Рабочая программа по краеведению «Край мой Ненецкий»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА СЕЛА ОМА»
«Край мой Ненецкий»
программа по краеведению
Составила учитель начальных классов
Артюхова Светлана Анатольевна
с.Ома 2019 г
“Любовь к родному краю,
знания его истории – основа, на которой
только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества.”
Д.С.Лихачев
Пояснительная записка
Рабочая программа по краеведению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы по окружающему миру А.А.Плешакова.
Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.
Цель программы: создание условий для формирования у школьников патриотизма и любви к своему краю путем получения ими знаний по истории округа, приобщению к материальной и духовной культуре края, а также побуждению детей к поисковой научно-исследовательской деятельности.
Основные задачи:
- воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями;
- воспитание любви к школе, селу, краю, Отечеству;
- воспитание уважения к культурному и историческому прошлому округа, к традициям своего народа;
- привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Ненецкого автономного округа, Заполярного района, столицы НАО – г. Нарьян-Мара, села Ома, исторических святынь родной земли;
- формирование у учащихся сознательного отношения к здоровому образу жизни;
- формирование культуры межнационального общения;
- формирование у обучающихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники и культуры;
- формирование традиций в коллективе;
- создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой деятельности;
- углубить и расширить знания учащихся по истории НАО, своего села, школы;
- развивать креативные способности и умения самостоятельно работать с источниками информации;
- приобщать школьников к поисково- исследовательской работе.
Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Ненецкого автономного округа, родного села, воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения НАО, гордость за свой народ, известных людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.
Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю. Поэтому в программе предусмотрено изучение правил техники безопасности и овладение туристскими навыками и умениями. С краеведением связано экология, умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы.
В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии. Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности и предназначена для учащихся начальной школы, учителей начальных классов и истории, педагогов дополнительного образования, родителей учащихся и социальных партнёров общеобразовательного учреждения.
Представленная программа рассчитана на один год обучения.
Занятия юных краеведов проводятся в основном, в игровой форме: викторины, конкурсы, интеллектуальные игры. Большую роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрены экскурсии и походы, работа в музее.
Ребята получают наиболее полное представление о НАО, его городах и посёлках. Раскрытие тем проходит в трёх временных периодах: прошлом, настоящем и будущем.
Учащиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне округа.
Программа построена с учетом возрастных особенностей четвероклассников, на основе принципа доступности и посильности изучаемого материала, на основе краеведческого принципа.
Работа курса проводится в двух направлениях: теоретическом и практическом. Эти направления реализуются через следующие виды работы с детьми: беседы, викторины, праздники, экскурсии, посещение музеев, библиотеки, целевые прогулки, исследовательская и творческая работа и др.
Для занятий по программе во внеурочное время объединяются учащиеся, проявляющие интерес к родному краю.
Основные методы обучения:
- практические
- исследовательские
- проекты
- рассказ педагога и рассказы детей
- беседы
- дискуссии
- встречи с интересными людьми
- мини сочинения
- походы, экскурсии
- конкурсы, викторины
Что должны знать и уметь воспитанники:
- работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания
- составлять доклады, рефераты
- составление презентаций Power Point
- применять полученные знания на практике
- самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний.
Принципы построения программы:
1. Принцип возрастания сложности (от простого к сложному).
2.Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций).
3.Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого - либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно).
4.Принцип интеграции и дифференциации обучения
5.Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип)
Основные принципы организации воспитания
1. Принцип открытости.
Ученики планируют жизнь в классе совместно с учителем и родителями, вносят коррективы и предложения. Классный руководитель прислушивается к мнению детей.
2. Принцип привлекательности будущего дела.
Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.
3. Принцип деятельности.
Классный руководитель предлагает учащимся разнообразные внеклассные мероприятия, в которых все дети могут активно участвовать, выглядеть успешными в глазах учителя, родителей, одноклассников.
4. Принцип свободы участия.
Предлагая учащимся мероприятия, необходимо учитывать их мнение в выборе задания с учётом своих интересов, личных качеств и возможностей.
5. Принцип обратной связи.
Каждое мероприятие должно заканчиваться рефлексией.
6. Принцип сотворчества.
Работая с детьми, педагог предоставляет учащимся право выбора партнёров по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует её успешность.
7. Принцип успешности.
И взрослому, и ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Классный руководитель должен видеть участие каждого ребёнка в работе и по достоинству её оценить.
Программа должна отражать все аспекты содержания краеведческого образования:
- научно-познавательного;
- ценностного;
- нормативного;
- практико-деятельностного.
Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.
Трудно вычленить какие-то отдельные вопросы, развивающие научно познавательный аспект содержания: для младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношения детей к своему дому ¾ природно-социальному окружению.
Ценностный аспект содержания раскрывает детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание.
Нормативный аспект содержания образования ¾ это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали ¾ показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.
При построении программы целесообразно заострить внимание на четырех основных направлениях работы:
- познавательном;
- познавательно-развлекательном;
- практическом;
- исследовательском.
Познавательное направление включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.
Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это ¾ театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.
Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами ¾ посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников, подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.
Исследовательское направление осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Формирование универсальных учебных действий в процессе работы изучения родного края.
Личностные УУД
- Умения различать государственную символику Российской Федерации и своего края – Ненецкого автономного округа, Заполярного района, описывать достопримечательности малой родины, знать столицу НАО.
- Формирование основ исторической памяти, ориентация в основных исторических событиях своего народа и России, ощущения гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего края.
- Формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры обучающихся, освоение элементарных норм поведения в окружающей среде.
- Развитие морально-этического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.
Регулятивные УУД
- Формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё не известно.
- Формирование умения определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составления плана и последовательности действий.
- Формирование умения прогнозировать результат, корректировать – вносить необходимые дополнения в случае расхождения с заданным эталоном и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, его товарищами и учителем.
- Формирование умения оценивать результаты работы.
Познавательные УУД
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
- Поиск и выделение необходимой информации.
- Структурирование знаний.
- Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
- Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД
- Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели. Функций участников, способов взаимодействия.
- Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
- Разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
- Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий.
- Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение формами речи (монолог и диалог) в соответствии с нормами языка.
Ожидаемые результаты
Требования к уровню подготовки обучающихся направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение обучающимися способами интеллектуальной, в том числе учебной и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.
Это предполагает:
- освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края; об окружающей среде, материальной и духовной культуре родного края;
- освоение знаний о музейной экспозиции, музейной работе, умение проводить экскурсии;
- повышение уровня коммуникабельности и социализация личности;
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации;
- использование полученных знаний в дальнейшей учебе как предпрофессиональное образование, а также путем участия в конкурсах, викторинах, турнирах, краеведческих чтениях и т.д.
По завершению курса обучения учащиеся будут обладать следующими качествами:
- самостоятельно мыслить и умение отстаивать свое мнение;
- владение культурой речи и культурой общения со сверстниками и взрослыми;
- потребность в самообразовании и дальнейшем развитии профессиональных умений и навыков;
Будут уметь:
- соотносить даты событий истории Ненецкого автономного округа с основными периодами отечественной истории;
- рассказывать о важнейших событиях региона и их участниках, отраженных в памятниках культурного наследия;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
Формы диагностики и подведения итогов реализации программы
1. Наблюдение – в турпоходах, при посещении музеев, на занятиях (поведенческие моменты, умение общаться с ровесниками и людьми старшего возраста, туристские навыки, самостоятельная работа с книгой и так далее).
2. Заочные экскурсии по городам Ненецкого округа, в краеведческий музей города Нарьян – Мара, к памятникам природы, историческим памятникам округа.
3. Проектная и исследовательская работа по краеведению.
4. Тестирование, кроссворды по краеведению для определения уровня освоения программы, осведомленности в проблемах.
5. Конкурсы, викторины, выставки, защита проектов в рамках программы «Край мой Ненецкий».
Содержание программы:
Раздел 1: Введение (1 ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.
Раздел 2: Мой край на карте Родины (4 ч)
1.Территория и географическое положение Ненецкого автономного округа. Знакомство с картой округа, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.
2. Символы Ненецкого автономного округа
Гербы НАО и Заполярного района, флаги округа и Заполярного района, гимн.
3. Города НАО. Заочная экскурсия. Проект «Путешествуем по городам родного округа»
Раздел 3: Страницы истории родного края (9 ч)
1. Первые поселенцы на территории нашего края. Исследователи и путешественники нашего края.
2. Заочное путешествие в краеведческий музей НАО.
3.Народы, проживающие на территории округа. Коренное население Ненецкого автономного округа. Первые города. Почетные граждане.
4. Традиции, обряды, ритуалы земли родной.
Изучение народных праздников и традиций как средства приобщения детей к общечеловеческим ценностям, к труду.
5. Проект «Традиции родной земли»
6. Наш край в годы Великой Отечественной войны. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края, района, села.
7. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом. Видеовстречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
8. Достопримечательности истории НАО.
Практические занятия: виртуальные экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми, викторины.
9. Проект «Исторические памятники округа»
Раздел 4: Природа нашего края (12 ч)
1. Природные зоны НАО. Характерные особенности региона. Поверхность (рельеф) Ненецкого автономного округа.
2. Водные богатства региона. Значение водных богатств и их охрана.
3. Наши подземные богатства, их значение для страны.
4. Почвы нашего края. Использование почв в экономике края. Угроза и охрана почв.
5. Природные сообщества региона. Растительный мир. Особенности растительности, характерные для НАО.
6. Проект «Лекарственные растения округа».
7. Животный мир НАО и его особенности.
8. Проект «Животные Ненецкого автономного округа»
9. Экологические проблемы региона.
10. Заповедники НАО. Растения и животные заповедника
11. Проект «Растения и животные Красной книги НАО»
12. Памятники природы Ненецкого автономного округа.
Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир края. Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; растения и животные края, района, занесенные в Красную книгу. Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду. Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего села; анализ по данным календаря погоды; выводы о различиях в климате. Практические занятия: -разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними; а)– в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;
Раздел 5: Богатство нашего края (9 ч)
1. Экономика НАО. Отрасли экономики развитые в округе.
2.Знакомство с промышленностью, его предприятиями, их история. Виртуальные экскурсии на предприятия. Использование продукции предприятий НАО.
3. Сельское хозяйство. Отрасли сельского хозяйства.
4. Что даёт наш край стране. Какие товары производят в регионе.
5. Наш край богат талантами. Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
6. Проект «Люди, прославившие родной край»
7. Памятники архитектуры. Заочное путешествие в город Нарьян-Мар.
8. Памятники культуры. Виртуальная экскурси
Тематическое планирование
4 класс 34 часа
№ | Название раздела | Кол-часов | Из них практические работы |
1 | Введение | 1 ч | |
2 | Мой край на карте Родины | 3 ч | 1 |
3 | Страницы истории родного края | 9 ч | 3 |
4 | Природа нашего края и ее охрана | 12 ч | 3 |
5 | Богатство нашего края | 8 ч | 2 |
6 | Обобщение и подведение итогов | 1 ч | |
Итого: | 34 ч | 9 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(1 час в неделю – 34 часоа)
№ урока | Наименование раздела программы Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности | Планируемые результаты | Дата проведения | ||
предметные | метапредметные | личностные | |||||
1 | Введение | 1 | Узнают, что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края. | Учить вести наблюдение в природе, сравнивать свойства наблюдаемых объектов, расширять знания о родном городе, селе. Представление о поверхности родного края; работа с картой. | Р:Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П:Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. К:Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного | Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, её куль туре, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | |
Мой край на карте Родины (3 ч) | |||||||
2 | Мой край на карте Родины. Территория и географическое положение Ненецкого автономного округа. | 1 | Знакомство с картой округа, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов. | Формировать умение находить регион на карте России ; знать географическое положение региона и уметь рассказать | Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. | Знание основных моральных норм, осознание себя членом общества; формирование основ российской гражданской идентичности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; осознание своей этнической принадлежности. | |
3 | Символы Ненецкого автономного округа | 1 | Различать гербы НАО и Заполярного района, флаги округа и Заполярного района, гимн. | Формировать умения различать символы НАО от символов других регионов; Получат возможность научиться извлекать из различных источников сведения о родном крае | |||
4 | Города НАО. Заочная экскурсия. Проект «Путешествуем по городам родного округа» | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Формировать умение находить регион на карте России, находить населённые пункты НАО. | |||
Страницы истории родного края (9 ч) | |||||||
5 | Первые поселенцы на территории нашего края. Исследователи и путешественники нашего края. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать карту расселения племён людей в разные исторические времена выявлять взаимосвязь жизни ненцев и их занятий с природными условиями того времени; составлять план рассказа на материале учебника; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Дать представление о первых поселенцах Ненецкого автономного округа, путешественниках и исследователях северного края. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - адекватно воспринимать оценку учителя; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: Строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков. Коммуникативные УУД: Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы. | - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |
6 | Заочное путешествие в краеведческий музей НАО. | 1 | В ходе выполнения проекта дети учатся собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал); оформлять экспозицию музея; готовить сообщения (экскурсии по музею); презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов | Сформировать представление о жизни и быте ненцев в древности, о природе и климате крайнего севера. | Р:Перерабатывать полученную ин формацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий. К:Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи. П:Прояв лять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Формирование установки к работе на результат, бере жному отношению к мате риальным и духовным ценностям | |
7 | Народы, проживающие на территории округа. | 1 | Коренное население Ненецкого автономного округа. Первые города. Почетные граждане. | Формировать представление о народах, проживающих на территории Ненецкого автономного округа, о первых городах и почетных гражданах НАО. | П:Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. К:Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Р:Формирование уважительного отношения к иному мнению. | Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | |
8 | Традиции, обряды, ритуалы земли родной. | 1 | Изучение народных праздников и традиций как средства приобщения детей к общечеловеческим ценностям, к труду. | Сформировать представления учащихся о традициях, праздниках, обрядах и ритуалах родной земли. | П:Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. К:Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Р:Формирование уважительного отношения к иному мнению. | Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, | |
9 | Проект «Традиции родной земли» | 1 | В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения: извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; обрабатывать материалы экскурсий; интервьюировать старших членов семьи, других взрослых; готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки); | Формировать умение работать над проектами, представлять результат своей деятельности. | П:самостоятельное определение и формулирование цели, умение владеть диалогической речью. К:строить речевое высказывание в уст ной и письменной речи. Р: приходить к общему решению в совместной деятельности. | Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | |
10 | Наш край в годы Великой Отечественной войны. | 1 | События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края, района, села. | Сформировать представления уч-ся о Великой Отечественной войне, ее героях, о битве на Северном фронте | Р:Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П:Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в слова рях и энциклопедиях. К:Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций. Р:Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве П:Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники ин формации. К:Оформлять свои мыс ли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций. | Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край российский народ и историю России, за Ненецкий автономный окру и его жителей. | |
11 | Творческая работа «Расскажи о своем герое». | 1 | В ходе выполнения проекта учатся: находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС; интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС; оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т. д.; презентовать и оценивать результаты проектной деятельности | Формировать умение находить нужную информацию, оформлять её в виде презентации Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом. Видеовстречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта. | Р:Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве П:Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники ин формации. К:Оформлять свои мыс ли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонацио- нального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций | |
12 | Достопримечательности истории НАО. Практические занятия: виртуальные экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми, викторины. | 1 | Понимать учебные задачи уроков и стремиться их выполнить; совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города НАО, изучать памятники истории и культуры; рассказывать по личным впечатлениям, демонстрировать фотографии, сувениры; | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно- контрольного типа и реализации коррекпионной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности); | Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | |
13 | Проект «Исторические памятники округа» | 1 | В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения: извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; обрабатывать материалы экскурсий; интервьюировать старших членов семьи, других взрослых; готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки); | Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Готовность слушать собеседника и вести диалог, при- знавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий | |
Природа нашего края и её охрана (12 ч) | |||||||
14 | Природные зоны НАО. Характерные особенности региона. | 1 | Поверхность (рельеф) Ненецкого автономного округа. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | П:Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) К:Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Р: Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. | Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры; ее географическом положении, климатических условиях, растительном и животном мире, деятельности чело-века. | |
15 | Водные богатства региона. Значение водных богатств и их охрана. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по приведённому в учебнике плану; составлять план описания другого водного объекта (например, озера, пруда); моделировать значение водных богатств в жизни людей; выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов; | Расширять представления уч-ся о водоёмах нашего края; естественных и искусственных водоёмах, о их значении и охране | Р:Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. П:Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. К:Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного | Осознание и принятие базовых общечеловечес ких ценностей. Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе. | |
16 | Наши подземные богатства, их значение для страны. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить находить на физической карте НАО условные обозначения полезных ископаемых; практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану. | Практическое знакомство с полезными ископаемыми НАО. Опыты с природными объектами, простейшие измерения. | Р:овладение начальными сведения ми о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности. П: освоение способов решения проблем творческого и по искового характера. К: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | |
17 | Почвы нашего края. Использование почв в экономике края. Угроза и охрана почв. | 1 | Работать в паре: извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку; извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Познакомить детей с раз личными видами почв и их составом. Развивать умение наблюдать, выделять характерные особенности природных объектов, анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать связи почвы и растений; обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве. | Р: Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. П:Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. К:Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | |
18 | Природные сообщества региона. Растительный мир. Особенности растительности, характерные для НАО. | 1 | Наблюдать объекты и явления природы; определять природные объекты с помощью атласа-определителя; фиксировать результаты наблюдений; сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах | Развивать умение наблюдать за природой, познакомить с особенностями при родных сообществ края. | П: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий. К: владение форма ми речи в соответствии с нормами языка. Р:сличение способа действия и его результата. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | |
19 | Проект «Лекарственные растения округа». | 1 | В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения: извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; обрабатывать материалы экскурсий; интервьюировать старших членов семьи, других взрослых; готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки); | Развивать навыки работы с информацией; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии | П:самостоятельное определение познавательной цели. К:использование речевых форм для решения коммуникативных и познавательных задач. Р:использование различных способов по и интерпретации ин формации. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | |
20 | Животный мир НАО и его особенности. | 1 | Иметь представление о многообразии животного мира и позволяют воспитывать бережное к нему отношение. | Сформировать представление уч-ся о животном мире НАО. Раскрыть роль животных в жизни людей; бережное отношение к животным. | П: осознанное и произвольное по строение речевого высказывания в устной и письменной форме. Р:формирование умения планировать, контролировать и К:Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | Принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | |
21 | Проект «Животные Ненецкого автономного округа» | 1 | В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения: извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; обрабатывать материалы экскурсий; интервьюировать старших членов семьи, других взрослых; готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки); | Развивать навыки работы с информацией; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке . | Р:Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. П:Строить сообщения в устной и письменной форме К:Делать выводы на основе обобщённых знаний. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | |
22 | Экологические проблемы региона. | 1 | Рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из со- временной жизни; моделировать в виде схемы воздействие человека на природу; обсуждать, как каждый может помочь природе; работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своём регионе, о природоохранных мероприятиях в своём городе (селе); участвовать в природоохранной деятельности; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; активное использование речевых средств и средств ин- формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач | Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; формирование установки на безопасный, здоровый об- раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | |
23 | Заповедники НАО. Растения и животные заповедника | 1 | Актуализировать знания о влиянии чело века на окружающую среду, полученные в 1—2 классах; характеризовать вредное воздействие раз- личных отраслей экономики на окружающую среду; раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией; обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза; приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов; моделировать экологические прогнозы; работать с терминологическим словариком; работать со взрослыми: выяснять, какие меры экологической безопасности предприни- маются в регионе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями | Осознание целостности окружающего мира, освоение ос- нов экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье- сберегающего поведения в природной и социальной среде | |
24 | Проект «Растения и животные Красной книги НАО» | 1 | В процессе презентации проектов демонстрировать умения: извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; обрабатывать материалы экскурсий; интервьюировать старших членов семьи, других взрослых; готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки); | Осознание целостности окружающего мира, освоение ос- нов экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье- сберегающего поведения в природной и социальной среде | Готовность слушать собеседника и вести диалог, при- знавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье- сберегающего поведения в природной и социальной среде | |
25 | Памятники природы Ненецкого автономного округа. | 1 | В ходе выполнения проекта учатся: определять цель и этапы работы; распределять обязанности; совместно со взрослыми определять с по- мощью атласа-определителя растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки; находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края; составлять и презентовать «Книгу при- роды родного края» | Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог, при- знавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни | |
Богатство нашего края (8 ч) | |||||||
26 | Экономика НАО. Отрасли экономики развитые в округе. | 1 | В ходе выполнения проекта дети учатся: собирать информацию об экономике своего края (города, села); оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т. д.; коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»; презентовать и оценивать результаты проектной деятельности | Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику | Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) | Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (при- родных, социальных, культурных, технических и др.) | |
27 | Знакомство с промышленностью, его предприятиями, их история. | 1 | Виртуальные экскурсии на предприятия НАО; характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров; соотносить продукцию и отрасли промышленности; выявлять взаимосвязь отраслей промышленности; характеризовать труд работников отраслей промышленности; работать с терминологическим словариком; работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе. | Осознание целостности окружающего мира, освоение ос- нов экономической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье- сберегающего поведения в природной и социальной среде | Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (при- родных, социальных, культурных, технических и др.) | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельно- сти, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | |
28 | Сельское хозяйство. Отрасли сельского хозяйства. | 1 | Сельское хозяйство как составная часть экономики. Животноводство как отрасль сельского хозяйства. характеризовать роль разведения сельско- хозяйственных животных в экономике и труд животноводов; выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности; работать с терминологическим словариком; исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня; работать со взрослыми: интервьюировать работников животноводства | Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); | Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; | |
29 | Что даёт наш край стране. Какие товары производят в регионе. | 1 | Собирать информацию об экономике своего края (города, села); оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т. д.; коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»; презентовать и оценивать результаты проектной деятельности | Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); | Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами | Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | |
30 | Наш край богат талантами. | 1 | Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край. | Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (при- родных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета | Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами | ||
31 | Проект «Люди, прославившие родной край» | 1 | В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения: извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; обрабатывать материалы экскурсий; интервьюировать старших членов семьи, других взрослых; готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки); | Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни | Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | |
32 | Памятники архитектуры. Заочное путешествие в город Нарьян-Мар. | 1 | Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры; рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры; пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках (по своему выбору); формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроках | Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни | Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | |
33 | Памятники культуры. Виртуальная экскурсия. | 1 | Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры; рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры; пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках (по своему выбору); | Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни | Готовность слушать собеседника и вести диалог, при- знавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций | |
Обобщение и подведение итогов (1 ч) | |||||||
34 | Итоговая проверочная работа | 1 | Анализировать свою работу, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроках, пользоваться полученными знаниями во время выполнения практических работ. | Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире | Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
Итоги работы подводятся в конце каждой четверти, которые принято заканчивать в форме праздников, природоохранительных акций, “Днем птиц», субботниками, пропагандой экологических знаний среди школьников; изготовлением стенгазет, коллажей, и т.п.
Успех работы курса в значительной степени будет зависеть от умелого использования на занятиях в качестве средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений виднейших мастеров кисти и пера, гениальных творений композиторов прославляющих родную природу. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность - вот необходимые условия проведения кружковой работы с младшими школьниками.
Формы промежуточного контроля и конечных результатов:
- тестирование;
- творческие задания;
- викторины;
- конкурсы;
- интеллектуальные игры;
- выставки творческих работ учащихся.
Список используемых Интернет-ресурсов:
1. http://www.visitnao.ru/nenetskiy-okrug/k%D0%BEr%D0%BEtko-ob-okruge/
2. http://arctic-megapedia.ru/wiki/
4. http://stavropollibblind.blogspot.com/2017/08/2.html