Программа по физике в 7–9 классе по УМК А.В. Пёрышкина

1
0
Материал опубликован 17 October 2019




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 3




Приложение

к основной образовательной программе

основного общего образования.

Приказ от ___________________________

№________________





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике для _8_В__

предмет / курс класс

на2019-2020учебный год

количество часов в неделю 2 ч

кафедра естественных наук

учитель Ахметшина О.Я





Учебник Перышкин А.В. Физика 8 класс.

(название, автор, класс)


















МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 3




Приложение

к основной образовательной программе

основного общего образования.

Приказ от ___________________________

№________________





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике для _7АБ __

предмет / курс класс

на2019-2020учебный год

количество часов в неделю 2 ч

кафедра естественных наук

учитель Ахметшина О.Я





Учебник Перышкин А.В. Физика 7 класс.

(название, автор, класс)








ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Личностными результатами обучения физики в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

1.формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

2.убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

3.самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

4.мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

5.формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися УУД, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

1.овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

2.понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

3.формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

4.приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

5.развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

6.освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

7.формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты обучения физике:

1.понимание и способность описывать и объяснять физические явления: поступательное движение, смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел, невесомость, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью, колебания математического и пружинного маятников, резонанс, механические волны, длина волны, отражение звука, эхо, электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, радиоактивность, ионизирующие излучение;

2.знание и способность давать определения/ описания физических понятий: относительность движения; реактивное движение, свободные колебания, колебательная система, маятник, затухающие колебания, вынужденные колебания, звук, магнитное поле, линии магнитной индукции, однородное и неоднородное магнитное поле, магнитный поток, радиоактивность; физических моделей: материальная точка, система отсчета, математический маятник, модели строения атомов;физических величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, скорость и центростремительное ускорение при равномерном движении тела по окружности, импульс, амплитуда, период и частота колебаний, высота, громкость звука, магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломления света, поглощенная доза излучения, период полураспада;

3.понимание смысла основных физических законов: законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения энергии и умение применять их на практике;

4.умение измерять: мгновенную скорость, ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности;

5.владение экспериментальными методами исследования зависимости периода и частоты колебаний маятника от длины его нити;

6.знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон преломления света и правило Ленца;

7.умение использовать полученные знания в повседневной жизни.


Выпускник научится:

соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.

Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.

понимать роль эксперимента в получении научной информации;

проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.

Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми измерениями всех перечисленных физических величин.

проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;

анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Выпускник получит возможность научиться:

осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;

использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;

самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;

воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Физика и физические методы изучения природы

Физика – наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы.

Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц.

Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности.

Механические явления

Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Система отсчета.Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Равномерное движение по окружности. Первый закон Ньютона и инерция. Масса тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Коэффициент полезного действия механизма.

Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление жидкостей и газов Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов Воздухоплавание.

Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Резонанс. Механические волны в однородных средах. Длина волны. Звук как механическая волна. Громкость и высота тона звука.

Тепловые явления

Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.

Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования и конденсации. Влажность воздуха. Работа газа при расширении. Преобразования энергии в тепловых машинах (паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель). КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Электромагнитные явления

Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов. Делимость электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Проводники, полупроводники и изоляторы электричества. Электроскоп. Электрическое поле как особый вид материи. Напряженность электрического поля. Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Направление и действия электрического тока. Носители электрических зарядов в металлах. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников.

Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов. Мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. Электрические нагревательные и осветительные приборы. Короткое замыкание.

Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Магнитное поле катушки с током. Применение электромагнитов. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Электродвигатель. Явление электромагнитной индукция. Опыты Фарадея.

Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитные волны и их свойства. Принципы радиосвязи и телевидения. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Свет – электромагнитные волна. Скорость света. Источники света. Закон прямолинейного распространение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Изображение предмета в зеркале и линзе. Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света.

Квантовые явления

Строение атомов. Планетарная модель атома. Квантовый характер поглощения и испускания света атомами. Линейчатые спектры.

Опыты Резерфорда.

Состав атомного ядра. Протон, нейтрон и электрон. Закон Эйнштейна о пропорциональности массы и энергии.Дефект масс и энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Период полураспада. Альфа-излучение. Бета-излучение. Гамма-излучение. Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Строение и эволюция Вселенной

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Фи­зическая природа небесных тел Солнечной системы. Проис­хождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.


























III.Тематическое планирование. 7 класс (базовый уровень)

п/п


Дата,

класс

Тема

урока


Корректировка

планируемая

фактическая

Раздел 1.Физика и физические методы изучения природы (4 ч)

1



Вводный инструктаж. Что изучает физика. Физика - наука о природе. Понятие физического тела, вещества, материи, явления, закона


2



Входной контроль №1 за курс шестого класса


3



Физические величины. Измерение физических величин. Система единиц


4



Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1на тему: - «Определение цены деления шкалы измерительного прибора»


Раздел 2.Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

5



Строение вещества. Молекулы


6



Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 на тему: - «Измерение размеров малых тел»


7



Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Скорость движения молекул и температура тела


8



Взаимное притяжение и отталкивание молекул


9



Три состояния вещества


10



Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов


Раздел. 3. Взаимодействие тел (21 ч)

11



Механическое движение. Понятие материальной точки. Чем отличается путь от перемещения?


12



Скорость тела. Равномерное и неравномерное движение


13



Расчет скорости, пути и времени движения


14



Расчет скорости, пути и времени движения


15



Расчет скорости, пути и времени движения


16



Инерция


17



Взаимодействие тел


18



Масса тела. Единицы массы


19



Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 на тему: - «Измерение массы тела на рычажных весах»


20



Плотность вещества


21



Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 4 на тему: - «Измерение объема твердого тела». Лабораторная работа № 5на тему: - «Определение плотности твердого тела»


22



Расчет массы и объема вещества по его плотности


23



Расчет массы и объема по его плотности


24



Контрольная работа №1 на тему: - «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»


25



Сила. Сила - причина изменения скорости


26



Явление тяготения. Сила тяжести


27



Сила упругости


28



Единицы силы. Связь между силой и массой тела


29



Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 на тему: - «Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром »


30



Графическое изображение силы. Сложение сил


31



Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике


Раздел 4.Давление твердых тел, жидкостей и газов (22 ч)

32



Давление. Единицы давления.


33



Способы уменьшения и увеличения давления


34



Давление газа. Повторение понятий«плотность», «давление»


35



Давление газа. Повторение понятий «плотность», «давление»


36



Контрольная работа № 2 на тему: - «Закон Паскаля»


37



Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда


38



Давление. Закон Паскаля


39



Сообщающиеся сосуды. Применение. Устройство шлюзов, водомерного стекла


40



Вес воздуха. Атмосферное давление. Причина появления атмосферного давления


41



Измерение атмосферного давления


42



Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах


43



Манометры


44



Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.


45



Действие жидкости и газа на погруженное в них тело


46



Архимедова сила


47



Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 на тему: -«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»


48



Плавание тел


49



Плавание судов


50



Воздухоплавание


51



Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа №8 на тему: -«Выяснения условий плавания тела в жидкости»


52



Повторение вопросов: архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание


53



Контрольная работа № 3 на тему: -«Давление твердых тел, жидкостей и газов»


Раздел 5.Мощность и работа. Энергия (15 ч)

54



Работа


55



Мощность


56



Мощность и работа


57



Рычаги


58



Момент силы


59



Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 на тему: -«Выяснение условий равновесия рычага»


60



Блоки. Золотое правило механики


61



Золотое правило механики


62



Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10 на тему: - «Определение КПД при подъеме тележки по наклонной плоскости»


63



Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии


64



Превращение одного вида механической энергии в другой


65



Превращение одного вида механической энергии в другой


66



Контрольная работа №4 на тему: - «Работа и мощность. Энергия»


67



Строение веществ, их свойства


68



Взаимодействие тел


Раздел 6.Повторение (2 ч)

69



Итоговая контрольная работа № 5


70



Итоговый урок



Всего: 70 часов























III. Тематическое планирование. 8 класс (базовый уровень)

п/п


Дата,

класс

Тема

урока


Корректировка

планируемая

фактическая

Раздел 1. Тепловые явления (24 ч)

1



Вводный инструктаж. Тепловое движение. Температура

 

2



Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии

 

3



Входной контроль №1 за курс седьмого класса


4



Теплопроводность


5



Конвекция


6



Излучение

 

7



Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике

 

8



Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 "Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры"


9



Удельная теплоемкость


10



Решение задач на тему:- «Удельная теплоемкость»


11



Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 " Измерение удельной теплоемкости твердого тела"


12



Энергия топлива. Удельная теплота сгорания


13



Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах


14



Контрольная работа №2 по теме: - "Тепловые явления"


15



Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания


16



Удельная теплота плавления


17



Контрольная работа №3 по теме "Нагревание и плавление кристаллических тел"


18



Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара


19



Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации


20



Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха


21



Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания


22



Паровая турбина. КПД теплового двигателя


23



Кипение, парообразование и конденсация. Влажность воздуха. Работа газа и пара при расширении


24



Контрольная работа №4 по теме "Изменение агрегатных состояний вещества"


Раздел 2. Электрические явления (27 ч)

25



Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов


26



Электроскоп. Проводники и диэлектрики


27



Электрическое поле


28



Делимость электрического заряда. Строение атомов


29



Объяснение электрических явлений


30



Контрольная работа №5 по теме "Электризация тел. Строение атомов"



31



Электрическая цепь и ее составные части


32



Электрический ток в металлах. Действие электрического тока. Направление тока


33



Сила тока. Единицы силы тока


34



Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3"Сборка электрической цепи и измерении силы тока в ее различных участках"


35



Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения


36



Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4"Измерение напряжения на различных участках электрической цепи"


37



Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи


38



Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление


39



Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5"Регулирование силы тока реостатом"


40



Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 "Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра"


41



Последовательное соединение проводников


42



Параллельное соединение проводников


43



Закон Ома для участка цепи


44



Контрольная работа №6 по теме "Электрический ток. Соединение проводников"


45



Работа и мощность электрического тока


46



Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 "Измерение мощности и работы тока в электрической лампе"


47



Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца


48



Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы


49



Короткое замыкание. Предохранители


50



Повторение материала темы "Электрические явления"


51



Контрольная работа №7по теме "Электрические явления"


Раздел 3. Электромагнитные явления (7 ч)

52



Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии


53



Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 "Сборка электромагнита и испытание его действия"


54



Применение электромагнитов


55



Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли


56



Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель


57



Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 "Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)"


58



Контрольная работа №8 по теме "Электромагнитные явления"


Раздел 4. Световые явления (9 ч)

59



Источники света. Распространения света


60



Отражение света. Законы отражения света


61



Плоское зеркало


62



Преломление света


63



Линзы. Оптическая сила линзы


64



Изображения, даваемые линзой


65



Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10"Получение изображения при помощи линзы"


66



Контрольная работа №9 по теме "Световые явления"


67



Анализ контрольной работы №9


Раздел 5. Тема 5. Повторение (3 ч)

68



Экскурсия на природе с изучением оптических явлений на практике


69



Годовая контрольная работа №10 за курс восьмого класса


70



Решение задач парадоксов


Всего: 70 часов.





























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.