Муниципальное казенное учреждение «Управление образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Эрудит»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Лицей «Эрудит»
___________________Н.Т.Иванова
Приказ № от .08.2015
Рабочая программа
по предмету «Изобразительное искусство»
для 1 класса начального общего образования
на ............учебный год
Ташкинова Елена Анатольевна,
учителя первойквалификационной категории
Рассмотрена
на заседании кафедры гуманитарного цикла
протокол № _4__
« 26 » августа 2015 г.
руководитель кафедры ____________М.А.Трунова
Принята
на заседании методического совета
протокол № __
от « » августа 2015 г.
Председатель МС _______Т.В. Денисенко
Рубцовск, 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса Содержание курса Календарно - тематическое планирование Материально-техническое обеспечение
- Пояснительная записка
Нормативные документы и материалы, на основе которых разработана рабочая программа
1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
2. Основной образовательной программы НОО.
3. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.Н.Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева,О.А.Коблова, Т.А.Мухина. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. -128с.
4.Учебного плана на 2015-2016 учебный год.
5. Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей Эрудит» (ФГОС ООО)
Обоснование УМКНастоящий тематический план помогает организовать и скорректировать образовательный процесс таким образом, что каждый учащийся узнает в процессе обучения цену точной линии, удачного мазка, поймет, насколько сложна и трудна работа художника, научится грамотно рисовать, уверенно водить карандашом и кистью. Важно и то, что предусмотренные планом виды творческой деятельности способствуют воспитанию у обучающихся отношения к изобразительному искусству как форме человеческого сознания, к деятельности, требующей глубоких знаний, большого труда, наблюдательности, целеустремленности, умения преодолевать трудности.
В основу планирования положены следующие дидактико-методические подходы.
1. Планирование распространяется на содержательные и деятельностные компоненты обучения. В нём представлены последовательность изучения материала, формы и приёмы деятельности учителя и учащихся.
2. В качестве основной единицы планирования рассматривается учебная тема, группа уроков. Это помогает выделить главные содержательные блоки курсов, преодолеть дробность в отборе учебного материала.
3. Приоритетная роль в обучении отводится познавательной деятельности учащихся 1-х классов, планирование ориентировано на организацию активной работы учащихся на всех этапах урока.
4. Большое внимание в поурочном календарном планировании уделяется МПС; выделен экологический и валеологический аспекты, интернет-ресурсы, отмечены материалы, способствующие расширению знаний учащихся, что соответствует теме лицея и методической теме
В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному творчеству. Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других предметов: русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения, технологии.
Общая характеристика курса
Теоретической основой данной программы являются:
- Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.)
Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний , умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей; формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы; развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности; формирование активного заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры; овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки; овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления лицейской, бытовой и производственной среды.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Изобразительное искусство»
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существование живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты , гармонии, её совершенства, сохранение и преумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по своей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа. Представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Общая характеристика организации учебного процесса:
Развивающие возможности курса «Изобразительное искусство» связаны с богатым содержанием учебного материала, особой организацией деятельности учебного процесса. Данная программа реализуется через:
личностно-ориентированные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
технологию критического мышления;
технологию проектного обучения;
системно-деятельностный подход.
Формы организации учебного процесса: программа предусматривает проведение комбинированных и практических уроков, обобщающих уроков, уроков – выставок собственных работ.
Используются формы работы: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, метод проектирования, исследовательский, практические методы: работа с книгой, различными источниками информации.
Средства обучения:
Печатные, наглядные плоскостные (детские рисунки, иллюстрации . плакаты), демонстрационные (макеты, гербарии, модели, муляжи), электронные образовательные ресурсы, аудиовизуальные (слайды, видеофильмы).
Количество часов на рабочую программу
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч.
Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год (при 1 ч в неделю).
Информация о внесённых изменениях в авторскую программу и их обоснование
В программе изменений нет.
Планируемые результаты
Индикаторы для оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству в соответствии с требованиями ФГОС
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека
В результате изучения искусства у обучающихся:
будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
- Содержание учебного курса
Изображая мир, учимся видеть его и понимать. Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Формирование поэтического видения мира. Изображения в жизни человека. Изображая мир, учимся его видеть и понимать. Развитее наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Формирование поэтического видения мира.
Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Кабинет искусства – художественная мастерская. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения.
Материалы: бумага, фломастеры или цветные карандаши, или мелки.
Зрительный ряд: слайды с изображением рисунков животных или живых зверей.
Мастер Изображения учит видетьБыть хорошим зрителем – тоже нужно учиться, и "Мастер Изображения" учит нас этому.
Задачей "Мастера" является и обучение детей первичному опыту владения доступными начальной школе материалами. Опыт этот будет углубляться и расширяться во всей дальнейшей работе.
"Мастер Изображения" помогает увидеть, учит рассматривать
Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Фрагменты природы. Животные – чем они похожи и чем отличаются друг от друга.
Материалы: бумага, фломастеры или цветные карандаши, или мелки.
Зрительный ряд: слайды с изображением рисунков животных или живых зверей.
Литературный ряд: стихи про зверей, про носы и хвосты.
Музыкальный ряд: К.Сен-Санс, сюита "Карнавал животных".
Изображать можно пятном
Присмотреться к разным пятнам – мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и постараться увидеть в них какие-либо изображения. Превратить пятно в изображение зверушки. Пятно, наклеенное или нарисованное, подготовлено учителем.
Материалы: карандаш, мелки, черная тушь, черный фломастер.
Зрительный ряд: иллюстрации к книгам о животных Е.Чарушина, В.Лебедева, Т.Мавриной, М.Митурича и других художников, работающих пятном.
Изображать можно в объеме
Превратим комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что-нибудь похожи, например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке.
Материалы: пластилин, стеки, дощечка.
Зрительный ряд: слайды природных объемов выразительных форм или настоящие камешки, форма которых что-нибудь напоминает.
Изображать можно линией
Линией можно рассказывать. "Расскажи нам о себе" – рисунок или ряд последовательных рисунков.
Материалы: бумага, черный фломастер или карандаш.
Зрительный ряд: линейные иллюстрации детских книг, рисунки на темы стихов С.Маршака, А.Барто, Д.Хармса с веселым, озорным развитием сюжета.
Литературный ряд: веселые стихи про жизнь дома.
Музыкальный ряд: детские песенки о жизни в семье.
Разноцветные краски
Знакомство с цветом. Краски гуашь. Навыки работы гуашью Организация рабочего места. Цвет Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?).
Материалы: бумага, кисточки, гуашь.
Зрительный ряд: линейные иллюстрации детских книг, рисунки на темы стихов С.Маршака, А.Барто, Д.Хармса с веселым, озорным развитием сюжета.
Литературный ряд: веселые стихи про краски.
Изображать можно и то, что невидимо (настроение)
Изобразить радость и изобразить грусть. Рисуем музыку – задача выразить в изображении образы контрастных по настроению музыкальных пьес.
Материалы: белая бумага, цветные фломастеры, цветные карандаши или мелки.
Музыкальный ряд: мелодии радостные и грустные.
Наши краски
Проба красок. Радость общения с красками. Овладение навыками организации рабочего места и пользования красками. Название цвета. Что в жизни напоминает каждый цвет. Игровое изображение красочного многоцветного коврика.
Материалы: краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Художники и зрители (обобщение темы)
Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием "произведение искусства". Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа.
Зрительный ряд: В.Ван Гог "Подсолнухи", Н.Рерих "Заморские гости", В.Васнецов "Три богатыря", С.Кончаловский "Сирень", М.Врубель "Царевна Лебедь".
Тема 2. Ты украшаешь (8 ч)Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.
Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения – мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
Мир полон украшений
Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений. Украшение крыльев бабочки. Бабочка украшается по вырезанной учителем заготовке или может быть нарисована (крупно, на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в природе.
Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага.
Зрительный ряд: слайды "Бабочки", коллекции бабочек, книги с их изображением.
Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Развитие декоративного чувства совмещения материалов, их цвета и фактуры.
Цветы
Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя.
Знакомство с Мастером Украшения. Мастер учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивее; он учится у природы.
Материалы: разноцветная и разнофактурная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды и книги с изображением различных цветов.
Красоту нужно уметь замечать
Неброская и "неожиданная" красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т.д. Развитие декоративного чувства фактуры. Опыт зрительных поэтических впечатлений.
Изображение спинки ящерки или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.
Материалы: для учителя – валик для накатки, разведенная водой гуашь или типографская краска; для детей – дощечка из пластмассы, линолеума или кафельная плитка, листки бумаги, карандаш.
Зрительный ряд: слайды различных поверхностей: кора, мох, рябь на воде, а также слайды, показывающие ящериц, змей, лягушек. При возможности – подлинная кора, спилы дерева, камни.
Узоры на крыльях. Ритм пятен
Любование красотой бабочек и рассматривание узоров на крыльях. Ритмический узор пятен и симметричный повтор.
Материалы: цветная бумага, гуашь, кисть.
Зрительный ряд: слайды или иллюстрации с изображением бабочек.
Литературный ряд: фрагменты сказок с описанием внешнего вида бабочек.
Красивые рыбы. Монотипия
Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Ритмическое соотношение пятна и линии. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна).
Материалы: бумага, гуашь (акварель), фломастер или тушь, палочка.
Зрительный ряд: слайды или иллюстрации с персонажами известных сказок.
Литературный ряд: фрагменты сказок с описанием внешнего вида рыб.
Украшения птиц. Объемная аппликация
Разнообразие украшений в природе и различные формы украшений. Многообразие форм декоративных элементов. Мастер Украшения помогает рассматривать птиц, обращая внимание не только на цветной орнамент окраски, но и на форму хохолков, хвостов, оформление лапок. Наряд птицы помогает понять её характер (веселая, быстрая, важная). Материалы: цветная бумага, гуашь, кисть.
Зрительный ряд: слайды или иллюстрации с изображением птиц.
Литературный ряд: фрагменты сказок с описанием внешнего вида птиц.
Музыкальный ряд: песенки про птиц, голоса певчих птиц.
Узоры, которые создали люди
Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов.
Материалы: цветная бумага, гуашь, кисть.
Зрительный ряд: слайды или иллюстрации с различными орнаментами.
Как украшает себя человек
Все украшения человека что-то рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения. Рассматриваем персонажи сказок – какие у них украшения. Как они помогают нам узнавать героев. Изображения выбранных сказочных героев и их украшений.
Материалы: цветная бумага, гуашь, кисть.
Зрительный ряд: слайды или иллюстрации с украшениями.
Литературный ряд: фрагменты сказок с описанием внешнего вида героя, его украшений.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы)
Украшение комнаты. Изготовление праздничных новогодних гирлянд и звезд. Украшение класса и своего дома к новогодним праздникам. Коллективное панно "Новогодняя елка".
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, фольга, серпантин.
Зрительный ряд: детские работы, выполненные за четверть.
Литературный ряд: стихи о празднике Нового года.
Музыкальный ряд: рождественские и новогодние праздничные песни, П. Чайковский фрагменты балета "Щелкунчик".
Тема 3. Ты строишь (11ч) Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне. Мастер Постройки – олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать. Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построения предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.Постройки в нашей жизни
Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму – удобную и красивую. Знакомство с Мастером Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома или разные вещи, для кого их строить и из каких материалов.
Материалы: цветная бумага, гуашь, кисти; или фломастеры, или цветные карандаши.
Зрительный ряд: иллюстрации детских книг с изображением жилищ.
Музыкальный ряд: детские песенки о строителях-фантазерах.
Дома бывают разными
Многообразие архитектурных построек и их назначение.
Материалы: гуашь, цветная или белая бумага, широкая и тонкая кисти, коробки разных форм, плотная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: иллюстрации детских книг.
Литературный ряд: описания сказочного города из литературного произведения.
Домики, которые построила природа
Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т.п.), их формы и конструкции.
Материалы: пластилин, стеки, тряпочка, дощечки.
Зрительный ряд: иллюстрации детских книг.
Литературный ряд: описания природных построек.
Дом снаружи и внутри
Дом "смотрит" на улицу, но живут внутри дома. "Внутри" и "снаружи" очень взаимосвязаны. Изображение дома в виде букв алфавита так, как будто у них прозрачные стены. Как бы могли жить в домах-буквах маленькие алфавитные человечки, как расположены там комнаты, лестницы, окна.
Материалы: бумага (белая или цветная), карандаши или цветные мелки.
Зрительный ряд: иллюстрации детских книг.
Строим город
Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности – рассматривание реальных зданий разных форм. Игра в архитекторов.
Конструирование из бумаги, упаковок, подставок, цветов и игрушек.
Материалы: цветная или белая бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды с различных предметов, соответствующих заданию.
Литературный ряд: стихи о веселых трудолюбивых мастерах.
Все имеет свое строение
Сделать образы разных зверей – зоопарк-конструкцию из заранее вырезанных цветных прямоугольников, кругов, овалов, треугольников. Разнообразные образы собак делаются из наклеивания на лист заранее заготовленных одноцветных бумажных обрезков разных геометрических форм.
Материалы: цветная и белая плотная бумага, клей, ножницы.
Зрительный ряд: фотографии животных или репродукции картин с изображением животных.
Строим вещи
Конструирование из бумаги, упаковок, подставок, цветов и игрушек.
Материалы: цветная или белая бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды с различных предметов, соответствующих заданию.
Литературный ряд: стихи о веселых трудолюбивых мастерах.
Город, в котором мы живем (обобщение темы)
Задание: "Я рисую любимый город". Изображение "по впечатлению" после экскурсии.
Материалы: бумага, гуашь, кисти или мелки (по выбору учителя).
Литературный ряд: стихи о своем городе.
Музыкальный ряд: песни о своем городе.
Обобщение темы четверти
Задание: выставка работ, сделанных за четверть. Дети учатся смотреть и обсуждать работы друг друга. Игра в художников и зрителей. Можно сделать обобщающее панно "Наш город" или "Москва".
Тема 4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5ч) Общие начала всех пространственно-визуальных искусств – пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка. Изображение, украшение и постройка – разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает. Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира. Навыки коллективной творческой деятельности. Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе 1-й урок является обобщением. Его цель – показать детям, что на самом деле наши три "Мастера" неразлучны. Они постоянно помогают друг другу. Но у каждого "Мастера" своя работа, свое назначение. И в конкретной работе один из "Мастеров" всегда главный. Вот, например, наши рисунки-изображения: где тут работа "Мастера Постройки"? А сейчас эти работы украшают класс. А в работах, где главным был "Мастер Украшения", как ему помогали "Мастер Изображения", "Мастер Постройки"? Главное, это вспомнить с ребятами, в чем именно состоит роль каждого "Мастера" и чему он помог научиться. В классе должны быть выставлены лучшие работы детей за весь год. Своего рода отчетная выставка. Желательно, чтобы каждый ребенок имел какую-то выставленную работу. Дети учатся рассказывать о своих произведениях и о рисунках своих товарищей. В конце урока демонстрируются слайды произведений взрослого искусства, и дети должны выделить "участие" каждого "Мастера" в этих работах: ваза с фигуративным рисунком; ваза, форма которой что-то изображает; картина с архитектурной постройкой; фонтан со скульптурой; дворцовый интерьер с ярким декором, скульптурой и картинами; интерьер современного здания с монументальной росписью.Праздник весны. Праздник птиц
Изображение, украшение и постройка – три стороны работы художника при создании произведения, три вида его художественной деятельности.
В конкретной работе один из Мастеров всегда главный, он определяет назначение работы, т.е. что это – изображение, украшение или постройка. Выставка работ учащихся.
Развитие наблюдательности и изучение природных форм.
Материалы: бумага, гуашь, кисти, ножницы, клей, цветная бумага, фольга.
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением птиц, весенние пейзажи.
Литературный ряд: книги о птицах, о весне, выбранные учителем.
Разноцветные жуки
Сюжеты заданий (прилет птиц, пробуждение жуков, стрекоз, букашек т т.д.) могут варьироваться в соответствии с целями и учебными задачами темы. Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Овладение практическими навыками изображения, конструирования и украшения. Урок любования. Умение видеть.
Материалы: бумага, гуашь, кисти, цветная бумага.
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением насекомых, весенние пейзажи.
Литературный ряд: книги о насекомых, выбранные учителем.
Сказочная страна
Создание коллективных панно и пространственных композиций. Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. Коллективная работа с участием всех учащихся класса по созданию панно-коллажа.
Материалы: бумага, гуашь, кисти, белая и цветная бумага.
Зрительный ряд: иллюстрации из детских сказок.
Литературный ряд: сказки.
Времена года
Создание коллажей и объемных композиций на основе смешанных техник. Сочетание различных материалов, сочетание плоскостного и объемного изображения в единой композиции. Выразительность, ритмическая организация элементов коллективного панно. Навыки овладения различными приемами работы с бумагой, различными фактурами, используя сочетания цвета и линии.
Материалы: бумага, гуашь, кисти, белая и цветная бумага.
Зрительный ряд: иллюстрации из детских книг.
Литературный ряд: произведения о временах года.
Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы)
Восприятие красоты природы. Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров. Просмотр слайдов и фотографий с выразительными деталями весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые).
Материалы: бумага, гуашь, кисти, белая и цветная бумага.
Содержание тем с определением основных видов учебной деятельности.
1 класс (33 ч)
Ты изображаешь, украшаешь и строишь
№ |
Тема |
Количество часов |
|||
Формы организации учебных занятий |
Всего часов |
||||
Комбинированные |
Практические |
Урок-выставка |
|||
1 |
Ты учишься изображать |
4 |
4 |
1 |
9 |
1 |
Изображения всюду вокруг нас. |
1 |
|||
2 |
Мастер изображения учит видеть. |
1 |
|||
3 |
Изображать можно пятном. |
1 |
|||
4 |
Изображать можно в объеме. |
1 |
|||
5 |
Изображать можно линией. |
1 |
|||
6 |
Разноцветные краски. |
1 |
|||
7 |
Разноцветные краски. |
1 |
|||
8 |
Изображать можно и то, что невидимо. |
1 |
|||
9 |
Художники и зрители. |
1 |
|||
2 |
Ты украшаешь |
7 |
0 |
1 |
8 |
1 |
Мир полон украшений. Цветы. |
1 |
|||
2 |
Красоту нужно уметь замечать. |
1 |
|||
3 |
Узоры на крыльях. Ритм пятен. |
1 |
|||
4 |
Красивые рыбы. Монотипия. |
1 |
|||
5 |
Украшения птиц. Объемная аппликация. |
1 |
|||
6 |
Узоры, которые создали люди. |
1 |
|||
7 |
Как украшает себя человек. |
1 |
|||
8 |
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). |
1 |
|||
3 |
Ты строишь |
7 |
3 |
1 |
11 |
1 |
Постройки в нашей жизни. |
1 |
|||
2 |
Дома бывают разными. |
1 |
|||
3 |
Домики, которые построила природа. |
1 |
|||
4 |
Домики, которые построила природа. |
1 |
|||
5 |
Дом снаружи и внутри. |
1 |
|||
6 |
Строим город. |
1 |
|||
7 |
Строим город |
1 |
|||
8 |
Все имеет свое строение. |
1 |
|||
9 |
Строим вещи. |
1 |
|||
10 |
Строим вещи. |
1 |
|||
11 |
Город, в котором мы живем (обобщение темы). |
1 |
|||
4 |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу |
2 |
2 |
1 |
5 |
1 |
Три брата Мастера всегда трудятся вместе. Праздник весны. Праздник птиц. |
1 |
|||
2 |
Разноцветные жуки. |
1 |
|||
3 |
Сказочная страна. |
1 |
|||
4 |
Времена года. |
1 |
|||
5 |
Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы). |
1 |
|||
Итого: |
20 |
19 |
4 |
33 |
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с пособием для учителей. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под. Редакцией Б.М.Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ (Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева и др.); под ред. Б.М.Неменского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 128с.
Календарно-тематическое планирование 1 класс
Ты изображаешь, украшаешь и строишь (33 часа)
№ |
Тема урока |
Содержание |
К-во часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тип урока, виды деятельности, формы и методы |
Планируемые образовательные результаты изучения раздела Личностные Метапредметные Предметные |
Методическое обеспечение |
||
Ты учишься изображать (9 часов) |
||||||||||
1 |
Изображения всюду вокруг нас. |
Изображения в жизни человека. Изображая мир, учимся его видеть и понимать. Развитее наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Формирование поэтического видения мира. Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учится на уроках изобразительного искусства. Кабинет искусства – художественная мастерская. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения. Знакомство с Мастером Изображения. |
1 |
02.09 05.09 |
Комбинированный Слушание объяснений учителя, беседа, работа с иллюстративным материалом, наблюдение за демонстрациями учителя, выполнение практической работы. Метод иллюстрации и демонстрации; частично поисковый метод. |
Формирование навыков работы красками, умение использовать цвет для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению. |
Умение находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Умение рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Умение рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. |
Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли |
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2013. Неменский Б.М.Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя/Б.М.Неменский, Л.А.Неменская,Е.И.Коротеева. – М.: Просвещение, 2010; Детские рисунки, выполненные различными материалами. Слайдовая презентация: репродукции картин русских художников, пейзажи родной природы. |
|
2 |
Мастер Изображения учит видеть. |
Красота и разнообразие окружающего мира природы. Развитие наблюдательности. Эстетическое восприятие деталей природы. Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление её геометрической основы. Использование этого опыта в изображении разных по форме деревьев. Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах. |
1 |
07.09 12.09 |
Комбинированный Слушание объяснений учителя, беседа, работа с иллюстративным материалом, наблюдение за демонстрациями учителя, выполнение практической работы. Метод иллюстраций и демонстраций; учебная дискуссия. |
Формирование навыков работы красками, умение использовать цвет для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения; развитее способностей к творческому самовыражению. |
Умение находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы и рассуждать об увиденном. Умение видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). |
Умение работать художественными материалами. Создавать, изображать на плоскости графическими средствами заданный метафорический образ на основе выбранной геометрической формы. |
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение,2013. Стихи про зверей. Слайдовая презентация: слайды с изображением животных. |
|
3 |
Изображать можно пятном. |
Развитие способности целостного обобщенного видения. Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна. Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы. Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе и т.д.). Образ на основе пятна в иллюстрациях известных художников (Т.Маврина, Е.Чарушин, В.Лебедев, М.Митурич и др.) к детским книгам о животных. Навыки работы с кистью, краской (одна банка) и водой. |
1 |
14.09 19.09 |
Практический Выполнение практической работы, самостоятельная работа с учебником, просмотр и изучение слайдовых презентаций. Метод иллюстраций.
|
Сформированность восприятия и анализа изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. |
Фомирование умения использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости,соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Умение видеть зрительную метафору – находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. |
Сформированность основ создания изображения на основе пятна методом от целого к частностям; создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы). Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы с кистью и красками. |
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2013. Иллюстрации Е.Чарушина, В.Лебедева, Т.Мавриной и других художников, работающих пятном. Слайдовая презентация: слайды из серий: иллюстрации из детских книг. |
|
4 |
Изображать можно в объеме. |
Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, т.е. образные (похожие на кого-то), объемные объекты в природе (пни, камни, коряги, сугробы и др.). Развитие наблюдательности и фантазии при восприятии объемной формы. |
1 |
21.09 26.09 |
Практический Выполнение практической работы, работа с учебником, просмотр слайдов, моделирование и конструирование. Частично поисковый метод, метод демонстраций и иллюстраций. |
Сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру). |
Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, уметь делать умозаключения и выводы в словесной форме. |
Овладение первичными навыками изображения в объеме. Умение изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания. Умение находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т.д.). Способность воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях. |
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2013. Настоящие камешки, форма которых что-нибудь напоминает. Слайдовая презентация: слайды природных объемов выразительных форм. |
|
5 |
Изображать можно линией. |
Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия-рассказчица). |
1 |
28.09 03.10 |
Практический Выполнение практической работы, самостоятельная работа с учебником, просмотр слайдов. Частично поисковый метод. |
Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом. |
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения. |
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы с графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). |
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение,2013. Линейные иллюстрации к детским книгам, линейная графика, фотографии линейных мотивов в природе. Веселые стихи с развитием действия. |
|
6 |
Разноцветные краски. |
Знакомство с цветом. Краски гуашь. Навыки работы гуашью. Организация рабочего места. |
1 |
05.10 10.10 |
Комбинированный Беседа, работа с иллюстративным материалом, наблюдение за демонстрациями учителя, выполнение практической работы. Метод иллюстраций. |
Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. |
Умение обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности. |
Умение создавать рисунок, используя выразительные свойства художественного материала (акварели, гуашь), оценивать результат своего труда. |
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение,2013. Слайдовая презентация учителя. |
|
7 |
Разноцветные краски. |
Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). |
1 |
12.10 17.10 |
Практический Выполнение практической работы, самостоятельная работа с учебником, просмотр слайдов. Метод иллюстраций и демонстраций. |
Сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру). |
Умение обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности. |
Уметь создавать рисунок, используя выразительные свойства художественного материала (акварели, гуашь), оценивать результат своего труда. |
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение,2013. |
|
8 |
Изображать можно и то, что невидимо (настроение). |
Выражение настроения в изображении. Изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (невидимый мир). Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. |
1 |
19.10 24.10 |
Комбинированный Слушание объяснений учителя, беседа, просмотр слайдовых презентаций, выполнение практической работы. Частично поисковый метод, метод иллюстраций и демонстраций. |
Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. |
Умение обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности. |
Умение использовать образный язык изобразительного искусства, в частности цвет и ритм, для достижения своего замысла; формировать навыки работы с красками; придумывать название своему рисунку; развивать способности творческого самовыражения. |
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение,2013. Мелодии радостные и грустные. Слайдовая презентация учителя. |
|
9 |
Художники и зрители (обобщение темы). |
Художники и зрители. Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности. Учимся быть художниками, учимся быть зрителями. Итоговая выставка детских работ по теме. Начальное формирование навыков восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Художественный музей. |
1 |
26.10 30.10 |
Урок-выставка. Систематизация учебного материала, слушание и анализ выступлений своих товарищей. Решение проблемных задач. |
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
Умение обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, участвовать в диалоге – обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. |
Понимание значения и роли изобразительного искусства в жизни каждого человека и общества. |
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение,2013. Слайдовая презентация: Слайды В.Ван Гог «Подсолнухи», Н.Рерих «Заморские гости», В.Васнецов «Богатыри», П.Кончаловский «Сирень», М.Врубель «Царевна-лебедь». Репродукции картин. |
|
Ты украшаешь (9 часов) |
||||||||||
10 |
Мир полон украшений. Цветы. |
Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Знакомство с Мастером Украшения. Мастер учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивее; он учится у природы. |
1 |
09.11 14.11 |
Комбинированный Беседа, работа с иллюстративным материалом, наблюдение за демонстрациями учителя, выполнение практической работы. |
Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. |
Умение обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, участвовать в диалоге – обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. |
Умение создавать рисунок, используя выразительные свойства художественного материала (акварели, гуашь), оценивать результат своего труда. Применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ. |
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение,2013. Примеры украшений; фотографии цветов. Слайдовая презентация учителя. |
|
11 |
Красоту нужно уметь замечать. |
Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть её красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе. Многообразие и красота форм , узоров, расцветок и фактур в природе. |
1 |
16.11 21.11 |
Комбинированный Слушание объяснений учителя, беседа, выполнение практической работы. Метод демонстраций и иллюстраций. |
Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. |
Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей , находить варианты решения различных художественно-творческих задач. |
Умение изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т.д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. |
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение,2013. |
|
12 |
Узоры на крыльях. Ритм пятен. |
Любование красотой бабочек и рассматривание узоров на крыльях. Ритмический узор пятен и симметричный повтор. |
1 |
23.11 28.11 |
Практический Выполнение практической работы, самостоятельная работа с учебником, просмотр и изучение слайдовых презентаций. Дискуссия, метод иллюстраций. |
Сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру). |
Оценивать результат своего труда. Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
Самостоятельно продумывать замысел и создавать рисунок, используя линию симметрии, узор и выразительные свойства художественного материала (гуаши). Сформированность навыков работы красками, умение использовать линию симметрии для достижения своего замысла. |
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение,2013. Коллекции бабочек, книги с их изображением. Слайдовая презентация: слайды бабочек. |
|
13 |
Красивые рыбы. Монотипия. |
Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Ритмическое соотношение пятна и линии. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна). |
1 |
30.11 05.12 |
Практический Выполнение практической работы, самостоятельная работа с учебником, просмотр слайдов. Частично поисковый метод. |
Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. |
Умение оценивать результат своего труда, развивать наблюдательность и эстетическое понимание красоты разнообразных фактур природного мира. |
Овладение простыми приемами техники монотипии. Способность соотносить пятно и линию в декоративном узоре. |
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение,2013. Книги с изображением рыб. Слайдовая презентация: слайды рыб. |
|
14 |
Украшения птиц. Объемная аппликация. |
Разнообразие украшений в природе и различные формы украшений. Многообразие форм декоративных элементов. Мастер Украшения помогает рассматривать птиц, обращая внимание не только на цветной орнамент окраски, но и на форму хохолков, хвостов, оформление лапок. Наряд птицы помогает понять её характер (веселая, быстрая, важная). |
1 |
07.12 12.12 |
Практический Выполнение практической работы, самостоятельная работа с учебником, просмотр слайдов, моделирование и конструирование. Метод демонстраций и иллюстраций. |
Сформированность начальных навыков объемной работы с бумагой разной фактуры, умение использовать цвет и форму для достижения своего замысла. |
Умение создавать работу по своему замыслу и использовать выразительные свойства и возможности бумаги; оценивать результат своего труда. |
Овладение начальными навыками объемной работы с бумагой разной фактуры. |
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение,2013. Книги с изображением птиц. Слайдовая презентация: слайды с изображением птиц. |
|
15 |
Узоры, которые создали люди. |
Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов. |
1 |
14.12 19.12 |
Комбинированный Слушание объяснений учителя, беседа, наблюдение за демонстрациями учителя, выполнение практической работы. Частично поисковый метод. |
Сформированность навыков работы красками, умение использовать цвет для достижения своего замысла, повышать культуру речевого общения, развивать способность к творческому самовыражению. |
Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий. |
Умение создавать орнамент, используя выразительные свойства гуаши; самостоятельно выбирать цвет фона для работы; оценивать результат своего труда. |
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского.- М.: Просвещение,2013. Различные образцы орнаментов. |
|
16 |
Как украшает себя человек. |
Украшения человека рассказывают о своем хозяине. |
1 |
21.12 26.12 |
Комбинированный Слушание объяснений учителя, работа с иллюстративным материалом, наблюдение за демонстрациями учителя, выполнение практической работы. Метод демонстраций и иллюстраций. |
Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. |
Умение создавать работу по своему замыслу и оценивать результат своего труда. |
Умение создавать рисунок, используя выразительные свойства гуаши; оценивать результат своего труда. |
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение,2013. Фрагменты сказок с описанием внешнего вида героев, песенки сказочных героев. Слайдовая презентация : слайды «Древние палаты Московского Кремля» В.Васнецов, «Палаты царя Берендея» И.Билибин. |
|
17 |
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). |
Без праздничных украшений нет праздника Подготовка к Новому году. Традиционные новогодние украшения. Украшения для новогоднего карнавала. Новые навыки работы с бумагой. Обобщение материала всей темы: какие бывают украшения и зачем они нужны? |
1 |
11.01 17.01 |
Комбинированный Беседа, работа с иллюстративным материалом, выполнение практической работы. Метод демонстраций и иллюстраций. |
Сформированность навыков работы с бумагой, умение использовать приемы работы с бумагой для достижения своего замысла; повышать культуру речевого общения; развивать способности к творческому самовыражению. |
Расширение познавательной сферы в процессе поиска и решения творческого задания по изготовлению новогоднего украшения из бумаги. |
Умение самостоятельно обдумывать замысел и создавать поделки, выполнять работу в материале; оценивать результат своего труда. |
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение,2013. Стихи о новом годе. Детские работы, выполненные за четверть. Слайдовая презентация: слайды Кремля и палат, В.Васнецов иллюстрации к русским сказкам. |
|
Ты строишь (11 часов) |
||||||||||
18 |
Постройки в нашей жизни. |
Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму – удобную и красивую. Знакомство с Мастером Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома или разные вещи, для кого их строить и из каких материалов. |
1 |
18.01 24.01 |
Комбинированный Слушание объяснений учителя, беседа, работа с иллюстративным материалом, наблюдение за демонстрациями учителя, выполнение практической работы, моделирование и конструирование. Частично поисковый метод. |
Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. |
Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. |
Умение создать рисунок домика по собственному замыслу, используя выразительные свойства гуаши, оценивать результат своего труда. |
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение,2013. Фотографии самых разных архитектурных построек, иллюстрации из детских книг с изображением разных жилищ, предметы современного дизайна. Слайдовая презентация: слайды современных и древних архитектурных построек. |
|
19 |
Дома бывают разными. |
Многообразие архитектурных построек и их назначение. |
1 |
25.01 31.01 |
Комбинированный Слушание объяснений учителя, беседа, работа с иллюстративным материалом, наблюдение за демонстрациями учителя, выполнение практической работы. Метод демонстраций и иллюстраций. |
Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. |
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. |
Сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края. |
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение,2013. Фотографии самых разных архитектурных построек. Слайдовая презентация: слайды современных и древних архитектурных построек. |
|
20 |
Домики, которые построила природа. |
Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т.п.), их формы и конструкции. |
1 |
01.02 06.02 |
Комбинированный Слушание объяснений учителя, беседа, работа с иллюстративным материалом, наблюдение за демонстрациями учителя, выполнение практической работы. Метод демонстраций и иллюстраций. |
Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. |
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. |
Применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ. |
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение,2013. Фотографии природных домиков; иллюстрациик к сказкам, где в виде домиков предстают неожиданные предметы. Слайдовая презентация: слайды «Сказочные домики». |
|
21 |
Домики, которые построила природа. |
Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков. |
1 |
08.02 13.02 |
Практический Выполнение практической работы, самостоятельная работа с учебником, просмотр слайдов. Метод демонстраций и иллюстраций. |
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
Умение создавать работу по своему замыслу и оценивать результат своего труда. |
Способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники. |
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение,2013. Фотографии природных домиков; иллюстрациик к сказкам, где в виде домиков предстают неожиданные предметы. Слайдовая презентация: слайды «Сказочные домики». |
|
22 |
Дом снаружи и внутри. |
Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Выражение внутреннего пространства по внешней форме. Понятия «внутри» и «снаружи». Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, взаимоотношение его частей. |
1 |
22.02 28.02 |
Комбинированный Беседа, работа с иллюстративным материалом, наблюдение за демонстрациями учителя, выполнение практической работы. |
Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. |
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. |
Применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ. |
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение,2013 Иллюстрации к детским книгам, описание сказочного города из литературного произведения. Слайдовая презентация: слайды «Сказочные домики». |
|
23 |
Строим город. |
Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности – рассматривание реальных зданий разных форм. Игра в архитекторов. |
1 |
29.02 05.03 |
Комбинированный Слушание объяснений учителя, беседа, работа с иллюстративным материалом, наблюдение за демонстрациями учителя, выполнение практической работы, конструирование. Частично поисковый метод. |
Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. |
Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. |
Способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники. |
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение,2013. |
|
24 |
Строим город. |
Мастер Постройки помогает придумывать город. Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника-архитектора. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. Приемы работы в технике бумагопластики. |
1 |
07.03 12.03 |
Практический Выполнение практической работы, самостоятельная работа с учебником, просмотр слайдов, моделирование и конструирование. Метод демонстраций. |
Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. |
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. |
Способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники. |
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение,2013. |
|
25 |
Все имеет свое строение. |
Конструкция предмета. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т.е. то, как он построен. Любое изображение – взаимодействие нескольких простых геометрических форм. |
1 |
14.03 19.03 |
Комбинированный Слушание объяснений учителя, беседа, наблюдение за демонстрациями учителя, выполнение практической работы. Метод демонстраций. Частично поисковый метод. |
Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. |
Умение анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. |
Умение составлять и конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации. |
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение,2013. |
|
26 |
Строим вещи. |
Конструирование предметов быта. Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. |
1 |
21.03 25.03 |
Комбинированный Слушание объяснений учителя, беседа, работа с иллюстративным материалом, наблюдение за демонстрациями учителя, выполнение практической работы. Метод демонстраций и иллюстраций. |
Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. |
Умение анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. |
Умение конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, производя правильный порядок учебных действий. |
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение,2013. |
|
27 |
Строим вещи. |
Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи. |
1 |
04.04 09.04 |
Комбинированный Слушание объяснений учителя, беседа, работа с иллюстративным материалом, наблюдение за демонстрациями учителя, выполнение практической работы, моделирование и конструирование. |
Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом. |
Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий. |
Умение конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий. |
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение,2013. |
|
28 |
Город, в котором мы живем (обобщение темы). |
Создание образа города. Прогулка по родному городу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением Разнообразие городских построек. |
1 |
11.04 16.04 |
Комбинированный Слушание объяснений учителя, беседа, работа с иллюстративным материалом, наблюдение за демонстрациями учителя, выполнение практической работы. Метод демонстраций и иллюстраций. |
Овладение навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников. |
Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы. |
Умение воспринимать и описывать архитектурные впечатления. |
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение,2013. Слайдовая презентация: слайды различных достопримечательных мест г. Рубцовска. |
|
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 часов) |
||||||||||
29 |
Три брата Мастера всегда трудятся вместе. Праздник весны. Праздник птиц. |
Изображение, украшение и постройка – три стороны работы художника при создании произведения, три вида его художественной деятельности. В конкретной работе один из Мастеров всегда главный, он определяет назначение работы, т.е. что это – изображение, украшение или постройка. Выставка работ учащихся. Развитие наблюдательности и изучение природных форм. |
1 |
18.04 23.04 |
Комбинированный Слушание объяснений учителя, беседа, работа с иллюстративным материалом, наблюдение за демонстрациями учителя, выполнение практической работы. Частично поисковый метод, метод иллюстраций. |
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников. Умение радоваться поэтическому открытию мира и своему творческому опыту. |
Умение анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Умение наблюдать и анализировать пространственные формы. |
Умение различать три вида художественной деятельности по предназначению (цели) произведения, его жизненной функции (зачем?): украшение, изображение, постройка. |
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение,2013. Слайдовая презентация учителя. |
|
30 |
Разноцветные жуки. |
Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Овладение практическими навыками изображения, конструирования и украшения. |
1 |
25.04 30.04 |
Практический Выполнение практической работы, самостоятельная работа с учебником, просмотр слайдов. Метод демонстраций и иллюстраций. |
Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. |
Умение наблюдать и анализировать природные пространственные формы. |
Способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники. |
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение,2013. |
|
31 |
Сказочная страна |
Создание коллективных панно и пространственных композиций. Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. Коллективная работа с участием всех учащихся класса по созданию панно-коллажа. |
1 |
02.05 07.05 |
Комбинированный Беседа, работа с иллюстративным материалом, наблюдение за демонстрациями учителя, выполнение практической работы. Метод иллюстраций. |
Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы |
Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы. |
Умение творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание). |
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение,2013. |
|
32 |
Времена года. |
Создание коллажей и объемных композиций на основе смешанных техник. Сочетание различных материалов, сочетание плоскостного и объемного изображения в единой композиции. Выразительность, ритмическая |
1 |
10.05 14.05 |
Практический Выполнение практической работы, самостоятельная работа с учебником, просмотр слайдов. Метод демонстраций и иллюстраций. |
Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. |
Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы. |
Овладение навыками образного видения и пространственного масштабного моделирования. |
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение,2013. Слайдовая презентация учителя. |
|
33 |
Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы). |
Восприятие красоты природы. Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров. Просмотр слайдов и фотографий с выразительными деталями весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые). |
1 |
16.05 21.05 |
Урок-выставка. Систематизация учебного материала, слушание и анализ выступлений своих товарищей. Метод демонстраций и иллюстраций. |
Сформированность эстетических чувств. |
Умение характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и желательно подлинных произведений в художественном музее или на выставке. |
Умение выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников. Применение навыков работы с живописными и графическими материалами в процессе выполнения художественно-творческих работ. |
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение,2013. Детские работы. Слайдовая презентация. |
|
Итого: 33 часа |
Описание материально-технической и учебно-методического обеспечения
-
-
Библиографический список методических и учебных пособий:
-
-
УМК
- ,Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / (Б.М.Неменский, Л.А.Неменская. Н.А.Горяева и др.); под ред. Б.М.Неменского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 128с.
- Учебник Изобразительное искусство. Ты изображаешь. Украшаешь и строишь. 1 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2011. – 111с.
1.2 КИМы
-
Литература для учителя
- Н.А.Горяева. «Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство. Поурочные разработки. 5 класс» под редакцией Б.М.Неменского.
- Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 176с. – (Стандарты второго поколения).
- Изобразительное искусство. 5-8 классы: управление познавательной деятельностью учащихся / авт.-сост. М.В.Сластникова, Н.В.Усова, Е.И.Вереитинова. – Волгоград: Учитель, 2012, - 234с.
- Энциклопедия для детей. Искусство. Ч.1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения. – 2-е изд., испр. / ред. коллегия: М.Аксенова, Н.Майсурян, Д.Володихин и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007, - 688 с.: ил.
- Энциклопедия для детей. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство 17-20 веков / ред. коллегия: М.Аксенова, Н.Майсурян, Д.Володихин и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007, - 656 с.: ил.
2. Оборудование:
- ученические двухместные столы с комплектом стульев;
- стол учительский с тумбой;
- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
- настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок (иллюстраций);
- компьютер;
- проектор мультимедийный.
3. Дидактические материалы:
3.1Муляжи овощей, фруктов;
3.2 гербарий.
4. Цифровые образовательные ресурсы:
4.1 компакт диск «Эрмитаж. Экскурсия по музею»;
4.2 компакт диск «Мировая культура и искусство»;
4.3 компакт диск «Историческая Москва»;
4.4 компакт диск «5555 шедевров мировой живописи»;
4.5 компакт диск «Россия. Фотоколлекция»;
4.6 компакт диск «Энциклопедия для детей. Культуры мира»;
4.7 компакт диск «Русская береста»;
4.8 компакт диск «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»;
4.9 компакт диск «Императорский Эрмитаж»;
4.10 компакт диск «Лувр»;
4.11 компакт диск «Шедевры архитектуры»;
-
компакт диск «Шедевры русской живописи».
5.Интернет-ресурсы:
5.1 Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
5.2 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
5.3 Сайт «Детские электронные книги и презентации»
5.4 Сайт «Википедия»
5.5 Образовательный портал «Мой университет»
5.6 Сайт «Сеть творческих учителей. ИКТ в начальной школе»
5.7 Сайт «Страна Мастеров»
5.8 Сайт «Я иду на урок»
5.9 Сайт «1 сентября «Начальная школа»
5.10 http://www.ug.ru\ «Учительская газета».