Программа дополнительного образования «Квиллинг» для 3–4 класса художественного отделения ДШИ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Южская детская школа искусств»
Утверждаю:
Директор МБОУ ДОД «Южская ДШИ»
___________________ И.В. Боровкова
«_____»______________2012 года
ПРОГРАММА
по
ДЕКОРАТИВНО-_ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
«Квиллинг»
для 3- 4 класса
художественного отделения детской школы искусств.
Срок реализации 1 год
Программу составила:
преподаватель художественного отделения МБОУ ДОД «Южская ДШИ»
Демидова А.А.
г. Южа 2012 год
Содержание программы
Пояснительная записка…………………..………………………….…2
Учебно - тематический план……………….……………………….….5
Содержание учебного предмета………….…..………………………...6
Требования к уровню подготовки учащихся...….…………….……13
Формы и методы контроля, система оценок….…………………….14
Методическое обеспечение учебного процесса……………………..15
Список литературы…………………………………………...………..16
Пояснительная записка.
Данная программа предназначена для учащихся детских художественных школ и школ искусств на художественном отделении. Программа рассчитана на учащихся старших классов художественного отделения. Срок реализации один год. Возраст обучающихся от 12 до 14 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом МБОУ ДОД «Южская детская школа искусств» по предмету декоративно - прикладное искусство составляет 34 часа в год. Аудиторные занятия проходят один раз в неделю по одному учебному часу.
Форма проведения занятий - групповая. Занятия квиллингом требует от учащихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за учащимися и практической помощи каждому.
Цель программы:
Эстетическое и интеллектуальное развитие детей в процессе овладение приёмами техники квиллинг, как художественного конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие:
-познакомить учащихся с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
-формировать умения следовать устным инструкциям.
-научить создавать композиции, выполненные в технике квиллинг.
Развивающие:
-развивать у учащихся желание заниматься техникой квиллинг.
-развивать внимание, память и пространственное воображения.
-развивать глазомер.
-развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к искусству квиллинг.
-создавать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
-учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Уроки проводятся в форме беседы и практического занятия.
Контроль над усвоением учащихся учебного материала ведётся при помощи творческого показа работ. В конце полугодия учащиеся выставляют работы на творческий просмотр.
Преподавание предмета по декоративно- прикладному искусству «Квиллинг»
по всем изучаемым темам опирается на книги, фотоматериалы, открытки и журналы по искусству квиллинга.
Основной идеей программы является не только приобщение ученика к миру прекрасного, но и при создании своих работ анализировать результат.
Структура программы разработана от элементарных форм к усложненным заданиям. Принцип построения программы познакомить с базовыми формами и применить их в изделиях.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ № урока |
Наименование темы занятия |
Вид учебного занятия |
Общий объем времени (в часах) |
||||
Максимальная учебная нагрузка |
Самостоятельная работа |
Аудиторные занятия |
|||||
теория |
практика |
||||||
1 |
Вводный урок. Знакомство с техникой квиллинг. |
лекция |
1 |
1 |
|||
2-3 |
Создание базовых элементов. |
практическое занятие |
2 |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
4-5 |
«Снежинка» |
практическое занятие |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
6-8 |
«Мир насекомых» |
практическое занятие |
3 |
0,5 |
2,5 |
||
9-11 |
«Забавные животные» |
практическое занятие |
3 |
0,5 |
2,5 |
||
12-13 |
Серьги или кулон |
практическое занятие |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
14-16 |
Ангелочек |
практическое занятие |
3 |
0,5 |
2,5 |
||
17 |
Контрольный урок |
творческий просмотр |
1 |
1 |
|||
18-20 |
Панно «Синяя птица» |
практическое занятие |
3 |
0,5 |
2,5 |
||
21-22 |
Открытка «Ландыши» |
практическое занятие |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
23-25 |
Пасхальный сувенир |
практическое занятие |
3 |
0,5 |
2,5 |
||
26-27 |
Подставка под пасхальное яйцо |
практическое занятие |
2 |
0,5 |
1,5 |
||
28-29 |
Букет цветов |
практическое занятие |
2 |
|
0,5 |
1,5 |
|
30-33 |
Открытка «Анютины глазки» |
практическое занятие |
4 |
|
0,5 |
3,5 |
|
34 |
Контрольный урок |
творческий просмотр |
1 |
|
1 |
||
Всего часов: |
34 |
0,5 |
7 |
26,5 |
Содержание учебного предмета
В учебно-воспитательной работе с детьми детской школы искусств наряду с изучением основ по рисунку, живописи, композиции и лепке все большее значение приобретают занятия по декоративно- прикладному искусству. Оно способствует развитию творческого воображения, мышления, художественных способностей учащихся и их эстетическому воспитанию.
Декоративно - прикладное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, тем самым является живым родником современной художественной культуры.
Данная программа знакомит учащихся со старинным искусством скручивания бумаги квиллингом, также его называют «бумажная филигрань» за ажурный филигранный вид изделий. На аудиторных занятиях обучающиеся овладеют методикой выполнения различных оригинальных изделий. Скручивая бумажные полоски в спирали и придавая им нужную форму, учащийся сможет сделать панно, поздравительные картинки, картины и даже бижутерию. Данная программа предусматривает последовательное изучение и приобретение учащимися практических навыков в выполнении изделий в технике квиллинга.
№ урока |
Содержание учебного предмета |
|
1 |
Тема: «Вводный урок. Знакомство с техникой квиллинг». Цель: Ознакомление учащихся с предметом «декоративно-прикладное искусство». Изучение с техникой квиллинг. Задачи: - познакомить учащихся с техникой квиллинг. -развить у учащихся интерес к технике квиллинг. -воспитать эстетическое чувство восприятия произведений декоративно - прикладного искусства. Содержание урока: Предмет «Декоративно-прикладное искусство» изложить, что он изучает. Рассказать про связь предмета «Декоративно-прикладное искусство» c предметами: рисунок, живопись, композиция, скульптура и история искусств. Познакомить с историей возникновения квиллинга. Дать представление использование этого вида искусства в жизни человека. Познакомить учащихся с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и их использованием в технике квиллинг. Показать лучшие работы учащихся и преподавателя. Пособия: Фотоматериалы, книги, лучшие работы учащихся и преподавателя. Материалы: Тетрадь, ручка. |
|
2-3 |
Тема: «Создание базовых элементов». Цель: ознакомление с приемами работы в технике квиллинг. Задачи: -изучить основные приемы работы. -воспитание бережного отношения к учебным материалам. -создать базовые элементы из бумажных полос (капля, глаз, квадрат, треугольник, стрелка, полумесяц и др.) Содержания урока: Особенности базовых элементов. Изучить и создать все предлагаемые на уроке базовые формы. Самостоятельная работа в виде домашнего задания заключается в том, чтобы закрепить и повторить знания и задания, полученные во время аудиторного занятия. Пособия: Таблицы, схемы, фотоматериалы, работы преподавателя и учащихся. Материалы: Набор двухсторонней цветной бумаги, ножницы, клей ПВА, плинт 15×10,2- 3 зубочистки, пинцет, линейка, карандаш ТМ, ластик. |
|
4-5 |
Тема: «Снежинка» Цель: Применение базовых форм. Задачи: -применить базовые элементы в создании снежинки. -дать представление о последовательности в работе (от частого к общему). -расширение кругозора. -воспитание усидчивости и аккуратности при выполнении работы. Содержания урока: Выбор вида снежинки. Рассмотреть ее особенности. Определиться какие элементы понадобятся для выполнения. Дать образец. Пособия: образцы «снежинки», схемы, иллюстрации. Материалы: Набор двухсторонней цветной бумаги, ножницы, клей ПВА, плинт 15×20,2- 3 зубочистки, шаблон с отверстиями разных диаметров, пинцет, линейка, карандаш ТМ, ластик.
|
|
6-8 |
Тема: «Мир насекомых» Цель: применить базовые формы в изображении насекомых. Задачи: -ознакомление с различными видами насекомых. -разработать эскиз на листе бумаги, гармонично его заполнив. -развитие умения применять бумажные элементы в изображении насекомых. -воспитание любви к окружающему миру. -активизация творческой деятельности. Содержание урока: Рассказать про компоновку на листе бумаги. Помощь в выборе композиции. Возможность разработать свой эскиз и выполнить его в материале. Пособия: Иллюстрации с насекомыми, наглядные пособия, работы учащихся. Материалы: Набор двухсторонней цветной бумаги, лист А16, ножницы, клей ПВА, плинт 15×20,2- 3 зубочистки, шаблон с отверстиями разных диаметров, пинцет, линейка, карандаш ТМ, ластик. |
|
9-11 |
Тема: «Забавные животные» Цель: научиться выполнять животных, применяя технику квиллинг. Задачи: -ознакомление с различными видами животных. -закрепление применять бумажные элементы в создании животного. -передать образ животного. -развитие творческих способностей. -воспитание у учащихся любви к животным. Содержание урока: Познакомить с разновидностями животных. Выполнить одно или несколько животных по желанию. Показать лучшие работы учащихся и преподавателя. Пособия: Иллюстрации с изображениями животных, открытки с животными В.А. Ватагина, работы учащихся. Материалы: Набор двухсторонней цветной бумаги, лист А16, ножницы, клей ПВА, плинт 15×20,2- 3 зубочистки, шаблон с отверстиями разных диаметров, пинцет, линейка, карандаш ТМ, ластик. |
|
12-13 |
Тема: «Серьги или кулон» Цель: изготовить оригинальную бижутерию применяя квиллинг. Задачи: -применить базовые элементы, преобразовав в единое целое. -воспитание усидчивости. -эстетическое восприятие окружающего мира. Содержание урока: Показ фотоматериалов с бижутерией и передача форм в технике квиллинг. Пособия: схемы, работы учащихся, книги и слайды работ по квиллингу. Материалы: Набор двухсторонней цветной бумаги, швензы, веревочка, клей ПВА, плинт 15×20,2- 3 зубочистки, шаблон с отверстиями разных диаметров, пинцет, линейка, карандаш, ластик. |
|
14-16 |
Тема: «Ангелочек» Цель: создать из тугих спиралей ангелочка. Задачи: -создать и применить тугие и свободные спирали в изображении ангела. -развитие эстетического вкуса и чувства меры. -воспитание аккуратности и усидчивости. Содержание урока: Краткий рассказ об ангелах. Способы изготовления тугих спиралей. Пособия: Образец «Ангелочек», иллюстрации с ангелами, методическая разработка. Материалы: Набор двухсторонней цветной бумаги,1 лист белой офисной бумаги, ножницы, клей ПВА, плинт 15×20,2- 3 зубочистки, линейка, карандаш ТМ, ластик. |
|
17
|
Тема: Контрольный просмотр Цель: Проверка умений и знаний полученных во время занятий. Задачи: -воспитание доброжелательного отношения к работам своих одноклассников. -проверить качество изделий -закрепить знания и умения -эстетическое воспитание окружающего мира. Содержание урока: Сделать творческий просмотр. Выявить готовность изделий. Из лучших работ оформить на выставку. |
|
18-20 |
Тема: Панно «Синяя птица» Цель: изучить новый прием в квиллинге. Задачи: -ознакомление с приемом оплетения с чередованием сторон. -расширение кругозора. -эстетическое восприятие окружающего мира. Содержание урока: Показать новый прием оплетения с чередованием сторон. Рассказ о последовательности работы. Пособия: Образец «Синяя птица». Материалы: Набор двухсторонней цветной бумаги, листА8,пастельный мелок голубого цвета, канцелярские булавки, ножницы, клей ПВА, плинт 15×20,2- 3 зубочистки, шаблон с отверстиями разных диаметров, пинцет, линейка, карандаш ТМ, ластик. |
|
21-22 |
Тема: Открытка «Ландыши». Цель: Создать украшения для поздравительной открытки. Задачи: -украсить открытку с помощью квиллинга, применив базовые элементы в изображении ландышей. -развитие умения применять полученные знания, умения на практике при изготовлении изделия. -воспитание эстетического вкуса и чувства меры, соразмерности. Содержания урока: Показ фотоматериала. Рассказать про особенности ландыша. Показать удачное композиционное решение. Научить изготавливать формы цветочков и листьев ландыша. Пособия: Образец работы, иллюстрации с ландышами. Материалы: Набор двухсторонней цветной бумаги, лист А8 или открытка, ножницы, клей ПВА, плинт 15×20,2- 3 зубочистки, шаблон с отверстиями разных диаметров, пинцет, линейка, карандаш ТМ, ластик. |
|
23-25
|
Тема: Пасхальный сувенир. Цель: Сделать пасхальные сувениры. Задачи: -познакомить учащихся с праздником Пасхи и затем создать украшение для пасхального сувенира. -развить всесторонне гармоничную личность. -воспитание чуткости к прекрасному. Содержание предмета: Рассказ о празднике Пасхи. Определить главную форму для украшения - яйцо. Показ различных схем для композиции. Пособия: Работы преподавателя и учащихся, схемы, книги по квиллингу. Материалы: Набор двухсторонней цветной бумаги, яйцо, ножницы, клей ПВА,2- 3 зубочистки, шаблон с отверстиями разных диаметров, пинцет, линейка, карандаш ТМ, ластик. |
|
26-27 |
Тема: Подставка под пасхальное яйцо Цель: Научить изготавливать подставку. Задачи: -разработать подставку, применяя различные элементы. - воспитание усидчивости и аккуратности при выполнении работы. Содержание предмета: Рассказ про виды подставок. Дать представления об общих приемах работы. Показать лучшие работы. Пособия: Книги и слайды работ с квиллингом, работы учеников. Материалы: Набор двухсторонней цветной бумаги, яйцо, ножницы, клей ПВА,2- 3 зубочистки, шаблон с отверстиями разных диаметров, пинцет, линейка, карандаш ТМ, ластик. |
|
28-29 |
Тема: Букет цветов Цель: Изготовить маленький букетик цветов. Задачи: - применить тугие и свободные спирали в создании цветов. -воспитание эстетического вкуса. -развитие фантазии. Содержание предмета: Показ различных цветов и выявление из особенностей. Показать применение тугих и свободных спиралей в работе. Рассказать про композиционную компоновку. Пособия: Книги и слайды работ с квиллингом, картинки с изображениями цветов. Материалы: Набор двухсторонней цветной бумаги, ножницы, клей ПВА,2- 3 зубочистки, шаблон с отверстиями разных диаметров, пинцет, линейка, карандаш ТМ, ластик. |
|
30-33 |
Тема: открытка «Анютины глазки» Цель: Украсить поздравительную открытку. Задачи: -разработать эскиз открытки. -развитие художественного вкуса. -воспитание усидчивости. Содержание предмета: Посмотреть характерные особенности цветов. Рассказать, как лучше поместить композицию. Показать элементы квиллинга. Пособия: Образец открытки, фотоматериалы. Материалы: Набор двухсторонней цветной бумаги, открытка или картон А8, ножницы, клей ПВА,2- 3 зубочистки, шаблон с отверстиями разных диаметров, пинцет, линейка, карандаш ТМ, ластик. |
|
34 |
Тема: Контрольный просмотр Цель: Проверка знаний и умений полученных во время занятий. Задачи: -воспитание доброжелательного отношения к работам своих одноклассников. -проверить качество изделий -закрепить знания и умения -эстетическое воспитание окружающего мира. Содержание урока: Сделать творческий просмотр. Выявить готовность изделий. Лучшие работы оформить на отчетную выставку. |
Требования к уровню подготовки учащихся.
К концу обучения данной программы учащиеся должны знать:
- инструкцию по технике безопасности.
-историю возникновения техники квиллинг.
-различные приемы работы с бумагой для выполнения изделий.
-выполнять различные базовые элементы из бумажных полос.
К концу обучения данной программы учащиеся должны уметь:
-самостоятельно реализовывать по эскизам композиции в технике квиллинг.
-знать последовательность выполнения работы.
-воспитать в себе усидчивость, аккуратность и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место при выполнении работы.
К концу обучения по данной программе учащиеся должны развить:
- художественный вкус, творческие способности и фантазию.
-способность работать руками и совершенствуют мелкую моторику рук.
Формы и методы контроля, система оценок.
Текущий контроль умений осуществляется после каждой изученной темой в форме творческого показа.
Промежуточная аттестация знаний и умений учащихся проходит в форме творческого просмотра. На творческий просмотр представляются все работы выполненные за полугодие. Формой контроля усвоения учебного материала является участие учащихся в выставках, конкурсах.
Критерии оценок:
Некачественные, и неготовые к творческому просмотру поделки оценивается баллом – «3»,сделанные аккуратно, но не в полном объеме баллом – «4», за аккуратные и выполненные в полном объеме изделия баллом – «5».
При оценке качества выполняемых заданий осуществляется индивидуальный подход. Сложность заданий и уровень их исполнения зависит от возраста и способностей ребенка.
Методическое обеспечение учебного процесса
Благополучное проведение данной программы возможно при использовании традиционных, так и новых методов, форм и приёмов, а так же при наличии дидактических материалов и современного технического оснащения занятий.
Формы занятий: лекция, урок, практическое занятие, творческий просмотр и показ.
Методы организации образовательного процесса:
- объяснительно – иллюстративный (словесно – наглядный) – устное изложение новой темы;
- репродуктивный – воспроизведение учащимися полученных знаний;
- самостоятельный -творческая работа учащихся;
- словесный (беседа);
- наглядный (показ иллюстраций, фотоматериалов);
- практический –самостоятельная, творческая работа;
- фронтальный – работа со всеми учащимися.
Приёмы организации учебного процесса:
- беседа;
-устное изложение темы;
- смотр фотоматериалов, иллюстраций;
-показательное выполнение преподавателем приемов квиллинга;
-творческая работа учащихся.
Принципы обучения во время занятий:
1. Принцип наглядности дидактического материала – таблиц, схем, фотоматериалов, работ педагога и учащихся.
2. Принцип очередности - обучение ведется от простого к сложному, с постепенным усложнением поставленных задач.
3. принцип научности и доступности - все обучение ведется с помощью учебной литературы, опыт преподавателя, проверенные временем приемов в доступной для учащихся форме.
Технические средства обучения: компьютер, диск с иллюстрациями.
Формы подведения итогов: презентация творческих работ.
Список литературы
1.Дженкинс Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. Интересные идеи/ Перевод с анг.- М.: Контэнт, 2010.- 48 стр.
2. Зайцева А.А. Квиллинг: новые идеи для творчества.- М.: Эскмо,2010.- 96 стр.
3.Лукьянцева М. Объемный квиллинг. – М. АСТ –Пресс, 2013.- 32 стр.
4.Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1979.-189 стр.
5.Уилсон Д. Цветы из бумажных лент. Открытки, сувениры. Подарки/ Перевод с анг. - М.: Контэнт, 2009.- 46 стр.
6. Хелен У. Популярный квилинг: цветы, птицы, животные из бумажных лент/ Перевод с анг.- М.: Ниола-пресс, 2008.-104стр.
7.Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги.- М.: Мир Книги,2008.-58 стр.