи:

а) формирование словаря и грамматического строя речи:

продолжать формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории;

формировать понимание и практическое использование форм имен существительных единственного числа в родительном, дательном и предложном падежах;

формировать понимание и употребление категории среднего рода имен существительных;

формировать понимание и практическое употребление предлогов «В», «ИЗ», «ЗА», «ПОД», «К», «ОКОЛО»;

формировать понимание и правильное употребление в речи наречий: высоко, низко, далеко, близко.

б) развитие связной речи:

продолжать формировать и закреплять навыки составления предложений, описательного рассказа, пересказа и рассказа по сюжетной картинке;

совершенствовать навыки ведения диалога, умения самостоятельно задать вопрос.

в) формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:

познакомить со звуками «О», «Э», «Ы»;

учить дифференцировать на слух и в речи звуки «О» - «У»; «Э»— «И»;

учить воспринимать на слух и правильно воспроизводить слоговую структуру слов.

продолжать работу по развитию слухового и зрительного внимания, памяти, которая проводилась в 1-м периоде.

Март, апрель, май (3-й период)

1. Лексические темы: «Мамин праздник», «Домашние птицы и их птенцы», «Весна», «Посуда», «Мебель», «Дом и его части», «Транспорт», «Профессии», «Птицы», «Цветы», «Насекомые», «Лето».

2. Коррекционные задачи:

продолжать формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории, навыки словообразования и словоизменения, понимание и практическое употребление простых предлогов;

формировать понимание и практическое употребление предлогов «ОТ», «ПО»;

продолжать работу по формированию словаря и грамматического строя речи, связной речи, фонематического восприятия и звукопроизношения, которая проводилась в 1-м и 2-м периодах.

Планирование коррекционно-образовательной деятельности

3 занятия в неделю

1 занятие: формирование лексико-грамматических средств языка

2 занятие: произношение и развитие фонематического восприятия

3 занятие: формирование связной речи

п/п

тема

Содержание занятия

сроки

СЕНТЯБРЬ

1

Наша группа

Словарь:Логопед, воспитатель, няня, улица, веранда, качели, горка, песок, песочница, группа (её помещения). Учит говорить, занимается, воспитывает, читает, гуляет, моет (посуду, пол), вытирает (пыль), убирает (комнаты, группу), меняет (белье, полотенца). Хорошая, ласковая, строгая, заботливая, добрая. Красиво, правильно.

3-я неделя сентября

2

Звуки вокруг. Звучащие игрушки

Учить детей строиться в шеренгу и определять начало и конец ряда. Учить составлять предложения из 2-х слов по совершаемому действию. Развивать слуховое внимание, физиологическое дыхание (вдох носом, не поднимая плеч, выдох ртом, не надувая щек).Развивать умение воспроизводить простой ритм.

3-я неделя сентября

3

Круг. Квадрат. Треугольник.

Закрепить знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) и цвете (красный, желтый, зеленый и синий). Учить счету в пределах 4-х. Формировать сенсо-моторное восприятие. Формировать фразовую речь. Учить строить фразу из 2—4 слов. Расширять и активизировать словарь по теме. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику кистей рук.

3-я неделя сентября

1

Игрушки

Игрушки, мяч, машинка, мишка, кукла, пирамидка, кубики, юла, флажок, клоун, круг, квадрат, треугольник, круглый, квадратный, треугольный, красный, желтый, зеленый, синий, высокий, низкий, играть, катать, купать, кормить, заводить, запускать, нагружать, укладывать, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, мне, твой, твоя, тебе, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, на, в, у, под, с(со)

4-я неделя сентября

2

Звуки вокруг. Неречевые звуки

1. Закрепить умение строиться в ряд и определять начало и конец ряда.

2. Продолжать учить составлять предложения из 2-х слов по совершаемому действию.

3. Развивать слуховое внимание, физиологическое дыхание (вдох носом, не поднимая плеч, выдох ртом, не надувая щек).

4. Развивать умение воспроизводить простой ритм.

4-я неделя сентября

3

Игрушки . Описательный рассказ

1. Учить детей практически определять признаки предметов (форму, цвет, величину).

2. Закрепить обобщающее понятие «игрушки».

3. Продолжать учить детей строиться в ряд и определять начало и конец ряда.

4. Учить составлять предложения, называя 2—3 признака предмета.

5. Продолжать формировать связную речь.

6. Развивать внимание, память, мышление.

4-я неделя сентября

ОКТЯБРЬ

1

Овощи (знакомство). Предлоги «НА», «С»

1. Уточнить и расширить словарь по теме.

2. Формировать обобщающее понятие «овощи».

3. Формировать умение употреблять имена существительные в именительном падеже множественного числа.

4. Учить строить фразу из 2—3 слов с предлогами «с», «НА».

5. Закрепить знание красного, синего, зеленого, желтого, коричневого, оранжевого цветов.

6. Учить выделять и называть оранжевый цвет.

7. Развивать внимание, память, мелкую моторику кистей рук.

1-я неделя октября

2

Звук «У»

1.Учить правильно произносить звук «У».

2. Учить владеть своим голосом.

3. Развивать слуховое и зрительное внимание, речевое дыхание, артикуляторную моторику и мелкую моторику кистей рук.

1-я неделя октября

3

Овощи. Описательный рассказ

1. Закрепить обобщающее понятие «овощи».

2. Расширить и активизировать словарь детей по теме.

3. Закрепить использование имен существительных в форме родительного падежа единственного числа.

4. Учить составлять простой описательный рассказ.

5. Развивать внимание, память, общую моторику и мелкую моторику кистей рук, тактильное восприятие.

1-я неделя октября

1

Осень (знакомство). Предлоги «НА», «С»

Осень, дождь, туман, туча, ветер, день, ночь, утро, вечер, дерево, трава, листья, круг, квадрат, треугольник, круглый, квадратный, треугольный, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, идти, дуть, опадать, желтеть, краснеть, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, далеко, близко, выше, ниже, длиннее, короче, шире, уже, один, два, три, первый, второй, третий, на, с

2-я неделя октября

2

Звук «А»

1. Учить правильно произносить звук «А».

2. Учить владеть своим голосом.

3. Развивать слуховое и зрительное внимание, артикуляторную моторику и мелкую моторику кистей рук.

2-я неделя октября

3

Осень. Описательный рассказ

1. Продолжать закреплять представление об осени и ее признаках.

2. Формировать связную речь.

3. Учить составлять рассказ по картинно-графической схеме.

4. Развивать слуховое и зрительное внимание, общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

2-я неделя октября

1

Фрукты. (знакомство). Предлоги «НА», «С»

Сад, фрукты, дерево, ветка, ствол, плод, корзина, куст, яблоко, груша, слива, апельсин, лимон, красный, желтый, зеленый, синий, круглый, длинный, вкусный, сладкий, кислый, собирать, срывать, укладывать, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, мне, твой, твоя, тебе, вверху, внизу, далеко, близко, один, два, три, первый, второй, третий, на, с

3-я неделя октября

2

Звуки «У», «А»

1. Продолжать учить правильно произносить звуки «У», «А».

2. Учить произносить по символам звукосочетания «Ау!», «Уа!».

3. Учить владеть своим голосом.

4. Развивать слуховое и зрительное внимание, артикуляторную моторику и мелкую моторику кистей рук.

3-я неделя октября

3

Фрукты. Описательный рассказ

1. Закрепить обобщающее понятие «фрукты».

2. Учить простому описанию фруктов.

3. Формировать умение использовать имена существительные в форме единственного числа творительного и винительного падежей.

4. Учить строить фразу из 2—5 слов.

5. Развивать внимание, память, тактильное восприятие.

3-я неделя октября

1

Овощи-фрукты. Сад и огород.

Огород, грядка, парник, теплица, овощи, корзина, ведро, лопата, грабли, морковь, свёкла, картофель, огурец, помидор, репа, клубень, ботва, круг, квадрат, треугольник, красный, желтый, зеленый, синий, круглый, квадратный, треугольный, длинный, вкусный, сладкий, кислый, соленый, собирать, таскать, копать, срезать, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, вверху, внизу, слева, справа, посредине, далеко, близко, один, два, три, первый, второй, третий, на, в, у, под

4-я неделя октября

 

2

Звук «И»

1. Познакомить детей со звуком «И» и его символом.

2. Учить правильно произносить звук «И».

3. Учить владеть своим голосом.

4. Развивать внимание, мышление, память, речевое дыхание, общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

4-я неделя октября

3

Цвет. Геометрические фигуры

1. Закрепить изученные цвета.

2. Закрепить изученные геометрические фигуры.

3. Развивать наглядно-действенное мышление.

4. Формировать наглядно-образное мышление.

4-я неделя октября

НОЯБРЬ

1

Наше тело (знакомство)

Словарь:Голова, шея, живот, спина, руки, ладони, локти, пальцы, ногти, ноги, колени, волосы, грязнуля. Мыть, вытирать, умываться, стричь, причесывать, расчесывать, тереть. Чистый, грязный, аккуратный, опрятный

1-я неделя ноября

2

Звуки «А», «У», «И»

Закрепить правильное произношение звуков «А», «У», «И».

Активизировать артикуляторную моторику.

Учить ориентироваться в пространстве относительно своего тела.

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мелкую моторику кистей рук.

1-я неделя ноября

3

Величина. Высота

1. Продолжать учить устанавливать размерные отношения 4-х предметов по высоте, располагать их в порядке убывания.

2. Продолжать формировать умение обозначать словом размерные отношения по высоте в ряду в порядке убывания.

3. Продолжать обучать ориентироваться относительно своего тела.

4. Продолжать учить строить фразу из 2-5 слов.

5. Развивать мышление, зрительный гнозис, общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

1-я неделя ноября

1

Одежда (знакомство)

Предлоги «В», «ИЗ»

Средний род имен существительных

Одежда, платье, сарафан, кофта, шорты, брюки, футболка, рубашка, куртка, пальто, шапка, шарф, колготки, носки, воротник, рукав, карман, пояс, пуговица, петля, теплый, легкий, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, длинный, короткий, надевать, одевать, носить, завязывать, застегивать, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять

2-я неделя ноября

2

Звук «О»

1. Познакомить детей со звуком «О» и его символом.

2. Учить правильно произносить звук «О».

3. Учить владеть своим голосом.

4. Развивать слуховое и зрительное внимание, артикуляторную моторику и мелкую моторику кистей рук.

2-я неделя ноября

3

Одежда. Пересказ

1. Учить детей пересказывать рассказы с опорой на картину и картинно-графический план.

2. Активизировать фразовую речь детей.

3. Формировать связную речь.

4. Формировать представление о профессии портного.

5. Развивать внимание, память, мышление.

2-я неделя ноября

1

Обувь (знакомство)

Предлоги «В», «ИЗ»

Обувь, тапки, туфли, босоножки, ботинки, кроссовки, сапоги, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, розовый, удобный, теплый, легкий, высокий, низкий, широкий, узкий, длинный, короткий, надевать, обувать, носить, ходить, бегать, прыгать, топать, протирать, сушить, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, на, в, из

3-я неделя ноября

2

Звук «О»

1. Учить правильно произносить звук «О».

2. Учить владеть своим голосом.

3. Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, артикуляторную моторику и мелкую моторику кистей рук.

3-я неделя ноября

3

Обувь. Пересказ

1. Учить пересказывать рассказ, составленный по сюжетной картинке.

2. Формировать связную речь.

3. Развивать внимание, память, мышление.

4. Воспитывать эмоциональное отношение к содержанию рассказа.

3-я неделя ноября

1

Зима (знакомство)

Низкий-высокий, белый цвет.

Предметный словарь: зима, пурга, метель, вьюга, мороз, снег, лед, наст, сугроб, снежинка, сосулька, пороша, поземка, гололед, снего­пад, снеговик, лыжи, коньки, снегокат, снегоход, санки, каток, снежки, Снегурочка, Дед Мороз, Новый год, маски, подарок, елка, кормушка, узоры, январь, февраль, декабрь, иней, буран, следы.

Глагольный словарь: падать, по­крывать, ложиться, лепить, сколь­зить, украшать, заметать, ехать, взбираться, морозить, кружиться, праздновать, блестеть, искриться, хрустеть.

Словарь признаков: холодный, мо­розный, искристый, блестящий, хрупкий, резной, легкий, белый, глубокий, мягкий, нарядный, рых­лый, зимний.

4-я неделя ноября

2

Звуки «У», «О». Дифференциация

1. Учить правильно произносить звуки «У», «О».

2. Учить владеть своим голосом.

3. Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, артикуляторную моторику и мелкую моторику кистей рук.

4-я неделя ноября

3

Зима. Составление рассказа.

Закрепить представление о зиме, ее признаках.

Формировать связную речь.

Учить составлять рассказ по картинному плану.

4. Развивать внимание, память, общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

4-я неделя ноября

ДЕКАБРЬ

1

Дикие животные (знакомство). Части тела.

Животное, лес, нора, дупло, берлога, волк, лиса, лисенок, заяц, зайчонок, медведь, медвежонок, белка, лось, голова, уши, лапа, хвост, сутки, утро, день, вечер, ночь, ходить, прыгать, бегать, рычать, большой, маленький, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, первый, второй, третий, четвертый, пятый, он, она, они, оно, много, мало, больше, меньше, в, на, у, с(со), под, за

1-я неделя декабря

2

Звуки «А», «У», «И», «О»

1. Учить правильно произносить звуки «А», «У», «И»,«О».

2. Формировать подвижность и координацию движений органов артикуляции.

3. Учить владеть своим голосом.

4. Продолжать обучать ориентироваться относительно собственного тела.

5. Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, мелкую моторику кистей рук.

1-я неделя декабря

3

Предлоги "К", "ОКОЛО", "ЗА".

1. Учить понимать значение предлогов «К», «ОКОЛО», «ЗА» и правильно их использовать.

2. Закрепить обобщающее понятие «дикие животные».

3. Развивать внимание, память, мышление, ориентировку в пространстве, общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

1-я неделя декабря

1

Зимние забавы. (знакомство)

Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: зима — морозная.

Образование множественного числа существительных. Снежин­ка- снежинки.

Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Одни санки, много са­нок, мои коньки.

Предложно-падежное управление.

(Родительный, Дательный, Твори­тельный, Предложный падежи.) Из чего нос у снеговика? (предлог «из»: из морковки). Кем ты будешь на новогоднем праз­днике? (Я буду Снегурочкой). На чем лежит снег? (предлог «на»: на деревьях).

Нарядим елку (предлоги «у», «на», «около», «к»)

2-я неделя декабря

2

Звук «Э»

1. Учить правильно произносить звук «Э».

2. Учить владеть своим голосом.

3. Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, артикуляторную моторику и мелкую моторику кистей рук.

2-я неделя декабря

3

Зимние забавы. Составление рассказа

1. Закрепить знания о признаках зимы, зимних забавах детей.

2. Продолжать работать над формированием фразы, учить составлять предложения по картинно-графической схеме.

3. Развивать физиологическое и речевое дыхание, внимание, мышление, память, общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

4. Воспитывать эмоционально-радостное отношение к зимней природе, зимним забавам.

2-я неделя декабря

1

Домашние животные (знакомство). Части тела.

Двор, хлев, сарай, животное, детеныш, корова, лошадь, коза, свинья, овца, баран, кролик, кошка, собака, котенок, щенок, теленок, козленок, поросенок, рога, хвост, пятачок, ухо, шерсть, приносить, ухаживать, кормить, поить, мыть, чистить, убирать, давать, мычать, лаять, мяукать, хрюкать, домашний, пушистый, белый, серый, черный, рыжий, вверху, внизу, спереди, сзади, слева, справа, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, на, в, у, под, с(со), за

3-я неделя декабря

ДЕКАБРЬ

2

Звук «Э»

1. Продолжать учить правильно произносить звук «Э».

2. Закреплять изученные гласные звуки.

3. Учить владеть своим голосом.

4. Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, артикуляторную моторику и мелкую моторику кистей рук.

3-я неделя декабря

3

Домашние животные. Словообразование, словоизменение

1. Закрепить обобщающее понятие «домашние животные».

2. Обучать приемам словоизменения.

3. Учить строить фразу из 2—5 слов.

4. Развивать внимание, память, мышление, общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

5. Воспитывать положительное эмоциональное отношение к домашним животным.

3-я неделя декабря

1

Новый год. Описательный рассказ

Праздник, утренник, хоровод, танец, пляска, песня, Дед Мороз, Снегурочка, мешок, подарок, елка, ветка, игрушка, гирлянда, свеча, флажок, радость, смех, поздравлять, праздновать, встречать, дарить, получать, красный, синий, желтый, зеленый, голубой, розовый, белый, оранжевый, разноцветный, пушистый, треугольный, круглый, квадратный, вверху, внизу, спереди, сзади, слева, справа, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, на, в, у, под, с(со)

4-я неделя декабря

2

Звуки «Э», «И». Дифференциация

1. Учить правильно произносить звуки «Э», «И» и дифференцировать их на слух и в речи.

2. Учить владеть своим голосом.

3. Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, артикуляторную моторику и мелкую моторику кистей рук.

4-я неделя декабря

3

Новый год. Составление рассказа

1. Учить составлять рассказ по сюжетной картинке.

2. Формировать связную речь.

3. Развивать внимание, память, мышление.

4. Воспитывать эмоционально-радостное отношение к новогоднему празднику.

4-я неделя декабря

ДЕКАБРЬ

1

Детеныши домашних животных (знакомство)

Двор, хлев, сарай, животное, детеныш, корова, лошадь, коза, свинья, овца, баран, кролик, кошка, собака, котенок, щенок, теленок, козленок, поросенок, рога, хвост, пятачок, ухо, шерсть, приносить, ухаживать, кормить, поить, мыть, чистить, убирать, давать, мычать, лаять, мяукать, хрюкать, домашний, пушистый, белый, серый, черный, рыжий, вверху, внизу, спереди, сзади, слева, справа, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, на, в, у, под, с(со), за

3-я неделя января

2

Звуки «А», «У», «И»,«О», «Э»

1. Закрепить правильное произношение гласных звуков «А», «У», «И»,«О», «э».

2. Учить строить фразу из 2—5 слов.

3. Формировать подвижность органов артикуляции.

4. Продолжать обучать ориентироваться в пространстве относительно своего тела.

5. Развивать просодическую сторону речи, фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

3-я неделя января

3

Детеныши домашних животных. Словоизменение. Предлоги "ЗА", "ПОД".

1. Учить понимать предлоги «ЗА», «ПОД».

2. Учить строить фразу из трех слов с предлогами «ЗА», «ПОД».

2. Учить практическому усвоению образования множественного числа и уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.

3. Закрепить в экспрессивной речи умение строить фразу из 2—3 слов.

4. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику кистей рук.

5. Продолжать воспитывать доброе и внимательное отношение к домашним животным.

3-я неделя января

1

Домашние птицы. (знакомство)

Птица, петух, курица, цыпленок, цыплята, утка, утенок, утята, гусь, гусят, индюк, индюшата, корм, зерно, кормить, ухаживать, плавать, пасти, клевать, ловить, разгребать, пруд, кормушка, домашний, пушистый, разноцветный, голосистый, пестрый, вверху, внизу, спереди, сзади, слева, справа, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, на, в, у, под, с(со)

4-я неделя декабря

2

Звук «Ы»

1. Учить правильно произносить звук «Ы».

2. Учить владеть своим голосом.

3. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, фонематическое восприятие, артикуляторную моторику.

4-я неделя января

3

Домашние птицы. Составление описательного рассказа.

1. Активизировать словарь детей по теме.

2. Закрепить в экспрессивной речи построение фразы из 2—3 слов.

3. Закрепить обобщающее понятие «домашние птицы».

Учить практическому усвоению образования множественного числа и уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.

Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику кистей рук.

4-я неделя января

ФЕВРАЛЬ

1

Птенцы домашних птиц (знакомство)

1. Уточнить и расширить словарь детей по теме.

2. Формировать обобщающее понятие «птенцы».

3. Учить строить фразу из 3-х слов.

4. Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику кистей рук.

5. Воспитывать любовь к живой природе.

1-я неделя февраля

2

Звук «Ы»

1. Закрепить произнесение гласных звуков «А», «У», «И», «О», «Э», «Ы».

2. Учить владеть своим голосом.

3. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, фонематическое восприятие, просодическую сторону речи, артикуляторную моторику детей.

1-я неделя февраля

3

Птенцы домашних птиц. Словоизменение.

1. Уточнить и расширить словарь детей по теме.

2. Формировать обобщающее понятие «птенцы».

3. Учить образовывать множественное число имен существительных.

4. Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа.

5. Развивать внимание, память, мелкую моторику кистей рук.

1-я неделя февраля

1

Посуда (знакомство)

Кухня, посуда, кастрюля, миска, сковорода, чайник, тарелка, стакан, чашка, блюдце, ложка, вилка, нож, сутки, утро, день, вечер, ночь, стеклянный, металлический, фарфоровый, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, розовый, ставить, хранить, варить, жарить, готовить, есть, пить, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, поровну, одинаково, столько же, на, в, у, под, с(со)

2-я неделя февраля

2

Звуки «И», «Ы». Дифференциация

1. Учить правильно произносить звуки «Ы», «И».

2. Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, просодическую сторону речи, артикуляторную моторику и мелкую моторику кистей рук.

2-я неделя февраля

3

Посуда. Предлоги "В","НА", "ОКОЛО", "ЗА", "ПОД". Словоизменение.

1. Развивать пространственные представления и умение ориентироваться относительно своего тела.

2. Закрепить обобщающее понятие «посуда».

3. Учить использовать в речи сложно-подчиненные предложения.

4. Учить правильно использовать во фразовой речи предлоги «В», «НА», «ОКОЛО», «ЗА», «ПОД».

5. Учить составлять предложения по совершаемому действию с противительным союзом «А».

6. Развивать внимание, память, мышление.

2-я неделя февраля

1

Мебель (знакомство). Предлоги "ЗА", "ПОД".

Мебель, шкаф, кровать, диван, кресло, стол, стул, комод, полка, стенка, дверца, ручка, сиденье, спинка, ножка, сутки, день, ночь, утро, вечер, большой, маленький, деревянный, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, розовый, коричневый, сидеть, лежать, вешать, ставить, хранить, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, на, в, у, под, с

3-я неделя февраля

2

«Чтение» по изученным символам звуков

1. Повторить изученные гласные звуки и символы, которыми они обозначаются.

2. Учить детей «читать» звукоподражания по символам.

3. Обучать звуковому синтезу (учить сливать два гласных звука).

3-я неделя февраля

3

Мебель. Пересказ.

1. Активизировать словарь детей по теме.

2. Обучать пересказу.

3-я неделя февраля

 

1

Дом и его части (знакомство)

Крыша, окно, дверь, стены, ступени, балкон, этаж, крыльцо, крыша, труба, фундамент, лестница; камни, кирпич, дерево, строить, красить, рисовать, жить, высокий, низкий, красивый, большой, маленький.

4-я неделя февраля

2

Гласные звуки

1. Повторить изученные гласные звуки и символы, которыми они обозначаются.

2. Учить детей «читать» звукоподражания по символам.

3. Обучать звуковому синтезу (учить сливать два гласных звука).

4-я неделя февраля

3

Дом. Плоскостное конструирование.

1. Закрепить названия частей дома.

2. Учить ориентироваться в пространстве.

3. Учить строить сложно-подчиненные предложения цели.

4. Учить сопровождать свои действия речью.

4-я неделя февраля

МАРТ

1

Мамин день. Знакомство

Мама, бабушка, сестра, тетя, праздник, букет, подарок, рисунок, поделка, мимоза, тюльпан, учитель, врач, инженер, продавец, поздравлять, дарить, желать, петь, танцевать, работать, делать, учить, праздничный, солнечный, красивый, радостный, веселый, любимый, много, весело, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мне, тебе, нам, вам, вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, в, на, у, с(со), под, за

1-я неделя марта

2

Символы гласных звуков.

1. Повторить изученные гласные звуки и символы, которыми они обозначаются.

2. Учить детей «читать» звукоподражания по символам.

3. Обучать звуковому синтезу (учить сливать два гласных звука).

1-я неделя марта

3

Мамин праздник. Пересказ.

1. Закрепить и активизировать словарь детей по теме.

2. Формировать связную речь.

3. Развивать внимание, память, мышление.

1-я неделя марта

1

Весна (знакомство)

Весна, год, зима, солнце, капель, ручей, проталина, подснежник, птица, утро, день, вечер, ночь, пригревать, таять, звенеть, появляться, чирикать, теплый, солнечный, мокрый, тепло, холодно, много, мало, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, в, на, у, под, с(со), за

2-я неделя марта

2

Органы артикуляции (повторение)

1. Закрепить понятие, что логопед — это профессия.

3. Закрепить знания об органах артикуляции.

4. Развивать слуховое внимание, память, артикуляторную моторику и мелкую моторику кистей рук.

2-я неделя марта

3

Весна. Предлоги "НА", "С".

1. Закрепить и активизировать словарь детей по теме.

2. Закрепить обобщающее понятие «весна».

3. Учить строить фразу с дополнением, выраженным именем существительным единственного числа в предложном падеже с предлогом «НА».

4. Учить строить фразу с дополнением, выраженным именем существительным единственного числа в родительном падеже с предлогом «С».

2-я неделя марта

1

Транспорт. (знакомство)

Транспорт, улица, движенье, автобус, трамвай, метро, машина, самолет, корабль, колесо, кузов, кабина, крыло, ехать, плыть, лететь, везти, большой, маленький, огромный, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, белый, серый, много, мало, вчера, сегодня, завтра, больше, меньше, столько же, один, два, три, четыре, пять, он, она, оно, они, вверху, внизу, впереди, сзади, в, на, у, с(со), под, за

3-я неделя марта

2

Звук М

познакомить с согласным звуком М, особенностями его артикуляции, зри-

тельным и жестовым символами;

учить выделять звук М (на слух и произносительно) в потоке и сочетании

звуков, в начале слов;

совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;

формировать навыки звукового анализа;

пополнять словарный запас.

3-я неделя марта

3

Транспорт. Предлоги «ПО», «К», «ОТ», «ОКОЛО», «НА», «В» с глаголами

1. Формировать у детей пространственные представления и умение ориентироваться в пространстве.

2. Закрепить предметный словарь и обобщающее понятие по теме.

3. Уточнить и расширить словарь глаголов.

4. Закрепить правильное употребление предлогов «НА», «В», «К», «ОТ», «ОКОЛО».

5. Формировать умение правильно употреблять предлог «ПО».

6. Учить строить предложения с разноприставочными глаголами и дополнениями в разных падежах с предлогами.

3-я неделя марта

1

Профессии. (знакомство)

Магазин, продавец, прилавок, витрина, весы, пакет, касса, сумка, кошелек, деньги, сдача, сутки, утро, день, вечер, ночь, покупать, платить, взвешивать, получать, много, мало, больше, меньше, столько же, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, вверху, внизу, слева, справа, в, на, у, с(со), под, за

4-я неделя марта

2

Звук М

(2-е занятие по теме)

учить определять наличие/отсутствие звука М в слове;

учить выбирать слова со звуком М из стихотворений и маленьких рассказов;

учить с помощью зрительных символов анализировать и синтезировать об­ратные слоги AM, УМ, ИМ;

совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;

4-я неделя марта

3

Профессии. составление описательного рассказа.

1. Познакомить детей с профессиями врача, повара, шофера.

2. Повторить профессии людей, работающих в группе.

3. Формировать обобщающее понятие «профессия».

4. Продолжать формировать умение использовать в речи простые распространенные и сложно-подчиненные предложения.

5. Развивать внимание, память, мышление.

6. Воспитывать уважение к труду людей.

4-я неделя марта

АПРЕЛЬ

1

Птицы. Части тела.

Голубь, воробей, ворона, синица; части тела: голова, туловище, крылья, клюв, хвост, перья, лапы, когти; гнездо, яйца, птенцы, Клюют, ходят, пьют, едят, сидят, поют, ловить, летают, каркает, чирикает, воркует, пищат, выводить, вить ,много, мало, больше, меньше, столько же, один, два, три, четыре, пять, вверху, внизу, слева, справа, в, на, у, с(со), под

1-я неделя апреля

2

Звук М

(3- занятие по теме)

продолжать учить определению наличия/отсутствия звука М в слове;

учить добавлять слова со звуком М в предложения и рифмовки, отгадывать

загадки-описания со звуком М в отгадке;

учить с помощью зрительных символов анализировать и синтезировать прямые слоги МА, МУ, МО, МЫ;

совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;

пополнять словарный запас.

1-я неделя апреля

3

Птицы. Предлог "НАД". Словоизменение, словообразование.

1. Закрепить обобщающее понятие «птицы».

2. Учить практически использовать предлог «НАД».

3. Закрепить правильное употребление изученных простых предлогов.

4. Продолжать учить составлять предложения по совершаемому действию и пиктографическим схемам, давать полные ответы на вопросы.

5. Развивать общую моторику, умение ориентироваться в пространстве.

1-я неделя апреля

1

Рыбы (знакомство). Части тела. Предлоги "К", "ОТ"

Рыбка, хвост, плавник, аквариум, вода, водоросли, камень, песок, большой, маленький, над красный, золотой, разноцветный, один, два, три, четыре, пять, больше, меньше, одинаково, утро, день, вечер, ночь, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в центре, в, на, у, под, с(со), за, над

2-я неделя апреля

2

Звук В

познакомить с согласным звуком В, особенностями его артикуляции, зри-

тельным и жестовым символами;

учить выделять звук В (на слух и произносительно) в потоке и сочетании

звуков, в начале слов;

совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;

формировать навыки звукового анализа;

пополнять словарный запас.

2-я неделя апреля

3

Рыбы. Пересказ.

1. Активизировать словарь детей по теме.

2. Обучать пересказу.

3. Развивать внимание, память, мышление.

2-я неделя апреля

1

Комнатные растения. знакомство.

Растение, бегония, фиалка, стебель, листья, бутон, горшок, поддон, земля, лейка, расти, цвести, ухаживать, поливать, рыхлить, протирать, украшать, белый, розовый, голубой, красивый, нежный, утро, день, вечер, ночь, много, мало, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, в, на, у, под, с(со), за

3-я неделя апреля

2

Звук В

(2-е занятие по теме)

учить определять наличие/отсутствие звука В в слове;

учить выбирать слова со звуком В из стихотворений и маленьких рассказов;

учить добавлять слова со звуком В в предложения и рифмовки;

продолжать с помощью зрительных символов учить анализировать и синтезировать прямые слоги ВА, ВО, ВУ, ВЫ;

совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;

3-я неделя апреля

3

Комнатные растения. Пересказ.

1. Активизировать словарь детей по теме.

2. Обучать пересказу.

3. Развивать внимание, память, мышление.

3-я неделя апреля

1

Насекомые (знакомство)

Насекомое, жук, бабочка, пчела, шмель, муравей, крыло, глаз, летать, жужжать, порхать, большой, маленький, один, два, три, четыре, пять, больше, меньше, одинаково, утро, день, вечер, ночь, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в центре, в, на, у, под, с(со), за, над

4-я неделя апреля

2

Звук Н

познакомить с согласным звуком Н, особенностями его артикуляции, зри-

тельным и жестовым символами;

учить выделять звук Н (на слух и произносительно) в потоке и сочетании

звуков, в начале слов;

продолжать с помощью зрительных символов учить анализировать и син-

тезировать прямые и обратные слоги (НА, НУ, ОН и пр.);

совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;

4-я неделя апреля

3

Насекомые (предлоги)

1. Закрепить обобщающие понятия «насекомые», «цветы».

2. Закреплять умение детей правильно употреблять простые предлоги в самостоятельной речи.

3. Развивать длительность физиологического и речевого выдоха.

4. Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве относительно своего тела.

4-я неделя апреля

МАЙ

1

Цветы (знакомство)

Цветок, подснежник, мать-и-мачеха, стебель, листок, проталинка, сутки, утро, день, вечер, ночь, появляться, расти, цвести, нежный, тонкий, хрупкий, тепло, холодно, много, мало, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, в, на, у, под, с(со), за

3-я неделя мая

2

Тема: Звук Н

(2-е занятие по теме)

учить определению конечного согласного звука в словах (блин, лимон и пр.,);

учить определять наличие/отсутствие звука Н в слове;

учить выбирать слова со звуком Н из стихотворений и маленьких расска-

зов, добавлять слова со звуком Н в предложения и рифмовки;

закреплять навык анализа и синтеза прямых и обратных слогов (НА, НУ,

ОН, ИН, УН

3-я неделя мая

3

Цветы. Предлоги "В", "НАД", ПОД".

1. Активизировать словарь детей по теме.

2. Закрепить обобщающее понятие «цветы».

3. Учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными в именительном падеже единственного и множественного числа.

4. Учить согласовывать имена существительные единственного и множественного числа с глаголами настоящего времени.

5. Учить строить фразу из 4-х слов с предлогом.

3-я неделя мая

1

Лето. Времена года.

Лето, солнце, небо,

трава, цветок, дерево,

лист, одуванчик, ромашка, колокольчик, клевер, лютик, красный, желтый, синий, зеленый, белый, голубой, розовый, душистый, красивый, разноцветный, расти, украшать, собирать, один, два, три, четыре, пять, больше, меньше, выше, ниже, длиннее, короче, одинаково, утро, день, вечер, ночь, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в центре, в, на, у, под, с(со), за, над

4-я неделя мая

2

Тема: Звук Ф

познакомить с согласным звуком Ф, особенностями его артикуляции, зри­тельным и жестовым символами;

учить выделять звук Ф (на слух и произносительно) в потоке и сочетании

звуков, в начале и в середине слов;

закрепить навык анализа и синтеза прямых и обратных слогов (ФА, ФО,АФ,

ОФ и пр.);

4-я неделя мая

3

Лето. Составление пересказа.

1. Познакомить детей с признаками лета, отличать его от других времен года.

2. Учить пересказывать близко к тексту.

3. Развивать внимание, память, мышление.

4. Воспитывать навыки организованного поведения, умение слушать своих товарищей.

4-я неделя мая

коррекционная деятельность логопеда и воспитателя.

Учитель-логопед

Воспитатель

1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма

1.Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе.

2.Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков.

2.Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы.

3.Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка.

3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы.

4.Обсуждение результатов обследования

4. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом.

5.Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи.

5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания.

6.Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти.

6. Расширение кругозора детей.

7.Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий.

7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам

8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям.

8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание).

9.Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения.

9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей.

10.Развитие фонематического восприятия детей.

10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда.

11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений.

11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях.

12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова.

12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида.

13. Совершенствование навыков словоизменения и словообразования.

13.Закрепление навыков словообразования в различных играх и упражнениях.

План работы с родителями

Основные формы взаимодействия с семьей – знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей. Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Перспективный план работы с родителями

Месяцы

Название мероприятия

Цель проведения мероприятия

Сентябрь

1.Организационное родительское собрание:

-задачи воспитания и обучения на учебный год. Реализация ФГТ в ДОУ, родительские договора и правила детского сада.

-знакомство с комплексом оздоровительных мероприятий в детском саду. 2. Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны».

3. Наглядная информация:

«Возрастные характеристики детей 4-5 лет».

Ознакомление родителей с планом на год. Привлечение родителей к участию во всех мероприятиях, Обмен мнениями о делах группы прошлого года и рекомендации родителей на этот год.

Нацелить, приобщить родителей к активной, совместной работе в новом учебном году.

Активизация родителей в работу группы детского сада, развитие позитивных взаимоотношений работников дошкольного учреждения и родителей.

Октябрь

1. Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников».

2. Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ.

3.Совместное развлечение детей и родителей «Осень золотая». 4.Благотворительная ярмарка «Дары осени»

5.Памятка для родителей: «Азбука дорожного движения».

Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.

Анализ информации о воспитанниках и их семьях.

Совместно приготовить осенний урожай для ярмарки, интересно оформить, используя стихи, рекламу.

Ноябрь

1.Консультации:
«Драчуны. Как исправить
ситуацию»

2. Развлечение «При мамочке тепло».

3. Памятки для родителей: «Искусство наказывать и прощать».

«Как правильно общаться с детьми»

«Как помочь птицам зимой».

Познакомить с наилучшими способами общения, наказания, поощрения детей, разъяснения им норм нравственности. Обсудить домашние проблемы в общении с детьми, предложить помощь на дому.

порадовать в День матери мам группы поделками, сделанными своими руками. Приобщение пап к работе группы, трудовому, этическому воспитанию детей.

Декабрь

1.Родительское собрание «Развитие речи детей 4-5 лет»

2. Консультация «Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания».

3.Консультация «Что подарит Дед Мороз? Как дарить новогодние подарки»

4.Организация фотовыставки, папка «Зимой гуляем, наблюдаем, трудимся, играем!» (о важности зимних прогулок).

5. Совместный праздник«Здравствуй, Новый год!»

6.Наглядная информация:

«Как встретить новый год!», «Что дарить в этом году!», «Новогодние приметы и традиции»,

«Новогоднее угощение», поздравление для всех!

Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития ребенка.

Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.

Знакомство родителей с интересными вариантами оформления и вручения новогодних подарков

Дать информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно проводить время с детьми на улице.

Развивать желание проводить активно совместные праздники, получать удовлетворение от подготовленных общим коллективом развлечений, воспитывать сплочённость

Январь

1. Снежные постройки и зимние игры в час семейных встреч на участке.

2. Наглядная информация: «Как и что можно построить для зимних игр!».

3. Индивидуальные беседы. Тема: «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей».

Организация совместной деятельности по оформлению участка зимними постройками.
Положительные эмоции всех участников, оздоровление.

Повышение педагогической культуры родителей.

Ознакомление с задачами по сохранению и оздоровлению здоровья детей.

Февраль

1. Выставка детских рисунков, тема: «Мой папа».

2. Совместное развлечение «Лучше папы в мире нет».

3. Совместное развлечение «Проводы зимы!».

Выявление и анализ информации о том, какую роль в воспитании детей занимают папы и дедушки, привлечь мам и детей к оформлению выставки–поздравления ко Дню защитника Отечества. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество.

Приобщить родителей к празднованию русского традиционного праздника. Получить положительные эмоции, удовлетворение от совместного участия в развлечении, воспитывать сплочение, коммуникабельность

Март

1. Совместный праздник «Моя мама – лучше всех».

2. Консультация

3.Наглядная информация: Организация фотовыставки с рассказами о мамах.
(оформление детскими рисунками)

Привлечь пап и детей к оформлению выставки–поздравления к 8 Марта. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество.

Провести весёлый праздник с участием мам, порадовать их детскими песнями, танцами, совместными играми, воспитывать чувство гордости к родным.

Апрель

1. Итоговое общее родительское собрание: «Как повзрослели и чему научились наши дети за этот год».

2. Открытое занятие для родителей детей.

Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, подготовить родителей к началу следующего года.

Май

1.Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями.

Наглядная информация: статьи: «Наши зелёные друзья!», «Клумбы «радости!», «Зелёный уголок у дома!».

2. Консультация «Летний отдых вместе».

3.Организация выставки – поздравления к Дню Победы.

привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка.

Индивидуальная работа: подбор цветов, растений для участка, высадка огорода, покраска участка и т. д.

привлекать к отдыху на природе, учить подбирать удачные места игр с детьми. Воспитывать дружеские отношения между детьми и родителями.

Привлечь родителей к участию в мероприятиях к Дню победы.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации