Программа по ИЗО во 2 классе
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»
Рузаевского муниципального района
Рабочая программа
учебного курса «Изобразительное искусство» во2 классе
Составитель: Саркина Татьяна Викторовна
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»
2021 г
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы Неменского Б.М.
Приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №№ 1576, 1577, 1578 внесены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты: ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО.
Аннотацияк рабочей программе по изобразительному искусству (ФГОС) 2 класса
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования и авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство».
Главный смысловой стержень курса – связь искусства с жизнью человека. Программой предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
- расширение общекультурного кругозора учащихся;
- развитие качеств творческой личности, умеющей:
а) ставить цель;
б) искать и находить решения поставленных учителем или возникающих в жизни ребенка проблем;
в) выбирать средства и реализовывать свой замысел;
г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;
д) находить речевое соответствие своим действиям и эстетическому контексту;
– общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
– формирование основ эстетического опыта и технологических знаний и умений
как основы для практической реализации замысла.
Рабочая программа рассчитана на 34 ч.(34 учебные недели согласно базисному плану, 1 ч в неделю).
Срок реализации программы 1 год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умениесотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированностиуниверсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой
деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умениерассуждатьо многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснятьзначение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета2-й класс
Личностные результаты
В ценностно-эстетической сфере у второклассника будет формироваться:
эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе,
людям);
толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и
духовных традиций;
художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства,
нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной сфере у второклассника будет развиваться:
способность к художественному познанию мира;
умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере у второклассника будут формироваться:
навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты
У второклассника продолжится формирование:
умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
обогащения ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;
мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты
У второклассника продолжатся процессы:
формирования первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
формирования основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края; эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладения элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ИСКУССТВО И ТЫ. 2 класс- 34 часа
Как и чем работает художник?- 8 час.
«Цветочная поляна» Три основных цвета: желтый, красный, синий.
Загадки чёрного и белого цветов.
«Осенний лес». Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
«Осенний листопад». Выразительные возможности аппликации.
«Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов.
«Звери в лесу». Выразительность материалов для работы в объеме.
«Птицы в лесу». Выразительные возможности бумаги.
«Композиции из сухих трав и цветов». Для художников любой материал может стать выразительным.
Реальность и фантазия – 7 час.
«Наши друзья птицы». Изображение и реальность.
«Сказочная птица». Изображение и фантазия.
«Веточки деревьев с росой и паутинкой». Украшение и реальность.
«Кокошник». Украшение и фантазия.
«Подводный мир». Постройка и реальность.
«Фантастический замок». Постройка и фантазия.
Братья-мастера. Изображения, украшения и постройки всегда работают вместе.
О чём говорит искусство-11 час.
«Море». Изображение природы в различных состояниях.
«Четвероногий герой». Изображение характера животных.
Женский образ русских сказок. Изображение характера человека.
«Сказочный мужской образ». Изображение характера человека.
«Образ человека в скульптуре». Образ сказочного героя, выраженный в объеме.
«Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения.
«Дворцы доброй феи». Образ здания.
«В мире сказочных героев». В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства.
Как говорит искусство– 6 час.
«Замок Снежной королевы». Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета.
«Весна идет». Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
«Весенний ручеек». Линия как средство выражения: ритм линий.
«Ветка». Линия как средство выражения: характер линий.
«Птички». Ритм пятен как средство выражения.
«Смешные человечки». Пропорции выражают характер.
Резервное время – 2 часа
1Весна, шум птиц.
2.Путешествие с Бабой-ягой.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 2 класс(34 ч.)
№ урока | Дата | Тема урока | | |||||||||
План | Факт | |||||||||||
Как и чем работает художник? (8 ч) | ||||||||||||
1 | | | «Цветочная поляна» Три основных цвета: желтый, красный, синий. | | ||||||||
2 | | | Загадки чёрного и белого цветов. | | ||||||||
3 | | | «Осенний листопад». Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности | | ||||||||
4 | | | «Осенний лес». Выразительные возможности аппликации. | | ||||||||
5 | | | «Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов. | | ||||||||
6 | | | «Звери в лесу». Выразительность материалов для работы в объеме. | | ||||||||
7 | | | «Птицы в лесу». Выразительные возможности бумаги. | | ||||||||
8 | | | «Композиции из сухих трав и цветов». Для художников любой материал может стать выразительным. | | ||||||||
Реальность и фантазии (7 ч) | ||||||||||||
9 | | | «Наши друзья птицы». Изображение и реальность. | | ||||||||
10 | | | «Сказочная птица». Изображение и фантазия. | | ||||||||
11 | | | «Веточки деревьев с росой и паутинкой». Украшение и реальность. | | ||||||||
12 | | | «Кокошник». Украшение и фантазия. | | ||||||||
13 | | | «Подводный мир». Постройка и реальность. | | ||||||||
14 | | | «Фантастический замок». Постройка и фантазия. | | ||||||||
15 | | | Братья-мастера. Изображения, украшения и постройки всегда работают вместе. | | ||||||||
16 | | | «Море». Изображение природы в различных состояниях. | | ||||||||
17 | | | «Четвероногий герой». Изображение характера животных. | | ||||||||
18 | | | Женский образ русских сказок. Изображение характера человека: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов (Царевна-Лебедь и Бабариха). | | ||||||||
19 | | | Женский образ русских сказок. Изображение характера человека: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов (Царевна-Лебедь и Бабариха). | | ||||||||
20 | | | «Сказочный мужской образ». Изображение характера человека: изображение доброго и злого сказочного мужского образа. | | ||||||||
21 | | | «Сказочный мужской образ». Изображение характера человека: изображение доброго и злого сказочного мужского образа. | | ||||||||
22 | | | «Образ человека в скульптуре.» Образ сказочного героя, выраженный в объеме. | | ||||||||
23 | | | «Человек и его украшения» (сумочка, сарафан, воротничок, щит – по выбору, по заготовленной форме). Выражение характера человека через украшения. | | ||||||||
24 | | | «Человек и его украшения» (сумочка, сарафан, воротничок, щит – по выбору, по заготовленной форме). Выражение характера человека через украшения. | | ||||||||
25 | | | «Дворцы доброй феи». Образ здания. | | ||||||||
26 | | | «В мире сказочных героев». В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, своё отношение к миру. | | ||||||||
27 | | | «Замок Снежной королевы». Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. | | ||||||||
28 | | | «Весна идет». Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. | | ||||||||
29 | | | «Весенний ручеек». Линия как средство выражения: ритм линий. | | ||||||||
30 | | | «Ветка». Линия как средство выражения: характер линий. | | ||||||||
31 | | | «Птички» (коллективное панно). Ритм пятен как средство выражения. | | ||||||||
32 | | | «Смешные человечки». Пропорции выражают характер. | | ||||||||
Резервное время 2 ч | ||||||||||||
33 | | | Весна, шум птиц (коллективная работа) | | ||||||||
34 | | | Путешествие с Бабой – ягой. | |