Программа по истории для 8 класса школ VIII вида по УМК Б.П. Пузанова
Пояснительная записка
Рабочая образовательная программа разработана на основании:
Документы для программы УО:
· Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Приказа Минобразования от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;
· Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года N 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
· Устава государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.о.Чапаевск.
· Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
· Письмо Минобрнауки России от 11.08.2016 № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
· Рабочая программа по истории под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник 1» изд. «Владос» 2011 г
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Представляется, что в курсе «Истории Отечества» для детей с нарушениями интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Информация об особенностях детей класса
Психолого-педагогическая характеристика 8 б класса
Настоящая учебная программа учитывает следующие особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: в 8-б классе обучается 10 обучающихся, из них 3 девочки и 7 мальчиков. Все учащиеся обучаются вместе более пяти лет. В классе сформирован коллектив, на лидерские позиции претендует 2 мальчика. В целом ребята стараются помочь друг другу, поддерживают слабых. У 2 человек могут возникнуть психопатоподобные вспышки. 1 обучающийся отличается повышенной конфликтностью, встает из-за парты, ходит по классу, хватает и разбрасывает вещи одноклассников, перебивает учителя, громко кричит, одноклассники делают ему замечания, стараются избегать конфликтов с ним. В связи с этим необходимо на уроках формировать уважительное отношение к иному мнению, развивать адекватные представления о собственных возможностях, уделять особое внимание таким понятиям как «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, применять следующие формы и методы работы: групповые дискуссии, обсуждение ситуаций.
У воспитанников данного класса наблюдается несформированность мыслительных операций (синтез, анализ, классификация, обобщение). Слабо развито слуховое и зрительное восприятие, долговременная память. Обучающиеся активно работают на уроке, учебная мотивация на достаточном уровне, а уровень сформированности учебной мотивации у 4 обучающихся класса ниже среднего.
В структуре психики у двух обучающихся отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, оказывают отрицательное влияние на весь ход их развития. В связи с этим необходима особая организация уроков, основанная на использовании практической деятельности; проведение специальных коррекционных заданий, повышающих качество ощущений и восприятий, и оказывающих положительное влияние на развитие интеллектуальной сферы, в частности овладение отдельными мыслительными операциями. Меньший потенциал у данных обучающихся обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у обозначенных обучающихся обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т.д. Из всех видов мышления (наглядно-действенного, нагляднообразного и словесно-логического) у них в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Данным обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. В связи с этим возникает необходимость особой организации учебной деятельности, направленной на обучение пользованию рациональными и целенаправленными способами выполнения задания, работой по алгоритму, индивидуальные дифференцированные задания, задания от простого к сложному. В связи с данным фактом ведется целенаправленная работа по уточнению и обогащению представлений, прежде всего ― представлений об окружающей действительности с помощью использования видеоматериалов, отрывков из фильмов и мультфильмов, проведение онлайн экскурсий по земному шару, зарисовок отдельных географических объектов и животных, демонстрация слайдов с различными странами и городами. На уроке самостоятельно работать могут 4 человека, 6 обучающихся нуждаются в помощи учителя или сильных ребят. За предыдущий аттестационный период хорошистов в классе 3, обучающихся имеющих удовлетворительные знания по предмету 7 человек. Контрольно-измерительные материалы также дифференцированы.
Цель: сформировать у обучающихся способность изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.
Задачи:
образовательные:
· усвоить важнейшие факты истории;
· создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
· усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;
· овладеть умением применять знания по истории в жизни;
· выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
воспитательные;
· гражданское воспитание учащихся,
· патриотическое воспитание,
· воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,
· нравственное воспитание,
· эстетическое воспитание,
· трудовое воспитание,
· правовое воспитание,
· формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие:
· развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
· Учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости.
· Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
· Расширять лексический запас. Развивать связную речь.
Принципы:
· принцип коррекционной направленности в обучении;
· принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;
· принцип научности и доступности обучения;
· принцип систематичности и последовательности в обучении;
· принцип наглядности в обучении;
· принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Используемые методы обучения и формы организации учебной деятельности:
-Методы:
- Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.
- Наглядные - наблюдение, демонстрация.
- Практические – упражнения.
- Методы изложения новых знаний.
- Методы повторения, закрепления знаний.
- Методы применения знаний.
- формы обучения: урок, нетрадиционные формы уроков – урок-проект, урок-презентация, урок-соревнование, урок – игра
На уроках истории применяются следующие технологии :
1.Элементы Здоровьесберегательных технологий. Базарный В.Ф., Уфимцева Л.П.
2. Элементы игровой технологии
3. Элементы групповой технологии
Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, dvd) мультфильмов,мультимедиа, музыкальные фрагменты, лента времени, «мяч – знаний», карточки с индивидуальными заданиями.
Особенности содержания предмета
Настоящая рабочая программа по истории для 8 класса к учебнику Б.П. Пузанова, О.И.Бородиной, Л.С.Сековец, Н.М.Редькиной «История России» для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, составлена в соответствии требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, -М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2010г. Авторы программы: О.И.Бородина, В.М.Мозговой, Л.С.Сековец
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников. Для лучшего усвоения материала необходимо применять систему межпредметных связей. Это необходимо в силу особенностей развития и познавательных возможностей умственно-отсталых детей, которые не в состоянии овладеть систематическим курсом истории, предусмотренным программой массовой школы, но данная программа рекомендует в доступной для учащихся форме изучать предлагаемый материал.
Применение многообразных наглядных средств формирует у учеников умение представлять себе как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов – важный элемент обучения истории. При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают «Лента времени», игры, викторины с использованием исторических дат.
На уроках истории в образовательной специальной (коррекционной) школе VIII вида используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с историческими картинами, схемами, просмотр и разбор видеоофильмов, отдельных фрагментов кино, мультфильмов.
Представляется, что в курсе «Истории России» для детей с нарушениями интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.При планировании курса количество часов определяется объёмом учебного материала, значимостью событий.В 8 классе учащиеся знакомятся с событиями с XVI века. Изучение учебного предмета «История» обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных учебных действий. В предмет заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями. Коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью
Класс |
8 |
Количество часов в неделю |
2 |
Количество часов в год |
68 |
Личностны и предметные результаты
К важнейшим личностным результатам изучения истории в школе 8 вида относятся следующие убеждения и качества:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Предметные результаты изучения истории учащимися 7 (8 вида) классов включают:
· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Содержание курса истории 8 класса:
С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории рабочая программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для 8 класса коррекционного обучения.(2 часа в неделю).
1. Повторение
2. Единая Россия (конец XV — начало XVII века)
Иван III Великий — глава единого государства Российского. Расширение государства Российского за счет присоединения новых земель: Псков, Смоленск, Рязань и т. д.. Борьба монастырей с ере-тиками-нестяжателями», влияние православной церкви на Великого князя и его окружение. Противостояние бояр усилению власти Московского князя и их борьба за свои привилегии.
Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на царство. Борьба Ивана Грозного с боярами. Малюта Скуратов — гроза бояр и правая рука царя.
Присоединение Великой реки Волги и всех земель вокруг нее к Российскому государству. Покорение Ермаком Сибири. Ливонская война — попытка присоединения балтийских земель для обеспечения свободного выхода России к Балтийскому морю.
Царский двор и его дворянское окружение. Быт горожан и ремесленников. Стрельцы, их быт и назначение стрелецкого войска. Вольные казаки на Дону и в низовьях Днепра: их быт, нравы и традиции. Строительство нового Московского Кремля и участие в нем иностранцев. Путешествие Афанасия Никитина в Индию и его книга «Хождение за три моря». Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.
Борис Годунов и тайна гибели царевича Дмитрия — наследника царского престола. Последовавшее за тем Смутное время. Самозванцы. Семибоярщина и поход поляков на разоренную Россию. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Начало правления династии Романовых. Первый Романов — Михаил. Второй Романов — Алексей Михайлович Тишайший. Восстание Степана Разина. Назначение патриарха Никона и раскол в Православной церкви. Защита православной веры от влияния католичества: создание православных братств (школ). Запорожская сечь.
Освоение Сибири. Культура и быт вошедших в состав России народов в XVII веке. Строительство патриархом Никоном Ново-Иерусалимского монастыря как символа укрепления православной веры. Славяно-греко-латинская академия. Ученый монах Симеон Полоцкий.
3. Великие преобразования России в XVIII веке
Воцарение Петра I: борьба с сестрой — царевной Софьей, претендующей на царский престол. Стрелецкий бунт. Преобразования Петра I. Строительство Санкт-Петербурга. Полтавская битва: разгром шведов. Карл XII и гетман Мазепа. Петр I — первый российский император. Личность Петра I Великого.
Александр Меньшиков — друг и первый помощник Петра I в его деятельности. Введение европейской моды при царском дворе. Борьба со старыми порядками и устоями. Преобразования Петра I в области культуры: новый алфавит, издание первой русской газеты, введение нового календаря, обучение детей дворян за границей и т. д.
Первая женщина-императрица — Екатерина I (вдова Петра I): основание Академии наук России, присоединение Аляски. Борьба «немецкой» и «русской» партий при дворе за влияние на российский престол. Дворцовые перевороты.
Царствование Елизаветы Петровны: основание в Москве первого Российского университета, Академии художеств, первого русского театра. Деятельность графа Шувалова и великого Ломоносова.
Царствование Екатерины П. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым. Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. Знаменитый полководец Александр Суворов: взятие Измаила и разгром польских повстанцев. Преобразования Екатерины II в области культуры и просвещения: открытие школ и училищ, Смольный институт благородных девиц — первое высшее учебное заведение для женщин, составление первого словаря русского языка, издание первого литературного журнала. Установление губернского управления в стране.
Жизнь и быт дворян, купечества, мещан, ремесленников и крестьян в XVIII веке. Восстание Емельяна Пугачева. Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И. П. и Ползунов И. И. Развитие науки и искусства. Памятники культуры XVIII века в родном городе, крае.
4. История нашей страны в период XIX века
Павел I и его дружба с Наполеоном. Приход к власти Александра I и заключение мира с Францией. Претензии Наполеона на мировое господство. Нападение на Россию. Отечественная война 1812 г. Михаил Илларионович Кутузов — главнокомандующий русской армией, другие знаменитые полководцы: князь Багратион, генерал Раевский. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Московский пожар. Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина, Архип Семенов и другие. Гибель армии Наполеона.
Правление Александра I. Полный свод законов Сперанского и военные поселения Аракчеева. Выход декабристов на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Разгром турецкого флота адмиралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя.
Правление Александра II: освобождение крестьян, запрещение телесных наказаний, отмена военных поселений, продажа США Аляски, спасение братской Болгарии от турецкого ига. Убийство Александра II.
Приход к власти Александра III — миротворца. Строительство фабрик, заводов и железнодорожных дорог, денежная реформа, увеличение торговли с другими государствами. Рабочий вопрос. Знаменитые деятели эпохи Александра III: министр финансов С. Ю. Витте и фабрикант Т. С. Морозов.
XIX век — век развития науки и культуры. А. С. Пушкин — великий русский поэт. Л. Н. Толстой — великий русский писатель. Русская опера, балет и развитие театра. Музыка П. И. Чайковского. Первая женщина-математик Софья Ковалевская. Величайший русский певец Ф. И. Шаляпин. Развитие образования и науки, живописи и архитектуры. Краеведческая работа.
Коррекционная работа учителя на уроке
В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида для успешного овладения историческими знаниями используются разнообразные формы организации учебного процесса, но основной формой обучения остаётся урок, который является одним из важнейших звеньев и условий реализации названной выше технологии.
Учитель истории в коррекционной школе VIII вида при подготовке к уроку всегда стоит перед проблемой: как донести сложный, насыщенный разнообразными событиями, причинно – следственными связями, фактами, понятиями, именами исторический материал до сознания ребёнка, имеющего интеллектуальную недостаточность, в то время как мы понимаем, что прочное и осознанное усвоение исторических знаний основывается на логике и абстрактном мышлении.Поэтому поиск приемов и форм работы на уроке является ежедневной задачей учителя.
На уроках истории в 8 классе коррекционной школе с целью формирования умений и навыков учащихся необходимо использовать различные виды самостоятельной учебно–познавательной деятельности. Самостоятельная работа на уроке способствует формированию необходимых умений и навыков по истории: анализировать исторический материал, излагать материал, обобщать, сопоставлять, локализировать исторические факты и процессы во времени и пространстве. Необходимо отметить, что ученики коррекционной школы нуждаются в том, одни и те же виды работы многократно повторялись из урока в урок при систематическом контроле за их выполнением. Наблюдения показывают, что при невыполнении этого условия навык утрачивается и педагогу потребуются дополнительные усилия для его восстановления. Самостоятельная работа на уроке истории проводится под контролем учителя, при необходимости – с его помощью.
Особое внимание на уроке должно быть уделено изучению исторических дат. Установление хронологической последовательности, работа с «лентой времени» для определения того, сколько лет прошло от одного события до другого, что было раньше, а что позже и на сколько способствуют развитию мыслительной деятельности, временных представлений школьников.
КТП курса
История России 8 класс. 2 часа в неделю (68 часов)
№ |
Дата |
Тема |
Кол-во часов |
Планируемые результаты |
Коррекционные задачи |
1 |
|
Раздел 1. Единая Россия (конец 15-17) Иван III Великий – глава единого государства Российского. |
|
Дать представление о деятельности Ивана III, его дипломатичных, военных, организационных способностях. |
Совершенствовать навыки работы с текстом учебника, исторической картой |
2 |
|
Расширение государства Российского при Василии III. |
|
Проследить процесс завершения объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. |
Способствовать выработки умений устанавливать причинно- следственные связи |
3 |
|
Русская православная церковь в Российском государстве. |
|
Рассказать о роли Русской православной церкви в Российском государстве. |
Совершенствовать навыки работы с текстом учебника, исторической картой |
4 |
|
Первый русский царь Иван IV Грозный. |
|
Рассказать как управлялось Московское государство при Иване IV. |
Способствовать развитию познавательных способностей, внимания, восприятия, памяти, развивать умение анализировать, работать с текстом учебника |
5 |
|
Опричнина Ивана Грозного. |
|
Дать представление об опричнине и ее отрицательных последствиях для страны. |
Развивать навыки речи, давть ответы, опираясь на записи тетради |
6 |
|
Практическое занятие просмотр видео-фильма об Иване Грозном и времени его правления |
|
|
|
7 |
|
Присоединение к Российскому государству Поволжья. |
|
Дать учащимся сведения о вхождении в состав Российского государства народов Поволжья. |
Продолжать формирование умений анализировать и обобщать исторический материал, свободно ориентироваться в тексте учебника |
8 |
|
Покорение Сибири. |
|
Раскрыть значение вхождения Западной Сибири в состав России. |
Развивать умения работы с иллюстрациями, анализировать и обобщать исторический материал |
9 |
|
Быт простых и знатных людей. |
|
Углубить знания детей о быте простых и знатных людей. |
Продолжить формировать умения работать с учебником |
10 |
|
Москва – столица Российского государства. |
|
Доказать, что Москва – центр торговли, ремесла, культуры. |
Развивать умения давать аргументированные ответы с помощью текста, схемы |
11 |
|
Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря». |
|
Рассказать о достижениях русской культуры 15 века. |
Развивать умения анализировать тексты учебника, находить главные мысли, делать выводы |
12 |
|
Великий иконописец Андрей Рублев. |
|
Познакомить с творчеством А.Рублева, которое проникнуто высоки гуманизмом, национальной гордостью. |
Продолжить формировать умения давать полные ответы на поставленные вопросы |
13 |
|
Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России. |
|
Рассказать о достижениях русской культуры 15-16 века. |
Развивать умения самостоятельно работать с текстом учебника. Составление развернутого конспекта параграфа |
14 |
|
Правление Бориса Годунова. |
|
Познакомить с причинами перехода царского престола, показать, что годы правления Б.Годунова открывают смутное время. |
Продолжать развивать умения работать с учебником, исторической картой |
15 |
|
Смутное время. |
|
Подвести к тому, что смена царя, ухудшение положения в стране привели к борьбе за власть. |
Продолжать развивать умения работать с учебником, иллюстрациями, давать оценку с помощью учителя |
16 |
|
Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков. |
|
Дать сведения о бедственном положении России – семибоярщине, рассказать о борьбе а Москву, о ее освобождении. |
Совершенствование умений соотносить исторические события соответственно времени |
17 |
|
Начало правления династии Романовых. |
|
Дать представление о правлении Российским государством первых двух царей династии Романовых. |
Развивать умения анализировать , сравнивать, обобщать. Продолжать формировать навыки работы с опорным конспектом |
18 |
|
Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина (урок первый). |
|
Дать представление о положении крепостных крестьян |
Развивать познавательные способности, память, внимание, умения анализировать, сравнивать, обобщать. Закрепить навыки работы с иллюстрацией |
19 |
|
Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина (урок второй). |
|
Дать представление о крестьянской войне 17 века под руководством С.Разина. |
Продолжать формировать навыки и умения самостоятельной работы |
20 |
|
Раскол в Русской православной церкви. |
|
Раскрыть суть раскола в русской православной церкви. |
Развивать познавательные способности, восприятие , память, внимание. Продолжать учить анализировать, сравнивать |
21 |
|
Освоение Сибири и Дальнего Востока. |
|
Дать общие представления о жизни крестьян в 17 веке. |
Закрепить умения давать полные ответы на вопросы, выделять главные мысли из текста учебника. |
22 |
|
Практическое занятие просмотр видео-фильма о Смутном времени и прихода к власти династии Романовых |
|
|
|
23 |
|
Повторительно – обобщающий урок по теме: «Единая Россия (конец XV – начало XVII в.)» |
|
Рассказать о продвижении русского народа в Сибирь в конце 16 – начале 17 века. |
Развивать умения анализировать тексты учебника, находить главные мысли, делать выводы |
24 |
|
Раздел 2. Великие преобразования России в XVIII веке. Начало правления Петра I. |
|
Показать, что правление Петра I ознаменовалось важными преобразованиями в хозяйственной и государственной жизни. |
Продолжить формировать умения давать полные ответы на поставленные вопросы |
25 |
|
Начало Северной войны и строительство Санкт – Петербурга. |
|
Показать, что выход в Балтийское море необходим для России; отметить прогрессивный характер Северной войны, создать представление о строительстве С.-П. |
Продолжать развивать умения работать с учебником, исторической картой |
26 |
|
Полтавская битва. |
|
Раскрыть значение Полтавской битвы в ходе Северной войны; довести до понимания учащихся причины победы русской армии под Полтавой. |
Продолжать развивать умения работать с учебником, иллюстрациями, давать оценку с помощью учителя |
27 |
|
Победа Русского флота. Окончание Северной войны. |
|
Раскрыть значение морских сражений для победоносного окончания войны, показать важность победы в Северной войне. |
Совершенствование умений соотносить исторические события соответственно времени |
28 |
|
Петр I – первый российский император. |
|
Создать представление о личности Петра, внешности, характере; на конкретном материале показать деятельность Петра. |
Развивать умения анализировать , сравнивать, обобщать. Продолжать формировать навыки работы с таблицей |
29 |
|
Преобразования Петра I. |
|
Рассказать о важных преобразованиях в хоз-й, гос-й, культ-й жизни России, отметить прогрессивную деятельность Петра. |
Развивать познавательные способности, память, внимание, умения анализировать, сравнивать, обобщать. Закрепить навыки работы с иллюстрацией |
30 |
|
Практическое занятие просмотр видео-фильма об Петре 1 и времени его правления |
|
|
|
31 |
|
Эпоха дворцовых переворотов. |
|
Дать представление о дворцовых переворотах. |
Продолжать развивать умения работать с текстом учебника, исторической картой, формировать умения давать полные ответы на поставленные вопросы |
32 |
|
Российская академия наук и деятельность великого Ломоносова. |
|
Познакомить с деятельностью Ломоносова. |
Продолжать развивать навыки работы с учебником, умение выделять главные мысли из текста |
33 |
|
Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств. |
|
Показать вклад первого Российского университета в развитие науки и техники. |
Продолжать учить анализировать исторические факты, закреплять навыки работы с планом |
34 |
|
Правление Екатерины II. |
|
Раскрыть сущность политики Екатерины II. |
продолжать развивать умения анализировать исторические факты, описывать исторические события |
35 |
|
Золотой век дворянства. |
|
Рассказать о расширении привилегий дворянства. |
Формирование навыков устной речи, анализ исторических картин. Развитие мышления и памяти |
36 |
|
Положение крепостных крестьян. |
|
Дать сведения о положении крепостных крестьян в годы правления Екатерины II. |
Развитие понятийного аппарата. Умение рассказать с помощью наглядного материала
|
37 |
|
Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. |
|
Показать размах войны, её стихийный характер, причины поражения, историческое значение. |
Развитие речи, внимания. Умение работать с текстом учебника
|
38 |
|
Русско – турецкие войны второй половины XVIII века. |
|
Познакомить с важными победами русских войск и флота в Северном Причерноморье. |
Развитие памяти, внимания. Умение считать по прямой времени |
39 |
|
Знаменитый полководец Александр Суворов. |
|
Показать доблесть русских солдат и полководческое искусство Суворова. |
Развивать навыки речи, давать ответы, опираясь на записи в тетради |
40 |
|
Русские изобретатели и умельцы. |
|
Познакомить с жизнью и изобретениями русских умельцев. |
Закреплять умения обобщать исторический материал, использовать приемы сравнения, выделения главного в работе с текстом учебника, иллюстрациями, дополнительным материалом, исторической картой |
41 |
|
Развитие литературы и искусства в XVIII веке. |
|
Дать представление о 18 в.- эпохе культурного развития, выявить закономерности и особенности развития. |
Совершенствовать навыки работы с текстом учебника, исторической картой |
42 |
|
Быт и нравы русских людей в XVIII веке. |
|
Познакомить с бытом и нравами русских людей 18 века. |
Способствовать выработки умений устанавливать причинно- следственные связи |
43 |
|
Повторительно – обобщающий урок по теме «Великие преобразования России в XVIII веке» |
|
Закрепить и обобщить знания по разделу. |
Совершенствовать навыки работы с текстом учебника, исторической картой |
44 |
|
Раздел 3. История нашей страны в XIX веке. Россия в начале XIX века. |
|
Дать общее представление о проведении реформы в России в начале 19 века. |
Способствовать развитию познавательных способностей, внимания, восприятия, памяти, развивать умение анализировать, работать с текстом учебника |
45 |
|
Начало Отечественной войны 1812 года. |
|
Дать представление о начальном этапе Отечественной войны. |
Развивать навыки речи, давть ответы, опираясь на записи тетради |
46 |
|
Бородинская битва. |
|
Дать представление о бородинском сражении. |
Продолжать формирование умений анализировать и обобщать исторический материал, свободно ориентироваться в тексте учебника |
47 |
|
Оставление Москвы. |
|
Подвести учащихся к пониманию предложения Кутузова на военном совете. |
Развивать умения работы с иллюстрациями, анализировать и обобщать исторический материал |
48 |
|
Народная война против армии Наполеона. |
|
Дать сведения о мужестве и героизме всего народа в ОВ. |
Продолжить формировать умения работать с учебником |
49 |
|
Отступление и гибель французской армии. |
|
Формировать представление о заключительном этапе ОВ. |
Развивать умения давать аргументированные ответы с помощью текста, схемы |
50 |
|
Практическое занятие просмотр видео-фильма «Отечественная война 1812 года» |
|
|
|
51 |
|
Правление Александра I. |
|
Объяснить противоречивость внутриполитического курса Александра I в послевоенный период. |
Развивать умения анализировать тексты учебника, находить главные мысли, делать выводы |
52 |
|
Создание тайных обществ в России. |
|
Рассказать о ходе восстания декабристов- первом открытом выступлении против политики царского правительства. |
Продолжить формировать умения давать полные ответы на поставленные вопросы |
53 |
|
Восстание декабристов. |
|
Познакомить с личностью императора, основными направлениями его политики. |
Развивать умения самостоятельно работать с текстом учебника. Составление развернутого конспекта параграфа |
54 |
|
Император Николай I. |
|
Выявить общие закономерности и особенности развития культуры в первой половине 19 века. |
Продолжать развивать умения работать с учебником, исторической картой |
55 |
|
Золотой век русской культуры. |
|
Познакомить учащихся с эпизодами жизни поэта и писателя, который через свое творчество знакомил и прививал любовь россиян к истории России. |
Продолжать развивать умения работать с учебником, иллюстрациями, давать оценку с помощью учителя |
56 |
|
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. |
|
Проследить развитие науки в первой половине 1 века. |
Совершенствование умений соотносить исторические события соответственно времени |
57 |
|
Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX в. |
|
Дать общее представление о Крымской войне. |
Развивать умения анализировать , сравнивать, обобщать. Продолжать формировать навыки работы с опорным конспектом |
58 |
|
Крымская война 1853 – 1856 гг. |
|
Сформировать представление о крестьянской реформе 1861 г. |
Развивать познавательные способности, память, внимание, умения анализировать, сравнивать, обобщать. Закрепить навыки работы с иллюстрацией |
59 |
|
Отмена крепостного права. |
|
Дать общее представление о реформах. |
Продолжать формировать навыки и умения самостоятельной работы |
60 |
|
Реформы Александра II. |
|
|
Развивать познавательные способности, восприятие , память, внимание. Продолжать учить анализировать, сравнивать |
61 |
|
Правление Александра III. |
|
Рассказать об изменениях в экономике России. |
Закрепить умения давать полные ответы на вопросы, выделять главные мысли из текста учебника. |
62 |
|
Практическое занятие просмотр видео-фильма о правлении Александра 2 и Александра 3 |
|
|
|
63 |
|
Развитие российской промышленности. |
|
Дать представление о первых революционных кружках. |
Развивать умения анализировать тексты учебника, находить главные мысли, делать выводы |
64 |
|
Появление революционных кружков в России. |
|
|
Продолжить формировать умения давать полные ответы на поставленные вопросы |
65 |
|
Наука и культура во второй половине XIX в. |
|
Дать общее представление о жизни и быте русских купцов. |
Продолжать развивать умения работать с учебником, исторической картой |
66 |
|
Жизнь и быт русских купцов. |
|
Дать представление о быте простых россиян в 19 веке. |
Продолжать развивать умения работать с учебником, иллюстрациями, давать оценку с помощью учителя |
67 |
|
Быт простых россиян в XIX веке. |
|
Систематизировать знания. |
Совершенствование умений соотносить исторические события соответственно времени |
68 |
|
Обобщающее повторение Повторительно – обобщающий урок по теме «История нашей страны в XIX веке.» |
|
Систематизировать знания. |
Развивать умения анализировать , сравнивать, обобщать. Продолжать формировать навыки работы с таблицей Развивать познавательные способности, память, внимание, умения анализировать, сравнивать, обобщать. Закрепить навыки работы с иллюстрацией |
Образовательные результаты по истории 8класс( 8 вид)
Основные требования к знаниям и умениям учащихся. Учащиеся должны знать:
—когда началось и закончилось событие (по выбору),
—как протекало конкретное событие,
—великих русских поэтов, писателей, ученых.
Учащиеся должны уметь:
—пользоваться лентой времени,
—устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий,
—выделять главную мысль в отрывке исторической статьи,
—оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой.
Способы контроля на уроке
Формы контроля:
1. Перессказ текста
2. Задания по исторической карте,
3. Объяснение исторических терминов, знание дат и умение соотносить их с событиями
4. Тестирование
5. Решение кроссвордов
Варианты контрольных работ
Тест. История России 15 - 18 в. 1полугодие
1.Историю какого государства вы изучаете?
а) Китай б) Россия в) Япония
2.В каком веке произошло венчание на царство первого русского царя?
а) 11 век б)16 век в) 18 век
3.Укажи первого царя Российского государства.
а) Иван III б) Князь Игорь в) Иван IV Грозный
4.Кого называли стрельцами?
а) Служителей церкви; б) Воинов царской армии.
5.Кого называли помещиками?
а) Торговых людей;
б ) Дворян получивших поместье за государеву службу;
в) Слуг царя.
6.Кого называли казаками?
а) Богатых людей;
б) Крестьян;
в) Вольных людей которые воевали.
7.Кто возглавил поход в Сибирь и в каком году? Соедини стрелкой.
а) Кучум 1581 г.
б) Ермак 1601 г.
в) Солдат 1805 г.
8.Кто такие купцы?
а) Люди, которые ловят рыбу.
б) Люди, которые покупают и продают товары.
9.Укажи столицу Российского государства 16 века.
а) Казань
б) Новгород
в) Москва
10.Как жили бедные люди в России 16 века?
а) Имели много денег;
б) Одевались в дорогую одежду;
в) Ели кашу и хлеб;
г) Работали с утра до вечера;
д) Жили в деревянных избах;
е) Одевались в простую одежду.
11.Как жили богатые люди в России 16 века?
а) Ели хлеб да воду;
б) Носили дорогую одежду, меха;
в) Жили в каменных домах;
г) Имели слуг и много денег.
12. Выпиши православные праздники русских людей.
Осенний бал, Новый год, Рождество, День Валентина,
Крещение, Пасха, Масленица, День космонавтики.
13.Как называется главная площадь столицы и почему?
Соедини стрелкой.
а) Зеленая «Красивая»
б) Желтая
в) Красная «Грязная»
14. Укажи, кто отправился в путешествие, в Индию?
а) Федор Конюхов;
б) Афанасий Никитин.
15. Какое удивительное животное увидел он в Индии?
а) Змею б) Слона в) Попугая
16. Как зовут главу индийского государства?
а) Царь б) Барон в) Раджа
17. Укажи Великого Иконописца России.
а) Андрей Копейкин;
б) Андрей Рублев.
18. Как называлась первая икона написанная художником?
а) «Двоеца» б) «Троица».
19. Заполни пропуски в тексте:
Иван Грозный решил напечатать первые _______________ в России.
Печатать поручил священнику _______________________________.
В Москве открыли первую _____________________________.
Первая____________ была напечатана в __________ году и называлась«______________________».
20. После смерти Ивана Грозного кто правил Российским государством?
а) Дмитрий Иванович
б) Борис Годунов
в) Федор Иванович
21. Что сделали для русского народа купец Козьма Минин и
князь Дмитрий Пожарский ?
а) Вывели русскую армию из болота;
б) Организовали русский народ на борьбу против захватчиков - поляков;
в) Много путешествовали.
22. В каком году началось правление династии Романовых?
а) 1234 год; б) 1917 год; в) 1613 год.
23. Кого в России называли крепостными крестьянами ?
а) Верующих людей, которые прятались в лесах;
б) Бедных людей, прикреплённых к земле и
подчиняющихся одному хозяину;
24. Кто открыл земли Сибири и Дальнего Востока?
а) Иван Чумаков;
б) Семён Дежнёв;
в) Ерофей Хабаров;
г) Андрей Малахов;
д) Василий Поярков;
25. Укажи имя первого императора России.
а) Алексей 1; б) Павел 1; в) Пётр 1.
26. Напиши, что означают эти слова :
ВЕРФЬ_______________________
КОРАБЕЛЬЩИК________________________
ЛОЦМАН_____________________________
КОРМА___________________
ГАЛЕРА__________________________
ОКОП_____________________________
27. В каком году был построен город Санкт – Петербург ?
а) в 1671 году; б) в 1703 году.
28. Когда началась Полтавская битва ?
а) в 1709 году; б) в 1706 году.
29. Укажите главные преобразования Петра 1 .
а) Создал российский флот;
б) Развивались мануфактуры;
в) Открылись дискотеки;
г) Страна была поделена на губернии;
д) Детям дворян разрешалось учиться за границей;
е) Запретил носить бороды, приказал носить парики на голове;
ж) Появились первые автомашины.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ИСТОРИИ 8 класс.
Предмет |
Программа |
Учебник |
Методическое обеспечение |
Дидактический материал |
Учебные пособия для учащихся |
Мониторинговый инструментарий |
История 8 класс |
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой –М.: Владос, 2011г |
История России: учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013 |
Рабочая тетрадь. 8 класс « История Росси в первой половине XIX века. А.Самсонов. НПО «Школа» - Издательство «Открытый мир».2015. |
Учебные карты и атласы по истории России XIX века |
Игровые программы. Электронный учебник |
Тесты по истории России, XIX век. 8 класс |
Перечень объектов и средств МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения.
2.Учебные пособия для обучающихся:
Карточки-задания,ТестыКроссворды
3.Методические пособия для учителя:
Пузанов, Б. П. , Бородина, О. И. , Сековец, Л. С. , Редькина, Н. М. Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: Учеб.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 216 с. – (Коррекционная педагогика).
Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России Х1Х в. 8 кл. – М.: ВАКО, 2004.
Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки к учебнику «Новая история: 1800-1913: 7 кл. М.: Просвещение, 2002
Соловьёв К.А. Поурочные разработки по новой истории: 8 кл. – М.: ВАКО, 2006.
Кочетов Н.С. Нестандартные уроки в школе. История 7-9 кл. – Волгоград: Учитель, 2004
Парецкова С.В., Варакина И.И. История. 5-9 классы: повторительно-обобщающие уроки в нетрадиционных формах. – Волгоград: Учитель, 2007
Печатные пособия
Таблицы в соответствии с программой обучения.Плакаты по основным темам.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Технические средства обучения. Мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы уроков.
Видеофильмы соответствующего содержания.
Слайды соответствующего содержания. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Информационное обеспечение образовательного процесса
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Социально- бытовая ориентировка http://pedsovet.su/load/330
Блог- портфолио учителя коррекционной школы Жестовской О.Б. http://3sbo75.blogspot.ru/p/blog-page_2304.ht