Программа по развитию речи для группы кратковременного пребывания (5-6 лет)

0
0
Материал опубликован 10 November 2017

Рабочая программа

по реализации познавательно – речевого направления

Образовательная область: коммуникация

Вид непосредственной образовательной деятельности: развитие речи

Возрастная группа: 5-6 лет

 


 

Пояснительная записка

Рабочая программа познавательно-речевой направленности по речевому развитию детей группы общеразвивающей направленности (от 5 до 6 лет) составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического пособия: Т.А.Фалькович Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.

Содержание программы

На занятиях по развитию речи детей шестого года жизни учат понимать объяснения педагога и отражать в речи знания природоведческого, исторического, математического характера; выделять существенные признаки предметов, доступные пониманию дошкольников; сравнивать предметы между собой, указывая на отличительные и сходные признаки; выделять причину простейших явлений; группировать предметы, имеющие сходные признаки.

Проводить сравнение, анализ, обобщение, уметь использовать в речи не только простые, но и сложные грамматические конструкции, иметь достаточно богатый активный словарь.

Режим реализации программы

Общее количество образовательных ситуаций в год

Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю

Длительность непосредственно образовательной ситуации

Форма организации образовательного процесса

33

1 раз в неделю

25 минут

групповая

практических занятий - 33

Цель программы: овладение детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Основные задачи по программе

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

Приучать детей — будущих школьников проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

Совершенствовать речь как средство общения.

Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т.п.

Опираясь на опыт детей, и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим их обсуждением с воспитателем и сверстниками.

Развивать построение высказывания, помогать детям более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

Помогать осваивать формы речевого этикета.

Продолжать развивать умение содержательно, эмоционально рассказывать сверстникам об интересных фактах и событиях. Приучать детей к самостоятельности суждений.

 Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи

 Формирование словаря

Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря.

Побуждать детей интересоваться смыслом слов.

Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Помогать детям осваивать выразительные средства языка.

 Звуковая культура речи

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

 Грамматический строй речи

Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.д.).

 Связная речь

Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать культуру речевого общения.

Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Специфика модели интеграции состоит в том, что решение основных задач области «Коммуникация» осуществляется во всех образовательных областях.

Соответственно и эффективная реализация психолого-педагогических задач других областей невозможна без полноценной коммуникации.

«Физическая культура»

Формирование речевых навыков в процессе занятий физической культурой, развитие коммуникативных функций.

«Здоровье»

Формирование представлений о здоровье средствами коммуникации в различных видах деятельности.

«Познание»

Развитие речевых навыков детей, формирование различных сторон речевой деятельности в процессе познания

«Труд»

Формирование трудовых умений посредством речевой коммуникации, углубление представлений о видах и способах трудовой деятельности

«Социализация»

Расширение представлений о мире людей и месте ребенка в окружающем мире средствами коммуникации

«Безопасность»

Формирование безопасных способов взаимодействия с окружающей средой посредством развития коммуникативных навыков ребенка

«Чтение художественной литературы»

Использование художественных произведений для формирования всех сторон речевого развития и способов коммуникативной деятельности

« Художественное творчество»

Развитие коммуникативных функций ребенка в процессе освоения различных видов художественной деятельности

«Музыка»

Использование средств музыки для реализации задач развития коммуникативной сферы ребенка

Тематический план

п/п

Программное содержание

Количество занятий

 

1

Лето, лето скажи нам ,где ты?

1

 

2

 

Мы в лес пошли ,мы грибок нашли.

1

 

3

Огород на целый год.

1

 

4.

Золотая осень

1

 

5.

Колобок на новый лад

1

 

6-7.

Путешествие в лес

2

 

8.

Живые картинки

1

 

9.

Заколдованная страна (транспорт)

1

 

10.

Наша улица

1

 

11.

Маленькие человечки

1

 

12.

Экскурсия в парк

1

 

13.

Хорошо -плохо

1

 

14.

Камень,брошенный в воду или фантастические гипотезы

1

 

15

Пересказ сказки «Как петушок лису перехитрил»

1

 

16.

Конкурс красоты

1

 

17.

Помогите бабушке Федоре

1

 

18.

Бином фантазии

1

 

19

Превращение маленьких человечков

1

20

 

Хороший- плохой огонь

1

21.

Загадки художника

1

22.

Волшебный кружок

1

23.

Зайчик серый ,где ты бегал?

1


 

24.

Заюшкина избушка

1

25.

Угадай сказку

1

26.

Почему сердится Мойдодыр?

1

27.

Магазин игрушек

1

28

Знакомые незнакомцы

1

29

Пересказ рассказа Е.Чарушина «Ёж»

1

30-31.

Город загадочных частей

2

32-33

Весенняя поляна

2

Список литературы:

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы»/ Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика – Синтез,2010.

 Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.

Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. - М.: Педагогическое общество России, 2007.

Серия «Грамматика в картинках»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации