12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бывальцева Валентина Ивановна24
Россия, Пермский край, Пермь

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Галактика» города Перми



















Программа по легоконструированию в старшей группе



















воспитатель Бывальцева В.И.,





















Программа по легоконструированию в старшей группе





Содержание

Содержание

2

1.Пояснительная записка

3

1.1 Цели и задачи программы

5

1.2 Ожидаемые результаты

5

2. Учебно-методический план

6

3. Содержание программы

9

4. Мониторинг освоения конструктивно-модельной деятельности

17

5. Методическое обеспечение программы

18

Список литературы

20

















1.Пояснительная записка


Деятельность – это первое условие развития у дошкольника познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO.

Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.

Действительно, конструкторы LEGO зарекомендовали себя как образовательные продукты во всем мире. LEGO используют как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. Что особенно важно для детей с особыми образовательными потребностями.

Занятия по программе Лего-конструирование положат начало формированию у детей целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире, а также творческих способностей. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь.

Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей.

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться.

Кроме этого, реализация этой программы в рамках дополнительного образования помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.

Воспитанники выполняют задания педагога, испытывают собранные модели и анализируют предложенные конструкции. Далее дети играют с теми собранными конструкторами, которые они собрали.

Помощь педагога при данной форме работы сводится к определению основных направлений работы, консультированию обучающихся, а также помощи тем из них, которые по своим физическим и образовательным возможностям не могут работать самостоятельно.

Можно различить три основных вида конструирования:

по образцу

по условиям

по замыслу

Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).

При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности


Конструирование выполняется детьми в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой.

Программа составлена с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

В кружке могут участвовать дети дошкольного возраста с 5 до 6-ти лет. Основная деятельность осуществляется в одновозрастной группе, численный состав которой 9-12 человек. Занятия проводятся в системе.


Программа рассчитана на один год обучения:

Возраст детей


Кол-во занятий в неделю


Продолжительность занятий


5-6 лет

1

25 минут



Цели и задачи программы

Цель программы – создать оптимальные условия для развития познавательной и творческой деятельности воспитанников посредством освоения ЛЕГО-конструирования.

Задачи:

познакомить дошкольников с базовыми понятиями и простейшими основами механики, необходимыми для ЛЕГО-конструирования.

способствовать формированию знаний о видах транспорта и типах строений;

содействовать формированию знаний о счёте, цвете, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;

создать условия для развития общих познавательных способностей детей: внимания, логического и образного мышления, памяти, воображения.

способствовать развитию мелкой моторики рук и координации движения;

способствовать развитию творческих способностей детей.

содействовать воспитанию организационных и нравственно-волевых качеств личности: самостоятельности, дисциплинированности, развитию терпения и упорства в достижении цели и т.п.

Ожидаемые результаты

 К концу года ребёнок должен уметь:

Называть основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);

Знать простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения);

Различать виды конструкций плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;

Придерживаться технологической последовательности изготовления несложных конструкций.

Уметь осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);

Уметь конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;

Конструировать по образцу;

С помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;

Реализовывать творческий замысел.


Учебно-методический план дополнительной программы.


Количество учебных недель в году – 34

Количество учебных занятий – 34

ЛЕГО – конструирование проводится во вторую половину дня в групповом помещении старшей группы, 1 раз в неделю. Длительность занятий -25 минут.

Занятие по ЛЕГО - конструированию начинается с проведения комплекса пальчиковой гимнастики. В течении занятия проводится физкультминутка, соответствующая теме занятия.

При организации конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста можно использовать фронтальную, индивидуальную и подгрупповую формы.

Обучение дошкольников лего- конструированию можно разделить на несколько этапов:

План – программа «Легомир» для дошкольников 5-6 лет


п/п

месяц

Название

занятия

материалы

количество часов

продукт

1

сентябрь

«Знакомимся, играем»

Кубики лего, платы, карта «Найди деталь нужного размера».

Конспект . Презентация.

1

Постройка по замыслу

2

Сентябрь

«Башня - загадка»

Руководство для педагога.

Конструктор ЛЕГО классик. Схема, конспект, презентация.

1

Башня

3

сентябрь

«Башня по схеме»

Презентация «Великие башни мира», схема. Конспект.

1

Башня

4

октябрь

«Лего - дорожки»

Черно – белые схемы Конспект, презентации

1

(10 штук)

5

октябрь

«Симметрия, классификация»

Черно – белые схемы

Конспект, презентации

1

(10 штук)

6

октябрь

Мозаика «КЛЮЧ». Деление целого на части

Схемы – клеточки, цветные карандаши, лего. Конспект, презентация.

1

Мозайка

«Ключ»

7

октябрь

Мозаика «ЧЕРЕПАХА». Деление целого на части

Схемы – клеточки, цветные карандаши, лего. Презентация, конспект.

1

Мозайка «Черепаха»

8

ноябрь

Лего – сюжеты. Мозаика

Черно – белые схемы, цветные схемы. Конспект, презентация

1

Лего – сюжет «Слон»

9

ноябрь

Лего –мозаика «Бабочка» по схеме

Конспект, презентация, схемы

1

Лего –мозаика «Бабочка»

10

ноябрь

Лего-мозаика

«Животные»

Конспект, презентация, схемы

1

Лего-мозаика

«Животные»

11

ноябрь

Лего- мозаика

«МАШИНЫ»

Конспект, презентация, схемы

1

Лего- мозаика

«МАШИНЫ»

12

декабрь

Новогодняя елочка (объемная)

Конспект, презентация, Схемы (2 вида)

1

Новогодняя елочка (объемная)

13

Декабрь

Дед Мороз, Снегурочка, Снеговик (объемные)

Конспект, презентация, схемы

1

Дед Мороз, Снегурочка, Снеговик (объемные

14

Декабрь

Олень с санями

Конспект, презентация, схема

1

Олень с санями

15

декабрь

Свободное конструирование

(схемы по изученным темам или на свое творчество)

1

Постройка по замыслу

16

январь

Самолет

Презентация «Колеса, машины», схемы, конспект.

1

Самолет

17

Январь

Автобус

Конспект. Презентация – схема.


1

автобус

18

Январь

Грузовик

Конспект. Презентация - схема

1

Грузовик

19

Январь

Джип с прицепом

Конспект. Презентация - схема

1

Джип с прицепом

БЛОК «Играем как в Майнкрафте».


20

Февраль

«Кубы, кубики, параллелепипеды»

Презентация, схема .Конспект

1

Кубы, кубики

21

Февраль

«Моделирование. Городская улица. Постройка по плану»

Конспект .Презентация . Схемы.

1

Городская улица

22

Февраль

«Моделируем пешеходный перекресток»

Презентация , конспект, схемы.

1

Пешеходный переход

23

Февраль

Мосты

Презентация , схема, конспект

1

Мост


АРХИТЕКТУРА

24

Март

Дом одноэтажный

Схемы, презентация, конспект

1

Дом одноэтжный

25

март

Дом двухэтажный

Презентация, схемы. Конспект.

1

Дом двухэтажный

26

Март

Дом с балконом и лестницей

Презентация, схемы.

Конспект

1

Дом с балконом и лестницей

27

март

Многоэтажный дом

Каждая пара строит 1 этаж по своей схеме, потом этажи ставятся друг на друга, получается 6 – этажный дом. Завершаем крышу, играем, придумываем лифт.

Презентация, схема

1

Многоэтажный дом

Детский сад.

Детская площадка

28

Апрель

Моделирование и постройка детского сада

Схема, конспект, презентация.

1

Моделирование и постройка детского сада

29

Апрель

Моделирование и постройка детского сада

Схема, конспект, презентация

1

Моделирование и постройка детского сада

30

Апрель

Моделирование и постройка площадки детского сада

Схема, конспект, презентация

1

Моделирование и постройка площадки детского сада

31

Апрель

Моделирование и постройка площадки детского сада

Схема, конспект, презентация

1

Моделирование и постройка площадки детского сада

32

Май

Мониторинг


1

Моделирование и постройка

33

Май

Мониторинг


1

Моделирование и постройка

34

Май

Мониторинг


1

Моделирование и постройка












Мониторинг освоения конструктивно-модельной деятельности

Обследование детей проводится ежегодно с 1 по 15 сентября, и с 25 по 30 мая.

Данный мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.


Основные методы сбора информации о ребёнке

Систематическое наблюдение;

Сохранение продуктов детской деятельности;

Составление карты наблюдения, в которой перечисляются навыки иумения (ключевые компетентности);

Беседы с родителями, анкеты, опросники;

Беседы и интервью с ребёнком с использованием открытых вопросов, получение ответов от детей;

Рассказы детей;

Фотографии;

Воспитатель начинает со сбора информации о развитии ребёнка, его интересах, склонностях, увлечениях, стиле общения и мышления и т.д. Чтобы получить полную и объективную оценку развития и актуального состояния ребёнка, необходимо использовать

разные методы сбора информации;

различные источники информации;

различные ситуации для повторения процедуры сбора информации.

Педагоги используют разные методы и техники сбора информации о ребёнке.


Карта освоения конструктивно-модельной деятельности.

п/п

Ф. И. ребенка

Программное содержание

создает постройки по рисунку, схеме, по образцу, по заданию взрослого, самостоятельно подбирая детали

выделяет структуру объекта и устанавливает ее взаимосвязь с практическим назначением объекта

самостоятельно находит способы соединения и крепления деталей

владеет способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности

1.







Методы диагностики: наблюдения, беседы с ребёнком

Данные таблицы являются основанием для планирования индивидуальной работы с конкретным ребёнком.


5. Обеспечение дополнительной программы 5.1. Методическое:

Для реализации программы использу­ются следующие методические материалы:

учебно-тематический план;

методическая литература по лего-конструированию (список литературы);

ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору схем изготовления изделий

схемы пошагового конструирования

иллюстрации различных построек


5.2. Материально-техническое:

Наборы конструкторов LEGO

Наборы конструкторов LEGO WEDO

Наборы конструкторов LEGO DUPLO «Первые механизмы»

5.3. Методы и приемы, используемые на занятиях.

Основная форма проведения занятий – игра.

Для поддержания интереса к занятиям ЛЕГО - конструирования используются разнообразные формы и методы про­ведения занятий.

- беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования;

- работа по образцу, - обучающиеся выполняют задание в предложенной педагогом последовательности (по схеме), используя определенные умения и навыки;

- самостоятельное проектирование для закрепления те­оретических знаний и осуществления соб­ственных незабываемых открытий;

- коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, все вместе.


При организации работы необходи­мо постараться соединить игру, труд и обу­чение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические воп­росы также помогают при творческой ра­боте.



Список литературы

1.Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО – Дошкольное воспитание. 2009г., № 2, стр. 48-50.

2.Комарова Л. Г. «Строим из лего». ЛИНКА-ПРЕСС. Москва, 2011г.

3.Парамонова Л. А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду». 2002 г.

4.Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду». Изд-во СФЕРА, Москва, 2012г.

Электронные версии:

1.Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие. Челябинск-2014г.

http://infourok.ru/motodicheskoe_posobie_lego-konstruirovanie_v_detskom_sadu-366883.htm

2.Кузнецова О. В. «Лего в детском саду» http://www.teachers.trg.ru/kuznecova/?page_id=390 

3.Максаева Ю.А. «Лего - конструирование как фактор развития одарённости» http://www.school2100.ru/upload/iblock/11e/11ebd13e961ea209bb80b30a295eb9d4.pdf 



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.