Программа по легоконструированию в старшей группе
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Галактика» города Перми
Программа по легоконструированию в старшей группе
воспитатель Бывальцева В.И.,
Программа по легоконструированию в старшей группе
Содержание
Содержание | 2 |
1.Пояснительная записка | 3 |
1.1 Цели и задачи программы | 5 |
1.2 Ожидаемые результаты | 5 |
2. Учебно-методический план | 6 |
3. Содержание программы | 9 |
4. Мониторинг освоения конструктивно-модельной деятельности | 17 |
5. Методическое обеспечение программы | 18 |
Список литературы | 20 |
Деятельность – это первое условие развития у дошкольника познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO.
Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.
Действительно, конструкторы LEGO зарекомендовали себя как образовательные продукты во всем мире. LEGO используют как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. Что особенно важно для детей с особыми образовательными потребностями.
Занятия по программе Лего-конструирование положат начало формированию у детей целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире, а также творческих способностей. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь.
Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей.
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться.
Кроме этого, реализация этой программы в рамках дополнительного образования помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.
Воспитанники выполняют задания педагога, испытывают собранные модели и анализируют предложенные конструкции. Далее дети играют с теми собранными конструкторами, которые они собрали.
Помощь педагога при данной форме работы сводится к определению основных направлений работы, консультированию обучающихся, а также помощи тем из них, которые по своим физическим и образовательным возможностям не могут работать самостоятельно.
Можно различить три основных вида конструирования:
по образцу
по условиям
по замыслу
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности
Конструирование выполняется детьми в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой.
Программа составлена с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
В кружке могут участвовать дети дошкольного возраста с 5 до 6-ти лет. Основная деятельность осуществляется в одновозрастной группе, численный состав которой 9-12 человек. Занятия проводятся в системе.
Программа рассчитана на один год обучения:
Возраст детей | Кол-во занятий в неделю | Продолжительность занятий |
5-6 лет | 1 | 25 минут |
Цель программы – создать оптимальные условия для развития познавательной и творческой деятельности воспитанников посредством освоения ЛЕГО-конструирования.
Задачи:
познакомить дошкольников с базовыми понятиями и простейшими основами механики, необходимыми для ЛЕГО-конструирования.
способствовать формированию знаний о видах транспорта и типах строений;
содействовать формированию знаний о счёте, цвете, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
создать условия для развития общих познавательных способностей детей: внимания, логического и образного мышления, памяти, воображения.
способствовать развитию мелкой моторики рук и координации движения;
способствовать развитию творческих способностей детей.
содействовать воспитанию организационных и нравственно-волевых качеств личности: самостоятельности, дисциплинированности, развитию терпения и упорства в достижении цели и т.п.
Ожидаемые результатыК концу года ребёнок должен уметь:
Называть основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);
Знать простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения);
Различать виды конструкций плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
Придерживаться технологической последовательности изготовления несложных конструкций.
Уметь осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
Уметь конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
Конструировать по образцу;
С помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
Реализовывать творческий замысел.
Учебно-методический план дополнительной программы.
Количество учебных недель в году – 34
Количество учебных занятий – 34
ЛЕГО – конструирование проводится во вторую половину дня в групповом помещении старшей группы, 1 раз в неделю. Длительность занятий -25 минут.
Занятие по ЛЕГО - конструированию начинается с проведения комплекса пальчиковой гимнастики. В течении занятия проводится физкультминутка, соответствующая теме занятия.
При организации конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста можно использовать фронтальную, индивидуальную и подгрупповую формы.
Обучение дошкольников лего- конструированию можно разделить на несколько этапов:
План – программа «Легомир» для дошкольников 5-6 лет
№ п/п | месяц | Название занятия | материалы | количество часов | продукт |
1 | сентябрь | «Знакомимся, играем» | Кубики лего, платы, карта «Найди деталь нужного размера». Конспект . Презентация. | 1 | Постройка по замыслу |
2 | Сентябрь | «Башня - загадка» | Руководство для педагога. Конструктор ЛЕГО классик. Схема, конспект, презентация. | 1 | Башня |
3 | сентябрь | «Башня по схеме» | Презентация «Великие башни мира», схема. Конспект. | 1 | Башня |
4 | октябрь | «Лего - дорожки» | Черно – белые схемы Конспект, презентации | 1 | (10 штук) |
5 | октябрь | «Симметрия, классификация» | Черно – белые схемы Конспект, презентации | 1 | (10 штук) |
6 | октябрь | Мозаика «КЛЮЧ». Деление целого на части | Схемы – клеточки, цветные карандаши, лего. Конспект, презентация. | 1 | Мозайка «Ключ» |
7 | октябрь | Мозаика «ЧЕРЕПАХА». Деление целого на части | Схемы – клеточки, цветные карандаши, лего. Презентация, конспект. | 1 | Мозайка «Черепаха» |
8 | ноябрь | Лего – сюжеты. Мозаика | Черно – белые схемы, цветные схемы. Конспект, презентация | 1 | Лего – сюжет «Слон» |
9 | ноябрь | Лего –мозаика «Бабочка» по схеме | Конспект, презентация, схемы | 1 | Лего –мозаика «Бабочка» |
10 | ноябрь | Лего-мозаика «Животные» | Конспект, презентация, схемы | 1 | Лего-мозаика «Животные» |
11 | ноябрь | Лего- мозаика «МАШИНЫ» | Конспект, презентация, схемы | 1 | Лего- мозаика «МАШИНЫ» |
12 | декабрь | Новогодняя елочка (объемная) | Конспект, презентация, Схемы (2 вида) | 1 | Новогодняя елочка (объемная) |
13 | Декабрь | Дед Мороз, Снегурочка, Снеговик (объемные) | Конспект, презентация, схемы | 1 | Дед Мороз, Снегурочка, Снеговик (объемные |
14 | Декабрь | Олень с санями | Конспект, презентация, схема | 1 | Олень с санями |
15 | декабрь | Свободное конструирование | (схемы по изученным темам или на свое творчество) | 1 | Постройка по замыслу |
16 | январь | Самолет | Презентация «Колеса, машины», схемы, конспект. | 1 | Самолет |
17 | Январь | Автобус | Конспект. Презентация – схема. | 1 | автобус |
18 | Январь | Грузовик | Конспект. Презентация - схема | 1 | Грузовик |
19 | Январь | Джип с прицепом | Конспект. Презентация - схема | 1 | Джип с прицепом |
БЛОК «Играем как в Майнкрафте». | |||||
20 | Февраль | «Кубы, кубики, параллелепипеды» | Презентация, схема .Конспект | 1 | Кубы, кубики |
21 | Февраль | «Моделирование. Городская улица. Постройка по плану» | Конспект .Презентация . Схемы. | 1 | Городская улица |
22 | Февраль | «Моделируем пешеходный перекресток» | Презентация , конспект, схемы. | 1 | Пешеходный переход |
23 | Февраль | Мосты | Презентация , схема, конспект | 1 | Мост |
АРХИТЕКТУРА | |||||
24 | Март | Дом одноэтажный | Схемы, презентация, конспект | 1 | Дом одноэтжный |
25 | март | Дом двухэтажный | Презентация, схемы. Конспект. | 1 | Дом двухэтажный |
26 | Март | Дом с балконом и лестницей | Презентация, схемы. Конспект | 1 | Дом с балконом и лестницей |
27 | март | Многоэтажный дом | Каждая пара строит 1 этаж по своей схеме, потом этажи ставятся друг на друга, получается 6 – этажный дом. Завершаем крышу, играем, придумываем лифт. Презентация, схема | 1 | Многоэтажный дом |
Детский сад. Детская площадка | |||||
28 | Апрель | Моделирование и постройка детского сада | Схема, конспект, презентация. | 1 | Моделирование и постройка детского сада |
29 | Апрель | Моделирование и постройка детского сада | Схема, конспект, презентация | 1 | Моделирование и постройка детского сада |
30 | Апрель | Моделирование и постройка площадки детского сада | Схема, конспект, презентация | 1 | Моделирование и постройка площадки детского сада |
31 | Апрель | Моделирование и постройка площадки детского сада | Схема, конспект, презентация | 1 | Моделирование и постройка площадки детского сада |
32 | Май | Мониторинг | | 1 | Моделирование и постройка |
33 | Май | Мониторинг | | 1 | Моделирование и постройка |
34 | Май | Мониторинг | | 1 | Моделирование и постройка |
Мониторинг освоения конструктивно-модельной деятельности
Обследование детей проводится ежегодно с 1 по 15 сентября, и с 25 по 30 мая.
Данный мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Основные методы сбора информации о ребёнке
Систематическое наблюдение;
Сохранение продуктов детской деятельности;
Составление карты наблюдения, в которой перечисляются навыки иумения (ключевые компетентности);
Беседы с родителями, анкеты, опросники;
Беседы и интервью с ребёнком с использованием открытых вопросов, получение ответов от детей;
Рассказы детей;
Фотографии;
Воспитатель начинает со сбора информации о развитии ребёнка, его интересах, склонностях, увлечениях, стиле общения и мышления и т.д. Чтобы получить полную и объективную оценку развития и актуального состояния ребёнка, необходимо использовать
разные методы сбора информации;
различные источники информации;
различные ситуации для повторения процедуры сбора информации.
Педагоги используют разные методы и техники сбора информации о ребёнке.
Карта освоения конструктивно-модельной деятельности.
№ п/п | Ф. И. ребенка | Программное содержание | |||
создает постройки по рисунку, схеме, по образцу, по заданию взрослого, самостоятельно подбирая детали | выделяет структуру объекта и устанавливает ее взаимосвязь с практическим назначением объекта | самостоятельно находит способы соединения и крепления деталей | владеет способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности | ||
1. | | | | | |
Методы диагностики: наблюдения, беседы с ребёнком
Данные таблицы являются основанием для планирования индивидуальной работы с конкретным ребёнком.
Для реализации программы используются следующие методические материалы:
учебно-тематический план;
методическая литература по лего-конструированию (список литературы);
ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору схем изготовления изделий
схемы пошагового конструирования
иллюстрации различных построек
5.2. Материально-техническое:
Наборы конструкторов LEGO
Наборы конструкторов LEGO WEDO
Наборы конструкторов LEGO DUPLO «Первые механизмы»
5.3. Методы и приемы, используемые на занятиях.Основная форма проведения занятий – игра.
Для поддержания интереса к занятиям ЛЕГО - конструирования используются разнообразные формы и методы проведения занятий.
- беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования;
- работа по образцу, - обучающиеся выполняют задание в предложенной педагогом последовательности (по схеме), используя определенные умения и навыки;
- самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий;
- коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, все вместе.
При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.
Список литературы
1.Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО – Дошкольное воспитание. 2009г., № 2, стр. 48-50.
2.Комарова Л. Г. «Строим из лего». ЛИНКА-ПРЕСС. Москва, 2011г.
3.Парамонова Л. А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду». 2002 г.
4.Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду». Изд-во СФЕРА, Москва, 2012г.
Электронные версии:
1.Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие. Челябинск-2014г.
http://infourok.ru/motodicheskoe_posobie_lego-konstruirovanie_v_detskom_sadu-366883.htm
2.Кузнецова О. В. «Лего в детском саду» http://www.teachers.trg.ru/kuznecova/?page_id=390
3.Максаева Ю.А. «Лего - конструирование как фактор развития одарённости» http://www.school2100.ru/upload/iblock/11e/11ebd13e961ea209bb80b30a295eb9d4.pdf