12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Прохоренко Анна Александровна65

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И.Герцена г. Клинцы Брянской области

Рассмотрено на Согласовано «Утверждаю»

заседании МО учителей Зам. директора по УВР Директор МБОУ-СОШ№2

математики __________С.И.Бурак. им. А.И. Герцена

__________Т.А. Гетун ___________2018 г. _________Л.А. Пинчукова

Протокол №1 _____________2018 г.

от__________2018 г.

Рабочая программа

по физике

9 класс

Разработала учитель физики Прохоренко А.А.

г. Клинцы 2018
 

Рабочая программа составлена на основе

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;

- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / Сост. Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011;

- Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы (В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин, В. А. Коровин, А. Ю. Пентин, Н. С. Пурышева, В. Е. Фрадкин, М., «Просвещение», 2013 г.);

- Авторской программы А.В. Перышкина по физике для 7-9 классов. Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы Авторы: А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник.

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Физика» на базовом уровне в 9 классах основной школы МБОУ СОШ им. А.И.Герцена №2 г. Клинцы.


 

Содержание тем учебного предмета.

Физика и физические методы изучения природы

Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Наука и техника.

Механические явления. Кинематика

Механическое движение. Траектория. Путь — скалярная величина. Скорость — векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.

Ускорение — векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени движения. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.

Динамика

Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса — скалярная величина. Плотность вещества. Сила—векторная величина. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Движение и силы.

Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Центр тяжести.

Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Условия равновесия твёрдого тела.

Законы сохранения импульса и механической энергии. Механические колебания и волны

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Кинетическая энергия. Работа. Потенциальная энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия (КПД). Возобновляемые источники энергии.

Механические колебания. Резонанс. Механические волны. Звук. Использование колебаний в технике.

Строение и свойства вещества

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твёрдых тел.

Тепловые явления

Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.

Электрические явления

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Напряжение. Конденсатор. Энергия электрического поля.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон Ома для участка электрической цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля — Ленца. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.

Магнитные явления

Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током.

Электродвигатель постоянного тока.

Электромагнитная индукция. Электрогенератор. Трансформатор.

Электромагнитные колебания и волны

Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Принципы радиосвязи и телевидения.

Свет — электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Оптические приборы. Дисперсия света.

Квантовые явления

Строение атома. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Линейчатые спектры. Атомное ядро. Состав атомного ядра. Ядерные силы. Дефект масс. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции.

Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Планируемые результаты изучения курса физики представлены на двух уровнях: базовом и повышенном (прописанном курсивом)

По окончании 9 класса предполагается достижение обучающимися уровня образованности и личностной зрелости, соответствующих Федеральному образовательному стандарту, что позволит обучающимся успешно сдать государственную (итоговую) аттестацию и пройти собеседование при поступлении в 10 класс по выбранному профилю, достигнуть социально значимых результатов в творческой деятельности, способствующих формированию качеств личности, необходимых для успешной самореализации.

Механические явления

Выпускник научится:

распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, невесомость, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение;

описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта;

решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространства;

различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.);

приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.

Тепловые явления

Выпускник научится:

распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи;

описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон сохранения энергии; различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;

решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах, формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и гидроэлектростанций;

приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;

приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Электрические и магнитные явления

Выпускник научится:

распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света;

описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;

различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца и др.);

приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Квантовые явления

Выпускник научится:

распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения;

описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, период полураспада; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом;

различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;

приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, линейчатых спектров.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;

приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра;

понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.

ФИЗИКА

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по учебнику Пёрышкин

9 класс (2 часа в неделю; всего 70 часов)

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Дата по плану

Дата по факту

 

Раздел 1. Законы взаимодействия и движения тел

25

   

1.1

Материальная точка. Система отсчета.

1

   

2.2

Перемещение

1

   

3.3

Определение координаты движущегося тела. .

1

   

4.4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении

1

   

5.5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. .График скорости

1

   

6.6

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

1

   

7.7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

1

   

8.8

Лабораторная работа №1«Исследование равноускоренного движения без начальной

скорости»

1

   

9.9

Контрольная работа №1 по теме«Равномерное и равноускоренное движение»

1

   

10.10

Относительность движения.

1

   

11.11

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

1

   

12.12

Второй закон Ньютона

1

   

13.13

Третий закон Ньютона

1

   

14.14

Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

1

   

15.15

Решение задач по теме «Законы Ньютона»

1

   

16.16

Лабораторная работа №2 «Исследование ускорения свободного падения»

1

   

17.17

Закон всемирного тяготения.

1

   

18.18

Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения»

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах

1

   

19.19

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью

1

   

20.20

Искусственные спутники Земли.

1

   

21.21

Решение задач на тему «Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности»

1

   

22.22

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

1

   

23.23

Решение задач по теме «Импульс. Закон сохранения импульса»

1

   

24.24

Реактивное движение. Подготовка к контрольной работе по теме «Законы сохранения импульса . Законы Ньютона»

1

   

25.25

Контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса»

1

   
 

Раздел 2. Механические колебания и волны. Звук

9

   

26.1

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

1

   

27.2

Величины, характеризующие колебательное движение

1

   

28.3

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины»

1

   

29.4

Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.

1

   

30.5

Длина волны. Скорость распространения волн.

1

   

31.6

Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.

1

   

32.7

Распространение звука.Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Эхо.Звуковой резонанс.

1

   

33.8

Подготовка к контрольной работе по теме «Колебания и волны»

1

   

34.9

Контрольная работа №3 по теме«Колебания и волны. Звук»

1

   
 

Раздел 3. Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны

19

   

35.1

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля

1

   

36.2

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.. Индукция магнитного поля.

1

   

37.3

Решение задач по теме «Правило левой руки. Индукция магнитного тока»

1

   

38.4

Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Направление индукционного тока . Правило Ленца.

1

   

39.5

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1

   

40.6

Явление самоиндукции

1

   

41.7

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

1

   

42.8

Электромагнитное поле.

1

   

43.9

Электромагнитные волны

1

   

44.10

Конденсатор.

1

   

45.11

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

1

   

46.12

Принципы радиосвязи и телевидения. Интерференция света.

1

   

47.13

Электромагнитная природа света.

1

   

48.14

Преломление света. Физический смысл. Показатели преломления.

1

   

49.15

Дисперсия света. Цвета тел.Спектрогаф спектроскоп.

1

   

50.16

Типы оптических спектров. Спектральный анализ.

1

   

51.17

Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

1

   

52.18

Подготовка к контрольной работе на тему «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны»

1

   

53.19

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны»

1

   
 

Раздел 4. Строение атома и атомного ядра. Квантовые явления.

16

   

54.1

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыт Резерфорда.

1

   

55.2

Радиоактивные превращения атомных ядер.

1

   

56.3

Экспериментальные методы исследования частиц..

1

   

57.4

Открытие протона . Открытие нейрона.

1

   

58.5

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы.

1

   

59.6

Энергия связи. Дефект масс.

1

   

60.7

Решение задач по теме «Энергия связи. Дефект масс»

1

   

61.8

Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков

»

1

   

62.9

Деление ядер урана. Цепная реакция.

1

   

63.10

Лабораторная работа №6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

1

   

64.11

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию.

1

   

65.12

Атомная энергетика.Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада

1

   

66.13

Решение задач по теме «Закон радиоактивного распада»

1

   

67.14

Термоядерная реакция. Элементарные частицы. Античастицы.

1

   

68.15

Повторительное - обобщающий урок по теме

Строение атома и атомного ядра. Квантовые явления»

1

   

69.16

Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра»

1

   
 

Раздел 5. Повторение

1

   

70.1

Резерв

Повторение по всем темам

1

   

 

Формы контроля

В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся по физике:

физический диктант

фронтальный опрос

тестовое задание

краткая самостоятельная работа

письменная контрольная работа

лабораторная работа

устный зачет по изученной теме.

Данные формы контроля разделяются на следующие группы:

текущий контроль - в форме устного фронтального опроса, контрольных работ, физических диктантов, тестов, проверочных работ, лабораторных работ;

итоговый контроль – пробные экзамены, итоговая контрольная работа.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.