Программа патриотического воспитания «Частица великой Родины» (1–4 класс)

1
0
Материал опубликован 16 February 2022





Программа патриотического воспитания

учащихся 1 – 4 классов

на основе изучения родного края

«Частица великой Родины»

на 2014 – 2018 учебный год













Автор программы:

Родионова Надежда Александровна

учитель начальных классов МАОУ средней общеобразовательной школы №37 г. Томска









Пояснительная записка

Воспитание любви к родному краю,

к родной культуре, к родному городу,
к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.

Д. С. Лихачев

Патриотизм, по мнению философов, – одно из наиболее глубоких чувств человека,

закрепленных веками, тысячелетиями обособленных отечеств. Оно присуще всем народам. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить ее интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите своей страны. Именно патриотизм являлся тем фундаментом, который во все времена объединял все слои российского общества.

Вместе с тем патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека. Любовь к Родине у каждого проявляется в свое время и по-своему. Сначала это происходит неосознанно, ребенок тянется к отцу, к матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает свою принадлежность к Отчизне.

Россия - страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.

Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм - любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научится любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки. Поэтому так актуальны проблемы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.

Цель программы: патриотическое воспитание младших школьников на основе изучения

родного края, формирование духовно богатой, свободной, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в дальнейшем на участие в духовном развитии общества.

Задачи:

1. Создать условия для сохранения и совершенствования духовно и физически здорового младшего школьника, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны.

2. Приобщить учащихся к сохранению природы и истории своего края, самобытности,

неповторимости и индивидуальности природы и человека, взаимодействия людей друг с другом.

3. Развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины.

4. Расширение знаний о родном крае, городе, воспитание гордости за его героическое

прошлое, историческое и культурное наследие.

5. Изучение живой национальной культуры, народного искусства.

6. Привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ, Томской области, г. Томска.


В основу программы положены принципы:

Принцип мотивированности. Ребенок должен быть готов к восприятию той информации, которую готовит для него взрослый, сопереживать происходящему.

Принцип деятельности. Ребенок активен по своей натуре. Проведение конкурсов, праздников, соревнований будет способствовать личностному развитию и притягательности школы в глазах ребенка.

Принцип проблемности в воспитании должен разбудить любознательность ученика, желание самостоятельно дойти до истины, а также научить их ставить вопросы.

Принцип свободы участия представляет ребенку выбор задания с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей, учит младшего школьника ответственности за

выполнение порученного дела и соизмерению своих сегодняшних возможностей с возможностями прошлого.

Принцип успешности. Классный руководитель должен видеть участие каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству оценить ее.

Принцип единства образовательной и воспитательной среды предполагает включение

всех ее участников в непосредственное активное взаимодействие.


Средства реализации проблемы:

общение (просвещение)

а) Возможные темы для общения:

«Непреходящая жизненная ценность»;

«Из истории семьи»;

«Ценности семейной жизни наших предков»;

«Семейные династии»;

«Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой…»; и др.

б) Возможные формы общения:

«Путешествие в прошлое и настоящее своего народа»;

«У Фамильного Древа»;

«Путешествие в детство наших родителей»; (бабушек, дедушек, дальних и близких родственников);

в) Семейная гостиная.

г) Родительская школа:

«Духовно-нравственные основы семьи».

«Пишем историю своей семьи».

«Родословная семьи»

«Передача героических и трудовых традиций семьи новым поколениям».

деятельность;

изучение истории семьи, своей родословной;

совместная с родителями и родственниками работа воспитанников по изучению жизни ярких представителей разных поколений в семье, родне, создание семейных книг «Гордость нашей родни», «Трудовая слава моей семьи», «Наши династии» и др.;

- организация работы с детской организацией «Школята»

(история, культура, традиции, обычаи, обряды, игры, забавы, игрушки, праздничный венок народов, проживающих на территории малой родины).

Отношения, формируемые в результате общения и деятельности

Доброта, забота, милосердие; любовь и уважение к матери и отцу, старшему поколению, детям, другим людям; благодарность; долг, долженствование; мудрость отношений мужчины и женщины, мужа и жены; благородство, достоинство, честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

Сроки реализации программы

Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре ступени развития, четыре содержательные линии.

1 класс «Мой дом – моя семья».

  2 класс «Моя школа и микрорайон, в котором она расположена».

  3 класс «Мой город Томск».

  4 класс «Томская область—частица России»



Технологии:

Знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества;

Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором;

Организация экскурсий в музеи;

Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к  истории народа, знание истории;

Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории края, села, школы;

Практическая работа на пришкольном участке и по благоустройству школьного двора;

Проектная деятельность.



Формы работы:

        Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;

        Деловые игры;

        Классные часы;

        Беседы, диспуты, викторины;

        Исследовательская деятельность;

        Коллективные творческие дела;

        Смотры-конкурсы, выставки;

        Соревнования;

        Экскурсии, поездки, походы;

        Трудовые дела;

        Тренинг

Объект деятельности: программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.

Ожидаемые результаты реализации программы: развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка.

Социальные связи 

Родители 
Ориентация на личностный подход, на гуманистические цели воспитания на уровне субъект-субъектных отношений. 

Реализация программы возможна только в союзе с родителями. Поэтому перед ее началом нужно обязательно провести родительские собрания и заручиться поддержкой родителей. Они непосредственные участники всех мероприятий. В традицию вошло и проведение семейных праздников, когда родители с детьми создают творческие группы, и все семьи участвуют в мероприятии. Родительский комитет принимает активное участие в осуществлении всех задумок. Изменение позиции родителя от постороннего «наблюдателя» к позиции активного участника – это главная особенность проводимой работы.

Социум 

Для осуществления внешкольного воспитания детей существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство. Мы установили тесные связи с районной детской библиотекой:  работники библиотеки проводят для ребят викторины, беседы, библиотечные и классные часы. Дом детского творчества «Наша Гавань», школьная изостудия, музыкальная студия открывают свои двери для ребят. Для проведения занятий по правилам дорожного движения приглашаем инспектора

ГОВД

Содержание программного материала

1 класс «Мой дом – моя семья»

Задачи:

1.     Воспитывать в детях чувство самоуважения через добрые дела и поступки самого ребёнка, чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи, своим друзьям;

2.      Воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса к истории семьи, её традициям;

3.     Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.

Моё имя и фамилия. Мои родные. Домашний адрес. Семейные традиции. Уважительное отношение к друзьям, близким, соседям. Помощь родителям, забота о младших, обязанности по дому, выполнение посильных поручений.   Распорядок дня, правила личной гигиены. Основы закаливания и комплекс физических упражнений. Режим питания, умение вести себя за столом, правильное пользование столовыми приборами. Соблюдение чистоты и порядка в своей комнате, бережное отношение к вещам, уход за домашними животными и растениями.

Прекрасное в быту, картины, домашняя утварь, украшение помещения к традиционным праздникам. Правила поведения,  приветливость, доброжелательность, умение принять гостей, доставить им радость общения, составить хорошее впечатление о себе при посещении родных, друзей, а также при встрече с другими людьми. Моя семья в истории страны.

Примерные темы занятий

1. Встречи с родителями  “Я и моя семья”.

2. Конкурс рисунков “Мой дом”.

3. Фотографии из семейного альбома

4. Общение со старшими

5. Что значит любить маму (папу)

6. Занятие-практикум «Ласковые слова маме (папе, бабушке, дедушке)»

7. Занятие-практикум «Приятное для братишки (сестренки)

8. Ролевая игра «Праздник в семье»

9. Ролевая игра «Мамины помощники»

10. Праздник «У нас гости» (к Дню Матери)

11. Праздник вежливых ребят.

12. Встречи с родителями «Семейные традиции».

13. Семейный праздник «Азбука больших и малых дел нашей семьи»

14. Выставка «Из бабушкиного сундука».

15. Проектно-исследовательская работа «Моя родословная».



2 класс «Моя школа и микрорайон, в котором она расположена»

Задачи:

1.     Повышение авторитета школы и престижа хорошего образования на основе ознакомления с историей школы и биографиями почётных выпускников, уважаемых жителей села;

2.     Формирование качеств личности, способствующих успешному обучению и положительной мотивации учения;

3.     Усвоение учащимися этических норм и правил поведения.

Содержание работы по данному направлению включает в себя следующие темы: история школы, знакомство с биографиями почетных выпускников школы, правила поведения в школе; умения распределять обязанности в работе, роли в игре, поручения учителя, просьбы друзей, собственные обещания; основные формы общения: приветствие, просьба, извинение; традиционные мероприятия, трудовые дела по благоустройству школы, активное участие в делах школы, подкормка птиц зимой, практическая деятельность по изготовлению кормушек, изготовление и развешивание скворечников, уборка территории школьного двора и его озеленение, борьба с вредителями растений. Особое место занимают натуралистические кампании: «Неделя леса», «Неделя сада», «Праздник русской берёзки», «Праздник цветов», «Праздник урожая», «День птиц» и другие. Проведение этих мероприятий связано с длительной подготовкой, заключающейся в разнообразной работе школьников: наблюдения в природе, составление плана школьного двора, постановка простейших опытов, сбор природного материала для выставок.

Примерные темы занятий

1. История школы

2. Составим правила поведения в школе.

3. Составим режим дня.

4. Беседа «Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна».

5. Семейные династии

6. Сельские т городские профессии

7. Классный час «Золотые правила этики»

8. Конкурсная семейная программа «Когда все вместе».

9. Конкурс-выставка «Городок весёлых затей».

10. Исследование «Их именами названы улицы»

11. Проектная деятельность «Родители – выпускники нашей школы»

12. Встречи с выпускниками-медалистами, Заслуженными учителями.

13. Совместный праздник детей и родителей «Праздник цветов»

3 класс «Мой город Томск»

Задачи:

1.     Воспитание любви, уважения и бережного отношения к малой родине.

2.     Воспитание любви  к городу Томску – месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее.

3.     Развитие творческой активности.

4.     Вырабатывать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.

     Содержание программного материала: легенды и факты о возникновении города Томска, «Золотой» век, архитектура, местные народные промыслы и ремесла, интересные люди, герои-томичи, краеведческий музей, памятники природы и культуры, экологические проблемы местного значения, правила поведения в природе, произведения искусства, писатели и поэты-томичи, практическая деятельность по благоустройству села и микрорайона школы, помощь пожилым, фольклор, традиции и обычаи. Предусматривает экскурсии в краеведческий музей , в природу (лес, поле, луг, водоем), практические занятия в природе, проведение фольклорных праздников, организацию частично-исследовательской работы с учащимися.

Примерные темы занятий

1. Экскурсия “Моя малая Родина”.

2. Исследование «Легенды и факты возникновения Томска»

3. Исследование «Золотой век» Томска

4. Экскурсия «Архитектура города Томска»

5. Экскурсия в районный краеведческий музей

6. “Природа нашего края” (растительный и животный мир)

7. Творческая работа учащихся “Красная книга родного края”.

8. Экскурсии на предприятия “Что дает наш край стране”.

9. Исследование, встречи “Наш край богат талантами”.

10. “Мой город в прошлом и настоящем”

11. “Наш край в годы Великой Отечественной войны”.

12. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.

13. Устный журнал “Традиции, обряды, ритуалы земли родной”

14. Фотовыставка «Красота родной природы»

15. Семейные походы по родному краю

16. Игра-путешествие по карте «Томский район на карте Томской области»

17. Экскурсия-тренинг поведения «На лесной полянке»

18. Классный час «Государственные символы г.Томска»

19. Памятники культуры и природы.

20. Исследование «Герои Томска в названиях улиц города»

4 класс «Томская область – частица России»

Задачи:

1. Утверждение национально – патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории России, Томской области, традициям и обычаям народов России.

2. Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений.

Содержание программного материала: Россия – наша Родина, символы государства, области, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; разнообразие растительного и животного мира своего региона, охрана природы, заповедники родного края, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.

Наша Родина в живописи, песнях и стихах. Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты.

Томская область – частица России. История Томска в истории России. Архитектурные и культурные памятники Томска и Томской области. Административное деление Томской области. Природа и экологические проблемы. Выдающиеся люди земли томской.

Примерные темы занятий

1. Государственные символы России

2. Государственные символы Томской области

3. Праздник «Русь, Россия, Родина моя»

4. Исследование «История Томской области в истории России».

5. Путешествие «Памятники культуры и архитектуры города Томска».

6. Поездка-экскурсия по городу «Достопримечательности города»

7. Экологические проблемы Томской области.

8. Проектная деятельность «История моей семьи в истории Томской области».

9. Конкурс «Снегурочка»

10. Создание книги памяти «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был герой»

11. Путешествие по карте «Мой край на карте Родины»

12. “Наш край в годы Великой Отечественной войны”.

13. Памятники истории и культуры.

14. “Уникальные природные объекты России!”

15. Исследовательская работа «"У войны не женское лицо"

16. Оказание помощи ветеранам войны

17. Фотовыставка «"Достопримечательности нашего края"

18. Благотворительная акция «Подарок ветерану»

19. Благотворительная акция «Милосердие»

20. Дискуссия "С чего начинается Родина?"



Большая часть мероприятий рассчитана на совместную работу детей, родителей и классного руководителя.

Цель такой работы – формирование нравственной гражданско-правовой культуры родителей и детей; способствовать развитию коммуникативных умений, доброты, взаимопонимания в семьях воспитанников.

Взаимодействие классного руководителя с родителями

Основные направления

Формы работы с семьёй

Психолого - педагогическое просвещение родителей

родительский всеобуч

индивидуальные и тематические консультации

тренинги

конференции

родительские собрания

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

дни творчества

открытые уроки и внеклассные мероприятия

помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса

шефская помощь

Участие в управлении учебно-воспитательным процессом

участие родителей класса в работе совета школы

участие родителей в работе классного и школьного родительских комитетов



Формы работы с родителями могут быть разными: встречи с отцами, дискуссии о проблемах воспитания; круглые столы, презентации лучшего семейного опыта, клубы общения. Главное условие успеха таких форм работы – добровольность и взаимная заинтересованность.

Предлагаю некоторые темы работы с родителями

1 класс

Посещение семей учащихся;

Беседа психолога «Роль родителей в адаптации младших школьников к условиям школьной жизни»;

Анкета «Первые шаги ребёнка в школе»;

Диагностика развития памяти и сформированности мыслительных процессов учащихся;

Практикум «Распорядок дня первоклассника - залог здоровья»;

Диагностика «Здоровье моего ребёнка»;

Опросник «Как наш ребёнок работает дома»;

Анкета «Взаимодействие с ребёнком»;

Опросник для родителей «Семейные традиции»;

Тест для родителей «Занимаетесь ли вы семейным воспитанием»;

Собрание-практикум с элементами дискуссии «Счастлив тот, кто счастлив дома».

Информационно-аналитическая беседа «Семья в современном обществе»;

Информационно-практический тренинг «Учитесь быть родителями».

Информационно-аналитическая беседа «Здоровье и безопасность детей – забота семьи и школы».

Дискуссия «Эмоции положительные и отрицательные»;

Диспут «О поощрениях и наказаниях». Актуализация проблемы взаимоотношений родителей и детей.

По страницам семейного альбома “Праздник родственных сердец”





2 класс

Родительское собрание «Школа – дом – одна семья».

Круглый стол “Законы жизни семьи, класса, школы”

Информационно-практическая беседа «Могут ли родители помочь ребёнку стать грамотными?»

Нравственное воспитание младших школьников в школе и дома.

Информационно-аналитический лекторий «Здоровье и безопасность детей – забота семьи и школы. Дети и компьютер».

Информационно-аналитическая беседа «Формирование духовности у учащихся через чтение».

Консультация-тренинг для родителей «Учи показом, а не рассказом».

Дискуссия «Как научиться понимать ребёнка».

Информационно-аналитический лекторий с элементами практикума «О детской шалости и родительской ответственности».

Информационно-правовой лекторий «Защитим ребёнка. Права и обязанности родителей»; знакомство родителей с основными положениями Конвенции о правах ребёнка, основными правами детей, правами и обязанностями родителей, зафиксированными в Семейном кодексе РФ, Законе РФ «Об образовании».



3 класс

Родительский тренинг «Семейные проблемы. Как их решать»;

Информационно-аналитическая беседа «“Мой город в прошлом и настоящем”;

Устный журнал “Традиции, обряды, ритуалы земли родной”;

Опросник «Трудовое участие ребенка в жизни города»;

Анкета «Роль труда в развитии личностных качеств ребенка»;

Родительский вечер «Награда в моем доме» (презентация творческих работ родителей и учащихся);

Встречи с писателями, художниками “Наш край богат талантами”.



4 класс

Родительское собрание «Взаимодействие семьи и школы – залог успешной учёбы»;

Информационно-практическая беседа «Чтобы учение было в радость»;


Консультация для родителей «Здоровый образ жизни школьников»;

Создание книги памяти «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был герой»

Семейное сочинение “Судьба семьи в истории страны”

Конкурс чтецов родителей “О родине и семье – поэтической строкой”



Реализация данной программы предполагает:

систему краеведческих знаний;

устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;

уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;

любовь и бережное отношение к родной природе;

посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;

честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

Литература

1. Видякин, М. В. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий

[Текст] / М. В. Видякин. – Волгоград : Учитель, 2008.

2. Дробинина, Н. Н. Классные часы. 1–4 класс. [Текст] / Н. Н. Дробинина. – М. : ВАКО, 2008.

3. Цветкова, Н. И. Как составить и успешно реализовать программу воспитания :

методическое пособие [Текст] / Н. И. Цветкова. – М., 2003.

4. Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.

5. Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2000.

6. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.

7. Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. Москва, 2003

8. Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1 – 11 классы. Москва, 2002

9. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. Москва, 2003

10. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. Москва, 2003

11. Корнеева Е.Н. Почему они такие разные? Ярославль, 2002

12. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. Москва, 1990

13. Лютов Е.К., Монин Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Санкт-Петербург,2000

14. Макеева А.Г. Как уберечь ребёнка от курения и знакомства с алкоголем. Москва, 2003

15. Панкратов В.Н. Психология успешного взаимодействия. Практические рекомендации. Москва,1999

16. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. Москва, 1981

17. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. Москва, 2001

18. Рожков М.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. Москва, 2001

19. Степанова Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе. Москва. 2000

20. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. Москва, 2005

21. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. Москва, 1998



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.